Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    301,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства в России и за рубежом

.1 Роль малого предпринимательства в России и за рубежом

.2 Использование зарубежного опыта в целях развития малого бизнеса в России

.3 Понятие факторинга и лизинга в малом предпринимательстве

Глава 2. Практический анализ развития малого предпринимательства в России и за рубежом

.1 Оценка развития малого предпринимательства в России и за рубежом

.2 Исследование проблем малого бизнеса в России и за рубежом

.3 Анализ состояния и характеристика деятельности предприятий малого бизнеса

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность выбранной темы. Малое предпринимательство в общественном питании - важная составляющая рыночной экономики. Очевидно, что существует необходимость в дальнейшем становлении и развитии малого бизнеса в сфере общественного питания в современной России и за рубежом. Именно развитие малого предпринимательства в нашей стране находится на очень низком уровне и нуждается в постоянном улучшении и модификации.

В данной курсовой работе дается характеристика сущности малого предпринимательства в сфере общественного питания, отмечены положительные аспекты их деятельности, а главное рассмотрена его роль в обслуживании населения. Рассмотрены причины, мешающие развитию малых организаций.

Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

Целью данной курсовой работы является анализ развития разных форм предпринимательства в организации питания, отечественный и зарубежный опыт.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

. проанализировать роль малого предпринимательства в России и за рубежом,

. рассмотреть использование зарубежного опыта в целях развития малого бизнеса в России,

. проанализировать понятие факторинга и лизинга в малом предпринимательстве,

. охарактеризовать оценку развития малого предпринимательства в России и за рубежом,

. рассмотреть проблемы малого бизнеса в России и за рубежом,

. проанализировать состояние и характеристику деятельности предприятий малого бизнеса.

Предметом данной курсовой работы является малое предпринимательство, а объектом - общественное питание.

Теоретический материал для исследования был основан на работах современных отечественных ученых и исследователей: А.В. Бусыгина, Л.И. Евенко, В.И. Кушлина, В.М. Масленникова, А.И. Пригожина, П.М. Титова, В.М. Яковлева и других деятелей.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, содержательной части, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства в России и за рубежом

.1 Роль малого предпринимательства в России и за рубежом

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России и пришедшая на смену административно-бюрократической модели, базируется на предпринимательском типе экономической системы с сохранением в руках государства регулирующих функций.

Давайте рассмотрим сущность предпринимательства и то значение, которое оно имеет в экономике России и за рубежом.

Предпринимательство есть прежде всего «мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно - большую (а иногда и очень большую) роль играют в этом случае удача, везение и т.п. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился и может мыслить. Именно к этому - к попытке помочь каждому индивиду выработать собственный стереотип мышления - и сводится основная задача обучения [12, c.96].

Добиться успеха в предпринимательстве (как и в любом другом виде творческой деятельности) можно на основе предварительной (и нередко достаточно длительной) подготовки себя к этому. Но успеха в предпринимательстве может добиться и человек, обладающий прирожденным талантом, особой предрасположенностью к этой деятельности.

Деятельность предпринимателя за рубежом означает вступление в сферу экономического процесса нового субъекта (в качестве предпринимателя, т. е. организатора нового производства) и усиление конкуренции среди производителей (чем больше производителей, тем выше уровень конкуренции). Усиление же конкуренции означает появление больших надежд на:

а) возможное снижение цен на рыночные товары (товарная масса, представленная на рынке, в результате появления нового производителя увеличивается, поэтому для ее реализации необходимо снизить цены);

б) возможное повышение заработной платы (для производства нужны работники, а их чем-то необходимо привлечь, а если занятость в обществе полная, то привлечь их можно только установлением более привлекательной оплаты труда);

в) повышение качества рабочей силы и труда, поскольку производство нового или более качественного товара требует иных, более совершенных навыков, умений работников, т. е. иной их квалификации [1, c.68].

В своей книге «Предпринимательство» Лапуста М.Г. пишет:

«1. Предприниматель как самоорганизующийся субъект экономического процесса всегда осуществляет самоорганизацию в рамках определенной деловой среды. Но один тип деловой среды может стимулировать развитие предпринимательской активности, другой же не только тормозить, но даже и подавлять ростки такой активности (пример - период советской власти в нашей стране).

. Предприниматель должен внедриться в деловую среду в качестве активного субъекта.

. Однако любой предприниматель, проникающий в деловую среду, вынужден создать собственный производительный процесс и уметь руководить им. Его основное внимание будет сосредоточено именно на организации, поддержании в нужном режиме, постоянном совершенствовании своего производительного процесса независимо от сферы его деятельности и масштабов производства.

. Предприниматель при производстве любого товара, продукта, оказании услуги вынужден соотносить все свои профессиональные действия с ситуацией, которая складывается на рынке.

. Предприниматель в рамках своей профессиональной деятельности вынужден кооперироваться с другими производителями для установления с ними партнерских отношений, которые представляют собой еще один фрагмент курса, поскольку внимание предпринимателя сосредоточивается и на этом направлении» [13, c.49-50].

В этом и состоит основная сущность и значение предпринимательства как вида деятельности.

Малые и средние предприятия, как хорошо известно, играют важную роль в экономике государств Европы, США, Японии, Южной Кореи и других стран. В ряде стран ЕС предприятия малого бизнеса производят от 60 до 85 % ВНП. По численности малые и средние предприятия составляют большую часть действующих в странах ЕС компаний и в отдельные годы дают до 66 % суммарного товарооборота этих стран.

Соответственно в этих странах развита система защиты интересов малого бизнеса со стороны как государственных, так и негосударственных корпоративных структур.

При выборе организационно-правовой формы, предприниматель должен определить уровень и объем возможных прав и обязательств. От этого зависит профиль и содержания его будущей деятельности, а также возможный круг партнеров. Предпринимательская деятельность может носить разовый и постоянный характер, осуществляться изолированно от партнеров (например, консультационная фирма) или, наоборот, в тесной кооперации с другими производителями (например, производство конфет или какой- либо аппаратуры).

При этом следует соотносить выбор наиболее целесообразной формы организации деятельности с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство.

При выборе организационно-правовой формы предприниматель основывается на предпринимательском праве.

Предпринимательское право - важнейшая составная часть хозяйственного права. Оно образует законодательную основу функционирования предпринимателей и развития предпринимательства. Предпринимательское право каждой страны содержит лишь определенные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Другие формы недопустимы, но разрешается изменение организационно-правовой формы без прекращения при этом деятельности функционирующей организации. Вывод из этого один: каждый предприниматель должен быть знаком с содержанием хозяйственного права. В России современная предпринимательская правовая база отличается узостью (многие стороны предпринимательства пока еще никак не регулируются законами), противоречивостью и нестабильностью.

При рассмотрении организационно-правовой формы организаций (особенно при его учреждении) необходимо иметь в виду, что частное предпринимательство может осуществляться на индивидуальной или коллективной основе [14, c.18].

Континентальное европейское право, например, предусматривает существование общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.

Юридические лица

Статус коммерческой организации позволяет юридическому лицу (его учредителям) получать доход только на основании самого факта участия в учреждении такой организации (рисунок 1)[3, c.50].

Основные формы некоммерческих организаций представлены на рисунке 2, коммерческих - на рисунке 3.

Рис. 1 Коммерческие и некоммерческие организации

Рис.2 Формы некоммерческих организаций

Рис. 3 Формы коммерческих организаций

Задачи, которые приходится решать предпринимателям, вынуждают их часто кооперироваться друг с другом. В основе кооперации почти всегда лежит стремление повысить эффективность деятельности путем координации усилий партнеров. Коммерческие, а также некоммерческие организации имеют право на создание ассоциаций или союзов, закрытых или открытых для свободного вступления, которые не могут действовать как коммерческие организации.

1.2 Использование зарубежного опыта в целях развития малого бизнеса в России

Индустрия гостеприимства и индустрия питания представляют собой основные сектора услуг в экономике стран мира. Однако, особенностью этого сектора является то, что он может быть подвержен влиянию краткосрочных неблагоприятных экономических условий, и поэтому часто подвержен колебаниям, которые могут различаются по размеру.

Сектор общественного питания охватывает в основном гостиницы, рестораны, кафе и бары, кемпинги, столовые и предприятия общественного питания. В настоящее время рынок ресторанных услуг испытывает значительной рост.

На гостиницы и рестораны приходится самая большая доля рабочих мест на Кипре и в Мальте (30% и 25% соответственно от всех рабочих мест сферы услуг); следом идут Ирландия (22%) и Португалии, Австрии и Испании (16%). Аналогична процентная доля отелей и ресторанов в общем обороте сферы услуг: Кипр (14%), Мальта (11%), Ирландия (7%) [5, c.20].

В 2010 на ресторанном сектор приходилось 75% всех рабочих мест в сфере услуг. В Бельгии и Латвии этот показатель составил 86 % и 84 % соответственно. Также доля рабочих мест в ресторанном секторе превышает среднеевропейский показатель (69 %) в таких странах как Бельгия (79 %) и Португалия (78 %). А в таких странах как Мальта и Кипр этот показатель равен всего 22 и 51 % соответственно. Это объясняется тем, что в этих странах большое количество гостиниц, имеющих рестораны. Эти заведения считаются как отели, а не как рестораны [13. C.89].

В 2010 году насчитывалось 1,4 млн. предприятий в сфере гостиничного и ресторанного обслуживания. Предприятия обеспечивали рабочими местами 7,6 млн. человек и имели ежегодный оборот общей EUR 338 млрд. долларов. На долю крупнейших 15 стран Европы приходилось 89 % предприятий, 97 % рабочих мест, 97 % годового оборота. Крупнейшие страны - Испания (19% от всех предприятий ЕС), Франции (15%) и Италия (18%). Те же три страны предоставили рабочие места для 14%, 10% и 12% тех, кто занят в сфере услуг по всему ЕС [5, c.21].

Несмотря на успех крупные сетей и франшизных гостиниц, а также фаст-фуда, в гостиничном и ресторанном секторе по-прежнему доминируют мелкие независимые рестораны.

На всей территории Европейского Союза есть огромный сектр семейных ресторанов и кафе.

Данные за 2012 год показывают, что более чем на 90% предприятий занято менее 10 человек (рис. 4).

Рис. 4. Доля предприятий, занятость и оборот в гостиницах и ресторанах

Наибольший показатель наблюдается в Чешской Республике, Франции, Италии, Польши и Португалии (около 90 %). Предприятия, на которых работает свыше 250 человек составляют всего 0,1 %.

Опыт многих стран, показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия.

1.3 Понятие факторинга и лизинга в малом предпринимательстве

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании - „фактор-компании", которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор-компания) взимают с предприятия-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа.

В прямом переводе с английского лизинг - это аренда. Однако в предпринимательской деятельности под лизингом понимается долгосрочная аренда основных фондов с возможным последующим выкупом имущества арендатором по остаточной стоимости. Кроме того, «лизинг - это финансовая операция. По сути это целевой кредит, который специализированная лизинговая компания берет в банке под закупку оборудования. Она же сдает купленное оборудование предприятию в аренду с условием возврата предприятием кредита и выплаты процентов и комиссионных» [8, c.72].

Лизинг - это «вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных денежных средств (собственных или заемных), когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей».

факторинг лизинг предпринимательство малый

Глава 2. Практический анализ развития малого предпринимательства в России и за рубежом

 

.1 Оценка развития малого предпринимательства в России и за рубежом


Индустрия питания и ресторанного обслуживания является одним из быстрорастущих секторов сферы услуг за рубежом. Рассмотрим пример развития малого предпринимательства в сфере общественного питания в Германии (табл.1).



2010

2011

2012

Рестораны, кафе, закусочные

Сотрудники

1,000

552

636

667

Оборот

млн евро

18544

21220

22141

Заработная плата

млн евро

4185

4778

5036

Инвестиции

млн евро

436

586

699

Другие типы предприятий индустрии питания

Сотрудники

1,000

160

169

186

Оборот

млн евро

4476

5033

5202

Заработная плата

млн евро

809

915

1014

Инвестиции

млн евро

106

100

82

Рестораны, кафе, закусочные и др.

Сотрудники

1,000

711

804

853

Оборот

млн евро

23021

26254

27343

Заработная плата

млн евро

4994

5693

6050

Инвестиции

млн евро

542

686

780


Так в 2012 г. на предприятия индустрии питания работало 853 000 чел., что на 17,2 % больше, чем в 2010 г. Годовой оборот предприятий увеличился на 16,7 % с 23,021 млрд евро до 27, 343. Инвестиции в сферу ресторанного бизнеса увеличились на 30,5 % [5, c.23].

Среднестатистический житель Германии не менее одного раза в месяц позволяет себе удовольствие побывать в ресторане. Особой популярностью пользуется итальянская кухня.

Далее рассмотрим отрасль общественного питания в США.

Американцы тратят все большую и большую часть семейного бюджета на выходы в ресторан. В среднем они едят вне дома 4 раза в неделю. Около 50% посетителей отмечают в ресторане дни рождения. На втором месте - День матери, на третьем - День Св. Валентина. Чаще всего парадная трапеза в ресторане - обед, поэтому реализация обедов приносит ресторану около 50% его выручки.

) Отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов и механизмов страхования рисков в малом предпринимательстве

) Несовершенство системы налогообложения

) Отсутствие реальных ханизмов, обеспечивающих доступ малых предприятий к использованию государственного и муниципального имущества

) Слабая кооперация малого и крупного предпринимательства

) Трудность в осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей

) Неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий

) Проблемы кадрового обеспечения

) Проблемы материально-ресурсного обеспечения малого и крупного бизнеса

) Несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса

) Высокий уровень монополизации рынков

Сохраняющаяся монополизация крупным бизнесом некоторых сегментов товарных рынков и рынков услуг закрывает для малых предпринимателей перспективы роста и развития.

) Несовершенство и противоречивость действующего законодательства и отсутствие надежного правового (в том числе судебного) обеспечения

2.3 Анализ состояния и характеристика деятельности предприятий малого бизнеса


Анализ состояния и характеристику деятельности предприятий малого бизнеса общественного питания разберем на примере США. Типы предприятий общественного питания:

.        Ресторан с полным обслуживанием (полносервисный ресторан)

По количеству мест - 75-200. Располагаются такие рестораны в городе или пригороде, в местах пересечения транспортных артерий. Форма обслуживания - за столиками. Цена высокая и включает полное обслуживание. Меню a la carte - полный набор блюд и напитков.

В таком ресторане, по крайней мере, 15 порционных блюд, и почти все, что подается к столу, выращено здесь же, при ресторане. Блюда, которые здесь готовятся, попадают в разряд haute cuisine (высокой кухни). Традиции французской и итальянской кулинарии, многие рестораны имеют французские названия.

В настоящее время становится все труднее работать с прибылью в этом сегменте ресторанного бизнеса из-за жесткой конкуренции.

Уровень обслуживания в этих ресторанах обычно очень высок: метрдотель встречает и усаживает гостя за стол, старший официант дает советы по поводу блюд и подсказывает, какое вино к ним лучше подходит, - роскошная еда, обслуживание и атмосфера в комплексе [6, c.76].

В США нет сетей фешенебельных полносервисных ресторанов, так как:

·  они требуют высококвалифицированных кадров, что удорожает труд;

·        только небольшой процент населения может позволить себе такие траты, которые предусматривает меню. (Рестораны платят высокую арендную плату; дорогая меблировка и оформление ресторана.)

·        трудно поддерживать постоянство качества, учитывая утонченность вкусов клиентуры;

·        ограниченный рынок таких ресторанов (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Бостон, Чикаго, Нью-Орлеан, Хьюстон, Атланта и т.д.).

Общее снижение потребления алкогольных напитков тоже не способствовало процветанию.

.   Ресторан с тематическим обслуживанием

Такие рестораны посвящены какой-то теме: Дикий Запад, рок-н-ролл, футбол и др. Обычно они предлагают ограниченное количество блюд, их главная задача - создать атмосферу.

Они рассчитаны на 100-400 мест, располагаются в небольших торговых и транспортных центрах. Обслуживание - за столиками, включая напитки. Цены - среднего и высокого уровня.

Наиболее развиты 2 типа тематических ресторанов:

·  в которых обыгрывается ностальгия по 1950-м г.г. (T-Bird, Corvette Dinners) с атмосферой беззаботных пятидесятых;

·        «обеденный дом» (TGI Fridays, Houligan’s, Bennigan’s) - рестораны типа бистро, их оформление соответствует теме. За последние 20 лет мода на эти рестораны не проходит, поскольку там царит атмосфера непринужденности.

Вообще, тематические рестораны посвящены темам, датам, увлечениям и пристрастиям [8, c. 90].

По специализации рестораны делятся:

·  быстрое обслуживание;

·        семейное обслуживание;

·        повседневное обслуживание;

·        приготовление национальных блюд, ужинов, завтраков и т. д.

Рестораны быстрого обслуживания (Fast Food) - его меню ограничено гамбургерами, жареной картошкой, хот-догами, цыплятами, грибными и национальными блюдами (мексиканское тако, буррито). Обычно у ресторана есть одно главное блюдо (гамбургеры - Mc'Donald's, Burger King; цыпленок - KFC). Эти ограничения и стандартизация меню позволяют значительно ускорить обслуживание. Во многих ресторанах посетители даже убирают за собой посуду, что позволяет снизить себестоимость блюд.

Морепродукты остаются популярными в связи с повышенной озабоченностью американцев по поводу их здоровья (Red Lobster - самая знаменитая сеть ресторанов, специализирующаяся на морепродуктах).

Семейные рестораны - современный вариант стилизации под старомодную кофейню. Большинство подобных заведений находится в индивидуальном владении. Расположены они в престижных пригородах или неподалеку от них. Обстановка ресторана отличается простотой, как и меню (Howard Johnson - известный ресторан семейного типа).

Рестораны национальной кухни - или этнические, как их называют в Штатах. Ориентированы на вкусы различных иммигрантских общин - итальянской, китайской и т.д. Самый быстрорастущий сегмент этнических ресторанов в США - рестораны с мексиканской кухней (Taco Bell - лидер мексиканских ресторанов быстрого обслуживания).

Заключение

В данной курсовой работе мы охарактеризовать малое предпринимательство в сфере организации питания в России и за рубежом в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Предпринимательство есть форма жизненного уклада. Если кто-то в течение длительного времени выступал в качестве наемного работника и вдруг решил стать предпринимателем, то это означает, что такой человек действительно меняет жизненный уклад. Решение о вхождении в сферу предпринимательской активности означает в любом случае принятие на себя дополнительного риска. Предприниматель, однако, рискует не только своей собственностью, но и репутацией и даже жизнью. В то же время наряду с риском предприниматель взваливает на себя и нелегкое бремя ответственности, прежде всего за себя. Предприниматель берет ответственность не только за себя, но и за тех, кого он вовлекает в создаваемый производительный процесс, т. е. за наемных работников. Отныне он должен думать и заботиться о них - о том, чтобы вовремя выплатить им заработную плату, обеспечить их работой, снабдить всем, что требует рабочий процесс.

В ближайшее время на развитие рынка общественного питания окажут влияние следующие тенденции:

·    повышение жизненного уровня и изменение культуры потребления приведет к появлению новых рыночных возможностей для предпринимателей в сфере общественного питания;

·        развитие крупных розничных и дистрибьюторских сетей значительно ослабит конкурентные позиции непрофессиональных форм организации питания.

В целом прогнозируется краткосрочный (2-3 года) рост субъектов малого предпринимательства за счет развития общепита. В дальнейшем появление крупных форм приведет к вытеснению малого предпринимательства из сферы организации питания и к перетоку трудовых ресурсов из предпринимательской среды в сферу наемного труда в крупных организациях общественного питания.

Список использованной литературы

1.     Алексахин В.И. Малый бизнес: Экономические особенности, модели рыночного равновесия, анализ деловой активности. М., 2010.

2.      Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М., - 2009.

.        Артюхова Т.З. Организация предпринимательской деятельности.- Учебное пособие. - Томск, ТПУ, 2011.

.        Асаул А.Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства.- СПб: АНО ИПЭВ, 2008.

.        Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности.- СПб.: АНО ИПЭВ, 2009.

.        Асаул А.Н. Создание знания и информационной инфраструктуры субъектов предпринимательства.- СПб: АНО ИПЭВ, 2010.

.        Бижан Б.А., Иссык Т.В. Экспресс-курс предпринимательства.- Учебно-методическое пособие/ Бижан Б.А., Иссык Т.В., Курганбаева Г.А.,
Сахарчук Е.Э., Тшенсовская Д.Ж., Филин С.А. - Алматы: Международная Академия Бизнеса, 2009.

.        Богатин Ю.В., Швандер В.А. Экономическое управление бизнесом. М., -2008.

.        Бондаренко Г.В. Предпринимательство.- Учебное пособие. - Ставрополь: СГУ, 2008.

.        Бородина В.В. Малые предприятия. Бухгалтерский учет, отчетность, анализ финансового состояния. М.,- 2007.

.        Курило А.Е. Малое предпринимательство в Карелии: управление развитием.- Карельский научный центр Российской академии наук Институт экономики Петрозаводск,- 2010.

.        Лаптев В.А Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, товарищества.- Под ред. Лаптев В. А Изд "Волтерс-Клувер", 2008.

.        Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник.- Москва, Инфра-М, 2008г.

.        Левина Е.И. Механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах// Социально-экономические явления и процессы. -2009. -№ 2.

.        Лобанов Г.Х. О государственных программах поддержки и развития малого предпринимательства/Аналит. сб. - М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2009.

.        Старикова Т.В. Занятость населения и малый бизнес: проблемы оценки, инвестирования, управления Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика. Иваново, 2008.

Похожие работы на - Развитие малого предпринимательства в России и за рубежом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!