Проектирование информационной системы 'Гостиница'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    329,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование информационной системы 'Гостиница'

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

"Российский государственный аграрный университет - МСха имени К.А. Тимирязева" (ФГБОУВОргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

Факультет "Прикладная информатика в экономике"

Кафедра "Инжиниринг бизнес-процессов"








Курсовая работа

Проектирование информационной системы "Гостиница"


Исполнитель

Студентка группы 21И/13 07

Казакова Е.Н.




 

г. Москва 2015 г.

Содержание

гостиница учет заявка модель

Введение

. Анализ предметной области

2. Создание модели ИС с AllFusion Process Modeler 4.0 (Bpwin 4.0)

.1 Модель AS_IS. Диаграмма IDEF0

. Модель TO_BE. Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами

.1 Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)

.2 Диаграммы методологии IDEF3 (Workflow Diagramming)

Заключение

Список литературы

Введение

В век информационных технологий компьютеры, обладая большими функциональными возможностями, находят применение в различных сферах человеческой деятельности, связанных с представлением данных и обработкой информации.

В современном обществе все большую популярность приобретают процессы автоматизации работ, своевременной обработки информации. Это способствует совершенствованию организации производства, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, оперативному и долгосрочному планированию. В настоящее время все организации стремятся минимизировать затраты рабочего времени, а также материальных и трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Данные задачи позволяют решить автоматизированные информационные системы.

Создание и использование информационных систем и баз данных становится неотъемлемой составляющей деятельности современного человека и преуспевающих организаций и предполагает, что основные операции по хранению, накоплению и дельнейшей переработке информации перекладываются на вычислительную технику. Специалист выполняет только часть ручных операций. Исходя из этого, все большую актуальность приобретает освоение принципов построения и применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

В данной работе необходимо разработать предложения по автоматизации для гостиницы.

Объектом исследования является гостиница.

Цель курсового проекта: разработка информационной системы "Гостиница", обеспечивающей автоматизацию процессов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)      исследовать систему учета подачи заявок;

2)      разработать функциональную модель предметной области (модель AS-IS);

)        разработать поведенческую модель (модель IDEF0, IDEF3).

В данном курсовом проекте в качестве исследуемой организации рассматривается гостиница, которая предоставляет номера постояльцам с целью получения прибыли.

Работа гостиницы связана с накоплением очень большого количества информации о клиентах. Очень трудно осуществлять быстрый отбор нужных данных, если информация хранится на бумажных носителях.

Гостиница оказывает следующие услуги:

¾      предоставление номеров,

¾      обслуживание номеров,

¾      администрирование телефонных переговоров.

Целью разработки информационной системы является максимально возможное устранение ошибок в работе персонала, а также автоматизирование процессов создания документации и отчетов, простой и быстрый поиск, уменьшение времени выполнения каждой функции.

1. Анализ предметной области


Гостиничный сервис - ведущая отрасль сферы обслуживания.

Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания.

С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб. К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фондом; административная; коммерческая служба; служба питания; инженерно-технические и вспомогательные службы.

)        Служба управления номерным фондом осуществляет основные бизнес-процессы по приему и обслуживанию гостей, и во многом именно она определяет качество предоставляемых услуг. С этой точки зрения эта служба является одним из основных объектов, в первую очередь подлежащих автоматизации.В состав этого подразделения входят работники службы приема и размещения (Front-Office),персонал по обслуживанию номерного фонда (Housekeeping),объединенная сервисная служба, включая швейцаров, посыльных, носильщиков, водителей автомобилей, службу безопасности и др.

Основные функции:

¾      бронирование номеров,

¾      прием, регистрация и размещение гостей,

¾      прием оплаты за предоставленные услуги и оформление необходимой документации при выезде гостей,

¾      оказание разнообразных бытовых услуг гостям,

¾      поддержание санитарно-гигиенического состояния номеров.

)        Административная служба осуществляет основные бизнес-процессы, связанные с управлением отелем в целом, координацией деятельности всех служб отеля, решением финансовых вопросов и кадрового обеспечения, контрольные функции и т.п. Обычно в состав этой службы входят директор и топ-менеджеры отеля, бухгалтерия, финансовая служба, отдел кадров и др. С точки зрения информационных процессов эта служба представляет собой то ядро, которое должно объединять информационно воедино все службы отеля. Работники этого блока, как правило, имеют наиболее полные права доступа ко всей информации, функционирующей в системе управления отелем.

)        Коммерческая служба обычно представлена отделами маркетинга и рекламы, которые выполняют задачи, связанные с исследованием рынка, конкурентов, выявлением потребностей постоянных и потенциальных гостей, разработкой и реализацией рекламных компаний, мероприятиями по связям с общественностью и т.п. Основная цель службы - продвижение существующего гостиничного продукта, а также выработка предложений по созданию новых видов услуг, которые с высокой степенью вероятности будут востребованы на рынке.

)        В службу питания входят рестораны, бары, предприятия быстрого питания, кафе, буфеты и т.п. Эта служба предоставляет одну из основных услуг - приготовление и реализацию пищи, которая входит в состав комплексного гостиничного продукта. В структуре гостиничного предприятия это одна из важнейших служб, непосредственно осуществляющая обслуживание гостей. Информационно служба питания является относительно самостоятельной структурой, но, тем не менее, связана со службой приема и размещения, так как планирование и прогнозирование объемов продаж непосредственно зависит от числа гостей.

)        Инженерно-технические службы занимаются обслуживанием систем тепло- и водоснабжения, кондиционирования, электротехнических устройств, систем связи и телевещания и т.п. С точки зрения управления этой подсистемой основное внимание должно уделяться автоматизации управления технологическими процессами. Информационно эта служба должна быть связана со службой управления номерным фондом, откуда обычно поступает информация о возникших технических неисправностях в номерном фонде.

)        Вспомогательные службы предоставляют дополнительные платные услуги. Сюда могут быть отнесены парикмахерские, сауны, солярии, спортзалы, бассейны и т.п. Эти службы информационно связаны со службой приема и размещения, куда поступает информация о полученных дополнительных услугах, стоимость которых учитывается при оформлении счета гостя.

Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий.

Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным для российских гостиниц.

Любая гостиница - это единый организм, слаженное функционирование которого требует комплексной автоматизации.

Программы, которые позволяют координировать бизнес-процессы гостиницы, называются автоматизированными системами управления (АСУ) или PMS (Property Management System). Основой PMS-системы является автоматизация процессов бронирования номеров, приема и размещения гостей, расчетов с ними, а также контроль за состоянием номерного фонда.

Развитие PMS-систем начиналось именно с такого функционала, а PMS- системы ранее так и назывались - Front-Office (системы портье).

В данной работе в качестве исследуемой организации рассматривается гостиница, которая предоставляет номера постояльцам с целью получения прибыли.

Гостиница оказывает следующие услуги:

¾      предоставление номеров,

¾      их обслуживание,

¾      администрирование телефонных переговоров.

При разработке ИС гостиницы был использован системный структурный подход. Методология этого подхода заключается в разработке модели на основе представления о функциях ИС или на элементах (планах, данных, оборудовании и т.д.). Модели ИС (активностные модели) согласно методологии представляются в виде диаграмм, которые иерархически упорядочены. Активностная модель представляет собой совокупность активностей взаимосвязанных через объекты (элементы) системы.

Для проведения анализа и организации бизнес-процессов гостиницы используется CASE-средство верхнего уровня BPWin.

2. Создание модели ИС с AllFusion Process Modeler 4.0 (Bpwin 4.0)

Для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов предназначено CASE-средство верхнего уровня AllFusion Process Modeler (BPwin), поддерживающее методологии:

¾      IDEF0 (функциональная модель);

¾      DFD (DataFlow Diagram);

 

.1 Модель AS_IS. Диаграмма IDEF0


Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ).

Отличительной особенностью IDEF0 является её акцент на соподчинённость объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность. Стандарт IDEF0 представляет организацию как набор модулей, здесь существует правило - наиболее важная функция находится в верхнем левом углу, кроме того есть правило стороны:

стрелка входа приходит всегда в левую кромку активности,

стрелка управления - в верхнюю кромку,

стрелка механизма - нижняя кромка,

стрелка выхода - правая кромка.

Описание выглядит как "чёрный ящик" с входами, выходами, управлением и механизмом, который постепенно детализируется до необходимого уровня. Также для того чтобы быть правильно понятым, существуют словари описания активностей и стрелок. В этих словарях можно дать описания того, какой смысл вы вкладываете в данную активность либо стрелку.

Данная модель используется при организации бизнес - проектов и проектов, основанных на моделировании всех процессов: как административных, так и организационных.

Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. Построим функциональную схему бизнес-модели организации и интегрированной в нее CRM-системы, опишем все необходимые бизнес-процессы с точностью, достаточной для однозначного моделирования деятельности разрабатываемой системы. Для этого воспользуемся программным средством AllFusion Process Modeler и опишем информационную модель системы на основе методологий IDEF0, IDEF3 и DFD.

Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы.

Рисунок 1 - Контекстная диаграмма IDEF0. Функционирование гостиницы.

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис.1 это "Клиенты" и "Оплата за услуги"), выхода (основной результат процесса - "Оказанные услуги" и "Прибыль"), управления ("Законы РФ" и "Устав гостиницы") и механизмов ("Материальная база", "Помещение", "Персонал" - это ресурсы, необходимые для процесса функционирования гостиницы).

"Клиенты" - это, для кого гостиница работает. Они платят гостинице деньги в качестве платы за оказываемые услуги. Получение прибыли - цель коммерческой деятельности. Значит, чтобы добиться этой цели гостиница должна оказать услуги клиентам.

"Законы РФ" и "Устав гостиницы" - это правила, которыми управляется процесс функционирования гостиницы, как предприятия со своими внутренними правилами, и также обязанного жить согласно законодательству конкретной страны. В оказании услуг принимает участие "Персонал" гостиницы. Чтобы предоставить номера и получить прибыль, в деятельности гостиницы должны участвовать "Помещение" и "Материальная база" - обстановка здания, техника в номерах, инвентарь и т.д.Name: Гостиница: Модель описывает деятельность гостиницы, а именно следующие предоставляемые ею услуги:

¾      предоставление номеров,

¾      их обслуживание,

¾      администрирование телефонных переговоров.

После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции).

Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции.

Рисунок 2 - Диаграмма декомпозиции IDEF0. Функционирование гостиницы.

Весь процесс "Функционирования гостиницы" разбивается на 3 блока:

) "Предоставление номеров" иллюстрирует деятельность сдачи номеров с предварительной регистрацией;

) "Обслуживание номеров" представляет собой процесс поддержания персоналом гостиницы порядка в номерах;

) "Обеспечение телефонных переговоров" - это совокупность оказываемых гостиницей услуг по предоставлению постояльцам телефона, взиманию платы за переговоры и ведению учета переговоров.

После дальнейшего разбиения диаграммы получаем 3 диаграммы декомпозиции, описывающие каждая одну из работ, представленных на диаграмме верхнего уровня (на рис. 2).

Общие стрелки, перешедшие с диаграммы верхнего уровня, опишем с помощью отчета.

for Diagram:

Link Name

Link Definition

Link Status

Link Author

Прибыль

Сумма всех выплат за услуги, оказанные клиентам. Часть этой суммы покроет расходы гостиницы, часть - вернётся в гостиницу в виде вложений для поддержания уровня услуг, частичного обновления хозяйственной части. Оставшаяся прибыль - это чистый доход.

WORKING


Персонал

Люди, работающие в гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и холлов, оказание услуг, связанных с телефонными переговорами из гостиницы

WORKING


Помещение

Помещение гостиницы. Платежи по аренде этого помещения включены в оплату услуг, то есть ежемесячные расходы, покрываемые из прибыли.

WORKING


Плата за услуги

Часть прибыли, формирующейся из оплаты оказываемых услуг, снова возвращается в систему. Это необходимо для поддержания высокого качества сервиса, для хозяйственных нужд и выплаты заработной платы персоналу.

WORKING


Клиенты

Люди, создающие спрос на услуги гостиницы.

WORKING


Материальная база

В это определение включены: обстановка комнат и холлов, различные бытовые средства и приспособления для уборки помещений, а также постельное бельё и предметы гигиены, предоставляемые клиентам навсегда или на время.

WORKING


Устав гостиницы

Свод правил, которым должны подчиняться все служащие гостиницы.

WORKING


Законы РФ

Законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых нами услуг. (Обязательство конфиденциальности почтовых пакетов, телефонных разговоров и обеспечение сохранности вещей клиентов в номерах, гарантируемое системой ключей и ответственностью персонала).

WORKING




Рисунок 3 - Диаграмма декомпозиции IDEF0. Предоставление номеров.

Опишем диаграмму, представленную на рис.3, с помощью отчета, сгенерированного Bpwin.

for Diagram: А1, Предоставление номера.

Activity Name

Activity Definition

Activity Status

Activity Author

Object Type

Activity Number

Резервирование номеров

Предоставление услуги резервирования номера позволяет клиентам заранее запланировать и оговорить пребывание в нашей гостинице.

WORKING

A11

Оформление поселения

Оформление въезда включает в себя процедуру идентификации личности в согласии с законами РФ, то есть при поселении в гостинице необходимо иметь с собой паспорт (удостоверяющий вашу личность документ).

WORKING


Activity

A12

Приём предоплаты

Поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания или при изменении срока пребывания (дополнительная оплата после окончания срока проживания и при желании его продления).

WORKING


Activity

A13

Администрирование ключей

Администрирование ключей осуществляется в согласии с законом РФ и включает в себя: хранение ключей от номеров, их охрану и выдачу только лично постояльцу в руки.

WORKING


Activity

A14

Оформление выезда

Оформление выезда включает в себя формирование итогового счёта за вычетом предоплаты

WORKING


Activity

A15


Работа "Проверка счетов" иллюстрирует деятельность по формированию итогового и текущих счетов в отделе бухгалтерии.

Слабые связи, не представленные на диаграмме высшего уровня:

Неоплаченные счета - итоговый счет или сводка текущих платежей за проживание в гостинице и пользование услугами, подсчитанный и проверенный бухгалтерией и направляемый администратору гостиницы для предъявления постояльцу.

Счёт - частичные данные о платежах и счетах клиента в том виде, в каком они фиксировались у администратора и в отделе по регистрации телефонных переговоров. Это также запрос в бухгалтерию на формирование суммарных счетов постояльца.

Зарезервирование номера - номера гостиницы, которые займут уже известные клиенты, по запросу при оформлении въезда. До тех пор они не участвуют в деятельности по оформлению въездов.

Ключи от номеров - получаемые при въезде ключи от номера.

Выбранные тарифы - категория номера, выбранная на стадии оформления въезда, влечет за собой суточный тариф проживания в гостинице.

Рисунок 4 -Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обслуживание номеров.

Опишем диаграмму, представленную на рис. 4, с помощью отчета, сгенерированного Bpwin.

Report for Diagram: А2, Обслуживание номеров.

Activity Name

Activity Definition

Activity Status

Activity Author

Object Type

Activity Number

Подготовка номеров

Подготовка - это уборка номера перед въездом следующего постояльца.

WORKING


Activity

A21

Плановое обслуживание номеров

Плановое обслуживание номеров - регулярное обслуживание номеров во время проживания постояльцев в гостинице.

WORKING


Activity

A22


Эта диаграмма напоминает контекстную диаграмму (рис. 1). Обе работы (на рис. 4) не зависят друг от друга и имеют на входах - "Клиентов" и "Плату за услуги", на выходах - "Оказанные услуги" и "Прибыль", на управлении - "Законы РФ" и "Устав гостиницы", влияющие на всю деятельность гостиницы, и на механизмах - "Материальную базу", "Помещение" и "Персонал" - ресурсы, необходимые для выполнения этих работ.

Опишем диаграмму, представленную на рис. 5, с помощью отчета, сгенерированного Bpwin:

for Diagram: A3, Обеспечение телефонных переговоров

Activity Name

Activity Definition

Activity Status

Activity Author

Object Type

Activity Number

Оповещение о пропущенных звонках

Персонал оповещает постояльца номера о пропущенных звонках и оставленных сообщениях.

WORKING


Activity

A31

Соединение с номером

Соединение с номером объединяет в себе соединение по запросу клиента, а также звонки, поступающие клиенту на номер телефона, числящийся за ним в течение всего времени пребывания в гостинице.

WORKING


Activity

A32

Ведение статистики телефонных переговоров

В статистике переговоров учитывается количество переговоров постояльца по гостиничному телефону и их тарифы.

WORKING

A33

Оплата телефонных переговоров.

Оплата телефонных переговоров по междугородней связи, а также доплата за пользование телефоном гостиницы.

WORKING


Activity

A34


Счёт - платежи за телефонные переговоры по междугородней связи, а также доплата за пользование телефоном гостиницы.

Переговоры - данные о времени, номере телефонного звонка.

Рисунок 5 - Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обеспечение телефонных переговоров.

3. Модель TO_BE. Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами


Если в процессе моделирования нужно осветить специфические стороны технологии предприятия, BPwin позволяет переключиться на любой ветви модели на нотацию IDEF3 или DFD и создать смешанную модель.

.1 Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)

Диаграмма потоков данных DFD - методология графического структурного анализа, описывающая внешние по отношению к системе источники и адресаты данных, логические функции, потоки данных и хранилища данных, к которым осуществляется доступ. Диаграмма потоков данных - один из основных инструментов структурного анализа и проектирования информационных систем, существовавших до широкого распространения UML. Информационная система принимает извне потоки данных. Для обозначения элементов среды функционирования системы используется понятие внешней сущности. Внутри системы существуют процессы преобразования информации, порождающие новые потоки данных. Потоки данных могут поступать на вход к другим процессам, помещаться (и извлекаться) в накопители данных, передаваться к внешним сущностям.

Модель DFD, как и большинство других структурных моделей - иерархическая модель. Каждый процесс может быть подвергнут декомпозиции, то есть разбиению на структурные составляющие, отношения между которыми в той же нотации могут быть показаны на отдельной диаграмме.

Когда достигнута требуемая глубина декомпозиции - процесс нижнего уровня сопровождается мини-спецификацией (текстовым описанием).

Нотация DFD - удобное средство для формирования контекстной диаграммы, то есть диаграммы, показывающей разрабатываемую АИС в коммуникации с внешней средой. Это - диаграмма верхнего уровня в иерархии диаграмм DFD. Ее назначение - ограничить рамки системы, определить, где заканчивается разрабатываемая система и начинается среда. Теперь воспользуемся методикой DFD и построим модель системы в виде диаграмм потоков данных для обеспечения правильного описания входных и выходных информационных потоков, а также обозначим использование БД в ИС.

На рис. 6 представлена "Диаграмма декомпозиции в нотации DFD. Резервирование номеров, описывающая деятельность по резервированию номеров. На диаграмме представлены:

¾      "Клиента" и "Персонал" - это внешние ссылки, источник данных из вне модели.

¾      "Устав гостиницы" и "Данные о номерах гостиницы" - хранилища данных.

Эти данные хранятся на данный момент в бумажном эквиваленте. Создание клиентского приложения позволит все эти данные хранить в электронном виде и облегчит обновление данных о номерах гостиницы и постояльцах.

Рисунок 6 - Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Резервирование номеров.

В отличие от стрелок IDEF0, которые представляют собой жесткие взаимосвязи, стрелки DFD показывают, как объекты (включая данные) двигаются от одной работы к другой. Например, "Заказ" в какой-либо форме (телефонный звонок или электронное письмо на адрес гостиницы), приходит от клиента и инициирует процедуру "Обработки заказа". Эту процедуру выполняет "Персонал", в чьи обязанности это входит. Персонал запрашивает "Данные о номерах" из хранилища данных (гостиничный журнал или электронный БД) и, согласуя с "Правилами предоставления номеров" (содержащимися в уставе гостиницы), отказывает клиенту в резервировании номера или:

¾      резервирует номер,

¾      после "оформления заказа номера" обновляет данные о номерах - заносит "Обновленные данные о номерах" в хранилище "Данных о номерах гостиницы".

На рис. 7 представлена "Диаграммы декомпозиции в нотации DFD". Оформление заселения, описывающая деятельность по оформлению поселения. На диаграмме представлены:

) "Клиента" и "Персонал" - это внешние ссылки, источник данных из вне модели.

) "Устав гостиницы", "Документы клиенты" (паспорт в бумажном виде или другой удостоверяющий личность документ), "Законы РФ", "Данные о номерах гостиницы" - хранилища данных.

Все работы, представленные на диаграмме выполняются "Персоналом" в соответствие с "Перечнем обязанностей". Клиент запрашивает номер в гостинице ("Отказ" возможен в случае отсутствия свободных номеров в гостинице) или активизирует свой "Зарезервированный номер". Если после "Обработки запроса" с участием "Данных о номерах" из хранилища, запрос удовлетворяется:

¾      постоялец предъявляет свои "Документы", выбирает тарифы проживания, проходит регистрацию и получает ключи от номера,

¾      "Персонал" оформляет въезд постояльца и обновляет данные о номерах гостиницы в хранилище "Данных о номерах гостиницы".

Все это "Персонал" делает, руководствуясь "правилами поселения", прописанными в "Уставе гостиницы", и "Законами и постановлениями РФ", регламентирующими, например, обязательную идентификацию личности граждан при поселении в гостинице.

Рисунок 7 - Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Оформление заселения.

.2 Диаграммы методологии IDEF3 (Workflow Diagramming)

- методология моделирования и стандарт документирования процессов, происходящих в системе. Метод документирования технологических процессов представляет собой механизм документирования и сбора информации о процессах. IDEF3 показывает причинно-следственные связи между ситуациями и событиями в понятной эксперту форме, используя структурный метод выражения знаний о том, как функционирует система, процесс или предприятие. Система описывается как упорядоченная последовательность событий с одновременным описанием объектов, имеющих отношение к моделируемому процессу.состоит из двух методов:Flow Description (PFD) - Описание технологических процессов, с указанием того, что происходит на каждом этапе технологического процесса. Object State Transition Description (OSTD) -описание переходов состояний объектов, с указанием того, какие существуют промежуточные состояния у объектов в моделируемой системе.

Основу методологии IDEF3 составляет графический язык описания процессов. Модель в нотации IDEF3 может содержать два типа диаграмм:

¾      диаграмму Описания Последовательности Этапов Процесса (Process Flow Description Diagrams, PFDD)

¾      диаграмму Сети Трансформаций Состояния Объекта (Object State Transition Network, OSTN).

В IDEF3 используются следующие типы объектов:

¾      работа (UnitofWork, Activity);

¾      стрелка (Arrow);

¾      перекресток, или коннектор (Junction);

¾      ссылочный объект (Referent).

Работы являются центральными компонентами модели. В IDEF3 работы изображаются прямоугольниками с прямыми углами и имеют имя, обозначающим процесс действия, одиночным или в составе фразы, и номер связи. Связи показывают взаимоотношения работ. Все связи в IDEF3 однонаправлены и могут быть направлены куда угодно, но обычно диаграммы IDEF3 стараются построить так, чтобы связи были направлены слева направо перекрестки. Окончание одной работы может служить сигналом к началу нескольких работ, или же одна работа для своего запуска может ожидать окончания нескольких работ. Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния и разветвления стрелок. Перекресток не может использоваться одновременно для слияния и для разветвления.

Всё перекрестки на диаграмме нумеруются, каждый номер имеет префикс J. В отличие от IDEF0 и DFD в IDEF3 стрелки могут сливаться и разветвляться только через перекрестки.

Для описания логики взаимодействия информационных потоков более подходит workflow diagramming (Маклаков С.В. "Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite"). Диаграммы Workflow могут быть использованы в моделировании бизнес-процессов для анализа завершенности процедур обработки информации.

На Диаграмме декомпозиции в нотации IDEF3. Проверка счетов (на рис. 8) иллюстрируется "Проверка счетов".

Как только счет запрошен, запускаются все последующие за перекрестком (AND) процессы:

¾      "Формирование счета за телефонные переговоры";

¾      "Формирование счета за услуги";

¾      запускается "Анализ сроков пребывания" постояльца в гостинице, по окончании которого запускается процесс "Формирования счет за проживание", учитывающий в своей работе "Результаты анализа".

"Учет" - это стрелка отношения (Relational Link). Мы использовали ее для изображения связи между процессом "Формирования счета за проживание" объектом ссылки "Внесенная предоплата", учет которого важен для результатов процесса.

Стрелки с двумя наконечниками: "Счет за проживание", "Счет за телефонные переговоры" и "Счет за услуги" - обозначают потоки объектов (Object Flow). В данном случае, мы их применяем для описания того факта, что эти объекты порождается в одной работе ("Формирование счета…") и используется в процессе "Формирования итогового счета".

Рисунок 8 - Диаграммы декомпозиции в нотации IDEF3. Проверка счетов.

 


Заключение


В результате курсового проекта была спроектирована информационная система гостиницы.

Данная система удовлетворяет всем требованиям, предъявленным в задании, и реализует большинство необходимых сотрудникам гостиницы функций. В результате выполнения курсовой работы был сделан вывод, что сегодня внедрение информационных систем может способствовать:

¾      получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.

¾      освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

¾      обеспечению достоверности информации;

¾      замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов;

¾      уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.

Список литературы


1.      Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. - М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2012. - 224 с.

.        Маклаков С.В. BPWin и ERWin. CASE - Средства разработки информационных систем. - М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2013. - 256 с.

.        Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии. - Производственное издание, 2012. - 192 c.

.        Вендров А.М., "Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем" М: "Финансы и статистика", 2010.

.        Гвоздева Т.В., Баллод Б.А., Проектирование информационных систем, Издательство: Феникс, 2011.

.        Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство "Финпресс", 2010. - 416 с.

.        Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем: Учебное пособие / Заботина Н.Н. -Братск: Филиал ГОУВПО "БГУЭП", 2010. - Ч. 1 - 146 с.

.        Левина Л.И. Методологические проблемы проектирующей деятельности: Дис. канд. филос. наук. - СПб, 2010. - 158 с.

.        Сиговцев Г.С. Информационные системы. Учебное пособие. Петрозаводск. Изд-во ПетрГУ, 2012. - 220 с.

11.    <http://www.gostinizy.ru>

Похожие работы на - Проектирование информационной системы 'Гостиница'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!