НАДЁЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,75 Кб
  • Опубликовано:
    2016-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

НАДЁЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ    

ФАКУЛЬТЕТ ОХРАНЫ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ                                          









РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ “НАДЁЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК”

 

                         Работу выполнил:

                        Cтудент гр. __________                                    ФИО___________

                      Проверил:___________                                    ФИО___________

Москва


Оглавление

Основные понятия надежности, ее параметры и показатели. 2

Основные термины и понятия, связанные с надежностью.. 4

Оценка надежности (безотказности) технических систем. 5

Количественные характеристики безотказности. 8

Структурно - логический анализ технических систем. 10

Методы исследования безопасности технических систем. 15

Обеспечение надежности и безопасности технических систем. 18

 Заключение ………………………………………………………………… 23

Список использоваемой литературы/веб-ресурсов …………………… 24














 



 

Основные понятия надежности, ее параметры и показатели

Надежность является одним из важнейших комплексных свойств качества сложных технических систем, отказ которых может привести к авариям и чрезвычайным происшествиям. По международному стандарту ИСО (ISO, International Organization for Standardization) качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетво­рять установленные и предполагаемые потребности. Надежность — специ­фическое свойство, поскольку это свойство проявляется только в эксплуатации и на всем ее периоде. Надежность — это качество объекта, развернутое во времени. Основные вопросы, которые изучает теория надежности, — от­казы технических элементов и систем, в целом; критерии и коли­чественные характеристики надежности; методы анализа и повыше­ния надежности элементов и систем на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации; методы испытания технических средств на надежность; методы оценки эффективности мероприя­тий по повышению надежности.

Теория надежности как наука исследует влияние конструктив­ных, технологических и эксплуатационных факторов на уровень надежности изделия. Математические методы, используемые в теории надежности, базируются на теории вероятностей и мате­матической статистике, поскольку каждый конкретный отказ есть событие случайное, появление которого не может быть точно пред­сказано заранее.

Необходимость установления и ис­следования закономерностей, характеризующих надежность техни­ческих устройств, желание получать количественное описание ха­рактеристик их надежности привели к созданию теории надежности.

Изучением закономерностей, свойственных случайным собы­тиям, занимается теория вероятностей. Характеристики случайных событий на практике определяются на основе массовых наблюде­ний, а объективно обоснованная оценка получаемых при этом ста­тистических материалов основывается на методах математической статистики. Надежность одновременно является важным и самостоятель­ным научным направлением.

По общепринятому определению (ГОСТ 27.002-89), надеж­ность — это свойство изделия (объекта) выполнять задан­ные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей в пределах, соответствующих заданным режи­мам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

Надежность — сложное понятие, оно выражается четырьмя параметрами:

     1. Безотказность — свойство объекта (изделия) непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого време­ни или наработки. Показателями безотказности являются: сред­няя наработка на отказ, интенсивность или параметр потока отка­зов, вероятность безотказной работы при заданной наработке.

2.Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособ­ность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и текущего ремонта. Показателями являются: средний ресурс (в единицах наработки), средний срок службы (обычно в календарных годах), гамма-процентный ресурс или срок службы.

3.Ремонтопригодность (эксплуатационная технологич­ность) — свойство объекта, заключающееся в его приспособлен­ности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей.

     4.Сохраняемость — свойство объекта сохранять установлен­ные показатели качества в процессе хранения, транспортирова­ния и непосредственно после. Показателями  сохраняемости явля­ются средний и  гамма-процентный срок  хранения.

Надежность технической системы закладывается в процессе ее проектирования, осуществляется в процессе ее производства и поддерживается в процессе эксплуатации, поэтому обеспечение надежности является серьезной задачей для проектирования, создания и эксплуатации таких систем.

Уровень надежности  технических систем, задаваемый техни­ческими требованиями, характеризуется рядом количественных показателей, среди которых наиболее часто используется вероят­ность безотказной работы.

 

  Основные термины и понятия, свя­занные с надежностью

     Работоспособность — это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации, в течение расчётного срока службы. Отказ — это нарушение работоспособности. Свойство элемента или системы непрерывно сохранять работоспособность при определённых условиях эксплуатации (до первого отказа) называется безотказностью. Безотказность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки.

Ремонтопригодность  — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Восстанавливаемой называют систему, которая в процессе своей эксплуатации допускает ремонт, к невосстанавливаемым - соответственно система, которая в процессе выполнения своих функций в силу причин технического либо экономического характера, проведение ремонтов не допускает. Примером невосстанавливаемой системы являются  искусственный спутник Земли.

Долговечность — свойство элемента или системы длительно сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при определенных условиях эксплуатации.

Сохраняемость — свойство объекта непрерывно сохранять требуемые эксплуатационные показатели в течение (и после) срока хранения и транспортирования.

Живучесть — способность технического устройства, сооружения, средства или системы выполнять основные свои функции, несмотря на полученные повреждения. Например, под живучестью судна можно понимать его способность оставаться на плаву и не терять остойчивость в случае затопления одного или большего числа отсеков из-за полученного повреждения корпуса.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

Сбой — самоустраняющийся отказ.

Наработка — время или объём работы.

Ресурс (техника) — объём работы или срок эксплуатации, на который рассчитывается машина, здание и т. п. После исчерпания ресурса безопасная работа устройства не гарантируется, ему требуется капитальный ремонт или замена.

Срок службы — календарная продолжительность от начала эксплуатации до наступления предельного состояния.

 

              Оценка надежности (безотказности) технических систем

В общем случае под технической системой понимают объект, выполняющий за­данные функции, который может быть расчленен на элементы, каждый из которых также выполняет определенные функции и находится во взаимодействии с другими элементами. Элементы могут иметь разнообразные выходные параметры, которые с пози­ции надежности можно разбить на три группы:

X1 — параметры, изменение которых с выходом за установлен­ные уровни показателей приводит к потере работоспособности эле­мента и системы;

Х2 — параметры, участвующие в формировании выходных па­раметров всей системы, по которым трудно судить об отказе эле­мента;

Х3— параметры, влияющие на работоспособность других эле­ментов аналогично изменению внешних условий работы системы.

      Рассмотрим (на примере  автомобильного двигателя) взаимодействие возможных типов выходных параметров двух элементов системы, которую можно представить структурной схемой (рис. 1).

В представленной на рис. 1 схеме для элемента № 1 — сис­темы питания X1 — это пропускная способность топливного жик­лера (если жиклер забит и топливо не поступает, то система пита­ния отказывает и отказывает двигатель), Х2 — это повышенный расход топлива при износе топливного жиклера, что приводит к ухудшению топливной экономичности автомобиля,  

Х3 — богатая горючая смесь при износе жиклера приводит к перегреву двигате­ля и затрудняет работу системы охлаждения.

 

    Рис. 1    Схема взаимодействия выходных параметров элементов

системы

 

 В свою очередь плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и об­разованию паровых пробок в системе питания — это Х3 для эле­мента № 2, плохая работа термостата затягивает прогрев двигате­ля, что приводит к снижению топливной экономичности автомо­биля — это Х2, обрыв ремня приводит к отказу системы охлаждения и отказу автомобиля — это X1 для элемента № 2.

      В реальных сложных системах элементы могут иметь или все три типа выходных параметров, или меньше (один или два). Во многом это зависит от степени расчленения системы на элементы. В рассмотренном примере система питания и система охлаждения двигателя сами явля­ются сложными системами, состоящими и большого числа деталей.

       При анализе надежности сложной системы ее элементы полезно разделять на группы по роли влияния на безотказность системы:

1.Элементы, отказ которых практически не влияет на рабо­тоспособность (например, повреждение обивки салона, коррозия крыла автомобиля). Отказ таких элементов обычно рассматрива­ют изолированно от системы.

3.Элементы, работоспособность которых за рассматриваемый промежуток времени или наработки практически не меняется (для автомобиля, направляемого на уборку урожая, учитывать измене­ние состояния картера коробки передач не имеет смысла).

4.Элементы, восстановление работоспособности которых не тре­бует значительных затрат времени и, практически, не снижает по­казателей эффективности работы.

5.Элементы, отказы которых приводят к отказу автомобиля и регламентируют его надежность.

В тех случаях, когда функционирование технической системы связано с выполнением разнообразных задач в неодинаковых ус­ловиях эксплуатации, выделение элементов в указанные группы может быть проблематично (отказ стеклоочистителя в сухую хо­рошую погоду не приводит к отказу автомобиля, а в дождь и сля­коть — приводит к его отказу).

В зависимости от характера влияния на надежность сложной системы, ее элементы можно считать включенными последователь­но (по аналогии с включением лампочек в гирлянде) или парал­лельно. При этом реальную конструктивную схему системы можно представить структурной схемой безотказности. Рассмотрим структурную схему подшипникового узла, состоящего из следующих элементов: 1 вал, 2 подшипник, 3 — корпус под­шипника, 4 винты крепления крышки подшипника (4 шт.), 5 — крышка подшипника. Если отказ элемента приводит к отказу си­стемы, то можно считать, что элемент включен последовательно. Если при отказе элемента система продолжает функционировать, то элемент включен параллельно. В соответствии с этим структур­ная схема подшипникового узла будет иметь вид

 

 
   

Рис.2  Структурная схема подшипникового узла с позиции его безотказности

                     1– вал;  2 – подшипник;  3 – корпус подшипника;

       4 – винты крепления крышки подшипника;  5 – крышка подшипника

 
       

                    Количественные характеристики безотказности

Безотказность (и другие составляющие свойства надежности) технических систем проявляется через случайные величины: наработку до очередного отказа и количество отказов за заданное время. Поэтому количественными характеристиками свойства здесь выступают вероятностные переменные.

Наработка есть продолжительность или объем работы объекта. Для РЭС естественно исчисление наработки в единицах времени, тогда как для других технических средств могут быть удобнее иные средства измерения (например, наработка автомобиля - в километрах пробега). Для невосстанавливаемых и восстанавливаемых изделий понятие наработки различается: в первом случае подразумевается наработка до первого отказа (он же является и последним отказом), во втором - между двумя соседними во времени отказами (после каждого отказа производится восстановление работоспособного состояния). Математическое ожидание случайной наработки Т

                                      (1)

является характеристикой безотказности и называется средней наработкой на отказ (между отказами). В (1) через t обозначено текущее значение наработки, а  f(t) - плотность вероятности ее распределения.

       (2)                      

Вероятность противоположного события называется вероятностью отказа и дополняет вероятность безотказной работы до единицы:

                  (3)                      

В (2) и (3)   F(t) есть интегральная функция распределение случайной наработки t. Плотность вероятности f(t) также является показателем надежности, называемым частотой отказов:

                             (4)                     

Из (4) очевидно, что она характеризует скорость уменьшения вероятности безотказной работы во времени.

Интенсивностью отказов называют условную плотность вероятности возникновения отказа изделия при условии, что к моменту t отказ не возник:

                          (5)                       

Функции f(t)  и (t)  измеряются в  ч.

Подпись:     Интегрируя (5), легко получить:

                                                                                                                                

Это выражение, называемое основным законом надежности, позволяет установить временное изменение вероятности безотказной работы при любом характере изменения интенсивности отказов во времени. В частном случае постоянства интенсивности отказов(t) == const  (6) переходит в известное в теории вероятностей экспоненциальное распределение:

        }.            (7)                 

Поток отказов при(t)=const называется простейшим и именно он реализуется для большинства технических систем в течении периода нормальной эксплуатации от окончания приработки до начала старения и износа.

Подставив выражение плотности вероятности f(t) экспоненциального распределения (7) в (1), получим:

                                

т.е. при простейшем потоке отказов средняя наработка Т0   обратна интенсивности отказов . С помощью (7) можно показать, что за время средней наработки, t=T0, вероятность безотказной работы изделия составляет  1/l Часто используют характеристику, называемую  - процентной наработкой - время, в течении которого отказ не наступит с вероятностью (%):

                            

        Структурно - логический анализ технических систем

       Конечной целью расчета надежности технических устройств является оптимизация конструктивных решений и параметров, режимов эксплуатации, организация технического обслуживания и ремонтов. Поэтому уже на ранних стадиях проектирования важно оценить надежность объекта, выявить наиболее ненадежные узлы и детали, определить наиболее эффективные меры повышения показателей надежности. Эти задачи можно решить  предварительным структурно – логическим  анализом  системы.

      Большинство технических объектов  являются сложными системами, состоящими из отдельных узлов, деталей, агрегатов, устройств контроля, управления и т.д.. Техническая система (ТС) - совокупность технических устройств (элементов), предназначенных для выполнения определенной функции или функций. Соответственно элемент - составная часть системы.

      Расчленение ТС на элементы достаточно условно и зависит от постановки задачи расчета надежности. Например, при анализе работоспособности технологической линии ее элементами могут считаться отдельные установки и станки, транспортные и загрузочные устройства и т.д.. В свою очередь станки и устройства также могут считаться техническими системами и при оценке их надежности должны быть разделены на элементы - узлы, блоки, которые, в свою очередь - на детали и т.д..

При определении структуры ТС в первую очередь необходимо оценить влияние каждого элемента и его работоспособности на работоспособность системы в целом. С этой точки зрения целесообразно разделить все элементы на четыре группы:

1. Элементы, отказ которых практически не влияет на работоспособность системы (например, деформация кожуха, изменение окраски поверхности и т.п.).

2. Элементы, работоспособность которых за время эксплуатации практически не изменяется и вероятность безотказной работы близка к единице (корпусные детали, малонагруженные элементы с большим запасом прочности).

3. Элементы, ремонт или регулировка которых возможна при работе изделия или во время планового технического обслуживания (наладка или замена технологического инструмента оборудования, конструктивные доработки ТС и т.д.).

4. Элементы, отказ которых сам по себе или в сочетании с отказами других элементов приводит к отказу системы.

      Очевидно, при анализе надежности ТС имеет смысл включать в рас-смотрение только элементы последней группы.

Для расчетов параметров надежности удобно использовать структурно - логические схемы надежности ТС, которые графически отображают взаимосвязь элементов и их влияние на работоспособность системы в целом. Структурно - логическая схема представляет собой совокупность ранее выделенных элементов, соединенных друг с другом последовательно или параллельно. Критерием для определения вида соединения элементов (последовательного или параллельного) при построении схемы является влияние их отказа на работоспособность ТС.

       Последовательным (с точки зрения надежности) считается соединение, при котором отказ любого элемента приводит к отказу всей системы (рис. 3).

      Параллельным (с точки зрения надежности) считается соединение, при котором отказ любого элемента не приводит к отказу системы, пока не откажут все соединенные элементы (рис. 4).

  






Рис.4     Параллельное

          соединение  элементов


 

Рис.3     Последовательное

          соединение  элементов

 
 




Безотказность сложной системы, состоящей из последовательно включенных элементов, определяется произведением вероятностей безотказной работы элементов  как совместно наблюдаемых событий. Например, система состоит из 50 эле­ментов с одинаковой безотказностью Как видно из приведенного примера, увеличение количества эле­ментов при их последовательном включении приводит к снижению безотказности сложной системы. Следует пояснить, что «последо­вательным» такое соединение элементов является только в смыс­ле надежности, физически они могут быть соединены как угодно.

      Для реальных элементов безотказность является переменной величиной, зависящей от их наработки, ее можно выразить зако­ном распределения вероятностей. На рис. 5 показаны графики законов распределения вероятностей для трёх

последовательно включённых элементов.


         Рис. 5. Схема влияния наработки системы на вероятность

                                         отказа ее элементов

Из рис. 5 следует, что при наработке t1 наибольшую вероят­ность отказа  будет иметь первый элемент, однако, при увеличении наработки до величины t2 вероятность отказа вто­рого элемента может существенно возрасти. Третий элемент при рассматриваемых значениях наработки остается практически бе­зотказным. Таким образом, для повышения безотказности систе­мы, состоящей из последовательно включенных элементов, следу­ет в первую очередь повышать надежность наиболее «слабых» эле­ментов. Одинаково увеличивать средний ресурс всех элементов системы нецелесообразно.

При параллельном включении элементов (рис. 6) сложная система откажет только при отказе всех т элементов, вероятность совместного наблюдения этих событий

 

Бе­зотказность сложной системы

Например, для системы из трех элементов с безотказностью 0,9 об­щая безотказность. Таким образом, увели­чение числа параллельно включенных элементов увеличивает бе­зотказность сложной системы.











             Рис. 6. Структурная схема безотказности системы

                          из трех параллельно включенных элементов

       В качестве примера оценим безотказность грузового двухосного автомобиля по проколу колес (колеса задней оси спаренные). Изве­стно, что при определенном пробеге автомобиля безотказность по проколу переднего колеса равна а по проколу заднего колеса (часто передние колеса наезжают на лежащий гвоздь, подбрасывают его и он прокалывает заднее колесо, поэтому обычно вероятность прокола задних колес больше, чем передних).

Если автомобиль груженый (вариант а), то при проколе любого колеса дальнейшее движение авто нобиля невозможно — наблюда­ется отказ сложной системы. Если автомобиль совершает порож­ний пробег (вариант б), то при проколе одного из спаренных колес дальнейшее движение возможно; отказ будет происходить только при проколе обоих спаренных колес или переднего колеса. В соот­ветствии с этими условиями на рис. 7 показаны структурные схемы безотказности сложной системы по обоим вариантам.

Безотказность сложной системы по структурной схеме варианта а

Безотказность сложной системы по структурной схеме варианта б

Рис. 7. Структурная схема безотказности автомобиля по проколу колес

 а — движение груженого автомобиля; б — движение порожнего автомобиля; Пл — переднее левое колесо, Пп — переднее правое колесо,

 Зл — заднее левое колесо, Зп — заднее правое колесо

Таким образом, при движении груженого автомобиля отказ по проколу колеса может наблюдаться в 22 случаях из 1000, а при движении порожнего автомобиля — в 2 случаях из 1000.

Структурные схемы безотказности выстраиваются с учетом влияния на отказ системы отказа её элементов, которые условно считают последовательно или параллельно включенными. При этом выделяются и анализируются два варианта совместных событий: не откажет ни один элемент или откажут все элементы. Во многих случаях проще провести анализ всех возможных состояний слож­ной системы, рассматривая каждое из них как несовместное собы­тие. Для такого анализа составляют структурные схемы состоя­ний сложной системы, которые дают представление обо всех воз­можных комбинациях состояний элементов, и каждая комбинация рассматривается как несовместное событие.

      Методы исследования безопасности технических систем

Безопасность — это многоплановая проблема, которая должна быть разрешена известными способами до того, как отсутствие правильного решения приведет к профессиональному заболеванию, несчастному случаю или аварии, что в совокупности часто обозна­чают единым понятием «чрезвычайное происшествие» (ЧП). В практике анализа безопасности и риска технических систем ча­сто используются следующие понятия:

ЧП — это нежелательное, незапланированное, непреднаме­ренное событие в системе «человек — машина — окружаю­щая среда», нарушающее обычный ход вещей и происходя­щее в относительно короткий отрезок времени;

несчастный случай — ЧП, заключающееся в повреждении организма человека;

инцидент — вид отказа технической системы, связанный с неправильными действиями или поведением человека.

При анализе опасностей и риска следует руководствоваться основными положениями ГОСТ Р 51901-2002. Анализ риска пред­ставляет собой структурированный процесс, целью которого явля­ется определение как вероятности, так и размеров неблагоприят­ных последствий исследуемого действия, объекта или системы. Процесс управления риском охватывает различные аспекты рабо­ты с риском, от идентификации и анализа риска до оценки его допустимости и определения потенциальных возможностей сни­жения риска посредством выбора, реализации и контроля соответствующих управляющих действий.

Первый шаг к ликвидации опасностей состоит в их выявле­нии, т. е. идентификации. Инженер обязан уметь это делать. Он должен определить потенциальные источники опасности, которые могут, но до сих пор пока еще не вызвали аварий; выявить опас­ности, которые маловероятны, но которые все-таки могут привес­ти к серьезным последствиям; устранить из рассмотрения опасно­сти, которые практически неосуществимы.

К главным моментам анализа опасностей относится поиск от­ветов на следующие вопросы:

♦ Какие объекты являются опасными?

♦ Какие ЧП нельзя устранить полностью и как часто они бу­дут иметь место?

♦ Какие повреждения неустранимые ЧП могут нанести лю­дям, материальным объектам, окружающей среде?

Оценивание каждой опасности включает изучение вероятнос­ти ее появления, а также серьезности травм персонала, поврежде­ний систем, зданий и пр. компонентов производства, а также эко­логического ущерба, к которым может привести авария. Опаснос­ти должны быть сравнимы, это необходимо для их ранжирования. Для успешного анализа опасностей необходимо провести и изуче­ние контрмер по отношению к каждой из опасностей, что добавля­ет еще одно направление при проведении анализа, так как в пос­ледующем принимаемые решения будут связаны с компромисса­ми среди альтернативных решений.

В общем случае, для того чтобы способы обеспечения безопас­ности стали реальностью, необходимо использовать определенные процедуры или отдельные действия:

♦ идентификация опасностей, их анализ и оценка;

♦ логические процедуры формулирования предупредительных мероприятий (контрмер);

♦ выбор лучшей контрмеры для внедрения (принятие решения).

        Проблема безопасности решается выбором метода, который дает более выгодное решение при несовершенных исходных данных. Методы анализа основаны на качественном и количественном под­ходах к оценке опасностей.

       Качественный анализ системы, как правило, предшествует количественному. Например, измерениям должна предшествовать стадия идентификации опасностей, выполняемая только на основе качественного анализа опасностей, который ведется просмотром изучаемой системы. Задача — выделить проблемы безопасности, нуждающиеся в более подробном рассмотрении. В любых отраслях промышленности можно выявить источники повышенной опаснос­ти или  ненадежные компоненты эксплуатируемой системы. В тех­нике и технологиях встречаются разнообразные опасности, и если они характеризуются высокими температурами, большими скорос­тями и давлениями, то опасные точки обнаружить относительно просто. Чаще это достигается качественным анализом.

Кроме идентификации опасностей, качественная оценка суще­ственна и при выборе альтернативных средств усовершенствова­ния системы для ликвидации опасностей и достижения безопасно­сти, а в проектируемых системах это выразится в форме разработ­ки альтернатив для выполнения требований, предъявляемых к системе, необходимых инструкций и организационных мероприя­тий и прочих мер, определяемых принципами и методами обеспе­чения безопасности. Обилие возможностей при выборе контрмер безопасности также обусловливает применение качественного ана­лиза. При качественном анализе используются специальные фор­мы, технические стандарты и утвержденные нормы безопасности. Его результаты приводят к последующим задачам оптимизации, осуществляемым количественными методами.

Количественные методы анализа базируются на основе ме­тодов объективного измерения и прогнозирования последствий опасности, что наиболее эффективно при сравнении сопоставимых опасностей системы в конкретном интервале времени. Недоста­точная эффективность в других случаях объясняется тем, что обыч­но неизвестно будущее состояние системы. Однако это не исклю­чает использование количественных методов для приближенной оценки и прогнозирования состояния системы.

 Обеспечение надежности и безопасности технических систем

В большинстве случаев безопасность технической системы яв­ляется производной от ее надежности, т. е. эти свойства являются взаимосвязанными. Пути обеспечения надежности разнообразны и прежде всего они связаны с повышением стойкости изделия к внешним воздействиям. Например, для механических систем вы­сокая надежность достигается за счет создания прочных, жест­ких, износостойких узлов при их рациональной конструкции, применения материалов с высокой прочностью, износостойкостью, антикоррозийной стойкостью, теплостойкостью и т. д. Другой путь обеспечения достаточной надежности — их изоляция от вредных воздействий: установка машины на фундамент, защита поверхно­стей от запыления и загрязнения, создание специальных условий по температуре и влажности, применение антикоррозийных по­крытий, виброизолирующих устройств и т. д.

Эффективным средством для решения проблемы надежности и безопасности является применение автоматики для поддержания нормальных режимов работы и обеспечения возможности длитель­ного выполнения системой своего служебного назначения в различ­ных условиях эксплуатации. Не менее значимым является обучение персонала правилам безопасной эксплуатации технических систем.

Для недопущения отказов конструктивного, производственно­го и эксплуатационного характера существуют типовые меропри­ятия, методы и средства предупредительного, контролирующего и защитного характера, обеспечивающие надежность и безопасность технических систем. Их применяют на различных этапах жизнен­ного цикла технической системы — в процессе проектирования, создания (изготовления) и эксплуатации.

Стадия проектирования технических систем предусматри­вает следующие меры:

а)        Предупредительные — использование отработанных методов
и средств обеспечения надежности; анализ альтернативных про-
ектно-конструкторских решений и выбор наилучших; создание
запасов работоспособности по нагрузкам и отказам различных
видов; использование резервирования; выбор высоконадежных
комплектующих элементов, материалов; создание контролепригод-
ных и ремонтопригодных элементов; обучение проектантов, кон-
структоров, испытателей передовым методам и способам обеспече-
ния надежности; установление проектных норм надежности и норм
испытаний при экспериментальной отработке; разработка новых
средств контроля и диагностики;

б)        Контрольные — экспериментальная проверка технических
решений, особенно новых; проверка всех режимов функциониро-
вания; автономные и комплексные испытания; контроль и кор-
ректировка конструкторской документации; экспериментальная
проверка запасов работоспособности во всех режимах функциони-
рования; контроль надежности; контроль качества труда исполни-
телей, самоконтроль;

в)        Защитные — анализ видов и последствий отказов; введе-
ние специальных приборов в состав системы, обеспечивающих
безопасность при возникновении отказов; разработка режимов
обкатки и тренировки системы на начальном этапе работы до
перехода на режимы нормального функционирования; составле-
ние инструкций для обучения производственного персонала; реа-
лизация технических решений по локализации отказов; обеспе-
чение оперативного контроля и управление функционировани-
ем; обеспечение сохранения работоспособности элементов при отказах в системах; разработка системы обслуживания и восста­новления техники;

Стадия изготовления технических систем предусматрива­ет следующие меры:

а)        Предупредительные — выбор прогрессивных и стабильных
технологических процессов; отработка новых технологических
процессов и средств контроля до начала пуска производства; отра-
ботка и корректировка технологической документации; обучение
и аттестация производственного персонала при допуске к работе
на ответственных операциях; надзор за состоянием производствен-
ного оборудования и средств контроля.

б)        Контрольные — проведение входного, пооперационного и вы-
ходного контроля; контрольно-технологические испытания; конт-
роль качества труда исполнителей, самоконтроль; авторский над-
зор; контроль качества и стабильности технологических процессов;

в)        Защитные — использование избыточности (дублирование) в
оборудовании и средствах контроля; введение блокировок в ответ-
ственные технологические процессы, исключающих продолжение
работы при нарушениях предусмотренных режимов; разработка
системы обслуживания и восстановления производственного обо-
рудования и средств контроля.

Стадия эксплуатации технических систем предусматрива­ет следующие меры:

а)        Предупредительные — использование автоматизированных
средств контроля и поиска неисправностей; отработка эксплуата-
ционно-технической документации; проведение предварительных
регламентных работ; оценка и прогнозирование технического со-
стояния и надежности; аттестация и обучение персонала;

б)        Контрольные — автоматизированная регистрация и обработка
информации о командах по управлению технической системой,
возникающих отказах и неисправностях; постоянный мониторинг
качества исполняемых технической системой операций; самокон-
троль; гарантийный надзор;

в)        Защитные — проведение оперативных доработок; использо-
вание автоматических средств защиты; использование качественных запасных частей, обменного фонда агрегатов и эксплуатаци­
онных материалов; анализ последствий отказов и реализация защитных мероприятий; обучение и аттестация персонала для рабо­ты при возникновении отказов.

Важнейшей составной частью активных средств, позволяющих, в конечном счете, добиться высокой надежности, безопасности и эффективности технической системы являются технические сред­ства (элементная база, экспериментальные и производственные возможности). Отсутствие материально-технической основы высо­кой надежности техники не может быть скомпенсировано други­ми средствами — организацией работ, реализацией программного подхода, методического, нормативного или информационного обес­печения.

Уровень технического обеспечения зависит от следующих факторов:

♦ уровня качества и надежности материалов, полуфабрикатов, электрооборудования и радиодеталей, комплектующих эле­ментов, агрегатов и изделий общего назначения, выпускае­мых промышленностью и используемых в составе техничес­ких систем;

♦ номенклатуры, количества, производительности, автомати­зации технических средств для проектирования, конструи­рования, отработки, производства, контроля и эксплуатации сложных изделий;

♦ уровня автоматизации и оперативного сбора, обработки, об­мена информацией для планирования, координации действий и контроля за ходом создания и применения изделий.

Для создания высоконадежных и эффективных технических систем необходимо, чтобы новые материалы, электронные изде­лия и др. комплектующие обладали высокими показателями на­дежности, достаточными для практически безотказной эксплуата­ции перспективных систем в заданных для них условиях в тече­ние срока эксплуатации, равного сроку их морального старения.




                                     

 

Заключение

В современном мире происхождение многих негативных процессов в природе и обществе связано с антропогенной деятельностью в техносфере, пренебрежительным отношением к вопросам и проблемам безопасности технологических процессов и производств.

Успешное и устойчивое экономическое развитие невозможно без целенаправленной деятельности на снижение техногенных рисков, без владения  методами теории надежности технических систем, которые позволяют находить значения показателей надежности объектов по результатам экспериментальных исследований и создавать системы диагностирования технического состояния этих объектов.

Умение оценивать надежность слож­ной системы на основе известных показателей надежности ее эле­ментов позволяет на этапе проектирования системы выбирать наиболее удачные и безопасные конструктивные варианты, прогнозировать вероятность возникновения аварийных ситуаций.

Знание теорети­ческих основ технической диагностики позволяет разрабатывать ав­томатические системы защиты, обладающие признаками искусст­венного интеллекта, т. е. способностью распознавать наиболее веро­ятные состояния и сценарии развития событий, согласно которым выполняются без участия человека необходимые действия, предуп­реждающие или локализующие аварийные ситуации.








Список использоваемой литературы/веб-ресурсов

1. Надёжность технических систем и техногенный риск / В. С. Малкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 432, [1] с. : ил. – (Высшее образование).

2. Испытания, обеспечение надёжности и ремонт авиационных двигателей и энергетических установок: Учеб. Пособие / Ю.С. Елисеев, В.В. Крымов, К.А. Малиновский, В.Г. Попов, Н.Л. Ярославцев. – М.: Изд-во МАИ, 2005. – 540 с.: ил.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Надёжность

Похожие работы на - НАДЁЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!