Формирование национального сознания у школьников в педагогическом процессе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,7 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование национального сознания у школьников в педагогическом процессе

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной школы должен стать принцип диалектического единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной самоизоляции, равно как и идея национального превосходства, неизбежно ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям.

Культура народа располагает разнообразными формами своего сохранения и выражения, а также признаками национальной принадлежности (язык, история, литература, музыка и т.п.). Существует и такой источник сохранения, как фольклор, аккумулирующий вкусы, склонности, интересы народа; его мировоззренческие, нравственно-эстетические, исторические, философские, художествено-эстетические взгляды. В фольклоре отражены представления народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания.

Национальное воспитание является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна. В ее решение внесли вклад представители различных наук. Так, многие вопросы теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего поколения нашли рассмотрение в трудах Я. Гогебашвили, М.Е. Евсевьева, Я.А. Каменского, К. Насыри, К.Д. Ушинского. В социально-философском и историческом плане проблема национального воспитания, ее место и роль в теории и практике национальных отношений, получила методологическо-теоретическое обоснование и разработку в коллективных трудах и монографиях Р.Г.Абдулатипова, Ф.С.Бабейко, Р.К.Грдзелидзе,

А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижева, И.И.Серовой, которые освещают различные теоретические и социологические аспекты этой проблемы, рассматривают спектр по формированию национального и межнационального сознания, убеждения и поведения, по совершенствованию методов и форм.

Психологические труды Б.Г. Ананьева. Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, помогают уяснить механизм взаимодействия исторических, социально-экономических, этнокультурных и духовно-идеологических факторов, регулирующих отношения людей разных национальностей, выявить ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп в регионах.

Важнейшая задача современной педагогики - умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально.

Актуальность проблемы определяется возросшими требованиями к самосовершенствованию, саморазвитию личности, ее эстетической культуры; необходимостью наибольшего использования национально-особенного в культурном достоянии народа, в целях овладения личностью богатством общечеловеческой культуры.

Объект исследования: национальное воспитание в школе.

Предмет исследования: национальное воспитание младших школьников.

Цель исследования: изучить содержание и методику национального воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования основана на положении, согласно которому национальное воспитание в педагогической практике будет наиболее успешным, если:

сформировать установку на овладение учащимися традиций национальной культуры;

разработать методику национального воспитания в начальной школе с учетом ее психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей;

дополнить содержание образования современной школы народными традициями взаимодействия, определить возможности введения национальной культуры в учебно-воспитательный процесс школы.

В соответствии с поставленной целью, объектом, гипотезой и предметом исследования были определены следующие задачи:

раскрыть сущность и структуру национального воспитания школьников;

выявить специфику национального воспитания младших школьников, его содержательные и методические аспекты;

экспериментально изучить содержание и методику национального воспитания младших школьников.

Опытно-экспериментальной базой явился 1 класс Демидовской ВПК

Методами исследования являются: беседа, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ планов воспитательной работы, методика опорных ситуаций, метод изучения творческих работ.

Структура курсовой работы: работа состоим из введения, 2-х глав, теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Возрождение национально-культурной основы образования

В 20 веке мировая школа многие десятилетия развивалась по пути унификации на базе европейско-американского образца. Уравнивание, единообразие привело к утрате большого количества редких языков, к потере национальных элементов. Эти процессы разрушали этническую среду. Они воспитывали безличностных космополитов с пониженной нравственностью и ответственностью, способствовали распространению шаблонной культуры. В конце 80-х годов в мировом социокультурном процессе произошёл так называемый всемирный всплеск этнического возрождения. Он проявился в том числе и в обостренном внимании к национальным школам, в создании национально-региональных систем образования. Человечество осознало, что национальная школа - это не благое пожелание и не «заповедник этноса», а необходимое средство включения юношества в мир общечеловеческих ценностей.

Выход из создавшегося положения в подлинном национально-культурном возрождении Беларуси. Его, по мнению белорусского философа Владимира Конана, необходимо рассматривать как закономерное явление в историческом развитии народа, когда после продолжительного периода застоя и национального нигилизма остро проявилась потребность в ускорении экономических, социально-политических и культурных процессов к более высоким формам общественного бытия и национального самосознания. Особая роль здесь принадлежит образованию и воспитанию. Именно школа может и должна выступать ведущим средством национально-культурного возрождения. А это возможно только в том случае, если она станет действительно национальной.

В качестве национальных следует рассматривать учебные заведения, которые содействуют экономическому и культурно-духовному развитию нации, приобщают детей и подростков к родным этнокультурным традициям, воспитывают новые поколения носителями и творческими продолжателями этноса на основе высокого национального самосознания, полноценного освоения языка и культуры своего народа. Одновременно они обеспечивают и приобщение учащихся к мировой культуре, общечеловеческим ценностям, дают молодёжи знания на уровне мировых стандартов, помогают ей стать специалистами, конкурентоспособными на мировом рынке труда, интеллекта и капиталов.

Предметы в белорусской национальной школе необходимо преподавать с учетом национальной и региональной специфики. Кроме того. Воспитательную работу следует ориентировать на формирование лучших черт национального характера, подъём уровня национального самосознания личности. Важно учить молодёжь уважительному отношению к другим народам и культурам, воспитывать чувства как патриотизма, преданности Родине, так и интернационализма.

Мир человеческих чувств и переживаний, выражающих отношения близких людей, передаётся в звуках, ритмике и мелодике родной речи, присутствует в музыке, художественных произведениях, в архитектуре, предметах домашнего обихода. Национальная школа призвана открыть детям этот мир, строить свою деятельность на его богатствах. Особые усилия необходимо приложить для оживления и распространения белорусского языка.

Важно научиться перенимать мировой опыт таким образом, чтобы не нанести урона национальным ценностям. Каждая национальная культура уникальна, сила человечества в многообразии культур, и поэтому ко всем заимствованиям необходимо подходить критически, т.е. уметь отбирать то, что способствует развитию национально-культурного наследия. [2, с. 154-157]

Рост национального самосознания в нашей республике привел в последние годы к возрождению национальной идеологии, культуры, языка, традиций, символики. Приоритетными для белорусов стали такие ценности, как белорусская государственность, культура, история белорусского этноса, национальные традиции, обычаи, общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека. В этих условиях главной целью современной образовательной системы Республики Беларусь является формирование персональной системы социально значимых ценностей каждого человека и общества в целом.[7, с. 79]

.2 Понятие национального сознания младших школьников

Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской».

Национальное воспитание лежит в основе такой науки как этнопедагогика.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.

Я.А. Коменский свою просветительскую деятельность начал как собиратель произведений устного творчества чешского народа, как исследователь его традиций и обычаев. Первый труд, задуманный им, - это «Сокровищница чешского языка», в которой он мечтал собрать все - отточенные граниты слов, жемчужины поговорок, тонкие созвучия выражений и оборотов речи.

Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы в форме народной педагогики, как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. Песталоцци все время аппелирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа.

Народную педагогику К.Д.Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в школе. Народная педагогика - не наука, но предмет науки этнопедагогики.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем - как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой - народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а) общностью исторических условий развития разных народов;

б) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.

Эта общность проявляется в представлениях народа. Например, в представлении о единстве трудящихся. Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и поговорки разных народов, призывающие трудящихся к объединению своих усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.

Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию.

Итак, этнопедагогика изучает:

) основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);

) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);

) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);

) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, поверь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).

Внутри каждой из названных тем - большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры. Например, уход за ребенком - одно из первых педагогических понятий народа. Он включал в себя кормление, пеленание, одевание, купание, лечение, прогулки и т.п. Много веков тому назад народ уже не только представлял эти элементы отдельно, но и связывал с ними отдельных лиц: кормилица, кормилец, няня и т.п. У каждого лица были вполне определенные обязанности. Если кормилицы были из среды простонародья, то кормильцами становились только наиболее знатные бояре и брали их только в княжеские семьи. В крестьянских семьях лучшими няньками оказывались бабушки, старшие сестры и братья.

Безграничный простор для исследования представляет и слово как фактор воспитания. Материнский язык - основа основ развивающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа. Новые исторические условия выдвигают много новых вопросов, требуют иных решений старых проблем. Сложно взаимодействие воспитания и религии. Это еще одна обширная область этнопедагогических исследований.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям как естественным воспитателям. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.

Национальное самосознание как результат осуществления гражданского воспитания

Белорусская нация представляет собой уникальное явление в том смысле, что в мире нет такой нации, представители которой так безразлично относились к своему прошлому. Уровень национального самосознания белорусов очень низкий. Судьба Беларуси как самостоятельного государства зависит во многом от уровня сформированности у нашего народа национального самосознания. Таким образом, воспитание национального самосознания подрастающего поколения - проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития.

Объективно сложилось так, что на протяжении многих лет отсутствовала возможность научного исследования сущности и значимости проблемы белорусской национальной идеи, воспитания национального самосознания белорусов. Национальное самосознание не является наследственностью и не дается ребенку при рождении, а требует от каждого человека напряженной работы мозга и души, научного подхода к его формированию у детей.

Под национальным самосознанием личности обычно понимают осмысление ею своей принадлежности к определенному этносу, своего места и роли в этом обществе, уважение родного языка, национальных традиций, обычаев, обрядов.

Воспитание гражданина - одна из важнейших задач деятельности учреждения образования. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, необходимо сосредоточить усилия, прежде всего на формировании целостного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности. Хорошего гражданина можно определить по тому, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции и по его вкладу в благополучие государства. Хорошему человеку присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и совершенству в рамках закона. Следовательно, хороший гражданин - это законопослушный, патриотически-настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе. Сегодня важно уточнить критерии и признаки, на которые надо ориентироваться, чтобы избежать крайностей и не повторять ошибок прошлого: подлинный гражданин не только хороший человек и законопослушный член общества, но и самостоятельная личность, имеющая адекватное представление о целостной картине мира, осознающая свое особое предназначение в нем. Понятие «гражданственность» может стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. По определению, «гражданственность» - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях к деятельности человека при выполнении им основных специально-ролевых функций - защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности ориентациям и на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений. [6, c. 39]

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Реализация цели гражданского воспитания зависит от решения конкретных задач, основными из которых являются:

Развитие и поддержание заложенного в каждом человеке естественного чувства любви к своей земле, историческим корням и Родине в целом на основе осознания самоценности общества, членом которого он является;

Формирование у учащихся основ мировоззренческих представлений об обществе и человеке, знакомство с основами правовых и экономических знаний, политико-правовой и экологической культуры, а также морально-этическими традициями общества;

Содействие реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности национальной и мировой культуры;

Формирование у подрастающего гражданина активной жизненной позиции, спосубствующей его интеграции в современное общество и участию в совершенствовании последнего;

Цели гражданского воспитания реализуются в целом педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациям. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, осознания и осмысления фактов и событий.

Гражданское воспитание подрастающей личности становится актуальной проблемой. Концепция гражданского воспитания в Республике Беларусь базируется на основополагающих принципах всеобщей Декларации прав человека.

Главной особенностью педагогической деятельности является единство процесса обучения и воспитания, развивающий и воспитывающий характер содержания основных предметов, в которых наиболее полно представлены богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные идеалы и ценности. Цель гражданского воспитания - сформировать сознательного гражданина, у которого личностные качества и черты характера, поступки и поведение будут направлены на саморазвитие, самосовершенствование и будут согласовываться с интересами других граждан и общества в целом.[3, c. 295]

В общей системе воспитательной работы особая роль принадлежит гражданско-патриотическому воспитанию.

Воспитание подрастающего поколения требует сегодня от педагога решения ряда задач:

Воспитание у детей любви к Отечеству, чувства интернационализма, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина, патриота Беларуси;

Формирование уважения к национальному населению, традициям, культуре народа Беларуси;

Разъяснение конституции Республики Беларусь, обеспечивающей демократию и гражданское согласие, свободное и достойное развитие личности;

Привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь». [7,c. 79]

Сформированность самосознания у школьников

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличив от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.

В целом, у детей младшего школьного возраста самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, а суждения о себе - более обоснованными.

Школа и семья - внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия - создаются новые возможности для формирования самооценки и личностных качеств.

Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Родителям просто не хватает времени побеседовать с ребенком. Многим детям все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.

В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка.

Родителям, так же, как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к школе и дальнейшее его обучение в начальных классах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состояния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:

собственное имя,

самооценка,

притязание на признание,

образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация),

представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем),

оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников - в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказывают: самооценка и уровень притязаний.

Появление самооценки - не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

В дошкольном возрасте внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе в основном положительная. Это ключ к развитию и воспитанию ребенка, подаренный ему природой для формирования личности. Родители и педагоги, владея им, должны осознавать всю ответственность, которую они на себя берут, используя доверительность и открытость, подчинение и подражание ребенка взрослому. Самосознание, самооценка ребенка непосредственно зависят от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И если в дошкольном возрасте самооценка еще неустойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Адекватная самооценка - реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т.е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.

Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, вычленить свои индивидуальные качества, свое отличие от остальных.

Школьная оценка влияет непосредственно на становление самооценки. Оценка успеваемости, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности, и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация. Утверждаясь в посильных для него видах деятельности, ребенок приобретает неадекватно завышенную самооценку, имеющую компенсаторный характер. Но даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводит к негативным последствиям.

Изучение мотивов получения оценок у учащихся I-III классов показало, что эти мотивы могут быть внешними («Хочу, чтобы ставили оценки. Мама посмотрит, что 5 или 4, и пустит гулять»,- говорит первоклассник. «Хочу, чтобы ставили оценки, потому что, когда я получаю пятерку, мама и бабушка радуются и говорят: «Какой ты у нас хороший!» - объясняет второклассник) и внутренними («Я хочу, чтобы были оценки, потому что мне интересно знать, что я заслужил - пятерку или двойку», - пишет третьеклассник). Внешние мотивы обнаруживают стремление детей к тому, чтобы обеспечить себе хорошее отношение со стороны близких. Эти мотивы характерны для учащихся первых и вторых классов. Учащиеся третьих и четвертых классов хотят получать оценки не только для того, чтобы порадовать маму или бабушку и обеспечить их хорошее отношение к себе, но и для того, чтобы самому иметь более четкое представление о своих успехах и о пробелах в знаниях.

Этот переход от внешних мотивов к внутренним свидетельствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о самом себе. Учителю следует всячески поддерживать такую внутреннюю мотивацию.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Изучение национального сознания младших школьников

Цель данного этапа: изучить возможности организации национального воспитания в начальной школе.

База исследования

Исследовательская работа была проведена в Демидовской ВПК в 1 классе. Работа проводилась в форме уроков, классных часов и развлечений.

Младший школьный возраст оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству понимать и принимать народные обычаи, обряды, традиции. Разрабатывая программу национального воспитания, мы опирались на теоретические и опытно-экспериментальные разработки проблемы воспитательного значения средств народной педагогики. (Г. Н. Волкова, Д. И. Латышиной, В. Н. Николаева, М. Ю. Новицкой и других), учитывали, как осуществляется воспитание младшего школьника на основе народной педагогики в семье и школе.

Прежде чем приступить к разработке данной программы мы изучили реальное состояние использование народных традиций школьников I-IV классов. В результате использования различных методов исследования был получен материал, характеризующий уровни приобщения младших школьников к средствам народной педагогики в семье и школе. Он анализировался по ряду параметров: изучение словесной письменности, знакомство с образом семейной жизни русских крестьян, средства народной педагогики, русские народные праздники и участие в них, искусство в народном быту и его воспитательное значение и другие. Выявленные и охарактеризованные уровни приобщения детей к средствам народной педагогики (низкий - 18%, средний - 60%, высокий - 22%) позволили определить направления и формы работы с младшими школьниками.

В процессе анализа планов уроков учителей начальных классов и учителя музыки выяснилось, что в данной школе уделяют большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию детей. Но, говоря о знаниях детей в области народного искусства, в процессе беседы с детьми выяснилось, что они проходили русские народные сказки, песни и пр., но не давали значения об их народном происхождении. Чтобы выяснить их знания в области русского народного творчества, был проведен констатирующий эксперимент, в котором выяснилось, что дети знают русские народные песни, которые они разучили на уроках музыки, могут назвать две-три белорусских сказок, но не видят разницы между белорусскими народными инструментами и инструментами других народов, путают авторские сказки, песни с народными, и не могут назвать белорусские имена, блюда, игры и т.п.

Была разработана программа по внесению в учебный процесс занятий по национальному воспитанию. Программа разработана так, чтобы проводимые занятия не мешали учебному процессу и не утомляли детей, поэтому на каждую четверть приходится одно занятие и одно мероприятие по определенной теме. И самое главное, они не должны проводиться как уроки, на таких занятиях дети должны отдыхать. Работа по приобщению младших школьников к народным традициям в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные традиции они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности. В качестве направлении работы по приобщению детей к народным традициям мы выделяем следующие: выявление знаний учащихся народных традиций, умение их использовать в современной жизни, выявление семейных традиций, обрядов, творческие работы младших школьников с использованием средств народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Соответственно этим направлениям выделены задачи приобщения детей к народному творчеству.

.2 Формирование национального сознания у младших школьников в педагогическом процессе

Рассмотрим средства национального воспитания. К ним относят пословицы, загадки, песни и сказки.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемерно стимулировалось и поощрялось пожилыми.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В первом классе третья четверть посвящена празднику «Масленица». Поэтому я провела урок, посвященный белорусским народным инструментам (Приложение 1), классный час «Масленица» (Приложение 2) и, конечно же, сам праздник «Масленица» (Приложение 3). Во время занятий дети знакомились с белорусскими народными песнями, играми, учились играть на народных инструментах. В подобной деятельности развивается речь, память, мышление, музыкальные способности, что способствует интеллектуальному и творческому развитию.


После занятий был проведен тест:

. каких героев народной сказки вы знаете?

. чем отличаются народные сказки от авторских?

. какие народные инструменты вы знаете, а также можете играть?

. назовите несколько белорусских народных песен

. назовите 1-2 белорусских народных игр

. знаете ли вы белорусские народные праздники? Назовите их.

. напишите одну белорусскую пословицу или поговорку

. назовите блюда белорусской народной кухни

. назовите белорусские народные имена (два женских, два мужских)

. назовите несколько белорусских примет

. назовите элементы белорусского народного костюма: а) женщины б) мужчины. национальное воспитание сознание школьник

Были получены следующие результаты:

% учащихся 1 класса ответили правильно на все вопросы, у остальных вызвали затруднения вопросы 9, 10.

Ребята отлично ответили на вопросы теста, хотя и были небольшие ошибки. Нельзя не заметить, что затруднение вызвал 11 вопрос. Если проанализировать ответы, то ошибки заключались в том, что имена назывались не исконно белорусские, а имена, которые привыкли считать белорусскими. Такие как: Анна, Михаил, Дарья, Иван и т.п., хотя они взяты из других стран. На следующих занятиях нужно обратить внимание на этот вопрос, например, дать задание детям: найти информацию о русских именах или дать характеристику своему имени. Хотя тема классного часа «Что в имени моем» проводится в первых классах, лучше обратить внимание на это еще раз.

На следующий день была проведена беседа по теме «Белорусские имена», при этом домашним заданием было найти материал про свое имя. Беседа прошла успешно, прозвучала информация о значении имен всех детей класса, а также обращено внимание, откуда пришли имена других стран в Белоруссию.

Если рассматривать ошибки по четвертому вопросу, то ошибка заключалась в том, что назывались песни: «Катюша» и «Во поле березка». Правильным вариантом, конечно же, было второе, так как «Катюша» является авторской песней. Проблема в том, что эта песня является известной, и ее знают все, но редко обращают внимание на автора.

Можно отметить, что после проведенных занятий дети узнали многое о русской культуре. На вопросы теста отвечали быстро, и ошибок было допущено немного. И самое главное, ребятам очень понравились проводимые занятия, особенно сам праздник, в нем они принимали большое участие: сами играли персонажей, разыгрывали сценки, песни, а также пекли блины.

Таким образом, гипотеза о том, что национальное воспитание в педагогической практике будет наиболее успешным, если:

сформировать установку на овладение учащимися традиций национальной культуры;

разработать методику национального воспитания в начальной школе с учетом ее психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей;

дополнить содержание образования современной школы народными традициями взаимодействия, определить возможности введения национальной культуры в учебно-воспитательный процесс школы, подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. Незабываема трагедия депортированных народов, сопровождавшаяся дискриминацией, преследованиями и даже категорическим запретом употребления родного языка в местах высылки. Народная педагогика в таких невыносимо тяжелых условиях почти нелегально действовала в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь... Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине... Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. - 235 с.

Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

Джиббс Д., Бэсинджер К., Фуллер Д. Моральная зрелость: диагностика развития социоморальной рефлексии // Развитие личности. - 1997. - № 1.

Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1975. - 319 с.

Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979. -189 с.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М.: Просвещение,-1982.- 445с

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников - М., - 2000. - 312 с.

Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко - М.: Педагогика, 1980. - С. 155-172.

Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория / Под. ред. О.П. Целиковой. - М.: Просвещение, 1974. - С. 106-143.

Латыш Н.И. «Образование на рубеже веков», Мн., 2000. - 214 с.

Леонтович К.Ф. Стадии морального развития личности, стиль поведения и художественный вкус // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.

Лихачев Б. Педагогика курс лекций. - М.: РАО, 1999. - 463 с.

Лихачев Б.Т. Педагогика - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.

Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. - Л., 1974.

Макаренко А.С. Соч. т.5. - М.: Учпедгиз,1960.

Марынко И.С. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1969. -310 с.

Митракович С.С. Растим патриотов// Пазашкольнае выхаванне. Серыя У дапамогу педагогу.- 2008. - № 2. - с. 3-5

Мухина В.С. «Возрастная психология» - М., - 2000. - 456 с.

Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. // Педагогика -2002. - № 4.

Улосевич, Л.С. «Ради Отечества следует жертвовать даже славой»// Народная асвета. - 2005. - № 8.

Яковлева Н.Н. Воспитательная работа в школе. - Мн.: НИО, 1997. - 194 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фрагмент урока музыки в 1 классе

Тема урока:

Белорусские народные музыкальные инструменты

Учитель: Перед вами на экране изображения белорусских народных музыкальных инструментов. Они пришли к нам сегодня для того, чтобы похвастаться своими неповторимыми голосами, а мы с вами должны определить, кто из них обладает самым красивым голосом. Каждый инструмент примет участие в 3 конкурсных турах и по результатам вашего голосования мы узнаем победителя музыкального соревнования.

тур. Ребятам предлагается услышать голос каждого инструмента. Курсор на экране компьютера поочерёдно наводится на звучащие картинки.

тур. Учащимся предлагается назвать инструменты, голоса которых они слышат в аудиозаписи.

тур. Учитель предлагает задание из электронного учебника, где необходимо соотнести изображение муз. инструмента и звучащего знака. Это задание ребята выполняют самостоятельно с помощью компьютера.

Учитель: Все конкурсанты выступили. Давайте им поаплодируем. Для этого мы выполним ритмическое упражнение «Ритмическая полифония». Перед вами ритмические карты, которые помогут вам отблагодарить наших старательных участников конкурса.

Класс делится на три группы. У каждой группы свой ритмический рисунок, который необходимо «прочитать», хлопая в ладоши. Каждая группа разучивает свою партию, а затем все играют вместе.

Учитель: А теперь я предлагаю вам послушать, как наши инструменты играют все вместе в оркестре народных инструментов.

Звучит композиция И.И.Жиновича «Вянок беларускіх танцаў».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классный час "Масленица"

Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям. (Слайд 1)

Задачи:

Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Подготовительный период: дети пекут дома блины и приносят их на классный час, делятся рецептами, несколько учащихся заранее готовят материал об истории и ритуалах праздника

Ход урока

Организационно-психологический момент: создание благоприятной и доброжелательной обстановки, поздравление с праздником Масленицы, определение цели и значимости предстоящего классного часа.

Вступительное слово учителя. (Слайд 2)

Масленица самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того Масленица, как может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица - это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы .Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

При Петре Первом устраивались шумные маскарады, но после кончины Петра, такое шумное весёлое празднование прекратилось до воцарения Елизаветы Петровны.

Как на масличной неделе

Из печи блины летели.

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай,

Всем блиночков подавай!

С пылу, с жару - разбирайте!

И хвалить не забывайте!

Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице. (Слайд 3)

Почему праздник называется Масленица?

Почему именно блин символ Масленицы?

Из чего делают блины и с чем их едят?(Слайды 4 и 5)

ученик: Само название праздника Масленица произошло от того, что в этот день ели много масляной пищи. Празднуется масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи .Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля по 14 марта по новому стилю и с 21 января по 1 марта по старому стилю. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня - Узкая Масленица, а последующие дни - Широкая Масленица. Из многочисленных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время праздника, можно назвать основные. Во-первых, на Масленицу уже нельзя есть мясную пищу. В воскресенье накануне масленицы - последний день, когда можно есть мясную пищу. Вот почему этот день в русском народе получил название «Мясное заговенье».На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу и много, много блинов .Второе правило, о котором не стоит забывать. Заключается в том ,что еда на масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили, что надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников, на Масленицу не только чревоугодничают дома, в семье, но и часто ходят друг к другу в гости.

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов.

Ритуалы масленичной недели. (Слайд 6)

ученик: 1 день: Понедельник - встреча

Начальный день Масленицы получил название - встреча. В этот день начинали печь блины .Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Масленица, Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся

Блинами объедаемся!

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

ученик: 2 день: вторник - заигрыш(Слайд 7) Второй день Масленицы называется - заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены - просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

ученик: 3 день: среда - лакомка(Слайд 8)

Третий день Масленицы называется - лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ой ты Лакомка

Среда!

Масляна сковорода!

Повелось со старины,

Едем к тёще на блины!

ученик: 4 день: четверг - разгуляй(Слайд 9)

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек - предвестников Весны.

ученик: 5 день: пятница - тёщины вечери(Слайд10)

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь - наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

ученик: 6 день: суббота - золовкины посиделки(Слайд 11)

В субботу, на Золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

ученик: 7 день: воскресенье - прощённое воскресенье(Слайд 12)

Это последний день Масленицы. В народе его называют - прощёное воскресенье, целовальник. В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.

ученик: (Слайд 13) Приходите в Воскресенье -

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем.

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовь и дружбу!

Учитель: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, (Слайд14) что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице. Кто правильно объяснит смысл поговорки или пословицы, тому блин.

«Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»

«Без блина не Масленица»

«Блин не клин - брюхо не расколет»

«Не житьё, а Масленица!»

«Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»

«На горах покататься, в блинах поваляться»

А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин. (Слайд 15)

Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

Молодцы ребята! Понравился вам наш сегодняшний классный час? (Поднимите пожалуйста руки). Что нового узнали сегодня о Масленице?(Слайд 16)

С масленицей ласковой поздравляем вас!

Блинчикам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы Зимы,

К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Урок-праздник "Масленица"

Цели:

Ознакомить учащихся с технологией приготовления дрожжевого и бездрожжевого теста для блинов. Научить готовить блины.

. Развивать творческое воображение у учащихся, навыки и умения в создании декоративного образа в технике аппликация.

. Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.

Наглядные пособия: Предметы художественных народных промыслов (Павловские платки, хохломская посуда, матрёшки, дымковские игрушки и т. д. ). Плакаты Весёлая ярмарка, рисунки детей с изображением проводов Масленицы, рецепты блинов; статьи, иллюстрации о Масленице, декорации деревни.

Оборудование и принадлежности: Посуда и продукты для выпечки блинов и чаепития. Листы ватмана для создания эскизов Павловских платков. Цветная бумага, ножницы, клей для художественной артели. Павловские платки на плечи для всех учащихся, русские народные костюмы для танцующих, костюм Масленицы. Фартуки, косынки для поваров.

Магнитофон с записями народной музыки.

Ход урока-праздника

. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

. Новый материал.

Вступительное слово учителя: Если спросить у любого прохожего, что такое Масленица, каждый, наверное, ответит - это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.

Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядрёной бабой, с румяными щеками, коварными глазами. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

Вот вам румяная и жирная богиня,

Обжорства и питья и драк всех героиня,

Шатается по городам, по сёлам, деревням…

Этот праздник отмечали ещё с языческих времён, в честь бога плодородия Велеса. С приходом христианства он был принят православной церковью под названием сырная или мясопустная неделя. А с XVI века стал называться Масленицей. Это последняя неделя перед Великим постом. На мясопустной неделе запрещается есть мясо. Но при этом едят много, вкусно, а главное блюдо - блины.

Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей, писал А. Куприн.

Основная часть урока. Ролевая игра, в которой принимают участие Ведущая, Масленица и учащиеся класса.

Входит Масленица.

Ведущая: Здравствуй Масленица, праздник проводов зимы холодной, праздник встречи весны ясной! Ты надолго ль к нам пришла?

Масленица: Здравствуйте люди добрые, а пришла я к вам на семь дней.

Ведущая: Наша Масленица дорогая ненадолго к нам пришла. Мы думали на семь недель, оказалось на семь дней.

Учащиеся: А мы знаем, как называются эти дни.

Понедельник - Встреча. В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим - поминать усопших.

Вторник - Заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Ходили друг к другу в гости, причём по старшинству, молодые к более взрослым, приглядывали невест.

Среда - Лакомка. В этот день тёщи угощали своих зятьёв. Сохранилось много шутливых поговорок на этот счёт: Придёт зять - где сметаны взять, Нет чёрта в доме, пригласи зятя.

Широкий четверг. Все шли на гулянье. Катались на тройках, устраивали кулачные бои, пели песни, пили пиво.

Пятница - Тёщины посиделки. В этот день зятья угощали своих тёщ блинами. Причем вечером зять сам должен был пригласить тёщу в гости.

Суббота - Золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в гости своих родных, а парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.

Прощёное воскресение или Заговенье. Последний день Масленицы. Соломенную Маслёну сжигали, пепел рассеивали по полям, чтобы дать силу новому урожаю. Объедались блинами, блин - не клин, брюха не расколет, - смеялся народ. Это был последний день, когда разрешалось пить спиртное. Вечером с низкими поклонами и поцелуями люди просили друг у друга прощения за старые обиды и оскорбления. Шло очищение от всего греховного. Масленица заканчивалась, наутро начинался Великий пост.

Масленица: Какие вы молодцы! Тогда встречайте меня сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете - тем богаче год будет.

Ведущая: Мы встречаем тебя хороводом. (Дети танцуют русский народный танец).

Рассказ учителя о праздновании Масленицы в городе:

а). Торговали товарами, сладостями, предметами народных промыслов, в том числе Павловскими платками.

Давайте представим себе, как же создавалось это чудо народными мастерами. Здесь у нас две артели художников, которые на наших глазах не только выполнят эскизы платков, но и попытаются расхвалить свой товар.

б). Строили ледяные горы.

в). Катались на санях.

г). Имелись развлечения: балаганы, балконные зазывалы, петрушечники, вожаки с качели, карусели, самокаты.

д). Хороводы, игры, угощения и, конечно, пекли блины.

Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя оказывался вовлечённым в праздничный, ярмарочный водоворот. И уж, конечно, на Масленице водили хороводы.

Девочки танцуют танец Сударушка.

Группа девочек идет выпекать блины, другая - начинает изготавливать в технике аппликация из цветной бумаги на ватмане - эскизы Павловских платков.

Ведущая: Ребята, давайте попросим у Масленицы угощения?

Учащиеся:

Тинка, тинка, подай блинка,

Оладышка - подзабавышка.

Масленица, не скупися,

Блинком поделися.

Масленица:

Блины печь - дело сложное.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашенку на столбушке,

Будет моя квашенка полным полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Для блинов надо много секретов знать. Тесто ставить на снеговой воде, на дворе, когда, всходит месяц, да приговаривать:

Месяц ты месяц, золотые рожки,

Выгляни в окошко, подуй на опару.

Ведущая: Ждали мы тебя, Масленица, готовились.

Учащаяся: Раньше блины пеклись из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: гречишная, ячменная, пшеничная, просяная и даже гороховая. Сегодня мы используем пшеничную муку.

Масленица: А если мне очень захочется блины из гречихи, они считаются самыми вкусными. Где вы возьмёте такую муку?

Учащаяся: Очень просто. Гречневую крупу перемелем на кофемолке, вот вам и мука! Блины из такой муки вкусные, пышные, обладают очень приятным, слегка кисловатым привкусом.

Масленица: Я знаю такую поговорку: Первый блин комом, второй знакомым, третий родне, а четвёртый мне.

А у вас бывает первый блин комом?

Учащиеся: Чтобы ни первый, ни второй блин не были комом, нужно запомнить основные правила и приёмы замешивания теста. Кроме дрожжей в тесте можно использовать в качестве разрыхлителя кислое молоко, соду и яичные белки. (Девочки рассказывают особенности приготовления дрожжевого теста).

Конечно, лучше всего печь блины в русской печи, протопив её мелкими, сухими берёзовыми дровами. Равномерный жар, словно волшебник - невидимка, усеивает тесто многочисленными дырочками, румянит его, делает его особенно привлекательным. А что дух стоит на кухне, когда пекутся блины! И нет уж терпения дождаться первого блина.

Ведущая: Современные хозяйки успешно выпекают блины на газовых и электрических плитах. Как наши, например. Девочки, покажите, как вы печете блины?

Девочки выходят из кухни со сковородой, кастрюлей с тестом и, наливая тесто на сковороду, рассказывают: Учащиеся: Мы печём скороспелые блины, рецепт прост. На 1кг муки 0,5л - молока; 0,5л воды; 4 яйца; 50гр сахара; 10гр соды. (Рассказывают способ приготовления).

На плешивого маслом капну,

По плешивому тестом хлопну,

Плешь обдеру, да опять наведу.

Учитель зачитывает отрывок из рассказа А. П. Чехова О бренности момент вкушения блинов. Какие блины ел Подтыкин, как ел, с чем ел, с чем пил и с каким аппетитом. Девочки, а вы с чем любите есть блины?

Учащиеся: Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько:

С блинами, с каравайцами, с вареничками, с сыром,

Маслом, калачом и с печёным яйцом.

Масленица: Весна - начало земледельческих работ. Люди обрабатывают землю, сеют семена. А вы знаете пословицы о труде?

Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы заканчиваете.

Труд человека кормит, а лень…

Делу время, а потехе…

и т. д.

. Анализ выполненных эскизов Павловских платков в технике аппликация.

Каждая группа девочек, закончив изготовление платков, показывает и расхваливает свое изделие.

Подходите, подходите,

На товар наш поглядите,

Вот висит платок цветной,

Весь в узорах, расписной.

Покупайте, покупайте,

И зазнобу наряжайте,

Больше денег нам давайте,

Но цену не занижайте… Давай, подходи,

И других приводи,

У дядюшки Демьяна

Торговля без обмана.

Хоть я сам не пригож,

А товар привез хорош.

Глядите, не моргайте,

Рты не разевайте…

Масленица:

Молодцы! Хорошую встречу мне приготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани.

Пела и плясала, больно я устала,

Кончилось весельице - а теперь за дельице,

А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Ведущая:

Масленицу провожали - весну встречали,

Гостья погостилася, с зимушкой простилася,

С крыши капели, грачи прилетели,

Воробьи чирикают, они весну кликают.

Выходят девочки с блинами:

Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов горячих и румяных…

Кушайте, питайтесь, в тоску не ударяйтесь, на нас не обижайтесь…

Оладьи, оладушки для деда и бабушки,

Для малых дитяток на гривну десяток.

. Заключительный этап.

а). Сервировка стола. Дегустация приготовленных блинов. Чаепитие.

б). Заключительное слово учителя о возрождении добрых традиций.

Масленицу отмечают широко, и хотя теперь Масленица - рабочая неделя, согласитесь, как хорошо напечь блинов, собрать друзей, родных, вкусно поесть и простить тех, кто нас обидел, и покаяться перед теми, кого обидели мы, как в старое доброе время.

Похожие работы на - Формирование национального сознания у школьников в педагогическом процессе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!