Нововведения в социальной работе семьями, в которых проживают дети-инвалиды, на региональном уровне ...
Министерство образования РФ
Северо-Кавказский государственный технический университет
Кафедра
социологии и социальной работы
Реферат
По дисциплине:
«Социальные инновации»
На тему:
«Нововведения в социальной работе семьями, в которых проживают дети-инвалиды,
на региональном уровне».
Выполнила:
студентка 3 курса
группы СР-031
Прасолова Н. В.
Проверила: кандидат
технических наук,
доцент
Косинцева Ю.Ф.
Ставрополь 2005
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………3
§ 1.
Дети-инвалиды как объект социальной работы…………………………..4
§ 2. Различные
инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими нуждами в
России и за рубежом………………………………8
§ 3.
Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, при
реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………………….21
Введение
Возможность привлечения животных при реабилитации детей-инвалидов
вызывает большой интерес среди различных специалистов. Дельфины издавна
славятся своим изначально доброжелательным отношением к человеку. А общение с
ними в их собственной среде положительно влияет на детей, больных синдромом
Дауна и ДЦП, на невротиков и страдающих психосоматическими болезнями, и на
детей больных различными другими заболеваниями.
Актуальность
исследования заключается в том, что на данный момент дельфинотерапия является
модным нетрадиционным методом лечения детей-инвалидов.
Целью работы – доказать,
что дельфинотерапия является социальной инновацией в сфере помощи
детям-инвалидам.
Объектом
исследования является жизненная ситуация детей-инвалидов.
Предмет
исследования – это дельфинотерапия, как социальная инновация.
Исходя из
поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- исследовать
детей-инвалидов как объект социальной работы;
- исследовать
различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со специфическими
потребностями в России и за рубежом;
-
проанализировать метод дельфинотерапии, как один из инновационных методов
анимотерапии при реабилитации детей-инвалидов;
- выявить
отрицательные и положительные стороны дельфинотерапии как социальной инновации.
Методы исследования:
анализ научной литературы; анализ периодической
печати.
§ 1. Дети-инвалиды как объект
социальной работы.
Ухудшение
экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей
(особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических,
психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют
увеличению числа детей-инвалидов.
Согласно
Декларации о правах инвалидов (ООН , 1975) «инвалид» - это
любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить
полностью или частично потребности нормальной личной и / или
социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного
или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей
[16, с.211] .
К категории
«ребенок-инвалид» относятся дети, имеющие «значительные ограничения
жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации
вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей
к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим
поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [2 ,
с.6].
А «инвалидность»
в детском возрасте можно определить, как «состояние
стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими
заболеваниями или патологическими состояниями, резко
ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные
возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с
чем возникает необходимость в постоянном дополнительном
уходе за ним, помощи или надзоре» [17, с.282].
В зависимости от
степени нарушения функций (с учетом их влияния на
возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка-инвалида
определяется степень нарушения здоровья.
1 степень
утраты здоровья определяется при легком и умеренном
нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются
показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как
правило, не приводят к необходимости определения у лиц
старше 18 лет;
2 степень
утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных
нарушений функций органов и систем, которые, несмотря
на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной
адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у
взрослых);
3
степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у
взрослого;
4
степень утраты здоровья определяется при резко выраженных
нарушениях функций органов и систем, приводящих к
социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера
поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных
мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого) [3, с.1].
Каждой
степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует
перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие
основные группы:
1.Нервно-психические
заболевания.
Наиболее
распространенные заболевания этой группы детские
церебральные параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения
и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения
или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии
идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.
2.
Заболевания внутренних органов. В настоящее время они
занимают лидирующее положение в структуре детской инвалидности,
что вызвано переходом заболеваний в хроническую форму с
тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с
поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.
В эту
группу заболеваний входят различные заболевания, патологические
состояния и пороки развития органов дыхания (в том числе
и хронический туберкулез легких), почек и органов
мочевыделения, желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих
путей (циррозы печени, хронический агрессивный гепатит, непрерывно-рецидивирующий
язвенный процесс и т.п.), сердечно-сосудистой системы (в
том числе пороки сердца и крупных сосудов), системы
кроветворения (лейкозы, болезнь Верьегофа, лимфогранулематоз и
т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.) [16, с.151].
3. Поражение
и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением
остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15
от точки фиксации во всех направлениях.
4. Онкологические
заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли
2 и 3 стадии опухолевого процесса после
комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную
операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования
глаза, печени и других органов.
[5,с.82].
5. Поражения
и заболевания органа слуха. По степени снижения слуха
различают глухих и слабослышащих. Среди глухих можно
выделить так же две группы в зависимости от наличия
или отсутствия у них речи.
[8, с.100].
6.Хирургические
заболевания и анатомические дефекты и деформации .
7. Эндокринные
заболевания.
Существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих
к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след»
на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в
других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры»
на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной
жизни, к их интеграции в общество.
Наличие барьеров между инвалидами
и обществом обусловлено тем, что больное общество
стремится к тому, чтобы, откупившись от инвалида с одной
стороны, ограничить его социально и воспитать в нем
потребительское отношение к здоровым людям и обществу. Семья,
являясь частью общества, не готова к тому , чтобы
воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка
–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с
другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом
деле, решая физиологические и минимальные социальные проблемы
инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой, внушают
комплекс неполноценности и неспособности к самостоятельным действиям.
Когда же наступает время прекращения социальных программ, инвалиды
оказываются неспособными к реальной жизни. Они уходят в
себя»[10] .
И, хотя люди с ограниченными возможностями,
а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры
во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое
свидетельствует о том, что в целом социальные стереотипы поведения,
отношения к инвалидам постепенно эволюционируют, пройдя путь
от невнимания и отвержения до принятия и признания
их прав, достоинства и полезности обществу.
Таким образом,
очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов и их
нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь
специалистов. Эта помощь должна носить не только
медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать
все стороны жизни такого ребенка.
§ 2.
Различные инновационные подходы к оказанию помощи детям со
специфическими нуждами в России и за рубежом.
В
развитых странах за рубежом уже сложились определенные
стандарты, формы и методы работы с детьми-инвалидами.
Естественно, в каждой стране существуют свои особенности
оказания помощи этой категории населения, обусловленные
национальным своеобразием, социально - экономическими условиями,
психолого-педагогическими традициями, ориентацией на определенные
научные подходы.
В
настоящее время создаются, разрабатываются различные инновационные
программы, учитывающие тенденции по оказанию комплексной помощи,
индивидуального подхода к детям со специфическими нуждами. Одна из таких
программ, предложенная ООН, - это Реабилитация, базирующаяся на
непосредственном окружении (РНБО). Она определяется, как “стратегия
развития общества, проводимая с целью реабилитации, уравнивания
возможностей и социальной интеграции всех инвалидов. Ее цели:
изменить положение дел в этой области, проводить
обучение, с вовлечением правительства и общественности;
разработать систему, способную оказать помощь всем
нуждающимся инвалидам” [9, с.113] . Суть РНБО заключается в том,
семья и непосредственное окружение, освоив некоторые основные
реабилитационные навыки, а так же сам инвалид способны
самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно, им
оказывается помощь и поддержка соответствующих учреждений
систем здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты.
В США действует
программа “Инклюжен” (интеграция в обучении). Модель “ Инклюжен”
подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может
обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него
разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания.
Многое в успешности осуществления программы зависит от
учителя.
Широкое распространение во всем мире
получила “Клоунотерапия”. Так же активно используется
“Арттерапия” в оказании помощи, как детям, так и
взрослым с ограниченными способностями. Но особенно важно
это для детей, т.к. в детстве и юности закладываются
манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир,
выявляются пристрастия. Развитие художественных способностей умственно
ограниченных детей особенным образом совершенствует их
личность, восприятие, самосознание, интеллект и коммуникативные возможности.
Художественное творчество используется и как средство
объединения детей с ограниченными способностями и без них,
т.к. здесь важно только наличие дара, через который
общность между детьми проявляется быстрее.
В России Институтом развития
личности РАО (Москва) при участии кандидата педагогических
наук Репринцевой Г.И. была разработана “Игротерапия”. Она
рекомендована для использования психологами, социальными работниками
и педагогами в работе с детьми с ограниченными
возможностями (3-9 лет). Игротерапия применяется для
предупреждения и коррекции невротических реакций, утомляемости
и отклонений в поведении и общении этой категории
детей. В игру включаются средства “Арттерапии”. Параллельно с
работой с детьми проводятся семинары, консультации с
родителями. Таким образом, в рамках Федеральной программы
“Дети России” на основе русских народных сказок (“Репка”,
”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и апробированы
в реабилитационном центре “Сломанный цветок”
игротерапевтические аттракционы для детей дошкольного и младшего
школьного возраста. “Особенностью разработанных аттракционов является
активное использование игровых способов общения ребенка с игротерапевтом,
сверстниками и родителями. Уникальность методов заключается в том,
что с первых шагов общения с ними и в течение
последующих встреч ребенок погружается в самый понятный
ему мир сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами,
элементами новизны”. [15, с.59].
Для детей с ДЦП английская
фирма “Рэхаб энд медикал” предлагает программу “Развитие
основных навыков движения через обучения” (РОНДО). Учебный
план РОНДО ориентирован на активную деятельность и
предназначен для обучения основным двигательным навыкам, необходимым
в дальнейшей жизни, как в домашней обстановке, так и
в обществе. Курс обучения учитывает естественную механику
тела, рассматриваемую совместно с учебным процессом. Эта
программа является результатом пятилетней совместной деятельности
учителей и врачей графства Керн (Англия). Фирма “Рехабс
энд медикал” занимается так же поставкой специального
оборудования для механотерапии и психотерапии [17, с.55] .
В России была разработана
комплексная инновационная модель “Центр независимой жизни
для детей с ограниченными возможностями”. Это система
социальных служб, которые в условиях дискриминирующего
законодательства, недоступной государственной архитектурной среды и
консервативного в отношении инвалидов общественного сознания,
создает режим равных возможностей для детей с особыми
проблемами. Основная задача модели - обучение детей и
родителей умениям и навыкам независимой жизни. В работе
используются следующие формы оказания помощи: беседы, семинары,
творческие кружки, исследования, проведение различных мероприятий,
создание служб (например “От родителя к родителю”), обучение
родителей, представительство интересов, оказание помощи на дому
и т.п. [14] .
Участие социального работника в
реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который
предполагает не только разностороннее образование, но и
наличие соответствующих личностных качеств, позволяющих инвалидам
относиться к ним с доверием.
§
3. Дельфинотерапия, как один из инновационных методов анимотерапии, при
реабилитации детей-инвалидов.
Возможность привлечения животных вызывает большой интерес среди
специалистов: психологов, врачей, педагогов; и людей, ищущих квалифицированную
помощь, и считается целесообразным. Подобное привлечение осуществляется в
рамках анимотерапии, как психотерапевтической практики. Практические наблюдения
привели к выводу, что общение человека с животным может носить терапевтический
характер и на основе этого можно строить психотерапевтические стратегии.
Анимотерапия имеет длительную предысторию использования животных в
различных реабилитационных программах. Например, в некоторых американских
клиниках пациентам позволяли в палатах держать собак или кошек, такие пациенты
быстрее поправлялись и прибывали в более комфортном эмоциональном состоянии.
В качестве отдельных направлений, относительно самостоятельных, выделяют:
метод специально организованной верховой езды - иппотерапия, стоящий на грани
психотерапии и лечебной физкультуры и дельфинотерапия, метод
психотерапевтического общения с дельфинами и белыми китами (белухами). К
анимотерапии привлекаются и другие представители животного мира.
Можно выделить рад специфических терапевтических механизмов анимотерапии
и связь их с показателями терапевтической эффективности:
·
взаимодействие
с животным, способствующее облегчению социального контакта;
·
позитивная
регрессия, обращение к невербальным способам общения стимулирует коррекцию
навыков общения;
·
идентификация
с животным и приобретение нового опыта взаимодействия с животным облегчает
понимание собственной личности, позволяет ощутить свою компетентность,
стимулировать интеграцию личности, повысить самооценку[21].
Особое внимание
хотелось бы уделить дельфинотерапии.
Согласно легенде дельфин - существо, живущее в двух стихиях, морской и
воздушной. Он служит связующим звеном между земным и небесным и является царем
рыб, спасителем людей, потерпевших кораблекрушение, провожатым душ в
потустороннем мире. Дельфин - это аллегория спасения, вдохновленная древними
легендами, которые изображают его как друга человека. Он символизирует морскую
силу, безопасность и скорость, свободу, благородство, любовь, удовольствие. Два
дельфина, смотрящие в разные стороны, олицетворяют двойственность природы,
космические потоки инволюции и эволюции, два дельфина вместе - золотую середину
между крайностями, символ равновесия. Дельфин с якорем означает
рассудительность.
Мировой опыт привлечения дельфинов к реабилитации детей-инвалидов
насчитывает около 35 лет. Основателем этого направления считается Девид
Натансон, английский морской биолог.
Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом
психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение
человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под
наблюдением ряда специалистов: психолога (психотерапевта, дефектолога,
педагога), врача, тренера, ветеринара. В терапии участвуют специально обученные
животные, обладающие «хорошим характером».
В дельфинотерапии существует два направления:
·
Свободное
взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном
направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином,
выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль
специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и животных.
·
Специально
организованное общение, где общение со специалистом для клиента несет
психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда.
Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом
направлении она может решать разные задачи: психотерапевтические,
психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические
- это зависит от клиента и специалиста, которые будут замыкать
психотерапевтическую цепь. Она может быть групповой, индивидуальной, семейной.
Общение с дельфином
позволяет достичь следующего:
·
прийти к
принципиальному переконструированию отношения к себе, окружающим людям,
природе, миру в целом;
- помочь
человеку выйти из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к
внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению,
корректировке, оптимизации социальных отношений;
- активизировать
работу мозговых структур и всего организма в целом через сенсорную
стимуляцию;
- стимулировать
вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию
аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
- может восполнять
дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым,
переживающих одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять
аффелятивную потребность;
- пережить
совместный, богатый, эмоциональный опыт ребенку и его родителям;
- стимулировать
выработку гормона радости.
Наиболее перспективными для метода диагнозами, по мнению разработчиков, в
настоящее время являются:
- синдром
Дауна;
- аутизм;
- энурез и
логоневроз;
- ДЦП;
- сильные
психологические и комбинированные травмы;
- состояние
после комы;
- задержки
психического и речевого развития у детей.
Дельфинотерапия
приводит к значительному повышению функциональных возможностей больного ребенка
и улучшению его адаптации в обществе.
Исследования в «Уришском
дельфинарии» (г. Москва), проведенные с детьми от трех до пятнадцати лет,
показали:
1)
при органическом поражении ЦНС снимается психологический барьер общения,
уменьшаются страхи, исчезает агрессия к посторонним людям, улучшаются
ориентация в пространстве, координация движений, концентрация внимания,
повышается эмоциональный тонус,
2) у пациентов,
страдающих детским аутизмом, улучшаются зрительная и двигательная координация,
ориентация в пространстве, исчезает страх воды;
3) у детей, страдающих
ДЦП, значительно улучшается моторика.
После
общения с дельфинами у большинства больных детей восстанавливаются двигательные
способности, уменьшаются боли, улучшается кровообращение и речь. Один сеанс
дельфинотерапии обычно продолжается 15 минут. Заметное улучшение наблюдается у
пациентов уже после третьего сеанса. Курс лечения повторяется через год в том
случае, если заболевание не слишком серьезное. В противном случае повторный
курс рекомендуется через шесть месяцев. Курс дельфинотерапии лучше всего
начинать как можно раньше. Наиболее эффективные результаты отмечаются у детей в
возрасте от 6 месяцев до 16 лет.
Во время работы
устает не только тренер и врач, но и дельфин. Известно, что после окончания
сеанса получасового общения с больным человеком «дельфин-доктор» уходит «отдыхать»
на 40-50 минут. Здоровых людей дельфин катает по вольеру с удовольствием и
радостью. А после общения именно с больным человеком, он уходит и не работает,
пока не отдохнёт. Это говорит о том, что дельфин отдаёт больному человеку то,
что ему не может дать медицина... В Европе и в Америке лечение дельфинотерапией
стоит от 2 000 до 6 000 USD за 5-дневный курс, в странах СНГ – дешевле (в
Севастополе цена для ближнего зарубежья - 200$, для дальнего-500$ за 10 занятий
по 5 дней в неделю).
Многие дети после
сеанса дельфинотерапии начинают рисовать картинки, придумывать музыку, писать
стихи, к кому-то возвращается утраченный контакт с внешним миром. Дельфины
помогают им тем, что издают и звук и ультразвук. И тем самым воздействуют на
мозг детей. Через полчаса общения с дельфином у пациента меняется
энцефалограмма, через 10 дней резко улучшается его общее состояние. На
сегодняшний день еще не известно, почему это происходит. У дельфинов с людьми схожая
кардиограмма и состав крови, четырех камерное сердце, температура тела,
сопоставимый вес мозга. Сканируя пациента, животные ощущают характерную
вибрацию нездорового органа. «Общаясь» с афалиной, человек снимает стресс,
ощущает приток жизненной энергии, освобождается от негативных эмоций. Ни один
физиотерапевтический прибор не может воспроизвести то, что делает дельфин. Есть
мнение, что без симбиоза с человеком животное лечить не может. Результат
достигается только совместными усилиями [20].
Все приведенные
аспекты взаимодействия больных людей и дельфинов свидетельствуют о том, что,
если отбросить спорные моменты и преувеличения, то это мощное средство
психотерапии и психокоррекции. В России, несмотря на все сложности, дельфинотерапия
тоже начала развиваться. В Московском дельфинарии доктором Е.Л. Бутовой
проводится целенаправленная игровая терапия с участием дельфинов, при этом
больные дети, в основном страдающие детским церебральным параличом и синдромом
детского аутизма, находятся на помосте и дотрагиваются до дельфинов, но пока
еще не плавают с ними из-за отсутствия технических условий. В Москве в
дельфинотерапии участвуют не только афалины, но и белуха - представительница вида,
который нигде больше в мире в подобного рода программах не используется.
Полученные
результаты были впечатляемыми. Субъективно наблюдались значительные улучшения:
дети стали более контактными и общительными, у них повысился фон настроения,
они лучше справлялись с различными задачами повседневной жизни, уменьшились
страхи, дети перестали бояться воды. Ушла агрессия по отношению к посторонним
людям. Улучшилась ориентация в пространстве, координация движений, зрительная
координация, моторика. Проявились творческие задатки, например, появился
интерес к рисованию[22].
В одном из
городов Ставропольского края уже 6 лет успешно работает дельфинарий «Мади» (по
просьбе директора конкретный город не указан, т.к. у работников дельфинария
нет возможности оказать помощь всем желающим), который является филиалом Уришского
дельфинария. Леван Тамбиев, построивший дельфинарий для своей больной дочери
Мадины, в свободное от представлений время, по возможности, пропускает на
занятия с дельфинами всех больных детей. Все свои наблюдения работники
дельфинария сообщают в Академию наук. Эффект от этих процедур всегда разный[19].
Практически
всюду, где активно развивается дельфинотерапия, в ней участвуют в основном
тихоокеанские афалины, обитающие в теплых водах. Но в российских дельфинариях
содержатся атлантические афалины из черноморской популяции, и самая комфортная
для них температура воды - 16 - 18 градусов по Цельсию. Люди в такой холодной
воде чувствуют себя не уютно, а плавание в гидрокостюмах затрудняет не только
телесные контакты с дельфинами, но и движения непривычных к ним людей - не
говоря уже о том, что для маленьких детей это просто невозможно. Тут есть два
варианта - либо переводить дельфинов на время работы в другой бассейн с теплой
и чистой водой (о последнем не следует забывать, особенно при работе с детьми),
либо приобретать теплолюбивых животных.
Дельфины,
работающие с больными людьми, тоже должны отвечать определенным требованиям.
Они должны быть абсолютно здоровыми, почти "стерильными". Кроме
общительности и дружелюбия, они не должны проявлять никакой агрессивности по
отношению к человеку.
Зоотерапия с
использованием дельфинов обязательно должна быть комплексной; при проведении
дельфинотерапии желательна совместная работа с пациентом врача, психолога и
тренера[20].
Дельфинотерапию,
судя по всему, ждет большое будущее - эта отрасль нетрадиционной медицины будет
бурно развиваться в новом тысячелетии; наверняка общение с дельфинами принесет
не только пользу страдающим людям, но и приоткроет нам новые горизонты в
отношениях человека с представителями других видов животных.
Заключение
Анимотерапия имеет длительную предысторию
использования животных в различных реабилитационных программах. Возможность
привлечения животных вызывает большой интерес среди различных специалистов.
Очень часто к дельфинотерапии обращаются родители детей с серьезными нарушениями
(ДЦП в тяжелой форме, умственная отсталость, аутизм, рак).
Данная технология
является социальной инновацией, так как она находится на стадии становления на
территории РФ. И нельзя однозначно определить ее эффективность, так как данный
метод реабилитации детей-инвалидов имеет ряд минусов:
-
дельфинотерапия, как вид реабилитации является дорогостоящей;
-
является недоступной для большинства детей, в связи с тем, что
дельфинарии имеются лишь в 3-4 городах России;
-
общение с дельфинами не всегда приводит к положительному
изменению в состоянии здоровья ребенка.
Но даже если
дельфинотерапия не принесет желаемого радикального улучшения, общение с
дельфинами остается ярким не забываемым опытом в жизни детей и их родителей.
Литература:
1.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с
английского. М.: Педагогика, 1991.
2.
Аксенова Л.И. Правовые основы специального
образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. //
Дефектология. – 1997. - №1.
3.
Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная
игра “Ринго – Надежда”. // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2.
4.
Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. //
Дефектология. – 1996. - №5.
5.
Гуровец А.А. Опыт оказания психосоциальной помощи
онкологически больным детям и их родителям в Королевтсе Норвегия. //
Социально-педагогическая работа. – 1998. - №5.
6.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место
социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Институт
социальной работы Тюменской области, 1995.
7.
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями:
Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
8.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей
помощи. М.: Педагогика, 1991. –
9.
Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация
больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29
– 31 октября 1996 г. Под редакцией Э.И. Збровского М., 1998.
10.
Общество и инвалид – несостоявшийся диалог? Дебаты
в малых группах. Программа «Выход» Центра реабилитации молодых инвалидов.
Организация “Next Stop – New Life”. 27.11.1998.
11.
Основы социальной работы: Учебник. Под редакцией
П.Д. Павленок. М.: ИНФРА – М, 1998.
12.
Питерси М., Трилор Р. Программа ранней помощи детям
с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». М., 1999.
13.
Положение в г.Ставрополе семей, воспитывающих детей
с инвалидностью: общественный доклад / сост. В.С. Ткаченко, Г.В. Маковкина,
А.Э. Гапич – Ставрополь, 2005.
14.
Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен.
М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных
служб, 1997.
15.
Репринцева Г.И. Игротерапия как метод
психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №1.
16.
Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под
ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997.
17.
Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1.
Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981.
18.
Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста.
Под. Ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996.
19.
http://www.pgz.ru/