Правовое государство как элемент основ конституционного строя

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    145,73 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое государство как элемент основ конституционного строя

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова"

(ЧГУ им. И.Н. Ульянова)

Юридический факультет

Кафедра публичного права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Конституционное право России"

на тему: "Правовое государство как элемент основ конституционного строя"


Выполнила студентка

юридического факультета

группы ЗЮ-41-14

Сергеева Татьяна Сергеевна

Научный руководитель:

к. ю. н., доцент Иванова О.А.



Чебоксары 2015

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты конституционного строя

1.1 Понятие конституционного строя и его основ

1.2 Элементы основ конституционного строя

2. Правовое государство как элемент основ конституционного строя

2.1 Понятие, сущность и принципы правового государства

2.2 Основные конституционные характеристики правового государства в России

3. Современные проблемы формирования правового государства в России

Список использованных источников

Введение

Конституция как основной закон государства занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Главную роль играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают России характер конституционного государства.

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей.

Огромное значение основ конституционного строя Российской Федерации в жизни всякого общества, их принципиально особое место во всей правовой системе вызывают необходимость проведения в данной работе всестороннего исследования правового государства как одного из элементов основ конституционного строя России в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Правовое государство как основа конституционного строя объединяет в себе целый ряд взаимосвязанных основ, провозглашенных в главе первой Конституции России, поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Цель курсовой работы заключается во всестороннем исследовании правового государства как элемента основ конституционного строя Российской Федерации.

Исходя из цели необходимо выполнить ряд поставленных задач:

. Рассмотреть понятие конституционного строя и его основ;

. Изучить элементы основ конституционного строя;

. Рассмотреть понятие и сущность правового государства:

. Проанализировать основные конституционные характеристики правового государства в России;

. Изучить современные проблемы формирования парового государства и России.

Теоретической основой исследования служили нормативно правовые акты Российской Федерации, труды отечественных ученых, научная литература, опубликованная в научных журналах, учебники, учебные пособия, статьи в периодических изданиях по изучаемому вопросу.

Теоретическому исследованию основ конституционного строя Российской Федерации посвящены многочисленные научные труды таких современных российских ученых как Малько А.В., Байтин М. И и другие, в которых достаточно подробно проанализированы само понятие конституционного строя, его основы, гуманистические, политические, экономические, социальные и духовные основы.

Для достижения цели курсовой работы были использованы метод анализа, с помощью которых были определены основные понятия. В работе использовались логический и сравнительный анализ, обобщение и системный подход.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы и заключения.

Практическая значимость результатов курсовой работы заключается в возможности решения на их основе той или иной практической задачи, а также для проведения дальнейших научных исследований по данной теме.

1. Теоретические аспекты конституционного строя


1.1 Понятие конституционного строя и его основ


Любое государство в той или иной мере непосредственно подчинено праву, и для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, необходимы соответствующие гарантии. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму и способ организации государства, который и называют конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это способ организации государства, который обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Однако определение данному понятию ученые дают по-разному. Например, М.В. Баглай определяет конституционный строй как "порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией".

Конституция Российской Федерации прежде всего закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность. В качестве таких устоев выступают основы конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

Значение основ конституционного строя исключительно велико. Они определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля за общественной жизнью.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "Основы конституционного строя Российской Федерации", занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл.1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ.

Основы конституционного строя Российской Федерации - это устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Нормы-принципы, включенные в гл. "Основы конституционного строя", составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Система основ конституционного строя

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

Таким образом, под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

1.2 Элементы основ конституционного строя


Конституция Российской Федерации предусматривает множество элементов основ конституционного строя, однако основными, по моему мнению, являются следующие:

. Человек, его права и свободы - высшая ценность

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст.2 Конституции, - обязанность государства". Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл.2 Конституции РФ, а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

. Народовластие

В соответствии со ст.3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей.

. Свобода экономической деятельности

Статьи 8 и 9 Конституции РФ устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

. Государственный суверенитет РФ

Раскрывается в ст.1,4 Конституции РФ и подразумевает полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

. Федерализм

Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов РФ, ст.5 Конституции РФ. Для России оптимальной формой национально-государственного устройства является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

. Идеологическое многообразие

Является одной из незыблемых основ конституционного строя России, отраженной в ст.13 Конституции РФ и предполагающей наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование.

. Целостность и незыблемость конституционных основ РФ

Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

. Гарантии местного самоуправления

Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает в ст.12 Конституции РФ на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

. Правовое государство

В соответствии со ст.1 Конституции РФ Российская Федерация является правовым государством. Правовое государство признает в качестве своих неприемлемых особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан.

. Социальное государство

Государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

. Светское государство

Достижение свободы совести - непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений - как материалистических, так и идеалистических. Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций.

Таким образом, стоит отметить, что среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гл.1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

2. Правовое государство как элемент основ конституционного строя


2.1 Понятие, сущность и принципы правового государства


В современное время четкого определения правого государства не дано. Отсутствие в современной научной литературе разнообразия определений правового государства объясняется его сложным содержанием и невозможностью охватить краткой формулировкой сущность такового. Правовое государство чаще всего определяется посредством совокупности его признаков и принципов.

Однако, существует множество подходов современных российских ученых к определению правового государства и вот некоторые из них:

правовое государство - это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.  (Головистикова А.Н., Дмитриев Ю. А.)

правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.  (Малько А. В.)

правовое государство - это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.  (Лебедев В.А., Киреева Е.А., Шадрин В. М.)

правовое государство - это государство, пределы власти которого, формирование, полномочия и функционирование его органов регламентированы правом и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.  (Байтин М. И.)

правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.  (Мелехин А.В.)

Исходя из множества определений правового государства, можно сказать, что сущность его выражается в первенстве права над властью, в ограничении действий власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти, а также граждан и всех общественных субъектов праву.

Из определения правового государства можно также выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);

) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в статье 2 Конституции РФ, где сказано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи.

Если анализировать первый принцип (социальный) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

2.2 Основные конституционные характеристики правового государства в России


Россия как правовое государство характеризуется на основе ст.1, ч.2 ст.4, ст.15 Конституции РФ. Статья 1 гласит "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".  Правовое государство это государство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции.

Правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами. Потому важнейшим признаком правового государства является верховенство права. Конкретно это выражается в верховенстве Конституции по отношению к другим законам (ч.1 ст.15 Конституции РФ), а также в установлении обязанности государственных и негосударственных органов, учреждений, их служащих действовать строго в рамках Конституции и законов. В правовом государстве действует принцип приоритета норм международного права перед нормами национального права: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, что применяются правила международного договора" (ч.4 ст.15 Конституции РФ).

Российская конституция закрепляет такой перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан, которые позволяют достигнуть баланса интересов личности и государства.

В правовом государстве обеспечивается не просто соблюдение законов, но сами законы выражают справедливость, в соответствии с которой высшая ценность - человеческая личность. "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч.2 ст.17 Конституции РФ). Но в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан. И они также содержатся в Конституции РФ:

"1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов" (ст.22 Конституции РФ).

Четко зафиксирован и важнейший принцип правосудия - презумпция невиновности:

"1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого" (ст.49 Конституции РФ) и т.д.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать основные признаки правового государства Российской федерации, которые представлены на рисунке 2.

правовое государство конституционный строй

Рис. 2. Признаки правового государства Российской Федерации

Таким образом, правовое государство - это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

3. Современные проблемы формирования правового государства в России


Для того чтобы понять истинные проблемы построения правового государства в России необходимо сопоставить существующие реальные факты и текущую ситуацию с теоретическими основами правового государства.

Статьей первой Конституции РФ, Россия провозглашена правовым государством, идея господства права выражается в гл.1 Конституции РФ в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им с рождения, а только признает их, соблюдает и защищает их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью являются важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России, ранее на первое место ставились государственные интересы, но это не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе, напротив не вмешиваясь без объективной потребности, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, т.к. их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц.

Анализируя статьи Конституции России, можно сказать о том, что Конституция РФ соответствует "Конституции правового государства". Но правовое государство характеризуется не только Конституцией, но так же и другими отраслями права: гражданским, уголовным, административным, трудовым, семейным. Анализ этих отраслей права - отдельный предмет для исследований, но обратить внимание хотя бы на один аспект уголовного права, такой, как охрана прав, свобод и жизни человека важно в связи с определенным рядом причин.

Конституционные права и свободы человека и гражданина охраняется УК РФ менее строго, чем другие объекты. Если среднеарифметический индекс наказуемости, например, преступлений против конституционного строя и безопасности государства составляет примерно 9 лет лишения свободы, то аналогичный показатель применительно к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина оставляет всего 1,5 года лишения свободы, а самое ценное - жизнь человека и его здоровье, охраняется в 2 раза менее строго, чем честь достоинство, физическая свобода личности (3 года против 6 лет). В России сложилась ситуация, когда жизнь человека обесценена. Понимание свободы дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку. Согласно ст.4 Конституции РФ, Федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, согласно ст.5 Конституции РФ, субъекты Российской Федерации равноправны между собой, а федеративное устройство основано на ее государственной целостности. Тем не менее, ряд конституций субъектов Российской Федерации определяет верховенство своих законов по отношению к Конституции РФ.

Правовое государство, провозглашенное Конституцией России, предполагает равенство всех граждан перед законом, будь то государственный чиновник, предприниматель, хозяйственный руководитель все они должны отвечать за содеянные правонарушения перед законом. Пока закон в России действует избирательно, мы никогда не построим правовое государство. Важно бороться со всеми проявлениями преступности. И в настоящее время коррупция продолжает оставаться одной из самых насущных проблем развития гражданского общества и становления правового государства в Российской Федерации.

Правовое государство должно иметь развитую экономику.

За последнее время экономика России находится на определенном подъеме. Среднегодовые темпы прироста ВВП (валовый внутренний продукт) за 2008-2010 г. составили 5,5 %, за 2011 - 2015 г. планируется 6, 3%, 2016 - 2020 г. будет составлять 6,6%, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, в которой говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Но необходимо помнить, что Российский бюджет и экономика по существу во многом зависят от продажи нефти, газа и оружия. Если нефтегазовый рынок нами относительно освоен, то рынки продажи оружия мы уступили американцам, тем не менее, в декабре 2011 г. валютные поступления от российского экспорта оружия составил 4,8 млрд. долларов, при этом ежегодная прибыль Америки от продажи оружия составляет 15-18 млрд. долларов, что в 4 раза больше).

Поэтому для России важно не упустить время и суметь воспользоваться мировой нестабильностью, активно осваивать рынки сбыта оружия и загружать российские оборонные предприятия, которые в настоящее время загружены не более чем на 25 %.

Важной задачей становления правового государства является развитие органов прокуратуры. "Анализ нормативной базы функциональных полномочий прокуратуры в сфере надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан и федерального законодательства позволяет говорить не только о наличии существенных предпосылок для всестороннего развития этого направления деятельности прокуратуры, но и о большой общественной значимости прокуратуры в период становления правового государства в России".

Другой проблемой строительства правового государства является то, что российское общество сильно разочаровано властью. Существенный вклад в это вносит устойчивый стереотип ее коррумпированности, бессилие перед преступностью, отсутствие действенной антикоррупционной программы.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека, а не создание красивой структуры государственной власти и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге будет реализовано в жизнь.

И хотя правовое государство в России пока не создано в том виде, в каком оно должно существовать, а ст.1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, данное положение носит не только программный (перспективный) характер, но и задает параметры дальнейшего развития экономической, политической и общественной жизни России.

Заключение


Таким образом, рассмотрев понятие конституционного строя и его основ, можно сделать вывод, что под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации предусматривает множество элементов основ конституционного строя, однако основными, по моему мнению, являются следующие: человек, его права и свободы - высшая ценность; народовластие; разделение властей; свобода экономической деятельности; государственный суверенитет РФ; федерализм; идеологическое многообразие; гарантии местного самоуправления; целостность и незыблемость конституционных основ РФ; правовое государство; светское государство и социальное государство.

Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гл.1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

Рассматривая понятие и сущность правового государства, можно сказать, что в современное время четкого определения правого государства не дано. Отсутствие в современной научной литературе разнообразия определений правового государства объясняется его сложным содержанием и невозможностью охватить краткой формулировкой сущность такового. Правовое государство чаще всего определяется посредством совокупности его признаков и принципов.

Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Исходя из множества определений правового государства, можно сказать, что сущность его выражается в первенстве права над властью, в ограничении действий власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти, а также граждан и всех общественных субъектов праву.

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека, а не создание красивой структуры государственной власти и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге будет реализовано в жизнь.

И хотя правовое государство в России пока не создано в том виде, в каком оно должно существовать, а ст.1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, данное положение носит не только программный (перспективный) характер, но и задает параметры дальнейшего развития экономической, политической и общественной жизни России.

Список использованных источников


1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9.

. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) - Саратов: СГАП, 2008. - 416 с.

. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно правовой реформы: монография / С.Г. Буянский. - М.: Издательство Буквовед, 2006. - 160 с.

. Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 369 с.

. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров направления "Юриспруденция" / В.В. Никулин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. - 332 с.

. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

. Малько А.В. Теория государства и права: учебник - М.: Юрить, 2009. - 248 с.

. Лебедев, В.А. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов / В.А. Лебедев, Е.А. Киреева, В.М. Шадрин. - Челябинск: Образование, 2007. - 271 с.

. Махрова Е.И. О проблемах построения правового государства в России // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург: Изд-во Оренбург. ун-та, 2013, - № 3. - С.134-139.

. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.

. Основы права: учебное пособие/коллектив авторов; под общ. ред.М.Б. Смоленского. - М.: КНОРУС, 2012. - 328 с.

. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2010. - 260 с.

. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 743 с.

. Шувалов Е.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2006. - 140 с.

Похожие работы на - Правовое государство как элемент основ конституционного строя

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!