Понятие субъекта гражданского права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,74 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие субъекта гражданского права














Понятие субъекта гражданского права

Введение

гражданский правоотношение акт

Современное общество, в известной степени, можно считать продуктом развития человеческих отношений. Одно из ключевых мест в многообразии этих отношений занимают правоотношения, так как они выполняют общерегулирующую функцию по отношению ко всем имеющимся общественным связям. Даже среди различных отраслей права, регламентирующих отдельные виды общественных отношений, везде неизбежно присутствуют правоотношения.

Чаще всего гражданское правоотношение определяют как основанное на нормах гражданского закона правоотношение, складывающееся по поводу материальных и нематериальных благ, участники которого, обладая правовой автономией и имущественной обособленностью, выступают в качестве юридически равных носителей прав и обязанностей.

Любое гражданское правоотношение представляет собой сложное правовое явление, состоящее из 3-х необходимых элементов: субъектов правоотношения; объекта правоотношения; содержания гражданского правоотношения.

В данной работе мы рассмотрим наиболее важные аспекты гражданско-правового положения различных субъектов, а также объектов гражданских правоотношений; особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и его субъектов в системе гражданского права.

Как и любая отрасль права, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно обширен.

Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Действие гражданского права распространяется также и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия. Так, нормами гражданского права регулируются отношения между организациями, возникающие в процессе реализации произведенной продукции, перевозки ее на транспорте, осуществления расчетов за доставленную продукцию и многие другие. Гражданским правом регулируются отношения с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поведение участников правоотношений невозможно рассматривать изолированно от тех объектов, по поводу которых оно осуществляется, ибо такое поведение никогда не является беспредметным и бесцельным. Объектами гражданских правоотношений могут быть вещи, действия (в том числе услуги), результаты действий, результаты духовного и интеллектуального творчества, а также личные неимущественные блага. Поэтому в своей работе субъекты гражданского права будут рассмотрены в совокупности, без отрыва от их интересов (объектов).

1.Понятие субъекта гражданских правоотношений

Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства (так называемые апатриды) - охарактеризованные законом термином «физические лица».

Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками. К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права - государства, национально-государственные и административно-территориальные (муниципальные) образования (согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского Кодекса). В гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и иностранные юридические лица.

Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании. Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут быть:

.Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства;

.Российские и иностранные юридические лица;

.Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием лица, которое используется в Гражданском Кодексе и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.

.Граждане как субъекты гражданского права

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Данная категория определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей области права.

Субъект права - складывается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.

При рассмотрении правоспособности как части правосубъективности - мы подразумеваем способность иметь гражданские права и некий груз обязанностей. Данная способность признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество).

Правоспособности свойственны абстрактность и не отчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. Статья 18 Гражданского Кодекса перечисляет, пожалуй, только основные, наиболее значимые гражданские права, к которым относится возможность иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, совершать сделки и много других. Кроме этих прав гражданин вправе иметь и иные личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Гражданской правоспособностью обладают в равной мере все граждане. Она возникает с момента рождения ребенка и прекращается смертью гражданина.

Упоминая второе слагаемое правосубъектности дееспособность - имеется в виду способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В связи с тем, что для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников гражданских правоотношений возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия.

Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок гражданами - «сделкоспособность». А так же, возможность нести самостоятельную имущественную ответственность - «деликтоспособность». В качестве элемента «деликтоспособности» - Гражданский Кодекс выделяет возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, для чего гражданин должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Так как в отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста. Из указанного правила допускаются два исключения. Полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения им восемнадцатилетнего возраста в случаях;

Во-первых, вступления в брак таким лицом, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст;

Во-вторых, объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей (опекунов) занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным (эмансипация).

В виду того, что человек с возрастом приобретает необходимые знания и навыки, гражданское законодательство предусматривает постепенный переход граждан к полной дееспособности. Скажем, в возрасте от 6 до 14 лет у граждан (малолетних) появляется право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие государственной регистрации и некоторые другие сделки. С достижением четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законных представителей, причем согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. В возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, осуществлять авторские права, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а по достижении шестнадцатилетнего возраста быть членами кооперативов. Данный статус граждан является уже частичной дееспособностью. Однако, скажем, в случае неразумного расходования несовершеннолетним своих средств законные представители, либо орган опеки и попечительства данного лица может ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права распоряжаться заработком.

Хотя по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста он получает дееспособность в полном объеме, возможны ситуации, когда способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. В данном случае может иметь место признание гражданина не дееспособным и ограничение дееспособности такого лица. В случае, если вследствие психического расстройства гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими, он признается судом недееспособным и лишается права на совершение любых сделок, даже мелких бытовых. От лица такого гражданина все сделки совершает его опекун (статья 29 Гражданского Кодекса). Если же, скажем, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становится в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким гражданином.

Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств.

Считается, что обладания одной лишь правоспособностью достаточно для признания, скажем, недееспособного ребенка для того, чтобы он смог быть признаваемым законом участником гражданских правоотношений. При этом имеется в виду восполнение его недееспособности дееспособностью его законных представителей, скажем родителей.

Однако, для того, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и гражданские обязанности - для субъекта гражданского права просто обладать «правосубъектностью» недостаточно. В данном случае «правосубъектность» является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами. Для возникновения конкретных субъективных прав необходимо возникновение юридического факта. Иными словами, наделенный «правосубъектностью» гражданин имеет абстрактную возможность приобретения определенных прав в результате каких-либо действий или событий - юридических фактов.

В гражданском праве, возможности субъекта - это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полные, суммарно выраженные возможности правообладания, выраженные абстрактно. То есть, например, при реализации субъектом такого элемента «правосубъектности», как возможности заключения сделок, собственно возможность их совершения не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта.

Ограничения же правоспособности или дееспособности могут иметь место и осуществляются в случаях и порядке, установленных законом и только таким образом. Как правило, такие ограничения субъекта права, связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он утрачивает возможность адекватно оценивать собственные действия, либо в возможны в качестве санкции за совершенное правонарушение. Например, возможно лишение гражданина права на определенный срок заниматься предпринимательской деятельностью в наказание за совершенное преступление.

«Правосубъектность» - тесно связана с признаками, индивидуальными к каждому, отдельно взятому субъекту конкретными правами. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Такими признаками для граждан являются имя, место жительства и акты гражданского состояния.

Невозможно представить нормальное осуществление гражданских прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно происходит вступление в гражданские отношения.

Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего, по его имени. Имя гражданин получает при рождении. Как правило, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем, имя состоит из фамилии, собственно имени и отчества. Все гражданские права гражданин вправе приобретать только под своим собственным именем. Имеют место случаи, предусмотренные законом, когда гражданин имеет право действовать под вымышленным именем (псевдонимом), либо вообще не пользоваться именем.

Еще одним индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства. Наряду с именем, место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Довольно часто встречаются случаи полного совпадения имен граждан, включая фамилии и отчества. Однако полное совпадение места жительства при этом встречается крайне редко. Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно, или преимущественно проживает. При этом не имеет значения место прописки гражданина (оно является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу), место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты. Граждане имеют право сами выбирать себе место жительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, и касающихся определения места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Местом жительства подобных субъектов признается, как правило, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Также положение гражданина как субъекта гражданского права удостоверяется актами гражданского состояния. Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим гражданско-правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие).

Как уже отмечалось, регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине в месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый «институт безвестного отсутствия». С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению заинтересованных лиц, может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (глава 28 ГПК), при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения.

3.Юридические лица как субъекты гражданского права

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.

Юридические лица выполняют следующие функции:

.Оформление коллективных интересов: институт юридического лица определенным образом организует и упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени - имени юридического лица;

.Функция объединения капиталов: юридическое лицо (наиболее ярко выраженное в данной связи - акционерное общество) является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;

.Ограничение предпринимательского риска: конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск конкретного участника суммой вклада в капитал предприятия;

.Функция управления капиталом: институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу в различных сферах предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо имеет ряд присущих ему свойств, каждое из которых необходимо, а все они вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Эти свойства таковы:

Организационное единство юридического лица. Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;

Имущественная обособленность юридического лица. Имущественная обособленность юридического лица представляет собой объединение множества инструментов (предметов техники, знаний, денежных средств и т.д.) в единый имущественный комплекс и создает материальную базу для его деятельности. При этом степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут значительно различаться. Так, например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, в то время как унитарные предприятия - лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает и тем и другим такую степень обособленности, которой достаточно для признания данного образования юридическим лицом.

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано гражданским кодексом и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует заметить, что необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов.

Выступление юридическим лицом в гражданском обороте от своего имени - еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается.

Учитывая все перечисленное выше, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от граждан (как субъектов гражданских правоотношений), юридическое лицо обладает не общей (универсальной - предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который соответствует государственной регистрации такой организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходимо не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Приобретение (в какой-то степени) и осуществление прав, обязанностей - прерогатива так называемого органа «юридического лица» (единоличный орган), или группы лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий. В соответствии со статьями Гражданского Кодекса, именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридические лица могут иметь как один орган (например, директор, правление), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут либо назначаться (если у юридического лица один учредитель), или избираться (если участников или учредителей несколько). В тоже время, гражданские права и обязанности для юридических лиц могут приобретать их представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридических лиц.

Как уже отмечалось выше, «правосубъектность» тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами его индивидуализирующими признаками является его местонахождение и наименование.

Место нахождения юридического лица, как правило, определяется местом его государственной регистрации (если в учредительных документах юридического лица не установлено иное). Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств и решения множества других вопросов.

Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Можно также упомянуть такое понятие, как фирма. Фирма или фирменное наименование является названием коммерческой организации - личное неимущественное право коммерческой организации, неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

Вместе с тем, в гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию. Этим целям служат производственные марки, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения:

Производственная марка - описательный способ индивидуализации товара. Производственная марка должна в обязательном порядке помещаться на сам товар или его упаковку и должна включать в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, перечень потребительских свойств товара и т.д. Производственная марка может применяться без специальной регистрации, но она, в тоже время, не пользуется правовой защитой;

Товарный знак - эмблема или логотип. Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т.д.).;

Знак обслуживания - приравнен к товарному знаку и используется организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по оказанию услуг;

Наименование места происхождения - определяется условиями конкретной местности (природные условия, людские факторы). Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности.

Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.

Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) - учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор можно считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В отличии от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.

Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органам, хотя в соответствии с Гражданским Кодексом проведение регистрации возложено на органы юстиции. Однако в настоящий момент времени органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому в настоящий момент регистрацией юридических лиц занимаются:

Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления - в отношении общественных и религиозных учреждений;

Местные органы власти (районные администрации) - в отношении товариществ домовладельцев, потребительских кооперативов и их предприятий;

Государственная регистрационная палата и ее местные отделения - в отношении предприятий с иностранными инвестициями;

Центральный Банк - в отношении коммерческих банков.

Кроме процедур регистрации юридических лиц законом также оговорены вопросы прекращения деятельности юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (за исключением случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательных характер. Однако законом предусмотрена и возможность приостановления (временного прекращения) деятельности ряда организаций. Данная мера может быть применена по отношению к общественным объединениям как санкция за нарушение Конституции и законодательства Российской Федерации только по решению суда на срок до шести месяцев.

При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться:

. Путем слияния нескольких организация в одну новую;

. Путем разделения юридического лица на несколько новых организаций;

. Путем присоединения юридического лица к другому лицу;

. Путем выделения из состава организации других юридических лиц;

. Путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

Как правило, реорганизация проводится по решению участников юридического лица или собственника его имущества, т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно (например, такую возможность предусматривает статья 19 Закона РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).

При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает, как минимум, один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во многих случаях, проведение реорганизации способно привести к негативным последствиям, выражающихся в виде ограничения конкуренции на рынке (монополии в своей области). Поэтому, для предотвращения таких последствий государство законодательно устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа, на слияние или присоединение коммерческих организаций, а также на слияние и присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Так как реорганизация юридического лица может существенно затрагивать интересы кредиторов, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.

Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. По решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, оно может быть ликвидировано добровольно, в связи с нецелесообразностью дальнейшего существования такого юридического лица, истечению срока, на который оно было создано, либо по иным причинам. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и урегулирован статьями Гражданского кодекса. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц.

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками.

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные - общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором - личные.

Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

Хозяйственные товарищества - договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:

Полное товарищество. Участники такой организации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательством всем своим имуществом.

Товарищество на вере. Данное товарищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе - комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью. Данное общество являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.

Общество с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая организация имеет уставный капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.

Акционерное общество - коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.

Производственные кооперативы - еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.

Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации - организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:

Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

Общественные объединения - некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые другие.

Религиозные организации. Объединение граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками.

Фонды. Фонд - некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.

Организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично, называется учреждением.

Объединения юридических лиц. Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. В виду большого объема информации по рассматриваемой мной теме я решил ограничиться краткими характеристиками отдельных видов юридических лиц.

.Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права

Имея в виду большой объем материала, имеющегося по рассматриваемой мной теме, позволю себе вкратце остановиться на таком субъекте гражданских правоотношений, как государство и государственные (муниципальные) образования.

Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:

Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

Государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.

Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой.

Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношения участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.

Заключение

В современном обществе ни один индивид и ни одна организация не может существовать вне сферы действия гражданского права. Субъекты гражданского права, как участники гражданских правоотношений обладают рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение

Законодатель в области гражданского права исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность быть субъектом гражданского права. Объем такой возможности для всех людей данного государства должен быть одинаковым, ибо это обеспечивает равноправие граждан, что является несомненным достижением современного цивилизованного общества.

В заключении необходимо отметить, что современное общество постоянно (развиваясь) видоизменяется, как в сфере экономики так и в «государственного устройства». Поэтому законодателю постоянно приходится (подгонять) видоизменять понятия имущества и вещи, давать новые определения. Безусловно, со временем будут видоизменяться, и дру гие направления указанных правовых категории, относящихся к нуждам развивающегося гражданского оборота и экономики. И эти видоизменения найдут своё место и в российском гражданском законодательстве.

Конечно, очень сложно охватить объемом курсовой работы все аспекты свойств различных субъектов и объектов гражданского права. Однако, я постарался отметить основные моменты, характеризующие и классифицирующие участников гражданских правоотношений.

Литература

1. Андрющенко А. В. Место организационных отношений в предмете гражданско-правового регулирования // Вестник Том. гос. ун-та. Право. - 2014. - №2.

2. Гражданское право. , под редакцией/ Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева С.-П. 1996г.

. Гританс Я. М. Корпоративные отношения: правовое регулирование организационных форм. / Я. М. Гританс. - М.: Волтерс Клувер.

4. Илларионова Т. И. Учебник гражданского права. / Т. И. Илларионова, Б . М. Гонгало, В. А. Плетнев. - М., 1998.

. Кирсанов К. А. Гражданско-правовое регулирование организационных отношений: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. / К. А. Кирсанов. - Екатеринбург, - 2008.

. Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Сов. государство и право. - 1966. - N 10.

. Красавчиков О. А. Советская наука гражданского права. // О. А. Красавчиков - Ученые труды Свердлов. юрид. ин-та. № 6. - С. 1961.

. Малеина М. Н. О предмете гражданского права // Государство и право. - 2001. - №1.

. Малеина М. Н. Содержание и осуществление личных неимущественных прав // Государство и право. - 2000. - № 2.

. Сергеев А. П. Гражданское право: в 3 т. / А. П. Сергеев [и др.]. - М., 2010. - Т. 1. Гражданское право: учебник. .

. Синенко В. С. Развитие теории личных неимущественных прав в гражданском праве российской федерации // Научные ведомости Белг. гос. ун-та. - 2008. - №6.

. Тычинин С. В. Правовая природа пробела в гражданском праве // Научные ведомости Белг. гос. ун-та. - 2014. - №2.

. Яковлев В. Ф. Избранные труды: в 2 т. / В. Ф. Яковлев - М.: Статут, 2012. - Т. 2: Гражданское право: история и современность.

. Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право. / В. Ф. Яковлев - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000.

. Ярошенко К. Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. / К. Б. Ярошенко - М.: Юридическая литература, 1990.

Похожие работы на - Понятие субъекта гражданского права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!