Юридическое лицо как гражданско-правовая конструкция: теоретические и практические аспекты

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,93 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Юридическое лицо как гражданско-правовая конструкция: теоретические и практические аспекты

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Уральский институт коммерции и права

Кафедра: Гражданского, гражданско-процессуального и трудового права



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Гражданское право

на тему:

«Юридическое лицо как гражданско-правовая конструкция: теоретические и практические аспекты»


Студентки 3 курса полной формы обучения

заочного отделения набора 2012 года

Ханты-Мансийского филиала УИКиП

Заитдиновой Эльвины Ильдаровны





Ханты-Мансийск - 2014 г

Содержание

Введение

. Гражданско-правовой институт и категория юридического лица

.1Понятие, значение, сущность юридического лица

.2 Теоретически и практически значимое выражение гражданское правоотношение в юридических конструкциях

.3 Классификация юридических лиц

.4 Реорганизация и ликвидация юридического лица

. Основания дифференциации юридических лиц на отдельные виды и ее значение

.1 Хозяйственные товарищества и общества

.2 Производственные кооперативы (артели

.3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Заключение

Список литературы

юридическое лицо унитарный

Введение

Весь процесс формирования и развития понятия юридического лица в России можно условно разбить на три основных периода: складывание и теоретическое оформление понятия юридического лица в XIX - начале XX вв.; юридическое лицо в свете подходов советских цивилистов; взгляды современных российских ученых-юристов на понятие юридического лица.

Под юридическим лицом понимается субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Актуальность курсовой работы. Юридическое лицо является сегодня одним из элементов правовой и экономической системы государства. Юридические лица наряду с гражданами являются основными участниками гражданско-правовых имущественных отношений. Однако, несмотря на посвященные им многочисленные законодательные акты и даже традиционную для отечественного правопорядка кодификацию общих положений о юридических лицах, а также солидную научную разработку этой проблематики, как сама конструкция юридического лица, так и ее правовой статус до сих пор вызывают ряд серьезных практических проблем. Среди практикующих юристов зачастую можно обнаружить несколько пренебрежительное отношение к деятельности по созданию и реорганизации юридических лиц. Между тем в науке гражданского права наблюдается обратная тенденция: стремительно растет число публикаций, посвященных различным аспектам функционирования юридических лиц. В современном гражданском правопорядке России назрела необходимость в критическом анализе законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования.

Поэтому наиболее полезным, эффективным для юриспруденции является изучение отечественной правовой политики в названной сфере. Это подразумевает выявление существующих тенденций развития корпоративного права, поиск новых магистральных направлений в регулировании основополагающих вопросов деятельности юридических лиц. Закономерным итогом подобного подхода в исследуемой области следует признать анализ и развитие юридической техники права юридических лиц, то есть анализ приемов, методов и правовых конструкций, используемых в нормативных правовых актах.

Объект курсовой работы - правоотношения в области как частного права, а также публичного права в части, необходимой для отражения гражданско-правового характера конструкции юридического лица.

Предмет - конструкция и свойства правовой природы юридического лица, выступающего участником гражданско-правовых и правоотношений.

Целью курсовой работы будет является изучение конструкции юридического лица и его функционирования в современном мире.

В соответствии целью данной работы можно выделить следующие задачи:

) раскрыть понятие и виды юридического лица;

) показать теоретически и практически значимое выражение гражданское правоотношение в юридических конструкциях;

) рассмотреть реорганизацию и ликвидацию юридического лица;

) определить основания дифференциации юридических лиц на отдельные виды и ее значение.

Методологическую основу исследования использовал комплекс методов исследования, включающий метод теоретического уровня (междисциплинарный, анализ литературы по проблеме исследования).

Базовыми нормативно-правовыми актами являлись Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из семи параграфов, заключения и списка литературы.

1. Гражданско-правовой институт и категория юридического лица

.1 Понятие, значение, сущность юридического лица

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Так, уже во II-1 в. до н. э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву.

В Средние века представления о юридических лицах все еще испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить их к потребностям развивающегося хозяйства. В эту эпоху и особенно в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее практическое развитие. Торговый дом Фуггеров в Германии, генуэзский банк св. Георгия, английские и голлавдские Ост- и Вест-Индские компании - «в этих торговых предприятиях вырабатывалась техника коллективного ведения крупных дел» , а накопленный ими опыт регулирования отношений с участием юридических лиц сыграл впоследствии важную роль в создании гражданских и торговых кодексов XIX века.

Бурное развитие экономики середины - конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дернбург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института. В XX веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и отчасти повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.

Юридическое лицо - это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и, как правило, - счет в банке. Граждане вправе создавать юридические лица, участвовать в них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что коммерческие организации, кроме унитарных и казенных предприятий, а также иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ). Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ). Кроме особенностей, характерных для всех субъектов гражданского права (гл. 3 ГК РФ), правосубъектность юридических лиц, по ГК РФ, отличается и специфическими чертами. В т.ч.:

правоспособность юридического лица должна соответствовать целям, которые предусмотрены в его учредительных документах (в уставе, либо в учредительном договоре и уставе, либо только в учредительном договоре; в отношении некоммерческих организаций - в общих положениях об организациях данного вида - ст. 52);

отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо, согласно ст. 49 ГК РФ, может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); в настоящее время действует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

дееспособность юридического лица обычно особо не выделяется - она предполагается как юридическое качество его органов.

В этом и состоит смысл конструкции юридического лица - участника частно-правовых (гражданских) отношений.

Юридическая личность является вполне самостоятельной, независимой от личности создавших его лиц и не сводится к ней. Поэтому такой субъект выступает в обороте от своего собственного имени, а не от имени своих участников, и приобретенные им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его участникам. Этим, в свою очередь, предопределяется и необходимость возложения возможной ответственности по долгам этого субъекта на его имущество, а не на имущество его участников. На таких принципах создавались первые классические юридические лица - торговые компании. Впоследствии категория юридического лица получила гораздо более широкое распространение и стала использоваться законом по отношению ко всякой самостоятельной организации, допущенной государством к участию в имущественном обороте, в том числе даже и к некоторым органам самого государства - так называемым «юридическим лицам публичного права». Ведь создание юридического лица может преследовать не только цель получения прибыли на вложенное имущество, но и цель материального обеспечения управленческой, научно-образовательной, культурно-воспитательной, благотворительной или иной общественно полезной деятельности, не предполагающей получение прямых доходов от нее.

Масштабная реформа гражданского законодательства затрагивает самые разные стороны деятельности предпринимателей и их правового статуса, в том числе и на стадии регистрации юридического лица. 30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Помимо уточнения порядка работы налоговых органов и банков, закрепления уголовной ответственности за некоторые деяния в сфере валютных отношений и прочих «антиотмывочных» нововведений, поправки были внесены и в процедуру государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ).

. Закрепляется обязанность регистрирующего органа провести проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ данных до регистрации юридического лица, изменений в его уставе или иных изменений (ч. 3 ст. 51 ГК РФ).

Очевидно, что в большинстве случаев проверка достоверности сведений будет происходить в документальной, а не фактической форме, иначе налоговые органы просто не справятся с такой нагрузкой. Однако практика уже знает и случаи проверки достоверности представленных на регистрацию документов с выездом на место. К примеру, в Свердловской области налоговая отказала в регистрации смены места нахождения юридического лица по месту, указанному в договоре аренды. Курьезность ситуации заключается в том, что такое заключение было сделано потому, что на здании, в котором должна была располагаться фирма, не было вывески с ее названием. На основании этого налоговый орган сделал вывод о недостоверности указанной в представленных документах информации о месте нахождения юридического лица (решение АС Свердловской области от 21 апреля 2013 г. по делу № А60-3921/2013).

. Вводится презумпция полноты и достоверности сведений, занесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для использования их третьими лицами (ч. 2 ст. 51 ГК РФ). В действительности эта презумпция уже давно сложилась на практике и теперь просто получила законодательное закрепление. К примеру, при обращении в арбитражный суд выписка из ЕГРЮЛ является одним из документов, прилагаемых к исковому заявлению в обязательном порядке. При этом она должна быть получена не позднее чем за 30 дней до дня подачи иска (п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

.Регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей госрегистрации изменений устава юридического лица (абз. 1 ч. 4 ст. 51 ГК РФ). Пока законодатель не определил случаи, круг таких заинтересованных лиц, а также сроки и порядок их уведомления. Скорее всего, заинтересованными лицами будут признаны все учредители (участники) юридического лица, держатели реестров акционеров акционерных обществ и лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица. Логично, что заинтересованными лицами при процедуре регистрации изменений учредительных документов или сведений ЕГРЮЛ в отношении конкретного юридического лица являются также его кредиторы. Однако налоговые органы не могут знать о всех контрагентах юридического лица, обратившегося за такой госуслугой. Вместе с тем, к примеру, факт реорганизации юридического лица дает основания его кредиторам потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (ч. 2 ст. 60 ГК РФ). В связи с этим законодатель предусмотрел еще одну меру, обеспечивающую интересы третьих лиц. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ).

. Заинтересованные лица вправе направить в налоговую возражения относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ (абз. 2 ч. 4 ст. 51 ГК РФ). Такая мера позволит регистрирующему органу получить информацию, способную повлиять на вынесение решения о государственной регистрации - например, о рассмотрении дела в арбитражном суде о признании недействительным собрания акционеров, на котором было принято решение о реорганизации.

. Поправки заострили внимание и на ответственности за убытки, причиненные регистрирующим органом вследствие нарушения процедуры регистрации. В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГК РФ такие убытки должны быть возмещены за счет федерального бюджета.

Отметим, что с 4 июля 2013 года вступили в силу новые формы и требования к оформлению документов для государственной регистрации юридических лиц (приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»). Эти нововведения также существенно повлияли на процедуру государственной регистрации предпринимателей - к примеру, теперь при учреждении организации несколькими лицами требуется нотариальное заверение подписи каждого из них, тогда как раньше все полномочия по оформлению документов можно было поручить одному из учредителей (абз. 4 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (утв. приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@).

.2 Теоретически и практически значимое выражение гражданское правоотношение в юридических конструкциях

Дело не только в том, что в гражданском праве кроме обычно выделяемых элементов (субъективные права и обязанности, субъект, объект) оказывается еще целый ряд других элементов, касающихся тех или иных правоотношений (разнообразные гарантии, меры защиты и ответственности и др.). Главное здесь заключается в том, что в зависимости от специфики регулируемых отношений, искусства законодательства и требований практики (деловой и юридической) основания возникновения прав и обязанностей, гарантии различных разновидностей ответственности выстраиваются в особые построения (модели), которые по мере развития, совершенствования гражданского права становятся типизированными соединениями особых прав и обязанностей, всех других элементов, с которыми связано существование и функционирование правоотношения. Это и есть юридические конструкции, которые представляют собой особые соединения гражданских субъективных прав и обязанностей той или иной разновидности, оснований их возникновения, гарантий, мер защиты, других санкций и элементов, обеспечивающих необходимое и рациональное регулирование данной разновидности отношений, входящих в предмет гражданского права, и достижение фактической реализации прав и обязанностей.

Такими юридическими конструкциями являются, например, упомянутые ранее «вещные права», «диспозитивные нормы», «солидарная ответственность», «субсидиарная ответственность», «регрессное обязательство» и др. По своему содержанию отдельные разновидности вещного, обязательственного, наследственного права (виды вещных прав, виды договоров, обязательств) являются разнообразными гражданско-правовыми конструкциями. Это, например, сервитуты, финансовая аренда (лизинг), безвозмездное пользование и т.д.

Юридические конструкции (отработанные на практике и в науке) отличаются точностью, четкостью и одновариантностью характерных для них соотношений, и в этом смысле - математической строгостью, что придает и самому гражданскому праву черты образования математического уровня.

Значение юридических конструкций заключается в том, что они:

в максимальной степени обеспечивают определенность гражданского права - важнейшее достоинство юридического регулирования;

позволяют целенаправленно и строго юридически совершенствовать гражданское право, воплощать в содержании юридических конструкций (а отсюда и во всей отрасли права) силу опыта и разума.

Ключом к наиболее полному и точному пониманию гражданского права в процессе его изучения является безукоризненно точное и достаточно полное усвоение его юридических конструкций, предусмотренных гражданским законодательством и применяемых на практике. Исходной основой такого усвоения является римское частное право, которое как раз достигло своего рода логической вершины в отработке многих юридических конструкций во всех областях гражданского права, сохранивших свою значимость (в ряде случаев - непревзойденную) до настоящего времени.

Можно предположить, что дальнейшее развитие науки гражданского права (цивилистики), наряду с другими направлениями, пойдет по пути совершенствования юридических конструкций и, при необходимости, углубленной и целенаправленной «конструкторской работы"» (в точном значении этих слов), обеспечивающей действенность гражданского права в условиях развивающихся общественных отношений.

.3 Классификация юридических лиц

Конструкция юридического лица весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридические лица одна из основных групп участников развитого товарного оборота. Их появление, функционирование и развитие определенных господствующих в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой результатов (управления) экономической деятельностью - рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные разновидности.

Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики.

В ее составе сохраняются поэтому преобладание в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также многие другие (некоммерческие) организации - несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними, развиваются, занимая господствующее место, обычная для рыночной экономики субъекты, акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества.

Названные обстоятельства обуславливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например, их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.

Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение.

Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Тем самым препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов типа разного рода «центров», «фирм» и т.п.

Во-вторых, классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, «малые предприятия», подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а «совместные предприятия» (с иностранным участием) - лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же «малые» и «совместные» предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.

В действующем гражданском законодательстве все юридические лица, в зависимости от характера деятельности, разделяются, прежде всего, на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Полученная прибыль распределяется между участниками (учредителями). Эти хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Это, так называемые профессиональные участники оборота.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие, прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п. 3 ст. 50 ГК РФ), (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать двум условиям:

Служить достижению поставленных перед организацией целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять издательскую деятельность, но не вправе осуществлять торгово-посредническую деятельность).

Кроме того, полученную прибыль не может распределять между своим участниками (учредителями), а должна направить на достижение установленных для нее учредителями целями.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридические лица на имущество, закон разделяет все юридические лица на 3 группы:

В первую группу входят юридические лица - собственники. На имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования. К ним относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий - не собственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК РФ) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица - не собственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право (дочерние унитарные предприятия) (п.2 ст. 48 ГК РФ). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и является следствием переходного характера отечественной экономики.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) - общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Различия в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающийся на его долю (при ликвидации - части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица, при его ликвидации, либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

.4 Реорганизация и ликвидация юридического лица

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в пяти формах:

слияние;

присоединение;

разделение;

выделение;

преобразование.

Реорганизация в одной из этих форм может быть осуществлена по решению учредителей (участников) юридического лица или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация в форме разделения или выделения может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда, а в формах слияния, присоединения или преобразования - с согласия уполномоченных государственных органов (ст. 57 ГК РФ; в п. 2 этой статьи рассматриваются технико-юридические вопросы, связанные с указанным ранее государственным решением).

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. ГК РФ в ст. 58 и 59 предусматривает решение вопросов правопреемства при реорганизации юридического лица, при котором в зависимости от формы реорганизации применяются разделительные балансы или передаточные акты. Указанные документы утверждаются учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации и внесения соответствующих изменений в единый реестр.Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизованного юридического лица. Последние вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков. При невозможности определения правопреемника вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по указанным обязательствам (ст. 60 ГК РФ). Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства. Ликвидация осуществляется путем (ст. 61 ГК РФ):

решения его учредителей (участников) или уполномоченного его органа, в том числе с достижением цели, ради которой оно создано;

решения суда в случае грубых неоднократных нарушений закона при его создании и функционировании, если эти нарушения носят неустранимый характер, в том числе при осуществлении регламентированной деятельности без лицензии; в случае систематического осуществления некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в случае признания банкротом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Как и в отношении граждан-предпринимателей (индивидуальных предпринимателей), ГК РФ предусматривает возможность признания судом юридического лица несостоятельным, т.е. банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Такое признание влечет за собой ликвидацию юридического лица. Действующее законодательство не распространяет указанное правило на казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Кроме того, признание государственной корпорации, государственной компании несостоятельными допускается только в соответствии со специальным федеральным законом, равно как и в отношении фонда подобным законом может быть исключена возможность банкротства фонда. Все эти вопросы, а также многие другие вопросы о признании юридического лица несостоятельным, в т.ч. процедуры по оздоровлению экономического и финансового положения организации, назначении «внешнего управляющего», другие процедурные проблемы детально отрегулированы в законах о несостоятельности (банкротстве). В настоящее время в России на основе положений ГК РФ действуют федеральные законы: от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

2. Основания дифференциации юридических лиц на отдельные виды и ее значение

Виды юридических лиц - это подразделения всей системы юридических лиц - основные группы организаций, отражающих состояние и направления экономико-социальной и духовной жизни общества, участие граждан в различных объединениях, имеющих гражданскую правосубъектность.

В настоящее время главное подразделение юридических лиц в России отражает вхождение российского общества в товарно-рыночные отношения (во многом - на стадии первоначального накопления).

В соответствии с этим доминирующее подразделение юридических лиц приобрели коммерческие организации (ст. 66-115 ГК РФ) - организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они включают три основные разновидности:

хозяйственные товарищества и общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Все остальные организации, наделяемые гражданской правосубъектностью (кроме публичных образований), приобрели в гражданском законодательстве название некоммерческих, т.е. организаций, не имеющих в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющих свою прибыль (доходы) между членами и участниками организации (рисунок 1).

Это деление во многом носит формально-юридический характер. Перечень некоммерческих организаций охватывает организации различного профиля (политические, профсоюзные, кооперативные, религиозные, спортивные, «по интересам граждан» и др.).


























Рисунок 1 - Классификация юридических лиц

Они призваны занять должное место среди юридических лиц по своим позитивным характеристикам не только потому, что их место и роль в общественной жизни по мере развития гражданского общества имеет тенденцию к возрастанию, но и потому, что их правосубъектность приобретает особые черты (и при защите статуса и имущественного положения организации, и при реализации таких институтов гражданского права, как интеллектуальная собственность, личных неимущественных прав, и др.).

.1 Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственные товарищества и общества - это основная разновидность коммерческих организаций с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом, принадлежащим товариществу или обществу на праве собственности (ст. 66 ГК РФ).

В число хозяйственных обществ и товариществ входят:

полное товарищество;

товарищество на вере;

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

акционерное общество.

Каждое из указанных обществ может быть учреждено и состоять из одного лица - субъекта гражданского права. ГК РФ определяет, в каких разновидностях товариществ и обществ, и в каком качестве могут участвовать отдельные субъекты, в том числе - индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Так, государственные и муниципальные органы не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть разнообразное имущество - деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку. Многие положения о хозяйственных товариществах и обществах, закрепленные в ГК РФ и в особых законах, относятся к детализации особенностей и практической деятельности отдельных коммерческих организаций, в том числе к правам и обязанностям их участников, преобразований товариществ и обществ и т.д.; они в каждом случае требуют специальной проработки с учетом точного текста ГК РФ и особых законов, учредительных документов.

Полное товарищество - это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Среди норм, установленных в ГК РФ в отношении полного товарищества (ст. 69-81), существенное значение имеют, в частности, следующие:

управление деятельностью товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник товарищества вправе действовать от имени товарищества, если договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам;

участник товарищества не вправе без согласия остальных участников совершать от своего имени и в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества;

прибыль и убытки товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не установлено учредительным договором или иным соглашением участников;

участник товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе в товариществе (не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товарищества).

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полные товарищи), имеется один или несколько участников - вкладчиков. Эти вкладчики (коммандитисты) несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов, и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (ст. 82 ГК РФ).

Согласно ГК РФ, лицо может быть полным товарищем только в одном коммандитном товариществе. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами (руководствуясь в основном нормами о полном товариществе). Вкладчики же вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества, выступать от его имени не иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. ГК РФ устанавливает права вкладчиков - коммандитистов, главное из которых - это получение части прибыли товарищества, причитающейся на их долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором. При ликвидации товарищества вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение своих вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Общество с ограниченной ответственностью - это общество, уставный капитал которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по обязательствам общества - они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Среди норм, установленных в ГК РФ (ст. 87-90) и специальным Федеральным законом от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в отношении общества с ограниченной ответственностью существенное значение имеют, в частности, следующие:

учредительным документом общества является устав;

число участников общества не должно превышать предела, установленного законом; в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а затем (при отсутствии преобразования) - ликвидации в судебном порядке. Общество с ограниченной ответственностью не вправе иметь в качестве единственного участника другое общество, состоящее из одного лица;

уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

В ГК РФ и специальном законе установлены правила, связанные с уменьшением и увеличением уставного капитала;

высшим органом общества является общее собрание; в обществе также создаются исполнительный орган - коллегиальный и (или) единоличный, подотчетные общему собранию;

общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. Оно вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив;

единственный участник общества не вправе выйти из общества.

Общество с дополнительной ответственностью - это общество, уставный капитал которого разделен на доли, а участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ).

При банкротстве одного из участников общества его ответственность по обязательствам общества распределяется между другими участниками пропорционально их вкладам. При регулировании отношений, связанных с данным обществом, применяются нормы, установленные для общества с ограниченной ответственностью.

правовое положение акционерных обществ и связанных с ним отношений регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995г., а также учредительными документами (уставом для каждого общества);

акционерные общества подразделяются на два вида:

открытые - общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров;

закрытые - общества, акции которых распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Акционеры этой разновидности акционерных обществ имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число участников закрытого общества не должно превышать предела, установленного законом; в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а затем (при отсутствии преобразования) - ликвидации в судебном порядке;

акционерное общество не вправе иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом;

имущество, внесенное в качестве вклада акционерами при учреждении общества или вступлении в него, образует капитал общества, имеющий неделимый (до ликвидации общества) характер. Более того, как это определено высшими судебными инстанциями России (совместным постановлением Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8), "условия учредительного договора, предусматривающего право учредителя (участника изъять внесенное им в качестве вклада) имущество в натуре при выходе из хозяйственного общества, должны признаваться недействительными";

уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Он определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. В ГК РФ и специальном законе установлены детализированные правила, посвященные порядку и пределам уменьшения и увеличения уставного капитала

управление акционерным обществом осуществляется по правилам, по ряду пунктов близких к нормам, регулирующим отношения представительной демократии (как политического института) вообще. Органами управления обществом являются: общее собрание, совет директоров, коллегиальный или (и) единоличный исполнительный орган - директор, генеральный директор. В ГК РФ и в законе в отношении ряда органов управления установлена исключительная компетенция;

акционерное общество может быть ликвидировано или реорганизовано добровольно. Оно вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом. (О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».)

В ряде стран в условиях развитого капитализма, прежде всего в США, акционерные общества заняли доминирующее положение среди субъектов хозяйственной деятельности. Это в известной мере повлияло на состояние всего общества, когда возникли олигархические тенденции и корпоративные отношения стали возвышаться над статусом личности и одновременно легализовались и расширились спекулятивные операции с акциями.

В российских условиях акционерные общества (опирающиеся на образцы некоторых стран - таких, как США), хотя и принесли некоторые положительные результаты в развитии рыночных отношений, характерные для стадии первоначального накопления капитала, не реализовали в сколько бы значительной мере те надежды, которые на них возлагались, а напротив, повлекли за собой некоторые негативные явления в экономике и социальной жизни. Во многих случаях они стали источником обогащения ряда предпринимателей, связанных с властью (олигархов), способом дележа и передела собственности, создания иллюзии о будто бы уже состоявшемся господстве в России рыночных отношений. Многие факты говорят не только о необходимости совершенствования правового регулирования акционерных отношений, но и о необходимости использования более широкого арсенала средств приватизации, разгосударствления и активизации хозяйственной деятельности, особенно в области малого и среднего предпринимательства.

.2 Производственные кооперативы (артели)

Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК РФ).

Среди норм, установленных в ГК РФ (ст. 107-112) и в специальном Федеральном законе от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в отношении производственных кооперативов - артелей, существенное значение имеют, в частности, следующие:

предметом деятельности кооперативов данной разновидности (артелей) являются производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, оказание услуг, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг;

артели действуют на основе ГК РФ, а также других законов и учредительных документов (уставов), в которых может быть предусмотрено участие в производственном кооперативе юридических лиц. В основе их деятельности - членство. Имущество, находящееся в собственности, делится на паи его членов (часть имущества по уставу составляет неделимый фонд, используемый на цели, определяемые уставом). Члены кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом;

управление кооперативом осуществляют члены кооператива - общее собрание (высший орган), наблюдательный совет (в кооперативах с числом членов более 50), правление и (или) его председатель;

член артели вправе по своему усмотрению выйти из кооператива. В этом случае ему по окончании финансового года должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, предусмотренные уставом;

обращение взыскания на пай члена кооператива по его собственным долгам допускается лишь при недостатке у него иного его имущества и в порядке, предусмотренном законом и уставом кооператива. Взыскание при этом не может быть обращено на неделимые фонды кооператива;

производственный кооператив по единогласному решению его членов может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество.

2.3 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, осуществляющая производственную, иную хозяйственную деятельность в качестве государственного или муниципального предприятия и наделенная в отношении закрепленного за ней собственником имущества правом хозяйственного ведения или (казенное предприятие) правом оперативного управления (ст. 113 ГК РФ). Среди норм, установленных в отношении унитарных предприятий в ГК РФ (ст. 113-115) и в специальном Федеральном законе <garantF1://12028965.0> от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», существенное значение имеют, в частности, следующие:

унитарные предприятия действуют на основании норм ГК РФ (как это записано и в Законе от 14 ноября 2002г.), а также - учредительных документов (уставов). В соответствии с этим их правовое положение в принципе такое же, как и положение иных субъектов гражданского права, юридических лиц. Вместе с тем ГК РФ и законом введен ряд ограничений, в т.ч. при совершении сделок, которые не позволяют им в полной мере участвовать в товарно-рыночных отношениях;

в форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Руководитель предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен;

имущество государственного или муниципального унитарного предприятия (в последующем - "предприятия") находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, позволяющим (при строгом, в соответствии с ГК РФ, определении их содержания) участвовать предприятию в гражданском обороте. Это имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. В то же время предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; но оно не несет ответственности по обязательствам собственника имущества;

Министерством экономического развития и торговли РФ утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения (Приказ № 205 от 25 августа 2005г.).

ГК РФ и Закон различают два основных вида унитарных предприятий:

предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

предприятие, основанное на праве оперативного управления - казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ).

Некоммерческие организации - это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль (доходы) между членами и участниками организации.

Существенная черта данного вида юридических лиц, предусмотренных ГК РФ и специальным Федеральным законом РФ от 12 января 1996г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", заключается в том, что в отличие от коммерческих организаций, их деятельность не охватывается целиком (или даже в основном, преимущественно) гражданским правом. Вместе с тем эта деятельность с точки зрения статуса организаций, ее защиты, ряда сторон функционирования затрагивает не только стандартные гражданские право отношения - вещные и обязательственные, но и напрямую связана со специфическими гражданско-правовыми категориями и конструкциями (интеллектуальной собственностью, личными неимущественными правами и др.). ГК РФ закрепляет следующие основные виды некоммерческих организаций:

потребительский кооператив;

общественные и религиозные организации (объединения);

фонды;

учреждения.

Кроме того, в ГК РФ особо выделены - объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), а в иных федеральных законах - автономные некоммерческие организации, государственные корпорации и т.д.

Публичные образования (Российская Федерация - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), их структурные подразделения, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществление ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву. Российская Федерация - государство (в составе всех своих подразделений), отличающееся суверенностью, целостностью и призванное осуществлять функции публично-правового характера - организованность, безопасность, обороноспособность страны, устойчивое и восходящее развитие всего общества. Субъекты РФ - политические образования, имеющие в пределах Конституции свойства суверенности. Публично-правовой самостоятельностью отличаются и муниципальные образования - города, сельские поселения и др., являющиеся органами местного самоуправления. Все эти публичные образования, выполняющие государственные и иные публичные функции, имеют также и гражданскую правосубъектность. Все они (в т.ч. - образующие его учреждения, другие управленческие подразделения) в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, не охватываемых регулированием конституционным, административным правом, другими отраслями, обладают также гражданско-правовым статусом, соответствующим статусу юридического лица, если иное не вытекает из закона и особенностей данного субъекта (ст. 124 ГК РФ). В т.ч. могут своими действиями и от имени соответствующего публичного образования приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, возлагать на себя и исполнять гражданско-правовые обязанности, выступать в суде и др.

Органами, практически осуществляющими гражданскую правосубъектность от имени всего государства (Российской Федерации) и субъектов РФ, являются в рамках их компетенции Правительство, его органы; по имущественным вопросам - главным образом финансовые органы, охватываемые понятием «казна».

Казну (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) образуют средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

В соответствии со ст. 126 ГК РФ, все три подразделения публичных образований (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), выступающие в качестве казны, не отвечают по обязательствам друг друга и по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, когда один в отношении другого принял в установленном порядке гарантию (поручительство).

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства определяется в соответствии с нормами международного частного права законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).

Заключение

Подведем итоги: в курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические аспекты института юридических лиц. Юридическое лицо - особая правовая конструкция, подразумевающая субъект права имеющий обособленное имущество, участвующий в гражданском обороте, отвечающий по своим обязательствам своим имуществом.

Конструкция юридического лица весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Их появление, функционирование и развитие определенных господствующих в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой результатов (управления) экономической деятельностью - рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные разновидности.

Рассмотрение правовой конструкции юридического лица в контексте исторических событий позволяет утверждать, что уровень ее проработанности и широта распространения соответствующих юридических лиц отражает роль государства в экономике, модель отношений публичных образований и созданных ими организаций, степень прямого влияния органов исполнительной власти на деятельность участников гражданского оборота.

Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики. В ее составе сохраняются поэтому преобладание в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также многие другие (некоммерческие) организации - несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними, развиваются, занимая господствующее место, обычная для рыночной экономики субъекты, акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества. Названные обстоятельства обуславливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например, их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества. Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение. Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Тем самым препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов типа разного рода «центров», «фирм» и т.п. Во-вторых, классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

В зависимости от главной цели деятельности, получение прибыли или иные цели, юридические лица классифицируются на коммерческие и некоммерческие юридические лица. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Полученная прибыль распределяется между участниками (учредителями). Эти хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Это, так называемые профессиональные участники оборота. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п.3 ст. 50 ГК РФ), (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства).

Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать двум условиям:

служить достижению поставленных перед организацией целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять издательскую деятельность, но не вправе осуществлять торгово-посредническую деятельность);

кроме того, полученную прибыль не может распределять между своим участниками (учредителями), а должна направить на достижение установленных для нее учредителями целями.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ)// «Российская газета», № 7, 21.01.2009, «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, №4, ст.445, «Парламентская газета», № 4, 23-29.01.2009, «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014, № 9, ст. 851.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 №99-ФЗ)// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301, «Российская газета», №238-239, 08.12.1994

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 224-ФЗ)//«Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410, «Российская газета», № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996, № 27, 10.02.1996.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.11.2001 № 146-ФЗ. Часть третья (в ред. от 05.05.2014 № 124-ФЗ) // «Парламентская газета», № 224, 28.11.2001, «Российская газета», № 233, 28.11.2001, «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, № 49, ст. 4552.

Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 12.03.2014 №33-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190, "Парламентская газета», № 209-210, 02.11.2002, «Российская газета», № 209-210, 02.11.2002.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (в ред. от 21.07.2014)

Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 04.10.2014 № 289-ФЗ)

Федеральный закон РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 05.05.2014 №99-ФЗ) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. 21.07.2014 №236-ФЗ)// «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 145, «Российская газета», № 14, 24.01.1996.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 №255-ФЗ)// «Российская газета», № 97, 06.05.2011, «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, № 19, ст. 2716, «Парламентская газета», № 23, 13-19.05.2011.

Федеральный закон от 8 февраля 1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 05.05.2014 № 129-ФЗ)// «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 785, «Российская газета», № 30, 17.02.1998.

Федеральный закон от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 21.07.2014 № 218-ФЗ)// «Российская газета», № 248, 29.12.1995, «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 1.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 21.07.2014 №241-ФЗ) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»// «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001, «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431, «Парламентская газета», № 152-153, 14.08.2001.

Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 №19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (в ред. 16.05.2014 № 28)

Постановление ФАС ВСО от 26 февраля 2009 г. № А74-2856/2007-Ф02-569/2009

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»

Приказ ФНС России от 25 января 2012г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»

Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 № 205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2005 № 7041)


Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. Гражданское право: учебник (под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Проспект», 2011.

Гражданское право. В 2 ч. Ч. 1. Под ред. Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. М.: 2012. - 543 с.

Гражданское право. В 3-х т. Т.1-2. Под общ. ред. Степанова С.А. М.: 2011; Т.1 - 640с., Т.2 - 712с.

Гражданское право. ред. Рассолов М.М., Алексий П.В., Кузбагаров А.Н. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010 - 911 с.

Закуракина О. В. Формирование и развитие теорий юридического лица в России [Текст] / О. В. Закуракина // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 3-7.

Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / В.В. Андропов, К.П. Беляев, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011

Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2009

Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике: Сборник статей, посвященный 70-летию С.А. Хохлова / С.С. Алексеев, В.С. Белых, В.В. Витрянский и др.; под ред. С.С. Алексеева. М.: Статут, 2011

Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Статут, 2010. Т. 1: Общая часть.

Сойфер Т.В. Право собственности некоммерческих организаций: некоторые особенности режима // Адвокат. 2012. № 2

Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. - М.: Статут, 2000. С. 29.

Шевчук Д.А. Гражданское право. М.: Эксмо, 2009. - 386 с.

Яворская Ю.В. Юридические лица: законодательные новации теории и судебной практики в современной России // Российский судья. 2010.

Похожие работы на - Юридическое лицо как гражданско-правовая конструкция: теоретические и практические аспекты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!