Управление пассивными операциями банка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    400,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление пассивными операциями банка

Оглавление

Введение

.Управление пассивными операциями банка

.1 Пассивные операции банка и их характеристика

.2 Политика управления пассивными операциями коммерческого банка

.3 Методы управления пассивными операциями

. Направления совершенствования управления пассивными операциями ОАО «Сбербанк России»

.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»

.2 Финансовый менеджмент в Сбербанке России

.3 Характеристика пассивных операций ОАО «Сбербанк России»

.4 Управление пассивными операциями в ОАО «Сбербанк России» и мероприятия по его совершенствованию

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране играют банки. В настоящее время уже не только специалисты, но и широкие круги общественности воспринимают как аксиому тот факт, что развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, немыслимо без разнообразного и качественного предоставления субъектам рынка банковских услуг. Банки стремятся к тому, чтобы набор и качество предоставляемых ими услуг соответствовали современным международным стандартам, и к тому, чтобы занять прочное место в мировой банковской системе.

Целью курсовой работы является - управление пассивными операциями коммерческого банка и его совершенствование.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть пассивные операции банка и их характеристика;

рассмотреть политику управления пассивными операциями банка;

рассмотреть методы управления пассивными операциями банка;

охарактеризовать зарубежный опыт управления пассивными операциями;

дать общую характеристику анализируемого банка;

провести анализ пассивных операций банка;

дать оценку системы управления пассивными операциями;

рассмотреть мероприятия по совершенствованию системы управления пассивными операциями.

Объект исследования - ОАО «Сбербанк», который является одним из крупнейших финансовых институтов России и лидером в ключевых сегментах российского рынка финансовых услуг.

Предмет исследования - пассивные операции ОАО «Сбербанк»

1. Управление пассивными операциями банка

 

.1 Пассивные операции банка и их характеристика


Определение банка как учреждения, которое аккумулирует свободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделять в его деятельности пассивные и активные операции.

С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.

Исторически пассивные операции играли первичную роль по отношениям к активам, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов. Структура ресурсов коммерческого банка представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура ресурсов коммерческого банка

Основные объемы ресурсной базы коммерческого банка составляют привлеченные и заемные средства, которые образуются в результате исполнения банком операций, формирующих его пассивы.

Анализ литературы по теме исследования показал, что большинство авторов определяют пассивные операции коммерческих банков, как операции, связанные с формированием ресурсов банка.

Дискуссионные вопросы определения пассивных операций коммерческих банков представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Дискуссионные вопросы определения пассивных операций

Автор

Определение

Балабанов И.Т.

Пассивные операции - это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов коммерческого банка.

А.А. Голубев, А.В. Абакумов Л.Г. Мишура

Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных или активно-пассивных счетах. С помощью пассивных операций КБ формирует свои ресурсы и суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг и т.п., в результате которых банковские ресурсы увеличиваются.

Жарковская Е.П

С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы. Исторически пассивные операции играют первичную и определяющую роль по отношению к активным, т.к. для их осуществления необходимо иметь достаточный объем ресурсов.

Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д

Операции, связанные с формированием ресурсов банков, относятся к пассивным.

Грязнова А.Г., Думная Н.Н.

Пассивные операции банка - это операции по мобилизации денежных средств. Результатом проведения пассивных операций банка является формирование банковских ресурсов, которые отражаются в пассиве баланса банка. Средства, полученные в результате пассивных операций, являются основой дальнейшей банковской деятельности. Пассивные операции коммерческих банков связаны и с формированием и увеличением собственного капитала (собственных средств) банка.

Лаврушин О.И.

Пассивные операции - операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов последних. Значение пассивных операций для банка велико.


Кроме того, существуют различные мнения по поводу того какие именно операции относятся к пассивным. Дискуссии, связанные с данным вопросом представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Дискуссионные вопросы определения видов пассивных операций

Автор

Пассивных операций

Жарковская Е.П

В отечественной практике к пассивным операциям коммерческих банков относят: прием вкладов (депозитов) в российской и иностранной валюте; • открытие и ведение счетов клиентов, в том числе счетов ЛОРО банков-корреспондентов в российской и иностранной валюте; • выпуск собственных ценных бумаг (акций и облигаций), а также выпуск ценных бумаг как финансовых инструментов (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов) в российской и иностранной валюте; • получение межбанковских кредитов (в том числе централизованных, приобретенных на аукционах, либо полученных от Банка России).

Лаврушин О.И.

К пассивным операциям банка относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие срочных счетов граждан, предприятий и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков, и т. д.

Злобина Л.А.

Принято различать четыре формы пассивных операций коммерческих банков: - первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка; - отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов; - получение кредитов от других юридических лиц; - депозитные операции.


На мой взгляд более точной и правомерной является трактовка Жарковской Е.П., но так же я согласна с мнением Злобиной Л.А., что к пассивным операциям относится такая форма операций как отчисление от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. По -мнению таких авторов как Грязновой А.Г., Думной и Н.Н,Жарковской Е.П пассивные операции играют основополагающую роль в деятельности банка. Следует согласиться с мнением данных авторов, ведь именно с помощью пассивных операций банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.

Особую форму банковских ресурсов представляют собственные средства (капитал) банка. Собственный капитал, имея четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является финансовой базой развития банка. Он позволяет осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам и кредиторам в случае возникновения убытков и банкротства банков; поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банка.

В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенную в течение года прибыль. Основным элементом собственного капитала банка является уставный фонд (капитал). В зависимости от формы организации банка по-разному формируется его уставный капитал. Если банк создается как акционерное общество, то его уставный фонд образуется за счет средств, поступивших от реализации акций. Банк, являющийся обществом с ограниченной ответственностью, формирует уставный капитал за счет паевых взносов участников. Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд полностью формируется за счет взносов участников (юридических и физических лиц) и служит обеспечением их обязательств.

Размер уставного фонда, порядок его формирования и изменения определяются Уставом банка. Сумма уставного капитала законодательно не ограничивается, но для обеспечения устойчивости банка центральным банком устанавливается минимальный размер его уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.

Увеличение уставного фонда может осуществляться как за счет средств акционеров (пайщиков) банка, так и его собственных средств (резервного и специальных фондов), дивидендов акционеров (пайщиков), прибыли. Резервный фонд (капитал) предназначен для покрытия возможных убытков банка по проводимым им операциям. Величина его устанавливается в процентах к уставному фонду. Источником формирования резервного фонда являются отчисления от прибыли.

Основные пассивные операции коммерческого банка - депозитные. Депозитные операции - это срочные и бессрочные вложения клиентов банка.

Вклады (депозиты) - это денежные средства, переданные в банк их собственником (в наличной или безналичной форме, в национальной или иностранной валюте) для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Для банков вклады - это главный вид их пассивных операций и, следовательно, основной ресурс для проведения активных операций. Существуют различные признаки классификации вкладов. В зависимости от вкладчика депозиты принято разделять на депозиты физических и юридических лиц. В зависимости от срока изъятия вклады подразделяются на срочные депозиты и депозиты до востребования. Вклады до востребования размещаются в банках на различных счетах, открываемых клиентами. Они предназначены для осуществления текущих расчетов и в любой момент могут быть полностью или частично востребованы. Изъятие вкладов возможно как наличными деньгами, так и в форме безналичных расчетов.

При регулярном использовании средств, хранящихся на текущих счетах, у клиентов все равно остаются определенные неиспользованные остатки. Это связано с оседанием средств на пассивных счетах в коммерческих банках в течение отрезка времени, установить который в момент их поступления на счет практически невозможно. Такими являются расчетные счета, текущие счета и бюджетные счета, на которых хранятся целевые средства, корреспондентские счета по расчетам с другими банками, а также средства в расчетах. Банк, открывая счета клиентам, использует кредитовые остатки по счетам для проведения активных кредитных операций.

Вклады до востребования в своей основе нестабильны, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками. По этой причине владельцам счетов выплачивается низкий процент или он вообще не выплачивается. В условиях возросшей конкуренции по привлечению вкладов коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг владельцам счетов, а также повышая качество их обслуживания.

Срочные вклады - это денежные средства, зачисляемые на депозитные счета на строго оговоренный срок с выплатой процента. Ставка процента по ним зависит от размера и срока вклада. То обстоятельство, что владелец срочного вклада может распоряжаться им только по истечении оговоренного срока, не исключает возможность досрочного получения в банке своих денежных средств. Однако в этом случае у клиента понижается размер процента по вкладу. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.

Рассмотрим понятие управления пассивами коммерческого банка в работах отечественных авторов.

Эриашвили Н. Д. относит управление пассивами к одному из подходов к решению проблем ликвидности коммерческого банка. Стратегия управления пассивами - это заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия ожидаемого спроса на ликвидные средства. Это способ считается наиболее рискованным из-за доступности кредита и изменчивости процентных ставок.

Жарковская Е. П. выделяет следующие основные направления управления пассивами банка :

первое обусловлено совокупностью мер, предпринимаемых для формирования основной части пассивов, состоящей из привлеченных средств клиентов. Банк должен выработать определенную стратегию, применение которой на практике приведет к созданию желаемой структуры пассивов, которая будет отвечать требованиям ликвидности и платежеспособности;

второе связано с поддержанием ликвидности через управляемые пассивы, т. е. средства, которые банк может привлечь по своей инициативе. Методы, предполагающие использование управляемых пассивов, являются некоторой альтернативой политике накопления ликвидных активов в балансе банка. Они предусматривают привлечение дополнительных средств с помощью различных финансовых инструментов для погашения обязательств в короткие сроки;

третье заключается в управлении элементами собственного капитала банка. Необходимо своевременно проводить формирование фондов, добиваться положительного результата в финансовой деятельности банка, поскольку большой размер собственного капитала способствует повышению его финансовой устойчивости.

Скуратова Н. И. выделяет управление пассивами банка как самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи :

не допускать наличия в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;

изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций;

обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения «дешевых» ресурсов.

Каждая из этих задач имеет особые способы и приемы решения. Важное место среди них принадлежит депозитному проценту, его дифференциации в зависимости от срока вклада. Однако развитие пассивных операций банка, означающее не столько увеличение их объемов, сколько разнообразие их видов, предполагает в качестве первоосновы наличие денежного и финансового рынка, ускорение процесса приватизации собственности, устойчивости денежного оборота.

Итак, в настоящих условиях проблема формирования ресурсов приобрела исключительную актуальность для банков. Управление банковскими ресурсами, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность, платежеспособность, масштабы деятельности и, следовательно, на размеры доходов коммерческого банка. В процессе формирования банковских ресурсов, возникает конкурентная борьба между банками, обусловленная ограниченностью финансовых ресурсов общества в краткосрочной перспективе. Поэтому банки в условиях коммерческой самостоятельности и конкуренции много сил и времени уделяют формированию собственного капитала и привлечению ресурсов.

Управление пассивными операциями представляет собой деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для данного банка.

Все пассивные операции банка можно разделить на две большие группы: 1) формирование собственных ресурсов; 2) формирование привлеченных ресурсов.

Управление собственным капиталом играет важную роль в обеспечении устойчивости пассивов и прибыльности банков. Одним из способов управления собственным капиталом банка является дивидендная политика. Капитализация дивидендов наименее дорогостоящий метод пополнения уставного капитала. Необходимо также помнить, что курс акций зависит от уровня выплачиваемых дивидендов, т. е. рост дивидендов ведет к росту курса акций. Таким образом, высокая доходность акций способствует наращиванию капитала посредством продажи дополнительных акций.

Привлеченные средства банка составляют подавляющую часть ресурсов коммерческого банка. В составе пассивных операций можно выделить следующие основные группы: прием вкладов и депозитов (до востребования, срочных и др.) от физических и юридических лиц, открытие и ведение расчетных, текущих и иных счетов юридических лиц; получение кредитов от коммерческих банков или Центрального банка Российской Федерации; эмиссия ценных бумаг (депозитных сертификатов, векселей и т.п.).

Нечеткое определение источников финансирования приводит к некоторой путанице в теории и практике банковского дела. Действительно, для конечного собственника привлеченных банком средств важна платежеспособность банка, то есть его способность отвечать за привлеченные денежные средства. И в условиях металлического или привязанного к золоту денежного обращения крах банка всегда выражался в невозможности для банка вернуть деньги вкладчикам. Об этом забыли после того, как государства превратили деньги в бумажные или расчетные обязательства банков, правда, взяв на себя некоторые гарантии выплаты вкладчикам банка в случае его неплатежеспособности.

В таблице 3 представлена ориентировочная структура пассивов кредитных организаций России на основе Обзора кредитных организаций РФ, публикуемого Банком России в «Бюллетене банковской статистики» за соответствующие периоды времени. Мы называем результаты расчетов ориентировочными, поскольку группировка статей баланса банков в названном Обзоре не нацелена на четкое выделение заемных и привлеченных средств.

Таблица 3 - Структура источников финансирования банковского капитала кредитных организаций России (в % к итогу для каждого года)

На начало года

Собственные средства

Заемные средства

Привлеченные средства клиентов

2004

11,6

26,2

62,3

2005

11,8

27,5

60,7

2006

11,9

29,1

59,0

2007

12,4

25,1

62,6

2008

12,8

22,9

64,3

2009

11,8

24,7

63,6

2010

14,4

22,4

63,2

2011

12,1

32,9

55,1

2012

15,1

21,3

63,6

2013

14,9

15,2

69,9


Помимо привлеченных средств банки «добирают» нужные им денежные ресурсы, как и другие коммерческие организации, за счет получения кредитов и займов. Как видно из показателей последнего десятилетия, заемные средства составляли от четверти до трети всех денежных ресурсов.

Механизм управления привлеченными ресурсами банка включает в себя грамотную депозитную и процентную политику. Нестабильная ситуация в экономике привела к резкому сокращению объема кредитных ресурсов коммерческих банков. Эти обстоятельства заставляют банки изменить политику в области депозитных операций посредством их диверсификации.

Проблема достаточности капитала существует для всех предприятий. Она всегда определяется реальными потребностями ведения бизнеса. За счет собственного капитала фирма покрывает расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности. Поэтому крайне опрометчиво и недостоверно мнение о том, что собственный капитал банка является какой-то гарантией покрытия потерь от рискованных активов. Об этом свидетельствуют и фактические данные по кредитным организациям нашей страны ( таблица4 )

Таблица 4 - Отношение активов, используемых для обеспечения деятельности российских банков, к капиталу (в процентах на начало года)

Год

Значение

2004

2005

93,3

2006

72,0

2007

84,9

2008

50,4

2009

46,5

2010

33,2

2011

46,2

2012

63,7

2013

65,8


Приведенные в таблице 2 данные красноречивы с точки зрения определения реальной достаточности капитала для обеспечения жизнедеятельности российских банков. В начале 2004 и 2005 гг. коммерческие банки вкладывали в обеспечение своей деятельности не только собственные средства, но и часть заемных и привлеченных средств. В последующие два года на развитие своей базы они направляли большую часть своего капитала. Затем в стране начался бум потребительского кредитования, и банки начинают рисковать значительной частью собственного капитала. В 2010 г., накануне кризиса, в дело запускаются почти две трети собственных средств. Этого не хватает. И банки, как показано в таблице , прибегают к интенсивному заимствованию денежных средств за рубежом. В последующие же годы ведется более осторожная кредитная политика с использованием собственного капитала.

Специфика формирования средств для банковской деятельности такова, что для извлечения доходов от кредитной деятельности используется, как показывает статистика, не более трети собственного капитала банков. Поэтому экономический смысл сопоставления всех активов банка с капиталом не очень понятен. Такое сопоставление возможно для производственной организации: ее активы представляют собой материальную форму движения капитала - ту форму, в которой капитал непосредственно существует. Сумма активов баланса любой организации в качестве пассива (источника этих активов) равна собственному капиталу фирмы плюс заемные средства.

Важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является разнообразная процентная политика, т.к. получение дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к совершению клиентами вкладов.

Особенность финансирования банковской деятельности состоит в том, что можно рассматривать в качестве финансового рычага отношение к собственному капиталу не только заемных, но и привлеченных средств. В таблице 5 приводятся соответствующие показатели по кредитным организациям, вытекающие из данных предшествующих таблиц.

Таблица 5 - Изменение отношения привлеченных и заемных средств к собственным средствам банков

На начало года

Отношение заемных средств к собственным средствам

Отношение привлеченных средств к собственным средствам

Отношение суммы заемных и привлеченных средств к собственным средствам

Отношение привлеченных средств к заемным

2004

2,26

5,37

7,63

3,76

2005

2,32

5,12

7,45

4,35

2006

2,45

4,96

7,40

5,96

2007

2,03

5,06

7,09

6,68

2008

1,79

5,03

6,81

5,93

2009

2,10

5,40

7,50

5,58

2010

1,55

4,39

5,94

5,7

2011

2,72

4,55

7,27

3,46

2012

1,41

5,62

3,86

2013

1,02

4,68

5,69

4,65


Из таблицы 5 видно, как слабеет ресурсная база банковской системы России на протяжении последних десяти лет, как рычаги, призванные ее усилить, становятся все слабее. Не помогают и государственные меры, направленные на повышение доверия населения к банкам. Действуют такие макроэкономические факторы, с которыми не справляется как вся экономика, так и ее важнейшая часть - банковская система.

Следовательно, управление ресурсами коммерческого банка включает в себя планирование пассивных операций, анализ ресурсной базы банка, организацию и регулирование деятельности по привлечению ресурсов, а также контроль над осуществлением пассивных операций и состоянием ресурсной базы. Таким образом, управление пассивными операциями означает не только привлечение и размещение денежных ресурсов, но и определение оптимальной структуры источников формирования средств для конкретного банка.

1.3 Методы управления пассивными операциями


Управление пассивами - определяется процессом разработки методов управления пассивами.

Характеризуя метод перемещения активов, необходимо определить степень риска, не связанного с требованием ликвидности и не имеющего каких-либо пределов для инвестирования.

Т.о. наиболее целесообразным считается вложения КБ в объекты, исходя из высоких процентных ставок, но в настоящий момент КБ не вкладывают все средства в сферу, где процент наиболее высокий, а осуществляется процесс равномерно, помещая свои ресурсы в сферы с умеренным риском.

Сам процесс управления пассивами в системе банковского менеджмента - ключевое звено. Как правило, в КБ управление в рамках таких операций подлежат вклады до востребования: срочные, сберегательные, срочно- депозитные сертификаты, краткосрочные депозиты, сертификат денежного рынка. Главная задача любого КБ расширение клиентуры для увеличения депозитных операций. В настоящее время рассматриваются следующие методы управления пассивных операций:

) Определение оптимальной МТБ и квалифицированного персонала.

) Учёт общеэкономической ситуации в стране и мирового конъюнктуры.

) Учёт при планировании пассивных операций своего местонахождения и расположения филиалов, предусматривает оказание небанковских услуг.

) Учёт опыта старых КБ, давно работающих на рынке и привлекавших средства, последовавших поколений вкладчиков.

) Развитие и расширение пассивных операций КБ в рамках гибкой политики с одновременным поддержанием устойчивости.

) Использование факторов ЦБ и внутреннего рынка для расширения пассивных операций.

) Развивать систему маркетинга, вводить новые проекты, эффективно использовать рекламу в СМИ.

В рамках управления пассивами существует два функциональных понятия:

) Депозитная экспансия.

) Сокращение вкладов.

Депозитная экспансия характеризуется агрессивной маркетинговой политикой, основанной на низких или высоких процентных ставках и как следствие большей надёжности и доходности. Этот метод выбирается КБ для увеличения привлекаемого капитала или снижению ликвидности старых КБ.

Метод сокращения вкладов - сокращение ярко выражается в инвестиционной политике, в рамках которой будущие кредиты должны обеспечить максимальную прибыль и дополнительные обязательства перед вкладчиками рассматривается как помеха.

Если бы КБ не занимались ссудными и инвестиционными операциями, объём их депозитов был бы равен сумме наличных денежных средств КБ, а их доходность складывалась бы из комиссионных вознаграждений. Для инвестирования системы, в рамках получения дополнительной прибыли предусматриваются законом резервы и любые другие средства КБ направляет на операции кредитования.

Так если сумма депозитов КБ 1 млн. USD, а резервы для обеспечения по закону 250 тыс. то излишек получается 750 тыс. КБ отдаёт взаймы. Операция продолжается при условиях сотрудничества всех КБ и готовности ЦБ, поддержать её путём предоставления дополнительных резервов.

Как уже отмечалось, выполнять задачу управления ликвидностью, поддержания ее на требуемом уровне коммерческий банк должен самостоятельно путем проведения экономически грамотной политики во всех областях своей жизнедеятельности и соблюдения требований, предъявляемых к нему со стороны Центрального банка России.

В этих целях коммерческий банк должен все время наращивать собственный капитал, обеспечивать необходимые пропорции между собственными и привлеченными средствами сторонних предприятий и организаций, стремиться к формированию «надежных» и «дешевых» кредитных ресурсов с более длительными сроками нахождения их в обороте банка, строить кредитную политику так, чтобы рационально и эффективно использовать кредитные ресурсы, вкладывать их в прибыльные мероприятия, осуществлять кредитные вложения в объемах и на сроки в соответствии с объемами и сроками привлечения ресурсов, формировать оптимальную структуру активов с увеличением в ней доли ликвидных активов, чтобы всегда быть готовым выполнить правомерные требования акционеров (пайщиков), вкладчиков, кредиторов и всех клиентов, добиваться ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов, не допуская безвозвратной потери этих средств, приумножать доходы и прибыль банка.

Процесс управления ликвидностью банка включает в себя совокупность действий и методов по управлению активами и пассивами.

2. Направления совершенствования управления пассивными операциями ОАО «Сбербанк России»

 

.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»


Сбербанк - крупнейшая в России многопрофильная финансовая структура, успешно развивающая коммерческий банковский, инвестиционный и частный банковский бизнес, а также лизинг и управление активами. Принципами ведения бизнеса для корпорации является эффективность, надежность и прозрачность.

ОАО «Сбербанк» - один из крупнейших российских банков. Согласно рейтинговым исследованиям, ОАО «Сбербанк» занимает ведущие позиции среди российских банков по активам, капиталу, корпоративным и розничным кредитам и депозитам.

ОАО «Сбербанк» является основным активом Финансовой корпорации ОАО «Сбербанк». Центральный офис БАНКА ОАО «Сбербанк» расположен в Москве.

По данным РБК. Рейтинг на 1 июля 2014 года БАНК ОАО «Сбербанк» вошел в ТОР-10 самых крупных банков России по объему чистых активов, поднявшись за первую половину 2014 года с 13-го места на 10-е. Размер чистых активов Банка на 1 июля 2014 года составляет 461 млрд рублей. Кроме того, БАНК ОАО «Сбербанк» вошел в «десятку» банков-лидеров по объёму кредитов, выданных физическим лицам, а также по объему депозитов физических и юридических лиц.

Целями и предметом деятельности ОАО «Сбербанк России» является:

привлечение денежных средств от юридических и физических лиц (клиентов) и размещение их на условиях возвратности, платности, срочности;

осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов;

осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;

обеспечение сохранности денежных средств, вверенных банку.

Банк может от имени СБ РФ выполнять следующие банковские операции и услуги:

прием, выдачу вкладов и других видов сбережений;

прием платежей от клиентов;

долгосрочное и краткосрочное кредитование физических и юридических лиц;

продажу, покупку и управление государственными ценными бумагами;

реализация лотерейных билетов;

предоставление клиентам индивидуальных сейфов во временное пользование для хранения документов и ценностей;

оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых и трастовых операций;

приобретение прав требования, вытекающего из поставки товаров и оказания услуг, принятия риска исполнения таких требований и инкассация этих требований (форфейтинг);

представление интересов предприятий, организаций в финансовых и хозяйственных органах;

осуществление расчетов по поручениям клиентов, их кассовое обслуживание, а также услуги по инкассации и перевозке денег и ценностей;

ведение счетов клиентов;

выдачу и оплату, покупку и продажу, хранение платежных документов и ценных бумаг (облигации, чеки, аккредитивы, векселя, акции и т.д.) и иные операции с ними;

проведение операций по обмену валюты и других валютных операций в установленном СБ России порядке;

выдача гарантий в обеспечение обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, в установленном СБ России порядке;

другие операции по банковскому обслуживанию клиентов в соответствии с лицензией ЦБ РФ и с разрешения СБ России.

Структура корпоративного управления банка представлена на рисунке 2.

Рисунок 2- структура корпоративного управления ОАО «Сбербанк России»

К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

1.      внесение изменений и дополнений в Устав Банка или утверждение Устава Банка в новой редакции;

2.      реорганизация Банка;

.        ликвидация Банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

.        избрание членов Наблюдательного совета Банка, досрочное прекращение их полномочий;

.        избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий;

.        избрание членов Ревизионной комиссии Банка и досрочное прекращение их полномочий;

.        определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

.        увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций;

.        увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки;

.        увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций по открытой подписке в случае, если количество дополнительно размещаемых по открытой подписке акций составляет более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций;

.        увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством открытой подписки в случае, если количество дополнительно размещаемых посредством открытой подписки акций составляет не более 25 процентов ранее размещенных Банком обыкновенных акций, и Наблюдательный совет Банка не достиг единогласия при решении этого вопроса;

Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных действующим законодательством и Уставом Банка к компетенции общего собрания акционеров Банка. Наблюдательный совет ОАО «Сбербанк России» состоит из 17 членов.

Комитеты являются консультативно-совещательными органами Наблюдательного совета Банка и созданы для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности Банка, отнесенных к компетенции Наблюдательного совета, и подготовки рекомендаций Наблюдательному совету для принятия решений по таким вопросам. Комитеты не являются органами управления Банка и не вправе действовать от имени Банка или Наблюдательного совета.

Решения Комитетов имеют рекомендательный характер. Комитеты в своей деятельности подотчетны Наблюдательному совету. Комитеты способствуют выполнению всеми членами Наблюдательного совета законодательно установленных для них обязанностей, а также рабочему взаимодействию с органами управления Банка.

Комитеты действуют в рамках полномочий, предоставленных им Наблюдательным советом в соответствии с Положением о Комитетах Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России», и руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, Уставом и документами Банка, регламентирующими деятельность Наблюдательного совета. По решению Наблюдательного совета на рассмотрение Комитетов могут быть вынесены вопросы, не определенные Положением о Комитетах Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России».

Наблюдательным советом Банка созданы следующие постоянно действующие Комитеты:

-       по аудиту <#"866652.files/image003.gif">

Рисунок 3 - Виды активных операций в ОАО «Сбербанка России»

Основа пассивных операций Сбербанка - привлечение денежных средств физических и юридических лиц в депозиты. Также это является и наиболее выгодными привлеченными средствами для всех банков. Среди депозитов юридических лиц самым крупным источником привлечения банком ресурсов в свой оборот являются средства клиентов на расчетных счетах в банке. По своей экономической сути эти счета представляют собой депозиты до востребования. Официально физическими лицами - вкладчиками банка выступают граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства. Банк принимает вклады как в рублях, так и в иностранной валюте. Разновидностью срочных депозитов являются банковские сертификаты и банковские векселя, которые представляют собой собственные долговые обязательства банка.

За 2014 год объем привлеченных средств частных клиентов, включая сберегательные сертификаты, вырос на 5,9% и составил на конец года 8,5 трлн руб.

Сбербанк активно наращивал объемы привлечения средств на сберегательные сертификаты, утвердив доминирующую позицию на рынке с долей более 95%. Объем портфеля выпущенных сберегательных сертификатов составил 457 млрд руб. (+32,8% за год). Объем текущих счетов составил более 18% от общего объема привлеченных средств, что положительно повлияло на среднюю стоимость пассивов для Сбербанка. Значительную часть ресурсной базы Сбербанка продолжают составлять средства пенсионеров.

Стоит отметить, что в течение 2014 года структура рынка вкладов частных лиц смещалась в сторону увеличения объемов валютных средств: темп прироста валютных вкладов рынка достиг 58,8%. Сбербанк опережал рынок по наращиванию валютных средств в 2014 году (+76,9%), увеличив свою долю на рынке валютных депозитов на 2,2 процентных пункта до 30,4% в 2014 году. При этом банк сохранил долю на рынке рублевых депозитов (50,1% против 50,6% в 2013 году). Однако, изменение структуры рынка средств физических лиц привело к снижению общей доли Сбербанка на рынке розничных депозитов до 45,0% (против 46,7% в 2013 году).

 

2.4 Управление пассивными операциями в ОАО «Сбербанк России» и мероприятия по его совершенствованию


Управление пассивными операциями в ОАО «Сбербанк России» осуществляет Комитет по управлению активами и пассивами, который обеспечивает реализацию Стратегии развития банка в части управления активами и пассивами, управления риском ликвидности и рыночными рисками.

Управление пассивными операциями в банке осуществляется в целях получения максимальной прибыли и обеспечения ликвидности.

Управление пассивными операциями в ОАО «Сбербанк России» включает:

-  Планирование пассивных операций - разработку депозитной политики и других внутрибанковских документов, регламентирующих пассивные операции;

-       Анализ ресурсной базы;

-       Организацию и регулирование деятельности по привлечению ресурсов;

-       Контроль над осуществлением пассивных операций и состоянием ресурсной базы.

С целью в банке разработаны следующие документы по привлечению ресурсов:

-  депозитная политика банка;

-       политика по управлению ликвидностью банка;

-       учетная политика банка;

-       положение о депозитах юридических лиц;

-       положение о депозитах физических лиц и др.

При осуществлении пассивных операций ОАО «Сбербанк России» соблюдает следующие принципы:

-  Соблюдение законодательных и нормативных требований;

-       Содействие пассивных операций получению банком прибыли и создание условий для получения прибыли в перспективе;

-       Операции по привлечению ресурсов обеспечивают ликвидность банка;

-       Принятие мер по поддержанию положительного имиджа банка, развитие банковских услуг и повышение качества обслуживания.

В целях совершенствования управления пассивными операциями необходимо следующее:

исследуемый коммерческий банк должен иметь собственную депозитную политику, выработанную с учетом специфики его деятельности в различных регионах страны

необходимо расширение круга депозитных счетов юридических и физических лиц сроком «до востребования», что позволит даже в условиях незначительных финансовых накоплений полнее удовлетворять потребности клиентов банка и повысить заинтересованность инвесторов в размещении своих средств на счетах в банке;

в качестве одного из направлений совершенствования организации депозитных операций возможно использование различных видов счетов для всех категорий вкладчиков и повышение качества их обслуживания;

индивидуальный подход (стремление банка предоставить клиенту особые льготы);

создание системы гарантирования банковских вкладов и защиты интересов вкладчиков, что позволит реально повысить надежность банков и их способность выполнять возложенную на банки задачу по преобразованию сбережений граждан в инвестиции, в которых столь остро нуждается российская экономика.

С целью расширения ресурсного потенциала ОАО «Сбербанк России» необходимо активизировать свою депозитную политику в отношении вкладов клиентов. В связи с этим одним из приоритетных направлений работы банка должно стать постепенное наращивание депозитного портфеля путем проведения грамотной депозитной политики, направленной, в частности, на расширение перечня вкладов, доступных клиентам, введение новых видов услуг для их удобства.

Система привлечения вкладов должна учитывать потребности всех социальных и возрастных групп граждан - работающих и пенсионеров, молодежи и людей среднего возраста, а также должна быть рассчитана как на малообеспеченные слои населения, так и на людей со средним и высоким уровнями дохода.

ОАО «Сбербанк России» в первую очередь заинтересован в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация внутренних ресурсов и, прежде всего, вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс. Для совершенствования и дальнейшего развития депозитных операций, нужно непрерывно совершенствовать технологии, внедрять новые формы и методы работы, выводить на рынок новые банковские продукты, чтобы расширять клиентскую базу. Для этого предлагаю разработать новые виды вкладов для физических лиц, которые привлекли бы больше клиентов и увеличили бы пассивы банка в основном, за счет которых и происходит размещение денежных средств:

Вклад «Семейный»

Данный вклад предназначен для совместного пользования мужем и женой.

Преимущества заключаются в том, что:

А) Открывая вклад до востребования и муж и жена получают по банковской карте для пользования их общим счетом, годовая процентная ставка которого равна 4 процентам годовых.

Б) Минимальный остаток на счете до востребования составляет 5000 рублей, но при этом при поступлении на счет суммы, эквивалентной 15000 рублей, автоматически для них открывается срочный вклад, и эта сумма переносится на счет срочного вклада. Годовая процентная ставка по срочному вкладу будет равна 8,5 процентов, а срок 3 месяца.

В) Вклад очень удобен в обращении.

Г) Выгодное накопление сбережений.

Вклад «Вояж»

Данный вклад открывается летом и проводится в виде акции для привлечения клиентов.

Вклад «Вояж» можно открыть только в период с 1 июня по 10 июня на срок 6 месяцев, сумма вклада 30 000 рублей, процентная ставка 9,5 процентов годовых. Все принявшие участие в открытии такого вклада, будут автоматически участвовать в лотерее, по окончании срока вклада. В лотерее будет розыгрыш путевок в Турцию, со сроком отдыха две недели. 3 победителя в лотерее будет сразу поставлены в известность.

Данные рекомендации по совершенствованию работы банка на депозитном рынке помогут повлиять на:

1.   Привлечение большего числа клиентов;

2.      Увеличение привлеченных средств банка;

.        Дополнительный доход как банку, так и клиенту.

Вклад + Карта

При открытии срочного вклада клиент может бесплатно оформить банковскую карту. Без первоначального взноса и комиссии за годовое обслуживание счета:

      Основную банковскую карту VISA Electron\Cirrus\Maestro - при оформлении любого срочного вклада, вне зависимости от его суммы и срока.

-        Основную банковскую карту VISA Classic\MasterCard Mass - при оформлении любого срочного вклада на сумму 50 тысяч рублей (1700 долларов США или ЕВРО) и более.

         Основную банковскую карту VISA GOLD \MasterCard GOLD - при оформлении любого срочного вклада на сумму 150 тысяч рублей (5 тысяч долларов США или ЕВРО) и более.

В условиях борьбы коммерческих банков за сбережения населения, предложенные банковские продукты будут способствовать получению определённых конкурентных преимуществ благодаря оригинальности и новизне предлагаемых видов депозитов.

Теперь оценим экономический эффект для ОАО «Сбербанк России» от внедрения предложенных мероприятий по совершенствованию депозитной политики.

Произойдет приток денежных средств на счета ФЛ (на уровне 10% от общей суммы депозитов ФЛ)

Процентная величина притока в 5 % была определена методом экспертных оценок. В качестве экспертов выступали специалисты отдела управления ликвидностью банка, а также начальник отдела депозитных операций.

Если учитывать, что у банка на конец 2014 г. депозиты ФЛ составили 7 999 051 651тыс. руб., то приток составит 399952582,55 тыс. руб. за год.

В настоящее время многие банки активно развивают комиссионные продукты, среди которых одним из основных является прием платежей от физических лиц в адрес организаций - поставщиков услуг.

Основные усилия по совершенствованию механизма целесообразно направить на развитие технологий приема и обработки платежей. В частности:

) внедрение технологии сканирования штрих кодов квитанций.

В штрихкоде может содержаться вся информация о платеже в зашифрованном виде (сумма оплаты, лицевой счет абонента услуги, а также другие параметры, необходимые организации - поставщику услуг для однозначной идентификации платежа).

Считывание информации осуществляется сканерами штрихкодов, которыми оборудуются рабочие места кассиров в офисе банка. Таким образом, стоимость проекта складывается из затрат на приобретение оборудования, а также его интеграцию с используемым банком программным обеспечением.

Результаты внедрения технологии:

сокращение времени проведения кассиром операций по приему платежей.

В настоящее время большинство коммунальных структур и операторов стационарной связи (доля платежей в адрес которых в общем количестве наличных платежей через кассы в различных банках составляет от 70 до 100%) работает с технологиями штрихкодирования. В этой связи при внедрении банком сканеров штрихкодов необходимо изучить используемые поставщиками услуг технологии шифрования, чтобы характеристики приобретаемого оборудования предусматривали возможность распознавания всех типов кодировки.

исключение возможности ошибок, которые допускают кассиры при заведении в банковскую систему реквизитов платежа, указанных в квитанции;

) совершенствование автоматизированной банковской системы, посредством которой осуществляются оформление и последующая обработка принятых платежей.

Основными задачами в данном случае являются:

оптимизация интерфейса, используемого кассиром при оформлении платежей, с целью сокращения времени внесения информации в банковскую систему, обеспечения однозначности требований по заполнению соответствующих полей, реализации проверки правильности и достаточности заполненных данных;

автоматизация процедуры последующей обработки операций, формирования реестров принятых платежей и их отправки организациям - поставщикам услуг;

) проведение обучения кассиров, подготовка качественных инструкций и методических указаний, обеспечение доступности для кассиров данных материалов, а также другие мероприятия в рамках программ по повышению квалификации сотрудников банка.

Характеристики данного канала предоставления услуги:

сегмент клиентов, выбирающих такой способ оплаты, - владельцы банковских карт, активно использующие банкоматы для снятия наличных денег и проведения других операций;

в структуре платежей, осуществляемых через банкоматы, преобладает оплата услуг операторов мобильной и стационарной связи, коммунальных структур и интернет-провайдеров;

особенностью предоставления платежных услуг через банкоматы является необходимость нахождения компромисса между расширением списка поставщиков услуг в меню банкомата и обеспечением доступности для клиентов основной функции оборудования - выдачи наличных денег.

Преимущества механизма:

) для клиентов:

возможность осуществления основных необходимых платежей без посещения банка (например, при очередном снятии наличных);

большинство банков предоставляют платежные услуги в своих банкоматах как для держателей собственных платежных карт, так и для карт, эмитированных сторонними банками. Поэтому степень доступности услуги достаточно велика;

наличие банкоматов, функционирующих в режиме круглосуточного доступа, позволяет клиентам осуществлять платежи в любое удобное время;

технология предусматривает более широкие по сравнению с наличными платежами, осуществляемыми через кассы банка, возможности по реализации платежных сервисов: в частности, через банкоматы возможен прием платежей в режиме онлайн (т.е. средства поступают на лицевой счет абонента услуги практически сразу по факту осуществления платежа). Технология используется, например, при оплате услуг мобильной связи и Интернета;

) для банка:

предоставление платежных услуг через основной (на данный момент для российских банков) дистанционный канал обслуживания, то есть минимизация издержек на проведение операций, повышение качества обслуживания и уровня лояльности клиентов банка;

наполнение собственных банкоматов функционалом по приему платежей является конкурентным преимуществом при ведении переговоров об установке данного оборудования на территории организаций и, соответственно, при заключении с ними договоров на перечисление заработной платы.

Недостатки механизма:

) для клиентов:

проведение через банкомат платежей, требующих заведения большого количества реквизитов, может привести к созданию очередей к банкоматам и, следовательно, вызвать затруднения со снятием наличных денег со счета;

возможность совершения клиентом ошибки при заполнении реквизитов платежа;

) для банка - в случае необходимости корректировки интерфейсов по приему платежей (при изменении схемы технологического взаимодействия поставщиками услуг либо расширении их перечня) дистанционная установка новой конфигурации банкоматов может быть достаточно трудозатратна, что зависит от объемов сети и используемого программного обеспечения.

По результатам анализа специфики каждого из них банк выбирает для себя ту или иную стратегию распределения услуг по приему платежей между каналами обслуживания. На наш взгляд, при этом целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями:

) в рамках каждого отдельного канала обслуживания должна быть реализована возможность оплаты полного спектра услуг, используемых клиентом. Например, реализация приема платежей за домашний телефон при отсутствии в перечне получателей платежей других коммунальных структур (квартплата, оплата за электроэнергию, газ и т.д.) не принесет ожидаемых результатов, так как клиенту так или иначе потребуется обращение к дополнительному каналу обслуживания (возможно, в другом банке), где он сможет рассчитаться по всем коммунальным квитанциям;

) для решения задачи по переводу платежных сервисов на дистанционные каналы обслуживания целесообразно создать более выгодные условия для использования их клиентами (например, путем снижения тарифов на проведение операций или предоставления иных бонусов);

) наполнение каждого из каналов обслуживания должно быть примерно таким:

кассы банка - коммунальные платежи (как крупные региональные структуры, так и небольшие ТСЖ, ЖСК и т.д.), платежи за стационарную связь, платежи за образовательные услуги, иные крупные платежи (в адрес строительных, страховых, автомобильных компаний и т.д.);

банкоматы - коммунальные платежи (крупные региональные структуры), мобильная и стационарная связь, крупные интернет-провайдеры;

интернет-банкинг - коммунальные платежи (как крупные региональные структуры, так и небольшие ТСЖ, ЖСК и т.д.), мобильная и стационарная связь, широкий перечень интернет-провайдеров, пополнение электронных кошельков, образовательные услуги;

платежные терминалы - перечень получателей платежей аналогичен интернет-банкингу (дополнительная опция - оплата данных услуг наличными деньгами).

Предоставление платежных сервисов предполагает наличие соответствующих договоров на прием платежей, в которых закреплены условия сотрудничества и форматы технического и финансового взаимодействия.

Существует два основных способа взаимодействия с организациями - поставщиками услуг:

) заключение прямых договоров о приеме платежей с организациями - поставщиками услуг;

) заключение договоров с платежными системами (ОСМП, «КиберПлат», «Элекснет» и т.д.). То есть платежные системы, имеющие прямые договоры с большим количеством организаций - поставщиков услуг, предоставляют банку право на прием платежей в адрес таких организаций через банковские каналы обслуживания.

При выборе способа взаимодействия с поставщиками услуг рекомендуем проанализировать следующие аспекты:

наличие ресурсов.

Заключение и сопровождение прямых договоров о приеме платежей требует от банка выделения для этого существенных ресурсов: ведение договорных отношений с организациями, осуществление технических настроек, ведение расчетов. При этом крупные компании (мобильные операторы, коммунальные структуры) постоянно оптимизируют собственные системы обработки данных, что приводит к необходимости систематических доработок программного обеспечения банка (форматы электронных реестров принятых платежей, структура онлайн-запросов и т.д.). Также необходимость таких доработок может быть следствием постоянно происходящих реорганизаций и поглощений на региональных коммунальных рынках, ведущих к необходимости изменения договоров и настроек при приеме платежей в пользу этих организаций.

Таким образом, может сложиться ситуация, когда при имеющихся ресурсах банк сможет только сопровождать уже заключенные договоры, а дальнейшее развитие предлагаемого клиентам перечня организаций - поставщиков услуг будет затруднено.

Вариантом решения указанной проблемы является заключение договоров с одной или несколькими платежными системами. В этом случае банком настраиваются шлюзы обмена данными с платежной системой, которая, в свою очередь, самостоятельно осуществляет расчеты с поставщиками услуг, а также выстраивает с ними договорные отношения и расширяет список организаций, в адрес которых банк может принимать платежи в рамках взаимодействия с платежной системой. Аргументами против организации платежных сервисов, таким образом, могут стать объем комиссионных доходов и степень независимости банка;

объем комиссионных доходов.

Предлагаемые платежными системами тарифы (т.е. вознаграждение банка за прием платежей), как правило, ниже тарифов, которые могут быть предложены организацией - поставщиком услуг при заключении прямого договора. Это объяснимо, так как платежная система в данном случае является посредником, который получает часть комиссии, выплачиваемой организацией.

Таким образом, заключение прямых договоров позволяет получать более высокие комиссионные доходы.

Однако необходимо принимать во внимание следующее: крупным организациям (например, федеральным операторам мобильной связи) удобнее работать с несколькими партнерами, обеспечивающими прием платежей в их адрес, чем заключать отдельные договоры с каждым банком. В связи с этим тариф, предлагаемый мелкому или среднему банку поставщиком услуг, может быть существенно ниже аналогичного тарифа для крупной платежной системы (т.е. в итоге платежная система, даже с учетом собственного комиссионного сбора, сможет предложить такому банку более выгодные условия);

степень независимости банка.

При заключении договора с платежной системой банк начинает значительно зависеть от нее в части предоставления клиентам платежных сервисов, то есть возможность разрыва платежной системой договора, неисполнение ею обязательств и т.д. сопряжены для банка со значительными рисками (финансовым и имиджевым).

Помимо этого существует также зависимость банка в таком аспекте, как качество предоставляемых платежных сервисов. То есть при наличии прямого договора сбои при приеме платежей могут возникать на стороне банка или поставщика услуг. В случае организации приема платежей через платежную систему добавляется третья сторона, влияющая на качество приема платежей, что, безусловно, снижает уровень надежности сервиса.

Исходя из позиции банка по описанным выше аспектам формируется стратегия по взаимодействию с партнерами в рамках предоставления клиентам платежных сервисов.

На наш взгляд, в существующих условиях целесообразным является комбинирование предложенных вариантов: заключение договоров с несколькими платежными системами (чтобы увеличить степень независимости банка), а также заключение прямых договоров с наиболее интересными с точки зрения объемов платежей организациями - поставщиками услуг (в целях решения задачи по получению высоких комиссионных доходов в современных условиях снижения рентабельности банковского бизнеса).

Внесенные предложения у величина комиссионные доходы в размере 10 %. Процентная величина оттока в 10% была определена методом экспертных оценок. При этом к расходам банка прибавятся расходы по внедрению предложений в размере 3 % величины операционных расходов. Результаты внесенных предложений представлены в таблице 10.

Таблица 10 Результаты внесенных предложений

Показатели (млн руб.)

2014 год

Ожидаемые после внесения предложений

Чистый процентный доход

853 660

853 660

Чистый комиссионный доход

276 879

304 566,9

Чистый доход от валютной переоценки и торговых операций

81 182

81 182

Расходы/доходы по совокупным резервам

-397 697

-397 697

Операционные расходы

-461 372

-421 046

-

-12 631,38

Прибыль до налога на прибыль

400 066

408034,52

Чистая прибыль

305 703

326427,616


Заключение


ОАО «Сбербанк России» сегодня является универсальным финансовым холдингом, ключевые компании Корпорации занимают лидирующие позиции на рынке России. На данном этапе одна из ключевых задач - эффективная реализация корпоративной управляющей функции, которая придаст дополнительную стратегию всем бизнесам, повысит качество принимаемых стратегических и инвестиционных решений, снизит риски и повысит устойчивость бизнеса.

Из анализа пассивов следует, что в рассматриваемом периоде увеличилась ресурсная база банка за счет увеличения стоимости собственных средств на 1407679 тыс. руб. (23,92%). Привлеченные средства, в свою очередь, снизились на 53457 тыс.руб.

На уменьшение привлеченных средств во многом повлияло уменьшение счетов до востребования на 262742 тыс. руб. (45%). Срочные депозиты за исследуемый период увеличились на 137613 тыс.руб. Негативным фактором в увеличении срочных депозитов является увеличение суммы кредитов, полученных у других банков на 259 000 тыс. руб. (1727%).

На протяжении всего исследуемого периода сумма иммобилизованных ресурсов не превышала величину собственных средств-брутто. Таким образом, величина реально свободных кредитных ресурсов положительная, хотя наблюдается тенденция к уменьшению данного показателя.

Обзор финансовых результатов деятельности филиала основан главным образом на информации, содержащейся в Финансовой отчетности Филиала ОАО «СБЕРБАНК», которая составлена в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и содержит аналогичные данные о деятельности Филиала, что обеспечивает сопоставимость и позволяет оценить изменения, произошедшие в отчетном периоде. В течение 2013 года активы Банка увеличились, при этом наибольший прирост произошел благодаря увеличению объемов кредитования. Об этом говорит и значительное увеличение доходов. Итак, можно сказать, что Филиал, в частности Отделение имеет стратегию и возможности по размещению активов исходя из существующей ресурсной базы банка, также банк благоразумно использует платные привлеченные средства, а это позволяет избежать убытков. Отделение также продолжает активно работать на рынках капитала и привлекает займы на долговых рынках. Можно сказать, что филиал является конкурентоспособным, рентабельным, доходным, его деятельность не подвержена риску, а также его деятельность является эффективной для Филиала ОАО «СБЕРБАНК». Банк СБЕРБАНК ставит своей задачей создание условий для становления и роста предприятий малого бизнеса, способствование развитию предпринимательской активности населения России, предоставляя клиентам широкий спектр финансовых услуг, максимально удовлетворяющих ключевые потребности развития бизнеса.

Список используемой литературы

1.      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 20.04.2015) "О банках и банковской деятельности" (02 декабря 1990 г.)

.        Аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Сбербанк России» за 2014 год

.        Годовой отчет ОАО «Сбербанк России» за 2014 год

.        Устав ОАО «Сбербанк Росии»

.        Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. Учебное пособие. / Под ред. д. э. н., проф. И. T. Балабанова- СПБ.: Питер, 2003. - 259 с.

.        Голубев А.А., Абакумова А.В., Мишура Л.Г. Банковское и страховое дело: Учебное пособие. - СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. - 93с.

.        Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2006. - 688 с.

.        Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы, 1999. - 479 с.

9.      Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и Кредит» / Под ред. Е. П. Жарковской. - Омега-Л, 2010;

.        Злобина Л.А. Деньги. Кредит. Банки. Биржевое дело Раздел «Банки»: Учебное пособие Москва: Издательство МГУП, 2000. 287 с. 200 экз.

11.        Лаврушина. О.И., Деньги, кредит, банки: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп.--М.: Финансы и статистика, 2011.- 464 с.

12.    Скуратова Н. И. Управление пассивами коммерческого банка диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва. 2010

13.    Эриашвили Н. Д., Тавасиев А. М., Москвин В. А. Банковское дело: учебное пособие / Под ред. Н. Д. Эриашвили. - ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

14.        Рынок ценных бумаг, шаг России в информационное общество / Под ред. Н. Т. Клещева, А. А. Федулова, В. А. Симонова и др. М.: Экономика, 2010

15.    Рынок ценных бумаг: Учебник / Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова.- М.: Финансы и статистика, 11- 352 с.

.        Селищев А.С., Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов, 1-е издание. - Питер, 2012г. - 432 с.

.        Сиванов Д. Характеристика российского современного рынка ценных бумаг.// Эксперт.-2013.-№46.-С.76-77.

Похожие работы на - Управление пассивными операциями банка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!