Механизм налогового стимулирования малого бизнеса в современной России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм налогового стимулирования малого бизнеса в современной России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

Специальность «Налоги и налогообложение»

Кафедра налогообложения и бухгалтерского учета

Дисциплина «Теория и история налогообложения»

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа

на тему:

«Механизм налогового стимулирования малого бизнеса в современной России»


Выполнила:

студентка 2 курса, группы №521

Михайлова В.Д.

Проверил преподаватель:

Токмачева Н.В.


РОСТОВ-НА-ДОНУ 2008-2009 уч. Год

Содержание

 

Введение

Глава 1. Значение и проблемы малого бизнеса в современной России

1.1 Понятие малого бизнеса

.2 Российский опыт в сравнении с зарубежным

.3 Проблемы малого бизнеса в России

Глава 2. Специальные налоговые режимы и проблемы их применения

Глава 3. Способы решения проблем, препятствующих деятельности владельцев малых предприятий. Перспективы развития малого бизнеса

Заключение

Список используемой литературы

стимулирование налоговый режим малое предприятие

Введение

На данный момент проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране являются очень актуальными. В первую очередь это связано с тем, что субъектами малого бизнеса обеспечивается более 70% сферы торговли и услуг, а значит, именно благодаря нему жители нашей страны могут осуществлять свои потребности.

Целью настоящей научной работы является рассмотрение сущности малого бизнеса и его проблем, а также изучение действующего механизма налогового стимулирования малого предпринимательства в России.

В рамках заданной цели поставлены следующие задачи:

   сравнить опыт стимулирования малого предпринимательства в России и за рубежом;

   раскрыть недостатки специальных налоговых режимов и обозначить пути их преодоления;

      показать перспективы развития малого бизнеса в нашей стране с учетом существующего налогового стимулирования.

При изучении данной темы были использованы статьи из журналов «Менеджмент в России и за рубежом», «Налоги и налогообложение», «Налоговый вестник», «Финансы», а также сайты государственной статистики по РО, УФНС по РО и др.

Данная научная работа состоит из трех глав, в которых раскрывается тема и решаются поставленные задачи.

Глава 1.Значение и проблемы малого бизнеса в современной России.

 

1.1 Понятие малого бизнеса


Бизнес- любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления необходимых товаров и услуг людям.

Малый бизнес- предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами и иными представительными органами критериях. На сегодняшний день количество малых предприятий на тысячу жителей России по сравнению с Германией меньше в 6 раз, с Великобританией- в 7,5 раз, с США- в 13 раз.

Крайне несовершенна отраслевая структура развития малого бизнеса в России. По данным МЭРТ, структура малого бизнеса выглядит следующим образом: торговля и сфера услуг- более 72% оборота всех малых предприятий; промышленность и строительство- только 13,6% и 7%, а в инновационной сфере- 1,2%.

Велика доля убыточных предприятий- свыше 35%.

Более половины из всех работающих малых предприятий сосредоточены всего в восьми субъектах РФ и около одной пятой из них- в Москве. По данным МЭРТ, потребность малых и средних предприятий в заемных средствах составляет 30-40 млрд. долл. США, а по разным оценкам потребность малого и среднего бизнеса в кредитовании удовлетворяется в настоящее время лишь на 40-50%.

 

1.2 Российский опыт в сравнении с зарубежным


В Германии, по сравнению с Россией, широко развита система льготных кредитов за счет бюджетов земель и беспроцентные ссуды для приобретения имущества. Для стимулирования создания рабочих мест и привлечения высококвалифицированных кадров предусмотрены доплаты к зарплате за счет государственных средств: бюджет первые пять лет финансирует 40% зарплаты квалифицированных кадров, на шестой год- 25%. Государство участвует в рисковом капитале предприятий, осваивающих новые технологии.

В Великобритании разработаны четыре программы помощи малому бизнесу. Особый интерес представляет программа «Предпринимательская инициатива». На реализацию этой программы выделено министерством торговли и промышленности более 70 млн.фунтов стерлингов.

Развитие малого бизнеса- один из важнейших путей решения социальных и экономических проблем на федеральном и региональном уровнях. В Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Федерации последних лет большое внимание обращалось на необходимость увеличения занятости населения в сфере малого и среднего бизнеса.

Поставлена задача к 2020г. довести уровень занятости активного населения предпринимательством до 60-70%. Вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт страны на сегодня составляет 12,5%, а доля работников, занятых в этой сфере экономики,-17,8%. Этого конечно явно недостаточно. Как известно, малые предприятия в основном ориентированы на розничную торговлю, сферу услуг, общественное питание. Доля же малых предприятий в обрабатывающих производствах, реализующих технические инновации, составляют всего 1,7%.2

1.3 Проблемы малого бизнеса в России


Существует ряд проблем в развитии малого бизнеса в нашей стране:

1  неоправданно высокое налогообложение;

2       бюрократизация государственного аппарата, тесно связанная со взяточничеством;

         нехватка квалифицированных кадров;

         недостаточное взаимодействие государства и малого предпринимательства;

Важно отметить, что государственная политика в области поддержки малого и среднего предпринимательства всегда понималась как важная часть государственной социально- экономической политики, в которой малое и среднее предпринимательство рассматривалось как основная экономическая база роста производства ВВП и формирование среднего класса в стране. Однако малый и средний бизнес только на словах является приоритетным направлением, а на деле находится на периферии экономической политики и общественного мнения.

В истории нашей страны за последние 18 лет малый бизнес сыграл значительную роль. Благодаря нему были решены две задачи: создание цивилизованной торговли и поддержание нормального уровня занятости населения.

На сегодняшний день малый бизнес развивается крайне медленно, и его вклад в ВВП не превышает 17% при наличии 1,1 млн. малых предприятий и 3,4 млн. индивидуальных предпринимателей, в то время как в большинстве ведущих стран малые и средние предприятия создают от 40 до 70% ВВП.3

Глава 2. Налоговые режимы и проблемы их применения

В условиях финансового кризиса проблема налогообложения малого бизнеса приобретает особую актуальность.        Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, курирующий в комитете налоговые вопросы, В.А. Новиков отметил, что проблемы малого бизнеса в настоящий момент находятся не столько в сфере налогового законодательства, сколько в отсутствии политической воли у органов местного самоуправления, что не позволяет им выстроить эффективную систему взаимоотношений между властью и малым бизнесом, в частности снять административные барьеры.

Еще одно очень серьезное препятствие - это колоссальное количество монополий, которые действуют на локальных рынках и бороться с которыми малым предпринимателям достаточно тяжело.

Вместе с тем в налоговой сфере существует ряд проблем, препятствующих развитию малого бизнеса.

1. В первую очередь это проблемы, возникающие при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Одна из них связана с тем, что базовая доходность, по сути, определяется методом проб и ошибок. По ряду видов деятельности она существенно завышается, что приводит к фактической неспособности индивидуальных предпринимателей уплачивать налоги.

2. Достаточно серьезные проблемы возникают и при применении упрощенной системы налогообложения. Так, если принят соответствующий закон на территории субъекта РФ, индивидуальные предприниматели могут перейти на уплату патента и налоги при этом поступают в основном в бюджеты субъектов РФ. Если же такого закона нет или индивидуальный предприниматель не захотел перейти на патент (что маловероятно, так как на практике стоимость патентов намного ниже рассчитанного ЕНВД), то при уплате им ЕНВД основная часть налога идет в местный бюджет. При этом данные режимы налогообложения являются практически идентичными с точки зрения особенностей налогообложения, при этом некоторые виды деятельности могут подпасть как под обложение ЕНВД, так и под применение патентной системы. Здесь возникает некий конфликт интересов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и, по-видимому, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.

3.Следующая группа проблем связана с применением единого сельскохозяйственного налога(ЕСХН). На уплату этого налога перешло достаточно малое количество с/х производителей. Причиной этому послужила необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налогооблагаемой базы и другие не решенные до сих пор проблемы.

4. Еще одной проблемой является то, что сейчас учитываются интересы в основном крупного бизнеса в силу различных причин: его представители имеют возможность напрямую общаться с руководителями государства, к ним прислушивается и Правительство РФ. Заботиться о крупном бизнесе надо, безусловно, но не следует забывать и о малом бизнесе. Необходимы изменения в законодательстве применительно к этой сфере.

Заместитель директора Департамента налоговой таможенно - тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин обратил внимание на то, что и единый налог, который уплачивается в рамках упрощенной системы, и ЕНВД относятся к специальным налоговым режимам. Это особый порядок исчисления и уплаты налога, который отличается от общеустановленного, и никак не льготный налоговый режим. Упрощенная система- налоговый режим, освобождающий предпринимателя от уплаты ряда налогов, но предусматривающий уплату нового единого налога, который не уплачивается при общем режиме налогообложения. ЕНВД, в свою очередь,- способ налогового администрирования, когда вменяется определенный размер дохода для тех видов деятельности, где затруднен налоговый контроль. Сравнивая эти две системы можно заметить, что их основное отличие заключается в добровольности перехода на упрощенную систему. Однако существует ряд ограничений при переходе на этот режим. С 2009г. действующие организации могут применять этот режим в случае, если размер дохода не превысил с учетом коэффициентов- дефляторов 26800 млн. руб. 4Имеются также ограничения по численности работников, по доле участия организаций, по стоимости основных средств. Для ЕНВД установлена обязательность применения. Но этот режим налогообложения касается только видов деятельности, которые могут осуществляться любой организацией независимо от численности работников, от доли участия других организаций и т.д. Логика законодателя заключается в том, чтобы в тех сферах, в которых затруднен налоговый контроль, установить базовую доходность и на ее основе вменить определенную сумму, которая исчисляется с учетом возможных поправочных коэффициентов.

Как отметил С.В. Разгулин, развитие законодательства в рамках ЕНВД проходит по пути ограничения сферы действия данного специального налогового режима. Так, с 2008 года не могли применять ЕНВД крупнейшие налогоплательщики. С 2009 года введены новые ограничения: доля участия других организаций- не более 25%, численность работников- не более ста человек. Отдельные виды деятельности прямо исключаются из возможности применения данного налогового режима, например услуги по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Особое исключение из применения этого режима составляют патентные системы.

Начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Н.И. Ларионова отметила, что обязательность использования контрольно- кассовой техники для плательщиков ЕНВД является одним из существенных барьеров, и прежде всего для тех плательщиков ЕНВД, которых три миллиона человек из семи.

Также были затронуты вопросы социальной защиты предпринимательства, социальной незащищенности тех, кто применяет специальные налоговые режимы. Так, индивидуальные предприниматели, которые уплачивают взносы в Пенсионный фонд РФ, лишены бесплатного медицинского и социального обслуживания. Да, они освобождены от уплаты ЕСН, но не существует никаких других механизмов, которые позволяли бы решить проблему их медицинского и социального страхования.

Заместитель директора Департамента финансов и бухгалтерского учета Минсельхоза России А.С. Хусаинова отметила, что ЕСХН- специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который на сегодняшний день имеет свои достоинства:

       переход на уплату ЕСХН осуществляется по желанию налогоплательщиков. В отличие от упрощенной системы налогообложения, для перехода на уплату ЕСХН ограничение по выручке законодательством не установлено;

низкая налоговая нагрузка в размере 6%;

       организации- плательщики ЕСХН освобождаются от обязанности по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций и ЕСН, а индивидуальные предприниматели- плательщики ЕСХН- от обязанности по уплате НДС, налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, ЕСН;

      упрощение налоговой отчетности и учета5.

С 1 января 2008 года плательщики ЕСХН получили право признавать в целях налогообложения расходами затраты не только на приобретение или сооружение основных средств, но также и на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение.

С 1 января 2009 года отменены ограничение, не позволяющее переходить на уплату ЕСХН организациям, имеющим филиалы или представительства, ограничение по переносу убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой другой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущий налоговый период производится в той же очередности, в которой они были получены. Упрощается представление налоговой декларации, расширен перечень расходов, на которые можно уменьшать налогооблагаемую базу.

Глава 3. Способы решения проблем, препятствующих деятельности владельцев малых предприятий. Перспективы развития малого бизнеса

По мнению А.С. Хусаиновой, для усиления социальной функции ЕСХН целесообразно разрешить налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходы на содержание объектов ЖКХ, социально- культурной сферы, а также на приобретение объектов внешнего благоустройства, объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства. Для усиления регулирующей функции этого налога целесообразно предусмотреть налоговые нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время поднимаются вопросы о справедливости и экономической обоснованности ЕНВД. При установлении базовой доходности этого налога должен быть проведен экономический анализ деятельности соответствующих категорий        налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, переведенных на уплату этого налога, с тем чтобы налоговая нагрузка для этого вида деятельности соотносилась бы с теми доходами, которые получает индивидуальный предприниматель.

Говоря о перспективах специальных налоговых режимов, С.В. Разгулин отметил, что исходя из логики развития законодательства, скорее всего, преимущественно будет развиваться патентная система. При наличии соответствующего закона субъекта РФ индивидуальный предприниматель, сравнив доходность, скорее всего, будет избирать именно этот режим налогообложения. Стоимость патента будет относительно низкой при достаточно широком перечне видов деятельности ,возможности привлечения наемных работников, приобретения патента на срок от одного месяца до одного года. Возможно, патентная система заменит в скором ЕНВД. 6

Перспективы упрощенной системы налогообложения будут зависеть от стратегии развития пенсионной реформы, поскольку планируется принять решения об отмене ЕСН и переходе на страховые принципы, где не будет освобождения от уплаты страховых взносов в зависимости от применяемого режима налогообложения. Соответственно нагрузка на фонд оплаты труда наемных работников возрастет. Предусматривается переходной период в виде компенсации из федерального бюджета затрат, которые несут индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.

В настоящее время существует реальное отставание налогового законодательства от практических проблем, связанных с деятельностью субъектов малого предпринимательства.

В этой связи ТПП России предлагает:

1. Дополнить статью 154 части второй НК РФ пунктом, устанавливающим, что налогоплательщики    НДС, при закупке любых товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства, применяющих УСНО и, соответственно, не начисляющих и не уплачивающих НДС, при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый НДС оборот определяют в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без учета НДС;

2.      Внести изменения в статьи 346.12 «Налогоплательщики» и 346.13 «Порядок и условия начала и прекращения УСНО» части второй НК РФ, увеличив предельную величину годового дохода налогоплательщика, применяющего УСН, с 20 млн. руб. до 60 млн. рублей;

3.      В настоящее время плательщики ЕНВД обязаны вести бухгалтерский учет аналогично налогоплательщикам, находящимся на общем режиме налогообложения, что ставит их в неравные условия с налогоплательщиками, применяющими УСН. В связи с этим предлагается внести дополнения в статью 346.26 части второй НК РФ и статью 4 ФЗ «О бухгалтерском учете», предусмотрев освобождение налогоплательщиков ЕНВД от обязанности ведения бухгалтерского учета, заменив ее обязанностью ведения книги учета доходов и расходов по аналогии с налогоплательщиками, применяющими УСНО;

4.      Необходимо в ближайшее время окончательно принять проект ФЗ № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 7

Законопроектом предлагается внести дополнение в ФЗ от 22 мая 2003 года №540-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривающее, что организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении расчетов по данным видам деятельности освобождаются от обязанности применения контрольно- кассовой техники.

В 2008 году состоялось очередное заседание «круглого стола» по теме «Совершенствование налогообложения малого и среднего предпринимательства в свете реализации социально- экономической стратегии развития РФ до 2020 года», на котором были выдвинуты предложения и прозвучали мнения о перспективах развития малого и среднего бизнеса в России.

Декан финансово- экономического факультета Дагестанского государственного университета, д. э. н., профессор Б.Х. Алиев отметил, что особенностью специальных налоговых режимов является то, что они могут гибко учитывать все особенности субъекта налогообложения и обеспечить развитие предпринимательской активности. Также специальный налоговый режим позволяет совместно с льготным налогообложением упростить порядок взимания налогов. Отрицательным последствием введения новых специальных налоговых режимов является нарушение основополагающих принципов налогообложения, которое приводит к предоставлению преимуществ одним хозяйствующим субъектам за счет других.

Доходы местных бюджетов напрямую привязаны к результатам деятельности малого бизнеса, уплачивающего налоги в бюджет по УСНО и ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также деятельности с/х предприятий, перешедших на уплату ЕСХН. Для стимулирования этой деятельности путем создания для нее благоприятных условий развития целесообразно зачислять в местные бюджеты не 60%, а 90% названных платежей.8

Декан факультета «Налогообложение и менеджмент», заведующий кафедрой «Налогообложение и бухгалтерский учет» Северо- Кавказской академии государственной службы, д. э. н., профессор А.И. Пономарев А.И. считает, что необходим новый подход к малому бизнесу в целом и к самозанятости в частности. Помимо традиционных форм малого бизнеса, необходимо его развитие в сфере интеллектуальной деятельности. Врачи, дизайнеры, брокеры и т.д. могут осуществлять свою деятельность при современных информационных средствах связи на дому, что дает возможность решить проблему с арендой помещений для малого бизнеса. Также необходимо обязать крупные корпорации создать сеть малых предприятий «сателлитов» для производства и обслуживания деятельности этих корпораций.

Поскольку малые предприятия открываются за счет «очищенных» от налогов средств и каждое второе в течении 3-5 лет обычно разоряется, то необходимо их первые три года вообще освободить от налогов, а в последующем освобождать от налогообложения прибыль, которая идет на инвестиции и (или) на капитальный ремонт.

Директор Областной налоговой консультации, к. э. н., советник н.с. III ранга О.В.Скворцов сравнил налоговую нагрузку типовой российской фирмы, занимающейся оптовой продажей, сдачей свободных площадей в аренду и оказывающей транспортные услуги, по общему режиму налогообложения и по УСН. Расчеты показали, что переход на упрощенную систему налогообложения почти в три раза снижает налоговую нагрузку организации. Причем 15% и 6% ставки УСНО по своей тяжести приблизительно равны. В большинстве случаев льгота по НДС, предоставленная в соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.346.16 НК РФ, делает переход на УСНО привлекательным для тех предпринимателей, которые по условиям деятельности реализуют свою продукцию в основном организациям, также перешедшим на УСНО, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю на ЕНВД.

Необходимо внести корректировку в НК РФ и разрешить пользоваться системой налогообложения в виде ЕНВД исключительно малым организациям с объемами реализации в год до 10 млн. руб., а также исключить из перечня разрешенных видов деятельности распространение рекламы и оказание услуг по временному размещению проживанию.9

Заключение

В данной работе были освещены проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране, раскрыта сущность специальных налоговых режимов, обозначены их недостатки и достоинства, а также роль в развитии малого бизнеса. Также были рассмотрены мнения государственных служащих, которыми были выдвинуты способы решения проблем, препятствующих деятельности владельцев малых предприятий и перспективы развития малого бизнеса в России.

В свете изученного материала можно сделать вывод, что малое предпринимательство является важным составляющим звеном в структуре рынка, и его развитие необходимо для более плодотворного функционирования экономики страны. Необходимо отметить, что существующая система налогообложения далека от совершенства, не говоря уже о механизме стимулирования. Однако ведется активная работа по созданию различного рода нововведений, которые будут способствовать повышению уровня государственной поддержи субъектам малого предпринимательства.

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс РФ.

. Предеха В.Н. О налоговом стимулировании малого бизнеса в городском округе// Финансы. 2009. №2.

. Тютюрюков Н.Н. Механизмы налогового стимулирования в региональном развитии// Налоги и налогообложение. 2008. №12.

. Предложения ТПП РФ по налоговому стимулированию инновационной деятельности//Налоги и налогообложение. 2008. №11.

. Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы//Налоговый вестник. 2009. №2.

. Круглый стол по теме «Совершенствование налогообложения малого и среднего предпринимательства в свете реализации социально-экономической стратегии развития РФ до 2010 года»//Налоги и налогообложение. 2009. №1.

. Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития//Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №5.

Похожие работы на - Механизм налогового стимулирования малого бизнеса в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!