Совершенствование процесса управления качеством на предприятии ООО 'ПродМашПласт'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    131,04 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование процесса управления качеством на предприятии ООО 'ПродМашПласт'

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»










на курсовой проект

на тему: Совершенствование процесса управления качеством на предприятии ООО «ПродМашПласт»


Каландаров Алидин Шарафиддинович

Аннотация

Цель курсового проекта - на основе исследования теоретических аспектов разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством на предприятии ООО «ПродМашПласт».

В теоретической главе раскрыты особенности процесса управления качеством, где исследованы понятие, сущность и структура управления качеством продукции; изучен процесс и функции управления качеством на предприятии; выявлены пути совершенствования системы управления качеством выпускаемой продукции на производственном предприятии.

В исследовательской главе приведен анализ процесса управления качеством ООО «ПродМашПласт», где рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия; проанализирована производственная деятельность предприятия; исследован процесс управления качеством на ООО «ПродМашПласт»; разработаны мероприятия по совершенствованию процесса управления качеством на ООО «ПродМашПласт».

Курсовой проект по производственному менеджменту рекомендуется студентам при подготовке к практическому занятию по теме «Совершенствование процесса управления качеством на предприятии».

Оглавление

Введение

. Теоретические особенности процесса управление качеством на предприятии

.1 Понятие, сущность и структура управления качеством продукции

.2 Процесс и функции управления качеством на предприятии...

.3 Совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции на производственном предприятии

2. Анализ процесса управления качеством на предприятии ООО «ПродМашПласт»

.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

.2 Анализ производственной деятельности предприятия

.3 Исследование процесса управления качеством на ООО «ПродМашПласт»

.4 Рекомендации по улучшению управления качеством на предприятии «ПродМашПласт»

.5 Оценка экономической эффективности внедрения проекта

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б

Введение

Сущность управления качеством в производстве заключается в обеспечении условий, при которых в любой момент времени на любом этапе производственного процесса можно получить информацию о качестве изготавливаемой продукции, и в случае обнаружения несоответствий установить, на каком этапе они возникли, и принять меры по их ликвидации. Поэтому реальная промышленная реализация системы менеджмента в производственной деятельности возможна только на основе развитой интегрированной системы, включающей в себя менеджмент качества, менеджмент экологии, социальный менеджмент, в основе которых лежит информационная инфраструктура производственного процесса, эффективным инструментом получения и анализа которой являются статистические методы.

В современной рыночной экономике преобладают принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это исходит из того, что в наше время выживаемость любой организации, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. Что касается конкурентоспособности организации, то она связана с действием нескольких десятков факторов, два основных из которых - это уровень цены и качество продукции. В последнее время фактор качества продукции постепенно выходит на первое место.

Совершенствование процесса управления качеством является одной из ключевых функций менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.

Система обеспечения качества - это совокупность организационных, предупреждающих, технологических и, при необходимости, корректирующих мер, направленных на получение требуемого уровня потребительских характеристик и срока службы конечного изделия при оптимальном уровне затрат на разработку, производство и обслуживание.

Актуальностью темы данной работы является то, что сегодня процесс управление качеством, соответствующий современным международным стандартам способствует выполнению заявленных и предполагаемых требований на российских предприятиях, которые ведут к успеху и повышению конкурентоспособности фирмы.

Целью работы является совершенствование процесса управления качеством на предприятии ООО «ПродМашПласт». Исходя из данной цели, выявляется ряд задач:

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи.

·        рассмотреть теоретические особенности процесса управления качеством на предприятии;

·        проанализировать процесс управления качеством на предприятии ООО «ПродМашПласт»;

·        разработать мероприятия по совершенствованию организации производственного контроля на предприятии ООО «ПродМашПласт»;

Объектом исследования данного курсового проекта является предприятие ООО «ПродМашПласт».

Предмет исследования - процесс управления качеством продукции.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных авторов по вопросам качества, таких как Леднева А.Е., Макарова Л.В., Тарасов Р.В., Коноплев С.П., Герасимова Е. Б. и др., нормативно-правовые материалы, материалы периодической печати.

В качестве методологической основы исследования выступили такие методы общенаучного исследования, как анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.

Информационной основой исследования явились данные налогового учета, формы отчетности ООО «ПродМашПласт» за 2011-2013 гг., материалы периодической печати.

Структурно курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений.

. Теоретические особенности процесса управления качеством на предприятии

.1 Понятие, сущность и структура управления качеством продукции

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества [10, c. 7].

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления [10, c. 9].

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как [21]:

·        прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

·        планирование повышения качества продукции;

·        нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

·        разработка и постановка продукции на производство;

·        технологическая подготовка производства;

·        организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;

·        обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;

·        контроль качества и испытания продукции;

·        профилактика брака в производстве;

·        внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;

·        сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

·        стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

·        внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

·        технико-экономический анализ изменения качества продукции;

·        правовое обеспечение управления качеством продукции;

·        информационное обеспечение управления качеством продукции;

·        материально-техническое обеспечение качества продукции;

·        метрологическое обеспечение качества продукции;

·        специальная подготовка и повышение квалификации кадров;

·        организационное обеспечение управления качеством продукции;

·        технологическое обеспечение управления качеством продукции;

·        финансовое обеспечение управления качеством продукции.

Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем (Рисунок.1) [15, c. 11].

Рис. 1

К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.

В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации [11, c. 29].

Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.

Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции [13, c. 70].

Основной задачей каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли [9, c. 78].

Под элементом системы качества понимается такая определенным образом выделенная ее часть, дальнейшее расчленение которой нецелесообразно для принятой цели рассмотрения. Такими целями могут быть построение системы, ее оценивание, совершенствование и др. Состав и содержание элементов определяются разработчиками в зависимости от задач, решаемых системой качества, особенностей продукции, производственных процессов и уже сложившейся системы качества [8, c. 139].

В таблице 1 приведены элементы системы качества в соответствии со стандартами и добавлены аналогичные разделы ИСО/ПМС 9001:2000.

Таблица 1 - Элементы системы качества по стандартам ИСО серии 9000

Элементы системы качества

Пункт МС ИСО 9004-1

Пункт МС ИСО 9001

Пункт МС ИСО/ ПМС 9001:2000

Ответственность руководства

4

4.1

5.1; 5.3; 5.4.1; 5.5.1; 5.5.2; 5.5.3; 5.6; 6.1; 6.2.1; 6.3

Система качества

5

4.2

4; 5.1; 5.4.1; 5.4.2; 5.5.5; 7.1

Внутренние проверки качества

5.4

4.17

8.2.2

Экономика (затраты на качество)

6



Анализ контрактов

7

4.3

7.2.2

Управление проектированием

8

4.4

7.3

Закупки

9

4.6

7.4

Управление процессами

10

4.9

7.1; 7.5.1 7.5.5

Управление процессами

11

4.9

7.1; 7.5.1 7.5.5

Идентификация и прослеживаемость продукции

11.2

4.8

7.5.2

Статус контроля и испытаний

11.7

4.12

7.5.1

Контроль и испытания

12

4.10

7.1; 7.5.1; 8.1; 8.2.4;

Контрольное, измерительное и испытательное оборудование

13

4.11

7.6

Управление несоответствующей продукцией

14

4.13

8.3

Корректирующие и предупреждающие действия

15

4.14

8.5.2

Погрузо-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка

16

4.15

7.5.4

Техническое обслуживание

16.4

4.9

7.1; 7.5.1

Управление документацией и данными

17

4.5

5.5.6

Управление регистраций данных о качестве

17.3

4.16

5.5.7

Подготовка кадров

18

4.18

6.2.2

Управление продукцией, поставляемой потребителем

19

4.7

7.5.3

Статистические методы.

20

4.20

8.1; 8.2.3; 8.2.4; 8.4


Данные элементы системы качества находятся в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 [18].

Элементы системы качества можно условно разделит на три группы:

первая - элементы, которые определяются и устанавливаются руководством предприятия (политика в области качества, организационная структура, оценка системы качества, обучение);

вторая - элементы системы, охватывающие несколько фаз или подразделений, связанных с самой системой качества, с общефирменными проблемами и с проблемами продукции (контроль документации, ведение всех записей по качеству, применение статистических методов, хранение, упаковка, транспортировка, отгрузка, контроль средств измерений и контроль, обращение с дефектными единицами продукции, контроль качества, состояние при испытаниях);

третья - элементы, специфичные для определенных этапов (проверка контрактов, обеспечение качества на различных этапах жизненного цикла - проектирование, закупка материалов, комплектующих и др.) [12, c. 33].

Таким образом, система качества в организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией.

.2 Процесс и функции управления качеством на предприятии

С термином «качество продукции» неразрывно связано такое понятие как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком [6, c. 102].

Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей [14, c. 67].

Управленческие процедуры, как правило, объединяются в циклы управления: планирование - организация - учет - контроль - анализ - регулирование. Эти циклы осуществляются над всеми элементами системы качества, в том числе над производственными процедурами обеспечения качества.

Составляющие элементы категории «обеспечение качества» (планирование, регулирование и контроль) взаимосвязаны и образуют непрерывный процесс формулирования и реализации требований к качеству в рамках системы качества (Рисунок. 2).

Рисунок. 2. Обеспечение качества в рамках системы качества

Планируемые показатели качества могут превосходить нормы, регламентируемые законодательством, либо нормы, принятые стандартами конкурирующих организаций. В таком случае повышенные планируемые показатели качества оформляются в виде стандарта предприятия, что существенно влияет на его конкурентные позиции.

Контроль качества - сопоставление соответствия предписанных требований измеренным характеристикам продукции или услуги [19, c. 14].

Регулирование качества - устранение несоответствий характеристик продукции или услуги предписанным требованиям [19, c. 15].

Основными направлениями при разработке системы качества является [2, c. 47]:

определение функций и задач системы качества. На этой стадии рекомендуется осуществить тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу перечня составляют стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия.

Для организации эффективного управления качеством перечень этапов должен быть в достаточной степени детализирован, чтобы ни один из них не остался без воздействия системы качества.

Исходя из варианта производственного процесса, определяется базовая модель системы качества. Могут быть использованы рекомендации стандарта ИСО 9001 выпуска 2000 г. Перечень рекомендуемых элементов носит универсальный характер и установлен в этих стандартах, исходя из практического опыта многих предприятий. Необходимо, чтобы отсутствие того или иного элемента в системе качества, предусмотренного в стандартах ИСО 9000, было достаточно обоснованным, чтобы можно было объяснить это заказчику или организации, которые будут осуществлять проверку системы качества.

выявление состава структурных подразделений системы качества. После определения функций системы качества, необходимых для управления качеством на всех этапах создания продукции, необходимо определить структурные подразделения, которые будут заниматься осуществлением этих функций. Для этого необходимо проанализировать функции, выполняемые существующими подразделениями, и сравнить их с перечнем функций, включаемых в создаваемую систему качества с учетом рекомендаций ИСО 9000. В результате устанавливаются подразделения - исполнители каждой функции.

В состав исполнителей, кроме подразделений службы качества, входят, как правило, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование качества продукции. При установлении исполнителей отдельных функций необходимо помнить, что подразделения, как правило, выполняют несколько функций и не только в системе качества, но и непосредственно в производственном процессе и других системах [2, c. 51].

После определения функций и их исполнителей система качества обретает вполне конкретное очертание, которое может быть представлено в двух схемах: структурной и функциональной. Структурная схема системы качества создается на основе структурной схемы предприятия и дает возможность показать состав и взаимосвязь всех структурных подразделений, выполняющих функции в системе качества.

При создании функциональной схемы необходимо детализировать этапы производства и представить все управленческие функции, необходимые для осуществления процесса управления качеством: обучение и мотивацию персонала, взаимодействие с внешней средой, политику и планирование качества, организацию работ, контроль качества, информацию, разработку мероприятий, принятие решений и внедрение их в производство. При этом, по аналогии со структурной схемой, здесь также можно отдельно для каждой функции указать структурные подразделения, которые будут их выполнять на всех этапах производства [13, c. 74].

Так как подразделения выполняют, чаще всего, несколько функций, на функциональной схеме одни и те же структуры могут повторяться в качестве исполнителей разных функций. Необходимость создания функциональной схемы заключается не только в наглядном представлении «работы» системы качества, но, главное, в том, что она позволяет выявить и устранить возможные пробелы при организации работ по качеству, когда для выполнения некоторых функций может не оказаться нужных исполнителей. Следовательно, создание функциональной схемы поможет обеспечить четкую организацию работ по управлению качеством.

В целом, создание структурной и функциональной схем управления качеством и включение их в руководство по качеству позволит работникам предприятия, заказчикам и аудиторам составить более полное представление об организации и функционировании системы качества.

Функции системы качества определяют содержание деятельности в системе и являются ее структурообразующими элементами. Исследованиями был установлено, что на предприятии с максимально сложным производством необходимо выполнение около 40 функций. С помощью расчленения этих функций на составляющие их задачи и работы можно определить необходимый состав работ, осуществляемых в системе качества. В приложении 1 приведен типовой состав функций, который должен уточняться в зависимости от специфики производства на каждом предприятии.

Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества (на соответствие стандартам и установленным показателям качества), выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопониманию повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации [21].

Таким образом, обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и подтверждения достаточной уверенности как внутри предприятия, так и во внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.

.3 Совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции на производственном предприятии

Постоянное повышение планки уровня качества изделий в период перехода к экономическим методам управления на принципах хозяйственной самостоятельности и конкуренции, обуславливает необходимость существенного повышения эффективности и обоснованности мероприятий и решений в области обеспечения качества продукции. Совершенствование процесса УКП (управление качеством продукции) на предприятии следует рассматривать как важнейшее направление повышения эффективности в целом. От эффективности управленческих решений, принимаемых на данном этапе, во многом зависит успех производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Промышленные предприятия являются одной из ведущих отраслей производства. Ее характерной особенностью является то, что она представляет собой поточно-массовое производство с высоким уровнем механизации и автоматизации технологических процессов. Промышленность активно влияет на развитие других отраслей экономики в деле создания новых прогрессивных материалов, комплектующих изделий и оборудования [22].

Особую роль в усилении позиций предприятия в условиях конкуренции приобретает вопрос повышения качества и оперативность принимаемых управленческих решений. Зарубежная и отечественная наука достигли значительных успехов в разработке теории и практики организации управления и формирования систем качества на предприятии. Опыт ряда стран (США, Япония, Германия и др.) убедительно свидетельствует об эффективности применения научных методов УКП. Именно благодаря совершенствованию этих методов им удалось добиться существенного роста в экономическом развитии. Основной метод исследования экономических процессов является подход к объекту исследования (заводу) как к системе. При использовании системного подхода предприятие рассматривается как совокупность элементов, ориентированных на достижение определенных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Возмущения, поступающие из внешней среды, воздействуют на производственную систему. Для предприятия это может быть: нарушение срока поставок сырья, изменение цен на полуфабрикаты или сырье, изменение условий сбыта продукции и другие. Способность взаимодействия предприятия и внешней среды (с предприятиями-конкурентами, банками, вышестоящими организациями управления) определяет существующую форму хозяйствования, принципы ценообразования, кредитования, материально-технического снабжения [7, c. 5].

Значительным препятствием в современной экономике для создания условий улучшения качества продукции, является слабый механизм рыночной конкуренции производителей, что существенно снижает их заинтересованность в повышении качества товаров и услуг.

Возьмем во внимание то, что методы управления на предприятиях сегодня четко не определены. Нет единой концепции управления экономикой в условиях переходного периода на уровне государства, до конца не сформирована и правовая база управления. Не произошли пока необходимые изменения в государственном и хозяйственном управлении непосредственно предприятиями. Соответственно нет и концепции управления качеством продукции на современных предприятиях различных форм собственности как составной части концепции управления экономикой в переходный период [22].

При развитии рыночных отношений между производителем и потребителем возрастает роль и значение потребителя в оценке качества создаваемой продукции, следовательно, возрастает приоритет качества изделий. А значит, развитие механизма управления качеством требует более глубокого уяснения сути категории «качество», выработки современного рыночного подхода к определению понятия «качество продукции» (КП). Это становится возможным на основе исследования взаимосвязи категории КП и потребительской стоимости, потребности, стоимости и др., охватывающих соответствующие стороны экономических отношений по удовлетворению потребностей. Существует также, тончайшая связь между категорией качество и одной из важнейших категорий рыночной экономики прибылью. Борьба предприятий за наибольшую прибыль является движущей силой совершенствования качества производимой ими продукции, ускорения НТП, снижения производственных затрат [2, c. 26].

В современных условиях целью УКП на предприятии является достижение уровня качества, соответствующего требованиям избранного рынка, с минимальными затратами. Данная цель предполагает последовательное решение двух задач:

·        определение степени соответствия качества исследуемого объекта конкретной потребности (оценка качества);

·        выявление путей достижения требуемого потребителем уровня качества с наименьшими производственными затратами.

Поставленные задачи соответствуют современной концепции менеджмента. Основные положения, которого заключаются в следующем:

·        управление качеством - это часть общего управления предприятием, оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели;

·        необходимо адаптировать всеобъемлющее управление качеством (Total Quality Management (TOM)) к общему управлению предприятием, а не наоборот;

·        необходимо охватывать все аспекты (затраты, время, структуру) и все функции (сбыт, производство, испытания и т.д.) [10, c. 46].

Современная концепция менеджмента представляет собой трехмерную модель, имеющую три уровня управления: нормативный, стратегический и оперативный (текущий); три аспекта: структуру, деятельность и поведение; три составные: затраты, качество и время. Причем качество оказывается тем комплексным фактором, который увязывает воедино все элементы системы.

Опыт зарубежных фирм и корпораций показал то, что понятие качество это задача, в высшей степени комплексная. Поэтому решение по совершенствованию не должно сводится к перестройке какой-либо одной подсистемы предприятия. В настоящее время общепризнанно, что магистральный путь обеспечения высокого качества продукции повышение технического уровня производства и его автоматизация [7, c. 5].

В процессе развития рыночной экономики не маловажную роль играет проблема повышения научной обоснованности управленческих решений по обеспечению качества выпускаемой продукции. Совершенствование методов управления качеством продукции в условиях рынка базируется на хозяйственной самостоятельности предприятия, отказе от директивных методов руководства на всех уровнях управления, использовании научного подхода и мирового опыта к решению проблем управления КП [4, c. 339].

Основные причины, определяющие необходимость повышения качества продукции в условиях рыночной концепции, это: постоянное усиление конкуренции, как на мировом, так и отечественном рынках, непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей, что соответственно вызывает со стороны потребителей систематическое увеличение требований к техническому уровню нашей продукции, повышение роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики, управления и всего мирового сообщества, усложнение конструкций выпускаемой продукции и повышение ответственности выполняемых ею функций, ужесточением требований к повышению эффективности производства. Повышение качества продукции производственного предприятия и соответственно обеспечение ее конкурентоспособности невозможно без эффективного управления, которое должно предполагать сосредоточение всего внимания и ресурсов на наиболее приоритетных направлениях управления качеством продукции.

качество менеджмент экономический

2. Анализ процесса управления качеством на предприятии ООО «ПродМашПласт»

.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

OOO «ПродМашПласт» один из крупнейших производителей пластиковых окон в Оренбурге и Оренбургской области. Свою первую пластиковую конструкцию Промышленная группа «ПродМашПласт» выпустила 20 декабря 2001 г.

Юридический адрес OOO «ПродМашПласт»: 460022, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Новая, д. 4.

Общество с ограниченной ответственностью «ПродМашПласт» - далее «Общество», создано в соответствии с Федеральным законом от 20.12. 2001 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 20.12. 2001 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственность», а также Учредительным договором о создании Общества и Уставом организации.

Фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «ПродМашПласт».

Основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

На сегодняшний день компания «ПродМашПласт» имеет две собственные линии производства пластиковых и алюминиевых конструкций, благодаря чему является наиболее востребуемым производителем металлопластиковых и алюминиевых конструкций, включающих в себя:  окна, двери, витражи, фасады, тамбурные системы, зимние сады, раздвижные балконные остекления, офисные перегородки, а также конструкции применяемые при строительстве особняков, многоквартирных домов, деловых и административных зданий, торговых павильонов, кафе, АЗС и др.

Репутация и высокий авторитет, который снискала фирма ПМП в качестве производителя пластиковых конструкций гарантирует качество произведённой продукции, подкреплённое многолетним опытом.

На сегодняшний день компания «ПродМашПласт» предлагает:

·        уникальную оконную систему "Exprof" с четырьмя вариантами остекления;

·        универсальную пластиковую дверную систему;

·        универсальную алюминиевую оконную систему;

·        алюминиевую систему фасадов и входных групп;

·        офисные перегородки из пластика и алюминия;

·        остекление лоджий и балконов теплым пластиковым профилем;

·        остекление лоджий и балконов алюминиевой раздвижной системой Provedal;

·        систему навесных фасадов;

·        шкафы-купе;

·        утепление балконов и лоджий, а так же отделка пластиковыми панелями или вагонкой.

Ежегодно принимается решение о распределении чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками, принимается общим собранием участников.

На предприятии «ПродМашПласт» существует линейная система управления. Это означает непосредственное подчинение руководителю коллектива всех работников участков. В этом случае система звеньев управления, в общем, совпадает с системой звеньев процесса производства.

Линейная система обеспечивает четкое формулирование задач (выдачу заданий), полную ответственность работников за результаты работы. Но вместе с тем ограничивает возможности использования компетентных специалистов в ходе осуществления управления отдельными участками.

Структура предприятия представлена на рисунке. 3.

Рисунок. 3. Организационная структура управления «ПродМашПласт»

Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жёсткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничена инициатива у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.

Цели, функции, структура и численность аппарата управления предприятия зависят от типа, вида, размеров предприятия, его структуры, содержания образования и форм организации производственного процесса и др. Общая численность работников «ПродМашПласт» 36 человек.

Весь руководящий состав предприятия имеет высшее образование и имеет стаж руководящей работы не менее 5 лет. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - генеральным директором.

Необходимо определить функции, выполняемые каждым управленцем:

1. Генеральный директор:

·   без доверенности действует и представляет его интересы и совершает сделки;

·   выдает доверенности на право представительства от имени компании, в том числе доверенности с правом передоверия;

·   издает приказы о назначении на должности работников компании, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

·   принимает решения по другим вопросам, связанными с деятельностью компании;

·   также регулирует все вопросы, связанные с приемом и увольнением персонала и его управлением.

В подчинении генерального директора находятся: коммерческий директор, начальники отдела материально-технического снабжения, отдела сбыта, производственного участка главный бухгалтер, секретарь-референт.

1. Начальник отдела сбыта:

·   регулирует работу отдела;

·   отвечает за своевременное исполнение договоров по поставке оборудования;

·   обеспечивает участие отдела в подготовке прогнозов, проектов перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, проведении маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию предприятия, перспектив развития рынков сбыта;

·   осуществляет разработку и внедрение стандартов предприятия по организации хранения, сбыта и транспортировки готовой продукции, а также мероприятий по совершенствованию сбытовой сети, форм доставки продукции потребителям, сокращению транспортных затрат, снижению сверхнормативных остатков готовой продукции и ускорению сбытовых операций.

2. Начальник отдела материально-технического снабжения:

·   организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли;

·   руководит разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений, а также создания необходимых производственных запасов на основе определения потребности в материальных ресурсах;

·   обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов;

3. Директор по производству

·        отслеживает ритмичность производственного процесса;

·        следит за технологией изготовления продукции;

·        вместе с директором по снабжению занимается планированием поставок сырья и фурнитуры для изготовления продукции;

·        следит за дисциплиной производственных рабочих;

·        следит за сохранностью оборудования.

·        Все эти действия осуществляются в рамках функций грамотного управления персоналом предприятия и позволяют отследить как работу всех остальных работников, так и процесс работы в целом.

В таблице 1 приведен состав трудовых ресурсов «ПродМашПласт» за период 2011 - 2013 г.

Согласно штатного расписания компании кадровый состав работников следующий:

. Руководящие работники - 8 человек (в т. ч: генеральный директор, коммерческий директор, начальник отдела сбыта, главный бухгалтер, начальник отдела материально-технического снабжения, директор производственного цеха, начальник отдела продаж);

. Планово - экономические работники - 3 человека (бухгалтерия - 2 человека, экономист - 1 человек);

. Прочие работники - 25 человек (мастера по замеру и установке - 10 чел., производственные рабочие - 6 человек, менеджер по снабжению - 2 чел., менеджер по сбыту - 3 чел., юрист - 1 чел, секретарь-референт - 1 чел., технические работники - 2 чел.).

Одним из главных показателей экономической характеристики предприятия является анализ размера производства. В таблице 2 проведен анализ объема оказанных предприятием услуг за 2011 - 2013 г. Цель анализа - рассмотреть увеличение либо уменьшение объема услуг в стоимостном и процентном выражении для дальнейшего анализа ассортимента услуг.

Таблица 2 - Объем производства ООО «ПродМашПласт» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013г.

Отклонение (+,-), 2013г. от 2011г.

Темп роста, %, 2013 г. к 2011 г.

Объем производства, м2

4 820

4 960

5100

280

105,8


По данным таблицы 2.1 увеличение производства общего объема производства составило на 280 м2. или 5,8 %, что положительно сказывается на деятельности предприятия, однако необходимо изыскивать ресурсы для дальнейшего наращивания объемов производства ООО «ПродМашПласт». Подробный анализ объема производства представлен в таблице 3 и на рис. 4.

Таблица 3 - Объем оказанных услуг ООО «ПродМашПласт» за 2011-2013 гг.

Продукция

Объем производства, тыс. руб.

Отклонение 2013г. к 2011г.


2011 г.

2012 г.

2013 г.

тыс. руб.

%

Изготовление окон

1540,24

1940,5

2340,79

800,55

151,9

Изготовление балконных лоджий

2 700

2 610

2 520

-180,0

93,3

Услуги

510,36

725,6

940,84

430,48

184,4

Итого

4750,6

5276,2

5801,8

1051,2

122,1


Объем изготовления оконной продукции ООО «ПродМашПласт» увеличился за 3 года на 800,55 тыс. руб. или на 51,9 %, изготовление балконных лоджий снизилось на 180 тыс. руб. или на 6,7 %, также вырос объем оказанных услуг (отделка откосов, подоконники) на 430,48 тыс. руб. или на 84,4 %. В целом произошло увеличение объема производства ООО «ПродМашПласт» за 2011-2013 гг. на 22,1 % или на 1051,2 тыс. руб.

Рисунок. 4. Структура объемов производства ООО «ПродМашПласт» за 2013

Из рисунка. 4 видно, основную долю в структуре объемов производства ООО «ПродМашПласт» за 2013 составляет изготовление балконных лоджий - 43,4 % от всего объема производства. Однако изготовление окон составило в 2013 году 40,3 %. Наименьшую долю - 16,3 % составляют услуги, оказанные предприятием «ПродМашПласт» за 2013 год.

Исходя из показателей сравнительного аналитического баланса за 2011-2013 гг., приведенного в приложении А, можно отметить увеличение валюты баланса за 3 года на 900 тыс. руб. или 6,66 %, увеличилась доля нематериальных активов на 10,80% или 425 тыс. руб. За 2011-2013 гг. уменьшилась доля основных средств 5,98 %, также уменьшилась краткосрочная дебиторская задолженность на 7,25 % или 394 тыс. руб., увеличилась нераспределенная прибыль на 51,81 % или 186 тыс. руб., однако анализируя долю активов можно отметить преобладание внеоборотных активов над оборотными на 6 238 тыс. руб., а в структуре пассивов преобладает заемный капитал на сумму 12 582 тыс. руб.

В таблице 4 проведен анализ финансовых показателей деятельности предприятия за три года (см. приложение Б).

Таблица 4 - Анализ финансовых показателей «ПродМашПласт»

ПОКАЗАТЕЛИ

2011г., тыс. руб.

2012г., тыс. руб.

2013г., тыс. руб.

Отношение к прошлому году





Абсолютное

%

1. Выручка от реализации продукции

4 750,6

5 276,2

5 801

525,6

111,06

2. Себестоимость продукции

3325,4

3693,34

4 060

111,06

3. Валовая прибыль

1425,2

1 583

1 741

157,8

111,07

4. Коммерческие расходы

25

40

55

15

160,00

5. Управленческие расходы




0


6. Прибыль (убыток) от реализации

1400,2

1 543

1 685

142,8

110, 20


Материал таблицы показывает: увеличение выручки на 11,06% или 525,6 тыс. руб. при увеличении себестоимости продукции также на 11,06% или 367,94 тыс. руб., а также увеличилась балансовая прибыль на 40,6% или 64,8 тыс. руб., но снизилось отложенной налоговое обязательство на 23 тыс. руб., а чистая прибыль возросла на 25,91% или 93 тыс. руб.

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от реализации растет быстрее, чем выручка от реализации. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на закупку продукции. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль до налогообложения.

Немаловажное значение в финансовой системе предприятия имеют показатели рентабельности предприятия.

В таблице 5 проведены показатели рентабельности компании с 2011 - 2013 гг. в соответствии с финансовыми показателями предприятия:

Таблица 5 - Показатели рентабельности предприятия «ПродМашПласт»

Показатель

2011г.

2012г.

2013г

Отклонение

Рентабельность активов

0,02

0,03

0,03

+0,01

Рентабельность собственного капитала

0,1

0,1

0,1

-

Рентабельность продукции

0,3

0,3

0,3

-


Как видно из таблицы 5 рентабельность продукции и собственного капитала остались неизменны, но возросла рентабельность активов на 0,01%.

Итак, рост выручки, чистой прибыли и соответственно рентабельности предприятия свидетельствуют о положительной динамике финансовых показателей ООО «ПродМашПласт» за 3 последних года.

.2 Анализ производственной деятельности предприятия

Предприятие имеет комплекс оборудования с тремя полностью автоматизированные линии от ведущих мировых производителей.

линия (оборудование Hollinger - Schirmer) - автоматизированная линия по производству стандартных ПВХ конструкций.

С вводом в эксплуатацию этой линии значительно увеличился объем выпускаемой продукции. Это позволило при неизменно высоком качестве снизить конечную цену продукта, так что окна стали более доступными широким слоям населения.

Сырье - профиль REHAU. Производимая продукция - окна ПВХ белые, прямоугольные.

Производительность линии - 50 изд/сутки или при стандартном размере окна 1-2 м2 - до 50-100 м2 продукции в смену.

линия (оборудование Maver) - автоматизированная линия по производству стеклопакетов. Точность, надежность и аккуратность - вот основные принципы работы этой линии.

Технология Flexsnake позволяет изготовить стеклопакет точно в соответствии с размерами, при этом кромка стекла будет идеально ровной, а углы целыми (без выщерблин, сколов и неровностей). Все это гарантирует долгую и надежную службу стеклопакета.

линия (оборудование Rotox) - автоматизированная линия по производству нестандартных ПВХ - изделий, входных групп и конструкций из алюминия. Уникальные принципы работы агрегатов линии позволяют выполнять нестандартные заказы самой различной степени сложности. Спектр применения линии расширен возможностью работы с алюминиевыми конструкциями.

Сырье - профиль REHAU. Производимая продукция - ПВХ-изделия нестандартной формы (трапециевидные, арочные), размеров, цветов <#"829884.files/image005.jpg">

Рисунок. 5. Производственная деятельность компании ООО «ПродМашПласт»

Исходя из рис. 5 видно, что система разбивается на четыре процесса «Формирование заказа», «Изготовление окна», «Продажа» и «Установка окна», указывая связи между ними. Заявление клиента является входным потоком для процесса «Замер окна». Управляющее воздействие устав компании относится ко всем процессам, ГОСТы к процессу «Изготовление окна» и «Установка окна», а законодательство только для продаж. Результатами процесса «Формирование заказа» является заказ на изготовление и установку, который в свою очередь является входящим для процессов «Изготовление окна» и «Продажа». Результатами процесса «Изготовление окна» является некачественное окно и изготовленное окно некачественное окно, которое является входящим потоком для процесса «Продажа», и выходящими данными договор об оплате, который является входящим для процесса «Установка окна», на выходе из процесса будет установленное, проданное окно.

Особенности процесса «Изготовление окна» представлена на рис.  6.

Рисунок. 6. Процесс изготовления окна компании ООО «ПродМашПласт»

Строгий контроль за всем технологическим процессом, собственное изготовление оснастки экструдеров, многочисленные испытания качества (на всех этапах от приобретения сырья вплоть до отгрузки готовой продукции) и опыт работы позволили дать большой гарантийный срок на пластиковые профили - до 40 лет.

Производство пластиковых окон требует постоянного контроля и изучения новых технологий. Качество продукции ООО «ПродМашПласт» должно быть на уровне, но при этом технологии производства должны быть дешевле, чем у конкурентов.

Процесс производства пластиковых окон предприятия «ПродМашПласт» базируется на предварительной аналитике потребительского спроса, последних тенденций в сфере дизайнерских разработок, требований качества и конфигураций. Такой системный подход к изготовлению позволяет компании соответствовать самым требовательным запросам, как в области качества, так и в части многообразия модельных вариантов.

ООО «ПродМашПласт» оснащен новейшим оборудованием, располагает высококлассными производственными мощностями, специальными программами промежуточного контроля качества и инженерно-технической базой. Именно поэтому продукция компании предприятия «ПродМашПласт» является комплексным решением вопроса долговечности, надежности, совершенных форм и демократичных цен.

2.3 Исследование процесса управления качеством на ООО «ПродМашПласт»

Для того чтобы отслеживать качество изготавливаемых окон на производстве, работает отдел технического контроля (ОТК).

ОТК следит за качеством продукции, которую выпускает предприятие. Осуществляет контроль качества готовой продукции и сырья, из которого она производится, так же следит за тем, чтобы процесс производства соответствовал стандартам. ОТК возглавляет директор по производству, который отслеживает ритмичность производственного процесса; следит за технологией изготовления продукции;

Этапы контроля качества:

-       входной контроль качества комплектующих и материалов. Сотрудники ОТК производят контроль комплектующих на соответствие нормам и ГОСТам, а также на отсутствие механических повреждений и неровностей;

-       пооперационный контроль на соответствие технологического регламента;

-       контроль на линии сборки: при обнаружении дефектов в изделии на любом этапе сборки конструкции, данные изделия отбраковываются и отправляются на переделку, либо списываются;

-       заключительная проверка, чтобы убедиться, что технология производства окон полностью соблюдена. На стенде для остекления и контроля демонстрируется окно в рабочем режиме, проверяется прямоугольность конструкций, отсутствие повреждений и работоспособность фурнитуры [14, c. 66-69].

Для обеспечения уверенности в том, что предприятие ООО «ПродМашПласт» может выполнить запросы и ожидания потребителей была разработана, внедрена и сертифицирована 2011 году «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» система менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2008, представляющая совокупность организационных мер, необходимых для обеспечения гарантий потребителю (заказчику) соответствия продукции и услуг установленным требованиям.

Руководство компании ООО «ПродМашПласт» уверено, что полученный сертификат ISO 9001:2008 определяет доверие со стороны потребителей и партнеров по бизнесу, поэтому это не только престиж, но стимул в постоянном улучшении деятельности компании.

Политика руководства ООО «ПродМашПласт» в области качества устанавливает принципы, неукоснительное соблюдение которых в трудовой деятельности каждым сотрудником организации, независимо от должности, является необходимой опорой для построения системы управления, отвечающей самым высоким требованиям международных стандартов.

В систему управления качеством включены все аспекты деятельности организации: администрирование (планирование, документооборот, учет данных и их анализ), управление ресурсами (финансовыми, материальными, техническими и персоналом), и все процессы, связанные с предоставлением ценности для клиентов (маркетинг, продвижение, постановка продукции на производство, логистика, производство продукции и контроль).

На предприятии разработаны и введены в действие внутренние нормативные документы системы менеджмента качества. Перечень этих документов перечислен в таблице 6.

Для управления деятельностью и ресурсами предприятия ООО «ПродМашПласт» применяется процессный подход. Преимуществом процессного подхода является возможность осуществлять текущее управление за счет связи между отдельными процессами внутри системы процессов, а также за счет их объединения и взаимодействия. Такой подход, когда он применяется в системе менеджмента качества подчеркивает важность понимания и выполнения требований; необходимости рассматривать процессы с точки зрения их способности добавлять ценность; получение результатов выполнения процесса и его результативности; непрерывного улучшения процессов на основе объективных измерений.

Приведенная на рисунке 7 модель системы менеджмента качества ООО «ПродМашПласт», основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль при определении входных данных.

Таблица 6 - Внутренние нормативные документы системы менеджмента качества ООО «ПродМашПласт»

Обозначение документа

Наименование документа

Область применения


Документированные процедуры (ДП)


ДП1 - 2010

Управление документацией

Настоящий стандарт разработан заместителем генерального директора по качеству и устанавливает порядок управления внутренними документами системы управления и документацией внешнего происхождения, включая все стадии их жизненного цикла.

ДП2 - 2009

Управление записями

Для анализа соответствия системы управления организацией установленным к ней требованиям, а также для определения результативности и эффективности деятельности организации, необходимо иметь определённые данные. Эти данные содержатся в записях. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению записями, которые участвуют в работе системы управления, а также содержит сводную информацию по записям, управление которыми требуется в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

ДП3 - 2009

Внутренние проверки (аудиты)

Настоящий стандарт разработан в соответствии с ДП1-2010 «Управление документацией» и устанавливает порядок планирования, проведения и документального оформления результатов внутренних проверок (аудитов) системы управления предприятия, отдельных процессов организации и структурных подразделений.

ДП4 - 2010

Порядок действий с несоответствующей продукцией

Настоящий стандарт разработан в соответствии с ДП1-2011 «Управление документацией» и устанавливает порядок действий с несоответствующей продукцией.

ДП5 - 2010

Корректирующие и предупреждающие действия

Настоящая процедура устанавливает требования по применению корректирующих и предупреждающих действий для устранения причин несоответствий.


Стандарты предприятия (СТП)


СТП 07-01-2008

Идентификация продукции

Настоящий стандарт разработан в соответствии с ДП1-2010 «Управление документацией» и устанавливает порядок нанесения информации на продукцию и требования к этой информации.

СТП 08-01-2008

Входной контроль качества сырья и материалов

Настоящий стандарт разработан в соответствии с ДП1-2010 «Управление документацией» и устанавливает порядок проведения входного контроля качества сырья и материалов.

СТП 08-02-2008

Контроль качества и приёмка готовой продукции

Настоящий стандарт разработан в соответствии с ДП1-2010 «Управление документацией» и устанавливает порядок контроля качества продукции и правила приемки готовой продукции отделом технического контроля.


Процессы системы менеджмента качества ООО «ПродМашПласт» делятся на:

управленческие (процессы менеджмента) - процессы, результатами которых является повышение результативности и эффективности процессов системы менеджмента качества;

базовые - процессы, связанные с обеспечением функционирования жизненного цикла услуги, результатом которых является выпуск услуг и удовлетворение требований потребителя;

- обеспечивающие (вспомогательные) - процессы, результатами, которых является обеспечение надежного функционирования всех процессов системы менеджмента качества.

Рисунок. 7. Модель системы менеджмента качества ООО «ПродМашПласт», основанная на процессном подходе

После проведенного нами мониторинга были определены следующие причины несоответствия продукции предъявляемым требованиям к качеству: низкое качество исходного сырья; отсутствие эффективных экономических рычагов и стимулов, обеспечивающих материальную заинтересованность работников в бездефектном производстве; слабый контроль процесса производства, по сути, контроль осуществляется только на входе в производство (входной контроль сырья) и на выходе готовой продукции.

2.4 Рекомендации по улучшению управления качеством на предприятии «ПродМашПласт»

На сегодняшний день существующая на предприятии система менеджмента качества не в полном объеме выполняет свое назначение и требует модернизации. Мы предлагаем введение в нее элементов системы управления качеством TQM. Данная система имеет ряд отличий от традиционной, разработанной в соответствии со стандартами ISO (табл. 7).

Таблица 7 - Сравнительная характеристика систем управления качеством

Характеризующий признак

Трактовка по ISO 9000

Трактовка по TQM

Область приложения

К сфере производства и услуг

К любой организационной структуре, нацеленной на качество

Выгода

Для сотрудников предприятия

Для всего общества в целом

Направленность

а) На технические системы и процедуры б) На достижение кратковременного успеха

а) На философию концепции, методологию, инструменты б) На достижение долгосрочного успеха

Опора

На догматизм

На современные развивающиеся науки

Вовлеченность персонала предприятия

Всех сотрудников не обязательна

Подчеркнута необходимость вовлечения всех сотрудников

Отношение к улучшению качества

Не требует непрерывного улучшению качества

Требует непрерывное и бесконечное улучшение качества

Ответственность за качество

Несут соответствующие подразделения предприятия

Несет каждый работник предприятия

Динамизм

Характерна стабильность

Требует изменения процессов

Основной принцип

«Высокое качество - высокая цена»

«Высокое качество - по низкой цене»


Конкретные цели в области качества установлены по каждому процессу жизненного цикла на определённый период, согласованы с политикой в области качества и целями предприятия, периодически проверяются по выбранным показателям на результативность и эффективность.

Введение данной системы в производство очень трудоемкий и длительный процесс, поэтому на первом этапе предлагается ввести в существующую систему менеджмента качества только элементы системы TQM, которые позволят сократить издержки на брак и замену некачественной продукции.

Итак, исходя из выявленных недостатков процесса управления качеством, были также предложены следующие рекомендации:

·    воспитать у каждого работника отдела технического контроля исключительно уважительного отношения к заказчикам и потребителям (практически культа потребителя как во внутрифирменных, так и при межфирменных отношениях);

·        реальное выполнение принципов комплексного управления качеством;

·        участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством;

·        непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирмы;

·        эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг ООО «ПродМашПласт»;

·        использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством;

·        широкое применение при обеспечении и управлении качеством передовых методов контроля качества, включая статистические, при приоритетном контроле качества производственных процессов;

·        создание и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю Качества и оптимальных планов по их выполнению;

·        наличие в сфере производства высококачественных средств труда;

·        наличие исключительно развитой системы пропаганды значения высококачественной продукции и добросовестного труда;

·        сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.

Итак, как показывает сравнение, принципы системы TQM направлены на долгосрочную перспективу и способствуют повышению качества при одновременном снижении издержек.

.5 Оценка экономической эффективности внедрения проекта

Проведенный анализ затрат на обеспечение качества продукции данного предприятия за 2013 год позволил выявить, что особое внимание необходимо обратить на группу издержек, связанных с внешними и внутренними отказами (таблица 8).

Таблица 8 - Затраты на обеспечение качества продукции ООО «ПродМашПласт» за 2013 год

Категория затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Затраты на оценку качества всего, в том числе

588

входной контроль сырья

84

проведение ЛПИ контрольных образцов

106

расходы на ЛПИ оборудование

90

проверка приборов и средств измерений

53

расходные материалы на ЛПИ

37

зарплата работников ОТК

162

2. Затраты на предупреждение несоответствий

108

проверка средств измерения

41

ТО производственного оборудования

55

затраты на обучение персонала

6

разработка документов в области качества

4

3. Затраты на исправление внутреннего брака

110

внутренний брак

48

Замена

13

устранение неисправностей

49

4. Затраты на исправление внешнего брака

131

гарантийные расходы

47

возвращение продукции

38

Уступки

2

потери продаж

44

ИТОГО

979


Модернизация системы управления качеством продукции предприятия ООО «ПродМашПласт» будет финансироваться за счет собственных источников средств. Введение элементов системы управления качеством TQM рассчитана на 5 лет начиная с 2014 по 2018 годы.

Основная цель введения элементов - решение проблемы дефектов и необходимых переделок, предвосхищение ожиданий клиента. При правильном подходе к организации TQM на предприятии сокращаются расходы на ликвидацию брака при производстве продукции, дефектов, гарантийных обязательств; повышается производительность труда работников; стабилизируется клиентский состав.

Экономический эффект, называемый, «предотвращенный убыток» - это не возникший, благодаря мерам по обеспечению качества, отрицательный экономический результат. Введение элементов TQM на предприятии способствует реальному повышению прибыли предприятия за счет сокращения объемов брака, возвратов продукции и гарантийных расходов.

Расчеты показали, что сокращение этих затрат даже при правильной организации работ по внедрению TQM будут происходить медленными темпами. Мы рассматриваем возможность сокращение затрат по перечисленным группам на 10-15% в год от имеющихся на сегодняшний день расходов (таблица 9).

Расчет экономического эффекта показал, что коэффициент рентабельности в течение первых трех лет использования обновленной системы управления качеством имеет отрицательное значение, начиная с 4 года коэффициент рентабельности переходит в зону «+». В последующие годы коэффициент рентабельности будет возрастать. Срок окупаемости вложений в модернизацию системы управления составит 1,68 лет.

Итак, предложенный инновационный проект по внедрению системы управления качеством на ООО «ПродМашПласт» является рентабельным и поэтому может быть вполне реализован с учетом предложенных мероприятий.

Таблица 9 - Расчет экономического эффекта от внедрения элементов TQM на ООО «ПродМашПласт» на 2014-2018 годы

Показатели

Период, год


2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Издержки внедрения, тыс. руб.

588,2

-

-

-

-

Текущие издержки, тыс. руб.

718,1

646,9

582,3

527,5

424,0

Предотвращенные убытки, тыс. руб.

71,2

64,2

58,8

52,7

47,8

Прибыль по качеству, тыс. руб.

-48,1

16,1

74,9

126,6

173,4

Прибыль по качеству дисконтированная, тыс. руб.

-44,2

13,2

57,0

88,9

107,9

Ценность качества, тыс. руб.

-153,4

-140,2

-82,2

6,7

114,5

Издержки дисконтированные, тыс. руб.

761,6

549,5

454,5

366,3

263,1

Издержки управления качеством, тыс. руб.

979,1

1311,1

1765,5

2131,8

2394,9

Норма прибыли по качеству, %

-20,2

-10,7

-4,65

0,3

4,8


Проведенные исследования системы управления качеством продукции данного предприятия позволили прийти к следующим выводам:

. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

. Главная проблема при внедрении систем управления качеством, как правило, - это персонал. Внедрение систем повышения качества требует изменения корпоративной культуры предприятия.

. Внедрение системы самоконтроля и создания кружков качества, позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, создать положительный имидж предприятия, обеспечить доли рынка.

Внедрение системы контроля качества снизит затраты предприятий, связанные с возникновением брака, поможет разобраться со сложностями, которые служат препятствием на пути производства продукции ООО «ПродМашПласт»: от закупки материала до поставки продукции поставщику. Ее задача состоит в проверке и обнаружении отклонения параметров от запланированных значений, поиске причины отклонения, устранении неполадки, контрольной проверке соответствия запланированных данных.

Заключение

Подводя итоги курсового проекта, можно сделать следующие выводы.

Контроль качества - сопоставление соответствия предписанных требований измеренным характеристикам продукции или услуги.

Регулирование качества - устранение несоответствий характеристик продукции или услуги предписанным требованиям. В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

С термином «качество продукции» неразрывно связано такое понятие как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком.

Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.

На многих предприятиях введенная система качества является неотъемлемой частью производственного процесса. Контроль качества стал необходимым элементом конкурентной стратегии любого современного предприятия. Степень качества продукции, ее стоимость определяют уровень прибыльности предприятия.

Для более наглядного отражения основных процессов работы предприятия, была рассмотрена производственная деятельность компании ООО «ПродМашПласт», исследован процесс изготовления окна компании.

Рост выручки, чистой прибыли и соответственно рентабельности предприятия свидетельствуют о положительной динамике финансовых показателей ООО «ПродМашПласт» за 3 последних года.

При изучении организации производственного контроля на предприятии ООО «ПродМашПласт», было выявлено следующее. Для отслеживания качества изготавливаемых окон на производстве, работает отдел технического контроля (ОТК). Отдел осуществляет контроль качества готовой продукции и сырья, из которого она производится, так же следит за тем, чтобы процесс производства соответствовал стандартам.

После проведенного нами мониторинга были определены следующие причины несоответствия продукции ООО «ПродМашПласт» предъявляемым требованиям к качеству: низкое качество исходного сырья; отсутствие эффективных экономических рычагов и стимулов, обеспечивающих материальную заинтересованность работников в бездефектном производстве; слабый контроль процесса производства, по сути, контроль осуществляется только на входе в производство (входной контроль сырья) и на выходе готовой продукции. На сегодняшний день существующая на предприятии система менеджмента качества не в полном объеме выполняет свое назначение и требует модернизации.

Исходя из этого, нами были предложены мероприятия по совершенствованию процесса управления качеством на предприятии ООО «ПродМашПласт», куда входят рекомендации по улучшению управления качеством на предприятии «ПродМашПласт» и внедрение элементов системы менеджмента качества TQM.

Данная система имеет ряд отличий от традиционной, разработанной в соответствии со стандартами ISO. Срок окупаемости вложений в модернизацию системы управления составит 1,8 лет.

Библиографический список

1. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 372 с.

. Боларев Б.П. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия : учеб. пособие / Б.П. Боларев. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 252 с.

. Беляева С.А. Организационно-экономический механизм управления инновационными проектами // Организатор производства. - 2010. - Т. 45. - № 2. - С. 77-81.

. Беляев А.М. Производственный менеджмент : учебник для бакалавров / И.Н. Иванов А.М. Беляев В.В. Лобачев; Под ред. И.Н. Иванов. - М.: Юрайт, 2013. - 574 c.

. Бондаренко В.В., Юдина В.А., Алехина О.Ф. Менеджмент организации. Введение в специальность : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина, О.Ф. Алехина. - М.: КНОРУС, 2013. - 232 с.

. Герасимова Е.Б. Метрология, стандартизация и сертификация / Е.Б. Герасимова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 223 с.

. Глазьев С. Какая модернизация нужна России? / Экономист. - 2010. - № 8. - С. 5.

. Даниляк В.И. Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный подход к управлению эргономичностью : учебник, пособие / В.И. Даниляк. - М.: Логос, 2013. - 334 с.

. Загородников С.В., Носова Н.С., Сивчикова Т.Ю. Оперативно-производственное планирование: учебное пособие. 2-е изд. - М: Дашков и К, БизнесВолга, 2010. - 288 с.

. Коноплев С.П. Управление качеством: учебник, пособие - М: ИНФРА-М, 2010. - 252 с.

. Левшина В.В. Проблемы сертификации и управления качеством: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 11 ноября 2010 / Отв. редактор В.В. Левшина. - Красноярск: СибГТУ, 2010. - 252с.

. Макарова Л.В. Экспертные методы в управлении качеством [Текст] / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов. - Учебное пособие.- Пенза: ПГУАС, 2012. - 92с.

. Салимова Т. Стратегическое планирование в системе менеджмента качества / Т. Салимова, Е. Савелова // Проблемы теории и практики управления - 2012. - № 3. - С. 70-74.

. Прощенко Е.А. Автоматизация учета контроля качества и профилактики брака выпускаемой продукции компании «Окна-Эталон» [Текст] / Е. А. Прощенко / Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 66-69.

. Разумов В.А. Управление качеством / В. А. Разумов. - М: ИНФРА-М, 2012. - 206 с.

16. Ситников С.Г. Производственный менеджмент на предприятиях электросвязи : учебное пособие для вузов / С.Г. Ситников. - М: Гор, линия-Телеком, 2013. - 276 c.

17. Стерлигова А.Н., Фель А.В. Операционный (производственный) менеджмент: учебник, пособие. - М: ИНФРА-М, 2013. - 187 с.

. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. ISO 9000:2005.

19. Тарасов Р.В., Макарова Л.В., Акжигитова О.Ф. К вопросу применения экспертных методов в прогнозировании процессов, оценке уровня качества и принятии управленческих решений // Современные научные исследования и инновации. - Апрель 2014. - № 4. - С. 14-21.

. Тертышник М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.И. Тертышник. - М: ИНФРА-М, 2013. - 328 c.

. Деревянко Т. Управление качеством технологических процессов

. Леднева А.Е., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Совершенствование анализа качества продукции / Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 6

Приложение А

Сравнительный аналитический баланс ООО «ПродМашПласт»

Наименование статьи, раздела

Значение, тыс. руб.

Изменение, 2013 к 2012


2011г.

2012г.

2013г.

Абсолют т. р,

в %

АКТИВ






1 Внеоборотные активы






1.1 Нематериальные активы

3 935

4 320

4 360

40

101,02

1.2 Основные средства

4 430

4 125

4 165

40

100,90

1.3Долгосрочные финансовые вложения

1 632

1 744

112

107,37

Итого по разделу I

9 885

10 077

10 269

192

101,94

2 Оборотные активы






2.1 Запасы и затраты

2 589

2 689

2 789

100

103,86

2.2 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

458

529

600

71

115,50

2.3 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев)

23

19

15

-4

82,61

2.4 Краткосрочные вложения

125

136

147

11

108,80

2.5 Денежные средства

452

532

612

80

117,70

Итого по разделу II

3 647

3 905

4 163

258

107,07

БАЛАНС

13532

13 982

14 432

450

103,33

ПАССИВ






3 Капитал и резервы






3.1 Уставный капитал

1 200

1 200

1 200

0

100,00

3.2 Добавочный и резервный капитал

1 785

2 426

3 076

641

135,91

3.3 Нераспределенная прибыль

359

452

545

93

125,91

Итого по разделу III

3 344

4 078

4 812

734

121,95

4 Долгосрочные пассивы


-




Итого долгосрочных заемных средств

500

568

568

68

113,60

Итого по разделу IV

500

568

568

68

113,60

5 Краткосрочные пассивы






5.1 Займы и кредиты

4 255

4 100

3 945

-155

96,36

5.2 Кредиторская задолженность

5 433

5 236

5 039

-197

96,37

Итого по разделу V

9 688

9 336

8 984

-352

96,37

БАЛАНС

13532

13 982

14 432

450

103,33


Приложение Б

Анализ финансовых показателей ООО «ПродМашПласт»

Показатели

2011 г., тыс. руб.

2012 г., тыс. руб.

2013 г., тыс. руб

Отношение 2013 г. к прошлому году





Абсолютное

%

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности, тыс. руб.

1. Выручка от реализации продукции

4 750,6

5 276,2

5 801

525,6

111,06

2. Себестоимость продукции

3325,4

3693,34

4 060

367,94

111,06

3. Валовая прибыль

1425,2

1 583

1 741

157,8

111,07

4. Коммерческие расходы

25

40

55

15

160,00

5. Управленческие расходы




0


6. Прибыль (убыток) от реализации

1400,2

1 543

1 685

142,8

110, 20

II. Операционные доходы и расходы, тыс. руб.

7. Проценты к получению

115

126

137

11

109,57

8. Проценты к уплате

25

40

55

15

160,00

9. Доходы от участия в др. орг-х

-

-

-

-

-

10. Прочие операционные доходы

140

159

178

19

113,57

11. Прочие операционные расходы

36

41

46

5

113,89

III. Внереализационные доходы и расходы, руб.

12. Внереализационные доходы

114

118

122

4

103,51

13. Внереализационные расходы

118

129

140

11

109,32

14. Балансовая прибыль

1594,2

1 659

1 723

64,8

104,06

15. Отложенное налоговое обязательство

58

35

12

-23

60,34

16. Налог на прибыль и иные аналогичные платежи

75,3

79,2

83

3,9

105,18

17. Чистая прибыль отчетного года

359

452

545

93

125,91


Похожие работы на - Совершенствование процесса управления качеством на предприятии ООО 'ПродМашПласт'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!