Анализ путей снижения себестоимости продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    301,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ путей снижения себестоимости продукции

Содержание

Введение

. Теоретическая сущность себестоимости продукции

.1 Понятие, структура и виды себестоимости продукции

.2 Методы расчета себестоимости продукции

.3 Расчет себестоимости по прямым статьям калькуляции

.4 Отнесение накладных расходов на себестоимость продукции

.Анализ путей снижения себестоимости продукции

.1 Сущность и анализ путей снижения себестоимости продукции

.2 Факторы снижения себестоимости продукции

.3 Мероприятия по снижению себестоимости продукции

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

Одной из важнейших проблем в российской экономике является снижение себестоимости продукции. От ее успешного решения зависит многое. Например, повышение рентабельности и конкурентоспособности предприятия.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что снижение себестоимости является одним из основных факторов формирования прибыли, одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия.

Объектом курсовой работы выступает себестоимость продукции и пути ее снижения.

Предметом курсовой работы являются экономические отношения, которые возникают в процессе формирования себестоимости продукции предприятия.

Целью курсовой работы является изучение понятия себестоимости продукции и механизма ее формирования, выявление направлений и путей ее снижения. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

) раскрытие сущности себестоимости продукции;

) определение необходимости анализа себестоимости как элемента управления производством;

) рассмотрение основных методов расчета себестоимости;

) выявление факторов и путей снижения себестоимости продукции;

) определение мероприятий по снижению затрат на производство продукции.

Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

В первой главе раскрыты основные принципы расчета себестоимости, рассмотрены структура и виды себестоимости продукции, а также отнесение накладных расходов на себестоимость.

Во второй главе будут рассмотрены различные пути снижения себестоимости, проведен их сравнительный анализ, а также применимость для предприятий различных отраслей, размеров и форм собственности.

Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем снижения себестоимости являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование.

Научная новизна работы заключается в теоретическом обосновании и разработке на этой основе рекомендаций по снижению себестоимости продукции.


1. Теоретическая сущность себестоимости продукции

.1 Понятие, структура и виды себестоимости продукции

Себестоимость продукции является одной из важнейших экономических категорий. Ее уровень во многом определяет эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность затрат оказывает решающее влияние на формирование всех финансовых показателей любого субъекта хозяйствования.

Себестоимость продукции в обобщенном виде представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Она является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства. Структура производственной себестоимости показана на Рисунке 1.1.1.

Рис.1.1.1. Структура производственной себестоимости.

Себестоимость продукции характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

• база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

• экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

• определение оптимальных размеров предприятия;

• экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений.

Большую роль в планировании, учете и калькулировании себестоимости, а также в ценообразовании играет структура себестоимости. Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.

Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат по экономически однородным элементам и статьям калькуляции.

Поэлементная структура себестоимости продукции различается по отраслям промышленности. Эти отличия определяют характер промышленного производства в зависимости от преобладания удельного веса того или иного вида затрат. В связи с этим можно выделить следующие группы отраслей промышленности: материалоемкие, трудоемкие, энергоемкие и фондоемкие.

Отнесение той или иной отрасли к одной из названных групп позволяет установить резервы и источники, за счет которых можно обеспечить снижение себестоимости продукции.

Следует отметить, что рассмотренное деление отраслей промышленности по характеру производства является относительным и динамичным, поскольку с

развитием техники и технологии изменяется соотношение материальных и трудовых затрат, и трудоемкие отрасли становятся материалоемкими или фондоемкими.

Структура себестоимости по статьям калькуляции позволяет оценить удельный вес различных статей затрат в себестоимости продукции. Структура себестоимости может изменяться под влиянием ряда факторов, вытекающих из условий работы отдельных отраслей и предприятий.

На структуру себестоимости продукции существенно влияет размещение предприятий по отношению к источникам сырья и топлива, изменения уровня цен на предметы и средства труда.

В настоящее время изменения в структуре себестоимости идут в направлении снижения удельного веса прямых затрат (заработная плата основных производственных рабочих и основные материалы на технологические нужды). Однако значительно возрос удельный вес затрат на управление и реализацию продукции. Следовательно, необходимо отказываться от ранее действующей системы распределения косвенных затрат на себестоимость продукции на основе прямых затрат и переходить к более широкому внедрению функционального калькулирования себестоимости продукции.

Все показатели себестоимости продукции укрупненно можно классифицировать на группы:

• абсолютные;

• уровневые;

• относительные.

Абсолютные показатели отражают общие затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Такие показатели рассчитываются по данным сметы затрат на производство. Например, себестоимость выпущенной продукции, себестоимость отгруженной продукции, себестоимость реализованной продукции.

К уровневым показателям относят:

• себестоимость единицы продукции;

• затраты на рубль выпущенной (товарной) продукции;

• затраты на рубль объема продаж.

В хозяйственной деятельности предприятия используются различные виды себестоимости. По последовательности и объему включения затрат различают технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.

К технологической себестоимости относят только прямые затраты на производство по таким статьям как: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), топливо и энергия на технологичные цели, основная заработная плата производственных рабочих. Технологическую себестоимость часто называют участковой, т.к. затраты, составляющие ее, складываются на производственном участке.

Цеховая себестоимость это сумма затрат всех цехов на производство продукции. Цеховая себестоимость включает в себя технологическую и общепроизводственные расходы.

Производственная себестоимость - это затраты предприятия на производство продукции. Производственная себестоимость отличается от цеховой себестоимости на величину общехозяйственных и прочих производственных расходов, а также потерь от брака.

Полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость и коммерческие (внепроизводственные) расходы.

Кроме того, различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость продукции.

Нормативная себестоимость максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда.

Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии нормы расхода живого труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии становления проекта.

Фактическая, или отчетная себестоимость - это себестоимость, определенная исходя из фактически сложившихся в отчетном периоде затрат труда и материальных ресурсов. Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.


.2 Методы расчета себестоимости продукции

В России сегодня используется несколько методов учета затрат и расчета себестоимости.

Попередельный метод

Метод используется в массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько законченных стадий (фаз, переделов). Применяется в том случае, если после окончания каждой из них получается не продукт, а полуфабрикат. Он может быть использован как в собственном производстве, так и реализован на сторону.

Суть метода заключается в том, что прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам.

Попередельный метод учета затрат и расчета себестоимости продукции может быть:

бесполуфабрикатным - при передаче детали между переделами передается только количество, без себестоимости;

полуфабрикатным - себестоимость рассчитывается по каждой стадии производства изделия.

Рассмотрим последовательность учета затрат при попередельном методе (Приложение 1):

Позаказный метод

Этот метод используется в индивидуальном и мелкосерийном производстве отдельных партий сложных изделий (судостроение, машиностроение) или когда продукция изготовляется в соответствии с техническими условиями заказчика. Объектом учета является отдельный производственный заказ.

Суть этого метода в том, что прямые основные издержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и включаются в себестоимость заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством.

По окончании работ определяется индивидуальная себестоимость единицы продукции (заказа).

Попроцессный метод

Метод используется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т. п.).

Прямые и косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции. Средняя себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной в периоде готовой продукции.

К плюсам данной системы относится то, что она требует меньшего числа хозяйственных операций. Однако точность полученной себестоимости отдельного изделия невысока.

Нормативный метод

Этот метод используется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).

Норма - это минимальные затраты, необходимые для производства продукции заданного качества. Это научно обоснованный показатель, выражающий меру затрат труда, времени, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства того или иного изделия.

Норматив - норма, характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженная в абсолютных или относительных показателях.

Норматив товарных запасов - оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат.

Нормативная калькуляция - величина затрат, которую предприятие израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом норм и нормативов в постатейном разрезе.

Сущность метода заключается в следующем:

Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями.

Обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции.

Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.

Фактическая себестоимость рассчитывается одним из способов:

если объектом учета являются отдельные виды продукции, то отклонения от норм и их изменения относят на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость определяют по формуле: Затраты фактические = Затраты нормативные + Величина отклонений от норм + Величина изменений норм; (1)

если объект учета - группы однородных видов продукции, то фактическая себестоимость каждого вида получается путем распределения отклонений от норм и их изменений пропорционально нормативам затрат на производство каждого вида продукции.

Виды отклонений:

отклонение затрат основных материалов;

отклонение прямых трудовых затрат;

отклонение общепроизводственных расходов.

Каждое из отклонений может быть вызвано изменением запланированных цены и объема расхода ресурса.

ABC-костинг (Аctivity Вased Сosting)

Сущность этого метода, называемого по-другому дифференцированным методом учета себестоимости, заключается в учете затрат по работам (функциям). Предприятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе которых необходимо затрачивать ресурсы.

При этом определяется полный перечень и последовательность выполнений функций с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой из них.

Выделяют 4 типа операций по способу их участия в выпуске продукции:

штучная работа (выпуск единицы продукции);

пакетная работа (выпуск заказа, комплекта);

продуктовая работа (продукция как таковая);

общехозяйственная работа.

Первые 3 операции соотносятся с затратами, которые могут быть прямо отнесены на конкретный продукт. Общехозяйственные затраты нельзя точно отнести, поэтому они распределяются согласно разработанным алгоритмам.

Ресурсы классифицируются путем выделения 2 групп: поставляемые в момент потребления (например, сдельная зарплата) и поставляемые заранее (например, оклады).

Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость, но простой подсчет по отдельным операциям не позволяет определить себестоимость продукции. Поэтому также рассчитывается индекс распределения затрат (кост-драйвер), через него определяется количество потраченных ресурсов в расчете на выпуск продукции.

1.3 Расчет себестоимости по прямым статьям калькуляции

Калькуляция составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1метр, 1штука, 100штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть единица ведущего потребительного параметра изделия.

Перечни калькуляционных статей отражают особенности производств.

Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:

сырье и материалы;

топливо и энергия на технологические цели;

заработная плата производственных рабочих;

начисления на заработную плату производственных рабочих;

общепроизводственные расходы;

общехозяйственные расходы;

прочие производственные расходы;

коммерческие расходы.

Статьи 1-7называются производственными расходами, так как они непосредственно связаны с обслуживанием производственного процесса. Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость. Статья 8 (коммерческие расходы) расходы, связанные с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы. Сумма производственных и коммерческих расходов - это полная себестоимость продукции. Различают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы относятся непосредственно на себестоимость конкретного изделия. Согласно приведенному перечню прямые расходы представлены статьями 1-3, что характерно для большинства производств. Косвенные расходы обычно связаны с производством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно - с помощью коэффициентов или процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные расходы могут сильно различаться. Например, в монопроизводстве прямые расходы - это практически все затраты, поскольку результатом производства является выпуск одного изделия (судо-, авиастроение и др.). Напротив, в аппаратурных процессах (химическая промышленность), где из одного вещества получается одномоментно гамма других веществ, практически все расходы косвенные.

Различают также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными называются расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпуска продукции. Для подавляющего большинства производств таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. Обычно это материальные, топливно-энергетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда с начислениями. Конкретный перечень расходов, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.

Прибыль изготовителя в цене - величина прибыли за вычетом косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы товара.

Если цены на товар свободные, то величина этой прибыли зависит напрямую от ценовой стратегии изготовителя-продавца.

Если цены регулируемые, то величина прибыли определяется нормативом рентабельности, установленным органами власти, и с помощью других рычагов прямого ценового регулирования.

Объектом прямого ценового регулирования со стороны субъектов Российской Федерации и местных органов власти является значительно более широкий перечень товаров и услуг. Данный перечень в решающей мере зависит от двух факторов: степени социальной напряженности и возможностей региональных и местных бюджетов. Чем выше социальная напряженность и больше объем бюджетных средств, тем при прочих равных условиях больше масштабы прямого ценового регулирования.

Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготовителя (цена производителя, заводская цена) возможна преимущественно в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике перечень таких товаров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены абсолютного большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС).

В структуре цен на ряд товаров присутствует акциз. Данный косвенный налог включается в цену товаров, для которых характерен неэластичный спрос, т. е. повышение уровня цены в результате включения в нее акциза не ведет к снижению объема покупок данного товара. Тем самым реализуется фискальная налоговая функция - обеспечение доходов бюджета. Вместе с тем подакцизные товары не должны быть товарами первой необходимости: введение акциза в этом случае противоречило бы требованиям социальной политики. В связи с этим и в отечественной, и в международной практике подакцизными являются в первую очередь алкогольная продукция и табачные изделия. Такие товары, как сахар и спички, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, поскольку входят в перечень товаров первой необходимости.

Наряду с основными федеральными налогами (налогом на добавленную стоимость и акцизом) в цены могут включаться другие косвенные налоги. В 1999г. практически во всех регионах Российской Федерации был введен налог с продаж. Позже эти косвенные налоги были сняты.

Остановимся на методике расчета величины налога на добавленную стоимость в цене как наиболее распространенного налога.

Базой для исчисления налога на добавленную стоимость служит цена без НДС. Ставки НДС устанавливаются в процентах к этой базе.

Элементами цены выступают также посредническая оптовая надбавка и торговая надбавка, если товар реализуется через сеть розничной торговли.

Отпускная цена превышает цену изготовителя на величину косвенных налогов.

Посредническая (торговая) надбавка (скидка) - форма ценового вознаграждения оптового (торгового) посредника.

Издержки обращения - собственные затраты посредника без учета расходов на закупаемый товар.

И оптовая посредническая, и торговая надбавки по экономической природе, как отмечалось в главе 2, являются ценами услуг соответственно посреднической и торговой организаций.

Как любая цена, посредническое ценовое вознаграждение содержит три элемента:

затраты посредника или издержки обращения;

прибыль;

косвенные налоги.

По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается. В настоящее время в отечественной практике широкий ассортимент потребительских товаров реализуется лишь с помощью торгового посредника и прямо с завода-производителя.

В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме надбавки и скидки.

В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар - цена закупки, и ценой, по которой его продает - отпускная цена. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки - цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки - цена, по которой посредник реализует этот товар.

В условиях свободных цен посреднические надбавки используются в том случае, когда продавец не испытывает жесткого ценового давления, т. е. занимает на рынке положение монополиста (лидера). В такой ситуации продавец имеет возможность прямо добавлять вознаграждение за посреднические услуги.

Однако чаще посреднические надбавки используются как рычаг ценового регулирования со стороны органов власти, когда конъюнктура рынка позволяет реализовать товар по цене более высокой, чем это допускается интересами народно-хозяйственной и социальной политики. Так, в России в течение длительного времени применялись снабженческо-сбытовые надбавки на важнейшие виды топлива. Эти надбавки регулировались федеральными органами власти. В настоящее время практически во всех регионах России действуют торговые надбавки по продуктам повышенного социального значения. Эти надбавки регулируются местными органами власти.

В условиях свободных цен посреднические скидки используются в том случае, когда продавец вынужден рассчитывать свои показатели в жесткой зависимости от цен, складывающихся на рынке. В этом случае расчет вознаграждения посредника строится на принципе «скидывания» этого вознаграждения от уровня рыночной цены.

Посреднические скидки предоставляются обычно производителями посредникам по сбыту и своим постоянным представителям.

Наряду с посредническими скидками и надбавками, связанными с уровнем цены, широкое распространение получила такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от стоимости проданных товаров.

Прибыль посредника определяется с использованием процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения - собственные затраты посредника (например, плата за аренду помещения, расходы на оплату труда работников, упаковку и хранение товара).

Расходы, связанные с закупкой товара, в издержки обращения не входят.

Если реализация товара сопровождается услугами не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки каждого последующего посредника рассчитывается к цене его закупки.

Посреднические скидки и надбавки необходимо отличать от ценовых скидок и надбавок.

Первые, как указано выше, составляют вознаграждение за посреднические услуги, поэтому их наличие всегда связано не с одной, а с несколькими ценовыми стадиями (их число прямо пропорционально числу посредников).

Ценовые скидки и надбавки - инструменты стимулирования сбыта. Они используются по отношению к одному ценовому уровню и связаны с одной ценовой стадией.

.4 Отнесение накладных расходов на себестоимость продукции

себестоимость калькуляция затрата расход

Производственные накладные расходы - это разнообразная совокупность затрат, связанных с производством, но которые, нельзя непосредственно отнести на конкретные виды готовой продукции. Накладные расходы - это косвенные затраты, которые связаны с объектом учета затрат и калькулирования себестоимости, но их прямое отнесение на него экономически нецелесообразно.

В состав накладных расходов включают:

затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями, другими средствами и предметами труда;

оплату труда вспомогательного производственного, младшего обслуживающего и среднего управленческого цехового персонала;

отчисления от оплаты труда;

затраты по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический уход и ремонт);

сумму амортизации по производственным основным средствам или арендную плату за производственные основные средства, взятые в текущую аренду;

затраты по обеспечению противопожарной и сторожевой охраны;

затраты по обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности;

командировочные расходы, связанные с производственной деятельностью;

затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции;

прочие общепроизводственные затраты.

Необходимость отнесения накладных расходов на продукцию вызвана определенными причинами: с одной стороны это позволяет определять полные затраты на единицу продукта, так как игнорирование накладных расходов может привести к ошибкам в ценообразовании; с другой стороны - определение себестоимости запасов. В международных стандартах финансовой отчетности отмечено, что «себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, переработку и прочие затраты, произведенные в целях доведения запасов до их текущего состояния и местоположения». Производственные накладные расходы относят к затратам, связанные с переработкой, а поэтому подлежат включению в себестоимость запасов.

Распределение накладных расходов является окончательной стадией размещения накладных расходов производственных отделов на единицу продукции или услуг. Распределение осуществляется посредством выбора базы (критерия), которая является общей для всех продуктов, производимых компанией или услуг, которые компания предоставляет своим клиентам.

В качестве базы распределения выбирается фактор (критерий), который наиболее соответствует накладным расходам производственного подразделения. Чаще всего за базу берутся: время отработанное производственными рабочими, время работы производственного оборудования (машино-часы), произведенные единицы продукции.

Расчет ставки распределения производственных накладных расходов (ПНР) осуществляется по формуле:

Ставка распределения ПНР = ___ПНР ___________ (2)

Значение базы

Единая ставка распределения ПНР используется для предприятия в целом. В случае, если производство охватывает несколько подразделений, то целесообразно использовать отдельные ставки распределения ПНР.

При расчете ставок распределения накладных расходов на основании их фактической величины зачастую возникают такие проблемы:

Накладные расходы и объемы производства могут быть подсчитаны только по завершению отчетного периода, поэтому и расчет себестоимости заказов производится в этот период.

Изменения производственной деятельности и накладных расходов от одного периода к другому приводит к большим изменениям ставок распределения накладных расходов.

На практике прогнозные данные, используемые для расчета плановых ставок, не совпадают с фактическими данными. В этом случае накладные расходы, отнесенные на себестоимость продукции, будут отличаться от фактической суммы накладных расходов, что ведет к не полностью распределенным накладным расходам, либо излишне распределенным накладным расходам:

Списание не полностью распределенных накладных расходов или распределенных с избытком можно произвести двумя способами:

.Сумму корректировки относят на счет «Себестоимость реализованной продукции».

.Сумму корректировки распределяют пропорционально сальдо трех счетов «незавершенное производство», Готовая продукция» и « Себестоимость реализованной продукции».

Если недораспределенные или сверхраспределенные составляют меньше 10% фактических накладных расходов, то они относятся на себестоимость реализованной продукции. Если же недораспределенные или сверхраспределенные накладные расходы больше 10% фактических накладных расходов, то их лучше делить между незавершенным производством на конец года, остатками готовой продукции на складе и себестоимостью реализованной продукции. Недораспределенные накладные расходы относятся в дебет счета «Себестоимость продукции», а сверхраспределенные накладные расходы относятся в кредит счета «Себестоимость продукции».

Распределение накладных расходов может быть произведено несколькими методами:

прямой;

пошаговый;

метод повторного распределения.

Прямой метод на практике используется широко. При этом методе игнорируются встречные услуги одного подразделения другому, все вспомогательные услуги напрямую списываются на затраты основных цехов.

Пошаговый метод используется для распределения встречных услуг обслуживающих подразделений. Это более точный, чем прямой. Цикл распределения обычно начинают с цеха, который оказывает услуг больше, чем потребляет. Эти услуги распределяются между вспомогательными и производственными цехами. Заканчивают подразделением, оказавшим минимальный объем услуг.

Согласно методу повторного распределения затраты обслуживающего подразделения повторно распределяются в указанных долях, пока цифры не станут предельно малы.

2.Анализ путей снижения себестоимости продукции

.1 Сущность и анализ путей снижения себестоимости продукции

Каждый путь уменьшения себестоимости до оптимального уровня проводится внедрением ряда мероприятий, целесообразность пути характеризуется экономией от его воплощения в реальность, которая рассчитывается по источникам, участвующим в проводимых мероприятиях, а также вложениями на их осуществление. Поэтому, прежде чем дать заключение о необходимости введения того или иного пути снижения себестоимости, надо дать оценку его эффективности.

Использование достижений научно-технического прогресса.

Подразумевается внедрение ресурсо-энергосберегающих безотходных и малоотходных технологий. Экономия достигается на совокупности материальных ресурсов, то есть по многим, самым крупным элементам затрат. Это очень весомо, особенно для весьма материалоемкой пищевой промышленности.

Мероприятия, осуществляемые в рамках этого пути:

) изучение и внедрение новых технологий;

) проведение научно-исследовательских работ;

) покупка лицензий на продукцию, технологию;

) освоение производства новых видов продукции;

) покупка современного оборудования и др.

Затраты на осуществление мероприятий:

) на НИОКР;

) на переподготовку персонала;

) на переналадку оборудования, на новую продукцию и др.

Эффект:

) экономия за счет снижения материалоемкости;

) экономия за счет повышение производительности оборудования;

) экономия накладных расходов из-за увеличения выработки и сокращения производственного цикла и др.

По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:

 (3)

где Энтп - экономия прямых текущих затрат пр0 - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия. пр1 - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия. ' - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Расчет экономии при внедрении более производительного оборудования:

, (4)

Где Згс - заработная плата рабочего-станочника за год;

П0, П1 - производительность оборудования до и после внедрения мероприятий;

Ц0, Ц1 - первоначальная стоимость старого и нового оборудования;

А0, А1 - норма амортизационных отчислений старого и нового оборудования.

Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле

 (5)

где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства

С0, С1 - суммы затрат базисного и отчетного года.

Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года.

Сокращение затрат сырья и полезных веществ в нем на всех этапах транспортировки, хранения и переработки.

Чем меньше потерь, тем выше выход продукции, тем ниже удельные расходы, а значит и меньше затрат по данной статье себестоимости. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Мероприятия:

) строгий учет используемого сырья и выявление отклонений от нормативов;

) усовершенствование механизма транспортировки;

)привлечение к материальной ответственности виновных лиц;

) налаживание механизма учета и отчетности;

) работа с персоналом, премирование и наказание и др.

Затраты:

) на введение новых систем учета;

) на разработку или приобретение материалосберегающих технологий;

) на развертывание логистической систему для внутрипроизводственных перемещений грузов;

) привлечение новых специалистов, разъяснительная работа и др.

Экономия:

) снижение материалоемкости;

) уменьшение непроизводительных расходов;

) сокращение накладных расходов.

Максимальная переработка вторичных ресурсов сырья - отходов и отбросов.

Экономический эффект тот же. Себестоимости конечной товарной продукции снижается в результате поступления средств от реализации отходов, а также от их вторичного использования (если позволяет технологический процесс).

Мероприятия:

) выявление внутрифирменных резервов использования получаемых отходов и побочных продуктов;

) поиск покупателей отходов;

) организация учета, сбора, хранения и транспортировки побочных продуктов производства и отходов и др.

Затраты:

) на транзакционные издержки по установлению контактов с покупателями отходов;

) затраты на утилизацию;

) на организационные мероприятия и др.;

Экономия:

) снижение материалоемкости;

) сокращение накладных расходов.

Оптимизация уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.

При комбинировании производства всегда ниже себестоимость продукции за счет более эффективного использования всего наличного потенциала, всех производственных ресурсов и увеличения масштабов производства. В отраслях пищевой промышленности очень важно комплексное использование сырья, максимальная утилизация отходов на основе комбинирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах, так как чем выше масштабы производства, например, тем ниже себестоимость продукции за счет условно-постоянных расходов. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Мероприятия:

) изучение возможностей концентрации, специализации, комбинирования, кооперирования производства;

) выявление неэффективных бизнес-единиц и производств на предприятии с целью их закрытия и переориентации на покупное сырье и полуфабрикаты;

) поиск возможностей расширения производства с привлечением внешних поставщиков.

Затраты:

) на транзакционные операции;

) на анализ отрасли;

) на организационные мероприятия и др.

Экономия:

) снижение себестоимости за счет замены полуфабрикатов собственного производства покупными или наоборот;

) сокращение накладных, цеховых, общезаводских расходов путем упрощения структуры управления в связи с переносом или исключением ряда неэффективных производств;

) получение дохода от продажи части бизнеса;

) экономия амортизационных отчислений;

) экономия материала от повышения качества сырья.

Оценка экономии от отказа от собственного производства с целью покупки полуфабрикатов на стороне (при заданном объеме выпуска):

 (6)

Совершенствование организации производства, труда и управления.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции).

Мероприятия:

) проведение специальных обследований и единовременного учета;

) анализ данных нормативного учета затрат на производстве;

) анализе плановых и фактических затрат на производство;

) увеличение норм и зон обслуживания;

) сокращение потерь рабочего времени;

) уменьшение числа рабочих, не выполняющих норм выработки;

) совершенствование структуры управления предприятия в целом;

) повышение надежности и долговечности оборудования;

) совершенствование системы планово-предупредительного ремонта;

)централизация и внедрение индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов;

)уменьшение норм расхода сырья и материалов;

)снижение себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов;

)уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления;

)уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции;

)устранение или сокращение затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса.

Экономия:

) по всем перечисленным источникам затрат;

) за счет совершенствования организации труда:

, (7)

где К - количество высвобождающихся рабочих;

ЗПср - среднюю заработную плату в предыдущем году;

С - начисления на эту зарплату;

Р - расходы на спецодежду, питание и т.п. для работника.

) аналогично п. 2 рассчитывается экономия от высвобождения управленческого персонала;

) сокращение затрат на единицу основных фондов рассчитывается:

, (8)

где Коб - среднедействующее количество единиц основных фондов;

З0 и З1 - затраты (кроме амортизации) на единицу оборудования до и после проведения мероприятий.

) сокращение др. расходов.

В соответствии с требованиями рынка для повышения конкурентоспособности необходимо сокращение накладных расходов и полная ликвидация непроизводительных затрат.

В каждую статью комплексных расходов включаются затраты различного экономического характера и назначения. При учете они детализируются на более дробные позиции, объединяющие расходы одинакового целевого назначения, причем экономия по одним из них не дает перерасход по другим. При анализе отклонения от сметы расходов определяются не по статье в целом, а по отдельным входящим в нее позициям. Затем подсчитываются раздельно суммы превышения сметы по одним статьям расходов и экономии по другим. Поэтому при анализе нельзя проводить взаимное погашение отклонений путем их суммирования.

Мероприятия:

) разработка и внедрение новейших систем учета и контроля, в том числе автоматизированных;

) следить за развитием отрасли, экономики в целом, в конкурентов в частности;

) перенимать передовой опыт;

) пробовать новые варианты хозяйствования.

Затраты:

) на покупку или разработку и внедрение новых систем хозяйствования;

) на повышение заинтересованности персонала в рационализаторских изменениях (премирование за идеи и т.п.)

) на маркетинговые исследования и др.

Экономия:

) за счет более точного учета как производственных затрат, так и потерь;

) за счет более совершенной системы поиска отклонений и др.

Эти изменения могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле:

 (9)

где Пс - сумма условно-постоянных расходов в базисном году ;

Тпр - темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом в процентах.

Относительное изменение амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а возмещается за счет других источников (спецфондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав товарной продукции, и др.), поэтому общая сумма амортизации может уменьшится. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле:

 (10)

где Эа - экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений

А0, А1 - сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году.

К - коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году.

ТП0, ТП1 - объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Чтобы не было повторного счета, общую сумму экономии уменьшают (увеличивают) на ту часть, которая учтена по другим факторам.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции на себестоимость анализируется по переменным расходам по статьям калькуляции типовой номенклатуры. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.

Мероприятия:

) изучение рынка (спрос, предложение, перспективы роста)

) определение наиболее доходных и популярных видов продукции;

) исключение нерентабельной продукции из ассортимента

) расширение ассортимента за счет новой продукции

) выявление возможностей увеличения цены на продукцию и др.

Затраты:

) затраты на маркетинговые исследования;

) на работу специалиста по контроллингу по выявлению приоритетов;

) на освоение новой продукции и др.

Экономия:

) от снижения затрат на накладные расходы;

) экономия от ассортиментных сдвигов:

, (11)

где q0, q1 - объемы выпуска продукции до и после проведения мероприятий;, z1 - себестоимость продукции до и после проведения мероприятий.

.2 Факторы снижения себестоимости продукции

В условиях рыночной экономики роль и значение снижения себестоимости продукции резко возрастает, поскольку это позволяет:

увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, создать возможности не только для простого, но и для расширенного воспроизводства

улучшить материальное стимулирование работников, лучше решать социальные задачи

улучшить финансовое состояние предприятия

снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить долю на рынке сбыта в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки

Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно условно разделить на две группы: внутри- и внепроизводственные. К внутрипроизводственным относятся факторы, на которые предприятие может оказать воздействие в процессе управления; прежде всего, это применение передовой техники и технологии, улучшение организации производства и труда, мотивация высокопроизводительного труда и т. п.

Внепроизводственными являются факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние: цены на сырье, тарифы на топливо и электроэнергию, ставки налогов и отчислений, природные условия и т. д.

Чтобы изыскать резервы снижения себестоимости, нужно знать ее структуру, то есть долю отдельных элементов или статей в общей сумме затрат. Эта структура постоянно изменяется под воздействием следующих факторов:

специфика производства продукции; в этом смысле различают трудоемкие отрасли (в себестоимости высока доля затрат на оплату труда), материалоемкие (большая доля материальных затрат), фондоемкие (большой удельный вес амортизации) и энергоемкие (связанные с большими затратами топлива и энергии)

ускорение научно-технического прогресса; этот фактор влияет многопланово, но прежде всего в сторону уменьшения доли затрат живого труда

уровень концентрации, специализации, кооперирования производства

географическое местоположение предприятия

темпы инфляции и изменение процентной ставки по банковским кредитам

Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

соотношение между живым и овеществленным трудом

доля отдельных элементов или статей в общей сумме затрат

соотношение между постоянными и переменными затратами, основными и накладными, прямыми и косвенными, производственными и коммерческими и т.д.

Анализ структуры себестоимости позволяет выявить основные резервы ее снижения. Прежде всего, это экономия по основным элементам и статьям расходов; в сельском хозяйстве к ним можно отнести статьи «Содержание основных средств» и «Организация производства и управления», в пищевой промышленности - «Сырье и основные материалы», «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования», «Общезаводские расходы».

Большое влияние на себестоимость оказывает и улучшение использования основных производственных фондов, так как значительная доля затрат приходится на амортизационные отчисления. Улучшить использование средств производства можно путем совершенствования их структуры, изъятия и последующей продажи излишних машин, оборудования и т. п. Необходимо строить более экономичные производственные помещения, увеличить удельный вес активной части основных фондов в общем их объеме, повышать выработку технических средств (дневную, сменную, сезонную). В условиях рыночной экономики повышается роль социально-экономических факторов, в частности материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.

Рассмотренные факторы снижения себестоимости носят общий характер. На каждом предприятии должен быть разработан комплекс мер по экономии затрат с учетом реальных условий его функционирования.

.3 Мероприятия по снижению себестоимости продукции

Для снижения себестоимости на предприятии рекомендуется провести следующие организационно - технические мероприятия:

. Совершенствование организации производства и труда. Этот процесс, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, стимулирует более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на предприятии. Отсюда и сокращение издержек производства. На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику труда работающих путем создания полноценного социально - психологического климата. Предлагается ввести должность психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников. Так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.

. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого возможно двумя путями:

· Совершенствование структуры аппарата управления. Для реализации этого проекта мы считаем нужным создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений, деятельности которого будут планирование и прогнозирование деятельности предприятия. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

· Совершенствование работы управленческого персонала. В данный момент все отделы, связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.

. Организация полноценной службы маркетинга на предприятии. Маркетинг - неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как производство. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом, мы считаем нужным рекомендовать предприятию проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на местном рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:

· Реклама. Так как продукция предприятия является довольно высококачественной и ее реклама, по всем средствам массовой информации, включая Интернет, позволит создать или укрепить имидж продукции как высококачественного продукта.

· Сбытовая сеть. Расширение сети фирменных магазинов позволит увеличить долю предприятия на местном рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции.

· Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Любое мало-мальски серьезное предприятие размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.

Заключение

В условиях рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние предприятия в значительной мере обусловлены возможностью обеспечения уровня издержек не выше среднеотраслевого. Снижение издержек:

. Является важнейшим источником роста прибыли предприятия, а следовательно и увеличения размера средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции.

. Обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие, а это важнейшие условие успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низким ценах. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж.

. Уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на производственные и социальные нужды предприятия.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Неуклонное снижение себестоимости продукции является необходимым условием прибыльности предприятия. Оно обеспечивается прежде всего непрерывным ростом объемов производства и производительности труда на базе технического прогресса, рациональным использованием материальных ресурсов, непрерывным совершенствованием организации производства труда и управления. Систематическое снижение себестоимости продукции в рыночных условиях дает предприятию дополнительные средства как для дальнейшего развития производства, так и для повышения благосостояния работников предприятия.

Вместе с тем следует иметь в виду, что снижение себестоимости продукции - это не одноразовый акт, а повседневная, непреходящая задача, стоящая перед руководством предприятия. Снижение себестоимости - многоплановый процесс, требующий системного подхода и единого управления. Это обусловливается тем, что себестоимость, как указывалось выше, является обобщающим показателем всех видов затрат на единицу продукции - трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, энергоемкости и др.

Пути снижения себестоимости выбираются фирмой самостоятельно в соответствии с ее интересами, сферами деятельности, финансовыми и другими возможностями. Универсального пути снижения себестоимости нет, потому что ограничением его воздействия всегда будут являться имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы, а также ограничения целесообразности, эффективности и альтернативного выбора. Для всех предприятий воплощение в жизнь выбранных путей снижения себестоимости существуют риски, которые тоже желательно учитывать при разработке мероприятий. Эти риски связаны как с деятельностью самой фирмы, так и с внешним воздействием рынка.


Список использованной литературы

Магомедов М. Д., Алексейчева Е.Ю., Костин И. Б. - Дашков и К, 2013г.

Мухина И. А. - ФЛИНТА; МПСИ, 2010 г.

Баскакова О. В., Сейко Л. Ф. - Дашков и К, 2012 г.

Белашов Л. А., Николаева Е. Ф. - Издательство Московского государственного университета, 2009 г.

Аксенов А. П. Экономика предприятия - Москва: КноРус, 2011 г.

Арсенова Е. В. Экономика организации предприятия; Москва Экономист, 2009 г.

Зайцев Н. Л. Экономика организации и управление предприятием: учебное пособие: Москва : Инфра - М 2009 г.

Чалдаева Л. А. Экономика предприятия: Москва: Юрайт 2011 г.

Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Москва: Инфра - М, 2009 г.

Волков О. И. Экономика предприятия(фирмы): Москва: Инфра - М, 2009 г.

Арзуманова Т. И., Мачабели М. Ш. Экономика организации -М.:

Дашко и Ко, 2013 г.

Самойлович В. Г., Телушкина Е. К. Экономика предприятия. - М.: Академия, 2009 г.

Приложение 1

Последовательность учета затрат при попередельном методе

Похожие работы на - Анализ путей снижения себестоимости продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!