Правовое обоснование глобализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое обоснование глобализации

Введение

Человеческая цивилизация входит в новую эпоху своего существования - эпоху формирования единых планетарных социальных процессов, ставших результатом общечеловеческой деятельности и получивших в современной науке название «глобализация».

Глобализация охватывает собой не только мировую экономику, финансы, средства массовой информации, но и государственную, и общественную жизнь, включая право. В юридической научной литературе по этому поводу отмечалось, что «глобализация оказывает существенное влияние на трансформацию, изменения и модернизацию государственно-правовых институтов, норм и отношений на всемирном, макрорегиональном и внутригосударственном уровнях, стимулирует, ускоряет и обновляет процессы универсализации в области права». При этом, процесс воздействия глобализации на право в широком его смысле, отличается некоторыми особенностями, такими как: разносторонность влияния на право; весьма радикальный характер влияния глобализации на право и развитие его теории; разнообразие форм влияния глобализации на право и его теорию; прямое и косвенное воздействие глобализации не только на внутригосударственное, но и международное право; наличие определённых пределов.

На фоне происходящего будущее становится все более непредсказуемым. Поэтому к проблеме глобализации приковано внимание ученых многих стран, проводящих изыскания в различных отраслях человеческой деятельности. Экономисты и культурологи, политики и социологи, а также представители других специальностей, анализирующие влияние глобализации на объект и предмет их исследования, объединяются в рамках новой отрасли знаний - глобалистике. Под глобалистикой понимается отрасль науки, синтезирующей в единое целое достижения всех отраслей знаний о земной цивилизации для выяснения общих закономерностей развития человечества как единого и целого организма.

Постановка вопроса о последствиях глобализации для развития права и государства представляется весьма интересной и своевременной еще и потому, что глобализация - весьма противоречивое явление, которое влечет за собой не только позитивные, но и негативные последствия для развития государств и их национальных правовых систем (и прежде всего это касается правовых систем незаподных государств). Глобализация сопровождается, с одной стороны, постепенным стиранием существующих правокультурных различий, универсализацией и стандартизацией права, с другой стороны - нарастанием конфликтности, противоречивости как самих национальных правовых систем, так и их взаимодействия.

Таким образом, тема исследования глобализации и тенденций ее влияния на современные государственно-правовые институты представляется актуальной.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере происходящих в современном мире глобализационных процессов и их влияния на государство и право. Предметом курсовой работы являются научные взгляды и точки зрения на процесс глобализации в современном мире, его влияние на государство и право.

Целью курсовой работы является исследование права в процессе глобализации.

Указанная цель достигается посредством постановки и решения следующих задач:

.Исследовать понятие и сущность глобализации;

.Изучить правовые проблемы современной глобализации и методы (способы их решения);

.Рассмотреть влияние глобализации на правовую сферу общественной жизни России;

.Изучить тенденции развития российского законодательства в условиях глобализации;

.Выявить взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии, в рамках которой для решения задач исследования применялись логический, формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и иные методы научного познания.

1. Процессы глобализации в современном праве

.1 Понятие и сущность глобализации

глобализация правовой законодательство

На нынешнем этапе развития мировой цивилизации общество переживает процессы трансформации всех сфер человеческой жизни, в котором всеобъемлющая интеграция и информационно-коммуникационная революция создает объективные предпосылки как для объединения человечества и его духовного и материального развития, так и для его разъединения. При этом решающее влияние оказывает технологический прогресс, связанный с развитием электронных средств коммуникации и обработки информации. Конец ХХ - начало XXI века обнаружил основополагающую тенденцию социального развития человечества, которая получила название глобализации.

Термин глобализация с этимологической стороны связано с латинским термином «глобус», который означает Земной шар. Это показывает, что те или другие процессы носят общепланетарный характер. Для разъяснения фундаментальных процессов происходящих на мировом масштабе после второй половины ХХ века, в научных литературах сообщается, что термин «глобализация» впервые использовался в 1967 году. А в современном понятии как термин «глобализация» был впущен в оборот в середине 1980-х годов и был принят со стороны интеллектуальной элиты.

Возникновение термина глобализация связывают с именем профессора Теодора Левитта. Он в своей статье «Глобализация рынков» опубликованный в 1983 году в журнале «Нarvard business review» изложил феномен соединения разных продуктов производимых транснациональными корпорациями с этим термином. В получении понятия «глобализация» академического статуса и в его бурном распространении особенно отмечается роль американского социолога Р. Робертсона. Он в 1985 году пояснил понятие глобализация, а в 1992 году в отдельной книге отметил основы своей концепции. Японский ученый К. Омае в своем произведении «Мир без границ» опубликованный в 1990 году постарался дать всестороннее изложение глобализации. М. Уотерс оценивает глобализацию как социальный процесс. Он в своей книге «Глобализация» опубликованный в 1995 году писал: «подобно тому, как основным понятием 80-х гг. был постмодернизм, ключевой идеей 90-х гг. может стать глобализация, под которой мы понимаем переход человечества в третье тысячелетие».

За последние 15-20 лет тема «глобализация» по актуальности на арене интеллектуальной дискуссии является самой главной темой. Это не просто дискуссии о теоретической модели будущего, это попытки проанализировать процесс цивилизации окружающего весь мир.

Глобализация представляет собой процесс, обусловленный объективными факторами интенсивного сближения и взаимодействия различных частей целостного мира. Возникновение нового социального деления существенно трансформирует социальные структурные отношения и влияет на общую переоценку ценностей как со стороны индивида, так и определенных национальных, религиозных, территориальных общин. Особого внимания требует изучения социокультурных, политических, экономических детерминант, вызывающих негативные проявления глобальных трансформаций.

Хотя идентификация глобализации как проблемы появилась лишь в 90-е годы ХХ века, разработка подходов к осмыслению процессов, которые сегодня считают глобализационными, началась раньше. Еще К. Маркс определял рост капитала до глобальных масштабов. Значительную роль в постановке этой проблемы принадлежала И. Валлерстайну, который говорит о формировании единой мировой экономической системы в контексте постколониальной, экспансионистской политики Запада.

Существует ряд работ и исследований, посвященных проблемам глобализации, ее измерениям и последствиям, возможным путям дальнейшего развития глобализационного процесса общепланетарного масштаба как имеющего объективную природу. Западная философия глобализма опирается на ряд теоретических концепций, к которым относится теория открытого общества К. Поппера, «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «конец истории» Ф. Фукуямы. Английский ученый Р. Робертсон глобализацию воспринимает как «сжатие» мира и усиление взаимозависимости всех его частей, что сопровождается все более распространенным осознанием целостности, единства мира. Иными словами в концепции Робертсона выделяется, с одной стороны, объективный процесс расширения взаимодействия между различными регионами мира, а с другой стороны отражение этого процесса в сознании людей.

Один из самых авторитетных социальных мыслителей и исследователей современного мира М. Кастельс отмечает, что глобализация связана, прежде всего, с глобализацией экономики. Понятие «глобальная экономика» в трактовке М. Кастельса означает, что «основные виды экономической деятельности (производство, потребление и циркуляция товаров и услуг), а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающей экономических агентов».

По мнению же профессора социологии У. Бека глобализация определяется несколькими различными факторами. По словам Бека: «рядом друг с другом существуют различные собственные логики экологической, культурной, экономической, политической и общественно-гражданской глобализации, несводимые друг к другу и не копирующие друг друга, а поддающиеся расшифровке и пониманию только с учетом их взаимозависимостей».

В современном периоде глобализация является понятием охватывающим все сферы нашей жизни. Сегодня глобализация как явление рассматривается в нескольких взаимосвязанных аспектах, основными из которых являются политическая мощь, культурные отношения и экономическое развитие.

Политическая сторона глобализации это формации международных политических и экономических содружеств. В этом процессе некоторые национальные гегемонии, начиная с принятием решения, все поручают транснациональным и международным учреждениям, т.е. полномочия в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах отдается соответствующим ответственностям учреждений. Этот процесс появляется в большей степени после перехода этапов известного футуриста П. Друкера «локализация, регионализация и глобализация». В политическом мышлении выражается полная власть США на мировой арене. И это не случайно, так как США сегодня оказывает влияние всем сферам нашей жизни. Основываясь на это можно сказать, что глобализация является современной идеологией США.

Культурная и социальная сторона глобализации это локализация универсальных общественных норм. То есть, либерально-демократические ценности уже становятся практиками наций. В культурном мышлении глобализация понимается как влияние западного сознания, западных обычаев и традиций на культурную и социальную жизнь, быт, культуру, религию, веру и т.д.

Третья и самая главная сторона глобализации это проявления себя в экономической сфере. Экономическая глобализация в настоящее время является самой важной формой глобализации. Экономическая глобализация - это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты. Это процесс усиления по всему миру экономической взаимозависимости национальных экономик, в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы.

И так, если взять в целом понятии, то можно уверенно отметить, что глобализация это вовсе не процесс идущий сам по себе. За этим стоят интересы и политика некоторых властвующих сил, государств.

.2 Правовые проблемы современной глобализации и методы (способы их решения)

Правовые проблемы глобализации в системе социальных отношений - это не полемическая абстракция. Это сугубо практические проблемы, реальное значение которых занимает важное место в правосознании международного сообщества и которые требуют неотложных опережающих решений, способных обеспечить нормальные условия существования земной цивилизации.

Усложнение социального бытия, обусловленное целым рядом негативных факторов (истощение жизненно необходимых ресурсов планеты из-за их нерационального, эгоистического использования, природные и техногенные катастрофы, неизведанные заболевания, чрезмерные накопления разного рода вооружений, чиновничья коррупция, падение интеллектуального и нравственного потенциала человечества), со всей остротой поставило вопрос о переосмыслении правового регулирования общественных отношений, их международно-правовой универсализации, создании нового международного порядка.

Единые основополагающие правовые принципы, нормы, стандарты - главные условия, параметры единого мирового правового пространства, глобального правового сообщества. На этой основе все более расширяется и усиливается взаимодействие норм международного и внутригосударственного права. «Сближение национальных правовых систем в международном объеме стало решающей проблемой современности».

Международное право играет все большую роль в развитии и совершенствовании национальных, внутригосударственных нормативно-правовых систем. Международная сбалансированность этих систем (за некоторым исключением) стала правилом. Общепризнанные принципы и нормы международного права в подавляющем большинстве своем совпадают с национальными интересами отдельных государств (государственный суверенитет, незыблемость установленного конституционного строя, территориальная целостность государства и т.д.). Международное право стало одним из критериев конституционности закона в правовом государстве, которое выступает в качестве важной институциональной предпосылки международного правопорядка.

В правовом государстве нормативно-правовая система гармонирует с международным правом, конституционно закрепляя функциональный приоритет его основополагающих принципов и норм, главной содержательной идеей которых является идея прав человека как высшей социальной ценности, их охраны и защиты. «Международное сообщество, - гласит Венская декларация 1993 г., - должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Особо подчеркивается, что «поощрение и защита прав человека являются вопросом первостепенного значения для международного сообщества». Все международно-правовые акты о правах человека рассматривают правовое государство как инструмент утверждения, обеспечения всех прав человека, возлагая на него (государство) соответствующие правовые обязанности.

Однако, как отмечалось, общее развитие человечества протекает неравномерно, неоднозначно. Современные процессы глобализации в системе социальных отношений не лишены определенных противоречий, негативных тенденций, что вызывает среди определенной части населения разных стран критическое отношение к указанным процессам. В частности, многих людей отталкивает от глобализации то, что экономические блага ее становятся все менее доступными для рядового труженика.

Немаловажную роль в росте антиглобалистских настроений играют многие разрешительные линии идеологического порядка (например, религиозные убеждения и традиции, политические взгляды и др.). Одним из препятствий для оптимального решения тех или иных проблем глобализации является низкий уровень правосознания, общей культуры широких слоев населения. «Миллионы людей во всем мире воспринимают глобализацию не как инструмент прогресса, а как разрушительную силу, подобную урагану и способную погубить жизнь, работу и традиции. Для многих людей характерно горячее желание воспрепятствовать этому процессу и прибегнуть к призрачному успокоению в мире национализма, фундаментализма и других «измов».

Поэтому так актуален и важен поиск правовых средств ограничения негативных аспектов современной глобализации, ее социальных последствий. В социальных отношениях не все можно и нужно подвергать правовой универсализации, унификации, стандартизации. Необходимы соответствующие согласования, апробации, совместные решения. Недопустима, например, глобализация религиозного или политического порядка, так же как не может быть интернациональной мировой религии, не может быть интернациональной мировой государственности с едиными нормативно-правовыми шаблонами, уничтожающими духовную специфику того или иного народа, той ли иной нации.

Как замечал А.П. Чехов, есть «пределы общечеловеческого», которые обусловливают пределы глобализации в системе социальных отношений. Говоря языком Корана, «Бог сделал людей разными народами», поэтому существуют разные страны, государства с разными верованиями, разной управленческой инфраструктурой, разной культурной самобытностью, которые никто не вправе разрушить. Если признавать какую-либо однополярную гегемонию (первенство, господство) на политическое властвование, на установление социального правопорядка, понятие государственного суверенитета теряет всякий смысл. Понятие той или иной социальной целостности, ее качественная определенность неразрывно связаны с определенной автономностью, т.е. относительной независимостью определенной внутренней структуры по отношению к той или иной внешней сфере. Признание универсальной мировой связи, взаимообусловленности всех явлений действительности не отрицает автономности как одного из фундаментальных свойств определенной объективной реальности.

Принудительный импорт нормативно-правовых систем одних стран в другие, без должного уважения нормативов последних, всегда осуждался и осуждается правовой мыслью. Верным является постулат, что следует различать социальные сферы тех или иных стран, которые созрели «для глобальной гармонизации и те, в которых гармонизация реальна лишь на региональном уровне». Поскольку еще не выработана общепризнанная модель международного консенсуса (предполагающего общее согласие), глобализация должна осуществляться методом различных согласований, координаций, субординаций в соответствии с общепризнанными принципами международного сообщества (принцип демократии, принцип суверенного равенства, принцип невмешательства, принцип равноправия народов и наций на самоопределение, принцип уважения прав человека, принцип справедливости), международными стратегическими программами и, что чрезвычайно важно, в каждом конкретном случае с учетом ментальности того или иного народа, той или иной нации.

2. Проявление процессов глобализации в российском законодательстве

.1 Влияние глобализации на российское законодательство

Глобализация оказала колоссальное влияние на российское законодательство. Под ее воздействием существенно трансформировались и продолжают качественно совершенствоваться практически все отрасли законодательства.

Сформировались новые отрасли законодательства, отражающие современные реалии (информационное законодательство, арбитражно-процессуальное, законодательство об исполнительном производстве и др.). Российская система законодательства все более приближается к западному образцу, как по содержательным, так и по качественным характеристикам. И в настоящее время динамика развития российской системы законодательства отражает движение в направлении выхода из кризиса, вызванного революционным характером вступления России в глобализационные процессы, и создания условий для дальнейшей интеграции в мировое сообщество.

Вступление Российской Федерации в процессы правовой глобализации является позитивным, прогрессивным шагом, создающим огромные потенциальные перспективы (такие, как интеграция в мировое сообщество в качестве равноправного субъекта, развитие политико-правового и экономического сотрудничества с различными государствами, сбалансированное развитие политической, правовой, экономической, а так же системы социального обеспечения в целом). Череду кризисов, захлестнувших Россию в конце XX века необходимо рассматривать как неизбежные издержки кардинально переходного этапа относительно обособленного развития к включению в международно-глобализационные процессы.

В настоящее время Российская Федерация все еще находится на переходном этапе своего правового развития в условиях современной глобализации, несмотря на то, что Президент Российской Федерации в последних посланиях Федеральному Собранию РФ недвусмысленно говорит о завершении переходного периода и начале стадии развития.

Ярким примером воздействия глобализации на правовую систему государства служит принятие 4 ноября 1950 года в Риме десятью государствами-членами Совета-Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция) Конвенции о защите прав человека и основных свобод и создание в целях обеспечения соблюдения обязательств по Конвенции 21 января 1959 года Европейского суда по правам человека для рассмотрения жалоб о нарушениях Конвенции. Ратификация Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными. Это касается и граждан России, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Практика ЕСПЧ и, в более широком плане, функционирование европейской системы защиты прав человека наложили заметный отпечаток на подходы к решению самых острых, злободневных проблем, стоящих перед обществом.

Таким образом, положительное воздействие глобализации на правовую систему государства, членами которой являются граждане, принимающие активную роль в формировании правовой культуры государства, очевидно.

Как и многие явления современного мира, глобализация имеет и свои отрицательные аспекты.

Исторический опыт показывает, что провозглашаемые в качестве универсальных детерминант общечеловеческие ценности, имея значение для формирования базовых принципов правового регулирования, не исчерпывают всего разнообразия особенностей национальной правовой системы. Кроме этого, механически переносимые шаблоны нередко нежизнеспособны, так как не учитывают особенностей менталитета и правовой культуры, сформировавшейся в конкретном обществе в процессе его историко-культурного развития.

В связи с вышесказанным, тенденция к упрощенному пониманию правового заимствования, проявляющаяся в современной политике и даже правотворчестве, связанная с механическим переносом иностранного законодательства на российскую почву, заслуживает критического отношения. Так, проф. О.В. Мартышин отмечает в своей статье: «Экспансия чуждой культуры всегда вызывает противодействие. На практическом и эмоциональном уровне оно проявляется в сопротивлении национальной культуры, на теоретическом уровне - в понимании необходимости соответствия государственных и правовых учреждений реальным, а значит и национальным условиям».

Глобализация охватывает собой не только мировую экономику, финансы, средства массовой информации, но и государственную, и общественную жизнь, включая право. В юридической научной литературе верно по этому поводу отмечалось, что «глобализация оказывает существенное влияние на трансформацию, изменения и модернизацию государственно-правовых институтов, норм и отношений на всемирном, макрорегиональном и внутригосударственном уровнях, стимулирует, ускоряет и обновляет процессы универсализации в области права». При этом, процесс воздействия глобализации на право в широком его смысле, отличается некоторыми особенностями, такими как:

а) разносторонность влияния на право;

б) весьма радикальный характер влияния глобализации на право и развитие его теории;

в) разнообразие форм влияния глобализации на право и его теорию;

г) прямое и косвенное воздействие глобализации не только на внутригосударственное, но и международное право;

д) наличие определённых пределов.

Какие существуют формы влияния процесса глобализации на право? В каких направлениях глобализация воздействует на право? Отвечая на эти вопросы, западные авторы, занимающиеся исследованием проблем глобализации, выделяют как минимум три основных направления ее воздействия на право. Первое из этих направлений связывается с воздействием глобализации на характер отношений друг с другом национальных правовых систем, которые в силу их тесной связи и взаимодействия в настоящее время «уже недостаточно исследовать каждую в отдельности, а необходимо рассматривать их в общей системе». Второе направление воздействия глобализации на право ассоциируется, по мнению западных исследователей, в области англосаксонского права, с изменением главного направления развития данной правовой семьи, которое все больше фокусируется вместо проблем внутреннего правопорядка на проблемах мирового (глобального) правопорядка. Наконец, третье направление связывается с воздействием глобализации не столько на право, сколько на его теорию. Нет сомнения в том, что глобализация оказывает значительное влияние на «внешний облик» права и на характер отношений, существующих как между различными правовыми системами, так и между правовыми семьями. Однако бесспорно и то, что глобализация одновременно воздействует и на внутренние процессы, происходящие в праве.

И всё же, как влияет процесс глобализации на право? Суть этого вопроса заключается не в том, как будет развиваться глобальное право, сколько в том, каким будет это право, какие цели и интересы они будут преследовать. Для глубокого и всестороннего познания права, которое существует и функционирует в условиях процесса глобализации мира, необходимо выявить и рассмотреть основные тенденции его развития. Это позволит нам лучше понять состояние права не только в настоящем, но и позволит заглянуть немного в будущее. Невозможно подробно рассмотреть все тенденции развития права, которые в настоящее время формируются и проявляются на разных уровнях, поэтому рассмотрим наиболее важные из них. А именно - те тенденции, которые наиболее отчетливо проявляются на глобальном и региональном уровнях, а также на локальном уровне (на уровне отдельных отраслей и институтов права). На глобальном и региональном уровнях особенно проявляется тенденция универсализации и унификации права. В основе возникновения и развития этой тенденции лежит процесс интеграции мировой экономики, финансов, средств связи, средств массовой информации и других средств и сфер жизни общества. Этот процесс не мог не отразиться как на эволюции права в целом, так и на тенденциях его дальнейшего развития. Хочется согласиться с утверждением авторов о том, что универсализация права, проявляющаяся в стремлении выработки общего подхода к праву, и его унификация, означающая «введение в правовые системы государств единообразных норм», - явления не новые в государственно-правовой жизни различных стран. «Формирование и развитие права (от его примитивных до современных развитых форм)», - писал по этому поводу В.С. Нерсесянц, при всех особенностях национальных систем права по сути представляют собой «историю его все большей универсализации и унификации, историю движения ко все более глобальному праву», и эти «исторически прогрессирующие свойства и характеристики развивающегося права находят свое выражение, закрепление и осуществление (действие) как в отдельных национально-государственных системах права, так и в международном праве». Особенно тенденция универсализации и унификации права проявляется на глобальном и региональном уровнях в таких сферах правового регулирования, как торговля, бизнес, финансовая сфера и др. При этом речь не идет только о принципах международного права - таких, как принцип суверенного равенства государств, принцип их территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств, решения спорных вопросов только мирными средствами и других принципах, закрепленных в Уставе ООН (1945 г.), в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (1970 г.), в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) а также в других международно-правовых документах. Но, несмотря на исключительно формальный характер многих правовых и неправовых принципов, на которых строятся разнообразные отношения, складывающиеся между различными субъектами - участниками глобализации, фактом остается то, что общие принципы, а не конкретные нормы права занимают все большее место и играют все более активную роль в системе регулятивных средств, использующихся на глобальном и региональном уровнях. На глобальном и региональном уровнях развитие и признание принципов права как регуляторов общественных отношений в значительной степени проявляются как тенденция их все более широкого формирования, распространения и признания.

Следует заметить, что возникновение и развитие данной тенденции не является стихийным или случайным, а обусловлено ходом исторического развития и поиском наиболее эффективных государственно-правовых и иных форм организации общественной жизни. Одновременно появление и эволюция этой тенденции обусловлены целенаправленным поиском наиболее адекватных им и эффективных средств регулирования, возникающих на каждом этапе развития общества и государства общественных отношений.

Так, если на ранних и более поздних стадиях развития общества и государства, в частности в условиях феодальной раздробленности, значительное место среди источников права ряда стран занимал обычай, то в более поздний период, в условиях формирования и развития централизованных государств, обычай утратил свое прежнее значение и был постепенно вытеснен законом. Разумеется, дело заключается не в количестве или многообразии принятых за последние десятилетия юридически значимых актов, касающихся прав человека и гражданина, а в их практической значимости. Ведь трудно не согласиться в этом отношении с представителями социологической юриспруденции (Е. Эрлих, Ф. Жени, К. Левеллин, Р. Паунд и др.), которые полагали, что настоящее объективное и субъективное право должно быть действующим, реальным, «живым». В противном случае это будет не право, а собрание «сухих иероглифов законов» (так характеризовал его Е. Эрлих). Тем не менее, несмотря на формальный характер большинства правоустанавливающих и правозащитных актов, они играют довольно важную роль в жизни общества и его отдельных членов, что свидетельствует о развитии тенденции расширения и усиления законодательства, касающегося прав и свобод человека и гражданина.

Закончив рассматривать всю важность глобализации, стоит задать себе вопрос: «А глобализация - это хорошо или плохо?» Наверное, слово «глобализация» никогда не звучало так часто, как с началом финансового кризиса. Так как это и являлось как причиной, так и выходом из него. Поэтому сложно ответить на вопрос, хорошо ли это или плохо. Но мы считаем, что плохо, если какая-то «непонятная» глобализация не имеет к нам никакого отношения. И хорошо, если мы принимаем в ней участие. То есть, мы понимаем, что если наша мысль или действие не будет восприниматься безразлично, а попадёт в «реальное поле существующих людей», которые надеются, страдают, боятся. Если каждый наш шаг не пропадёт в «никуда», а будет иметь отклик. И если начать изменять свои мысли в этом направлении, тогда мы увидим положительные стороны.

2.2 Тенденции развития российского законодательства в условиях глобализации

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития.

Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; противоречивость и конкурентоспособность его структур; увеличение массива технико-юридических предписаний.

Указанные тенденции условно можно разделить на три большие группы. К первой группе относятся: всестороннее усиление законодательного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. Ко второй - специализация законодательства с ее различными формами проявления: дифференциацией, конкретизацией, детализацией. В третью группу входят правовая унификация и сопутствующие ей процессы: интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных нормативных актов.

Всестороннее обновление законодательства, проводимое сегодня, своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необходимостью внедрения новых методов в управлении народным хозяйством, реформированием государственно-властных структур.

Углубление специализации социально-экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших законодательных актов в областях, которые ранее не охватывались правовым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенденцию его верховенства на передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления и т.д.

Кроме того, всеобщее и точное исполнение закона - фундамент прочных государственных взаимосвязей между республиками и центром, приоритета закона в отношении других подзаконных правовых актов. При неукоснительном соблюдении эти акты не смогут формализовать действующее законодательство, обратить его в «бумажное право». Цель их принятия состоит исключительно в конкуренции, дополнении и развитии содержания закона, и поэтому они не должны выходить за рамки его общего смысла.

Интенсификация законодательства как одна из характерных черт его современного развития способствует тому, что юридически правильное, всестороннее урегулирование общественных отношений осуществляется и за счет издания новых нормативных актов, и путем повышения качества, эффективности действующего законодательства, усиления его научной обоснованности. Процесс интенсификации направлен на максимальное использование внутренних «ресурсов» имеющегося законодательного массива.

Уровень интенсификации в немалой степени зависит и от субъективного фактора. Такая зависимость проявляется, по крайней мере, в двух направлениях. Во-первых, в сфере правотворчества - это издание компетентным органом нормативного акта, соответствующего духу времени (так называемая правотворческая оперативность). Во-вторых, в сфере правоприменения - это грамотное полновесное использование юридического акта (правоприменительная активность).

С процессом интенсификации законодательства взаимодействует тенденция укрепления его стабильности, без которой оно не может существовать как постоянная система регулирования общественных отношений. Сегодня очень высоко ценится именно это свойство как своеобразная правовая гарантия прочности выбранного государством курса, перспективности регламентируемых отношений. Стабилизация призвана снять напряжение в межреспубликанских взаимосвязях, ослабить внутренние противоречия.

Стабильность законодательства обеспечивается наличием ряда факторов, которые можно условно разделить на материальные и специальные юридические. К материальным факторам относятся: устойчивость социально-экономических, государственно-политических и национальных взаимосвязей; своевременное законодательное реагирование на важнейшие социальные процессы с учетом перспективности характера их развития; объективность и обоснованность целей экономических преобразований; прогнозирование необходимости юридического опосредования той или иной общественной сферы в будущем.

Специальные юридические факторы включают в себя следующие условия: соответствие текущего законодательства Конституции РФ:

·издание и функционирование подзаконных нормативных актов на основе и во исполнение закона;

·высокий уровень правовой интенсификации;

·совершенство законодательной техники;

·юридически грамотное, активное использование принятого нормативного акта.

Быстрые темпы социально-экономических преобразований обусловливают динамизм нормативного регулирования общественных отношений, учет своеобразия и специфики их различных сторон и граней. Эти задачи успешно выполняет интенсивно развивающаяся в российском законодательстве тенденция его специализации. Цель ее заключается в том, чтобы юридически полнее охватить всевозможные изменения и новизну общественных процессов, сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных сферах, определить качественней уровень таких преобразований.

Процесс правовой специализации объективно отражает многоплановый ход развития общества и пронизывает различные стороны нашей социальной действительности. Истоками специализации законодательства являются общественное разделение труда, реально легитимированная дифференциация властных структур, национально-государственная суверенизация. Предпосылки же специализации законодательства можно подразделить на социально-экономические, властно-управленческие и юридические.

Назначение процесса специализации законодательства заключается в том, что как в системе права, так и в системе законодательства происходит и усиливается «разделение труда» между предписаниями, в результате чего отдельные нормы и их комплексы начинают специализироваться на выполнении тех или иных операций. Они отражают своеобразие общественных отношений, специфику конкретных обстоятельств и в своей совокупности составляют правовую основу процесса специализации, именуясь специальными.

Сегодня специализация охватывает весь правовой массив и воздействует как на форму, так и на содержание законодательства, где обозначились следующие се виды: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная. Каждая разновидность очерчивает определенный срез в системе законодательства, по-своему воздействуя на его содержание и структуру. И чем точнее получают в юридических предписаниях и нормативных актах отражение процесс и результат специализации, тем выше их истинность и эффективнее реализация.

Помимо саморазвития и самовыражения специализация законодательства оказывает положительное воздействие и на другие его тенден-ции. Так, процессу стабильности она придаст свойство гибкости, делает его динамичнее. Посредством своей вертикальной направленности специализация обеспечивает интенсификации полновесную «рабочую нагрузку», способствует оптимальной, качественной отдаче содержания определенного нормативно-правового акта. Процесс специализации охватывает своим влиянием весь пласт правовой системы: правотворчество, правоотношения, юридическую ответственность, правоприменительную практику и т.д.

Унификация законодательства - противоположная специализации тенденция, значение которой состоит в аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная разобщенность и несогласованность в правоприменении. Вот почему унификация является одним из эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного урегулирования в различных сферах.

И хотя унификация выступает как антипод специализации, эти два явления тесно взаимосвязаны между собой и образуют главные направления процесса прогрессивного развития всей системы современного законодательства. Подвижность ее границ в известной мере влияет на качественное состояние и эффективность регламентацион-ного механизма, в котором подчас сталкиваются противоположные тенденции. В основе этих противоположностей лежат диалектические противоречия как социально-экономического, так и правового характера.

К первой группе противоречий относятся: несоответствие производственных отношений характеру производительных сил; разрыв между производстлом и потребностями граждан, стоимостью и ценой товаров, между требованием объективных экономических законов и их субъективным осознанием в процессе управления; имущественное неравенство и т.д. Вместе с тем экономические противоречия не изолированы. Они оказывают заметное влияние па внутренние процессы законодательства и обнаруживаются между его сущностью и содержанием, формой и содержанием, внутри самой сущности и т.д.

Таким образом, современные тенденции развития российского законодательства представляют собой сложную и довольно противоречивую систему различных его направлений по урегулированию многогранных общественных отношений.

2.3 Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации

Важнейшей тенденцией в современном мире является глобализация, в результате которой формируется новый взгляд на многие аспекты международных отношений, в том числе и на роль международно-правовых норм в функционировании национальных правовых систем. Для каждого отдельного государства актуальным становится решение вопроса о соотношении норм международного и внутреннего права и сохранения в этих условиях самобытности национальной правовой системы.

Современный этап развития цивилизации, как представляется, требует поиска адекватных механизмов к взаимодействию стран и народов, сближению государственно-правовых систем. Международное право является сейчас одним из важнейших факторов, обеспечивающих более или менее прочное существование человеческого общества. Надо признать, что роль права вообще возрастает в условиях глобализации и угрозы глобальных проблем современности. «На фоне обостряющихся локальных конфликтов и общих проблем происходит повсеместное осознание необходимости развития конструктивного диалога и совместного поиска путей преодоления накопившихся противоречий. Наиболее предпочтительными в данной ситуации оказываются именно международно-правовые механизмы, предполагающие согласованность действий субъектов и поиск компромисса при принятии решений».

Мировому сообществу необходим сегодня более высокий уровень управления социальными процессами. Наиболее острые угрозы начала XXI столетия - международный терроризм, национальные и религиозные конфликты, коррупция, незаконный оборот наркотиков, торговля людьми и другие возможно нейтрализовать лишь солидарными усилиями всего прогрессивного общества, с опорой на инструменты международного права.

Одной из объективных закономерностей развития права на современном этапе является углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права, что, в свою очередь, обусловливает интернационализацию или гомогенизацию последнего. В условиях глобализации правовые системы различных государств должны быть совместимы и способны взаимодействовать друг с другом. Это может быть достигнуто как признанием приоритета международного права над национальным, так и совершенствованием внутригосударственного права под влиянием международного.

Следует подчеркнуть, что норма международного права приобретает юридическую силу только после того как государство, будучи суверенным, придаст ей юридическую силу. Данный процесс осуществляется в соответствии с положениями конституции или иными законодательными актами государства. Например, п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». Тем самым на конституционном уровне был определен характер взаимосвязи международного и национального права.

В настоящее время многие государства придерживаются принципа «международное право - составная часть права государства». Включение этого положения в Конституцию Российской Федерации свидетельствует о стремлении российского государства к открытости, отражает современную тенденцию к расширению взаимодействия внутригосударственного права с международным.

Вместе с тем, в повышении уровня организации общественной системы российского государства и степени ее управляемости, в решении социальных проблем и противоречий современности существенно возрастает роль именно внутригосударственного права. В силу этого законотворчество на национальном уровне испытывает на себе сильнейшее влияние общепризнанных норм и принципов международного права. Можно с уверенностью утверждать, что необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными обязательствами государства двигала в последние два десятилетия весь законотворческий процесс. Примеров тому немало, наиболее яркие из них - новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации. Сегодня многие отрасли российского национального права «проросли нормами международного публичного права». Поэтому следует признать, что действенность и, в конечном счете, эффективность международного права во многом зависит от степени трансформации его принципов и норм во внутригосударственное законодательство.

Глобализация таит в себе, однако, и угрозы, в частности, потери национальной правовой культуры, ее идеалов, ценностей, что может привести к образованию однородной правовой системы. Как представляется, глобализацию нельзя понимать упрощенно, как стандартизацию национальных правовых систем. Глобализация не означает, что правовые системы всех стран будут перестраиваться, причем по западному образцу. Но есть основополагающие принципы, нормы, соблюдение которых всеми субъектами международного права будет способствовать обеспечению общего правопорядка и взаимного согласия. «В условиях многогранности мира, сосуществования огромного множества культур и цивилизаций их мирное взаимодействие может обеспечиваться только принципами верховенства закона, прав и свобод человека и, что не менее важно, толерантности». В Декларации тысячелетия ООН говорится: «Различия внутри обществ и между ними не должны ни вызывать опасений, ни подавляться, они должны оберегаться как ценный вклад в человеческую цивилизацию. Культуру мира и диалог между всеми цивилизациями следует активно поддерживать». Таким образом, само международное право, развивающееся в условиях глобализации, подчеркивает важность сохранения национальной самобытности.

В современном мире есть немало правовых ценностей, понятных большинству людей вне зависимости от их национальной, культурной, религиозной принадлежности, что и обусловливает сходство многочисленных законодательных тенденций в различных отраслях права в разных странах мира. Реализация этих положений на международном уровне позволяет обеспечить международный порядок и стабильность, а не однополярность мира, управляемого по принципу силы. Поэтому глобализация в правовой сфере, на наш взгляд, - явление позитивное. Тенденция возрастания значения международного права и его влияния на право национальное будет способствовать обеспечению стабильности правопорядка и упрочению роли права как социального института в целом. От внутреннего права, в свою очередь, зависит нормальное функционирование международной системы в целом. Его отставание от требований времени, противоречие общепризнанным нормам и принципам международного права, может породить серьезные международные последствия.


Заключение

Глобализация меняет наш мир кардинально и быстрее, нежели любые революции и войны, которых за всю историю человечества было не мало.

Весьма специфически интегрируя мир, она, с одной стороны, способствует обмену передовым прогрессивным опытом, в том числе правовым, открывает огромные перспективы формирования единого мирового сообщества, основанного на принципах уважения государственного суверенитета, взаимной поддержки, объединенного решения актуальных проблем, открывает возможности упрощения и интенсификации межгосударственного взаимодействия. С другой стороны - интеграционные усилия не всегда ведут к теоретически искомому объединительному результату, зачастую порождая непримиримые противоречия.

В глобализационных процессах можно усмотреть и определенную завуалированную дифференциацию мирового сообщества, которая в современных условиях может привести к ужесточению неравенства на мировой арене.

В этих условиях правовое измерение глобализации также впитало в себя всю противоречивость данных процессов. Правовая интеграция интернационализация многими исследователями связывается с принижением значения института государственного суверенитета, формирующееся в угоду глобализационным тенденциям национальное законодательство зачастую является внутренне не согласованным и в силу ряда причин на практике труднореализуемым.

Глобализация в своем государственно-правовом контексте представляется крайне противоречивым и неоднозначным процессом. В проведенном теоретическом исследовании была предпринята попытка теоретико-правового анализа глобализационных процессов в праве в целом и применительно к Российскому законодательству в частности, с использованием логической и системно-структурной аргументации, основанной на изучении существующих опасений, оптимистических прогнозов и фактического материала.

Распространяя свое влияние на правовую сферу, глобализация обнаруживает важнейший в рамках данного исследования свой аспект, а именно - правовую глобализацию, процессы которой протекают следующим образом. Интеграция государств в различных сферах обусловливает правовую интеграцию, которая, в свою очередь, являясь общемировым процессом, на внутригосударственном уровне находит свое выражение в интернационализации национального права. Основными способами интернационализации национального права и национальных законодательств являются рецепция, гармонизация, унификация и стандартизация, определяющие различную интенсивность и глубину государственно-правовых преобразований.

Список использованной литературы

1.Алексеев С.С. - Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов М.: Норма, 2015. - С 496.

2.Ампилогова В.Г. Влияние процесса глобализации на развитие права в российской федерации. Российская Академия Естествознания, 2013. - С 34.

3.Аннан К. Мировое сообщество эры интернационализма // Независимая газета. 2009. - С 65.

4.Бек. У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. - С 304.

5.Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. Учебник М.: Экономика, 2013. - С 359.

6.Быкова Е.В. Проблемы взаимодействия правовых систем на современном этапе // Международное публичное и частное право. - 2008. - №3. - С 325.

7.Венгеров А.Б. теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 2010. - С 265.

8.Ершов М. актуальные направления экономической политики // Вопросы экономики, 2003 - №12. - С 312.

.Забелин С., Кортен Д., Медоуз Д., Норберг-Ходж Х., Шуберт К. глобализация или устойчивое развитие. - М.: СоЭС, 2008. - С 85.

10.Зорькин В.Д. Верховенство права и развития цивилизации в современном глобальном мире // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2007. - №3. - С 245.

11.Кабалкин А., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства. // Рос. юстиция. - 2013. - №12. - С 17-19.

12.Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2010. - С 81.

13.Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век.: Спб, 2012. - С 126 - 172.

14.Малько А.В., Соломатин А.Ю. - Теория государства и права // Юридический центр 2015.

15.Манов Б.Г. Современное международное право в условиях глобализации // Международное публичное и частное право. - 2008. - №2. - С 186.

16.Мартышин О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации // Государство и право. №4. 2015. - С 11.

17.Масловский, М.В. Современная западная теоретическая социология: Учебное пособие. - Нижний Новгород, изд. НИСОЦ, 2012. - С 117.

18.Матузов Н.И., Малько А.В. Общая теория государства и права // Москва Юристъ 2009 г.

19.Ралько В.В. Международное право: традиционные и актуальные подходы к формированию межгосударственной системы права // Международное публичное и частное право. - 2009. - №3. - С 315.

20.Сенякип И.И. Специализация и унификация российского законодательства. Проблемы теории и практики. Саратов, 2013. - 57 - С 60.

21.Современное государство. Политико-правовые и экономические исследования: - Спб. РАН ИНИОН. Центр социальных нацчно-информационных исследований, 2015. - С 282.

22.Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 2005. - С 105.

23.Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2012. - С 25.

24.Хропанюк Н.В. Теория государства и права. М., 2007. - С 189.

.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 20011 - С 315.

.Шукюров А. Глобализующиеся общества: вчера, сегодня, завтра. М.: 2012, - С 47.

Похожие работы на - Правовое обоснование глобализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!