Качество продукции и услуг на предприятии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Качество продукции и услуг на предприятии

Введение

технический сертификация метрологический отраслевой

В конце декабря 2002 г. принят Федеральный закон «О техническом регулировании», разработка которого велась два года. Его принятию предшествовало обсуждение в печати и на специально проводившихся с этой целью совещаниях. Разработчики и идеологи законопроекта сформулировали следующие основные цели нового правового акта: ограничение ведомственного нормотворчества в сфере технических требований к продукции и контроля над их соблюдением, а также подготовка к вступлению в ВТО.

По существу речь идет о реформе действующей системы стандартизации и подтверждения соответствия техническим требованиям. Можно согласиться с большинством доводов о необходимости подобной реформы. Действительно, наблюдается необходимость в стандартах во многих отраслях экономики, потому что большое количество ограничений реально не обеспечивает безопасность и качество продукции, а лишь мешает развитию бизнеса. Зачастую непомерна и не оправдана практика ведомственного нормотворчества, а реально необходимый контроль нередко сводится к «государственному рэкету», и получается, что мы действительно, «живем в стране Невыполнимых Требований и тотальных Нарушений».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области стандартизации, устанавливая правовые основы стандартизации, которые являются едиными и обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также саморегулируемых организаций, предприятий и организаций независимо от их формы собственности и граждан-предпринимателей (далее - субъекты хозяйственной деятельности), общественных организаций и объединений.

Действие закона не распространяется на государственные образовательные стандарты; положения (стандарты) о бухгалтерском учете; правила (стандарты) аудиторской деятельности; стандарты эмиссии ценных бумаг и проспекты эмиссии ценных бумаг.


1. Закон о техническом регулировании, отраслевые регламенты

.1 Важнейшие положения нового закона

Новый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при установлении как обязательных требований, так и добровольных правил и характеристик в отношении продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также по оценке соответствия.

В терминологической части закона введены некоторые новые понятия. «Технический регламент» определен как «документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)».

Отдельным известным терминам дана непривычная для российских специалистов трактовка. Например, «стандарт» определяется как документ, предназначенный для добровольного использования. Это полностью противоречит тезису советских времен: «несоблюдение стандартов преследуется по закону». Законом предусмотрены следующие виды таких документов: международный или национальный стандарт и стандарт организации.

Важной представляется трактовка понятия «оценка соответствия» - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Из текста закона следует, что оценка соответствия может проводиться в самых различных формах, в том числе путем государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и др., причем этот перечень не является исчерпывающим. Иначе говоря, подтверждение соответствия, например, сертификация, не только не является единственным или самым важным, но всего лишь одним из многих способов оценки соответствия. В этой связи интересно добавить, что в документах ВТО этот перечень еще более широк и содержит еще и инспектирование, апробацию, верификацию, утверждение, обеспечение соответствия, а также комбинацию перечисленных подходов.

Важнейшими принципами технического регулирования являются: применение единых правил установления требований к продукции, процессам и т.п. и единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок. Исключительно важным представляется требование, согласно которому положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения рассматриваемого закона в части контроля за соблюдением требований технических регламентов, применяются лишь в части, не противоречащей новому законодательству. За органами исполнительной власти оставлено право издавать в сфере технического регулирования только акты рекомендательного характера. Тем самым, по существу, прекращается практика ведомственного нормирования технических характеристик продукции и установления правил проверки соответствия, т.е. сертификации.

В законе подробно изложены положения, касающиеся нового вида нормативных документов - технических регламентов. Они принимаются только в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. При разработке технических регламентов могут использоваться международные или национальные стандарты. Основной целью принятия технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов (химическую, биологическую, ядерную и радиационную безопасность, взрывобезопасность и т.п.). Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории страны и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Предусмотрено принятие общих и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для любых видов продукции и процессов. В специальных технических регламентах учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов.

Механизм разработки технических регламентов становится более демократичным и гласным в сравнении с действующим. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Предусмотрен обязательный порядок широкого обсуждения разрабатываемых норм. Так, требуется публикация уведомления о разработке проекта технического регламента, а затем и самого проекта. При доработке проекта технического регламента необходимо проводить его публичное обсуждение, учитывать замечания заинтересованных лиц. Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении стандартов. Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Стандартизация в соответствии с законом осуществляется на основе добровольного применения стандартов, максимального учета при их разработке законных интересов заинтересованных лиц, по возможности применения международных документов как основы разработки национальных стандартов, обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Из форм подтверждения соответствия законом предусмотрены: добровольная (в форме добровольной сертификации) и обязательная (в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации). Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия (сертификация, декларация производителя и т.п.) могут устанавливаться только самим техническим регламентом, а не назначаться чиновниками, как это делается сегодня. С законом несовместима практика применения различных требований и правил в части подтверждения соответствия к поставщикам однотипной продукции. Не допускается также принуждение к добровольному подтверждению соответствия.

Рассматриваемый закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, т.е. в конце июня 2003 г. Одновременно перестают действовать законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».

.2 Системы комплексной безопасности

Стандартизация технический закон регулирование

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон), который ввел технический регламент в качестве единственного нормативного документа, устанавливающего обязательные требования к продукции, услугам, работам, производственным процессам и другим объектам технического регулирования. С этого времени все действующие стандарты, в том числе на средства и системы охраны, носят не обязательный характер, а сертификация на соответствие их требованиям является добровольной.

Согласно закону (статья б) «Технические регламенты» принимаются в целях:

«защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

«охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

«предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

Что включает СКБ?

Под системой комплексной безопасности (СКБ) можно подразумевать совокупность всех технических средств защиты и охраны; функциональных и интегрированных, автономных и централизованных систем, обеспечивающих безопасность и защиту объекта по установленным для него показателям и уровню защищенности.

В состав СКБ также могут входить технические средства или системы, обеспечивающие сигнализацию о состоянии инженерного оборудования или систем жизнеобеспечения объекта, а в отдельных случаях и защиту их от несанкционированного воздействия. К средствам (техническим) охраны относят по действующим стандартам извещатели, приборы, устройства, ретрансляторы и тому подобные изделия, являющиеся составной частью существующих систем охранной и охранно-пожарной сигнализации, передачи извещений по используемым каналам связи, контроля и управления доступом, охранных телевизионных, а также определенные средства связи, средства охраны периметра, домофонных систем и систем досмотра.

В общем виде технические средства охраны - это электро-радиотехнические, электронные из вещатели, приборы, установки, устройств, и т.п., предназначенные для анализа состояния: на охраняемом объекте с обнаружением и формированием извещений о несанкционированном проникновении или попытках проникновения в охраняемые зоны обработки приеме / передачи, представления и регистрации в заданном виде информации и тревожных сообщений с установленной устойчивостью к электромагнитным и другим возможным помехам для принятия соответствующих решений и действий. Аналогично можно привести состав средств систем противопожарной защиты, информационной безопасности, управления инженерным коммуникациями и жизнеобеспечения здание и другими возможными системами безопасности и жизнеобеспечения объекта. Важным представлением СКБ может быть «автоматизированная система комплексной безопасности объекта» (АС КБО) и как ее возможны составляющие «автоматизированные системы охраны, противопожарной защиты или безопасности объекта» (АСО, АСПЗ или АСБ), а также управления зданием (АСУЗ). По определению статьи 2 того же Закона:»… безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений». Признание этой необходимости приводит к созданию в соответствии с вышеуказанным Законом технических регламентов на СКБ. В соответствии со статьей 7 Закона «Технические регламенты (ТР) с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность» по 11 видам, включая пожарную безопасность, при выполнении требований по единству измерений.

Именно эти виды безопасности могут представлять обязательные минимальные требования в ОТР как общие для изделий СКБ.

Общий и специальный технический регламент на СКБ

Согласно статьи 8 Закона на СКБ могут быть приняты общий и специальные ТР с выполнением установленных требований к их содержанию. Статьей 8 устанавливается, что «обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов». Одним из первых условий принятия общего регламента является возможная область его действия или сфера распространения, в связи с чем устанавливаются определенные ограничения на его распространение. Первым ограничением может служить распространение ТР на СКБ, применяемые только для стационарных объектов. К возможным видам стационарных объектов (СО) можно отнести:

«помещение или группу помещений здания, сооружения с возможными инженерными коммуникациями;

«одно отдельно стоящее здание со всеми входящими и имеющимися инженерными коммуникациями и другими устройствами и системами, входящими в системы его жизнеобеспечения и безопасности;

«отдельно стоящие здания со всеми входящими, имеющимися и выходящими взаимно связанными инженерными коммуникациями и другими устройствами и системами, входящими в системы его жизнеобеспечения и безопасности;

Вторым ограничением должна быть принадлежность СО к одной из установленных категорий по безопасности, что может характеризовать требуемый уровень технической защищенности.

С учетом рассмотренных ограничений сфера распространения предполагаемого общего технического регламента может быть представлена стационарными объектами любого назначения и собственности, соответствующих установленной категории безопасности. Категории могут быть представлены по стационарным объектам с применением или использованием действующих нормативных документов. К ним можно отнести:

«Р 78.36.007-99 «Выбор и применение средств охранно-пожарной сигнализации и средств технической укрепленности для оборудования объектов: Рекомендации». НИЦ «Охрана» ГУВО МВД России.

«РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств». ГУВО МВД России.

«НПБ 105-95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности». ВНИИПО МЧС России.

«ГОСТ Р 51275-99 «Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения». Госстандарт России.

«СНиП 21-07-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Госстрой России.

По статье 7 Закона «ТР должен содержать исчерпывающий перечень продукции процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента». В данном общем регламенте должны быть перечислены все возможные технические средства и системы, составляющие систему комплексной безопасности объекта. Он может включать:

«индивидуальные технические средства, обеспечивающие защиту и безопасность человека;

«системы охраны, включающие отдельные технические средства защиты, средства и системы охранной или охранно-пожарной сигнализации; средства и / или системы контроля и управления доступом и / или домофонные системы; средства и системы охранные телевизионные, средства и системы охраны периметра;

«системы пожарной сигнализации или противопожарной безопасности, включающие средства и установки пожарной сигнализации, дымоудаления, пожаротушения и средства оповещения;

«средства или системы защиты информации или защиты от несанкционированного доступа к информации;

«специальные технические средства или системы (например, металлодетекторы или системы досмотра);

«средства или системы контроля и управления инженерным оборудованием здания;

Изложенные положения могут служить содержанием статей предполагаемого Закона общего ТР на СКБ вида «О техническом регламенте систем комплексной безопасности стационарных объектов и их производства». В них могут быть приведены область применения Закона, сформулированы требования к видам и характеру стационарных объектов, подлежащих защите от несанкционированных действий и недопустимых угроз и событий СКВ СО, установлены критерии категорирования стационарных объектов, приведены технические требования по видам безопасности, относящиеся к изделиям СКБ.


2. Метрологическая служба РФ

Метрологическая служба - это совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

В настоящее время метрологическая служба России состоит из Государственной метрологической службы, руководство которой осуществляется Ростехрегулированием, а также из метрологических служб органов государственного управления и юридических лиц.

Государственная метрологическая служба включает государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и территориальные органы, расположенные в субъектах Российской Федерации, (республиках, автономных областях, автономных округах, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге). В состав Государственной метрологической службы входят следующие национальные метрологические институты:

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ВНИИМС, г. Москва);

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева» (ВНИИМ, г. С.-Петербург);

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, Московская обл.);

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» (ВНИИОФИ, г. Москва);

ФГУП «Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии» (СНИИМ, г. Новосибирск);

ФГУП «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» (УНИИМ, г. Екатеринбург), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» (ВНИИР, г. Казань);

Восточносибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ВС ВНИИФТРИ, г. Иркутск);

«Дальстандарт» (г. Хабаровск).

Государственные научные метрологические центры несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений. Они являются хранителями государственных эталонов, ведут исследования в области теории измерений, принципов и методов высокоточных измерений, разработки научно-методических основ совершенствования российской системы измерений.

Органами Государственной метрологической службы являются центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), расположенные по всей территории России. Крупнейшими из них являются ФГУ «Ростест-Москва» и ФГУ «Тест-С. - Петербург». Они ведут работы по поверке и калибровке средств измерений, осуществляют государственный метрологический контроль за обеспечением единства измерений. Для целей обеспечения единства измерений созданы и другие государственные службы: Государственная служба времени и частоты и определения параметров Земли (ГСВЧ), Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Руководство этими Службами и координацию их деятельности осуществляет Ростехрегулирование.

Метрологические службы органов государственного управления и юридических лиц создаются для выполнения работ по соблюдению единства измерений, повышения уровня метрологического обеспечения. Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения. Метрологические службы органов государственного управления и юридических лиц организуют свою деятельность на основе положений Закона «Об обеспечении единства измерений», других законодательных и нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологии.

К основным задачам метрологических служб относятся:

калибровка средств измерения;

надзор за состоянием и применением средств измерения, за аттестованными методиками выполнения измерений и эталонами единиц величин;

выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверка своевременности представления средств измерения на испытания для утверждения типа, а также на поверку и калибровку;

Таким образом, метрологическая служба - сеть организаций, отдельная организация или отдельное подразделение, на которое возложена ответственность за метрологическое обеспечение измерений.

3. Сертификация продукции и услуг: понятие, виды, значение

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Часто отождествляют сертификацию и лицензирование. Лицензия - это право (разрешение) на осуществление какой-либо деятельности, сертификат - документ, подтверждающий, что изготовленная (поставленная) продукция соответствует определённым требованиям.

На территории РФ существует постановление об обязательной сертификации продукции и услуг. Декларация о соответствии - документ, в котором производитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям определенных стандартов качества. Если продукция входит в указанную «Номенклатуру продукции подлежащих обязательной сертификации», то для ее реализации или прохождения таможенной очистки необходимо получение сертификата соответствия в системе ГОСТ Р. Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для нее возможно оформление либо отказного письма, либо добровольного сертификата. Отказное письмо - это некое подобие справки, выдаваемой аккредитованным в соответствующей системе органе, сообщающей то, что данная продукция не подлежит обязательной сертификации в данной системе сертификации. Указанная «номенклатура, подлежащая обязательной сертификации» - это подмножество «Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93»

ОКП - Общероссийский Классификатор продукции. Для возможности классификации продукции, Госстандартом России была введена номенклатура ОКП по которой и происходит классификация продукции для целей сертификации.

ТН ВЭД - Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности. В отличие от кода ОКП, код ТНВЭД разработан не Госстандартом, а Таможенным комитетом РФ. Данный код для продукции присваивается только таможенными органами.

Существует также относительно небольшой перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

Сертификаты соответствия на ту или иную продукцию выдаются органами по сертификации, имеющими соответствующую область аккредитации, на основании представленных им документов на продукцию, основным из которых является протокол испытаний. Протоколы испытаний выдаются в свою очередь аккредитованной испытательной лабораторией после проведения испытаний соответствующим образом отобранных образцов продукции. На практике лаборатории могут сделать указанный протокол просто на основании экспертизы технических документов о продукции.

Сертификат соответствия ГОСТ Р является документом, который подтверждает соответствие продукции требованиям качества и безопасности, установленным для данной продукции действующими стандартами и правилами (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р МЭК, ГОСТ Р ИСО и др.). Сертификаты соответствия выдаются аккредитованными в системе ГОССТАНДАРТа органами по сертификации. Основанием для выдачи сертификата соответствия ГОСТ Р является протокол составленный по результатам испытаний в аккредитованной лаборатории.

Всего существует около десятка различных схем сертификации.

Наиболее часто встречаемые: 2, 3, 3а, 7, 9.

3, 3а схемы: сертификация на производителя.

Срок действия сертификата - до 3х лет включительно. Неограниченный срок действия сертификата невозможен. Держатель сертификата и изготовитель - обязательно одно и то же юридическое лицо. Выдается обязательно на основании протоколов испытаний.

Также при сертификации свыше 1-го года должен проводиться инспекционный контроль, то есть повторные испытания. Данные схемы - самый дорогостоящий вариант сертификации.

2-я схема: сертификация по контракту.

Срок действия сертификата - 1 год. Неограниченный срок действия сертификата невозможен. Держатель сертификата и изготовитель - разные лица. Чаще всего производитель зарубежный, а заявитель - российская фирма. Выдается обязательно на основании протоколов испытаний. В графе продукция обязательно указывается номер контракта. Иногда указывается размер партии.

7-я схема: сертификация большой партии по контракту.

Срок действия сертификата - неограничен. Держатель сертификата и изготовитель - разные лица. Чаще всего производитель зарубежный, а заявитель - российская фирма. Выдается обязательно на основании протоколов испытаний.

9-я схема: сертификация небольшой партии по контракту.

Данная схема сертификации имеет единственное отличие от 7-й - для данного вида сертификации не проводятся испытания продукции. Где лежит граница между большой и небольшой партией? Ответ: это все на полное усмотрение эксперта, который выдает сертификат.

Сертификат соответствия ГОСТ Р на продукцию может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции дополнительных сертификационных документов: гигиеническое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др. В сертификат соответствия ГОСТ Р вносятся номера перечисленных выше документов.

Таким образом, сертификация продукции - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Заключение

Закон «О техническом регулировании» закладывает основы не просто «косметического ремонта», а радикальной перестройки системы, которая потенциально может существенно снизить трансакционные издержки, связанные с подтверждением соответствия обязательным требованиям и контроля за соблюдением таких требований. В то же время значительная часть положений закона, в частности, касающихся процедур оценки соответствия и государственного контроля (надзора) носит «рамочный» характер. Как было показано выше, реальный «дебюрократизационный» эффект данного закона зависит, во-первых, от содержания остальной нормативной базы технического регулирования и государственного контроля, а во-вторых, от правоприменительной практики, которая в свою очередь тесно связана с другими направлениями реформ (реформа государственного управоления). Соответственно, необходимо скорейшее окончание формирования нормативной базы технического регулирования, в частности, определение федерального органа по техническому регулированию и его полномочий, органов по стандартизации и аккредитации и порядка их функционирования и финансирования, разработка программы подготовки технических регламентов.

Следует также продумать вопрос стимулов для хозяйствующих субъектов и иных экономических агентов для участия в разработке технических регламентов и, шире, в развитии системы технического регулирования. Реальная многосубъектность политики технического регулирования является необходимым условием успеха реформы.

Список литературы

1. Аузан А., Крючкова П. (ред.) Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. М., ИИФ «СПРОС-КонфОП», 2002

. Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России: результаты второго раунда. М., Центр экономический и финансовых исследований и разработок, 2003

. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997

. Обзор экономической политики в России за 2000 год. / Бюро экономического анализа. М.: Теис, 2001, с. 199-216;

. Обзор экономической политики в России за 2001 год. / Бюро экономического анализа. М.: Теис, 2002, с. 269-285;

. Проблемы контроля безопасности и качества товаров в Европейском Сообществе и России. М., ИИФ СПРОС-КонфОП, 1999

. Проведение инвентаризации функций, оценка численности работников и уточнение порядка финансирования органов (организаций), осуществляющих государственный контроль (надзор). Аналитическая записка. Бюро экономического анализа. М., 2002

. Сорк Д. Из первых рук: комментарий разработчика // Римедиум, №1-2, 2003.

. «Реорганизация Госстандарта будет технической операцией». Интервью с Борисом Алешиным. «Коммерсантъ», №18, 4.02.2003

. Шаститко А. Альтернативные способы организации контроля на потребительских рынках. В.: Европейский опыт и проблемы дерегулирования и защиты потребителей на российской рынке. М.: Тасис, 2002Якунин В.И. Техническое регулирование.

. Правовые аспекты реформы (комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании») Научный эксперт, 2010

Похожие работы на - Качество продукции и услуг на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!