Дельфинотерапия как метод психотерапии
Дельфинотерапия
как метод психотерапии
В отечественной психологической практике дельфинотерапия -
новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость
теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это
направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает
представление только о примерном направлении работы в этой области.
Проделанная работа по обоснованию и разработке
дельфинотерапии как метода психотерапии дала результаты, которые легли в основу
доклада.
1. Что такое дельфинотерапия?
Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным
методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение
человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под
наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара, тренера, психолога
(психотерапевта, дефектолога, педагога). В психотерапии участвуют специально
обученные животные, обладающие "хорошим характером". Дельфины играют
с пациентами, плавают, катаются на спине, поглаживают, просят ответной ласки.
Дельфинотерапия делится на два направления:
1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным
участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и
т.д.) В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с
дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей.
Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и
дельфинов.
2. Специально организованное общение. Общение с животным
осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где
общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а
общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип
дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия
может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные,
психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от
запроса клиента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.
Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии, т. к.
влияние природного объекта (дельфина), обладающее лечебным эффектом, выступает
в качестве самостоятельного метода. Она может быть индивидуальной, групповой,
семейной.
2. Лечебные факторы дельфинотерапии.
Использование дельфина обусловлено природными особенностями
дельфина: сочетание уникальных физических данных и высокого интеллекта,
потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование
невербальных средств общения, игровое поведение, а также особым отношением
человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала
вещей, т. е. архетипичен. Это порождает сильную положительную установку. На
стыке установки и реального восприятия появляется так называемый "Эффект
дельфина", выступающий мощным лечебным фактором. Восприятие дельфина уже
несет в себе психотерапевтический эффект. Общение с дельфином заключает в себе
следующие лечебные факторы: положительные эмоции, седативный, отвлекающий,
активизирующий и катарсический эффекты. Дельфин ярко демонстрирует интерес к
партнеру по общению, активно взаимодействует, требует обратного ответа,
привлекает к себе внимание, демонстрирует дружелюбность, искренность намерений.
3.Что может обеспечить общение с
дельфином?
Общение с дельфином позволяет достичь следующего:
прийти к
принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к
природе, к миру вообще;
вытащить
человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему
миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке,
оптимизации социальных отношений;
выступает в
качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего
организма в целом;
стимулировать
и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию
аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
стимулировать
процесс развития личности;
восполнять
дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым,
переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную
потребность;
через
тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;
создать
условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом
4. Как строится дельфинотерапия (на
примере курса для детей).
Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов:
Подготовительный.
Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с
родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной
работы.
Основной.
Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой
метод. Игры подбирались таким образом, чтобы содействовать решение поставленных
коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического
развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой
активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В
зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с
дельфинами в мяч / в футбол и волейбол/, общаются с дельфинами, гладят их
руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде
тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном
его участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением
физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в
пространстве, а также занимаются лепкой, рисованием, играют в кукольный театр.
На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы.
Заключительный.
Сравнение заключений специалистов: педагогов- диффектологов, специалистов по
движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после
дельфинотерапии.
Список литературы
Артемова О.В.
Дельфинотерапия как метод психотерапии