Проанализировать сходства и различия преступления с иными правонарушениями
Объектом работы является понятие преступления как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности.
В работе использовались такие методы, как анализ, сравнение, сравнительно-правовой и формально-юридический.
Глава 1. Понятие и особенности преступления по российскому уголовному праву
.1 Понятие и сущность преступления
В соответствии с действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, преступлением признается виновное совершенное общественно опасное деяние, за которое следует наказание согласно настоящего Кодекса.
Деянием признается осознанный волевой акт поведения человека: лицо должно понимать фактический характер своих действий (осознанность деяния) и свободно выбирать вариант своего поведения (добровольность деяния).
Отсутствие любого из этих признаков исключает преступность деяния. Так, например, добровольность деяния причинителя вреда отсутствует, если лицо подвергалось с чьей-либо стороны физическому или психическому принуждению (ст. 40 УК РФ). Осознание фактического характера своего поведения может исключаться, если лицо введено в заблуждение.
Внешне деяние выражается в совершении каких-либо телодвижений (в том числе мимика, жесты). Человек не подлежит ответственности за рефлекторные или инстинктивные действия, представляющие собой телодвижения, но лишенные произвольного характера.
В доктрине и судебной практике прочно укоренилось правило, согласно которому преступные мысли, настроения, даже замысел совершить преступление, хотя бы высказанные в той или иной форме и ставшие известными посторонним (так называемое обнаружение умысла), сами по себе не влекут уголовной ответственности.
Уголовно значимый акт поведения всегда уникален, он имеет только ему присущие временные и пространственные характеристики.
В ч. 1 ст. 14 УК РФ содержится формально-материальное определение преступления, раскрываемое через его признаки. По существу, действующее законодательное определение преступления представляет собой своеобразный компромисс между учениями о преступлении, разработанными «классической» и «социологической» школами уголовного права.
Преступление, как и любое иное поведение человека, выражается в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Внутренняя сторона поведения состоит из его осознания субъектом и воли, т.е. способности избирательно реагировать на внешние факторы, стремиться к осуществлению определенной цели, преодолевать внешние и внутренние препятствия. В уголовном законе выражение воли определяется такими понятиями, как «желание», «сознательное допущение», «безразличие».
Преступное деяние, будучи разновидностью человеческих поступков, прежде всего, должно обладать всеми признаками последних в психологическом смысле. В психологии поведением называется социально значимая система действий человека, отдельные поведенческие действия называются поступком, если они соответствуют общепринятым нормам поведения, и проступком, если не соответствуют этим нормам.
Кроме того, в современной теории уголовного права существует несколько различных теорий, касающихся понятия преступления. Так, по мнению М.И. Ковалева, понятие преступления рассматривается с двух сторон: как абстрактное, с одной, и оптимальное, с другой. В абстрактном значении под преступлением понимается предусмотренное законом как преступное, криминальное отношение лица. В оптимальном значении преступление является предусмотренным Уголовным кодексом РФ отношением лица, выражающееся в виновном совершении им опасного для личности, общества или государства запрещенного деяния.
Развивая и закрепляя социальное свойство преступления - общественную опасность, УК РФ устанавливает следующее: "Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности".
Малозначительное деяние не является преступлением при наличии одновременно двух условий: оно должно формально подпадать под признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством и в нем должна отсутствовать общественная опасность, поскольку, как правило, ущерб, причиненный деянием, очень мал. Отсюда деяние в целом оказывается непреступным.
При этом малозначительные деяния только тогда не признаются преступными, если малозначительность была и объективной, и субъективной, т.е. когда лицо желало совершить именно малозначительное деяние, а не потому, что по независящим от него обстоятельствам так в конкретном случае произошло. Отсутствует малозначительность деяния также при совершении преступления с неконкретизированным умыслом, т.е. когда лицо предвидело и желало наступления любого из возможных вариантов причинения вреда.
Таким образом, можно сказать, что действующее уголовное законодательство определяет преступление как совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное под угрозой наказания и характеризующееся признаками, предусмотренными УК РФ, в то время как современная теория уголовного права подразумевает под преступлением только акт внешнего поведения человека (деяние (поступок), совершенное путем как действия, так и бездействия, протекающее под контролем сознания и воли).
.2 Объективные и субъективные признаки преступления
Как правовая категория (правовое явление) преступление обладает рядом определенных признаков, обусловливающих его объективные и субъективные критерии. Данные признаки нормативно определены в законе, а частично уточняются через доктринальное и судебное толкование.
Прежде всего, преступление является деянием, т.е. выраженным в форме активного действия или пассивного бездействия акт поведения (поступок, деятельность). Мысли, психические процессы, убеждения и их выражение вовне, какими бы негативными они не были, преступлениями не являются.
Преступное деяние, будучи разновидностью человеческих поступков, прежде всего, должно обладать всеми признаками последних в психологическом смысле. Психологически каждое человеческое действие (бездействие) обладает мотивированностью, т.е. вызывается теми или иными побуждениями либо их системой (корыстью, ревностью и т.д.) и целенаправленностью, предвидением результатов своего поведения. В преступном поведении лицо выбирает между антисоциальным и правомерным, непреступным поведением. Вследствие отсутствия мотивированности и целенаправленности рефлекторные действия, совершенные в бреду, бессознательно либо вследствие воздействия непреодолимой силы, поведением в психологическом, а тем более в уголовно-правовом смысле не являются.
Для бездействия (в отличие от действия) требуются дополнительные признаки: долженствование действовать, чтобы предотвратить наступление вреда, и фактическая возможность так действовать.
Вторым признаком преступления является его общественная опасность, т.е. преступление представляет собой такое деяние, которое по своему содержанию именно общественно опасно. Общественная опасность, вредоносность деяния выражаются в причинении либо создании угрозы причинения ущерба охраняемым Уголовным кодексом РФ интересам.
Общественная опасность как отдельных преступлений, так и преступности в целом довольно динамична. Ее определяют две подсистемы факторов - криминологические (преступность, ее причины и условия, эффективность профилактики) и уголовно-политические (приоритетные направления борьбы с преступностью, традиции и особенности уголовного законодательства, карательная политика).
В действующем законодательстве формулировка общественной опасности преступного деяния возможна, как правило, в трех вариантах: указанием на объекты посягательства, которым деяние причиняет вред, на вредоносность деяния, сочетание того и другого.
Общественная опасность состоит из следующих криминообразующих элементов: общественно опасные последствия (вред, ущерб); формы вины (умысел, неосторожность); способы действия либо бездействия (насильственные, обманные, с использованием служебного положения, групповые); мотивов и целей деяния.
Как объективную вредоносность общественную опасность образуют общественно опасные последствия и способы действия (бездействия).
По своему содержанию общественная опасность является объективно-субъективной категорией, определяемой совокупностью всех обязательных элементов составов преступления; по природе общественная опасность деяния представляет собой объективное свойство (признак) преступления, не зависящее от его правовой оценки законом.
В строгом соответствии с принципом вины преступлением может быть только виновно совершенное общественно опасное деяние. Под виной действующее законодательство представляет собой психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию (бездействию) и его общественно опасным последствиям.
Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности (ч.1 ст.24 УК РФ).
Такое отношение происходит в двух формах (четырех возможных видах) вины. Форма представляет собой нечто внешнее по отношению к содержанию. Виды же вины содержательны и как подсистемы общей системы вины, они есть видовые категории по отношению к родовому понятию и категории - вина. Две формы вины и четыре вида включают умысел прямой и косвенный, неосторожность (легкомыслие и небрежность).
Принцип вины утверждает, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина» (ч.1 ст.5 УК РФ). При этом объективное вменение (вменение в ответственность невиновно причиненного вреда, как бы тяжел он ни бы) не допускается (ч.2 ст.5 УК РФ).
Наконец, еще одним обязательным признаком преступления выступает его уголовная противоправность, которая, в отличие от социального, является юридическим свойством деяния, представляющим запрещенность и угрозу наказанием. Только общественно опасное и виновное деяние признается уголовно противоправным.
Запрет общественно опасного и виновного деяния устанавливается исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации, не другими законами, поскольку полная кодификация уголовно-правовых норм является обязательным условием принципа законности. Определение уголовной противоправности как запрета Уголовным кодексом и только им соответствует Конституции РФ, а также международному уголовному праву.
В санкциях Уголовного кодекса РФ отражена именно угроза наказанием, а не реальное наказание, которое в каждом конкретном случае может и не последовать. Угроза и является свойством уголовной противоправности преступления. Наказуемость деяния как угроза, возможность наказания, предусмотренная в санкции уголовно-правовой нормы, по мнению Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога, не должна смешиваться с наказанием - наказуемостью, которая является следствием совершения преступления и потому в него не входит. Поэтому при освобождении от уголовной ответственности и наказания или с заменой их другими уголовно-правовыми мерами не происходит декриминализация, т.е. перевод преступления в разряд проступков. Обязательные признаки преступления (общественная опасность, виновность и уголовная противоправность (запрещенность деяния под угрозой наказанием, содержащаяся в санкциях соответствующих уголовно-правовых норм) в таких случаях налицо.
Таким образом, признаки преступления нормативно закрепляются в действующем уголовном законодательстве и в некоторой степени уточняются посредством доктринального и судебного толкования.
К основным признакам преступления относятся следующие: преступление является в первую очередь деянием (действием или бездействием, представляющим собой виды человеческого поведения и потому обладающими всеми его психологическими и физиологическими свойствами - мотивированностью, целенаправленностью, свободой выбора между преступным и непреступным поведением, волимостью, добровольностью). Кроме того, преступлениями являются общественно опасные деяния (общественная опасность деяний служит основанием их криминализации, выступает основанием привлечения виновного лица к уголовной ответственности; является первым критерием индивидуализации наказания; характер и степень общественной опасности определяет категоризацию преступлений; является таким специфическим свойством преступления, которое позволяет отграничивать преступления от малозначительных деяний и непреступных правонарушений). Также преступлением может считаться только виновно совершенное общественно опасное деяние (вина является обязательным субъективным свойством преступления, по своему содержанию представляющая собой психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию (бездействию) и к общественно опасным последствиям такового). Наконец, признаком преступления является его уголовная противоправность, которая юридически выражает общественную опасность и виновность деяния и выступает производной от них как оценочно-нормативный признак преступления.
Глава 2. Отграничение преступления от иных правонарушений
2.1 Отличие преступлений от проступков. Гражданско-правовые деликты
Законодательством предусмотрено наличие нескольких видов правонарушений. Это преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты. В зависимости от этого установлены и различные виды юридической ответственности. Наиболее суровой является уголовная. Она наступает за совершение преступлений - деяний, которые представляют общественную опасность. Однако большинство правовых предписаний и запретов не столь серьезны, чтобы за них привлекать человека к уголовной ответственности. С учетом этого введена, и частности, административная ответственность. Она не так сурова, как уголовная, применяется обычно органами государственного управления или единолично судьей и не влечет судимости.
Во многих случаях юридическая квалификация правонарушения -преступление это или административный проступок - не вызывает трудностей. Убийство, разбой, измена Родине - всегда относятся к числу преступлений. А безбилетный проезд в общественном транспорте, небрежное хранение паспорта и потеря его, без сомнения, относятся к разряду административных проступков. Но есть деяния, которые в зависимости от ряда обстоятельств могут рассматриваться либо как административный проступок, либо как преступление. Так, если управление автомобилем в нетрезвом состоянии не привело к аварии - то это проступок, а если такие действия имели тяжкие последствия - это деяние рассматривается уже как преступление. Значит, есть административные правонарушения, которые «близко» стоят к преступлениям. В подобных случаях законодатель проводит определенные разграничительные линии между ними. Иначе нельзя юридически правильно оценивать близкие, но не тождественные противоправные деяния. Что общего между проступками и преступлениями и что их разделяет?
Видами проступков являются гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные правонарушения
Преступления и проступки - противоправные деяния (действия или бездействия). В этом их сходство. В большинстве случаев проступком является уже само нарушение правовой нормы, но иногда им признается невыполнение предписания органа, должностного лица об устранении нарушенных правил. Как уже отмечалось, проступок может выражаться в действии или бездействии. В первом случае лицо делает то, что запрещено законом (например, совершает мелкое хищение). Пример противоправного бездействия - невыполнение родителями и лицами, их заменяющими, обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.
Преступление тоже может быть совершено путем действия или бездействия. Убийство является действием. Примером противоправного бездействия может служить неоказание помощи больному.
Субъектом (т. е. тем, кто совершает) и проступка, и преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Не подлежит ответственности, как известно, и лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения обвинительного приговора заболевшее болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях.
Аналогичным образом решается вопрос и применительно к проступкам. Важно отметить, чем отличается первый случай от второго: в первом нет самого преступления или проступка, а во втором он был, однако лицо, его совершившее, не подлежит ответственности, так как нет смысла наказывать человека, находящегося в болезненном душевном состоянии.
И проступки, и преступления причиняют вред. Правда, не все проступки сопряжены с реальными вредными последствиями и содержат лишь возможность их наступления. Взять, например, нарушения противопожарных правил. Лица, виновные в этом, подвергаются административной ответственности даже тогда, когда пожара или иных реальных вредных последствий не было. Но все же вред налицо - нарушается установленный в обществе правопорядок, тормозится нормальное осуществление функций государства.
И в уголовном законодательстве существуют нормы о составах преступлений, которые не содержат указаний на наступление реальных вредных последствии, но их очень мало. Для административного права - это типичная картина.
Итак, административные проступки и преступления имеют ряд общих черт и «пограничных» зон. А что их разделяет?
Прежде всего, если говорить обобщенно, такой признак преступлений, как общественная опасность.
Преступления наиболее вредны для общества, и степень их вредности столь велика, что у них формируется новое качество - общественная опасность: эти деяния либо подрывают основы общественного и государственного строя, либо причиняют весьма существенный вред наиболее важным общественным отношениям. Именно данное качество и обусловило тот факт, что подобные деяния объявляются преступлениями. Проступки, как это говорилось выше, не являются общественно опасными.
Чтобы верно решить вопрос о том, является ли данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства. Кроме этой общей нормы, надо учитывать и те указанные законодательством конкретные критерии, с помощью которых можно отличить смежные, проступки и преступления.
Одним из таких критериев является наличие или отсутствие тяжких последствий. Так, если нарушение Правил дорожного движения повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то такое нарушение рассматривается как преступление, когда же таких последствий нет - то как административный проступок.
Иногда для квалификации нарушения обязательных правил в качестве преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Так, нарушения правил хранения, пользования, учета или перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия, рассматриваются как преступления. Если же последствия реально наступили, то уголовная ответственность усиливается.
Правонарушения нередко разграничиваются и по признаку повторности деяния или ранее имеющему место факту применения административной ответственности или даже мер общественного воздействия за аналогичные деяния.
На повторность деяния как один из критериев разграничения административного проступка и смежного с ним преступления указано, например, в УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, осуществленную повторно в течение года.
В других случаях для привлечения к уголовной ответственности необходимо совершение тождественного правонарушения, а при том условии, когда применение за первое нарушение мер административного воздействия. Так, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, влечет уголовную ответственность и наказывается исправительными работами на срок до 6 мес. или штрафом до 40 минимальных размеров заработной платы.
При разграничении близко стоящих административного проступка и преступления учитывается иногда и применение за первое нарушение мер общественного воздействия.
Действующим законодательством большое значение иногда придается форме вины - совершенное умышленно деяние рассматривается как преступление, а объективно такое же, но происшедшее по неосторожности, - как административное. Так, УК РФ признает преступлением только умышленную потраву посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений, причем причинивших значительный ущерб, а те же действия, совершенные по неосторожности, считаются проступком. За нарушения законодательства о труде установлена административная ответственность в виде штрафа до 10 минимальных размеров заработной платы; умышленное же нарушение должностным лицом законодательства о труде влечет, уголовную ответственность - исправительные работы до 1 года или увольнение от должности.
При разграничении административных проступков и преступлений иногда выделяется «злостное нарушение» тех или иных правил. Под злостностью в уголовном праве понимается обычно совершение нарушения после применения к данному лицу мер административного воздействия. Несколько иначе решается этот вопрос в административном законодательстве. Например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника понимается как продолжение противоправного поведения его или неподчинение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующей о явном неуважении к органам, охраняющим общественный порядок. Если же неповиновение сопряжено с насилием и сопротивлением, то это уже преступление, предусмотренное УК РФ.
При разграничении некоторых административных проступков и преступлении учитываются место, время, обстановка совершения правонарушения. Так, нецензурная брань во время торжественных встреч, собраний и митингов квалифицируется как не мелкое, а уголовно наказуемое хулиганство.
Важным моментом иногда является способ совершения правонарушения. Например, мелкое хищение, как сказано в законе, считается административным проступком, если совершено путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением, но не путем применении каких-либо насильственных приемов. Если воспрепятствование свободному осуществлению гражданином или группой граждан права участвовать в референдуме вести агитацию сопряжено с применением насилия, обмана, угрозы или подкупа, то такие действия рассматриваются как преступление, влекущее наказание лишением свободы на срок до 5 лет или исправительными работами до 2 лет. Такие же действия но совершенные другими способами, квалифицируются как административные правонарушения и влекут наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 6 минимальных размеров заработной платы.
Мотив и цель - тоже один из признаков, определяющих водораздел между проступком и преступлением. Если изготовление самогона производилось, например, с целью сбыта, то это преступление, а если такая цель отсутствует, то административный проступок.
Таким образом, правильная квалификация «смежных» деяний возможна лишь на основе тщательного анализа соответствующих норм уголовного и административного права в их взаимосвязи. Причем нужно иметь в виду, что разграничительные линии между двумя видами правонарушений определяются государством с учетом конкретных исторических и социально-экономических условий. Поэтому одно и то же правонарушение может в разной обстановке (например, во время войны, стихийного бедствия или в обычное время) рассматриваться то как преступление, то как проступок. Практика законодательной деятельности знает немало примеров изменения юридической квалификации одного и того же противоправного действия или бездействия путем перевода из числа уголовных преступлений в разряд административных проступков.
.2 Преступления и административно-правовые нарушения
Разграничение преступлений и административных правонарушений проводится по объекту посягательства, степени вредоносности, характеру противоправности и правовым последствиям совершения.
Ближе всего к действующему уголовному законодательству по разнообразию охраняемых интересов стоит Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предметом регламентации которого являются личность человека и гражданина, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность, порядок осуществления государственной власти, общественные порядок и безопасность, экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность всех видов, права и свободы, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Основными критериям наличия административного проступка, как и любого правонарушения, являются противоправность и виновное поведение.
Противоправность административного проступка выражается в нарушении общеобязательных правил, которые государство устанавливает с целью соблюдения режима законности, защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов.
Административный проступок является виновным поведением, умышленным или неосторожным. Отсутствие вины исключает административную ответственность. Принцип вины ясно изложен в статье 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное правонарушение моет выражаться как в действии (мелкое хулиганство, незаконная порубка и повреждение деревьев) так и в бездействии (уклонение о подачи декларации о доходах).
Объектами преступлений, в отличие от других правонарушений, могут выступать основы конституционного строя, мир и безопасность человечества, общественная безопасность и др. Иные правонарушения на такие объекты не посягают.
Преступление отличается от прочих правонарушений степенью вредоносности. В преступлении последняя достигает такой степени, что мы должны говорить об опасности деяния для общества, т. е. общественной опасности, а не просто «вредности».
Преступление обладает уголовной противоправностью, т. е. нарушает нормы, закрепленные в уголовном законе. Другие правонарушения этим признаком не обладают. Административные правонарушения, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты представляют собой нарушения иных нормативных актов, включая подзаконные.
Характер юридической ответственности за совершение преступления и за совершение других правонарушений различен. Только уголовная ответственность связана с применением к виновному наказания и наличием судимости как определенного правового последствия совершения преступления. Даже при внешней схожести некоторых санкций (например, штраф применяется в административном праве как вид административного взыскания и в уголовном праве как вид наказания) уголовная ответственность, связанная с осуждением виновного лица от имени всего государства, с судимостью и другими обстоятельствами, все же наиболее строгий вид юридической ответственности.
Для уяснения преступлений существенное значение имеет вопрос об их отграничении от иных видов правонарушений. Являясь разновидностью правонарушений, преступления обладают общими чертами, известными всем видам противоправных деяний. Вместе с тем для них характерны присущие только им признаки и свойства, которые отражают сущностные отличия преступлений от гражданско-правовых деликтов, административных, дисциплинарных и иных правонарушений. Без учета отличий преступных видов противоправного поведения от иных правонарушений невозможно составить полное представление о сущности и неотъемлемых признаках преступления.
В действующем законодательстве последовательно проводится отражается общественная опасность преступлений и проступков, но при этом со своей очевидностью проводится мысль о том, что степень их общественной опасности неоднозначна. Именно она должна быть поставлена во главу угла, когда речь идет об отграничении преступлений от других видов правонарушений, вследствие чего им вне всяких сомнений соответствует большая степень общественной опасности, которая, достигая определенной критической массы, и сигнализирует о преступном характере противоправных деяний, запрещенных уголовным законом.
Различие противоправности преступлений и проступков прежде всего означает, что если первые запрещаются только федеральными законами, то вторые - и федеральными законами, и законами субъектов РФ. Помимо этого важно учитывать, что противоправность административных и дисциплинарных проступков может вытекать из подзаконных актов как государственных, так и муниципальных органов власти, а в отношении гражданско-правовых деликтов она может быть следствием нарушения не нормы права, а условий договора.
Следует указать на существующие различия и применительно к виновности как обязательному признаку преступлений и иных правонарушений. Для преступных посягательств характерно, что форма вины имеет, как правило, юридическое значение. В зависимости от нее могут выстраиваться различные составы умышленных и неосторожных преступлений, определяться вид и размер наказания. В отношении же проступков она не только не влияет на квалификацию содеянного, но и нередко не может быть учтена даже при выборе меры принудительного воздействия на нарушителя.
Наказуемость преступлений и других правонарушений также характеризуется принципиальным отличием. Во-первых, если наказуемость преступления может быть реализована в течение довольно продолжительного времени, исчисляемого годами, то наказуемость административных проступков, например, утрачивает свое юридическое значение по истечении двух месяцев с момента совершения правонарушения. Во-вторых, последствием применения наказания за преступление является судимость, которая ни при каких условиях не может быть результатом других правонарушений, для которых характерно наступление наказанности лица, совершившего административное или дисциплинарное нарушение. В-третьих, судимость отличается дифференциацией ее сроков в зависимости от видов преступлений, следствием которых она является, в то время как административная наказанность проступков имеет унифицированный характер, не зависящий от категории административного правонарушения.
.3 Преступление и дисциплинарные правонарушения
Дисциплинарный проступок - это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину. Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.
Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью. Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей. Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.
Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом). В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.
Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.
Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия - это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего, учитывается материальный критерий - уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.
Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) неказанности и других вторичных признаках.
В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.
Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между этими правонарушениями разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Преступления общественно опасны, а проступки нет.
Итак, главное различие преступления и дисциплинарного проступка - общественная опасность деяния. Дополнительный признак - вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.
Общественная опасность - это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, способ, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных составов.
Сравнивая административные проступки с дисциплинарными, прежде всего следует сказать, что и те, и другие, как правило, не являются общественно опасными.
Что же касается формального признака - противоправности, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом. Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб - административным правом, а заключенных - уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.
Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин - работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.
К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, к административной ответственности - представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а к уголовной ответственности привлекают судебные органы.
Заключение
Действующее уголовное законодательство определяет преступление как совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное под угрозой наказания и характеризующееся признаками, предусмотренными УК РФ, в то время как современная теория уголовного права подразумевает под преступлением только акт внешнего поведения человека (деяние (поступок), совершенное путем как действия, так и бездействия, протекающее под контролем сознания и воли).
Признаки преступления нормативно закрепляются в действующем уголовном законодательстве и в некоторой степени уточняются посредством доктринального и судебного толкования. К основным признакам преступления относятся следующие: преступление является в первую очередь деянием (действием или бездействием), во-вторых, ему присуща общественная опасность. Также преступлением может считаться только виновно совершенное общественно опасное деяние (вина является обязательным субъективным свойством преступления). Наконец, признаком преступления является его уголовная противоправность, которая юридически выражает общественную опасность и виновность деяния.
Преступления необходимо отличать от административных, гражданских правонарушений, дисциплинарных проступков. Степень общественной опасности является главным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений. Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, является характер противоправности. Преступления сопровождаются жесткими мерами воздействия - уголовным наказанием с последующей судимостью. Наказание за административные, гражданские правонарушения, дисциплинарные проступки менее сурово.
Список использованных источников и литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 г.) // «Российская газета». № 7.21.01.2009
.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.13 г) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.11.13 г) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.11.13г) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
.О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 25.11.13г) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
.О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Указ Президента РФ от 12.07.2005 г. № 796 (ред. от.31.10.2009 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
.Афанасьева О.Р. Последствия преступления: понятие, сущность, признаки // «Российский следователь», 2013, № 8
.Борисов А.Б. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. - М., 2011.
.Винокуров В.Н. Предмет преступления: отличие от смежных понятий // «Журнал российского права», 2011, № 12
.Гаухман Л.Д., Максимов, С.В. Уголовное право России. Общая часть: учебник. М.: Омега-Л, 2010. - 334 с.
.Дуюнов В.К. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник. - М.: РИОР, 2009. - 664 с.
.Иногамова-Хегай Л.В., Комиссаров В.С., Рарог А.И. Российское уголовное право. Общая часть: учебник. М.: Проспект, 2009. - 528 с.
.Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 592 с.
.Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2011. - 1334 с.
.Малахова В.Ю., Стрюкова И.О., Лустова О.С. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник.- М.: Эксмо, 2011. - 752 с.
.Мицкевич А.Ф., Питецкий В.В. Уголовное право. Общая часть: учебник. - М.: Проспект, 2011. - 448 с.
18.Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Т. 1. Общая часть. М.: Юридическая литература, 2008. - 493 с.
.Павлухин А. Понятие уголовной противоправности // Закон и право. - 2008. - №9. - С. 35-39.
20.Пикалов И.А. Уголовное право: Общая часть: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2011. - 240 с.
.Ревин В.П. Уголовное право России. Общая часть: учебник. М.: Юстицинформ, 2010. - 496 с.
.Тарбагаев, А.Н. Уголовное право. Общая часть: учебник. - М.: Проспект, 2012. - 448 с.
.Ширяев А.Ю. Понятие «состав преступления»: сравнительно-исторический очерк // «Российский юридический журнал», 2011, № 5