Понятие конституционного строя и его основ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    126,43 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие конституционного строя и его основ














Дисциплина Конституционное право (курс 1)

Тема Понятие конституционного строя и его основ

Содержание

Введение

. Теоретические основы конституционного строя РФ

.1 Понятие конституционного строя

.2 Классификация основ конституционного строя

.3 Человек, его права и свободы как высшая ценность

. Прикладные основы конституционного строя РФ

.1 Функционирование РФ как правового и федеративного государства

.2 Функционирование РФ как социального и светского государства

.3 Реализация в РФ республиканской формы правления

.4 Государственный конституционный статус РФ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложения

Введение

Проблематика. Конституционный строй в РФ как система реально существующих отношений в российском обществе, но никак не система норм права, где существует ограничение власти государства гражданским обществом при помощи норм конституционного права, возникает на определенном этапе жизни общества, когда в нём появляются силы, которые желают и являются способными ограничить всевластие государственного аппарата. Возникая наперекор интересам правителя и государственной бюрократии, конституционный строй стремятся к неограниченной власти и безответственности, характеризуется использованием различных приёмов и средств.

Положение, которое сложилось в РФ, ещё раз доказывающее тот факт, что построение конституционного строя не осуществимое за два десятилетия, заключается в его не возникновении вместе с принятием конституции. Где процесс перехода от доконституционного государственного и общественного строя к конституционному строю требует не одно десятилетие, когда в государстве должны быть сложены определённые условия, при возникновении субъектов, которые желают и способны ограничить государственный аппарат с помощью конституционных норм.

Необходимость сохранения основ конституционного строя РФ, обусловлена тем, что на сегодняшний день они могут быть подвержены разрушительному воздействию. Актуальность данной курсовой работы выражена в определении конкретных основ конституционного строя РФ, при реализации принципов верховенства Конституции РФ, которой реализует высшие юридические силы, приобретающие:

смысл деятельности власти; принцип государственного суверенитета; конституционный принцип верховенства международного договора РФ над ФЗ; принцип признания общих принципов и норм международного права составной частью правовой системы РФ.

Краткий обзор литературных источников, тематика которых - основ конституционного строя в РФ современных авторов показывает, что определенная степень разработанности проблем имеет место. Однако, недостаточная степень разработанности проблематики основ конституционного строя в РФ включает в себя отсутствие публикаций и диссертационных исследований в области основ конституционного строя в РФ, которые, общим вопросам комплексной проблематики основ конституционного строя в РФ, не предоставляют расширительного толкования.

Цель этого исследования содержит в себе характеристику теоретических положений о понятии и содержании конституционных основ в РФ, включая соответствующие им практических рекомендаций, где основание - изучения норм Конституции РФ и научной литературы.

Руководствуясь, указанной выше целью исследования в курсовой работе ставятся такие основные задачи как:

характеристика теоретических основ конституционного строя РФ, то есть понятие и классификация основ конституционного строя, а также права и свободы человека, в качестве высшей ценности;

определение прикладных основ конституционного строя РФ, при выявлении функционирования РФ в качестве правового, федеративного, социального и светского государства, обуславливая государственный конституционный статус РФ.

Методология исследования - изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной практики, анализ и синтез.

Практическая значимость. Конституционная практика, которая строиться на основе, а также руководствуясь доктринальными концепциями современного конституционализма, где теория - не отрываться от реального конституционализма, оживлять, социологизировать его практическим опытом, обуславливается совершенствованием понятийно-категориального аппарата конституционной юриспруденции, в одинаковой мере отвечающий потребностям теории и практики.

1. Теоретические основы конституционного строя РФ

.1. Понятие конституционного строя

Специфика любого государства, обусловленная его чертами, характеризуя его, выражается как демократическое либо тоталитарное, как республика либо монархией и т.п., совокупность которых определяет форму государства, включающая в себя способ организации государства (государственный строй), становясь конституционным строем, при своём закреплении конституцией.

Что же подразумевается под понятием «конституционный строй»? Первый абзац главы конституционный строй трактует в качестве формы либо способа организации государства, которая является закреплённой в конституции, что является узкой терминологией конституционного строя. Обращаясь, в частности, к Конституции РФ, можно выявить и иной термин «конституционный строй», то есть конституционный строй является отнесённым к государству, где форма либо способ организации государства представлено строго определёнными чертами, которые позволяют считать его конституционным государством, но никак не к любому государству. В связи с этим, прежде всего, конституционное государство, являясь обусловленным обеспечением своего подчинения праву, обеспеченное конкретными гарантиями, которые в совокупности формой (способом) организации государства, определяется конституционным строем (Приложение А).

Что касается демократического конституционного государства, то здесь в качестве управляемой государством и саморегулирующейся системой общество обусловлено одновременным своим функционированием, однако конституционное государство представляет собой управляющую систему, при этом зависящее от саморегулирующегося гражданского общества, а также его потребностей.

Поэтому, термин «конституционный строй», включая в себя форму либо способ организации государства, обеспечивающий подчинение данного государства праву, вбирает в себя понятие конституционное государство.

Каковым является своеобразный фундамент концепции конституционного строя РФ? Адресуясь к Конституции РФ можно выявить то, что основы концепции конституционного строя РФ, определяясь большими гуманистическими идеями, которые берут свой исток от непоколебимости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина, при не нахождении последнего в рабстве у государства, которое является официальным представителем общества - решение конституционно ограниченных вопросов. В закреплении конституционного строя РФ принимают участие все отрасли права РФ, включая законодательство РФ, но никак не отдельные отрасли права, а также законодательства РФ, так как конституционный строй РФ вбирает в себя целую систему общественных отношений, которые складываются в обществе.

Нормы Конституции РФ, характеризуясь основой текущего законодательства и высшей юридической силой, определяясь в качестве ведущих правовых норм, регулирующих конституционный строй РФ, обусловлены нормами, при главенствующей роли - закрепление основных устоев отечественного конституционного строя (основы конституционного строя, обеспечивающие РФ характер конституционного государства), при выражении его гуманной сущности, принадлежности к семье демократических стран.

Федерализм, суверенитет государства и республиканская форма правления как основ конституционного строя РФ (Приложение Б), воплощаясь в своей неизменности, всё-таки являются, подвержены изменению, при соблюдении специально установленного ст. 16 Конституцией РФ особого порядка. Где никакие иные положения Основного Закона РФ не находятся в противоречии с основами конституционного строя.

Немаловажное значение приобретает закрепление основ конституционного строя конституционной формой, обеспечивающее провозглашение данных основ от имени народов РФ их государственной волей, выражая свою юридическую значимость и верховенство, а также свою обязательность для всех субъектов правоотношений, что обеспечивает их активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Когда образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни РФ основы конституционного строя, которые являются закреплёнными в Конституции РФ.

Поэтому, основы конституционного строя РФ - это обеспечение РФ характера конституционного государства посредствам главенствующих устоев государства и его основных принципов.

Как трактует основы конституционного строя РФ Конституция РФ? Первое - демократизм, выраженный в народном суверенитете, в разделении властей, в идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления и правовое государство, воплощённое в конституционном государстве, то есть основы, которые являются присущими любому конституционному государству. Второе - признание государством человека, его прав и свобод как высшей ценностью, в качестве основы конституционного государства. Третье - социальное рыночное хозяйство, светская государственность, которая дополняет принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным (гл. I Конституции РФ) (Приложение В).

Поэтому, реализация конституционного закрепления основ конституционного строя, содержащая в себе материальные и политические, а также социальные, включая правовые гарантии, обеспечивается Россией как государством в обязательном порядке.

1.2 Классификация основ конституционного строя

Каким образом классифицируются основы конституционного строя РФ?

Отвечая на поставленный вопрос, снова и опять следует обратиться к диспозиции Основного Закона страны, который регламентирует то, что РФ - это демократическое правовое федеративное государство, демократизм которого, прежде всего, обусловлен обеспечением народовластия, разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), идеологического и политического многообразия и местного самоуправления (ст. 1 Конституции РФ).

Данная «государственная Библия» носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ «пророчит» его многонациональный народ, что характеризует Россию как демократическое государство, когда «демократия» в переводе с древнегреческого языка - это народовластие. Что касается юридического аспекта слова «народ», то здесь данное изречение, имеющее своё отождествление с термином «граждане», который, обуславливая принадлежность к соответствующему государству совокупности людей, характеризует государство в его физическом субстрате.

Признание народа как носителя и единственного источника власти в демократическом государстве, к которому относят и Россию, представляется народным суверенитетом, который определяется в качестве полновластия народа или обладанием народа социально-экономическими и политическими средствами с целью реального участия в управлении делами общества, а также государства.

Характер осуществления народом своей власти, выражаемый непосредственным образом, при помощи органов государственной власти и органы местного самоуправления, обусловлен зависимостью от формы волеизъявления народа, то есть от формы демократии: - представительная (через выборных полномочных представителей народа осуществление им власти, то есть избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления);

непосредственная (форма непосредственного волеизъявления народа либо каких-нибудь групп населения, которое имеет выражение посредствам референдума, участия в выборах, собраниях и т.д.) (Приложение Г).

Каковыми являются формы непосредственного волеизъявления народа?

Согласно ст. 3 Конституции РФ, высшее и непосредственное выражение власти народа, как свободное выражение власти народа, реализующееся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, представляют собой. Первое всероссийский референдум, республиканские (республик в составе РФ), региональные и местные референдумы (по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни всенародное голосование, решение которого обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ). Второе - свободные выборы (процедура формирования государственных органов либо органов местного самоуправления, осуществляемая путём голосования управомоченных лиц тогда, когда два либо более кандидатов могут претендовать на каждый мандат).

Классификация основ конституционного строя РФ будет не исчерпывающийся тогда, когда не будет определён характер власти в конституционном государстве, понятие которого является возможностью на распоряжение либо управление кем-либо, а также чем-либо, при подчинении других своей воле. Историческая тенденция государственности предопределяет прямую связь возникновение государства и появление государственной власти, которая, являясь одним из существенных признаков государства, наличествует общей волей и силой, способная обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Поэтому, терминология «государственная власть» обуславливается государственным суверенитетом или верховенством государственной власти внутри страны, либо полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, а также её независимостью в сфере международных отношений от власти иностранных государств. Государственным суверенитетом при его проявлении в единстве государственной власти, выражающим не единственную форму власти народа, включая местное самоуправление, органы которого не являются входящими в систему органов государственной власти.

Как проявляется принцип разделения властей в РФ в качестве одного из основополагающих принципов демократической организации государства? Ответит на этот вопрос классическая «теории разделения властей», трактующая с целью обеспечения свободы граждан осуществление государственной власти различными её функциями власти, проявляющиеся в деятельности законодательного органа, исполнительного органа и судебного органа, не зависящие друг от друга и сдерживающие друг друга (Джона Локка (1632-1704) и Шарль Луи Монтескье (1689-1755)).

Однако, одно лишь распределения властей между несколькими органами не предусматривает обеспечение свободы граждан, но обуславливается нахождением данных органов во взаимном равновесии, во-первых, с той целью, чтобы, не мог получить преобладание над другими, ни один из них, во-вторых, при условии, что каждый из органов гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого органа. Когда, организованные подобным образом в результате власти, органы власти являются не подчиненными друг другу, но данные органы при взаимодействии друг с другом, являются тесно взаимосвязанными. Где осуществление горизонтальным образом разделение властей характеризуется своим разделением между законодательной, исполнительной и судебной властями, а реализация вертикальным образом разделение властей, то есть путём разграничения предметов ведения, а также полномочий между органами РФ и органами субъектов РФ, разделение властей в РФ. Поэтому, разделение властей - деление единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, структурно-функциональная самостоятельность и независимость каждой из них, наделение их компетенцией, исключает господство одной ветви власти над другой и одновременное их эффективное взаимодействие.

Как реализуется в РФ идеологическое и политическое многообразие? Казалось бы, ответом данный вопрос может быть содержание трёх следующих предложений, однако необходимо учитывать и то, что демократия в РФ осуществляется на основе таких принципов как принципы идеологического и политического многообразия, когда предполагается создание равных возможностей участия в политическом процессе, свобода политических мнений, а также политических действий. Политические партии, занимающие одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма (возможность состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии, не состоять ни в какой партии, то есть быть беспартийным), которые выражают политическую волю своих членов, содействуя выражению политической воли гражданского общества.

Несовместимый с идеологическим единообразием политический плюрализм может реализовываться только в условиях идеологического многообразия (плюрализма), являющийся свободой выбора идеологических, духовных ценностей, включая запрет установления государственной (обязательной) идеологии.

Политический плюрализм, основываясь на многообразии форм экономической деятельности в РФ, которая представляет собой экономическую основу конституционного строя в РФ, выраженная в функционировании рыночного хозяйства в рамках России, на базе единого экономического пространства.

Поэтому, существования многопартийности, право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой, выражено действием принципа политического плюрализма, важных условия реализации, которого заключаются в определении правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе.

Относится ли к числу важнейших проявлений демократизма РФ наличие в ней местного самоуправления? Структура российского общества, представляя собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений и элементов, каждый из которых выполняет определённую функцию и призван стабилизировать систему в целом и способствовать её изменению для её сохранения, местное самоуправление занимает немаловажное место, имеющее собственное функциональное предназначение.

Исследование функционального предназначения местного самоуправления, имеющее теоретическое и практическое значение, представляет собой одним из основных методов научного исследования общественно-социальных явлений, характеризуя свою сущность, определяет роль местного самоуправления в качестве элемента определенной социальной системы.

Различные подходы к пониманию содержания функционального предназначения местного самоуправления в юридический литературе, выражают его как участие на законных основаниях в распределении ценностей в обществе, при осуществлении, руководствуясь конституционным разделением власти между её уровнями часть властных функций, устанавливая нормы, осуществляя контроль за их исполнением и имея возможность легитимного применение силы. Отражая широкий спектр взглядов на предназначение местного самоуправления, предполагается согласиться с данными авторами, выделяют функции местного самоуправления как политико-правового института, то есть институт местного самоуправления в качестве элемента политической системы общества.

Поэтому, местное самоуправление, неразрывно связанное с демократией, по той причине, что в основе демократии в качестве формы государства, а также способа правления находится идея политической свободы, которая проявляется по результатам распространения принципа самоопределения и самоуправления на отдельного человека и народ в целом, включая на регионы и другие сообщества граждан.

1.3 Человек, его права и свободы как высшая ценность

РФ как демократическом государстве, где один из важнейших показателей демократичности государства - законодательное закрепление признания человека, его прав и свободы в качестве высшей ценности, прошла достаточно обстоятельный путь, конечной целью которого представляет собой реальное обеспечение прав человека в стране, что способствует последовательному основанию юридического основания защиты прав человека. Где же скрывается конституционный смысл высшей ценности прав и свобод человека в РФ? Регламентированные Конституцией РФ человек, его права и свободы как высшая ценность, декларируются своими характеристиками взаимоотношений государства и личности, когда именно личность выставляется на передний план: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)».

В обязанность государства, основывающееся на народном суверенитете, составляющий одну из важнейших его основ государства, отталкиваясь от конституционного смысла, значения прав и свобод человека и гражданина, входит:

создание общих и специально-юридических условий с целью реализации прав и свобод, а также реализация активных действий, при предоставлении человеку и гражданину прав, которые ему соответствуют на случай возможных нарушений в повседневной жизни его прав и свобод. Средства защиты права и свободы человека, реализуемые государством путём различных норм материального и процессуального права - соблюдение и защита прав и свобод.

Поэтому, конституционный смысл высшей ценности прав и свобод человека в РФ заключается в обязанности РФ проявлять уважения к человеку, его правам и свободам, посредствам создания общих и специально-юридических условий с целью реализации прав и свобод и реализацией активных действий по защите его прав и свобод в повседневной жизни.

конституционный строй правление федеративный

.1 Функционирование РФ как правового и федеративного государства

Идеология отечественного правового государства, остающаяся одной из самых актуальных и востребованных в современной правовой науке, в своём формировании и развитии, обусловлена анализом конституционных положений, закрепляет принципы правового государства.

Что лежит в основе функционирования РФ как правового государства?

Взгляды на правовое государство представителей правовой науки и государственных деятелей РФ, характеризуются демократическими тенденциями в развитии отечественного конституционного (государственного) права, во многом отражая российскую современную политическую действительность России.

Заимствование традиционных либерально-демократических концепций правового государства, которые были разработаны Иммануилом Кантом (1724 - 1804), определяют методы работы органов государственной власти в РФ.

Последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа в качестве источника власти, подчинение государства обществу как сущность идеи правового государства, реализуется:

в признании своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью;

в идее, являющаяся связанностью государства и права, которая гарантирует предсказуемость и надёжность его действий, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство, само себя, ограничивая действующим в нём законодательством, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане, как конституционное государство, представляет собой практическое воплощение основных принципов конституционного строя, где Конституция - это центр правовой системы.

Послужили теоретической основой с целью законодательного закрепления основных признаков правового государства в Конституции РФ некоторые из вышеперечисленных научных трудов, где были отмечены, ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения:

принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другие принципы, рассмотренные в первой главе данной работы.

Поэтому, Россия, представляя собой правовое государство, обусловленное ограничением действующими в нём законодательными нормами, регламентирующие обязанность подчинения всех без исключения государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждане, характеризуется принципом верховенства права, Конституции РФ и закона.

В чём проявляется функционирование РФ как федеративного государства?

Форма государственного устройства и одна из основополагающих основ конституционного строя РФ, согласно Конституции РФ, Федерация в государственном устройстве России, лежит фундаментом на принципах федерализма и проявления демократии, когда, прежде всего, федерализм играет роль государственной организации национальных отношений.

Национальный суверенитет, проживающих на территории РФ обеспечивающийся российским федерализмом, определяется самостоятельностью и независимостью нации при решении вопросов своей внутренней жизни, а также взаимоотношений с иными нациями, включая свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Когда, свободное развитие тех наций и народностей, которые являются проживающими на территории России, выражается в создании таких разнообразных форм национальной государственности народов РФ как республики, автономные области, автономные округа, при преобразовании одних форм национальной государственности в иные формы национальной государственности.

Федеративное устройство РФ базируется на принципах демократической сущности государства - государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и равноправие, а также самоопределение народов в РФ, субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Поэтому, федерализм в России как форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике и форма демократизации управления государством, наличествуя существенными преимуществами в данном отношении перед унитарным государством, включает в себя децентрализацию государственной власти, при распределении её по регионам, как важная гарантия демократизма в управлении государством.

2.2 Функционирование РФ как социального и светского государства

Какой характер функционирования социального государства в РФ?

Теоретико-правовые идеи социального государства, находящие своё отражение в различных своих трактовках в научно-правовой литературе, характеризуются через различные призмы проблемы, приводя его определения, называя сущностные признаки, функции и цели, где общепринятое мнение относительно природы социального государства отсутствует. РФ, как социальное государство (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), по мнению многих авторов пока не в полной мере оправдывает свою конституционную основу, то есть в действительности не реализуется.

Конституционно провозглашенные социальные положения и осуществления в едином русле законодательных и организационно-практических мер социальной политики, включая в себя идейно-теоретические основания социального государства, основываются признаках социального государства, то есть создание государством определённых условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поэтому, социальное государство в РФ как теоретическая конструкция государства, включающая в себя свои основы, вбирающие в себя создание определённых условий, которые обеспечивают достойную жизнь, свободное развитие человека, определяющиеся конституционными нормами.

Что представляет собой РФ как светское государство?

Вопросы, связанные с научным пониманием сущности современного светского государства, характеризующие само понятие «светское государство», выделяет его характерные черты, когда содержание принципа светскости находит своё отражение в органах государственной власти.

В РФ, представляющая собой светское государство (ст. 14 Конституции РФ), за сравнительно короткий срок взаимоотношения государства, а также религиозных объединений, имели место существенные изменения, при совершенствовании представление о светскости.  В правовой литературе можно отыскать самую терминологию светского государства, когда многочисленные исследователи акцентируют своё внимание на признаке светского государства - отсутствие государственной либо официальной религии: «Государство, когда не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным» ; «РФ - светским государством, где никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной».

Однако не раскрывает полного содержания такого многоаспектного правового явления как светское государства определение только признаков отделения религиозных организаций, а также отсутствия государственной или иной общеобязательной религии. Здесь, вышеуказанные признаки светского государства, обуславливая его взаимоотношения с религиозными объединениями, для полноты своего анализа, учитываются в совокупности с демократическое правовое государство, которым, как было выше указано, является РФ, которое центрует личность при юридическом регулировании общественных отношений.

Подлинное содержание светского государства с признаками, которые определяют его отношения с человеком, заключающиеся:

в отделении религиозных объединений от государства;

в существовании определённых форм взаимодействия между государством и религиозными объединениями с целью решения задач, которые представляют собой социальную значимость;

в отсутствии государственной или общеобязательной религии; равенстве перед законом религиозных объединений; свободе совести;

в равенстве прав и свобод граждан, что не находится в зависимости от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Поэтому, РФ в качестве светского государства представляет собой способ организации публичной или политической власти, когда государство и церковь являются отделёнными, при одновременном взаимодействии друг с другом, где отсутствует государственная или (официальная) религия, обеспечивающий реализацию признаков светского государства.

2.3 Реализация в РФ республиканской формы правления

Правовое содержание государства в качестве механизма публичной власти, выраженное в форме государственного правления, которая находится в основании научной классификации государств, обуславливая организацию верховной власти, статуса высших государственных органов, характеризуя форму правления - главу государства и правительства, выражается:

порядком образования, а также организации высших органов государственной власти; взаимоотношения высших органов государственной власти друг с другом и населением.

Какая республиканская форма правления реализуется в РФ?

Формы правления выражается такой структурой и статусом высших органов государственной власти как глава государства → парламент → правительство, включающая порядок взаимоотношений друг с другом.

Конституция РФ, утверждённая республиканская форма правления, определяемая формой государственного правления, где все без исключения высшие органы государственной власти или избираются, или формируются общенациональными представительными учреждениями, то есть парламентами, отличает форму правления в РФ от монархии, когда наследованием статуса главы государства.

Различаемые два основных вида республики - президентская и парламентская республика, обусловливаются:

соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, внепарламентскими методами избрания президента, путём прямых (косвенных) выборов, а также способами формирования правительства, включая отсутствие у президента права роспуска парламента (президентская республика);

формальным верховенством или полновластием парламента, формирующим политически ответственное перед ним правительство, который избирается непосредственным образом (в составе особой коллегии) президента, осуществляющего свои полномочия, лишь, как правило, по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром (парламентская республика).

Формы правления, которые сочетают в себе черты парламентской и президентской республики существуют в некоторых современных странах, именуемые полупрезидентскими республиками или республиками смешанного типа, представлены разновидностью республиканской формы правления, где элементы президентской республики являются сочетающимися с элементами парламентской республики, то есть:

как правило, президент избираемый, на всеобщих выборах, наделяемый юридически, а также реально большими полномочиями, осуществляющий общее руководство правительством, возглавляемое премьер-министром, правомочен на роспуск парламента при выражении вотума недоверия правительству последним;

правительство, формируемое парламентским путем, является ответственным перед парламентом и перед президентом;

Конституционный аспект принадлежности РФ к полупрезидентской республики включающий в себя содержание Конституции РФ, заключается в наличии в России сильной президентской власти, когда имеет место сохранение некоторых типичных признаков парламентской республики или наличие председателя правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства парламентом и роспуска парламента президентом.

2.4 Государственный конституционный статус РФ

Проблема государственного конституционного статуса РФ, которая относится к одной из существенных в рамках комплекса вопросов отечественного конституционализма, вбирает в себя политическую систему, в которой народ, осуществляя свою власть непосредственным образом и через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, в совокупности, приобретает особую значимость и актуальность.

Чем выражен государственный конституционный статус РФ? Государство как единая политическая организация общества, распространяющее свою власть на всю территорию РФ и население, располагая для этого специальным аппаратом, издавая нормативные правовые акты, в форме обязательных для всех велений, определяется основной формой реализации суверенитета народа, занимает особое место в данной системе. Данный суверенитет заключается в олицетворении единственную полновластную организацию в масштабе государства, представляет весь многонациональный народ РФ, выражая его совокупную волю, представляет собой:

собственника значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью и официальным представителем народа внутри страны, а также во взаимоотношениях с другими государствами.

Прежде всего, РФ в качестве государства, которому присущи признаки, свойственные каждому государству, при организации им политической власти на определённой территории - РФ, наличии на территории РФ населения, то есть совокупности людей, в пределах своих границ, обладая территориальным верховенством, реализует на собственной территории всю полноту своей государственной власти. Специальный аппарата или механизм с целью управления обществом, а также для обеспечения его нормальной жизнедеятельности, в роли особого места в системе реализации суверенитета народа имеющийся в наличии у государства, осуществляя народовластие, реализует волю народа посредствам общеобязательного закрепления в законодательных актах.

Специальный же аппарат принуждения - суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, уголовно-исполнительные учреждения и другие правоохранительные органы - для обеспечения действия нормативных правовых актов, где является выраженной воля народа, созданный РФ как государством дополняется наличием в своём распоряжении военной организации, предназначенной с целью обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности территории России.

Функции РФ в качестве государства, то есть основные и наиболее важные направления его деятельности, выражая своё место в реализации полновластия народа, определяя государства и его роль в решении задач организации жизнедеятельности всего населения, имеют подразделение:

на внутренние или экономические и социальные функции, функции финансового контроля и охраны законности, а также правопорядка, включая экологическую или природоохранную функцию и внешние функции, то есть сотрудничество с иными государствами, а также функция обороны или защиты РФ.

Заключение

Итоги. Специфика любого государства, обусловленная его чертами, характеризуя его, выражается как демократическое либо тоталитарное, как республика либо монархией и т.п., совокупность которых определяет форму государства, включающая в себя способ организации государства (государственный строй), становясь конституционным строем, при своём закреплении конституцией.

Конституционный строй, включая в себя форму либо способ организации государства, обеспечивающий подчинение данного государства праву, вбирает в себя понятие конституционное государство. Своеобразным фундаментом концепции конституционного строя РФ правовое регулирование государственной и общественной жизни РФ основы конституционного строя, которые являются закреплёнными в Конституции РФ. Когда основы конституционного строя РФ - это обеспечение РФ характера конституционного государства посредствам главенствующих устоев государства и его основных принципов.

Реализация конституционного закрепления основ конституционного строя, содержащая в себе материальные и политические, а также социальные, включая правовые гарантии, обеспечивается Россией как государством в обязательном порядке.

Классификация основ конституционного строя обусловлена характером осуществления народом своей власти, выражаемый непосредственным образом, при помощи органов государственной власти и органы местного самоуправления, обусловлен зависимостью от формы волеизъявления народа, то есть от формы демократии:

представительная (через выборных полномочных представителей народа осуществление им власти, то есть избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления);

непосредственная (форма непосредственного волеизъявления народа либо каких-нибудь групп населения, которое имеет выражение посредствам референдума, участия в выборах, собраниях и т.д.).

Здесь, государственная власть обуславливается государственным суверенитетом или верховенством государственной власти внутри страны, либо полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, а также её независимостью в сфере международных отношений от власти иностранных государств. Реализация в РФ идеологического и политического многообразия осуществляется посредствам конституционно закреплённых принципов идеологического и политического многообразия, когда предполагается создание равных возможностей участия в политическом процессе, свобода политических мнений, а также политических действий.

Конституционный смысл высшей ценности прав и свобод человека в РФ заключается в обязанности РФ проявлять уважения к человеку, его правам и свободам, посредствам создания общих и специально-юридических условий с целью реализации прав и свобод и реализацией активных действий по защите его прав и свобод в повседневной жизни.

Функционирование РФ как правового государства заключается в реализации в России ограничения действующими законодательными нормами, регламентирующие обязанность подчинения всех без исключения государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждане, характеризуется принципом верховенства права, Конституции РФ и закона.

Федеративное государство в РФ характеризуется формой разрешения национального вопроса и форма демократизации управления государством, наличествуя существенными преимуществами в данном отношении перед унитарным государством, включает в себя децентрализацию государственной власти, при распределении её по регионам, как важная гарантия демократизма в управлении государством.

Социальное государство в РФ как теоретическая конструкция государства, включающая в себя свои основы, вбирающие в себя создание определённых условий, которые обеспечивают достойную жизнь, свободное развитие человека, определяющиеся конституционными нормами. РФ в качестве светского государства представляет собой способ организации публичной или политической власти, когда государство и церковь являются отделёнными, при одновременном взаимодействии друг с другом, где отсутствует государственная или (официальная) религия, обеспечивающий реализацию признаков светского государства.

Конституционный аспект принадлежности РФ к полупрезидентской республики включающий в себя содержание Конституции РФ, заключается в наличии в России сильной президентской власти, когда имеет место сохранение некоторых типичных признаков парламентской республики или наличие председателя правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства парламентом и роспуска парламента президентом.

Функции РФ в качестве государства, то есть основные и наиболее важные направления его деятельности, выражая своё место в реализации полновластия народа, определяя государства и его роль в решении задач организации жизнедеятельности всего населения, имеют подразделение:

на внутренние или экономические и социальные функции, функции финансового контроля и охраны законности, а также правопорядка, включая экологическую или природоохранную функцию и внешние функции, то есть сотрудничество с иными государствами, а также функция обороны или защиты РФ.

Практическая значимость. Конституционная практика, которая строиться на основе, а также руководствуясь доктринальными концепциями современного конституционализма, где теория - не отрываться от реального конституционализма, оживлять, социологизировать его практическим опытом, обуславливается совершенствованием понятийно-категориального аппарата конституционной юриспруденции, в одинаковой мере отвечающий потребностям теории и практики.

Глоссарий

Новое понятие

Определение

1

Государственная власть

власть, которая обуславливается государственным суверенитетом или верховенством государственной власти внутри страны, либо полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, а также её независимостью в сфере международных отношений от власти иностранных государств

2

Государственный конституционный статус РФ

статус РФ, заключающийся единой политической организации общества, распространяющее свою власть на всю территорию РФ и население, располагая для этого специальным аппаратом, издавая нормативные правовые акты, в форме обязательных для всех велений

3

Государственный суверенитет

при своём проявлении в единстве государственной власти, суверенитет выражающий не единственную форму власти народа, а включая такую форму как местное самоуправление, органы которого не являются входящими в систему органов государственной власти.

4

Конституционный смысл высшей ценности прав и свобод человека в РФ

конституционный смысл, выражающийся в обязанности РФ проявлять уважения к человеку, его правам и свободам, посредствам создания общих и специально-юридических условий с целью реализации прав и свобод и реализацией активных действий по защите его прав и свобод в повседневной жизни.

5

Конституционный строй

 форма либо способ организации государства, обеспечивающий подчинение данного государства праву, вбирающий в себя понятие конституционное государство

6

Местное самоуправление

самоуправление, неразрывно связанное с демократией, по той причине, что в основе демократии в качестве формы государства, а также способа правления находится идея политической свободы, которая проявляется по результатам распространения принципа самоопределения и самоуправления на отдельного человека и народ в целом, включая на регионы и другие сообщества граждан

7

Непосредственная демократия

форма непосредственного волеизъявления народа либо каких-нибудь групп населения, которое имеет выражение посредствам референдума, участия в выборах, собраниях и т.д.

8

Основы конституционного строя РФ

обеспечение РФ характера конституционного государства посредствам главенствующих устоев государства и его основных принципов

9

Полупрезидентская республика

форма правления, сочетающие в себе черты парламентской и президентской республики, существующая в РФ, выражена смешанного типа, представлены разновидностью республиканской формы правления, где элементы президентской республики являются сочетающимися с элементами парламентской республики

10

Представительная демократия

форма демократии, осуществляющаяся через выборных полномочных представителей народа осуществление им власти, то есть избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления

11

Принцип политического плюрализма

принцип, характеризующий существование многопартийности, право граждан состоять в любой партии или не состоять ни в какой, выражено действием, важных условия реализации, которого заключаются в определении правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе

12

Принципы идеологического и политического многообразия

создание равных возможностей участия в политическом процессе, свобода политических мнений, а также политических действий

13

Реализация конституционного закрепления основ конституционного строя

материальные и политические, а также социальные, включая правовые гарантии, обеспечивается Россией как государством в обязательном порядке

14

Реализация правового государства в РФ

ограничение действующими в РФ законодательными нормами, регламентирующие обязанность подчинения всех без исключения государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждане, характеризуется принципом верховенства права, Конституции РФ и закона

15

РФ в качестве светского государства

способ организации публичной или политической власти в РФ, когда государство и церковь являются отделёнными, при одновременном взаимодействии друг с другом, где отсутствует государственная или (официальная) религия, обеспечивающий реализацию признаков светского государства

16

Социальное государство в РФ

как теоретическая конструкция государства, включающая в себя свои основы, вбирающие в себя создание определённых условий, которые обеспечивают достойную жизнь, свободное развитие человека, определяющиеся конституционными нормами

17

Федерализм в России

форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике и форма демократизации управления государством, включающая в себя децентрализацию государственной власти, при распределении её по регионам, как важная гарантия демократизма в управлении государством

Список использованных источников

1       Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, учитывая поправки, внесённые Законами РФ о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и ГД» от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и «О контрольных полномочиях ГД в отношении Правительства РФ» от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант». Послед. Обновление 13 .08. 2013

         Авакьян, С.А. Конституционное право России [Текст] : учебное пособие / С.А. Авакьян. - М. : Юристъ, 2010. - 501 с. - ISBN 5-8323-0095-5

         Баглай, М.В. Конституционное право РФ [Текст] : учебник для вузов / М.В. Баглай. - М. : Норма, 2010. - 800 с. - ISBN 5-89123-491-2

         Гасанов, К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека [Текст] : монография / К.К. Гасанов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009. - 398 с. - ISBN 5-7975-0386-7

         Государственная власть и местное самоуправление [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Север»». - М.: Север, 2012. ISSN 6291-1384, 2012, № 12

         Журнал конституционного правосудия [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Кристалл»». - М.: Кристалл, 20121. ISSN 1725-9907, 2012, № 6

         Журнал российского права [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Диана»». - М.: Диана, 2011. ISSN 2941-7386, 2011, № 11

         История политических и правовых учений [Текст] : учебное пособие / Под общей редакцией академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА, 2010. - 352 с. - ISBN 5-89123-442-4

         История политических и правовых учений [Текст] : учебник / Под редакцией д.ю.н., проф. О.Э. Лейста. - М.: Издательство «Зерцало», 2010. - 688 с. - ISBN 5-8078-0054-0

         Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М. : Проспект, 2012. - 416 - ISBN 5-222-02853-4

         Кокотов, А.Н. Конституционное право России [Текст] : учебное пособие / А.Н. Кокотов. - М. : Проспект, 2010. - 414 с. - ISBN 5-238-00228-9.

         Колюшкин, Е.И. Конституционное право России [Текст] : учебное пособие / Е.И. Колюшкин. - М. : Городец-Издат, 2009. - 512с. - ISBN 5-94723-148-4

         Конституционное и муниципальное право [Текст] : информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Мираж»». - М.: Мираж, 2011, 2012 ISSN 3381-4590, 2011, № 8. 2012, № 5

         Круглов, Р.Б. Референдум как высшая форма непосредственной демократии [Электронный ресурс] : Дис. на соискание учёной степени к.ю.н. М., 2010 - 152 с.

         Малахов, В.П. История политических и правовых учений [Текст] : учебное пособие - М.: Академический Проект, 2013. - 624 с. - ISBN 5-8291-0353-2.

         Прудников, А.С. Конституционное право России [Текст] : учебник для ВУЗов / Под редакцией А.С. Прудникова, В. И. Авсеенко. - М. : ЮНИТИ, 2011. - 592 с. - ISBN 5-89123-760-1


Список сокращений

ВУЗ - высшее учебное заведение;

ГД - Государственная Дума;

РАН - Российская академия наук;

РФ - Российская Федерация;

СПС - Справочно-правовая система;

ФЗ - Федеральный закон;

ФКЗ - Федеральный конституционный закон.

Приложения

Приложение А

Основы конституционного строя в РФ


Приложение Б

Фундамент концепции конституционного строя РФ


Приложение В

Реализация конституционного закрепления основ конституционного строя в РФ


Приложение Г

Формы демократии в РФ

Похожие работы на - Понятие конституционного строя и его основ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!