Цели и функции теории управления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цели и функции теории управления

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет"

Факультет кадастра и строительства

Кафедра "Управление недвижимостью и кадастры"





Реферат

Цели и функции теории управления


Студент группы 2КЗб-1

Г.О. Паньков

Преподаватель

О.Ю. Цветков







Содержание

Введение

. История теории управления

. Понятие и сущность теории управления

3. Цели системы управления

. Функции управления

.1 Виды управленческой мотивации

.2 Методы осуществления функций мотивации

.3 Содержательные теории мотивации

Заключение

Список литературы

управление мотивация миссия цель

Введение

В данной работе я избрал тему "Цели и функции теории управления", так как считаю эти темы одни из главных в управлении организации. От целей управления зависит, куда пойдет организация, и как она будет работать с окружающей средой. От функции управления зависит, какими способами она будет добиваться результата.

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия.

Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Профессионализм и интуиция менеджера являются важными элементами успешного управления, также, как и участие коллектива в делах предприятия.

В данной работе я проанализирую только одну функцию управления предприятием - мотивация.

Для организации процесса выбора миссии и создания целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это ассоциация людей, преследующих определенные цели.

Люди основывают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого приобретать для себя определенный результат. И это также придает организации установленную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации, или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.

Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также формирование стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень значимую часть стратегического управления.

1. История теории управления

Первое самоуправляемое устройство было создано Ктезибием из Александрии (примерно в 250 году до н. э.). Его водяные часы применили сифон как регулятор потока воды. До этого изобретения считалось, что только живые создания способны модифицировать свое поведение в ответ на изменения в окружающей среде.

Следующим шагом в развитии саморегулирующихся систем управления с обратной связью стали термостат Корнелиса Дреббеля (1572-1633), и центробежный регулятор паровой машины Джеймса Уатта (1736-1819). Математическая теория устойчивых систем с обратной связью была разработана в XIX веке. В связи с развитием паровых машин потребовались регуляторы, которые могли бы автоматически поддерживать установившийся режим их работы. Универсальность математических методов, полученных в данной теории, перевела ее в область наук, занимающихся изучением абстрактных математических объектов, а не их конкретных технических реализаций.

Родоначальником непосредственно "математической теории управления" можно считать Александра Михайловича Ляпунова - автора классической теории устойчивости движения (1892) [1]. Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (созданный в 1939 как Институт автоматики и телемеханики (ИАТ) АН СССР) является одним из ведущих научных центров в стране по развитию и применению теории управления.

2. Понятие и сущность теории управления

Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления. Это значит, что теория управления заключает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.

В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй - прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических назначений по рационализации труда и совершенствованию управления.

Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

Управленческие отношения складываются по поводу координации и субординации социальных связей. В управленческих отношениях проявляется особый характер социального взаимодействия - соподчиненность, субординация, предполагающая, с одной стороны, авторитет целого, с другой - подчинение этому авторитету.

В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;

механизм самоорганизации и саморегулирования;

технологии и методика процесса управления;

структурные элементы системы управления;

принципы, методы управления и т.д.

Вычленение объекта и предмета теории управления дозволяет дать определение данной отрасли знания. Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.

Основными понятиями и категориями, употребляемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.

3. Цели системы управления

Цели системы управления, или менеджмента, обращены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления маркетингом (производственной, товарной, сбытовой, традиционной или социально - этической) и стратегии развития, включающих четыре целевых направления:

) более глубокое проникновение на освоенные демографический и географический рынки со старой продукцией и услугами;

) проникновение на новые географические и демографические рынки со старыми услугами;

) разработка и производство новых товаров для старых, освоенных рынков;

) диверсифицированное развитие, заключающееся в освоении производства новых продуктов и услуг для новых географических и демографических рынков.

о деловой организации как о системе, имеющей множество потребностей, П.Ф. Друкер полагает, что менеджеры должны непременно учитывать и отражать в формируемой на разных уровнях организации системе целей.

П. Ф. Друкер связывает возникновение системы целей с разнообразием задач, решаемых менеджерами в разных секторах, а также с разнообразием потребностей различных социальных групп как внутри, так и вне организации, заинтересованных в ее деятельности. Он формирует два тезиса:

. Менеджер не может эффективно управлять организацией, ориентируясь только на экономическую цель.

. Работа по улучшению системы целей и с системой целей необходима любым деловым организациям, поскольку их выживание и успешное развитие зависят от удовлетворения различных потребностей социальных групп.

Исходя из этого, П.Ф. Друкер формирует примерный перечень целей организации, связанных:

с определением типа (типов) рынков, на котором она должна работать;

с установлением типа продукта, выпускаемого на данный рынок;

с определением уровня планируемой прибыли;

с установлением типа и источника необходимых ресурсов;

с отношением к нововведениям и допустимому риску;

с удовлетворением потребностей персонала;

с обеспечением общественного признания ее деятельности в более широком социуме;

С развитием менеджмента как главного фактора организационного развития. В рамках данной концепции работа с целями нужна для повышения эффективности деятельности и разработки долгосрочных стратегий развития организации. Содержание этой работы может быть сведено к выбору перечня целей, расстановке приоритетов в системе целей, "уравновешиванию" и "жонглированию" целями. Наконец, именно с соотнесениями настоящих результатов с планируемыми (на основе созданной системы целей), а также с соотнесением целей между собой связывается оценка эффективности деятельности организации.

Разбирая цели как планируемый результат деятельности организации, П.Ф. Друкер пытается определить задачи, решению которых способствует работа с целями:

проверка истинности утверждений, латентно заложенных менеджером в основу проводимого курса;

оценка и прогнозирование поведения отдельных работников, подразделений и других организаций;

совершенствование деятельности организации.

Основная цель, к которой должен стремится каждый менеджер, это создание организации где цель организации совпадает с целями сотрудников: где сотрудник не рабочая сила, не механизм, а он батарейка, мотор, главный капитал организации: движитель развития предприятия. Организация должна давать предельное удовлетворения потребностей персонала. Только в этом случаи возможно развитие предприятия на долгосрочный период.

4. Функции управления

Функция - служебная обязанность, круг деятельности.

Имеется большое количество функций управления.

Для примера: целеполагание (постановка цели), методы управления, принципы управления, философия предприятия, найм персонала, оценка персонала, обучение персонала, финансовая деятельность, мотивация (стимулирование), подготовка производства, производство, контроль, реклама (маркетинг), система коммуникации и др.)

Выделено одно из самых главных функций организации и менеджмента. Так как персонал является двигателем, колесом, движителем любой организации.

В данной работе я разберу функцию управления Мотивация (стимулирование) персонала.

.1 Виды управленческой мотивации

Функция мотивации ориентирована на использование побудителей человеческой активности (потребности, интересы, опасения, желания), для регламентации и действенного управления поведением сотрудников ради достижения целей организации.

Стадии мотивационного процесса:

1.осознание потребностей (формирование интереса);

2.поиск путей удовлетворения потребностей;

.определение целей действий по удовлетворению потребностей;

.осуществление процедур по удовлетворению потребностей;

.получение вознаграждения за осуществленные мероприятия;

.удовлетворение осознанных потребностей (интересов).

Теории содержания мотивации рассматривают совокупности потребностей, которые оказывают наибольшее влияние на мотивацию труда человека.

Наиболее распространена следующая классификация.

Материальная мотивация - ориентирована на объективную заинтересованность сотрудников в получении материальных выгод, повышающих их благосостояние.

Нематериальная мотивация - ориентирована на использование интеллектуального, морального, кадрового и прочих мотиваторов.

Главные формы: мотивация целями, мотивация участием в делах, мотивация обогащением труда.

Мотивы могут классифицироваться по следующим основаниям:

по видам активности;

по времени проявления;

по видам потребностей человека;

по установкам личности;

по структуре;

по функциям.

Допустимо выделение антимотивов, антипотребностей и антимотивации, в основе которых - пресыщение потребностью, активное отвращение, отталкивание от того, что прежде притягивало.

.2 Методы осуществления функций мотивации

Совокупность методов управленческой мотивации довольно обширна и ориентирована в основном на психологические методы:

1.методы экономической мотивации - зарплата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.;

2.методы социальной мотивации - общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т. д.;

.методы психологической мотивации - ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч.;

.методы властной мотивации - повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и проч.;

.социально-психологические методы - роста социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т.д.;

6) методы моральной мотивации - личное или публичное признание, похвала и критика;

) целевой метод;

) метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ;

) метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод);

) методы изучения мотивации и мотивов - экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и проч.

Таким образом, мотивация может иметь такие направления - как: мотивация самосовершенствования, мотивация агрессивного поведения, мотивация помощи, мотивация альтруистического поведения, мотивация нормативного поведения и др.

4.3 Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации в первую очередь пытаются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант устанавливает поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой. Менеджеры, действующие на международной арене, также, как и их коллеги, действующие внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет.

Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полная, МакКлелланд дополнил ее, введя понятие потребностей власти, успеха и принадлежности.

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в почтении и самовыражении. Управление очень часто притягивает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, созданную на потребностях. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, сказываются на удовлетворении потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника), всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой.

Для достижения мотивации нужно обеспечить воздействие мотивирующих факторов - таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признания со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.

Заключение

Хочу добавить. Исследования в данной работе на тему Цели и функции теории управления и последние изучения, и опросы ученых в области менеджмента, обращают внимание на то, что при поставленном вопросе людям, проживающим в странах с нормальной экономикой, где люди более или менее ощущают себя защищенными.

Что вы выберите?

. Больше работать и зарабатывать.

. Меньше работать и меньше зарабатывать, но иметь больше личного времени.

Всё больше и больше людей выбирают ответ №2.

Из этого можно делать несомненные выводы. Человеку не только свойственны материальные потребности, но скорее всего его интересуют нематериальные (духовные, душевные, творческие и т.д.). Наблюдения и наука говорит: что материальный стимул на каком-то уровне теряет свой стимул. Нынешнему и будущему менеджменту стоит обратить на это внимание очень внимательно. Так как персонал является мотором любой организации, и для расширения любой организации менеджер должен понимать, надо удовлетворять потребности своих сотрудников и давать возможность развития своего персонала. В противном случай развитие организации будет продолжаться очень короткий срок.

Так же при постановке цели. Цель любой организации - выпуск ценного, качественного, полезного, доступного продукта, помогающего выживать человеку в наше время. Если цель иная, допустим прибыль. То сегодняшняя ситуация в Мире показывает какой результат мы приобретаем.

Основная цель и функция управления. Создать такую организацию где человек развивался, рос как личность и тогда в совместном симбиозе будет развиваться, расти организация и сотрудники.

Список литературы

1. Майкл Мескон и др., "Основы менеджмента", - М., 1995 г.

. Тейлор Федерик Уинслоу, "Менеджмент", - М., 1992 г.

. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Из-во МГУ, 1995. - 252 с.

. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

. Хедоури Ф., Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: "Дело", 1992. - 702 с.

Похожие работы на - Цели и функции теории управления

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!