Методика анализа использования материально-производственных запасов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    285,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика анализа использования материально-производственных запасов

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты учета инвентаризации материально-производственных запасов и анализа их использования

.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов

.2 Порядок учета инвентаризации материально-производственных запасов

.3 Методика анализа использования материально-производственных запасов

. Учет и анализ инвентаризации материально-производственных запасов и анализ их использования в ОАО "КАМАЗ"

.1 Экономико-организационная характеристика ОАО "КАМАЗ"

.2 Особенности учета инвентаризации материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ"

.3 Анализ использования материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ"

.4 Рекомендации по совершенствованию учета инвентаризации материально-производственных запасов и результатам анализа их использования

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Материально-производственные запасы являются составной частью оборотных средств предприятия. Величина этих запасов, их приобретение и выбытие оказывают прямое влияние на непрерывность производственного процесса, ликвидность бухгалтерского баланса и размер налогов, уплачиваемых предприятием.

При этом расходы на приобретение материальных ресурсов, занимая значительный удельный вес в себестоимости продукции производственных предприятий, во многом оказывают влияние на величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Определяющее значение по данному показателю на предприятиях оптовой и розничной торговли имеет размер списанных при продаже товаров. В свою очередь, верно учтенные суммы НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям определяют величину данного налога, подлежащую уплате в бюджет.

Своевременная информация о размерах производственных запасов по-зволяет вести оперативное управление ими, своевременно восполняя те ресурсы, размер которых сокращается, чтобы избежать срыва технологического процесса.

Аналитическая информация о составе, количестве, стоимости, движении производственных запасов, используемых в производстве, необходима предприятию, относящемуся к любой отрасли. Эта информация важна как для обеспечения контроля за сохранностью производственных запасов, так и для принятия своевременных и правильных управленческих решений.

Кроме того, данные бухгалтерского учета необходимы для формирования полной и достоверной информации о размерах задолженности перед поставщиками, а также для надлежащего контроля за их наличием и движением.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что рациональная организация учета материально-производственных запасов, их сохранность и внутренний контроль на всех этапах их движения способствуют повышению производительности труда на предприятии, а правильность ведения учета в значительной мере влияет на эффективность их использования.

Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию учета инвентаризации материально-производственных запасов и эффективности их использования.

Для достижения целей исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

-    раскрыть понятие материально-производственных запасов, порядок их классификации и оценки;

-       изучить порядок учета материально-производственных запасов;

-       провести анализ использования материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ";

-       дать предложения по совершенствованию учета материально-производственных запасов;

Объект работы - материально-производственные запасы.

Предмет работы - учет материально-производственных запасов и анализ их использования в ОАО "КАМАЗ".

Основные методы исследования, используемые в работе: сравнения, балансовый, аналитических коэффициентов и другие.

Работа состоит из введения; двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность темы работы, описываются объект, предмет, цели и задачи исследования. В первом разделе выпускной квалификационной работы исследовались теоретические и методологические основы учета и анализа материально-производственных запасов. Во втором разделе исследованы особенности учета материально-производственных запасов на примере ОАО "КАМАЗ". Даны рекомендации по совершенствованию учета материально-производственных запасов ОАО "КАМАЗ". В заключение обобщаются выводы по проведенному исследованию.

Источниками для написания дипломной работы послужили нормативные документы, первичная учетная документация, бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО "КАМАЗ", статьи отечественных авторов по исследуемой в ВКР проблеме, среди которых такие известные российские ученые экономисты, как Бабченко Т.Н., Пошерстник Н.В., Макарьев И.Н., Савицкая Г.В. Швецкая В.М. и другие.

Список использованных источников состоит из 19 наименований литературы, 9 нормативных документов и 4 электронных ресурса.

Приложение представлено на 10 страницах выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложенные рекомендации по совершенствованию учета наличия и движения материалов могут быть использованы в деятельности ОАО "КАМАЗ".

1. Теоретические аспекты учета инвентаризации материально-производственных запасов и анализа их использования

.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов

Материально-производственные запасы представляют собой различные вещественные элементы, используемые в качестве исходных предметов труда, потребляемых при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд. Материально-производственные запасы используются однократно в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

В соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" в бухгалтерском учете в качестве материально- производственных запасов принимаются активы:

-    используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг);

-       предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

-       используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Материально-производственные запасы в зависимости от назначения и способа использования в процессе производства продукции подразделяются на следующие основные группы:

Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

Вспомогательные материалы - используются для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

Покупные полуфабрикаты - сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т. е. составляют их материальную основу.

Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи сособенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее), и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).

Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов в производственно-эксплуатационной деятельности.

Таким образом, материально-производственные запасы представляют важнейшую часть оборотных активов организации, необходимых для осуществления ее хозяйственной деятельности. Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Для правильной организации учета производственных запасов важное значение имеют научно обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета.

.2 Порядок учета инвентаризации материально-производственных запасов

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп, запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации[16, стр. №157].

Материально-производственные запасы (материалы, готовая продукция, товары) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ) должна, как правило, проводиться в порядке расположения материалов в данном помещении.

При хранении материально-производственных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки материалов вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материально-производственных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках материалов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти материально-производственные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием "Материально-производственные запасы, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дать и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти материалы.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти материалы заносятся в отдельную опись под наименованием "Материально-производственные запасы, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие материально-производственные запасы во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Инвентаризация материально-производственных запасов, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:

-    по МПЗ, находящимся в пути, - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами;

-       по отгруженным МПЗ - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.);

-       по просроченным оплатой документам - обязательным подтверждением учреждением банка;

-       по МПЗ, находящимся на складах сторонних организаций, - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.

На материально-производственные запасы составляются отдельные описи. Перечень форм описи представлен в таблице 1.1.

Данные заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих материалов на ответственное хранение.

Таблица 1.1 - Перечень форм описи

Номер формы

Наименование формы

Приводимые в форме данные

ИНВ-3

Инвентаризационная опись материально-производственных запасов

Отражение данных фактического наличия материально-производственных запасов

ИНВ-4

Акт инвентаризации материально-производственных запасов отгруженных

Данные приводятся по каждой отдельной отгрузке: наименование покупателя, наименование МПЗ, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа

ИНВ-5

Инвентаризационная опись материально-производственных запасов, принятых на ответственное хранение

Указываются данные на МПЗ, хранящиеся на складах других организаций: наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов

ИНВ-6

Акт инвентаризации материально-производственных запасов, находящихся в пути

По каждой отдельной отправке приводятся данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти материалы учтены на счетах бухгалтерского учета


В описях на материально-производственные запасы, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование материалов, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи материалов в переработку, номера и даты документов.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся[17, стр. №257].

Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи инвентарь и хозяйственные принадлежности заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей - накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.)[11, стр. №157].

В результате инвентаризации МПЗ могут быть выявлены недостача или излишек, а также порча или потеря МПЗ своих качеств. Причинами недостачи материальных ценностей могут быть хищение и естественная убыль, причиной излишка - неоприходование вовремя МПЗ и пересортица[26, стр. №215].

На счетах бухгалтерского учета результаты инвентаризации отражаются как показано в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Хозяйственные операции отражающие инвентаризацию материально-производственных запасов на предприятии

Первичный документ

Содержание операций

Корреспондирующие счета



Дебет

Кредит

Недостача материалов в пределах и сверх норм естественной убыли, выявленная при инвентаризации, по которой не определены виновные лица либо не доказана вина материально ответственного лица

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Отражено списание недостающих материалов (фактической себестоимости или по учетным ценам)

94

10

Бухгалтерская справка

Если материалы отражаются по учетным ценам, списывается соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца)

94

16

Бухгалтерская справка

Списана недостача в пределах норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц или отказе судом во взыскании с виновных лиц убытков (по фактической себестоимости)

20, 44

94

Бухгалтерская справка

Списание недостачи сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц или отказе судом во взыскании с виновных лиц убытков.

91

94

Недостача материалов, выявленная при инвентаризации, по которой доказана вина материально ответственного лица и взыскана с него рыночная стоимость утраченных материалов

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Отражено списание недостающих материалов (фактической себестоимости или по учетным ценам)

94

10

Бухгалтерская справка

Если материалы отражаются по учетным ценам, списывается соответствующая часть отклонений в стоимости материалов (в конце месяца)

94

16

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, решение суда, бухгалтерская справка

После выявления виновного и доказания его вины производится формирование его задолженности по погашению стоимости недостающих материалов: - по балансовой стоимости материалов; - на разницу между балансовой стоимости материалов и стоимостью этих материалов, подлежащей взысканию с виновного лица по рыночной стоимости;

  73-2 73-2

  94 91-1

Приходный кассовый ордер

Возмещение убытка виновным лицом на сумму (часть суммы), подлежащую взысканию (как правило, рыночная стоимость недостающих материалов)

50 (70)

73-2

Излишки материалов, выявленные в результате инвентаризации

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Оприходованы излишки материалов, выявленные в результате инвентаризации (по рыночной стоимости)

10

94



Резервы под снижение стоимости материальных ценностей. Материально-производственные запасы, текущая рыночная стоимость которых снизилась, а также морально устаревшие либо полностью или частично терявшие свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации. Величина резерва определяется как разница между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Для учета снижения стоимости материалов используют счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". Информация о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей подлежит раскрытию с учетом существенности в бухгалтерском отчетности организации (п. 27 ПБУ 5/01).

.3 Методика анализа использования материально-производственных запасов

запас учет инвентаризация сырье

Целью анализа использования материально-производственных запасов является выявление их полного использования и обнаружение остатков и недостач. Как бы качественно ни был организован системный бухгалтерский учет, в организациях возможно возникновение расхождений между данными об остатках материально-производственных запасов, числящихся на счетах бухгалтерского учета, и фактическими остатками на складах.

Эти расхождения могут быть объективными, так как происходят изменения в состоянии материально-производственных запасов при хранении и перемещении (естественная убыль и др.), но они могут возникнуть из-за несовершенства весоизмерительных средств, а также в результате бесхозяйственности (порча и т.д.), недостач и хищений. Поэтому действующим законодательством предусмотрено, что в организациях систематически должна производиться инвентаризация имущества. Инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) [7].

Особенности учета материальных ценностей в твердых учетных ценах состоят в том, что движение всех материалов (поступление, внутреннее перемещение, отпуск) оценивается по заранее разработанным на предприятии и зафиксированным в номенклатуре-ценнике ценам (таблица 2).

Таблица 2 - Типовая номенклатура-ценник

Номенклатурный номер

Наименование материалов

Единица измерения

Учетная цена за единицу, тыс. руб.

Изменения цены





на 01.01.10

на 01.02.10

на - -

на - -

1

2

3

4

5

6

7

8

10100002

Цемент

т

1600





и т.д.








Использование твердых учетных цен позволяет существенно сократить время обработки первичных документов по движению материальных ценностей, а на основе отклонений от учетных цен можно определять эффективность снабженческих операций [20].

Поскольку учетная цена может не совпадать с фактической себестоимостью приобретения, возникает необходимость учитывать на отдельных аналитических счетах отклонения от фактической себестоимости. По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам:

Дебит счетов 20 "Основное производство",

"Вспомогательные производства",

"Общепроизводственные расходы"

"Общехозяйственные расходы"

"Брак в производстве" и т.д.

Кредит счета 10 "Материалы" и других аналитических счетов "Отклонения от учетных цен" [12].

Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по твердым учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по твердым учетным ценам. Для этого бухгалтерия организации определяет процент отклонений фактической себестоимости заготовленных материальных ценностей от их стоимости по учетным ценам (или процент транспортно-заготовительных расходов) [26].

Процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены (X) определяется по формуле (1):


где Он - отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости по учетным ценам на начало месяца;

Оп - отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости их по твердым учетным ценам по поступившим материалам за месяц;

УЦн - стоимость материалов в учетных ценах на начало месяца;

УЦп - стоимость поступивших в течение месяца материалов по учетным ценам [19].

При этом составляется расчет, форма которого может быть следующей (таблица 3).

Таблица 3 - Расчет процента отклонений фактической себестоимости материальных ценностей от их учетной цены, руб.

Синтетический счет, субсчет

По учетным ценам

Отклонения

Процент отклонений (гр.6:гр.3)·100


сальдо на начало месяца

поступило за месяц

всего

сальдо на начало месяца

поступило за месяц

всего


1

2

3

4

5

6

7

8

10-1 и т.д.

30000

100000

130000

1600

8500

10100

8


Найденный таким образом процент отклонений распространяется на стоимость материалов, израсходованных в течение месяца организацией, в оценке по твердым учетным ценам, что позволяет определить суммы отклонений от учетной цены, приходящиеся на израсходованные материалы и их фактическую себестоимость, для списания по направлениям затрат [19].

Стоимость материалов по твердым ценам между различными счетами издержек производства и другим направлениям выбытия материалов распределяют на основании ведомости распределения материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе материалов (табл. 4)

Таблица 4 - Ведомость распределения отклонений от учетных цен, руб.

Структурное подразделение

Дебет счета

Списано материалов по учетным ценам, руб.

Отклонения от учетн. цен

Фактическая себестоимость списанных ценностей, руб.




процент

сумма, руб.


1

2

3

4

5

6

№1

20

60000

8

5300

65300

№2

20

20000

8

1700

21700

Итого

80000

х

7000

87000


Отклонения от учетных цен, относящиеся к остаткам материалов на складе, при составлении баланса присоединяются к остаткам, учтенным по твердым учетным ценам, что позволяет отразить наличие производственных запасов по их фактической себестоимости [17].

Организации, ведущие текущий учет производственных запасов по фактической себестоимости заготовления и приобретения, конце месяца определяют средневзвешенную себестоимость единицы каждого наименования материала. Она необходима для оценки материальных ценностей при их отпуске на производственные, ремонтные и хозяйственные цели.

Для расчета средневзвешенной себестоимости необходимо определить:

-    в натуре и по стоимости фактическое количество материалов данного вида, находившееся в обороте организации (сальдо на начало месяца плюс поступление);

-       средневзвешенную себестоимость единицы материала, для чего следует стоимость материалов в обороте разделить на их количество;

-       фактическую себестоимость израсходованных на производство материалов;

-       фактическую себестоимость остатка материала на конец месяца [19].

Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрено применение еще одного метода оценки производственных ресурсов - ФИФО.

При оценке по методу ФИФО применяется правило: первая партия на приход - первая в расход, т.е. расход производственных запасов оценивается по стоимости их приобретения в определенной последовательности: сначала списываются в расход материалы по цене первой закупленной партии, затем второй, третьей и т.д. Порядок оценки не зависит от фактической последовательности расходования партий поступивших материалов [10].

У метода ФИФО наряду с тем достоинством, что соблюдается последовательность в оценке ресурсов на производство в том же порядке, в каком они поступили, имеются и недостатки. Если рыночные цены на ресурсы подвержены сильным колебаниям, то эти колебания в той или иной степени отражаются в себестоимости готовой продукции и проявляются в росте или снижении прибыли, особенно в материалоемких отраслях. Но ввиду того, что окупленные запасы идут в производство не сразу и иногда время производства довольно велико, то колебания их себестоимости значительно отстают во времени от колебаний рыночных цен, а это оказывает влияние на прибыль (таблица 5).

Таблица 5 - Оценка материально-производственных запасов по методу ФИФО

Содержание

Количество единиц, шт.

Цена за единицу, руб.

Сумма, руб.

1

2

3

4

Остаток на начало месяца

20

10

200

Поступило за месяц: 5-го числа 15-го числа 25-го числа

 30 20 40

 10 12 15

 300 240 600

Итого за месяц

90

х

1140

Всего с остатком на начало месяца

110

12,18

1340

Расходы материалов за месяц при оценке по методу ФИФО

100

х

1190

Остаток на конец месяца при оценке по методу ФИФО

10

15

150


Нa основе данных таблицы 5 рассчитаем стоимость израсходованных за месяц материалов по методу ФИФО. При отпуске на производство 100 шт. материала, 20 шт. оцениваются по 10 руб., 30 шт. по 10 руб., 20 шт. - по 12 руб. и 40 шт. - по 15 руб. Всего израсходовано материалов на 1190 руб. Остаток составил 150 руб.

Организации оценивают производственные запасы в рублях. Производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на соответствующие забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре [17].

Итак, выбор варианта оценки материально-производственных запасов зависит от учетной политики предприятия.

Применение твердых учетных цен позволяет выявить ценовые отклонения и их причины. Оценка материалов по средним ценам обеспечивает большую точность исчисления финансовых результатов по периодам (месяцам, кварталам) в пределах года. Применение метода ФИФО дает возможность регулировать прибыль в пределах года и дает значение стоимости запасов, приближающееся к их текущей стоимости, и является систематическим и объективным.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания, перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, мерной тарой). В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Проверка фактического наличия товаров проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимает материально ответственное лицо в присутствии членов инвентаризационной комиссии. На каждый номенклатурный номер материалов заведующий складом заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

В ходе инвентаризации могут быть выявлены недостачи или излишки материально-производственных запасов. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны дать соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины, виновников выявленных расхождений или порчи материалов и дает заключение о порядке регулирования разницы и возмещения потерь.

Бухгалтерские записи при учете излишков, недостач и порчи материально-производственных запасов выявленных при инвентаризации представлены в таблице 6. Своевременная информация о размерах производственных запасов по-зволяет вести оперативное управление ими, своевременно восполняя те ресурсы, размер которых сокращается.

Таблица 6 - Бухгалтерские записи при учете излишков, недостач и порчи материально-производственных запасов выявленных при инвентаризации

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Документальное оформление


Дебет

Кредит


Оприходованы излишки материалов, выявленные при инвентаризации

10

91

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Отражено списание недостающих материалов

94

10

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Списана недостача в пределах норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц

20, 25, 26, 44

94

Бухгалтерская справка

Списаны недостачи за счет виновного лица

73-2

94

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, бухгалтерская справка

Возмещение виновным лицом суммы недостачи

70

73-2

Приходный кассовый ордер

Списаны недостачи сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц

91

94

Бухгалтерская справка


Итак, проведение инвентаризации на предприятии дает возможность выявить фактическое наличия имущества, выявить материально-производственные запасы, которые частично потеряли свое первоначальное качество, сопоставить фактически имеющиеся имущества с учетными данными, а также проверить полноту и правильность отражения в учете стоимости материально-производственных запасов.

2. Учет и анализ инвентаризации материально-производственных запасов и анализ их использования в ОАО "КАМАЗ"

.1 Экономико-организационная характеристика ОАО "КАМАЗ"

Открытое акционерное общество "КАМАЗ" создано в 1990 году. ОАО "КАМАЗ" является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации.

Место нахождения общества - 423827, Республика Татарстан, пр. Автозаводский, д. 2.

Основным видом деятельности является производство грузовых автомобилей.

Целями деятельности ОАО "КАМАЗ" являются развитие рынка грузовых автомобилей, а также извлечение прибыли.

ОАО "КАМАЗ" вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации. ОАО "КАМАЗ" является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники имеют предусмотренные законом и Уставом общества обязательственные права по отношению к Обществу. Участники отвечают по обязательствам общества в пределах своих вкладов в уставный капитал. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном порядке. Общество для достижения целей своей деятельности вправе осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством обществам с ограниченной ответственностью, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде. Общество является собственником имущества, приобретенного в процессе его хозяйственной деятельности. Имущество Общества учитывается на его самостоятельном балансе.

Схема организационной структуры управления ОАО "КАМАЗ" представлен на рисунке 2.

Схема организационной структуры ОАО "КАМАЗ"

Рисунок 2- Схема организационной структуры ОАО "КАМАЗ"

ОАО "КАМАЗ" возглавляет генеральный директор, действующий на основе единоначалия. Он назначает директоров заводов в составе ОАО "КАМАЗ". Главный инженер и главный бухгалтер назначается на должность и, освобождается от должности Генеральным директором ОАО "КАМАЗ" в установленном порядке. Генеральный директор руководит всей деятельностью подразделения и организует его работу. Он несет ответственность за результаты работы перед трудовым коллективом ОАО "КАМАЗ" и Правительством Республики Татарстан. Приказы Генерального директора ОАО "КАМАЗ" имеют приоритетное значение при подготовке и принятии решений по управлению заводом. Такая система характерна для многих промышленных предприятий. Она позволяет охватить в управлении и контроле все службы организационной структуры завода. Иерархия наиболее приемлема для крупных организаций, но у нее есть и свои недостатки: излишняя бюрократия, формализация, большое число иерархических уровней, данная структура замедляет процесс принятия решения. как организация делится на внутриструктурные подразделения (отделы, цеха, лаборатории, корпуса).

Генеральному директору подчинены: заместитель директора по планированию, главная бухгалтерия, заместитель директора - главный экономист, заместитель директора по производству, заместитель директора - главный инженер, заместитель директора по качеству.

Бухгалтерский учет в ОАО "КАМАЗ" ведется в соответствии с едиными методологическими правилами и представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ от 06.12.2011 года.

ОАО "КАМАЗ" самостоятельно организует все технологические процессы по производству деталей и узлов; сборку автомобилей, а также процессы поставок сырья и материалов, сбыта готовой продукции. Бухгалтерской службой руководит Главный бухгалтер ОАО "КАМАЗ". Руководствуясь законодательством Российской Федерации "О бухгалтерском учете" №402-ФЗ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, ОАО "КАМАЗ" самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из структуры продукции, машиностроительной отрасли и других особенностей деятельности. Положение об учетной политике на следующий год утверждается один раз, в конце года.

Бухгалтерский учет ОАО "КАМАЗ" полностью автоматизирован. Используется бухгалтерская программа "1С:Бухгалтерия; Производство 8.2.". В ОАО "КАМАЗ" разработана учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета.

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Бухгалтерский учет ведется Главной бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Главный бухгалтер несет ответственность за:

-    ведение бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой и действующим законодательством;

-    составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности согласно утвержденным графикам документооборота;

-    осуществление экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности и выработку рекомендаций и предложений по совершенствованию учета и обеспечению финансовой дисциплины АВЗ;

Главный бухгалтер обязан:

-    организовать ведение бухгалтерского учета, отчетности и контроля в соответствии с учетной политикой;

-    подписывать совместно с руководителем документы, служащие основанием для отпуска материально-производственных запасов и выдачи денежных средств;

-    осуществляет контроль за оформлением соответствующими документами хозяйственных операций, касающихся движения имущества, требует их соответствия утвержденным на Автомобильном заводе правилам и нормативам;

Структура управления бухгалтерии автомобильного завода приведена на рисунке 3.

Структура управления бухгалтерии ОАО "КАМАЗ"

Рисунок 3 - Структура управления бухгалтерии ОАО "КАМАЗ"

Согласно рисунку 3, главному бухгалтеру подчинен заместитель главного бухгалтера, которому в свою очередь подчинены: финансовый экономист, два ведущих бухгалтера, ведущий бухгалтер по начислению заработной платы, бухгалтер по налогам, бухгалтер-кассир.

Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями и организации определяется движением документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота.

В течение отчетного года внесение изменений и дополнений в рабочий План счетов возможно в связи с изменением законодательства и нормативных актов, с возникновением новых или изменением существующих условий хозяйственной деятельности.

Конкретный порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых активов и обязательств Общества для составления годовой отчетности устанавливается приказом Общества, в котором утверждается состав комиссии, перечисляется имущество, подлежащее инвентаризации, сроки проведения и предоставления документов и др.

.2 Особенности учета инвентаризации материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ"

В ОАО "КАМАЗ" бухгалтерский учет материально-производственных запасов ведется в автоматизированных системах в соответствии с Рабочим планом счетов ОАО "КАМАЗ". Организации и подразделения не имеют права самостоятельно вводить дополнительные счета. Введение дополнительных субсчетов для аналитического учета и отражения специфики деятельности производится по согласованию с Центральной бухгалтерией.

В организациях и подразделениях ОАО "КАМАЗ" счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 17 "Отклонение в стоимости материальных ценностей, связанное с изменением цены ценника-шифратора", 20.03 "Отклонение фактических затрат по работам, услугам основного производства от нормативной себестоимости", 21.02 "Отклонение фактической себестоимости полуфабрикатов собственного производства от нормативной себестоимости", 23.03 "Отклонение фактических затрат по работам, услугам вспомогательного производства от нормативной себестоимости", 43.02 "Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от нормативной себестоимости", 30 "Учет производственных затрат основного производства для целей выявления отклонений" и 31 "Учет производственных затрат вспомогательного производства для целей выявления отклонений" применяются по мере внедрения автоматизированных систем 1С:Предприятие и SAP в автомобильной промышленности.

В соответствии с рабочим планом счетов в ОАО "КАМАЗ" материальные ресурсы, приобретенные от поставщиков, учитываются по фактической себестоимости с отражением на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Фактическая себестоимость приобретенных за месяц материалов формируется путем алгебраического суммирования данных, учтенных на следующих счетах:

-    на счете 10 "Материалы" отражается стоимость материалов по учетной цене (цене ценника-шифратора);

-    на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" отражаются разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления), и учетных ценах;

-    на счете 17 "Отклонение в стоимости материальных ценностей, связанное с изменением цены ценника-шифратора" отражаются суммы отклонений учетной цены материалов от цены ценника-шифратора.

Транспортно-заготовительные расходы принимаются к учету путем отнесения ТЗР на счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" согласно первичным учетным документам транспортных организаций.

При оприходовании материалов на склад по учетным ценам сумма ТЗР, относящаяся к этим материалам, списывается с кредита аналогичных субсчетов счета 15 на соответствующие субсчета счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".

Списание отклонений в стоимости материалов, включая ТЗР, производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения, включая ТЗР, на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений, включая ТЗР, за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученный процент используется при списании отклонения, включая ТЗР. Отклонения в стоимости материалов, включая ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на расходы по выполнению работ и оказанию услуг, на нужды управления и иные цели, подлежат ежемесячному списанию на те счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов. Учет и списание отклонений в стоимости материалов и ТЗР производится по каждой номенклатурной позиции по мере внедрения автоматизированной системы 1С:Предприятие.

При отпуске материальных ресурсов в производство и ином выбытии их оценка осуществляется по методу средней себестоимости.

В ОАО "КАМАЗ" спецодежда и спецобувь, независимо от стоимости и срока полезного использования, учитываются в составе материалов. При этом учет спецодежды и спецобуви со сроком полезного использования более 12 месяцев организуется на отдельных субсчетах (на складе и в эксплуатации) к счету 10 "Материалы". При передаче спецодежды и спецобуви со склада в эксплуатацию стоимость данного имущества переносится с субсчета (на складе) на субсчет (в эксплуатации). Погашение (списание) стоимости спецодежды и спецобуви с субсчета (в эксплуатации) производится линейным способом, исходя из сроков полезного использования, предусмотренных в типовых отраслевых нормах выдачи спецодежды и спецобуви.

В ОАО "КАМАЗ" материально-производственные запасы, отпущенные в течение месяца со складов в цеха, но по состоянию на последний день месяца неначатые обработкой, оформляются документально с оприходованием на склад. Если эти материалы были списаны в производство, то их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат, а в первый день месяца, следующего за отчетным, эти материалы списываются в производство.

В ОАО "КАМАЗ" материально-производственные запасы, сырье и материалы принимаются к бухгалтерскому учету на основании учетной политики предприятия и ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" по фактической себестоимости.

Материалы поступают в ОАО "КАМАЗ" путем:

-    приобретения материалов за плату;

-       изготовления материалов самой организацией;

-       принятия материалов на ответственное хранение.

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации ОАО "КАМАЗ" выдаются доверенность на получение материалов, платежные документы, подтверждающие факт оплаты, в некоторых случаях договорные копии договоров.

Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. Доверенность (форма № М-2) выдается за подписью руководителя, главного бухгалтера с печатью организации. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Поступающие в ОАО "КАМАЗ" материалы направляются на склад. На материалы, поступающие по договорам поставки, ОАО "КАМАЗ" получает от поставщика расчетные и сопроводительные документы. Расчетные документы (счета-фактуры, платежные поручения, и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются на склад, как основание для приемки и принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

При приемке материалов документы на складе:

-    регистрируются в журнале учета поступающих грузов;

-       проверяются на соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;

-       проверяется правильность расчетов;

-       устанавливается соответствие формы оплаты договорным условиям;

-       далее передаются документы в бухгалтерию.

При приемке материально-производственные запасы подвергаются заведующим складом ОАО "КАМАЗ" тщательной проверке в отношении соответствия ассортимента, количества и качества требованиям, предъявляемым к данному виду материально-производственных запасов.

На складе приемка и оприходование поступающих в ОАО "КАМАЗ" материалов по сопроводительным документам оформляется путем составления приходных ордеров формы № М-4 при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Приходный ордер формы № М-4 в одном экземпляре составляет заведующий складом в день поступления на склад.

Принятый в ОАО "КАМАЗ" порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов закреплен в ее учетной политике.

В случае несоответствия поступивших материально-производственных запасов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материально-производственных запасов не соответствует предъявляемым требованиям, приемку осуществляет приемочная комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материально-производственных запасов формы № М-7.

После приемки материально-производственных запасов акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию ОАО "КАМАЗ" для учета движения материально-производственных запасов, другой - отделу снабжения для направления претензионного письма поставщику. В случае составления приемного акта формы № М-7 приходный ордер (форма № М-4) не оформляется.

Документы на поступившие материалы содержат сведения о количестве и стоимости материально-производственных запасов, если же такие данные в документах отсутствуют, то такие документы в бухгалтерии ОАО "КАМАЗ" не принимаются к учету.

В бухгалтерии ОАО "КАМАЗ" хозяйственные операции приобретения и поступления материально-производственных запасов в бухгалтерском учете отражаются на следующих счетах, представленных в таблице 7.

Материалы отпускаются в производство непосредственно для изготовления продукции по нормам соответственно объемам материально-производственных заданий. Отпуск материально-производственных запасов сверх норм оформляется соответствующим распоряжением.

Таблица 7 - Бухгалтерские записи на счетах учета при поступлении материалов за плату у поставщиков

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Документальное оформление



Дебет

Кредит


1

Произведена оплата поставщику за МПЗ и ТМЦ (включая НДС)

60

51

Платежное поручение

2

Отражена сумма НДС с покупной стоимости МПЗ

19-3

60

Счет-фактура, книга покупок

3

Отражена сумма НДС со стоимости услуг по доставке материально-производственных запасов

19-3

60

Счет-фактура, книга покупок

4

Поступили на склад МПЗ и ТМЦ от поставщика

10, 41

60

Счет-фактура, приходный ордер

5

Предъявлен к вычету НДС по полученным и принятым к учету МПЗ и ТМЦ

68

19-3

Счет-фактура


Отпуск материалов со складов ОАО "КАМАЗ" осуществляется только выделенным для их получения работникам предприятия, списки которых согласовываны с главным бухгалтером.

Отпуск материально-производственных запасов со склада предприятия в цеха и подразделения предприятия оформляется требованием-накладной (форма № М-11), лимитно-заборными картами (форма № М-8), и накладной (форма № М-15). Документальное оформление отпуска лимитно-заборными картами помогает предприятию осуществлять контроль над лимитами.

При получении материально-производственных запасов для производства продукции взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию - накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция.

Операции по передаче материально-производственных запасов из одного цеха в другой цех в ОАО "КАМАЗ" оформляются накладными на внутреннее перемещение материально-производственных запасов.

Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад остатков из производства неизрасходованных материально-производственных запасов, если они ранее были получены, а также сдача отходов и брака. Накладную подписывают материально ответственные лица начальник цеха и заведующий складом. Первый экземпляр передают в цех как основание для отпуска материально-производственных запасов, второй - на склад №1 как получателю материально-производственных запасов.

В ОАО "КАМАЗ" хозяйственные операции отпуска и выбытия материально-производственных запасов в бухгалтерском учете отражаются записями, которые приведены в табл. 8, 9, 10.

Таблица 8 - Бухгалтерские записи на счетах учета отпуска материалов на производство продукции

1.Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Документальное оформление


Дебет

Кредит


2.Списаны материалы на изготовление продукции основного производства

20

10

Требование-накладная, лимитно-заборная карта

3.Списаны материалы на изготовление продукции вспомогательных производств

23

10

Требование накладная, лимитно-заборная карта

4.Списаны материалы на обще материально - производственные нужды

25

10

Требование-накладная, лимитно-заборная карта

5.Списаны материалы на общехозяйственные нужды

26

10

Требование-накладная, лимитно-заборная карта

6.Списаны материалы, использованные при устранении брака в производстве

28

10

Требование-накладная, лимитно-заборная карта


Таблица 9 - Бухгалтерские записи на счетах учета выбытия материалов при их продаже

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Документальное оформление


Дебет

Кредит


1.Отражена продажная стоимость материалов и товаров (включая НДС)

62

91-2

Счет-фактура, книга продаж

2.Отражена сумма НДС от продажной стоимости МПЗ и ТМЦ

91-2

68-2

Счет-фактура, книга продаж

3.Списана фактическая себестоимость проданных материалов и товаров

91-2

10, 41

Справка расчет бухгалтера

4.Определен финансовый результат (прибыль) от продажи (в составе конечного финансового результата)

91-9

99

Справка расчет бухгалтера

5.Получена оплата за проданные материалы и товары

51,50

62

Платежное поручение, приходный КО


Таблица 10 - Бухгалтерские записи на счетах учета результатов инвентаризации материалов

Содержание хозяйственных операций

Корреспондирующие счета

Документальное оформление


Дебет

Кредит


1.Списана балансовая стоимость недостающих МПЗ и ТМЦ в пределах норм естественной убыли

94

10,41,43

Акт инвентаризации, сличительная ведомость Справка бухгалтера


20, 23

94

Акт инвентаризации, сличительная ведомость Распоряжение руководителя

2.Произведен начет на виновное лицо в размере недостающего имущества (когда имеется возможность установить виновных лиц),за минусом суммы естественной убыли.

73-2

94

Распоряжение руководителя Справка бухгалтера

3.Убытки от недостачи и порчи отнесены на прочие расходы (виновные не установлены или взыскание с виновных лиц отказано судом)

91-2

94

Решение суда, приказ руководителя.

4.Получено возмещение от виновного лица, за спецодежду по которой не истек срок износа

50,70

73-2

Приходный КО, расчетно- платежная ведомость

5.Оприходованы по рыночной стоимости излишки МПЗ и ТМЦ выявленные при инвентаризации

10,41

91-2

Приходный ордер, акт инвентаризации, сличительная ведомость

Отходы, образующиеся в цехах предприятия, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества.

В ОАО "КАМАЗ" списание материально-производственных запасов, утраченных в связи с чрезвычайными обстоятельствами производится по их фактической себестоимости в дебет счета 99 "Прибыли и убытки". На этот же счет относятся затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

.3 Анализ использования материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ"

В ОАО "КАМАЗ" проводится полная и частичная инвентаризация. Полная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличия материальных запасов предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета. В ОАО "КАМАЗ" ежегодно проводит полную инвентаризацию. Распоряжением по предприятию создается инвентаризационная комиссия.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально−ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно−материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально−ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

После проведения пересчета заполняется инвентаризационный ярлык унифицированной формы ИНВ-2 или ярлык по форме, утвержденной распоряжением ОАО "КАМАЗ" № 43 от 15.02.2012, где указывается номер документа, дата заполнения, наименование материалов, количество. Допускается частичное заполнение ярлыка, а именно наименования материальных ценностей, с применением средств организационной техники. Инвентаризационный ярлык подписывается членом комиссии производящим расчеты и материально−ответственным лицом.

Сроки начала и конца инвентаризации указываются в распоряжении и подписываются членами инвентаризационной комиссии и председателем комиссии. До конца срока инвентаризации со склада нельзя отпускать материальные запасы. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Инвентаризация проводится, как правило, в порядке расположения товарно−материальных ценностей на складах, в кладовых. Если производственные запасы размещены в разных помещениях у одного материально−ответственного лица, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения, с опломбированием проверенных помещений.

До начала проверки фактического наличия материальных запасов ОАО "КАМАЗ" инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации" и дата, что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию ОАО "КАМАЗ" или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

В бухгалтерии ОАО "КАМАЗ" председателю инвентаризационной комиссии выдаются под роспись инвентаризационные пустографки. В бухгалтерии завода ведется журнал−регистрация выдачи инвентаризационных описей и пустографок, где указывается дата и подпись получения их председателем комиссии.

После того как члены комиссии сдают в бухгалтерию ОАО "КАМАЗ" инвентаризационные пустографки председателям инвентаризационной комиссии под роспись выдаются инвентаризационные - описи.

Инвентаризационная опись ИНВ−3 выдается комиссии с заполненными графами с 1 по 9 (без данных бухгалтерского учета). В описи комиссия (ответственное лицо комиссии) заполняет графу 10, фактическое количество товарно−материальных ценностей.

Инвентаризационные описи без данных бухгалтерского учета заполняются по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта, количества, качественного состояния и др. При этом количество материальных ценностей заполняется вручную.

Полученные фактические данные ОАО "КАМАЗ" по результатам инвентаризации обрабатываются службами информационных технологий организаций, после чего выдаются инвентаризационные описи по результатам инвентаризации с данными бухгалтерского учета и фактическими данными унифицированной формы ИНВ-3 инвентаризационные описи МПЗ, находящихся на складах без движения более 6 месяцев.

При инвентаризации производственных запасов ОАО "КАМАЗ" разрешается результаты инвентаризации оформлять описями, применяющими для оформления результатов инвентаризации МПЗ, находящимися на складах организации без движения более 6 месяцев.

Анализ инвентаризации материально-производственных запасов показал, что инвентаризационная опись ОАО "КАМАЗ" составляется в двух экземплярах инвентаризационной комиссией отдельно по каждому складу, участку, цеху и т.д., а также по материально − ответственному лицу или группе лиц, на хранении которых находятся ценности. Опись подписывается комиссией и материально−ответственными лицами. Один экземпляр инвентаризационной описи передается в бухгалтерию для сопоставления фактического наличия по результатам инвентаризации с учетными данными и установлении расхождений, другой остается у материально−ответственного лица.

Товарно-материальные ценности, поступившие в ОАО "КАМАЗ" во время инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Составляется отдельная опись под наименованием "товарно−материальные ценности, поступившие во время инвентаризации", с указанием даты поступления, наименования поставщика, даты и номера приходного документа, наименования, количества, цены и суммы материальных ценностей.

Членами инвентаризационной комиссии в бухгалтерию ОАО "КАМАЗ" сдаются инвентаризационные описи и инвентаризационные пустографки. Бухгалтер сверяет фактические и бухгалтерские данные, регистрирует в книге регистраций инвентаризационных описей. Затем по всем складам ОАО "КАМАЗ" составляется сводная инвентаризационная ведомость.

Анализ инвентаризации материально-производственных запасов показал, что во время проведения полной инвентаризации на складе были обнаружены излишки. Порядок учета материалов выявленных при инвентаризации ОАО "КАМАЗ" представлен в таблице 11.

Таблица 11 - Учет материалов выявленных при инвентаризации ОАО "КАМАЗ"

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тыс. руб.


Дебет

Кредит


Принятые к учету излишки материалов, выявленные при инвентаризации

10−1 "Сырье и материалы"

91−1 "прочие доходы"

 650,00

Принятые к учету излишки топлива, выявленные при инвентаризации

10−3 "Топливо"

91−1 "прочие доходы"

985,00


Частичнаяэто инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или же охватывает какой−либо один вид средств, предприятия, например, только материалы на определенном складе. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки систематически проводятся в ОАО "КАМАЗ" в период между инвентаризациями в местах хранения и переработки товарно−материальных ценностей. Они осуществляются по распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией, состоящей из лиц хорошо знающих товарно-материальные ценности.

Основной задачей выборочных инвентаризаций и проверок является: контроль за сохранностью имущества, выполнением правил его хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Такие проверки дисциплинируют работников предприятия, помогают вскрывать факты нарушений и содействуют сохранности имущества предприятия. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации ОАО "КАМАЗ".

Для проведения частичной инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге, контроля за выполнением, приказов о проведении инвентаризации. При проведении выборочной проверки, инвентаризационная комиссия, так же как и при полной инвентаризации, получает инвентаризационные описи и пустографки.

Анализ инвентаризации материально-производственных запасов ОАО "КАМАЗ" показал, что при проведении выборочной инвентаризации в августе 2013 г., на складе была выявлена недостача запасных частей. Порядок отражения недостачи при проведении выборочной инвентаризации в ОАО "КАМАЗ" представлено в таблице 12.

При недостаче на складе ОАО "КАМАЗ" заполняется сличительная ведомость, акт служебного расследования, протокол, объяснительная материально ответственного лица.

В ходе проверки выяснилось, что недостача образовалась по вине кладовщика Севастьяновой Р.В. - ослаблен контроль за сохранностью запасов на складе.

Как видно из таблицы, бухгалтерией ОАО "КАМАЗ" было произведено удержание из заработной платы кладовщика Севастьяновой Р.В недостачи в размере 12 000 руб.

Таблица 12 - Отражение недостачи при проведении выборочной инвентаризации ОАО "КАМАЗ" склад

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, тыс. руб.


Дебет

Кредит


Отражена фактическая себестоимость недостающих запасных частей

Счет 94 "недостача и потери от порчи ценностей"

Счет 10−11 "специальная одежда "

12

Сумма недостачи отнесена на виновное материально ответственное лицо

Счет 73−2 "Расчеты по возмещению ущерба"

Счет 94 "недостача и потери от порчи ценностей"

12

Удержана недостача из заработной платы виновного материально ответственного лица

Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

Счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"

12


Возмещение недостачи материально ответственным лицом осуществляется по рыночным ценам, при этом разница между стоимостью ценностей по рыночным ценам и фактической себестоимостью до момента возмещения учитывается на счете "Доходы будущих периодов", субсчете 98−4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей". При возмещении недостачи в ОАО "КАМАЗ", виновным лицом разница между стоимостью ценностей по рыночным ценам и фактической себестоимостью списывается на увеличение прибыли предприятия:

Дебет 98−4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей"

Кредит 91−1 "Прочие доходы".

В случаях, когда во взыскании недостачи отказано судом, недостача по вине материально ответственного лица списывается на убытки предприятия бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 91−2 "Прочие расходы"

Кредит 73−2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".

Таким образом, анализ показал, что инвентаризация материально-производственных запасов осуществляется согласно утвержденным Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств ОАО "КАМАЗ" и другим положениям по бухгалтерскому учету. Центральная инвентаризационная комиссия ОАО "КАМАЗ" контролирует ход проведения инвентаризации в организациях ОАО "КАМАЗ" на основании заключенных договоров с оформлением обязательных к исполнению протоколов Центральной инвентаризационной комиссии. На основании изложенного материала можно сделать вывод, что основной задачей инвентаризаций является контроль за сохранностью имущества, выполнением правил его хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Такие проверки дисциплинируют работников предприятия, помогают вскрывать факты нарушений и содействуют сохранности имущества предприятия.

2.4 Рекомендации по совершенствованию учета инвентаризации материально-производственных запасов и результатам анализа их использования

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ" необходимо постоянно совершенствовать в соответствии с меняющейся экономической обстановкой.

Вопросы совершенствования учета материально-производственных запасов всегда находились в центре внимания научных и практических работников. Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На производственном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей экономической информации, возникающей на предприятии. Поэтому организация учета и контроля движения, сохранности и использования материальных ценностей связана с большими трудностями.

В результате проведенных исследований учета материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ" были выявлены некоторые недоработки на данном участке учета.

1) Отражение в учете счетов от поставщиков и подрядчиков не в соответствующем периоде, то есть несвоевременное оформление документов по поступлению материалов. Отражение в бухгалтерском учете полученных материально-производственных запасов производится значительно позднее даты, зафиксированной первичными документами. Данная ситуация объясняется задержкой в получении первичных учетных документов (накладных, счетов-фактур), служащих основанием для отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

2) Недостатки документооборота. Точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.

3) Оформление операций по приходу и расходу материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Поэтому важное значение имеет упрощение учета на этом участке.

) В ОАО "КАМАЗ" инвентаризация проводится один раз в год, а выборочные проверки, сверка данных по движению материалов в бухгалтерии и на складах предприятия проводится нерегулярно. В организации инвентаризации должны проводиться через запланированные промежутки времени с целью обеспечение соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию материально-производственных запасов.

Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет за наличием, движение и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии.

Рекомендации по совершенствованию учета материально-производственных запасов, предложенные в данном разделе позволят ОАО "КАМАЗ" избежать таких недоработок и дальнейших ошибок в будущем, в том числе и повысить систему внутреннего контроля за наличием и использованием запасов на предприятии.

Таким образом, для совершенствования учета материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ" необходимо:

1) Для совершенствования порядка учета расчетов с поставщиками и подрядчиками рекомендуется отражать в учете полученные материально-производственные запасы в день их фактического поступления на склад. При отсутствии счетов-фактур от поставщиков материально-производственные запасы следует учитывать по ценам, предусмотренным соответствующими хозяйственными договорами с поставщиками.

2) Необходимо улучшить схему документооборота с тем, чтобы информация о поступивших материалах попадала в бухгалтерию в самые кратчайшие сроки, избегая простоя документов на складах.

) Упростить оформление операций по приходу и расходу производственных запасов.

) ОАО "КАМАЗ" необходимо разработать новый порядок проведения выборочных инвентаризаций, тщательно и своевременно проводить инвентаризации контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материальных ценностей.

Для выполнения этого пункта необходимо:

-    разработать документировано оформленный порядок проведения инвентаризаций;

-       осуществлять проверки в соответствии с этим порядком;

-    использовать результаты инвентаризаций для улучшения работы предприятия;

-    обучить сотрудников правильному проведению инвентаризации;

-       обеспечить этих сотрудников необходимым инвентарем.

Таким образом, анализ существующего порядка ведения учета материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ" показал, что необходимо совершенствовать систему учета, устранять дублирование информации в разных документах, унифицировать формы документов, регламентировать объем и сроки их передачи на обработку. Прежде всего, должны быть унифицированы документы, на основе которых производственные подразделения получают сырье, материалы, покупные готовые изделия.

Заключение

Полученный результат исследования темы выпускной квалификационной работы позволил сделать следующие выводы.

. Главной целью учета материально-производственных запасов является правильная оценка их движения, обеспечение сохранности материальных ценностей. Оценка запасов является сложной, классификация объемной, многообразна и многочисленна первичная документация используемая при оформлении их движения.

2. Огромную роль в решении этой задачи играет четко организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересованных лиц необходимой информацией для эффективного управления производственными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального использования материалов.

3. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ" Автомобильный ведется в автоматизированных системах в соответствии с Рабочим планом счетов ОАО "КАМАЗ". Введение дополнительных субсчетов для аналитического учета и отражения специфики деятельности производится по согласованию с Центральной бухгалтерией.

4. В ОАО "КАМАЗ" счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 17 "Отклонение в стоимости материальных ценностей, связанное с изменением цены ценника-шифратора", 20.03 "Отклонение фактических затрат по работам, услугам основного производства от нормативной себестоимости", 21.02 "Отклонение фактической себестоимости полуфабрикатов собственного производства от нормативной себестоимости", 23.03 "Отклонение фактических затрат по работам, услугам вспомогательного производства от нормативной себестоимости", 43.02 "Отклонение фактической себестоимости готовой продукции от нормативной себестоимости", 30 "Учет производственных затрат основного производства для целей выявления отклонений" и 31 "Учет производственных затрат вспомогательного производства для целей выявления отклонений" применяются по мере внедрения автоматизированных систем 1С:Предприятие и SAP в автомобильной промышленности.

5. Для совершенствования учета материально-производственных запасов в ОАО "КАМАЗ" необходимо:

- отражать в учете полученные материально-производственные запасы в день их фактического поступления на склад. При отсутствии счетов-фактур от поставщиков материально-производственные запасы следует учитывать по ценам, предусмотренным соответствующими хозяйственными договорами с поставщиками;

улучшить схему документооборота с тем, чтобы информация о поступивших материалах попадала в бухгалтерию в самые кратчайшие сроки, избегая простоя документов на складах;

- упростить оформление операций по приходу и расходу производственных запасов.

разработать новый порядок проведения выборочных инвентаризаций, тщательно и своевременно проводить инвентаризации контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материальных ценностей.

 

Список использованных источников и литературы


.       Федеральный закон от 06.12.2011 N402-ФЗ (ред. от 28.12.2014) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Парламентская газета. - 09-15.12.2012. - N54.

2.     Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N153н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 N10975) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 28.03.2012.

3.      Приказ Минфина России от 06.05.1999 N33н (ред. от 27.04.2013) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N1790) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 28.06.1999. - N26.

.        Приказ Минфина России от 06.05.1999 N32н (ред. от 27.04.2013) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N1791) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 28.06.1999. - N26.

5. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" // Финансовая газета. - 1999. - N34.

6.     Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N26н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 N2689) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 28.03.2012.

7.      Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 N44н (ред. от 25.10.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 N2806) // Российская газета. - 25.07.2001. - N140.

.        Приказ Минфина России от 28.06.2010 N63н (ред. от 27.04.2013) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010)" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2010 N18008) // Российская газета. - 06.08.2010. - N174.

.        План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. № 94н. (в ред. от 08.11.2010) // Экономика и жизнь. - 2000. - N46.

.        Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Изд. 16-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 509 с. - (среднее профессиональное образование).

.        Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета: теория дисциплины. Практические занятия. / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 298 с. - (Среднее профессиональное образование).

.        Брыкова Н.В. Основы бухгалтерского учета: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России / Н.В. Брыкова, - 9-e изд., испр. - М. : Академия - 144 c. - (Среднее профессиональное образование).

13.   Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. / Л.М. Бурмистрова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М. : Форум, 2013. - 304 с. - (Среднее профессиональное образование).

14. Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: Практикум: учебное пособие / О.В. Губина, В.Е. Губин. - 2-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0485-5. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=402217 .

15. Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник / В.Е. Губин, О.В. Губина. - 2-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0537-1. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=454283 .

16.   Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М. : ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с. - (Среднее профессиональное образование).

.       Иванова Н.В. Бухгалтерский учет: учебник: Рекомендовано ФГАУ "ФИРО" / Н.В. Иванова. - 8-e изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2014 - 336 c. - (Среднее профессиональное образование).

18.   Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - 2-e изд., испр. и доп. - Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-8199-0201-1. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=373890 .

19.   Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. Уч. пос. / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2014 - 217 с. - (Среднее профессиональное образование).

.       Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник. / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М. : ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 512 с. - (Среднее профессиональное образование).

21.   Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Старостина Е.С. Финансы и кредит: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО" / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, Е.С. Старостина. - 3-e изд., стер. - М. : Академия - 224 c. - (Среднее профессиональное образование).

22.    Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник: Рекомендовано ФГУ "ФИРО" / С.М. Пястолов. - 11-e изд., стер. - М. : Академия, 2014 - 384 c. - (Среднее профессиональное образование).

23.    Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие. / Ю.Н. Самохвалова. - 5-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 232 с. - (Среднее профессиональное образование).

24.    Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учебник: Рекомендовано ФГАУ "ФИРО" / О.В. Скворцов. - 11-e изд., перераб. - М. : Академия, 2014 - 272 c. - (Среднее профессиональное образование).

25.    Соколов Я.В. Счета бухгалтерского учета: содержание и применение: справочное пособие / Я.В. Соколов, В.В. Патров, Н.Н. Карзаева. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 576 с. - (Среднее профессиональное образование).

26.    Теория бухгалтерского учета: Учебник для среднего профессионального образования / Под общ. ред. проф., д.э.н. Е.А. Мизиковского, М.В. Мельник. - 2-e изд., перераб. и доп. - М. : Магистр, 2014. - 384 с. - (Среднее профессиональное образование).

27.    Финансы и кредит: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 320 c. - (Среднее профессиональное образование).

28.    Хвостик Т.В. Практикум по бухгалтерскому (финансовому) учету: Учебное пособие / Т.В. Хвостик. - 2-e изд., перераб. и доп. - М. : ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 168 с. - (Среднее профессиональное образование).

29.    Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник / В.И. Щербакова - М. : ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с. - (Среднее профессиональное образование).

30.   Приказ Минфина России от 06.10.2008 N106н (ред. от 18.12.2013) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [справ.-прав. cистема]. - Доступ из локальной сети.

31.    Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2002 N 4090) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [справ.-прав. cистема]. - Доступ из локальной сети.

32.   Устав ОАО "КАМАЗ".

Похожие работы на - Методика анализа использования материально-производственных запасов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!