Организационная структура предприятия и ее управление
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
. УСТРОЙСТВО ОБОРУДОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ ПОДО «ОНЕГА»
В МАГАЗИНАХ
. ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРОВ
. КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДО «ОНЕГА»
. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ПОДО «ОНЕГА»
. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДО «ОНЕГА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПОДО «ОНЕГА»
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика является частью подготовки
высококвалифицированных специалистов.
Цель практики - закрепление теоретических знаний, овладение навыками
практической работы на основных должностях в различных областях производства,
рынка товаров и услуг.
Основными задачами практики являются:
- изучение сферы деятельности организации, ее
организационно-правовой формы, специфических особенностей управления в
соответствии с формой собственности;
- изучение процесса и методов управления организацией;
ознакомление с основными видами товаров, производимых фирмой;
- изучение финансовой деятельности организации (финансовый менеджмент),
ее финансовой стратегии и политики, управления финансами, методов финансового
планирования;
При прохождении производственной практики в организации ПОДО «Онега» были
рассмотрены организационные структуры управления данной организации, их
объективные факторы и условия.
В рамках индивидуального задания проанализировать динамику основных
производственных и финансовых показателей ПОДО «Онега».
Организационная структура предприятия и ее управление не являются чем-то
застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с
меняющимися условиями.
Компания «Онега» является производителем чипсов с 1998 года. Уже через
два года работы она стала лидером среди белорусских компаний и прочно
удерживает свою позицию на протяжении 15 лет! Основные секреты успеха кроются в
постоянной приверженности миссии и ценностям компании.
Лидерство компании «Онега» на Белорусском рынке снэков выявляется за счет
непрерывного расширения продуктовой линейки. Постоянно расширяя собственное
производство и используя передовые технологии «Онега» создает новые продукты,
которые опережают в своем развитии не только белорусский, но и зарубежные
рынки.
Ценности компании:
.постоянное развитие и инновации;
.безусловная верность наивысшему качеству продукции;
.построение и поддержание репутации стабильного и надежного партнера на
рынке.
.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Полное название:
|
Производственное объединение с дополнительной
ответственностью «Онега»
|
Год основания:
|
1998г.
|
Адрес центрального офиса:
|
220125, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Гинтовта, 1,
офис 705
|
Контактные данные:
|
Тел.: (+375 17) 286 39 79 Факс: (+375 17) 286 39 66 E-mail: info@onega.by
|
Компания «Онега» создана в 1998 г. и на сегодняшний день является ведущим
белорусским производителем на рынке снеков.
С 1998 по 1999 гг. - выпускались чипсы под названием «СМАК»
(использовался не собственный пеллет), также выпускалось картофельное пюре
«СМАК».
г. - зарегистрирована ТМ «Онега».
До 2002 г. компания существовала как монобрендовая - с одноименной
торговой маркой снеков - «Онега».
г. - выпуск хрустящих ржаных снеков «Онежки», супы быстрого
приготовления, каши быстрого приготовления.
За 2003-2009 гг. продуктовый портфель компании вырос до 17 продуктов,
которые представлены в шести сегментах рынка снеков: чипсы, сухарики, семечки,
орехи, продукты быстрого приготовления и хлебцы.
г.: Сладкие крендельки, луковые кольца, сухое картофельное пюре, сырные
подушечки.
В 2005 г.: вышли чипсы «Челз», семечки «Домашние».
В 2006 г. - в продажу поступил жареный арахис.
В 2008 г. вышли в свет такие продукты, как сухарики «Рень», кокосовые и
арахисовые кукурузные палочки, арахисовая паста, чипсы «Челз party».
В 2009 г. вышли: хлебцы «Онежки» (для детей), хлебцы «Родное поле»,
чипсы-пластинка «Онега», семечки «Рень», семечки «Базарные».
Сначала компания «Онега» покупала итальянский пеллет («пеллет» - это
сухой полуфабрикат длительного хранения, получаемый желатинизацией крахмалов
зернового и картофельного сырья, сформованный и высушенный до влажности не
более 12 %.). В конце 1998 г. стало дорого покупать пеллет и компания начала
обжаривать отечественный пеллет и одновременно думала о производстве
собственного пеллета. Позже в Болгарии была закуплена линия и в 2000 г. стали
все же выпускать собственный пеллет. Началась также продажа пеллет в Россию.
Когда появился большой спрос на пеллет, то оборудования стало не хватать,
и была закуплена голландская линия. Позже было куплено еще новое оборудование.
Появилась возможность выпускать пеллет различных форм.
Компания динамично развивается, увеличивая капиталовложения в научные
исследования и производственно-технологический процесс.
Благодаря широкому ассортименту и неизменно высокому качеству продукции,
компания «Онега» способна удовлетворить запросы практически всех слоев
населения. В ее портфеле есть продукты для детей, подростков и взрослых; для
приверженцев здорового питания и любителей активного образа жизни; для
потребления в семейном кругу и в дружеской компании.
Основными ориентирами для развития компании являются качество и
безопасность, отечественное производство и развитие инноваций.
2.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
На сегодняшний день предприятие ПОДО «Онега» полностью укомплектовано
кадрами. 90% руководителей имеют высшее образование, остальные 10% - большой
опыт практической работы в данной должности и на руководящих должностях.
Высший управленческий уровень - генеральный директор. Второй уровень - заместитель
генерального директора.
Генеральный директор ПОДО «Онега»:
- несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на предприятие задач и функций;
- утверждает структуру, численность работников аппарата
управления и предприятия, положения о его подразделениях, принимает на работу и
увольняет с работы работников аппарата управления, руководителей подразделений,
принимает меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
- открывает в банке счета;
- издает приказы и контролирует их выполнение;
- определяет условия оплаты труда работников;
- несет ответственность за результаты работы
предприятия.
Директору подчиняются:
1) инженер по организации перевозок;
2) первый заместитель директора;
3) специалист по кадрам;
4) инженер по охране труда;
) секретарь-референт;
Социальный комплекс, также подчиняется непосредственно генеральному
директору.
Производственный цех предприятия представляет собой совокупность
обособленных участков в рамках одного цеха, занимающихся производством
продукции по направлениям.
Рисунок 1.1 - Организационная структура предприятия
Рисунок 1.2 - Структура ПЭО и бухгалтерии
Структура ПОДО «Онега» по отделам имеет следующий вид (рисунки 1.2-1.4):
Рисунок 1.3 - Структура центрального склада и инженерного отдела
Рисунок 1.4 - Структура производства
Стратегия фирмы опирается на основные ценности и приоритеты компании:
) Качество и безопасность производства.
Качество подразумевает использование самых безопасных технологий и компонентов.
Компания производит снеки с минимальным содержанием масла.
) Белорусское происхождение.
Продукты делаются в Беларуси, они делаются для себя самих, для своих
соседей, друзей и родственников. Это большая ответственность, которую компания
готова нести.
) Развитие и инновации.
Ориентация на мировые стандарты и инновации. Компания хочет, чтобы их
потребители получали лучшее, что есть в мире: лучшие продукты, лучшую упаковку.
Знание и удовлетворение настоящих и будущих требований и ожиданий
потребителей является ценностью № 1 для компании.
Для достижения всех поставленных целей, компания «Онега» использует
концепцию планирования маркетинговых коммуникаций, основанную на оценке
стратегической роли их отдельных инструментов (рекламы, стимулирования сбыта) и
поиске их оптимального сочетания для обеспечения максимальной эффективности
коммуникационной политики, одним словом - интегрированными маркетинговыми
коммуникациями.
3. УСТРОЙСТВО
ОБОРУДОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ ПОДО «ОНЕГА» В МАГАЗИНАХ
Заходя в магазин, не каждый задумывается о том,
сколько нужно приложить усилий, для того, чтобы сделать магазин максимально
приятным для покупательского взгляда? И что помогает так выглядеть торговому
помещению?
Многочисленное торговое оборудование, которым оснащен
магазин, занимает первое место, в рейтинге необходимого при создании магазина.
Мы привыкли к тому, что все товары расформированы по торговому оборудованию,
для удобства, прежде всего потребителя. Торговое оборудование как сохраняет
качественной продукцию, так и демонстрирует ее “во всей красе”. Стараются
создать, пусть и примитивную, но все же живописную картинку из товара, как
работники магазина, так и мерчендайзеры компании Онега.
Компания Онега размещает свое собственное торговое
оборудование, которое представляет собой:
) фирменные стойки под чипсы «Онега» и семечки
«Рень»
Рисунок 3.1 - Фирменные стойки «Онега» и «Рень»
Следует сказать и о том, что закупка, такого торгового
оборудования, как рекламные стойки, оправдывает себя на все сто процентов.
Подойдя к непримечательному торговому оборудованию конкурентов, покупатель,
замечая стойку с ярким топпером Онега, расположенную чуть дальше, обязательно
обратит на нее внимание и отдаст предпочтение непосредственно продуктам
компании Онега.
) различные навесные элементы
Рисунок 3.2 - Навесные элементы
Стоит обратить внимание, что размещение навесных
элементов имеет прямое влияние на увеличение продаж, поскольку является
дополнительным местом продаж.
3) корзины для семечек
Рисунок 3.3 - Корзины для семечек «Рень»
Наилучшим местом для размещения корзин является
прикассовая зона и зоны в торговом зале соответствующие основному движению
покупателей.
4) дисплейные короба для акций
Рисунок 3.4 - Дисплейные короба для акций
Оснавная их задача - привлечение внимания покупателей
, что ведет за собой увеличение продаж.
4.
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Все чипсы и снэки Компании «Онега» приготовлены на основе пеллетной
технологии. Пеллет (полуфабрикат для изготовления чипсов и снеков)
изготавливается на основе экструзионной технологии путем желатинизации
крахмалов муки зерновых культур и картофеля и сушки полуфабриката до влажности
10-11%.
Технология производства пеллет включает следующие процессы:
подготовка сырья и его смешивание в соответствии с рецептурой;
просеивание и увлажнение исходных компонентов;
варка-желатинизация;
формование полуфабриката при высоком давлении;
многоэтапная сушка при строго определенных температурных и влажностных
параметрах воздуха;
кондиционирование;
фасовка готовой продукции.
В качестве сырья для производства пеллет используются только натуральные
ингредиенты и их сочетания: картофельные хлопья, картофельный крахмал, мука
зерновых культур (пшеничная, ржаная, рисовая, кукурузная и др.), соль.
В отличие от традиционной технологии изготовления чипсов из свежего
картофеля, технология обжаривания пеллет имеет ряд преимуществ.
Технология производства чипсов из пеллет достаточно простая и заключается
в кратковременном обжаривании полуфабриката в растительном масле.
Пеллетные чипсы отличаются постоянным высоким качеством, поскольку в их
производсвте нет жесткой зависимости от сырья: безупречные физические и
вкусовые свойства готового продукта поддерживаются за счет технологии даже при
использовании разных сортов картофеля.
Используемый сухой полуфабрикат не портится в течение длительного
хранения (до 18 месяцев).
Еще одно преимущество пеллет - в их высокой насыпной массе, в 10 раз
превышающей массу обжаренных из них продуктов, что обеспечивает доступность
транспортировки полуфабриката на дальние расстояния. Таким образом, налаживание
собственного производства чипсов в местах потребления обеспечивает гораздо
больше преимуществ перед завозными готовыми продуктами.
В отличие от чипсов из натурального картофеля, пеллетные чипсы менее
калорийны и, следовательно, не содержат акриламида - вещества, обладающего
сильнейшей канцерогенной активностью.
И, наконец, чипсы из пеллет одного вида харатеризуются одинаковыми
размерами и имеют большое разнообразие форм.
За весь период нашей работы мы установили контакты со многими
производителями оборудования для обжаривания пеллет из ближнего и дальнего
зарубежья. Благодаря этому мы можем оказывать информационное содействие в
приобретении обжарочных линий компаниям, планирующим вхождение в данный бизнес
либо модернизацию производства. Из отечественных разработок мы рекомендуем
использовать комплект технологического оборудования марки Ш12 КПЭ1.
Рисунок 4.1 - Общий вид линии.
В комплект оборудования для обжаривания пеллет входят следующие основные
части: вибробункер, питатель, печь, бак для масла, два охладительных
устройства, машина дражировочная.
Рисунок 4.2 -Вибробункер.
Процесс обжаривания пеллет состоит в следующем: полуфабрикат загружают в
вибробункер (рис. 4.2) и посредством питателя (рис. 4.3) направляют в
обжарочную печь (рис. 4.4).
Рисунок 4.3 - Питатель Рисунок 4.4 - Обжарочная печь Рисунок 4.5 - Бак
для масла
Из печи обжаренный продукт выгружают на ленточный конвейер (рис. 4.6) для
охлаждения и стекания масла, после чего подают в дражировочную машину (рис.4.8)
для дозирования и равномерного нанесения вкусоароматических добавок. Затем
готовый продукт проходит через специальное устройство (рис.4.7) для
окончательного охлаждения и направляется для его упаковки.
Рисунок 4.6 - Конвейер для Рисунок 4.7 - Устройство Рисунок 4.8 - Машина
охлаждения и стекания масла охладительное дражировочная
5.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРОВ
организационный кадровый производительность контроль
Компания «ОНЕГА» на сегодняшний день является ведущим белорусским
производителем на рынке снеков.
Снэки - легкая, мелкая, готовая к употреблению закуска из картофеля,
зерна, сыра, мяса, морепродуктов плюс орехи и сухофрукты.
За последние годы продуктовый портфель компании вырос до 17 продуктов,
которые представлены в шести сегментах рынка снеков: чипсы, сухарики, семечки,
орехи, продукты быстрого приготовления и хлебцы.
) Чипсы:
- Чипсы «Онега» (в ассортименте): в приготовлении чипсов
«Онега» используется современная технология обжарки пеллет, изготовленных из
натуральных ингредиентов (картофельных хлопьев и крахмала, пшеничной муки). Это
делает чипсы «Онега» особенно вкусными, воздушными и хрустящими. Минимальное
время обжарки (всего 10 ‒ 15 сек.) позволяет сохранить полезные для
организма витамины и микроэлементы. Картофель ‒ важный источник витамина
С и микроэлементов. Пшеница содержит микроэлементы и витамины, богата белком,
который является жизненно необходимым компонентом в питании человека.
Оригинальная волнистая удлиненная форма чипсов «Онега» позволяет наиболее полно
раскрыть любимые вкусы: лук со сметаной, сыр, лечо, пекинская утка, телятина на
гриле, кетчуп. Дома или в дороге, когда ты один или в компании друзей, когда
голоден или просто хочется вкусного ‒ чипсы «Онега» всегда с тобой.
- Чипсы «Челз» (в ассортименте) -отличны новой формой и
новыми вкусами.
- Пластинки «Онега» (в ассортименте). Выпускаются в
форме обычных удлиненных чипсов от белорусского производителя.
) Снэки:
- Снэки «Онежки» (в ассортименте). Воздушные ржаные сухарики
«Онежки» - это оригинальный продукт, приготовленный из ржаной муки. Он сочетает
в себе аромат ржаного хлеба и нежность чипсов, в отличие от столь популярных
жестких сухариков.
- Снэки «Сырные подушечки». Форма пеллет представляет
собой подушечки со вкусом сыра и сметаны.
- Снэки «Луковые колечки». Форма пеллет в форме «луковых
колечек» с легким оттенком жареного лука в сочетании со вкусом сыра и сметаны.
- Снэки «Сладкие Крендельки». Продукт с сахарной пудрой
и со вкусом ванили.
) Продукты быстрого приготовления:
- Картофельное пюре «Онега» быстрого приготовления в пакете (в
ассортименте). Продукт изготовлен из высококачественного отборного картофеля, а
благодаря специальной обработке и герметичной упаковке, наш продукт прекрасно
сохраняет свежесть и аромат картофеля.
- Картофельное пюре моментального приготовления «Онега»
(в ассортименте). Производится в удобных пластиковых стаканчиках, рассчитанных
на одну порцию.
- Каши моментального приготовления «Онега» (в
ассортименте). Натуральные каши «Онега» питательны, разнообразны и удобны в
приготовлении. Они выпускаются в удобных стаканчиках, на одну порцию.
Производятся из натуральных ингредиентов.
- Супы-пюре моментального приготовления «Онега» (в
ассортименте). Горячий обед вдали от дома. Выпускается в удобном пластиковом
стаканчике, рассчитанном на одну порцию.
) Семечки (в ассортименте). Приготовлены по специальной технологии
обжарки без применения растительных масел и вкусовых добавок.
) Жареный арахис «Крепкий Орешек»
) Сухарики «Рень» - первый снэк с молодежным провокационным дизайном и названием,
полностью отвечающими нигилистскому образу жизни и мышления современной
молодежи. Сухарики «Рень» производятся из натуральных ингредиентов (ржаной муки
и панировочных сухарей) по современной экструзионной технологии. Благодаря этой
технологии сухарики «Рень», в отличие от традиционных сухариков из высушенного
хлеба, более мягкие и хрустящие, и имеют насыщенный хлебный вкус. Вкусовые
добавки выбраны с учетом предпочтений молодежной аудитории. Это четыре вкуса:
холодец с хреном, дым, соль с перцем и грибы.
) Хлебцы ржаные «Долина злаков».
На сегодняшний день, рынок снеков в Республике Беларусь можно разделить
на две части: рынок пеллетных чипсов и рынок натуральных чипсов. Доля компании
«Онега» в пеллетных чипсах - 95 %, в натуральных - 0 %. Доля на рынке снеков
составляет порядка 44 %.
Рынок снеков - рынок с большим потенциалом. Однако его рост постепенно
замедляется. Это говорит о том, что рынок перешел с количественного этапа
развития на качественный этап.
Качественный этап развития характеризуется несколькими моментами.
Во-первых, большинство компаний-производителей разрабатывают максимально
широкую линейку снековой продукции, занимаясь всеми категориями: орехами,
чипсами, сухариками, кальмарами.
Большое внимание производители уделяют не только качеству, но и упаковке.
Упаковка имеет очень большое значение, так как снеки - продукт импульсный.
Упаковка должна привлекать внимание, быть «аппетитной».
Во-вторых, все большее развитие получают «цивилизованные» торговые
каналы. Если раньше снеки преимущественно продавались на рынках и в киосках, то
сейчас их доля очень активно растет в супермаркетах, минимаркетах и обычных
продуктовых магазинах. Доля же открытых рынков и киосков, наоборот,
сокращается.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения зависимости рынка снеков
(в первую очередь чипсов) от пивного рынка. И эта зависимость будет снижаться в
ближайшее время благодаря усилиям самих производителей. В рекламных материалах
используются и культивируются ситуации потреблении снеков, не связанные с пивом.
Введение новых необычных вкусов, не ассоциирующихся с потреблением пива,
повышает вероятность покупки снеков в качестве самостоятельно продукта.
6.
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДО «ОНЕГА»
Деятельность ПОДО «Онега» напрямую зависит от организации работы ее
коммерческой службы, т. е. тех подразделений, которые отвечают за реализацию
товаров. В компании Онега эту функцию выполняет непосредственно отдел сбыта.
Отдел сбыта является самостоятельным структурным
подразделением ПОДО «Онега» и подчиняется непосредственно заместителю директора
по маркетингу и сбыту.
Руководителем отдела сбыта является начальник отдела
сбыта, которому подчиняются участок упаковки и склад готовой продукции
Основными задачами отдела сбыта являются:
. Обеспечение устойчивой репутации продукции ПОДО
«Онега».
. Рыночная ориентация производства.
Основными функциями отдела сбыта являются:
.Комплексное изучение рынка и прогнозирование его
развития.
.Прогнозирование объема продаж по каждому виду
продукции.
.Разработки текущих, среднесрочных и долгосрочных
планов работы отдела сбыта по каждому виду продукции.
.Проведение работ по совершенствованию продукции для
удовлетворения меняющихся потребностей и запросов потребителей.
5.Изучение и внедрение в практику новых форм и методов сбыта продукции.
6.Сбор и анализ действующих стандартов, международных
норм и правил, касающихся выпускаемой продукции.
.Корректировка планов производства с учетом реализации
и имеющихся заявок.
.Совершенствование системы контроля и испытаний на
основе информации о качестве продукции, поступающей от потребителей.
Взаимодействие отдела сбыта с другими подразделениями:
. Взаимосвязь отдела сбыта и отдела
материально-технического снабжения:
- совместная работа по снабжению
предприятия необходимыми для производства сырьем и материалами, а также по
реализации готовой продукции;
- составление и контроль выполнения
плана производства с учетом заявок отдела сбыта;
- организация транспортировки продукции
по заключенным договорам отдела сбыта с целью обеспечения эффективного
использования транспорта.
. Взаимосвязь отдела сбыта и финансово -
экономического отдела, бухгалтерии:
- расчет цены;
- расчет транспортных расходов;
- составление смет затрат;
- принятие решений о предоставлении
скидок;
- расчет командировочных расходов.
.Взаимосвязь отдела сбыта и бюро оформления таможенных
документов:
- оформление товарно-транспортных
накладных, грузовых таможенных деклараций, деклараций о репатриации экспортной
выручки, экспортных лицензий;
- оформление сертификатов происхождения
и сертификатов соответствия;
- осуществление оплаты таможенных
платежей;
- обеспечение сотрудников отдела сбыта
статистическими данными;
Служба отдела сбыта имеет следующие обязанности:
- обеспечивать выполнение текущих планов по сбыту продукции;
- своевременно обеспечивать поступление заявок по заключенным
договорам и производить отгрузку продукции;
контролировать сроки оплаты, своевременное погашение дебиторской
задолженности и своевременное закрытие деклараций о репатриации денежных
средств;
заключать выгодные сделки, положительно влияющие на снижение
себестоимости изготавливаемой продукции;
собирать информацию о рынке, структуре и динамике спроса;
анализировать рыночную ситуацию на основе сбора информации о
конкурентах;
представлять начальнику отдела сбыта данные для разработки
долгосрочных и текущих планов отдела сбыта по каждому виду продукции, для
совершенствования продукции согласно потребительскому спросу;
представлять начальнику отдела сбыта данные по прогнозу
поступления денежных средств;
формировать спрос и стимулировать сбыт продукции;
принимать участие в специализированных ярмарках и выставках;
формировать благоприятное деловое мнение о предприятии на всех
рынках и распространять информацию о выпускаемой продукции;
осуществлять методическое руководство по заключению договоров с
потребителями, а также по ведению переписки и другой деловой документации;
организовывать работу по поиску и привлечению новых
потребителей;
контролировать своевременное поступление информации по всем
вопросам, относящимся к реализации продукции;
постоянно искать и внедрять новые эффективные формы работы с
потребителями;
выполнять работы, связанные с подготовкой и обработкой
информации на компьютере.
Потребление снеков в Беларуси в настоящее время, по оценкам экспертов,
составляет 1,5-2 килограмма в год на одного жителя, в то же время среднедушевое
потребление в Западной Европе составляет 10 килограммов в год. Сохраняющаяся
тенденция ускорения ритма жизни определяет потенциал развития рынка снеков в
Республике.
Для начала следует выяснить, кто именно и при каких обстоятельствах
прибегает к потреблению чипсов ТМ «Онега» и сегментировать рынок. Проведенные
опросы показывают, что респонденты упоминают следующие возможные ситуации потребления
чипсов. Некоторые из этих ситуаций пересекаются и дополняют друг друга:
в кинотеатре (считается традиционным местом для употребления
чипсов);
в кафе (упоминалось в молодежных группах, однако не все
участники связывают кафе с чипсами);
дома перед телевизором;
с друзьями на улице или на вечеринке (чипсы воспринимаются как
продукт для компании, совместного отдыха и общения на улице, вечеринке;
на улице с друзьями потребители предпочитают есть чипсы не на
ходу, а на скамейке (парк, подъезд, двор) вместе с пивом);
в дороге (в поезде, машине);
на пикнике, природе, на даче;
на работе или учебе;
для утоления легкого голода в различных условиях;
когда нужно «убить время»;
В попытке расширить целевую аудиторию ПОДО «Онега» использует еще одну
перспективную идею продвижения снеков - ассоциацию со здоровым образом жизни.
Компания, пыталась охватить потребителей, которые заботятся о своем здоровье, в
2009 году выпустила на рынок новый продукт Кукурузные палочки со вкусами
арахиса и кокоса. Это 100% натуральный и готовый к употреблению продукт питания
без консервантов, без ароматизаторов, без красителей из самых качественных
компонентов. Отличительными особенностями продукта является то, что он: без
искусственных добавок, содержит 30% натурального арахиса или кокоса, нежареный
продукт. Появление этого продукта коренным образом меняет устоявшееся мнение о
потребительских свойствах чипсов и удовлетворяет растущий интерес покупателей к
здоровому питанию.
7.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ПОДО «ОНЕГА»
Торговые предприятия и организации обязаны выполнять правила и нормы,
установленные законодательством. Для контроля за их соблюдением создан ряд
органов, одним из которых является Комитет государственного контроля. Он
действует на территории Республики Беларусь в соответствии с Положением «О
Комитете государственного контроля Республики Беларусь».
Контроль за деятельностью предприятия осуществляют такие органы как:
Управление экономики и торговли и развития рыночных отношений.
- Управления финансов, цен, бухгалтерского учета и контроля.
Управление организации потребительского рынка продовольственных
товаров.
Управление организации потребительского рынка
непродовольственных товаров.
Управление организации торговли и услуг.
Управление организационно-кадровой работы и делопроизводства.
Управление защиты прав потребителей и контроль за рекламой.
Отдел общественного питания.
Поскольку деятельность предприятий торговли, а также предпринимателей без
образования юридического лица непосредственно связана с покупателями, особое внимание
уделяется контролю за безопасностью продукции и услуг. Действующее
законодательство Республики Беларусь определяет целый ряд требований к
предприятиям торговли, способствующих предупреждению случаев нанесения вреда
здоровью граждан.
Основные нормативно-правовые акты регулирующих деятельность ПОДО «Онега»:
Конституция Республики Беларусь;
Международные нормативно-правовые акты ратифицированные Республикой
Беларусь;
Кодифицированные источники;
Законы Республики Беларусь;
Декреты Президента Республики Беларусь;
Указы Президента Республики Беларусь;
Постановления Совета министров Республики Беларусь;
Постановления министерств и ведомств Республики Беларусь;
Локальные нормативно-правовые акты Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь закрепляет основные положения ведения
хозяйственной деятельности. В частности в конституции закреплено многообразие
форм собственности, право на труд.
Международные соглашения могут быть в виде двусторонних и многосторонних
актов.
Кодифицированными источниками, регулирующими хозяйственную деятельность
являются:
Банковский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь;
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть);
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть);
Таможенный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь;
Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Другие кодексы, также могут содержать положения, регулирующие
хозяйственную деятельность, но на наш взгляд, вышеперечисленные являются
основными.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДО «ОНЕГА»
Изучив характеристику объекта исследования, то есть ПОДО «Онега», можно
рассмотреть экономические данные предприятия (таблица 8.1). С помощью данных в
таблице можно сделать анализ о том, на сколько деятельность данного торгового
предприятия прибыльна.
Таблица 8.1 Основные показатели финансово-экономической деятельности ПОДО
«Онега»
Показатели
|
2012г.
|
2013г.
|
Отклонение, (+, -)
|
Темп роста, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг,
млн.руб.
|
169 138
|
247 828
|
78 689
|
147%
|
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ,
услуг, млн.руб.
|
140 593
|
204 806
|
64 213
|
Валовая прибыль, млн.руб.
|
28 546
|
43 022
|
14 476
|
151%
|
Управленческие расходы, млн.руб.
|
14 808
|
22 399
|
7 591
|
151%
|
Расходы на реализацию, млн.руб.
|
-
|
-
|
|
|
Расходы на реализацию товаров в % к выручке
|
-
|
-
|
|
|
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ,
услуг, млн.руб.
|
13 738
|
20 623
|
6 885
|
150%
|
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ,
услуг в % к выручке
|
0
|
0
|
0
|
102%
|
Прочие доходы по текущей деятельности, млн.руб.
|
74 791
|
166 317
|
91 526
|
222%
|
Прочие расходы по текущей деятельности, млн.руб.
|
77 944
|
175 253
|
97 310
|
225%
|
Прибыль (убыток) от текущей деятельности, млн.руб.
|
10 585
|
11 686
|
1 101
|
110%
|
Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой, и иной
деятельности, млн.руб.
|
537
|
2 277
|
1 740
|
424%
|
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн.руб.
|
11 122
|
13 963
|
2 841
|
126%
|
Налог на прибыль, млн. руб.
|
2 429
|
3 651
|
1 222
|
150%
|
Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода),
млн.руб.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Чистая прибыль (убыток), млн.руб.
|
8 693
|
10 312
|
1 619
|
119%
|
Рентабельность продаж, %
|
6
|
7
|
- 1
|
Среднесписочная численность работников, чел.
|
130
|
138
|
8
|
106%
|
Фонд заработной платы, млн.руб.
|
470
|
600
|
130
|
128%
|
Среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс.руб.
|
3 615
|
4 345
|
730
|
120%
|
Производительность труда, млн. руб.
|
651
|
898
|
247
|
138%
|
Проанализировав данные таблицы и произведя некоторые расчеты можно
сделать вывод о том, что выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг
увеличилась в 2013 году на 78 689 млн. руб. в процентах составляет 47 % по
сравнению с прошлым годом. Это значительное увеличение прибыли, которое
показывает, что предприятие работает успешно. Также выросла себестоимость
реализованной продукции на 64 213 , что в процентном выражении составляет 46%.
Валовая прибыль значительно выросла в 2013 году на 14 476 млн. руб, а если
перечести в проценты, то на 51%, за счет большего количества проданного товара,
чем в прошлом году. Можно видеть, что по сравнению с прошлым 2012 годом выросли
и расходы: управленческие расходы увеличились на 7 591 млн.руб, или на 51%. Это
произошло за счет того, что стоимость ресурсов выросла (электроэнергия,
канцелярские товары для персонала, стоимость товаров, выросли затраты на их
предпродажную подготовку и т.д.). Прибыль от реализации продукции выросла на
50%, что в сумме составляет 6 885 млн.руб. Прибыль от текущей деятельности
увеличилась незначительно всего лишь на 10%, а в сумме составило 1101 млн. руб.
Прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2013 году
увеличилось на 1 740млн. руб, что в проценте составляет 324%. Прибыль до
налогообложения также была увеличена по сравнению с 2012 годом на 26%, а в
суммарном выражении это 2 841 млн. руб. В связи с ростом многих показателей
прибыли, вырос и налог на прибыль он составил в 2013 году 3 651 млн.руб, когда
в прошлом году составлял - 2 429 млн.руб. Также выросла чистая прибыль на 1 619
млн.руб в отношении к прошлому году. Рассчитав рентабельность продаж видно, что
она уменьшилась на 14% по сравнению с 2012 годом, это говорит о том, что
продажи увеличиваются, но прибыль с них стала чуть меньше, за счет снижения
возможно торговых надбавок и увеличением расходов. В 2013 году среднесписочная
численность работников повысилась на 8 человека по итогу года, что составило
138 человек или увеличение произошло на 6%. На это повлияло текучесть кадров
из-за невысокой заработной платы. Фонд заработной платы составил в 2013 году
600 млн. руб, это на 26% больше, чем в прошлом году из-за увеличения выручки от
реализации. Если рассмотреть среднемесячную заработную плату на 1 работника, то
можно увидеть, что к концу 2013 года она была увеличена на 20%.
Производительность труда по сравнению с 2012 годом выросла на 38%
Проанализировав все указанные выше экономические данные (таблица 8.1) торгового
предприятия ПОДО «Онега» можно сделать вывод о том, что производство работаем
довольно таки успешно и получая прибыль от своей деятельности, старается ее
увеличить с наименьшим количеством затрат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПОДО «Онега» - крупнейший в Беларуси производитель чипсов и продуктов
быстрого приготовления. Ассортимент продукции представлен хорошо известными
снэковыми продуктами: чипсами «Онега», снэками «Онежки», «Сырные подушечки»,
«Луковые колечки» и «Сладкие Крендельки», а также продуктами быстрого и
моментального приготовления: картофельное пюре, каши и супы-пюре «Онега» в
стаканах, сухое пюре быстрого приготовления «Онега» в пачке.
После прохождения производственной практики в организации ПОДО «Онега»
можно сделать выводы, что конечной целью функционирования любой организации
является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это
направлен процесс производства, который неразрывно связан с потреблением и
выпуском товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении организации
средств для их производства. Эту задачу ПОДО «Онега» выполняет. Выпуск товаров
и услуг сопровождается острой конкурентной борьбой и поэтому эффективность
производства - важнейшая задача сохранения занятого рыночного положения.
Обобщающим критерием экономической эффективности служит уровень
производительности труда, а критерием оценки хозяйственной деятельности
предприятия - прибыль и рентабельность по отношению к фондам.
Предприятие должно постоянно повышать качество продукции и уровень
использования основных производственных фондов, совершенствовать структуру
управления и проводить оптимальную инвестиционную политику. Всё вместе это
позволит предприятию уверенно чувствовать себя на рынке.
Рассматривая характеристику ПОДО «Онега» можно сделать следующие выводы:
- чтобы расширить ассортимент и сбыт товара, нужно
усовершенствовать технологии производства товаров и обновить оборудование, так
как делает каждый год существенный шаг вперед;
- чтобы идти на шаг впереди конкурентов, нужно постоянно улучшать
качество и дизайн товаров в соответствии со спросом потребителей, расширять
рынок сбыта и заключать более долгосрочные договора;
руководство предприятия ПОДО «Онега» должно заботиться о
создании лучших условий работы и отдыха коллектива, а также улучшению его
материального положения и тем самым стимулировать желание коллектива вносить
новые идеи и решения во благо процветания завода.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение
о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального
обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь.
Утв. Постановлением СМ РБ от 03.06.2010 г., № 860.
.
Постановление Совета Министров республики Беларусь от 04.12.2008 г., № 1862, «О
внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики
Беларусь»
. Устав
Частного учреждения образования «Институт предпринимательской деятельности» -
Мн., 2004.
. Положение о
практике студентов частного учреждения образования «Институт
предпринимательской деятельности» от 06.12.2010 г., приказ № 211.
.
Методические рекомендации по организации и обеспечению учебной и
производственной практики. Общие требования и правила оформления. Частное
учреждение образования «ИПД», Мн., 2004.
. Платонов
В.Н. Организация и технология торговли, Учебник - Мн., 2009.
. Виноградова
С.Н., Пигунова О.В. Коммерческая деятельность, Учебник - Мн., 2008.
. Егорова Е.Н.,
Логинова Е.Ю. Коммерческая деятельность, - М.,2008.
. Панкратов
Ф.Г. Коммерческая деятельность, Учебник - М., 2007.
. Половцева
Ф.П. Коммерческая деятельность; Учебник - М., 2006.
. Ронина А.Г.
Коммерческая деятельность, Учебное пособие - Мн., 2009.
. Башаримова
С.И., Дасько М.В. Коммерческая деятельность, Сборник практических заданий для
проведения учебной практики - Мн., 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Технологическое
оборудование ПОДО «Онега»