Торгово-закупочная деятельность ООО 'Гастроном Курск'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,4 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Торгово-закупочная деятельность ООО 'Гастроном Курск'

Содержание

Введение <#"824953.files/image001.gif">

Рисунок 1.1 - Матрица «Маркон»

Таким образом, из 64 теоретически возможных ячеек остаются только 24 математически возможные ячейки подразделенные на однородные группы (не заштрихованы на рис. 1).

Ячейки, в которых группируются изделия с высоким общим запасом прибыли размещаются в верхней части таблицы. В ее нижней части размещаются ячейки, в которых группируются изделия с низким общим запасом прибыли. Изделия с высоким удельным весом группируются в ячейках левой части таблицы. Изделия с низким удельным весом - в правой части таблицы. При этом специалисты Маркон дали зонам названия, определив маржинальность продукта, как «энергию», а объемные показатели как «размер» (рис.1.2).

Рисунок 1.2 - Значение ячеек таблица «Маркон»

Таким образом, все изделия могут быть введены в таблицу «Маркон» для формирования выводов о развитии и совершенствовании продукции, производстве отдельных товаров. Преимуществом метода «Маркон» является то, что при маркетинговом анализе ассортимента все параметры, характеризующие внутреннюю ситуацию (оборот, количество, общий запас прибыли, цена и др.) используются одновременно. Основной недостаток метода - зависимость результатов анализа от точности переноса переменных затрат на конкретное изделие. Анализ различных методик формирования товарного ассортимента и их особенностей позволили выявить определенное сходство между ними. Все методики основаны, в целом, на исследование рыночного восприятия продукции и на оценке продукции с точки зрения экономической эффективности предприятия. Формирование и реализация ассортиментной политики особенно важны при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Для формирования ассортиментной политики необходима информация о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, эти данные требуются для определения условий безубыточной работы и управления совокупной прибылью для оптимизации налогообложения, а также прогнозирования возможных вложений собственных средств компании в развитие бизнеса. В основе формирования ассортиментной политики предприятия лежит тот факт, что каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на финансовое состояние предприятия.

Таким образом, в рамках ассортиментной политики можно предложить алгоритм формирования товарного ассортимента для торговых предприятий (рис 1.3).

Рисунок 1.3 - Алгоритм формирования товарного ассортимента

Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации в конкретной компании. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента.

ЭТАП: АВС анализ.

Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80». Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности.

С помощью этого анализа группы продукции разбиваются по степени влияния на общий результат. Причем принципом группировки может быть величина выручки, получаемая от конкретной группы продуктов, объем продаж или какие-либо другие параметры. Часто выручка более показательна в качестве критерия группировки. Группировка по объему продаж может быть адекватна в том случае, если анализируемые группы продукции однородны по составу и цене. Таким образом, изучая розничные продажи, мы выделяем группу «А» (позиции, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50% от общей суммы параметров), группу «B» (товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80 от общей суммы параметров) и группу «C» (оставшиеся товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80% до 100% от общей суммы параметров). Для оценки динамики изменения структуры продаж можно также сравнить результаты АВС анализа за текущий период и за предыдущий. После проведения АВС анализа по группам продукции, тот же анализ проводится внутри групп, но не всех, а выборочно, например, только входящих в группы «А» и «В» или выборочно. Очевидно, что необходимо жестко контролировать наличие в ассортименте товарных позиций класса «А». По отношению к товарным позициям класса «B» контроль может быть текущим, а по отношению к позициям класса «С» - периодическим. Таким образом, в ходе АВС-анализа формируется АВС-рейтинг товаров. К определению объектов и параметров анализа можно подойти творчески. Не бойтесь экспериментировать.

Сгруппировав товар по одному параметру, сопоставьте полученный результат с другими параметрами. Группа «С» может приносить Вам 20% дохода, составлять 50% товарного запаса и занимать 80% площади склада. Однако помните, непродуманное сокращение товаров группы «С» (20% дохода компании) приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат вашей деятельности для компании может снизиться на 50%.

ЭТАП: анализ по адаптированной матрице BCG.

Матрица бостонской консалтинговой группы является классическим универсальным инструментом для анализа ассортиментного портфеля организации. Часто бывает невозможно построить классическую матрицу BCG, по причине отсутствия необходимых данных и возникновения сложностей в определении доли рынка конкурентов и т.д. Адаптированная матрица строится на основании внутренней информации компании и позволяет сделать полноценный анализ и выводы.

Адаптированная матрица BCG строится по принципам:

Ось Х доля в объеме продаж компании (рассчитывается как отношение объема продаж продукта к объему продаж всей компании за соответствующий период);

Ось Y: темпы роста продаж продукта по отношению к предыдущему периоду (отношение объема продаж данного продукта за текущий период к объему продаж этого же продукта за предыдущий период). В случае если товар не присутствовал в ассортименте компании в прошлом году, рекомендуется темпы его роста принимать за 100%.

Точка раздела товаров по темпам роста можно определить как средний темп роста всех продуктов компании за оцениваемый период. Точка раздела товаров по величине доли в объеме продаж определяется путем экспертной оценки, после нанесения на матрицу всех товаров компании.

Размер точки, обозначающей товар, отражает вклад данного товара в прибыль компании либо, что оптимально, маржинальный доход на объем от продаж данного товара. По результатам построения матрицы BCG выделяются четыре группы товаров (в соответствии с попаданием конкретного товара в соответствующий квадрант): «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки», «собаки». Для каждой из этих групп существует приоритетная стратегия. Так, например, товары с низким темпом роста и большой долей рынка - «дойные коровы», в соответствии с названием, требуют мало инвестиций, а приносят много денег. Поэтому они становятся источником средств для развития фирмы. Оптимальная стратегия по отношению к ним - «сбор урожая», т.е. минимальные вложения при максимальной отдаче. «Звезды» имеют высокий темп роста и приносят много прибыли. Это лидеры рынка, но для поддержания их позиции на рынке требуются значительные инвестиции. Однако, «звезды», в виду их лидерства приносят значительную прибыль, которую можно инвестировать в поддержание их рыночной позиции. В стадии зрелости эти группы товаров превращаются в «дойных коров». «Собаки» или «хромые утки» имеют малую долю рынка и низкие темпы роста. Как правило, себестоимость их производства относительно высока, по сравнению с конкурентами. Если это не сопутствующие товары, которые нужны для поддержания ассортимента, то оптимальным решением будет их удаление из ассортимента или, как минимум, полное прекращение инвестиций в эти товары.

И, наконец, «дикие кошки» темпы роста имеют высокие, но доля рынка маленькая. Это самая неопределенная позиция.

Эти товары могут увеличить свою рыночную долю, так как рынок еще не сформировался окончательно, однако это требует значительных инвестиций. Если они оцениваются как перспективные товары, то имеет смысл вкладывать деньги в их развитие, для перевода их в категорию «звезд».

Если же компания не намерена финансировать средства в поддержку «диких кошек», то их рост постепенно замедлится, и они перейдут в категорию «собак».

Рисунок 1.4

Кроме того, по матрице BCG интересно отслеживать изменения положений товаров в динамике. Различные траектории движения продуктов в матрице позволяют оценить действенность текущей работы с ассортиментом и при необходимости выработать план действий по исправлению неблагоприятных тенденций. Поэтому данный вид анализа необходимо проводить регулярно, не реже 1 раза в квартал. Кроме того, такой вид анализа позволяет сбалансировать ассортимент организации, проанализировать потенциал существующего продуктового портфеля и выработать стратегии дальнейшей работы с ним. В идеале он должен содержать продукты, приносящие финансовую прибыль, и продукты, находящиеся на стадиях внедрения или роста, которые обеспечат долгосрочную прибыльность. Потребности второй категории финансируются за счет первой.

ЭТАП: анализ по методу Дибба-Симкина

Получаемая в результате данного анализа классификация товаров, позволяет определить основные направления развития отдельных товарных групп, выявить приоритетные позиции ассортимента, оценить эффективность структуры ассортимента и пути ее оптимизации. Для анализа используются данные о динамике продаж и себестоимости продукции (включающей только переменные затраты, без учета постоянных затрат). На основе соотношения объема продаж в стоимостном выражении и вклада в покрытие затрат товар относится к одной из 4-групп. Финансовый вклад в покрытие затрат (МДО) = выручка от реализации - переменные затраты.

Классификация групп:

Рисунок 1.5

А - наиболее ценная для предприятия группа; товары, входящие в эту группу могут служить эталонами при выборе нового товара для включения в ассортимент. Необходимо стремиться к увеличению числа товарных позиций в этой группе, так как увеличение продаж именно этих товаров оказывает наибольшее влияние на прибыль предприятия.

В1 - следует выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения цен, поиск более выгодных поставщиков для снижения себестоимости и т.д.), так как за счет высоких объемов продаж, даже незначительный рост доходности приведет к ощутимому росту прибыли предприятия в целом.

В2 - необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо-акций, реклама и т.д.). Благодаря высокой рентабельности продукции данной группы, темпы роста прибыли предприятия будут выше темпов роста продаж этих товаров.

С - наименее ценные для предприятия товары; необходимо рассмотреть возможности замены ряда товаров из этой группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров.

При анализе ассортимента необходимо также учитывать:

Учет времени присутствия товара на рынке, так как спрос у потребителей на товары-новинки и товары, утвердившиеся на рынке, различен. Поэтому нужно дать товару время (2 - 3 мес.) для узнаваемости его потребителем, чтобы иметь возможность принять эффективное решение, основываясь на участии товара в товарообороте и доходе.

Анализ представленности данной продукции у конкурентов. При более широком ассортименте у конкурентов, потребители могут отдать предпочтение им в будущем. Следовательно, важно отслеживать пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.

Существующие рыночные тенденции, например, растущая популярность приверженцев к здоровому образу жизни диктует производителям наличие специальных продуктов в ассортименте.

Проведя такую диагностику своего ассортимента, компания может определить перспективы развития ассортимента на ближайший период, найти средства повышения его прибыльности. В ыработать различные стратегии поддержания либо восстановления баланса своего продуктового портфеля

Доказано, что производственные затраты очень чувствительны к ассортименту. Например, сокращение наполовину ассортимента повышает производительность на 30%, сокращает издержки на 17% и существенно снижает точку безубыточности. Повторное сокращение ассортимента повышает производительность на 75%, сокращает издержки на 30% и снижает точку безубыточности более чем на 50%.

В большинстве случаев с увеличением ассортимента издержки увеличиваются - обычно на 20-35% на единицу продукции при удвоении ассортимента. Это теория проверенная на практике, однако, чрезмерное сокращение ассортимента кроме снижения производственных затрат может также привести к резкому снижению продаж, так как узкий ассортимент не будет удовлетворять потребителей. Необходимо так сбалансировать ассортимент, чтобы предприятие не несло лишних производственных затрат, а потребитель остался доволен предложенной ему продукцией. К такому оптимальному результату должна привести описанная выше методика анализа и управления ассортиментом.

Учет времени присутствия товара на рынке необходим, так как спрос у потребителей на товары-новинки и товары утвердившиеся на рынке различен. Поэтому нужно дать товару время (от 3 мес) для узнаваемости его потребителем, чтобы иметь возможность принять эффективное решение, основываясь на участии товара в товарообороте и доходе.

Анализ представленности данной продукции у конкурентов особенно важен в условиях современной конкурентной борьбы. При более широком ассортименте у конкурентов, потребители могут отдать предпочтение им в будущем. Следовательно, важно отслеживать пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.

Рассмотрение наличия товаров субститутов - это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как при их наличии в как в собственной ассортиментной матрице, так и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами (например, продающихся по более дорогой цене). Таким образом, возникает риск «залеживания» продукции при наличии товаров аналогов. При анализе способов использования товаров рассматривается возможность использования одним товаром ресурсов другого, то есть рассматривается потенциальная прибыльность альтернативного товара. Рассмотрение ассортимента с точки зрения присутствия в нем товаров разного диапазона цен становится важным при острой конкурентной борьбе. Становится важным удерживать потребителей всех классов, соответствуя их интересам и требованиям. Таким образом, в ассортименте должна присутствовать продукция разного диапазона цен, как «народных» товаров, товаров средней ценовой категории, так и престижных товаров. Известность, рекламируемость продукта учитывается в первую очередь при назначении цен на товар и включении его в ассортиментную матрицу.

Следует отметить, что для поддержания высокого уровня продаж необходимо проводить своевременный анализ эффективности работы отдела сбыта и проводимых мероприятий. Можно предложить следующий алгоритм анализа эффективной работы отдела сбыта (рис.1.6).

Рисунок 1.6 - Анализ эффективности работы отдела сбыта

Анализ эффективности работы отдела сбыта хозяйствующего субъекта состоит из пяти этапов:

Управление процессом анализа эффективности - это этап, на котором осуществляется прогнозирование продаж по всем группам товаров, направленное на избежание ситуации затоваривания, и производится учет факторов, влияющих на уровень спроса (сезонность, праздники и др.).

Сбор информации, необходимой для анализа - это этап, на котором собирается информация, полученная в ходе прогнозирования продаж (прогнозы), данные о продажах за предыдущий период времени и информация о мероприятиях, которые планируется провести с целью увеличения продаж.

Хранение собранной информации - это этап, выполняющий решающую роль в сохранении целостности системы, так как без своевременного обмена информацией между элементами системы не могут функционировать. Накопление информации приводит к усложнению процесса управления, усилению влияния прошлых решений и процессов на текущие. Для хранения информации могут использоваться папки, скоросшиватели, картотеки, базы данных. На данном этапе также выполняют документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры. Документ служит основным носителем информации в системе управления.

Сравнение плановых и фактических показателей эффективности - это этап, на котором необходимо:

выявить те сферы деятельности, где будет оправдан наиболее тщательный контроль;

установить стандарты деятельности;

создать систему сбора информации о деятельности;

сравнить результаты деятельности со стандартами;

принять меры по корректированию нежелательных отклонений.

Создание отчетов - это этап, позволяющий с помощью современных средств анализа получить информацию для принятия решений, выявляя закономерности для поиска важной, но не обязательно очевидной информации из больших наборов данных.

Все сферы управления между собой взаимосвязаны, так как управление является системным образованием.

Поэтому любые изменения в каком-либо элементе управления вызывают соответствующие изменения во всех других его составляющих.

Оптимальный товарный ассортимент является одной из основных составляющих маркетинга, которая прямо воздействует на сбытовую деятельность, что важно для достижения конкурентоспособности продукции.

Глава 2. Управление товарным ассортиментом ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК»

.1 Краткая характеристика гастронома «ГАСТРОНОМ КУРСК»

Магазин ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК», расположенный по адресу: г. Курск, ул. Ленина 99, осуществляет свою деятельность с ноября 2004 года. В этот период времени руководство ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» осуществило покупку и переоборудование этого магазина. Предприятие создано с целью комплексного обеспечения населения товарами. В соответствии с основной задачей стоящей перед магазином, осуществляются следующие виды деятельности:

осуществление научно-технической, производственной, финансовой деятельности;

осуществление в установленном порядке необходимых мероприятий по рекламе своих услуг; участие и организация выставок;

заключение хозяйственных и иных договоров в пределах своей компетенции;

торгово-закупочная деятельность;

оказание бытовых, посреднических, транспортных и иных услуг;

другие виды деятельности, предусмотренные в уставе предприятия.

Гастроном осуществляет виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию (розничная реализация алкогольной продукции) и санитарно-эпидемиологическому заключению (услуга розничной продовольственной торговли). В связи с этим были получены разрешительные документы, на право осуществления данных видов деятельности. Лицензия на право розничной реализации алкогольной продукцией (выдана лицензионным отделом Министерства торговли и бытовых услуг УО).

Деятельность предприятия осуществляется на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективные планы, а также годовые и текущие утверждаются руководством ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК».

Предприятие осуществляет самостоятельную финансовую деятельность в пределах, установленных действующим законодательством. Предприятие строит свои отношения с юридическими лицами, частными предпринимателями во всех сферах своей деятельности исключительно на основе договоров. В своей деятельности предприятие учитывает также и интересы потребителей, соблюдая требования к качеству товаров и ycлyг.

Предприятие свободно в выборе формы и предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Магазин реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, если иное не предусматривает законодательством РФ. Контроль и ревизия производственной и хозяйственной деятельности предприятия осуществляется налоговыми, природоохранными и другими органами, имеющими право контроля.

Структура управления на предприятии ООО " ГАСТРОНОМ КУРСК " механическая (дивизиональная).

Связи в структуре имеются как вертикальные, так и горизонтальные.

Механические структуры характеризуются следующими принципами:

централизованное принятие решений (то есть, право принять окончательное решение принадлежит одному человеку - директору).

четкое разделение труда - что приводит к повышению квалификации специалистов в каждой области.

иерархичность уровней управления (то есть, каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему)

принцип единогласия.

осуществление приема на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Преимущества: возможность высшего руководства концентрировать внимание на стратегических задачах путем передачи полномочий по оперативной деятельности на уровень отделений; концентрация усилий на конечном результате, уменьшение количества централизованных служб, что благоприятствует улучшению функционального обслуживания в целом; интеграция персонала автономного отделения в связи с его ориентацией на конечный результат.

Рисунок 2.1 - Организационная структура гастронома «ГАСТРОНОМ КУРСК»

Недостатки: представление сравнительно широких полномочий «дивизионам» и их руководителям обострило проблему - сочетание самостоятельности «дивизионов» и их ответственности за общие для всей организации конечные результаты.

Высший уровень управления - институционный уровень, средний - управленческий уровень, нижний - технический уровень управления.

На генеральном директоре ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» лежит решение огромного число задач. Например, принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельные расходы на административные и хозяйственные нужды.

Руководитель высшего звена вправе также решать, какая система расчетов с клиентами наиболее предпочтительна, какие кредитные, дисконтные и бонусные карточки будут приниматься в предприятии.

Руководитель отдела снабжения, товаровед как руководители среднего звена определяют принципиальные вопросы закупочной политики, в частности ориентацию на определенных поставщиков. Они по согласованию с генеральным директором ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» вправе определить круг поставщиков, деловые отношения с которыми магазин будет поддерживать в первую очередь. Управленцы среднего звена обеспечивают реализацию политики предприятия, разработанной высшим руководством, и несут ответственность за доведение приказов, указаний, инструкций, детальных заданий до подразделений, а также за их своевременное выполнение.

Низший уровень управления представлен руководителями, находящимися непосредственно над работниками - администратор зала.

Администратор зала руководит и организует работу заведующих секций, менеджеров торгового зала, уборщиков зала. Контролирует персонал в соблюдении правил обслуживания посетителей, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения фирменной одежды. Обеспечивает подготовку зала к открытию магазина и обеспечивает четкую связь складов и торгового зала.

На фоне высокой привлекательности отрасли (30% роста в год) конкурентная позиция компании оценивается как средняя. В этом случае компания имеет стабильно высокую прибыль, и стратегически верным решением будет инвестировать в усиление конкурентной позиции компании в этой отрасли (факторы усиления выявляются ниже).

Таблица 2.1 - SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Отработанные технологии торговли; Возможность привлекать «дешевые и длинные» деньги; Наличие 4х торговых помещений, 2 из которых в центре города и 2 в спальных районах; Сильный бренд и лояльность клиентов

Не достаточно привлекательный дизайн и интерьер магазинов; Недозагруженность технологического оборудования и пропускной способности; Низкий уровень лояльности персонала («полевые» данные); Не эффективные PR & promotion

Возможности

Угрозы

Пока не очень высокий уровень конкуренции; Бурное развитие строительства торговых площадей в городе; Рост реальных доходов населения и наличие платежеспособного спроса; Психологическая лояльность населения к «новым» форматам торговли (самообслуживание, гипермаркет)

Увеличивающийся уровень конкуренции со стороны национальных и зарубежных операторов; Возможна не достаточная лояльность органов власти; Слабые позиции в борьбе за персонал в сравнении с зарубежными компаниями


Критические угрозы:

Усиливающаяся конкуренция со стороны глобальных операторов розничной торговли на фоне не активного внешнего маркетинга компании.

Компенсация за счет активного инвестирования в маркетинг.

Усиливающаяся конкуренция на рынке квалифицированного торгового персонала на фоне низкого уровня его лояльности.

Компенсация за счет разработки и внедрения корпоративной программы и комплекса мер для повышения лояльности персонала.

Стратегические преимущества:

Наличие четырех магазинов в различных частях города и возможность расширения сети за счет дешевого финансирования. Для приходящих операторов это не актуально.

Действия: активное освоение новых районов города.

Таблица 2.2 - Аналитическая схема М. Портера

Угрозы со стороны поставщиков Появление крупных операторов может ослабить лояльность поставщиков и спровоцировать ужесточение условий; Низкий уровень угрозы

Угрозы появления новых участников рынка Появление «Седьмого континента» и «Патерсона»; Высокий уровень угрозы

Угрозы о стороны потребителей. Возрастающие требования к качеству обслуживания; Снижение лояльности клиентов Средний уровень угрозы


Угрозы со стороны имеющихся конкурентов; Развитие сетей «Абрикос» и «Копеечка»; Появление продуктовых очередей в ТРЦ «Фуд-Сити» и суп-т «Русский» Уровень угрозы ниже среднего.



Угрозы появления субститутов (товаров-заменителей) Возможно бурное развитие других форматов торговли (магазины шаговой доступности ) Уровень угрозы ниже среднего



Стратегический анализ на основе схемы М.Портера выявляет еще одну серьезную угрозу: потеря лояльности клиентов, компенсация которой возможна за счет разработки и внедрения современных программ лояльности.

Таким образом, проведя анализ макро- и микросреды, в которой функционирует компания можно сформировать основные принципы успешной стратегии компании в Томске на ближайший год:

Компания должна активно инвестировать в развитие и усиление конкурентной позиции на рынке, используя внутренние резервы и возможности корпорации.

Ключевыми областями инвестирования являются:

эффективные маркетинговые программы (брендинг, реклама, программы лояльности),

развитие и повышение лояльности персонала компании (эффективные схемы мотивации, внутрифирменное обучение, и развитие корпоративной культуры)

открытие новых магазинов во всех районах города

В целях формирования благоприятного имиджа компании и более выгодного ее позиционирования в районах присутствия конкурентов следует подчеркивать корпоративный стиль в оформлении и интерьере магазинов

В условиях растущих требований к качеству обслуживания необходимо обратить особое внимание на уровень профессионализма торгового персонала.

Исследования предпочтений клиентов универсамов г. Курска в отношении необходимого набора сервисов в магазине выявили значительный интерес к следующим дополнительным услугам в магазине:

хранение вещей

туалет

парковка

консультации

Необходимо, так же обратить внимание на качество предоставления этих видов услуг.

Планирование ассортимента ведется посредством категорийного менеджмента, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица и заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Основная цель, которая ставится при управлении ассортиментом - это достижение плановых показателей маржинального дохода.

По каждой товарной категории выделяется набор присущих ей потребительских свойств, из них определяются ключевые. При формировании ассортиментных групп в каждом магазине (как существующем, так и вновь открывающемся) категорийный менеджер использует результаты маркетинговых исследований (анализ потребительской корзины, мониторинг цен и предложений конкурентов и др.), так и сведения о продаже и оборачиваемости товаров в данной торговой точке. Ассортиментная группа состоит из конкретных номенклатурных позиций, которые должны быть всегда представлены на полочном пространстве, и количества товара, необходимого для бесперебойной работы между поставками партий продукции.

При пополнении запасов в случае отсутствия необходимых изделий на складах поставки товар, исходя из значений потребительских свойств, подбирается по принципу NBL, то есть с максимально похожим набором потребительских свойств и наиболее близкий по цене.

На основе ассортиментных групп всех магазинов, остатков товара как на складах магазина, так и на основных (распределительных) складах поставки, категорийный менеджер выстраивает отношения с поставщиком (что именно и в какие сроки необходимо закупить).

Вводя новые товары и варьируя приоритеты потребительских характеристик, а также изменяя фиксированный ассортимент, категорийный менеджер оптимизирует ассортимент магазинов с учетом специфики их расположения и сезонных колебаний спроса. При этом планирование продаж и закупок осуществляется таким образом, чтобы оборачиваемость товарного запаса в целом по ассортименту составляла не более 45 дней, по «стратегическому» товару - не более 90 дней (под «стратегическим» понимается товар повышенного спроса, по которому не должно быть нулевых запасов).

2.2 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Пушкинский за 2012-2014 гг.

Приведенная ниже информация по финансовому состоянию ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» основана на финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Российскими стандартами финансовой отчетности. Единицей измерения являются тысячи рублей.

Балансовая стоимость имущества ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» за период с 20.11.2012г. по 20.11.2014г. увеличилась в 1,84 раза, достигнув значения 226,5 млн. руб.

Структура активов компании обусловлена ее отраслевой принадлежностью. Как следствие, основными статьями баланса ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» являются «Готовая продукция и товары для перепродажи», а также «Товары отгруженные» (суммарная доля в валюте баланса -65%).

Удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности составляет 32%. Вся дебиторская задолженность общества является текущей, просроченная и нереальная к взысканию задолженность отсутствует. Основными дебиторами по состоянию на 20.11.2012г. являются предприятия Группы:

ООО «Посуда-Центр» - 34 133 тыс. руб. (47,7%);

ООО «Посуда-Центр Регион» - 31 483 тыс. руб. (44%);

Суммарная доля других видов оборотных активов не превышает 3%.

Доля внеоборотных активов в составе имущества Общества составляет 0,01%. Низкое значение доли внеоборотных активов обусловлено тем, что балансодержателем основных средств предприятия (грузовой автотранспорт, торговые стеллажи, оборудование, электропогрузчики и т.п.) является ООО «КрасФур», с которым заключаются договоры аренды.

Таким образом, ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» имеет «легкую» структуру имущества, что отражает мобильность его активов.

Рисунок 2.4 - Структура актива баланса ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» на 20.11.2014

Благодаря положительным результатам деятельности компании в предыдущие периоды, произошло существенное накопление нераспределенной прибыли, в результате чего абсолютная величина собственного капитала по состоянию на 20.11.2014г. достигла 44359 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 20.11.2002г. в 10,9 раз.

Доля кредиторской задолженности в структуре пассивов ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» по состоянию на 20.11.2014 г. составляет 80,33%. За счет краткосрочных кредитов и займов сформировано 31,1% активов компании.

Рисунок 2.5 - Структура пассива баланса ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» на 20.11.2014

В структуре баланса ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» наблюдаются существенные положительные изменения, улучшающие финансовое положение и платежеспособность компании.

ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» имеет безупречную кредитную историю. Среди кредиторов предприятия такие крупные федеральные банки, как ОАО «Альфа Банк» и ОАО «Банк Москвы». Компанией не было допущено ни одного случая просрочек платежа по кредитным договорам.

Таблица 2.3 - Финансовые результаты деятельности ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК»

Показатель

2012г.

2013г.

2014г.

Выручка (sales)

387 944

634 270

842 423

Себестоимость реализации

283 806

427 390

609 374

Включая амортизацию

3

4

3

Валовая прибыль (Gross profit)

104 141

206 884

233 052

Коммерческие и управленческие расходы

94 619

189 799

180 246

Прочие операционные расходы

4 174

2 081

5 506

Прочие операционные доходы

-

892

667

Прибыль от реализации (Маржа 2)

5 348

15 896

47 967

Прочие внереализационные расходы

1 105

-

-

Прочие внереализационные доходы

656

-

-

Амортизация

3

4

3

Проценты к получению

-

-

-

Проценты к уплате

-

4 186

4 435

Прибыль до налогообложения

4 896

11 706

43 529

Налог на прибыль

1 536

3 294

11 436

Чистая прибыль

3 360

8 412

32 093

Рентабельность продаж

1,38

2,51

5,69

Рентабельность деятельности

0,87

1,33

3,81


На протяжении 2012-2014 г.г. 000 «ГАСТРОНОМ КУРСК» демонстрирует регулярный рост выручки от реализации. В частности, за 2014 год выручка составила 842423 тыс. руб., что превышает уровень реализации за предыдущие периоды.

Деятельность предприятия имеет ярко выраженный сезонный характер - пик продаж приходится на четвертый квартал

Показатели финансовых результатов, рассчитанные в соответствии с международными стандартами учета, также демонстрируют рост рентабельности деятельности ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК».

Таблица 2.4 - Динамика показателей финансовой устойчивости ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» за 2012 - 2014 гг.

Показатель

20.11.2012

20.11.2013

20.11.2014

Коэффициент автономии

0,03

0,05

0,20

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (финансового риска)

29,27

17,39

4,08

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,03

0,05

0,20

Коэффициент финансирования

0,03

0,06

0,24

Коэффициент финансовой устойчивости

0,03

0,05

0,20

Коэффициент концентрации привлеченного капитала

0,97

0,95

0,80

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

0,04

0,09

0,32

Коэффициент маневренности

0,997

0,999

1,000

Индекс постоянного актива

0,003

0,001

0,0004


Динамика показателей за указанный период демонстрирует возрастание финансовой устойчивости предприятия. В частности, на последнюю отчетную дату по сравнению с началом анализируемого периода существенно возрос коэффициент автономии, характеризующий долю активов, сформированных за счет собственного капитала, коэффициент маневренности, обеспеченности собственными оборотными средствами. Рост коэффициента автономии свидетельствует об увеличении финансовой независимости компании, снижении риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция с точки зрения кредиторов повышает гарантированность ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» своих обязательств.

Кроме того, снизились значения коэффициентов финансового риска, индекс постоянного актива, что также положительно характеризует динамику зависимости от заемного капитала.

Причиной фактического совпадения значений коэффициентов обеспеченности собственными оборотными средствами и автономии является низкая доля основных средств в валюте баланса ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» (0,01%).

В целом снижение доли заемных средств в валюте баланса ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» свидетельствует о тенденции укрепления финансовой устойчивости компании, что делает ее более привлекательной для деловых партнеров. Достигнутый уровень собственного капитала позволяет говорить о существенном запасе финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, высокая рентабельность производства компании во втором полугодии 2013 года позволяет рассчитывать на дальнейшее увеличение уровня финансовой устойчивости ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» в результате накопления нераспределенной прибыли.

Динамика показателей оборачиваемости носит разнонаправленный характер:

Таблица 2.5 - Динамика показатели деловой активности ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» за 2012-2014 гг.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

средний срок оборота всех активов, дн.

56,92

99,87

97,39

средний срок оборота оборотных активов, дн.

56,91

99,86

97,39

средний срок оборота запасов, дн.

43,03

64,46

58,38

средний срок оборота дебиторской задолженности, дн.

10,06

27,67

33,83

средний срок оборота денежных средств и КФВ, дн.

0,02

0,09

0,24

средний срок оборота готовой продукции и товаров, дн.

33,25

47,41

35,76

средний срок оборота кредиторской задолженности, дн.

53,66

99,54

72,10

средний срок оборота краткосрочных кредитов и займов, дн.

15,78

28,11

33,06


По сравнению с 2013 годом, несмотря на существенное возрастание имущественного потенциала ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК», замедления оборачиваемости отдельных видов активов и пассивов не произошло. Более того, по многим показателям наблюдается сокращение периода оборота, что свидетельствует об эффективном использовании капитала.

Таблица 2.6 - Анализ состава и структуры продаж ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» за 2012-2014 гг.

Класс

Товарная группа

2012 год

2013 год

2014 год

Абсол. Откл-ния

Темп роста

Продукты - 70 % ассортимента

Вино-водочные изделия

17651,45

28859,29

45406,60

27755,15

257,24


Слабоалкогольные напитки

22539,55

36851,09

54252,04

31712,49

240,70


Безалкогольные напитки

13578,04

22199,45

20639,36

7061,32

152,01

27970,76

45730,87

70763,53

42792,77

252,99


Сыры

6517,46

10655,74

11793,92

5276,46

180,96


Мясная гастрономия

32315,74

52834,69

76660,49

44344,76

237,22


Мясопродукты

23082,67

37739,07

35381,77

12299,10

153,28


Рыба

18466,13

30191,25

37740,55

19274,42

204,38


Хлебобулочные изделия

7060,58

11543,71

18870,28

11809,69

267,26


Кондитерские изделия

18194,57

29747,26

36561,16

18366,58

200,95


Замороженные продукты

8418,38

13763,66

20639,36

12220,98

245,17


Овощи-фрукты

19823,94

32411,20

28305,41

8481,47

142,78


Бакалея

13306,48

21755,46

31843,59

18537,11

239,31


Консервы

14121,16

23087,43

34202,37

20081,21

242,21


Чай, кофе

6245,90

10211,75

14742,40

8496,50

236,03


Соусы, специи

814,68

1331,97

4127,87

3313,19

506,68


Салаты

5702,78

9323,77

5896,96

194,18

103,41


Растительное масло

7060,58

11543,71

12973,31

5912,73

183,74


Чипсы, снеки

4344,97

7103,82

14742,40

10397,43

339,30


Детское питание и детские товары

2987,17

4883,88

7666,05

4678,88

256,63


Товары для животных

1357,80

2219,95

6486,66

5128,85

477,73

Итого


271560,80

443989,00

589696,10

318135,30

217,15

Непродовольственные товары - 30 % ассортимента

Табак

12802,15

20930,91

103618,03

58228,58

228,29


Бытовая химия

45389,45

74209,59

80872,61

43629,98

217,15


Средства ухода за собой

37242,62

60889,92

41699,94

20750,96

199,05


Сопутствующие товары

20948,98

34250,58

103618,03

58228,58

228,29

Итого


116383,2

190281

252726,9

136343,70

217,15

Всего


387944

634270

842423

454479,00

217,15


По расчетам, проведенным в таблице видно, что в динамике наблюдается увеличение товарооборота предприятия на 454479 тыс. руб. или на 117,15% в относительном выражении. Увеличение товарооборота происходит как по продовольственным, так и по непродовольственным товарам.

Увеличение товарооборота в продовольственной группе товаров происходило неравномерно. Так наибольшее увеличение произошло по товарным группам «Соусы и специи» и «Товары для животных» 406,68% и 377,73% соответственно.

Наименьшими темпами произошло увеличение по товарной группе «Салаты» и составило 3,41%. По остальным товарным группам увеличение товарооборота составило от 1,5 до 2,5 раз.

Таблица 2.7 - Анализ состава и структуры товарных запасов ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» за 2012-2014 гг.

Класс

Товарная группа

2012 год

2013 год

2014 год

Абсол. Отклон.

Темп роста

Продукты - 70 % ассортимента

Винно-водочные изделия

4818,50

7246,97

7608,85

2790,35

157,91


Слабоалкогольные напитки

7034,30

10579,52

9091,09

2056,79

129,24


Безалкогольные напитки

2532,35

3808,63

3458,57

926,22

136,58


Молочная продукция

7737,73

11637,47

11857,94

4120,21

153,25


Сыры

1266,17

1904,31

1976,32

710,15

156,09


Мясная гастрономия

7456,36

11214,29

12846,11

5389,75

172,28


Мясопродукты

5064,70

7617,25

5928,97

864,28

117,06


Рыба

4783,32

7194,07

6324,24

1540,91

132,21


Хлебобулочные изделия

2004,78

3015,16

3162,12

1157,34

157,73


Кондитерские изделия

3939,21

5924,53

6126,60

2187,40

155,53


Замороженные продукты

2954,41

4443,40

3458,57

504,16

117,06


Овощи-фрукты

3517,15

5289,76

4743,18

1226,03

134,86


Бакалея

4642,64

6982,48

5336,07

693,44

114,94


Консервы

4220,58

6347,71

5731,34

1510,76

135,80


Чай, кофе

2110,29

3173,86

2470,41

360,12

117,06


Соусы, специи

351,72

528,98

691,71

340,00

196,67


Салаты

1055,15

1586,93

988,16

-66,98

93,65


Растительное масло

1758,58

2644,88

2173,96

415,38

123,62


Чипсы, снеки

1547,55

2327,49

2470,41

922,86

159,63


Детское питание и детские товары

1055,15

1586,93

1284,61

229,47

121,75


Товары для животных

492,4

740,57

1086,98

594,58

220,75

Итого


70343

105795,2

98816,2

28473,2

140,48

Непродовольственные товары - 30 % ассортимента

Табак

2863,97

4307,38

4446,73

1582,76

155,26


Бытовая химия

12058,80

18136,32

17363,42

5304,62

143,99


Средства ухода за собой

10099,25

15189,17

13551,94

3452,69

134,19


Сопутствующие товары

5124,99

7707,94

6987,72

1862,73

136,35

Итого


30147

45340,8

42349,8

12202,8

140,48

Всего


100490

151136

141166

40676

140,48


Стоимость товарных запасов в динамике увеличилась на 40,48% или на 40676 тыс. руб. Положительно можно оценить тот факт, что увеличение товарных запасов происходит меньшими темпами по сравнению с товарооборотом. Динамика изменений товарных групп товарных запасов идентична изменений товарооборота. По группе «Салаты» произошло уменьшение стоимости товарных запасов, что является оправданным, т.к. данная товарная группа относится к скоропортящимся и в динамике по ней наблюдается небольшое увеличение объема продаж.

Обеспеченность товарными ресурсами устанавливают по средствам отношения в сопоставимых величинах товарных ресурсов к общему объёму товарооборота. Получается коэффициент обеспеченности, который показывает, сколько приходится товарных запасов на 1 рубль товарооборота.

Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами характеризуется также размером товарных запасов в днях оборотах. Этот показатель показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов. Кроме того, он характеризует эффективность использования товарных запасов.

Таблица 2.8 - Анализ обеспеченности товарными запасами ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» за 2012-2014 гг.

Товарная группа

Товарообеспеченность

Абсолютные изменения


Рубли

дни



2012 год

2013 год

2014 год

2012 год

2013 год

2014 год

рубли

Дни

Продовольственные товары

Винно-водочные изделия

0,25

0,20

98,27

90,40

71,46

-0,07

-26,81

Слабоалкогольные напитки

0,31

0,29

0,19

112,35

103,35

66,87

-0,13

-45,48

Безалкогольные напитки

0,19

0,17

0,12

67,14

61,76

42,23

-0,07

-24,91

Молочная продукция

0,28

0,25

0,20

99,59

91,61

70,28

-0,08

-29,31

Сыры

0,19

0,18

0,14

69,94

64,34

50,27

-0,05

-19,67

Мясная гастрономия

0,23

0,21

0,18

83,06

76,41

65,90

-0,05

-17,16

Мясопродукты

0,22

0,20

0,12

78,99

72,66

42,58

-0,10

-36,41

Рыба

0,26

0,24

0,16

93,25

85,78

56,78

-0,10

-36,47

Хлебобулочные изделия

0,28

0,26

0,21

102,22

94,03

74,25

-0,08

-27,97

Кондитерские изделия

0,22

0,20

0,16

77,94

71,70

55,82

-0,06

-22,12

Замороженные продукты

0,35

0,32

0,19

126,34

116,22

68,11

-0,16

-58,23

Овощи-фрукты

0,18

0,16

0,11

63,87

58,75

39,67

-0,07

-24,20

Бакалея

0,35

0,32

0,18

125,60

115,54

66,48

-0,16

-59,12

Консервы

0,30

0,27

0,19

107,60

98,98

67,29

-0,11

-40,31

Чай, кофе

0,34

0,31

0,18

121,63

111,89

65,57

-0,16

-56,06

Соусы, специи

0,43

0,40

0,39

155,42

142,97

140,76

-0,04

-14,66

Салаты

0,19

0,17

0,08

66,61

61,27

28,73

-0,11

-37,88

Растительное масло

0,25

0,23

0,14

89,67

82,48

51,04

-0,11

-38,62

Чипсы, снеки

0,36

0,33

0,26

128,22

117,95

94,26

-0,09

-33,96

Детское питание и детские товары

0,35

0,32

0,20

127,16

116,98

71,29

-0,15

-55,87

Товары для животных

0,36

0,33

0,37

130,55

120,09

132,72

0,01

2,16

Непродовольственные товары

Табак

0,22

0,21

0,16

80,54

74,08

57,58

-0,06

-22,95

Бытовая химия

0,27

0,24

0,18

95,64

87,98

63,42

-0,09

-32,22

Средства ухода за собой

0,27

0,25

0,17

97,62

89,80

60,33

-0,10

-37,30

Сопутствующие товары

0,24

0,23

0,15

88,07

81,02

55,30

-0,09

-32,77


В динамике наблюдается уменьшение товаробеспеченности по всем группам товаров, за исключением группы «Товары для животных» увеличение товарообеспеченности, по которой составило 0,01 руб. на один рубль товарооборота или 2,16 дня. Наибольшее уменьшение товарообеспеченности произошло по продуктовой группе, а именно по:

замороженным продуктам - 0,16 руб. на один рубль товарооборота или 58,23 дня;

бакалеи - 0,16 руб. на один рубль товарооборота или 59,12 дня;

чай, кофе - 0,16 руб. на один рубль товарооборота или 56,06 дня;

детское питание и детские товары - 0,15 руб. на один рубль товарооборота или 55,87 дня.

По группе непродовольственных товаров также произошло уменьшение товарообеспеченности по всем категориям товаров.

Учитывая тот факт, что в динамике наблюдается увеличение товарооборота по всем категориям товаров уменьшение вложения денежных средств в товарные запасы может привести к дефициту товаров, а как следствие к снижению результатов хозяйственной деятельности.

Таблица 2.9 - Расчет влияния факторов на товарооборачиваемость ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» за 2012-2014 гг.

Товарная группа

товарооборот тыс. руб.

средние товарные запасы, тыс. руб.

Товарооборачиваемость, дни

структура товар-та 2014 г

Скоррек. Товар-т

Скоррек. Товар-ть

отклонение товарооборачиваемости от предшествующей, дней


2012

2014

2012

2014

2012

Скоррек. (гр.4* 360/гр.3)

2014




всего (гр.8-гр.6)

в том числе за счет













структуры товарооборота

объема товарооборота (гр.7-гр.6)

средних запасов(гр.8-гр.7)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Виноводочные изделия

17651,45

38330,25

4818,49

7608,84

98,27

45,26

71,46

6,50%

638,77


-26,81


-53,02

26,21

Слабоалкогольные напитки

22539,55

48944,78

7034,3

9091,09

112,35

51,74

66,87

8,30%

932,52


-45,48


-60,61

15,13

Безалкогольные напитки

13578,04

29484,81

2532,34

3458,56

67,14

30,92

42,23

5,00%

335,71


-24,91


-36,22

11,31

Молочная продукция

27970,76

60738,70

7737,73

11857,94

99,59

45,86

70,28

10,30%

1025,77


-29,31


-53,73

24,42

Сыры

6517,46

14152,71

1266,17

1976,324

69,94

32,21

50,27

2,40%

167,85


-19,67


-37,73

18,06

Мясная гастрономия

32315,74

70173,84

7456,35

12846,11

83,06

38,25

65,90

11,90%

988,47


-17,16


-44,81

27,65

Мясопродукты

23082,67

50124,17

5064,69

5928,97

36,38

42,58

8,50%

671,41


-36,41


-42,61

16,21

Рыба

18466,13

40099,33

4783,32

6324,23

93,25

42,94

56,78

6,80%

634,11


-36,47


-50,31

13,83

Хлебобулочные изделия

7060,58

15332,10

2004,77

3162,11

102,22

47,07

74,25

2,60%

265,77


-27,97


-55,15

27,17

Кондитерские изделия

18194,57

39509,64

3939,20

6126,60

77,94

35,89

55,82

6,70%

522,21


-22,12


-42,05

19,93

Замороженные продукты

8418,38

18280,58

2954,40

3458,56

126,34

58,18

68,11

3,10%

391,66


-58,23


-68,16

9,93

Овощи-фрукты

19823,94

43047,82

3517,15

4743,17

63,87

29,41

39,67

7,30%

466,26


-24,20


-34,46

10,25

Бакалея

13306,48

28895,11

4642,63

5336,07

125,60

57,84

66,48

4,90%

615,46


-59,12


-67,76

8,64

Консервы

14121,16

30664,20

4220,58

5731,34

107,60

49,55

67,29

5,20%

559,51


-40,31


-58,05

17,74

Чай, кофе

6245,90

13563,01

2110,29

2470,40

121,63

56,01

65,57

2,0%

279,75


-56,06


-65,62

9,56

Соусы, специи

814,68

1769,09

351,71

691,71

155,42

71,57

140,76

0,30%

46,63


-14,66


-83,85

69,19

Салаты

5702,78

12383,62

1055,14

988,16

66,61

30,67

28,73

2,10%

139,88


-37,88


-35,93

-1,95

Растительное масло

7060,58

15332,10

1758,57

2173,95

89,67

41,29

51,04

2,60%

233,13


-38,62


-48,37

9,75

Чипсы, снеки

4344,97

9435,14

1547,54

2470,40

128,22

59,05

94,26

1,60%

205,15


-33,96


-69,17

35,21

Детское питание и детские товары

2987,17

6486,66

1055,14

1284,61

127,16

58,56

71,29

1,10%

139,88


-55,87


-68,60

12,74

Товары для животных

1357,80

2948,48

492,40

1086,97

130,55

60,12

132,72

0,50%

65,28


2,16


-70,43

72,60

Табак

12802,15

27799,96

2863,96

4446,72

80,54

37,09

57,58

11,00%

885,89


-22,95


-43,45

20,50

Бытовая химия

45389,45

98563,49

12058,8

17363,42

95,64

44,04

63,42

39,00%

3730,06


-32,22


-51,60

19,37

Средства ухода за собой

37242,62

80872,61

10099,25

13551,94

97,62

44,96

60,33

32,00%

3123,93


-37,30


-52,67

15,37

Сопутствующие товары

20948,98

45490,84

5124,99

6987,71

88,07

40,56

55,30

18,00%

1585,28


-32,77


-47,51

14,74

Всего

387944

842423

100490

141166

93,25

42,94

60,33


18650,32

186,50

-32,93

93,25

-50,31

17,38

Факторный анализ товарооборачиваемости проведенный в таблице 2.9. показал, что влияние товарооборота имело отрицательное значение по всем видам товаров. Товарные запасы имели напротив положительное влияние на товарооборачиваемость практически по всем товарным группам. Общее уменьшение товарооборачиваемости составило 32,93 дня, в том числе изменение объема товарооборота оказало отрицательное влияние в размере 50,31 дней, увеличение товарных запасов сказалось на росте товарооборачиваемости в размере 17,38 дней.

2.3 Ассортиментная политика предприятия

Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании и составляют 90,69% или 68% ассортимента. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

Таблица 2.10 - Расчет АВС - анализа

Наименование

Общий товарооборот, за 2014 год тыс. руб.

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

ИТОГО

842423

100%



Бытовая химия

103618,03

12,30%

12,30%

A

Средства ухода за собой

80872,61

9,60%

21,90%

A

Мясная гастрономия

76660,49

9,10%

31,00%

A

Молочная продукция

70763,53

8,40%

39,40%

A

Слабоалкогольные напитки

54252,04

6,44%

45,84%

A

Винно-водочные изделия

45406,60

5,39%

51,23%

B

Сопутствующие товары

41699,94

4,95%

56,18%

B

Рыба

37740,55

4,48%

60,66%

B

Кондитерские изделия

36561,16

4,34%

65,00%

B

Мясопродукты

35381,77

4,20%

69,20%

B

Консервы

34202,37

4,06%

73,26%

B

Бакалея

31843,59

3,78%

77,04%

B

Овощи-фрукты

28305,41

3,36%

80,40%

B

Табак

26536,32

3,15%

83,55%

B

Безалкогольные напитки

20639,36

2,45%

86,00%

B

Замороженные продукты

20639,36

2,45%

88,45%

B

Хлебобулочные изделия

18870,28

2,24%

B

Чай, кофе

14742,40

1,75%

92,44%

C

Чипсы, снеки

14742,40

1,75%

94,19%

C

Растительное масло

12973,31

1,54%

95,73%

C

Сыры

11793,92

1,40%

97,13%

C

Детское питание и детские товары

7666,05

0,91%

98,04%

C

Товары для животных

6486,66

0,77%

98,81%

C

Салаты

5896,96

0,70%

99,51%

C

Соусы, специи

4127,87

0,49%

100,00%

C


Рисунок 2.11 - Распределение ассортимента по АВС- группам

Таблица 3.2 - Расчет XYZ -анализа

Наименование

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Общий товар-т, за 2014 год тыс. руб.

Среднее значение

Коэфф. Вариации

Группа

ИТОГО

160060

193757

210606

278000

842423

210606



Бытовая химия

18651,2

21759,8

27976,9

34193,9

103618,03

25904,5

23,07%

Y

Средства ухода за собой

14152,7

16983,2

21835,6

27092,3

80872,61

20218,2

24,37%

Y

Мясная гастрономия

14565,5

14565,5

22231,5

25298

76660,49

19165,1

24,66%

Y

Молочная продукция

14152,7

16275,6

19106,2

21229,1

70763,53

17690,9

15,23%

Y

Слабоалкогольные напитки

11392,9

13563

14105,5

15190,6

54252,04

13563

10,20%

Y

Вино-водочные изделия

9081,32

10443,5

11351,6

14530,1

45406,60

11351,6

17,66%

Y

Сопутствующие товары

8756,99

8339,99

10842

13344

41699,94

10425

19,08%

Y

Рыба

6793,3

7925,52

10189,9

12454,4

37740,55

9435,14

23,07%

Y

Кондитерские изделия

6946,62

8774,68

9505,9

10968,3

36561,16

9140,29

15,87%

Y

Мясопродукты

7783,99

6722,54

9553,08

10968,3

35381,77

8845,44

18,44%

Y

Консервы

6498,45

8550,59

9234,64

9576,66

34202,37

8550,59

14,00%

Y

Бакалея

6368,72

6368,72

9234,64

9553,08

31843,59

7960,9

19,08%

Y

Овощи-фрукты

5661,08

7359,41

7642,46

7642,46

28305,41

7076,35

11,66%

Y

Табак

6103,35

5307,26

7164,81

7960,9

26536,32

6634,08

15,23%

Y

Безалкогольные напитки

4334,27

4334,27

4953,45

6810,99

20639,36

5159,84

19,70%

Y

Замороженные продукты

4540,66

4953,45

5779,02

5366,23

20639,36

5159,84

8,94%

X

Хлебобулочные изделия

4717,57

4906,27

4717,57

4528,87

18870,28

4717,57

2,83%

X

Чай, кофе

3538,18

3390,75

3980,45

3833,02

14742,40

3685,6

6,32%

X

Чипсы, снеки

3685,6

2801,06

3502,79

4275,3

14742,40

3685,6

14,63%

Y

Растительное масло

3502,79

2983,86

3502,79

2983,86

12973,31

3243,33

8,00%

X

Сыры

3066,42

2830,54

3066,42

2830,54

11793,92

2948,48

4,00%

X

Детское питание и детские товары

1456,55

1993,17

2299,81

1916,51

7666,05

1916,51

15,75%

Y

Товары для животных

1427,06

1816,26

1427,06

1816,26

6486,66

1621,66

12,00%

Y

Салаты

1356,3

1592,18

1651,15

1415,27

5896,96

1474,24

8,49%

X

Соусы, специи

1073,25

1609,87

990,689

1073,25

4127,87

1031,97

28,21%

Z


Таблица 2.12 - Совмещение АВС - XYZ -анализов

Наименование

Общий товарооборот, за 2014 год тыс. руб.

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

Коэффициент вариации

Группа

Совмещение

ИТОГО

842423

100%






Бытовая химия

103618,03

12,30%

12,30%

A

0,23

Y

AY

Средства ухода за собой

80872,61

9,60%

21,90%

A

0,24

Y

AY

Мясная гастрономия

76660,49

9,10%

31,00%

A

0,25

Y

AY

Молочная продукция

70763,53

8,40%

39,40%

A

0,15

Y

AY

Слабоалкогольные напитки

54252,04

6,44%

45,84%

A

0,10

Y

AY

Винно-водочные изделия

45406,60

5,39%

51,23%

B

0,18

Y

BY

Сопутствующие товары

41699,94

4,95%

56,18%

B

Y

BY

Рыба

37740,55

4,48%

60,66%

B

0,23

Y

BY

Кондитерские изделия

36561,16

4,34%

65,00%

B

0,16

Y

BY

Мясопродукты

35381,77

4,20%

69,20%

B

0,18

Y

BY

Консервы

34202,37

4,06%

73,26%

B

0,14

Y

BY

Бакалея

31843,59

3,78%

77,04%

B

0,19

Y

BY

Овощи-фрукты

28305,41

3,36%

80,40%

B

0,12

Y

BY

Табак

26536,32

3,15%

83,55%

B

0,15

Y

BY

Безалкогольные напитки

20639,36

2,45%

86,00%

B

0,20

Y

BY

Замороженные продукты

20639,36

2,45%

88,45%

B

0,09

X

BX

Хлебобулочные изделия

18870,28

2,24%

90,69%

B

0,03

X

BX

Чай, кофе

14742,40

1,75%

92,44%

C

0,06

X

CX

Чипсы, снеки

14742,40

1,75%

94,19%

C

0,15

Y

CY

Растительное масло

12973,31

1,54%

95,73%

C

0,08

X

CX

Сыры

11793,92

1,40%

97,13%

C

0,04

X

CX

Детское питание и детские товары

7666,05

0,91%

98,04%

C

0,16

Y

CY

Товары для животных

6486,66

0,77%

98,81%

C

0,12

Y

CY

Салаты

5896,96

0,70%

99,51%

C

0,08

X

CX

Соусы, специи

4127,87

0,49%

100,00%

C

0,28

Z

CZ


Таблица 2.13 - Итоговый совмещенный анализ

Наименование

Общий товарооборот за 2014 год тыс. руб.

Совмещение

ИТОГО

842423


Бытовая химия

103618,03

AY

Средства ухода за собой

80872,61

AY

Мясная гастрономия

76660,49

AY

Молочная продукция

70763,53

AY

Слабоалкогольные напитки

54252,04

AY

Замороженные продукты

20639,36

BX

Хлебобулочные изделия

18870,28

BX

Винно-водочные изделия

45406,60

BY

Сопутствующие товары

41699,94

BY

Рыба

37740,55

BY

Кондитерские изделия

36561,16

BY

Мясопродукты

35381,77

BY

Консервы

34202,37

BY

Бакалея

31843,59

BY

Овощи-фрукты

28305,41

BY

Табак

26536,32

BY

Безалкогольные напитки

20639,36

BY

Чай, кофе

14742,40

CX

Растительное масло

12973,31

CX

Сыры

11793,92

CX

Салаты

5896,96

CX

Чипсы, снеки

14742,40

CY

Детское питание и детские товары

7666,05

CY

Товары для животных

6486,66

CY

Соусы, специи

4127,87

CZ


Товары, которые могли бы войти в группу АХ в гастрономе нет. Товары группы ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары группы С составляют до 32% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы

По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся, то есть товаров, обычно относящихся к категории стоков.

Таблица 2.14 - Процент прибыли приходящейся на каждую товарную группу

Наименование товарной группы

Прибыль от продажи, за 2014 год тыс. руб.

Доля прибыли, %

ИТОГО

233052

100

Бытовая химия

15148,38

6,5

Средства ухода за собой

12118,70

5,2

Мясная гастрономия

29364,55

12,6

Молочная продукция

24703,51

10,6

Слабоалкогольные напитки

35890,01

15,4

Винно-водочные изделия

30529,81

13,1

Сопутствующие товары

8855,98

3,8

Рыба

10021,24

4,3

Кондитерские изделия

8156,82

3,5

Мясопродукты

16080,59

6,9

Консервы

6059,35

2,6

Бакалея

3262,73

1,4

Овощи-фрукты

3961,88

1,7

Табак

5360,20

2,3

Безалкогольные напитки

3728,83

1,6

Замороженные продукты

2796,62

1,2

Хлебобулочные изделия

2563,57

1,1

Чай, кофе

1864,42

0,8

Чипсы, снеки

1398,31

0,6

Растительное масло

2097,47

0,9

Сыры

5127,14

2,2

Детское питание и детские товары

932,21

0,4

Товары для животных

1398,31

0,6

Салаты

932,21

0,4

Соусы, специи

699,16

0,3


Как видно из расчетов, проведенных в таблице наибольшую долю в прибыли занимает товарная группа «Слабоалкогольные напитки» 15,4%, на втором месте находятся «Винно-водочные изделия» 13,1%, затем идет «Мясная гастрономия» 12,6 % и «Молочная продукция» 10,6%. Доля остальных товарных групп занимает менее 10%.

К товарным группам, доля прибыли которых составляет менее 1% относятся:

чай, кофе - 0,8%;

чипсы, снеки - 0,6%;

растительное масло - 0,9%;

детское питание и детские товары - 0,4%;

товары для животных - 0,6%;

салаты - 0,4%;

соусы, специи - 0,3%.

Проанализировав объемы продаж и прибыль по каждой товарной группе можно принять решение о сохранении, увеличении или прекращении реализации товаров.

Рассматривая динамику роста продаж товарных групп приносящих наименьшую долю в прибыли предприятия можно выделить товарную группу «Салаты». Увеличение продаж по данной группе составило 3,41%. Рост продаж остальных групп был более 100%.

Учитывая тот факт, что данная группа товаров является скоропортящейся и спрос на нее бывает периодически и в основном в выходные и праздничные дни, данную группу товаров можно исключить из продаж.

По остальным товарным группам следует провести проанализировать возможность снижения торговой наценки.

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы, в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии управления товарным ассортиментом предприятия; на основе анализа предметно-объектного материала были разработаны предложения ООО " ГАСТРОНОМ КУРСК " по повышению эффективности управления торговым ассортиментом предприятия.

Актуальность темы заключается в том, что достижение главной цели торгового предприятия зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации закупочно-сбытовой деятельности, эффективности формирования товарного ассортимента предприятия.

Объектом исследования курсовой работы являлся гастроном «ГАСТРОНОМ КУРСК».

Гастроном осуществляет виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию (розничная реализация алкогольной продукции) и санитарно-эпидемиологическому заключению (услуга розничной продовольственной торговли). Магазин реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, если иное не предусматривает законодательством РФ. Структура управления на предприятии ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК»  механическая (дивизиональная).

Планирование ассортимента ведется посредством категорийного менеджмента, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица и заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Основная цель, которая ставится при управлении ассортиментом - это достижение плановых показателей маржинального дохода.

В рамках данной курсовой работы были решены поставленные в начале исследования задачи, т.е.:

оценена эффективность управления текущими финансовыми потребностями и собственными оборотными средствами предприятия;

раскрыта функциональная роль запасов в торговом процессе;

проведен анализ товарооборота и товарных запасов в разрезе видов продукции

проведен факторный анализ товарооборачиваемости.

На основе проведенного анализа результатов коммерческой деятельности сделаны следующие выводы:

структура активов компании обусловлена ее отраслевой принадлежностью. Как следствие, основными статьями баланса ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК» являются «Готовая продукция и товары для перепродажи», а также «Товары отгруженные» (суммарная доля в валюте баланса -65%);

доля внеоборотных активов в составе имущества Общества составляет 0,01%. Низкое значение доли внеоборотных активов обусловлено тем, что балансодержателем основных средств предприятия (грузовой автотранспорт, торговые стеллажи, оборудование, электропогрузчики и т.п.) является ООО «КрасФур», с которым заключаются договоры аренды;

на протяжении 2012-2014 гг. ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК»  демонстрирует регулярный рост выручки от реализации. В частности, за 2014 год выручка составила 842423 тыс. руб., что превышает уровень реализации за предыдущие периоды;

помимо увеличения объема продаж наблюдается положительная динамика показателей прибыльности деятельности ООО «ГАСТРОНОМ КУРСК»;

показатели финансовой устойчивости демонстрируют возрастание финансовой устойчивости предприятия. В частности, на последнюю отчетную дату по сравнению с началом анализируемого периода существенно возрос коэффициент автономии, характеризующий долю активов, сформированных за счет собственного капитала, коэффициент маневренности, обеспеченности собственными оборотными средствами;

динамика показателей оборачиваемости носит разнонаправленный характер. По сравнению с 2013 годом по многим показателям наблюдается сокращение периода оборота, что свидетельствует об эффективном использовании капитала;

в динамике наблюдается увеличение товарооборота предприятия на 454479 тыс. руб. или на 117,15% в относительном выражении. Увеличение товарооборота происходит как по продовольственным, так и по непродовольственным товарам;

стоимость товарных запасов в динамике увеличилась на 40,48% или на 40676 тыс. руб. Положительно можно оценить тот факт, что увеличение товарных запасов происходит меньшими темпами по сравнению с товарооборотом;

в динамике наблюдается уменьшение товаробеспеченности по всем группам товаров, за исключением группы «Товары для животных»;

факторный анализ товарооборачиваемости показал, что влияние товарооборота имело отрицательное значение практически по всем видам товаров. Товарные запасы имели напротив положительное влияние на товарооборачиваемость. Общее увеличение товарооборачиваемости составило 32,93 дня, в том числе изменение объема товарооборота оказало отрицательное влияние в размере 50,31 дней, увеличение товарных запасов сказалось на росте товарооборачиваемости в размере 17,38 дней.

товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании и составляют 90,69% или 68% ассортимента.

товарные запасы групп СХ, СY и СZ занимают наименьшую долю. Точные оптимизационные расчеты по данным группам товаров не производится. По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

На основе проведенного анализа были предложены мероприятия по совершенствованию управлению товарными запасами на предприятия.

С целью оптимизации товарных запасов входящих в группу С и получения дополнительной прибыли было предложено реализовать залежалые товарные запасы со скидкой. При этом полученный экономический эффект составит 1161,52 тыс. руб. является вполне значительным, учитывая отсутствие дополнительных затрат, связанных с его использованием. Товарную группу «Салаты» предложено исключить из ассортимента, т.к. она приносит наименьшую прибыль и в динамике рост продаж по данной группе товаров составил 3,41%.

Очевидно, что при более детальном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности, предприятие может получить и более значительный экономический эффект в будущем. Данное решение может принять его руководитель по истечении текущего года, сравнив результаты деятельности предприятия при традиционном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности.

Список использованных источников

1.     Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М., Прогресс, 2003. - 254с.

2.      Бланк И.А. Торговый менеджмент. - М.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007.-408с.

.        Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Ассоциация авторов и издателей. Тандем, 2008-416с.

.        Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001 - 452 с.

.        Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта- М.: Финансы и статистика, 2005г.

.        Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М, 2005. -256с.

.        Брагина С.С., Данько К.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. - СПб: Питер, 2007- 301 с.

.        Ващекин, А. Роль предприятий оптовой торговли в регулировании межотраслевых связей при недостатке оборотных средств / А. Ващекин //Экономист, 2007. - № 3.

.        Волгин, В.В. Склад: организация и управление / В.В. Волгин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. - 400 с.

.        Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М., 2007. - 254с.

.        Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли. - М.: Издательство торговая корпорация «Дашков», 2005.-1048с.

.        Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 2005 - 614 с.

.        Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗОВ.-СПб.:Питер,2004.-352с.

.        Зайцев, Н.Л. Экономика предприятия: учебное пособие /Н.Л. Зайцев. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 336 с.

.        Зубкова И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2008.-217с.

.        Ильин, А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. - М., 2005.

.        Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг: В.П. Шейнов. - М.: Харвест, 2007.-416с.

.        Климин А.И. Стимулирование продаж. - М.: Вершина, 2007.-272с.

.        Козлов Н.В. Методы анализа динамики товарных запасов / Н.В. Козлов //Вопросы статистики, 2006. - №7. - С. 12-17.

.        Козлов, Н.В. Анализ динамики товарных запасов / Н.В. Козлов //Проблемы прогнозирования, 2005. - № 3. - С. 62-73

.        Коновалова Т.Ю. Ассортимент и качество / Т.Ю. Коновалова. - М., 2007.

.        Костина Г.П. Управление ассортиментом./ Г.П. Костина // Менеджмент в России и за рубежом, 2007. - № 6. - С. 39-50.

.        Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2003.

.        Котлер, Филип, Маркетинг менеджмент, Питер, 2005 - 800 с.

.        Кравченко И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия. М.: Дашков и К, 2008 - 312 с.

.        Никишкин В. В, Маркетинг розничной торговли. М.: Экономика, 2003.- 209 с.

.        Организация и технология торговли: учебник/С.Н. Виноградова.-М,2005.-479с.

.        Организация и управление торговым предприятием: Учебник/под ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. - М.: Инфра-М,2005.-303с.

.        Памбухчиянц В.К. Коммерческая деятельность. - М.; 2007 - 412 с.

.        Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. - М.; 2008 - 320 с.

.        Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Коммерческая деятельность. - М.: Информационно-вычислительный центр «Маркетинг», 2008.-250с.

.        Плеханов Г.В. Торговое дело. - Москва, 2007. - 452с.

.        Покровский А.И. Экономика торговли. - М., 2005. - 354с.

.        Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 257с.

.        Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации - М.: изд. Экзамен, 2006 - 320с.

.        Экономика и организация деятельности торговых предприятий: Учебник/ Под общ. ред. А.Н. Соломатина.- М.:Инфра-М,2006.-295с.

.        Экономика торгового предприятия под общ. Ред. Проф. А.И. Гребнева.- М.: Экономика, 2007.-412с.

Похожие работы на - Торгово-закупочная деятельность ООО 'Гастроном Курск'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!