Дельфинотерапия
Содержание
1. Из истории дельфинотерапии. 3
2.
Что такое дельфинотерапия?. 3
3.
Лечебные факторы дельфинотерапии. 4
4.
Что может обеспечить общение с дельфином?. 5
5.
Как строится дельфинотерапия (на примере курса для детей). 6
6.
Дельфинотерапия лечит депрессию.. 7
Список
литературы.. 9
Специалисты как в России, так и за рубежом на протяжении
последних лет занимаются проблемами психологической реабилитации методом
дельфинотерапии.
"Десять лет назад эту идею, иначе как сумасшедшей и не
называли," — пишет украинская газета «Сегодня». Примерно такого же мнения
оппоненты были о людях, которые ее исповедовали. «Дельфин может лечить?
Да вы просто смеетесь над ученым советом," — говорили им.
Благотворное
влияние общения детей с симпатичными морскими животными было установлено еще в
1978 году учеными Великобритании. В настоящее время Мексика занимает второе
место в мире после США по масштабам применения в медицинской практике
дельфинотерапии. Лечение детей-инвалидов с помощью дельфинов началось в
Нюрнберге (Германия). Как сообщил руководитель проекта профессор Эрвин
Брайтенбах, первые две недели эксперимента в дельфинарии местного зоопарка дали
"весьма обнадеживающие результаты". Восемь детей с тяжелыми
психическими отклонениями после игр в воде с дельфинами демонстрируют заметный
прогресс: они стали более самостоятельными и более адекватно воспринимают
окружающую действительность. До 2005 года в дельфинарии Нюрнберга недельную
терапию пройдут не менее 50 детей-инвалидов.
В отечественной
психологической практике дельфинотерапия — новое направление, насчитывает не
более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки
этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов
20-го века, найденная информация дает представление только о примерном
направлении работы в этой области.
Дельфинотерапия
является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре
психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Это
специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда
специалистов: врача, ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта,
дефектолога, педагога). В психотерапии участвуют специально обученные животные,
обладающие «хорошим характером». Дельфины играют с пациентами, плавают,
катаются на спине, поглаживают, просят ответной ласки.
Дельфинотерапия
делится на два направления:
1. Свободное
взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера,
психолога, психотерапевта, педагога и т.д.) В данном направлении клиент
(пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы
взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов
ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.
2. Специально
организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста
(врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для
клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает
как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной
цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи:
психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические,
физиотерапевтические, педагогические — это зависит от запроса клиента и
специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.
Дельфинотерапию
можно отнести к натуропсихотерапии, т. к. влияние природного объекта
(дельфина), обладающее лечебным эффектом, выступает в качестве самостоятельного
метода. Она может быть индивидуальной, групповой, семейной.
Использование
дельфина обусловлено природными особенностями дельфина: сочетание уникальных
физических данных и высокого интеллекта, потребность в общении, способность к
межвидовому общению, использование невербальных средств общения, игровое
поведение, а также особым отношением человека к дельфину: он является одним из
ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. Это порождает
сильную положительную установку. На стыке установки и реального восприятия
появляется так называемый «Эффект дельфина», выступающий мощным лечебным
фактором. Восприятие дельфина уже несет в себе психотерапевтический эффект.
Общение с дельфином заключает в себе следующие лечебные факторы: положительные
эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты.
Дельфин ярко демонстрирует интерес к партнеру по общению, активно
взаимодействует, требует обратного ответа, привлекает к себе внимание,
демонстрирует дружелюбность, искренность намерений.
4. Что может обеспечить общение с
дельфином?
Общение с
дельфином позволяет достичь следующего:
-
вытащить
человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему
миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке,
оптимизации социальных отношений;
-
выступает
в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего
организма в целом;
-
стимулировать
и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию
аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
-
стимулировать
процесс развития личности;
-
восполнять
дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым,
переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную
потребность;
-
через
тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;
-
создать
условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом.
Курс
дельфинотерапии состоит из 3 этапов:
Подготовительный.
Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с
родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной
работы.
Основной.
Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой
метод. Игры подбирались таким образом, чтобы содействовать решение поставленных
коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического
развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой
активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В
зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с
дельфинами в мяч /в футбол и волейбол/, общаются с дельфинами, гладят их руками
и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде тренера.
Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его
участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением физических
упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в
пространстве, а также занимаются лепкой, рисованием, играют в кукольный театр.
На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы.
Заключительный.
Сравнение заключений специалистов: педагогов-дефектологов, специалистов по
движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после
дельфинотерапии.
Разговоры о том,
что взаимодействие с животными может положительно влиять на психику, а также об
эффективности такого общения при лечении некоторых психических расстройств
ведутся уже давно, однако научно обоснованных данных, подтверждающих эти
предположения не было.
Недавно
британские психиатры провели первое исследование в этой области. Его результаты
были опубликованы в British Medical Journal.
Доктор Кристиан
Антониоли и профессор Майкл Ревели из Лестерского Университета набрали 30
добровольцев из США и Гондураса с диагнозом депрессии легкой или средней
степени. Степень серьезности симтомов была рассчитана в соответствии с
установленными критериями психического здоровья по шкалам Гамильтона и Бека.
Испытуемым было
предписано прекратить приём антидепрессантов и сеансы психотерапии на 4 недели.
Вместо этого одна половина участников эксперимента ежедневно играла, плавала и
заботилась о дельфинах-афалинах в Институте океанологии в Гондурасе. Второй же
половине была предложена программа развлечений на свежем воздухе, включая
плавание и погружение к коралловым рифам, но без дельфинов.
Две недели
спустя, показатели у членов обеих групп улучшились, а особенно у тех пациентов,
кто общался с дельфинами. Их измеряемые симптомы депрессии снизились в половину
и на две трети, тогда как у другой группы лишь на четверть. Кроме того, по
другим показателям степени депрессии состояние общавшихся с дельфинами
улучшилось на 20 процентов, в том время как во второй группы прогресс был равен
11 процентам. Три месяца спустя состояние всех участников эксперимента
оставалось стабильно хорошим и не требовало сеансов психотерапии.
По словам ученых,
оказываемый животными терапевтический эффект значительно больше, чем просто
общение с природой. Система эхо-локации, эстетическое восприятие и эмоции,
вызываемые общением с дельфинами, могут объяснить лечебные свойства этих
млекопитающих.
Так ученые
окончательно пришли к выводу, что для пациентов с легкой и средней степенью
депрессии лекарства и традиционную психотерапию вполне может заменить
биофилической терапией.
Более того,
сторонники биофилии утверждают, что в человеке есть врожденное стремление к
общению с флорой и фауной, когда эта связь нарушается, психологическое здоровье
человека страдает.
1. Артемова О.В.
Дельфинотерапия как метод психотерапии