Методы управления затратами и пути снижения себестоимости продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    56,19 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы управления затратами и пути снижения себестоимости продукции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Инженерно-экономический факультет

Базовая кафедра: «Экономика и организация производства»

Кафедра: «Статистика»



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика фирмы»

на тему «Методы управления затратами и пути снижения себестоимости продукции»

Выполнил студент группы 724

Хабибуллин Эдуард Рамисович.

Научный руководитель:

к.э.н., профессор кафедры Казакова Римма Павловна

Консультант: доцент кафедры статистики

Кузнецов Евгений Иванович.




Москва - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основы управления затратами

.1 Экономическая природа и содержание затрат

.2 Классификация затрат

.3 Методы управления затратами

Глава 2. Основы управления себестоимостью

.1 Себестоимость продукции: понятие, структура, виды

.2 Факторы и пути снижения себестоимости продукции

Глава 3. Анализ динамики экономических затрат фирмы с 2008 по 2012 годы (на примере ОАО «Московский машиностроительный завод «Знамя»)

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Только производители, максимально эффективно использующие свои ресурсы, способны успешно функционировать на рынке. Вследствие процесса насыщения рынка товарами и услугами растёт конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за своё место под солнцем. Из-за этого необходимо повышать качество продукции, снижать цену на неё, а возможность улучшения этих двух факторов лежит в правильной организации управления затратами и формирования себестоимости. Поэтому исследование вопросов о том, какими методами можно эффективно управлять затратами и какие пути существуют для снижения себестоимости продукции, является актуальным.

Целью данной курсовой работы является детальное изучение методов управления затратами и путей снижения себестоимости продукции, исследование на примере ОАО «Московский машиностроительный завод «Знамя» динамики экономических затрат и себестоимости, которую они формируют, и выявление возможностей для уменьшения себестоимости их продукции.

Объектами изучения являются методы управления затратами и пути снижения себестоимости продукции. Предметы изучения - виды затрат и себестоимости, экономическое содержание затрат, структура себестоимости, особенности, преимущества, недостатки и условия применения методов управления затратами, особенности путей снижения себестоимости продукции.

В первой главе будут рассмотрены основы управления затратами (экономическая природа затрат, их виды, методы управления ими); во второй - основы управления себестоимостью (понятие, структура, виды себестоимости, пути её снижения, пример её расчёта по различным видам продукции); в третьей - анализ динамики экономических затрат на примере деятельности с 2008 по 2012 годы ОАО «ММЗ «Знамя».

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

.1 Экономическая природа и содержание затрат

Экономическая наука и практика занимается изучением затрат одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить следующие подходы к изучению затрат:

·        Исходя из теории трудовой стоимости, затраты народного хозяйства и хозяйственных субъектов - это труд и только труд. На практике же в составе затрат учитывается использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств;

·        Сущность затрат с позиции логистической теории - это траты энергии и только энергии, в том числе интеллектуальной и физической энергии человека. На практике же эти затраты проявляются в виде целенаправленного и упорядоченного движения и использование некоторых ограниченных ресурсов: капиталовложений, основных и оборотных фондов, природных богатств.

На сегодняшний день обе теории не раскрывают полностью экономическую сущность затрат, поэтому более актуально рассматривать определение затрат с общепринятых практических позиций. Согласно им, затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, используемых на производство и сбыт продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ, услуг.

Представление о затратах фирмы (предприятия) основывается на трех важных положениях:

.        Затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации за определенный период;

.        Объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат;

.        Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т. е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и её реализации в целом по предприятию или по производственным подразделениям фирмы (предприятия).

Предметом управления затратами являются затраты фирмы (предприятия). Первой особенностью затрат как предмета управления выступает их динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении. Так в рыночных условиях хозяйствования постоянно изменяются цены на приобретаемые сырье и материалы, комплектующие детали и изделия, тарифы на энергоносители и услуги (связь, транспорт и т.д.). Обновляется продукция, пересматриваются нормы расхода материальных и трудовых затрат, что отражается на себестоимости продукции и уровне затрат. Поэтому рассмотрение затрат в статике весьма условно и не отражает их уровня в реальной жизни.

Вторая особенность затрат как предмета управления заключается в их многообразии, требующем применения обширного спектра приемов и методов в управлении ими. Многообразие затрат обнаруживается при их классификации, которая позволяет, во-первых, выявить степень влияния отдельных затрат на экономические результаты деятельности фирмы (предприятия), во-вторых, оценить возможность воздействия на уровень тех или иных видов затрат и, наконец, относить на изделие только те затраты, которые необходимы для его изготовления и реализации. Не менее важная и сложная задача - правильное отнесение затрат на производственные подразделения и отдельные виды деятельности фирмы (предприятия).

Третья особенность затрат состоит в трудности их измерения, учета и оценки. Абсолютно точных методов измерения и учета затрат нет.

Четвертая особенность - это сложность и противоречивость влияния затрат на экономический результат. Например, повысить прибыль фирмы (предприятия) можно за счет снижения текущих затрат на производство, которое, однако, обеспечивается повышением капитальных затрат на НИОКР, технику и технологию. Высокая прибыль от производства продукции нередко значительно сокращается из-за высоких затрат на ее утилизацию и т.п.

.2 Классификация затрат

Существует довольно обширная классификация затрат.

По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на:

·        снабженческо-заготовительные;

·        производственные;

·        коммерческо-сбытовые;

·        организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий организации внутрихозяйственного расчета. Непосредственное управление и контроль над хозрасчетной деятельностью этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения (центрам затрат) и центрам ответственности.

По экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на:

·        основныe: затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.;

·        накладные: образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из комплексных общепроизводственных и общехозяйственных затрат. Величина этих затрат зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на:

·        прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.;

·        косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Основные затраты чаще всего выступают как прямые, а накладные - как косвенные, но они не являются тождественными. Разделение затрат на прямые и косвенные необходимо для организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство.

На практике затраты предприятия традиционно группируются и учитываются по составу и видам, местам возникновения и носителям.

По составу затраты подразделяются на:

·        Одноэлементные: затраты, состоящие из одного элемента, - материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от их места возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.

·        Комплексные: затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

Учет по видам затрат классифицирует и оценивает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

·        Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);

·        Затраты на оплату труда;

·        Амортизация основных фондов;

·        Прочие затраты.

Данная классификация непосредственно связана с производством и реализацией продукции (работ, услуг), поэтому каждый элемент затрат стоит подробно рассмотреть по отдельности:

.        Материальные затраты - наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которого в общей сумме затрат обычно составляет 60-90%; лишь в добывающих отраслях промышленности его доля невелика. Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации, учитывая, что отходы одного производства могут служить полноценным сырьем для другого). В стоимость сырья и материалов включается комиссионные вознаграждения, оплата брокерских и иных посреднических услуг. Стоимость потребленного в процессе производства сырья и материалов включается в себестоимость продукции без налога на добавленную стоимость (НДС). Но существуют и исключения из этого правила. Так, если продукция предприятия освобождена от НДС, то оно не имеет возможности вычесть сумму уплаченного НДС из суммы налога, полученного при реализации своей продукции. В подобных случаях предприятию разрешается отнести уплаченный НДС на себестоимость продукции (т. е. в конечном счете НДС оплачивает не изготовитель продукции, а ее покупатель).

К материальным затратам также относятся:

·        Топливо и энергия, расходуемые на технологические цели и хозяйственные нужды;

·        Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подвергающиеся в дальнейшем монтажу, сборке или дополнительной обработке на данном предприятии;

·        Затраты на приобретение тары и упаковки, тарных материалов (если стоимость тары не включена в стоимость материалов, поставляемых в этой таре), за исключением стоимости тары по цене ее возможного использования;

·        Запасные части для ремонта машин и оборудования;

·        Производственные услуги сторонних предприятий и организаций, а также своих (состоящих на балансе предприятия) хозяйств, не относящихся к основной деятельности предприятия;

·        Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов труда со сроком службы менее года или стоимостью менее 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда за единицу, инструментов, инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды и др.;

·        Отчисления, налоги и сборы, связанные с использованием природного сырья: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за недра, за воду, забираемую из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов, отчисления на рекультивацию земель или оплата работ по рекультивации земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, и др.;

·        Потери от брака и простоев по внутрипроизводственным причинам;

·        Потери от недостач в пределах норм естественной убыли и при отсутствии виновных лиц.

.        Затраты на оплату труда - это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

В этот элемент затрат включены:

·        Выплаты заработной платы за фактически выполненную работу в соответствии с тарифными ставками, должностными окладами;

·        Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;

·        Премии, надбавки к окладам за производственные результаты;

·        Стоимость бесплатного предоставляемых работникам отдельных отраслей в соответствии с законодательством коммунальных услуг, питания, форменной одежды, жилья и др.;

·        Оплата очередных (ежегодных) и учебных отпусков;

·        Выплата работникам, высвобождаемым с предприятий в связи с реорганизацией, сокращением штатов и др.

В себестоимость продукции не включаются выплаты, не связанные непосредственно с оплатой труда: материальная помощь и подарки работникам, ссуды на улучшение жилищных условий, оплата отдыха (если она производится не из средств фонда социального страхования) и т.п.

Заработная плата работников столовых, детских учреждений, жилищно-коммунального хозяйства также не включается в себестоимость, а покрывается из специальных источников (чистой прибыли и др.).

.        Отчисления на социальные нужды - это отчисления во внебюджетные социальные фонды (пенсионный, фонд социального страхования, фонд занятости, обязательного медицинского страхования). Предприятия отчисляют в пенсионный фонд 22% от начисленной суммы оплаты труда, в фонд социального страхования - 2,9%, в фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% (итого 30%).

.        Следующий крупный элемент затрат - износ основных производственных фондов, равный сумме амортизационных отчислений (амортизация основных фондов). Сюда же относится ускоренная амортизация основных фондов и ее индексация. Поддержание основных производственных фондов в рабочем состоянии. Затраты, связанные с капитальными вложениями, учитываются отдельно от текущих затрат - например, затраты на приобретение основных средств возмещаются постепенно путем включения в затраты на производство проданной продукции части их стоимости в виде амортизационных отчислений.

.        Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) - это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательно порядком; платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы загрязняющих веществ); обязательное страхование имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции (работ, услуг); вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения; платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством; оплата работ по сертификации продукции; затраты на командировки по установленным законодательно нормам; подъемные; плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров; затраты на организованный набор работников, гарантийный ремонт и обслуживание; оплата услуг связи, вычислительных центров, банков; плата за аренду основных производственных фондов; износ по нематериальным активам.

Также выделяется классификация затрат по статьям калькуляции, которая во многом схожа с предыдущей классификацией затрат по экономическим элементам:

·        Затраты на сырье и основные материалы;

·        Полуфабрикаты собственного производства;

·        Возвратные отходы (вычитаются);

·        Вспомогательные материалы;

·        Топливо и энергия на технологические цели;

·        Затраты на оплату труда производственных рабочих;

·        Отчисления на социальные нужды;

·        Затраты на подготовку и освоение производства;

·        Затраты по эксплуатации производственных машин и оборудования;

·        Цеховые затраты;

·        Общехозяйственные затраты;

·        Потери от брака;

·        Прочие производственные затраты;

·        Коммерческие затраты.

По месту возникновения затраты группируются и учитываются по производствам, цехам, участкам, отделам и другим структурным подразделениям предприятия, т.е. по центрам ответственности. Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость продукции. Учет по центрам ответственности «привязывает» учет затрат к организационной структуре предприятия или организации.

Завершающим этапом является группировка и учет по носителям затрат, т.е. продукции, работам, услугам с целью определения их себестоимости.

Группировка затрат по отношению к объему производства:

·        Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции, то есть не изменяются при изменении объема производства. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции и общие для предприятия в целом;

·        Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (или деловой активности) компании. По мере его повышения растут и переменные затраты, и наоборот (например, заработная плата производственных рабочих, изготавливающих определенный вид продукции, затраты сырья и материалов);

·        Смешанные затраты, которые содержат как постоянный, так и переменный компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а другая часть не зависит от объема производства и остается фиксированной в течение отчетного периода. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних телефонных разговоров. Иногда смешанные затраты также называют полупеременными и полупостоянными. Например, если экономическая деятельность предприятия расширяется, то на определенном этапе может возникнуть необходимость в дополнительных складских помещениях для хранения его продукции, которые, в свою очередь, вызовут увеличение расходов на арендную плату. Таким образом, постоянные затраты (арендная плата) изменятся вместе с изменением уровня активности.

Группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции:

·        текущие - затраты по производству и реализации продукции данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем;

·        будущего отчетного периода - затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем;

·        предстоящие - затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).

В процессе принятия управленческих решений руководитель должен обладать достаточной информацией, которая сулила бы выгоду предприятию от производства того или иного вида товара. В этих условиях особую значимость приобретает разделение затрат на следующие виды:

·        альтернативные (вмененные) - означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю;

·        дифференциальные - величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений. Например, рассматриваются два альтернативных места для строительства нового производственного цеха. Если будет выбран район «А», ежегодные затраты по его содержанию предположительно составят 800 тыс. руб., если район «В» - 600 тыс. руб. Дифференциальные затраты по содержанию производственного цеха составят 200 тыс. руб. (800 - 600);

·        безвозвратные - такие затраты, которые были сделаны в прошлом в результате ранее принятого решения. Следовательно, они не могут повлиять на будущие затраты и не могут быть изменены никаким настоящим или будущим действием. Примером таких затрат может быть первоначальная стоимость закупленных материалов и оборудования. Несмотря на то, что приобретенные ресурсы не используются сейчас, затраты на их приобретение не могут быть изменены никакими будущими действиями;

·        инкрементные - являются дополнительными и возникают в случаях производства какой-то партии продукции дополнительно. Например, если в результате какого-то решения увеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за сверхурочные работы), то эти затраты называют инкрементными. Если принятое решение о дополнительном выпуске не влечет за собой увеличения абсолютной суммы постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю;

·        маржинальные - дополнительные затраты, когда производится еще одна единица продукции. Такие затраты рассчитываются не на весь выпуск, а на единицу продукции. Маржинальные затраты обычно различны при разных объемах производства. Они уменьшаются с увеличением выпуска продукции;

·        релевантные - затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения.

По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые. Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости от следующих условий:

·        длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);

·        полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора предприятия).

На результаты деятельности предприятия существенное влияние оказывает деление затрат на производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные):

·        Эффективные - это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты;

·        Неэффективные - это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Важное значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их разделяют на контролируемые и неконтролируемые:

·        Контролируемые - это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия;

·        Неконтролируемые - это затраты, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.

.3 Методы управления затратами

Управление затратами осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.

Сущность и условия применения методов, их преимущества и недостатки: .         Директ-костинг: постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли. Условия применения: разделение затрат на переменные и постоянные. Преимущества: необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур; прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов; cнижается трудоемкость распределения накладных затрат, появляется возможность определить вклад каждого вида продукции в формирование прибыли предприятия; в сочетании с методом стандарт-коста позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах; позволяет сделать выбор между собственным производством или закупкой продукции. Недостатки: Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории переменных или постоянных; слабое внимание к постоянным затратам; искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции; создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов..         Абзорпшн-костинг: в себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные). Условия применения: использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции. Преимущества: отсутствие разделения затрат предприятия на постоянные и переменные; более точное определение финансового результата деятельности предприятия; отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат; повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него. Недостатки: ретроспективность и условность в распределении накладных затрат; установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода; условный характер распределения накладных затрат; включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции..         Стандарт-кост: для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно. Условия применения: наличие системы стандартов (норм и нормативов). Преимущества: формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат; минимизация учетной работы, связанной с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство. Недостатки: применение для периодически повторяемых затрат; успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы; невозможность установить нормы по отдельным видам затрат..      Метод ABC: деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций. Условия применения: выделение видов деятельности и операций по ним; расширение существующей системы бухгалтерского учета; дополнительное обучение персонала. Преимущества: значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости; обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат. Недостатки: требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление..   Таргет-костинг: на основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами. Условия применения: тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия; постоянное применение; организация постоянного контроля уровня затрат; надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке. Преимущества: маркетинговая ориентация производства; определение целевых затрат для новых продуктов; контроль затрат еще на стадии разработки продукции. Недостатки: для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции; технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня..     Кайзен-костинг: предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение; обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции; используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем. Условия применения: постоянное применение; проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат; вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации. Преимущества: обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне. Недостатки: необходима мотивация сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации.. CVP-анализ (анализ точки безубыточности): основывается на сопоставлении трех величин - затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат. Условия применения: соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых); для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4. Преимущества: позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат; простота, наглядность и оперативность метода. Недостатки: разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно; любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата; при количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным; основывается на допущении, что производительность труда, которая непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют..         Бенчмаркинг затрат: предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами. Условия применения: правильный выбор предприятия-эталона; наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения. Преимущества: позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий. Недостатки: неверный выбор предприятия-эталона снижает эффективность метода; требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий..         Кост-киллинг: направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью. Условия применения: наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии; стремление руководства предприятия к снижению издержек; определенным образом построенная система мотивации персонала. Преимущества: позволяет быстро сократить затраты предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде. Недостатки: жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала); требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит)..         LCC-анализ: затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами. Условия применения: наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия; четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта. Преимущества: получение в долгосрочном периоде оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами; обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и понесенных затрат применительно к производству изделия в целом; обеспечение стратегического видения структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов. Недостатки: отсутствие периодизации финансовых результатов; неопределенность в учете накладных затрат (если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер); может потребовать затрат на получение обширной дополнительной информации..     Метод VCC: рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами. Условия применения: соответствие стратегического позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка; полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием. Преимущества: позволяет представить величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты предприятия к ожидаемым доходам. Недостатки: требует создания соответствующего информационного обеспечения, постоянной оптимизации затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия и участия квалифицированных специалистов.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ

.1 Себестоимость продукции: понятие, структура, виды

Себестоимость продукции в обобщенном виде представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Она является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

·        учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

·        база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

·        экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

·        определение оптимальных размеров предприятия;

·        экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Большую роль в планировании, учете и калькулировании себестоимости, а также в ценообразовании играет структура себестоимости. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат по экономически однородным элементам и статьям калькуляции.

Поэлементная структура себестоимости продукции различается по отраслям промышленности. Эти отличия определяют характер промышленного производства в зависимости от преобладания удельного веса того или иного вида затрат. В связи с этим можно выделить следующие группы отраслей промышленности: материалоемкие, трудоемкие, энергоемкие и фондоемкие.

Отнесение той или иной отрасли к одной из названных групп позволяет установить резервы и источники, за счет которых можно обеспечить снижение себестоимости продукции.

Следует отметить, что рассмотренное деление отраслей промышленности по характеру производства является относительным и динамичным, поскольку с развитием техники и технологии изменяется соотношение материальных и трудовых затрат, и трудоемкие отрасли становятся материалоемкими или фондоемкими.

Структура себестоимости по статьям калькуляции позволяет оценить удельный вес различных статей затрат в себестоимости продукции. Структура себестоимости может изменяться под влиянием ряда факторов, вытекающих из условий работы отдельных отраслей и предприятий.

На структуру себестоимости продукции существенно влияет размещение предприятий по отношению к источникам сырья и топлива, изменения уровня цен на предметы и средства труда.

В настоящее время изменения в структуре себестоимости идут в направлении снижения удельного веса прямых затрат (заработная плата основных производственных рабочих и основные материалы на технологические нужды). Однако значительно возрос удельный вес затрат на управление и реализацию продукции. Следовательно, необходимо отказываться от ранее действующей системы распределения косвенных затрат на себестоимость продукции на основе прямых затрат и переходить к более широкому внедрению функционального калькулирования себестоимости продукции.

Все показатели себестоимости продукции укрупненно можно классифицировать на группы:

·        абсолютные;

·        уровневые;

·        относительные.

Абсолютные показатели отражают общие затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Такие показатели рассчитываются по данным сметы затрат на производство. Например, себестоимость выпущенной (готовой, произведённой) продукции, себестоимость отгруженной продукции, себестоимость реализованной продукции.

К уровневым показателям относят:

·        себестоимость единицы продукции;

·        затраты на рубль выпущенной (товарной) продукции;

·        затраты на рубль объема продаж.

Относительные показатели характеризуют изменение уровневых показателей во времени. Например, процент снижения себестоимости единицы продукции рассчитывается как отношение разницы себестоимости базового и отчетного периодов к себестоимости базового периода, умноженное на 100 %.

В хозяйственной деятельности предприятия используются различные виды себестоимости.

По последовательности и объему включения затрат себестоимость может быть:

·        Технологическая - только прямые затраты на производство по таким статьям как: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологичные цели, основная заработная плата производственных рабочих. Технологическую себестоимость часто называют участковой, т.к. затраты, составляющие ее, складываются на производственном участке.

·        Цеховая - сумма затрат всех цехов на производство продукции. Цеховая себестоимость включает в себя технологическую и общепроизводственные затраты.

·        Производственная - затраты предприятия на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных затрат, а также потерь от брака.

·        Полная - производственная себестоимость и коммерческие (внепроизводственные) затраты.

Также себестоимость принято подразделять на такие виды как:

·        Нормативная - максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда;

·        Плановая - может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии нормы расхода живого труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии становления проекта;

·        Фактическая, или отчетная - это себестоимость, определенная исходя из фактически сложившихся в отчетном периоде затрат труда и материальных ресурсов.

Различают также индивидуальную (обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие) и среднеотраслевую (определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда) себестоимости.

.2 Факторы и пути снижения себестоимости продукции

В настоящее время на многих отечественных предприятиях затраты на производство и реализацию продукции превышают соответствующие доходы. С проблемой постоянного роста себестоимости сталкиваются даже те предприятия, которые имеют относительно высокий и стабильный спрос на изготавливаемую продукцию. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой мер по снижению себестоимости.

Под факторами понимают причины, обусловливающие определенный уровень затрат, т.е. это комплекс мероприятий, вызывающих динамику себестоимости продукции.

Все многообразие факторов, которые оказывают влияние на себестоимость продукции можно классифицировать на три категории:

. Внедрение инноваций, направленных на повышение технического уровня производства: механизация, автоматизация, компьютеризация производства, применение современных технологий, новых видов материалов, совершенствование конструкции изделия;

. Внедрение инноваций в сфере управления, организации производства и труда: организация контроля и управленческого учета, создание автоматизированных рабочих мест руководящих работников и специалистов, внедрение научной организации труда, расширение зон обслуживания и др.;

. Экономические факторы: совершенствование материального стимулирования персонала, привлечение инвестиций, внедрение прогрессивных норм и нормативов и др.

Все факторы, влияющие на уровень снижения затрат, можно подразделить по масштабам их действия: общегосударственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.

Общегосударственные связаны с политикой правительства в области экономических отношений. Внутриотраслевые факторы в условиях реформирования экономики играют незначительную роль и могут быть представлены процессом совершенствования нормативов системы цен на продукцию и в области планирования производственной деятельности, принятия ценовых и тарифных, трудовых (отраслевых) соглашений, регулирующих отдельные виды затрат. Вопросы специализации и кооперирования решаются самим предприятием.

Внутрипроизводственные факторы связаны с улучшением использования всех имеющихся у предприятия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Они главным образом зависят от результатов деятельности предприятия, могут быть также независимыми от них.

Выделяют два направления снижения себестоимости продукции:

.        Первое представляет собой снижение условно-переменных затрат и состоит из двух частей:

.        - Улучшение использования условно-переменных материальных затрат (сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели);

.        - Повышение эффективности использования условно-переменных трудовых затрат (рост производительности труда и улучшение использования рабочего времени).

.        Второе - это снижение условно-постоянных затрат (сокращение затрат на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общецеховых и общехозяйственных затрат, затрат на реализацию).

В основе формирования затрат на производство продукции и, в частности, условно-переменных материальных затрат, должно лежать их научно обоснованное калькулирование по нормам, обусловленным техническими, технологическими, конструкторскими и другими характеристиками и особенностями вырабатываемой продукции.

Резервы снижения уровня условно-постоянных затрат (затрат по комплексным статьям себестоимости) выявляются и обобщаются на основе изучения их динамики, а также проведения факторного анализа по каждой статье расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общецеховых и общехозяйственных расходов, расходов на реализацию. Изменение объема производимой продукции ведет к относительному изменению условно-постоянных расходов.

Резервы снижения себестоимости продукции представляют собой неиспользованные возможности снижения себестоимости продукции. Они подразделяются на две подгруппы - резервы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия. Внутрипроизводственные резервы выявляются в процессе анализа и аудита хозяйственной деятельности предприятия. Причинами их существования являются как объективные, так и субъективные факторы.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию способно дать крупный экономический эффект.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских затрат заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих затратах. В состав цеховых и общезаводских затрат в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских затрат. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению цеховых и общезаводских затрат способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных затрат. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому решение проблемы снижения себестоимости продукции непосредственно связано с повышением эффективности работы всего предприятия.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ФИРМЫ С 2008 ПО 2012 ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОСКОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗНАМЯ»)

ОАО «ММЗ «Знамя» создано в 1993г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.92 г. № 721 путем преобразования государственного предприятия ММЗ «Знамя». ОАО «ММЗ «Знамя» является полным правопреемником государственного предприятия ММЗ «Знамя», несет права и обязанности, возникшие у него до момента его преобразования в акционерное общество. В авиационной промышленности общество работает с 1942 года.

Открытое акционерное общество «Московский машиностроительный завод «Знамя» занимает лидирующее положение в машиностроительной отрасли по изготовлению гидравлических насосов, топливной аппаратуры и рулевых приводов различных типов ко многим видам самолетов и вертолетов.

По выпускаемому ассортименту продукции прямых конкурентов у ОАО «ММЗ «Знамя» нет.

Доля общества на соответствующем сегменте рынка в части производства профильной продукции 100%, в части ремонта профильной продукции - 50%.

В условиях отсутствия развития авиации соответствующий сегмент рынка практически не меняется, что отражается на номенклатуре выпускаемой продукции и незначительном росте объемов.

Значительный спад производства авиационной техники в 90-х годах сказался на загрузке проектной мощности общества.

Таблица 1. Основные экономические показатели  

Наименование показателя

2008

2009

2010

2011

2012

Объём реализованной продукции, ед.

500

450

535

580

660

Выручка, руб.

443572

394498

462392

505863

666562

Валовая прибыль, руб.

198298

123883

122561

201864

297257

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), руб.

90639

30808

4388

128834

89475

Рентабельность собственного капитала, %

19,81

6,31

1,07

23,89

8,30

Рентабельность активов, %

16,03

5,21

0,86

17,18

9,7

Коэффициент чистой прибыльности, %

20,43

7,81

0,95

25,47

13,40

Рентабельность продукции (продаж), %

19,19

2,4

-1,15

6,21

15,70

Оборачиваемость капитала

0,95

0,78

1,09

0,91

1,06

Сумма непокрытого убытка на отчетную дату, руб.

-

-

-

-

Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса

-

-

-

-

-


Таблица 2. Структура затрат на производство и продажу продукции  

Наименование статьи затрат

2008г.

2009г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Сырье и материалы, %

8,7

3,8

2,7

4,6

5,6

Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, %

1,91

3,39

2,5

1,9

2,3

Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, %

3,82

0,9

-

-

 -

Топливо, %

1,63

1,1

1,7

2,1

2,1

Энергия, %

5,62

3,7

3,3

5,6

3,7

Затраты на оплату труда, %

47,9

44,5

41,0

44,0

45,0

Проценты по кредитам, %

-

-

-

-

-

Арендная плата, %

-

-

-

-

 -

Отчисления на социальные нужды, %

11,9

10,8

9,7

11,0

12,5

Амортизация основных средств, %

1,32

1,7

1,2

2,6

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, %

0,65

0,02

0,01

0,01

0,01

Прочие затраты, %

16,55

30,29

37,39

29,59

26,19

Итого: затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость), %

100

100

100

100

100


Так как нам известны выручка и валовая прибыль, то себестоимость продукции можно рассчитать по следующей формуле: Себестоимость = Выручка - Валовая прибыль.

Далее, благодаря тому, что нам известна структура затрат на производство и продажу продукции и возможно с помощью выручки и валовой прибыли вычислить себестоимость, можно рассчитать абсолютные показатели затрат. Это производится по следующей формуле: Затраты = Себестоимость*Удельный вес затрат (%). Также после этого можно рассчитать средние арифметические простые по формуле: , где n - количество периодов.

Таблица 3. Абсолютные показатели затрат


Из проделанных расчётов и исходных таблиц видно, что в ОАО «ММЗ «Знамя» львиную долю затрат в каждом периоде составляют затраты на оплату труда, колеблясь в районе от 41 до 48%, затем значительную долю занимают прочие затраты. Доля остальных статей сравнительно невелика.

В отчётах по своей деятельности ОАО «ММЗ «Знамя» указывает 2008 год базисным. Целесообразно рассчитать индивидуальные и общие индексы, а также индексы постоянного, переменного составов и структурных сдвигов, чтобы более детально проследить динамику затрат.

Индивидуальные индексы рассчитываются по формуле:

,

где z1 - затрата (себестоимость) отчётного года, z0 - затрата (себестоимость) базисного периода.

Таблица 4. Индивидуальные индексы


Как видно, за 5 лет в основном выросли почти все затраты, кроме: сырья и материалов (снизились примерно на 3,1%); работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями (их не стало вообще); энергии (снизились почти на 1%); налогов, включаемых в себестоимость продукции (снизились почти на 98%). Существенно возросли амортизация основных средств (примерно на 196,57%, что объясняется временным промежутком в 5 лет) и прочие затраты (примерно на 138,27%).

Общий индекс себестоимости рассчитывается по формуле:

,

где q1 - объём выпущенной (реализованной) продукции отчётного периода, q0 - объём выпущенной (реализованной) продукции базисного периода. Iz = (559,55*660)/(490,55*660) = 1,1406.

Данный индекс показал, что в целом уровень себестоимости продукции с 2008 по 2012 гг. увеличился на 14,06%.

Индекс себестоимости постоянного состава:

((559,55*660)/660)/((490,55*660)/660) = 1,1406.

Из индекса видно, что в среднем себестоимость 2012 году увеличилась на 14,06% по сравнению с 2008 годом за счёт увеличения уровня себестоимости на предприятии.

Индекс себестоимости переменного состава:

 = ((559,55*660)/660)/((490,55*500)/500) =1,1406.

затрата экономический себестоимость

Индекс показал, что средняя себестоимость в отчётном периоде увеличилась по сравнению с базисным на 14,06% за счёт увеличения уровня себестоимости на предприятии и увеличения выпуска (реализации) продукции.

Индекс структурных сдвигов:

 = ((490,55*660)/660)/((490,55*500)/500) = 1.

Данный индекс показывает, что средняя себестоимость отчётного периода по сравнению с базисным осталась неизменной, так как рассматривается лишь одно предприятие, и доля в общем объёме всегда составляет 100%.

Общий индекс физического объёма производства и реализации продукции:

= (490,55*660)/(490,55*500) = 1,32.

Индекс показывает, что в целом физический объём производства в отчётном году увеличился на 32% по сравнению с базисным.

Общий индекс полной себестоимости:

 =

(559,55*660)/(490,55*500) = 1,5056.

Индекс показал, что полная себестоимость в отчётном году по сравнению с базисным увеличилась примерно на 50,56%.

Проверка взаимосвязи индексов: =1,1406*1,32 = 1,5056.

Видно, что взаимосвязь не нарушена.

Также важно проследить изменение полной себестоимости в целом, в том числе по отдельности за счёт изменения себестоимости на единицу продукции и изменения объёма выпущенной (реализованной продукции):

= (559,553 - 490,548)*660 = 45543,3 руб.

= (660 - 500)*490,548 = 78487,7 руб.

= 45543,3 + 78487,7 = 124031 руб.

Стало видно, что увеличение себестоимости на единицу продукции и объёма выпущенной (реализованной) продукции по отдельности влечёт за собой увеличение полной себестоимости, и в итоге за счёт увеличения данных 2 факторов вся себестоимость увеличилась на 124031 рубль.ебестоимость, как единицы продукции, так и производства в целом выросла, причём довольно значительно (что ограничивает возможности большего увеличения чистой прибыли и показывает недостаточно эффективную работу предприятия) во многом из-за того, что значительно возросли такие затраты, как приобретённые комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, амортизация основных средств и прочие затраты. Предприятию удаётся оставаться на плаву с положительной чистой прибылью во многом из-за того, что у него пока нет прямых конкурентов. Также нельзя не отметить довольно высокую долю фонда оплаты труда, которая незначительно уменьшилась в 2012 году по сравнению с 2008 годом, однако всё равно осталась очень весомой (45%). Возможно, что это объясняется сложностью технологического процесса, в результате чего требуется высокая квалификация или значительное число рабочих.

Для того чтобы снизить себестоимость, предприятию ОАО «ММЗ «Знамя» можно внедрить новую технику, которая упростит процесс производства, либо внедрить новые более прогрессивные нормы и нормативы трудовой деятельности. Также стоит усилить контроль над деятельностью рабочих, чтобы отсеять неэффективных, и тем самым снизить затраты на фонд оплаты труда. Повышение автоматизации рабочих мест также может помочь снизить ФОТ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе была достигнута главная цель: подробно изучены методы управления затратами и пути снижения себестоимости продукции. Одновременно были рассмотрены экономическая природа и содержание затрат, различные их классификации, понятие, структура и виды себестоимости. Также на примере были произведены калькулирование себестоимости и анализ экономических затрат предприятия. На основе данных об ОАО «ММЗ «Знамя» были рассчитаны затраты, сгруппированные по статьям калькуляции, полная себестоимость и себестоимость на единицу продукции и прослежено их общее изменение с 2008 по 2012 годы.

Можно сделать следующие выводы:

·        Каждый метод управления затратами имеет свои особенности, преимущества и недостатки, поэтому для наиболее эффективного применения нужны соответствующие условия. Например, метод директ-костинга даёт наибольшую отдачу лишь в том случае, если фирма (предприятие) придерживается разделения затрат на переменные и постоянные, а метод стандарт-коста приносит максимальную пользу только при наличии системы стандартов (норм и нормативов);

·        Себестоимость продукции можно снизить двумя направлениями путей: снижением условно-переменных затрат (улучшение использования условно-переменных материальных затрат - сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели; повышение эффективности использования условно-переменных трудовых затрат - рост производительности труда и улучшение использования рабочего времени) и условно-постоянных затрат (сокращение затрат на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общецеховых и общехозяйственных затрат, затрат на реализацию). Отсюда можно сделать следствие, что на себестоимость продукции можно повлиять экономическими факторами (совершенствование материального стимулирования персонала, привлечение инвестиций и др.), внедрением инноваций, направленных на повышение технического уровня производства (механизация, автоматизация, компьютеризация производства, применение современных технологий, новых видов материалов, совершенствование конструкции изделия), внедрением инноваций в сфере управления, организации производства и труда (организация контроля и управленческого учета, создание автоматизированных рабочих мест руководящих работников и специалистов, внедрение научной организации труда, расширение зон обслуживания и др.);

·        Себестоимость продукции в основном формируется из затрат, сгруппированных по экономическим элементам или статьям калькуляции (что показано на примере ОАО «ММЗ «Знамя»). Проведя исследование по ОАО «ММЗ «Знамя», было выявлено, что существенное изменение одной статьи затрат может существенно повлиять на изменение всей себестоимости. Также здесь отличительной особенностью был удельный вес в полной себестоимости фонда оплаты труда, который колебался в пределах 41-48% в течение 5 лет, в результате чего напрашивались следующие варианты снижения себестоимости продукции: организация контроля и управленческого учета, создание автоматизированных рабочих мест руководящих работников и специалистов, внедрение научной организации труда, расширение зон обслуживания.

Подводя окончательный итог, можно сказать следующее: верно избранные методы управления затратами в соответствии с условиями применения и пути снижения себестоимости способствуют существенному увеличению прибыли предприятий и служат мерилом эффективности их деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.        Годовой отчёт предприятия ОАО «Московский машиностроительный завод «Знамя» за 2008 год. - 8 c.

.        Годовой отчёт предприятия ОАО «Московский машиностроительный завод «Знамя» за 2009 год. - 20 c.

.        Годовой отчёт предприятия ОАО «Московский машиностроительный завод «Знамя» за 2010 год. - 10 c.

.        Годовой отчёт предприятия ОАО «Московский машиностроительный завод «Знамя» за 2011 год. - 12 c.

.        Годовой отчёт предприятия ОАО «Московский машиностроительный завод «Знамя» за 2012 год. - 17 c.

.        Ковалев В.В, Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.:ИНФРА, 2001. - 389 c.

.        Котляров С.А. Управление затратами: Учеб. Пособие / С.А. Котляров - СПб: Бизнес-пресса, 2001. - 210 с.

.        Лешко В. Как определить причины роста себестоимости / В. Лешко // Финансовый директор. - 2005. - №7, с. 37-43

.        Попова Л.В. Процедура внутрипроизводственного учета затрат и управления себестоимостью / Л.В. Попова, И.А. Маслова // Финансовый менеджмент. - 2004. - №1, с. 44-55

.        Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007, URL: http://www.bank24.ru/info/glossary/?srch=%C2%DB%D0%D3%D7%CA%C0

.        Русак Е.С. Экономика предприятия: Курс лекций / Е.С. Русак - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 244 с.

.        Светов А.Ф. Уметь нужно платить меньше, а получать больше. Резервы снижения себестоимости продукции / А.Ф. Светов // Экономика. Финансы. Управление. - 2008. - №3, с.41-45

.        Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000, URL: http://bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-5/116.htm

.        Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 218 с.

.        Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. - Таганрог: ТРТУ, 2005, URL: http://www.aup.ru/books/m170/7_2.htm

.        Экономика организации (фирм): Учеб. Пособие / И.В. Пичужкин. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 319с.

.        Экономика предприятия: Перевод с нем. / Под редакцией Ф.К. Беа - М.: ИНФРА-М, 1999. - 420 c.

.        Экономика предприятия: Учеб. Пособие / Л.Н. Нехорошева; под ред. доктора экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. - Минск: БГЭУ, 2008. - 719 с.

.        Экономика предприятия / В.Я. Хрипач; под ред. В.Я. Хрипача. - Мн.: Экономпресс, 2000. - 464 с.

.        Экономика предприятия: Учебник / под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: Инфра-М, 1998. - 416с.

.        «Методы управления затратами», URL: http://www.elitarium.ru/2010/11/10/metody_upravlenija_zatratami.html

.        «Расчёт экономических индексов в статистике», URL: http://abc.vvsu.ru/Books/um_statistikazo/page0005.asp

Похожие работы на - Методы управления затратами и пути снижения себестоимости продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!