Комплексная программа 'Возрождение и развитие села' и её реализация. Проблемы, перспективы, состояние
Министерство
здравоохранения Республики Беларусь
Белорусская
медицинская академия последипломного образования
Кафедра
общественного здоровья и здравоохранения
Курс
«Организация здравоохранения»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Комплексная
программа «Возрождение и развитие села» и её реализация. Проблемы, перспективы,
состояние
Выполнила:
слушатель Лапышева С.Ф.
заместитель
главного врача
по
амбулаторно-поликлинической работе
УЗ
«Лиозненская ЦРБ»
Минск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.
Государственная программа возрождения и развития села на 2005 -2010 годы
.1
Цели, задачи
.2
Основные мероприятия программы
.
Реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010
годы в УЗ «Лиозненская ЦРБ» Витебской области
Выводы
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь ведётся постепенное
реформирование системы здравоохранения и её совершенствование в рамках
белорусской модели социально-ориентированной экономики. Основными принципами
развития здравоохранения в современных условиях являются:
обеспечение социальной справедливости и
доступности медицинской помощи;
профилактическая направленность работы
медицинских систем;
обеспечение экономической, социальной и
медицинской эффективности;
единство медицинской науки и практики.
Национальную политику в области охраны здоровья
населения в последние пять лет формировала Концепция развития здравоохранения
Республики Беларусь на 2003-2007 годы. В отрасли осуществлён переход на новую
модель хозяйствования, цель которой - перераспределения ресурсов для
преимущественного развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Развитие
ПМСП в Республике Беларусь осуществлялось с учётом рекомендаций ВОЗ.
Перед здравоохранением страны поставлены задачи:
увеличение доли финансовых вложений в ПМСП; дальнейшее
внедрение общей врачебной практики;
формирование рациональной сети ПМСП;
развитие ресурсосберегающих технологий
(стационары на дому, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии) и
сокращение недостаточно эффективно используемого коечного фонда;
обеспечение интенсивности, преемственности и
непрерывности лечебно-диагностического процесса;
укрепление материально-технической базы
амбулаторно-поликлинического звена, в том числе сельских организаций
здравоохранения;
укомплектование медицинскими кадрами первичного
звена;
построение новой системы финансовых стимулов для
звена ПМСП;
повышение доступности врачебной помощи жителям;
совершенствование взаимодействия между всеми уровнями медицинской помощи.
Поскольку основным механизмом повышения
эффективности здравоохранения Республики Беларусь в настоящее время является
программно-целевое планирование, реализация вышеуказанных задач по развитию
ПМСП предусмотрена в рамках ряда государственных программ, отечественным
исполнителем которой является Министерство здравоохранения.
Наиболее весомый вклад в развитие ПМСП вносят
мероприятия, предусмотренные Государственной программой «Возрождения и развития
села» на 2005-2010 годы.
1. Государственная программа
возрождения и развития села на 2005-2010 годы
.1 Цели и задачи программы
Цель программы:
возрождение и развитие социальной и
производственной сфер белорусского села, обеспечение условий для устойчивого
ведения сельскохозяйственного производства; повышение доходов сельского
населения; создание основ для престижности проживания в сельской местности и
улучшения демографической ситуации на селе; обеспечение эффективного
производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объёмах
достаточных для внутреннего рынка и формирование экспортных ресурсов.
повышение доступности и качества оказания
медицинской помощи населению, объёма мероприятий по профилактике заболеваний;
повышение эффективности использования ресурсов
здравоохранения;
формирование медицинских округов,
перераспределение объёмов медицинской помощи;
организовать оказание первичной
медико-санитарной помощи в медицинских округах по принципу врача общей
практики.
Задачи программы:
- улучшение системы подготовки и переподготовки
врачей и среднего медперсонала;
провести реорганизацию ФАПов (во врачебные
амбулатории), сокращение малочисленных ФАПов, расположенных близко к другим
учреждениям.
определение базы медицинского обслуживания
населения закрытых ФАпов.
обеспечить медицинским оборудованием учреждения
здравоохранения медицинских округов в соответствии с утверждёнными табелями
оснащения.
Срок реализации программы - 2005-2010 годы.
Проблема села и сельскохозяйственного
производства - одна из главных в социально-экономическом развитии общества и
укреплении безопасности страны. Последствия реформ первой половины 90-х годов
привели к резкому снижению объёмов производства сельскохозяйственной продукции
и дестабилизации хозяйственной деятельности на селе. Инвестирование социальной
сферы села в условиях ограниченных финансовых возможностей государства осуществлялось
по остаточному принципу. В результате различия в уровнях социальных стандартов
города и деревни постоянно возрастали, что породило ряд проблем. В настоящее
время в сельской местности хуже, чем в городе, жилищные условия, менее развит
комплекс социально-бытовых услуг, ниже уровень заработной платы, менее
благоприятны условия для образования и проведения досуга, особенно молодёжи.
Ухудшается демографическая ситуация. Создавшееся положение не соответствует
государственной политике, приоритетами которой является забота о человеке.
Поэтому изменение расстановки акцентов в социальном развитии страны - насущная
необходимость. Сельские регионы занимают около 90% территории Беларуси. В них
проживает около 30% населения, которое обеспечивает продовольственную безопасность
государства. Кроме того, село - хранитель национальных традиций, белорусского
языка, фольклора, народного творчества. Сберечь и развить этот источник -
важнейшая государственная задача.
На основе программного возрождения и развития
села на 2005-2010 годы предстоит создать устойчивую аграрную экономику,
гарантирующую продовольственную безопасность Беларуси, обеспечение более
высокого уровня жизни сельского населения, соответствующую новым требованиям к
качеству рабочей силы и интенсивности труда.
1.2 Основные мероприятия программы
Основные мероприятия программы структурированы
по следующим направлениям:
· социальная сфера: повышение привлекательности
труда и жизненного условия сельского населения, совершенствование
инфраструктуры сельских населённых пунктов, развитие жизненного строительства
коммунального обслуживания, электрификации, газификации, водоснабжения,
телекоммуникационной связи, модернизация дорого и транспортного обеспечения,
развитие образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и
туризма, торгово-бытового обслуживания;
· производственная сфера:
совершенствование специализации сельскохозяйственного производства, повышение
эффективности использования земель, развитие крупнотоварного
сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) и личных
подсобных хозяйств граждан, перерабатывающей промышленности, государственная
поддержка агропромышленного производства, совершенствование
организационно-экономической структуры, техническое переоснащение, научное и кадровое
обеспечение АПК.
Реализация мероприятий обеспечит: достижение
социальных стандартов, гарантирующих повышение уровня и качества жизни
сельского населения; устойчивое развитие сельского хозяйства и
продовольственную безопасность страны.
Медицинские и социальные проблемы, характерные
для нашего общества, во многом наиболее ярко проявляются в сельской местности.
Одной из важных задач сельского здравоохранения является совершенствование
организации медицинской помощи сельскому населению. Ведущим условием
удовлетворения потребности населения в охране здоровья является доступность
первичной медицинской помощи. Основной целью системы здравоохранения является
разработка и внедрение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья
населения.
В основе лечебно-профилактической помощи
сельскому населению лежат те же организационные принципы, что и городскому
населению:
. профилактическая направленность;
. общедоступность;
. бесплатность, в рамках государственных
гарантий;
. участковый метод обслуживания;
. диспансерный метод обслуживания;
. оказание специализированной медицинской помощи
в условиях
поликлиники и стационара.
Отпечаток на всю систему организации медицинской
помощи накладывают особенности проживания в сельской местности, а именно:
· низкая по сравнению с городом плотность
населения (число жителей на 1 кв.м. по регионам республики колеблется от 38 по
Гомельской до 81 по Минской), разбросанность населённых пунктов и их
отдалённость;
· плохие коммуникации; пути и средства
сообщения;
· специфика сельскохозяйственного
труда (сезонность полевых работ, зависимость от погодных условий и т.д.);
· особенности условий и образа жизни
сельского населения (отсутствие благоустроенного жилья, отдалённость от многих
бытовых сервисных услуг).
Кроме того, основные статистические показатели
здоровья сельского населения Беларуси хуже, чем городского. Имеют место
неудовлетворительная материально-техническая база здравоохранения на селе;
низкая доступность врачебной амбулаторно-поликлинической помощи; низкая
обеспеченность медицинскими кадрами.
Несмотря на успехи современного здравоохранения
уровень и качество медицинской помощи населению сельских районов значительно
отстаёт от уровня помощи, оказываемой городскому населению. Негативные
тенденции в состоянии здоровья сельского населения, проявляющиеся в более
высокой заболеваемости и смертности в трудоспособном возрасте, значительно
увеличивают потребности в медицинском обслуживании. Нагрузка на сельские
медицинские организации возрастает. При распределении ресурсов здравоохранения,
государственных капиталовложений интересы здравоохранения на селе ранее в
должной мере не учитывались; велики были диспропорции в обеспеченности
отдельных районов больничными койками и амбулаторно-поликлиническими
организациями.
Социально-экономические перемены, происходившие
последние 10-15 лет, выявили новые вопросы о готовности системы сельского
здравоохранения к оказанию медицинской помощи. Возникла необходимость более
глубокого изучения новых подходов к вопросам охраны здоровья жителей села.
Основная амбулаторная доврачебная организация по
оказанию первичной медико-санитарной помощи населению сельских районов при
острых и хронических заболеваниях, травмах и отравлениях -
фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), который в среднем обслуживает 5-6 населённых
пунктов (от 3 в Брестской и Гомельской областях до 9 в Витебской), радиус
обслуживания 62.1% ФАПов - более 5 км.
В республике функционируют 322 врачебные
амбулатории. Радиус обслуживания 88.6% врачебных амбулаторий - более 5 км.
40.2% врачебных амбулаторий обслуживают более 2000 жителей каждая. Не
укомплектованные врачами 25.9% врачебных амбулаторий.
Имеющиеся негативные демографические процессы и
рост заболеваемости сельского населения диктуют необходимость повышения
доступности для сельских жителей первичной врачебной помощи. С этой целью
намечено поэтапное преобразование фельдшерско-акушерских пунктов в филиалы
врачебных амбулаторий с подготовкой для работы в них врачей, которые владеют
навыками универсальной многопрофильной медицинской помощи с оснащением их
необходимым оборудованием, что позволит:
· приблизить врачебную помощь к населению;
· повысить качество и результативность
медицинской помощи;
· активизировать профилактическую
работу;
· оптимально использовать финансовые
ресурсы за счёт сокращения необоснованных госпитализаций и вызовов скорой
помощи, снижения количества консультаций врачей различных специальностей.
В Республике Беларусь 46.8% участковых больниц
обслуживают менее 2000 жителей каждая. Недоукомлектованы врачами 19.9%
участковых больниц. 37.3% участковых больниц требуют капитального ремонта.
Многоэтапность в медицинском обслуживании
сельского населения и раздробленность медицинских организаций в сельской
местности осложняют получение жителями своевременной специализированной
медицинской помощи.
В системе оказания медицинской помощи сельскому
населению особая роль в современных условиях отводится районному звену.
Центральная районная больница является ведущим звеном по оказанию стационарной
медицинской помощи сельскому населению, и совершенствование организации её
работы является мощным резервом улучшения качества охраны здоровья сельского
населения.
Стационарная медицинская помощь должна
оказываться в основном при заболеваниях, требующих комплексного подхода к
диагностике и лечению, при применении сложных методов обследования, лечения с
использованием современной медицинской техники, оперативных вмешательств
постоянного врачебного наблюдения и интенсивного уход
Совершенствование медицинской помощи сельскому
населению должно быть связано с укреплением центральной районной больницы,
организацией специализированных кабинетов и отделений, оснащением
современнейшим медицинским оборудованием, укомплектованием квалифицированными
врачебными кадрами. Необходимо укреплять центральные районные больницы как
организационно-методические центры, руководящие и координирующие работу всех
медицинских служб в районе.
Для жителей малонаселённых посёлков и деревень
имеется возможность получения не только общеврачебной, но и специализированной
медицинской помощи на районном уровне. По мере реорганизации участковых больниц
госпитализация жителей сельских регионов при острых заболеваниях и обострениях
хронических заболеваний будет осуществляться в основном в районных больницах.
Поэтому качество оказания стационарной медицинской помощи в больницах районного
этапа сельского здравоохранения приобретает особую актуальность. Стационарная
медицинская помощь должна включать:
· лечение острых заболеваний и обострений
хронических болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих
применения интенсивных методов диагностики и лечения, круглосуточного
медицинского наблюдения.
· госпитализацию при беременности, во
время и после родов;
· госпитализацию в неонатальный
период;
· обследование, изоляцию и лечение в
связи с наличием инфекционных заболеваний, представляющих опасность для
окружающих, либо подозрение на наличие таких заболеваний, в том числе по
эпидемиологическим показаниям;
· плановую госпитализацию с целью
проведения диагностики, лечения и реабилитации, требующих круглосуточного
медицинского наблюдения.
Совершенно очевидно, что в центральных районных
больницах профилизация коечного фонда может осуществляться не только в
направлении организации основных профилей, таких как терапия, хирургия,
педиатрия, акушерство и гинекология, инфекционные болезни), но и некоторых
узких профилей - неврология, дерматовенерология, фтизиатрия,
оториноларингология, офтальмология и другие.
Основные задачи центральных районных больниц:
· выполнение комплексных программ охраны здоровья
населения и всех видом профилактики;
· максимальное удовлетворение растущих
потребностей сельских жителей во всех видах квалифицированной
специализированной медицинской помощи;
· обеспечение доступной медицинской
помощи в соответствии с экономическими и социальными потребностями сельского
населения;
· осуществление рационального,
эффективного использования кадрового потенциала материальных и финансовых
средств сельского здравоохранения;
· стирание грани между городским и
сельским здравоохранением;
· система здравоохранения должна
способствовать сохранению трудовых ресурсов на основе улучшения демографической
ситуации и состояния здоровья сельских жителей.
Таким образом, перед сельским здравоохранением
республики стоят задачи по улучшению материально технической базы учреждений
здравоохранений повышению обеспеченности врачебными кадрами, усилению
профилактической направленности сельского здравоохранения, дальнейшему развитию
и повышению уровня оказания медицинской помощи, совершенствованию
управленческого механизма сельского здравоохранения и улучшению конечных
показателей состояния здоровья населения. Комплекс проводимых мероприятий в
итоге должен сгладить существующие различия по оказанию медицинской помощи, как
по объёму, так и по качеству между городскими и сельскими жителями, а
дальнейшее укрепление материально-технической базы центральных районных больниц
будет способствовать получению больными специализированной,
высококвалифицированной амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи в
пределах своего района.
Для преодоления различий в обеспечении
медицинской помощью городского и сельского населения, ликвидации диспропорций
при распределении ресурсов здравоохранения, государственных капиталовложений
определены первоочередные задачи совершенствования медицинского обеспечения
сельского населения:
приведение в соответствие объёмов и качества
медицинской помощи сельскому населению его потребностям во всех видах
медицинской помощи с соблюдением принципов преемственности и доступности;
объединение служб здравоохранения в областных
центрах, городах областного подчинения и одноимённых сельских районах;
оптимизация организации службы скорой
медицинской помощи в каждом районе на основе медобслуживания населения
фельдшерскими выездными бригадами, включая резервные бригады интенсивной
терапии в пределах 20-минутной готовности к выезду;
создание на базе участковых больниц сестринского
ухода;
организация дневных стационаров на базе
организации здравоохранения;
обеспечение наличия аптек (аптечных киосков или
пунктов) в соответствии с социальными стандартами;
улучшения специализированной помощи на основе
организации и технического оснащения специализированных отделений,
переоснащение операционных блоков и реанимационных отделений районных больниц;
укомплектование медицинских организаций
квалифицированными кадрами (врачи, работники со средним медицинским
образованием);
укрепление материально-технической базы;
рациональное размещение лечебно-профилактических
организаций (врачебные амбулатории, участковые больницы);
разработка системы информирования населения о
преобразованиях в здравоохранении на селе.
В Государственной Программе возрождения и
развития села на 2005-2010 годы, утверждённой Указом Президента Республики
Беларусь от 25 марта 2005 года №50, разработаны конкретные мероприятия по
разделу «Здравоохранение».
Развитие медицинского обеспечения
сельского населения
В области здравоохранения для сельского
населения предусматривается:
● обеспечение доступности к медицинской
помощи на всех региональных уровнях: центральная районная, межрайонная,
областная, республиканская больницы (см. схему 1);
● создание не менее одной двух
медико-социальных больниц (больниц сестринского ухода) на один административный
район;
● кадровое обеспечение врачами общей
практики, участковыми врачами (терапевтами, педиатрами) и стоматологами из
расчёта в среднем один врач на 1.3 тыс. населения;
● капитальный ремонт сельских врачебных
амбулаторий участковых больниц центральных районных больниц (с обеспечением их
холодной и горячей водой, канализацией и центральным отоплением), а также
подъездных путей к лечебным учреждениям;
● оснащение службы скорой медицинской
помощи до нормативного уровня санитарным автотранспортом, медицинским
оборудованием, аппаратурой, современными средствами связи;
● закрепление медицинских кадров на селе
посредством предоставления им благоустроенного жилья, выплаты единовременных
пособий работникам, прибывшим по направлению на работу в организацию
здравоохранения, расположенные в сельской местности, обеспечение сельских
медицинских работников более высокой заработной платой по сравнению со средней
в системе здравоохранения;
● улучшение обслуживания сельского
населения специализированной медицинской помощью путём дальнейшего
совершенствования работы межрайонных и межрегиональных медицинских центров;
● укрепление материальной базы здравниц
унитарного предприятия «БелАгроЗдравница» с целью улучшения лечения и
оздоровления работников АПК.
Финансирование данных мероприятий по
здравоохранению осуществляется за счёт средств республиканского (в части
закупок дорого стоящего медицинского оборудование с оплатой в централизованном
порядке) и местных бюджетов, ежегодно предусматриваемых на эти цели исходя из
норматива бюджетной обеспеченности в расчёте на 1 жителя. На реализацию
программных мероприятий в области здравоохранения предполагается направить
10-24,6 миллиардов рублей бюджетных средств.
Схема оказания медицинской помощи сельскому
населению района
медицинский обеспечение село беларусь
2. Реализация Государственной
программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы в УЗ «Лиозненская ЦРБ»
Витебской области
Всего численность обслуживаемого населения
Лиозненского района 18498 человека, из них трудоспособного возраста - 9995
человек, детей - 2667, подростков - 741, сельских жителей - 12216, на
территориях агрогородков проживает 3051 житель. Основные демографические
показатели за 2007-2008 годы следующие:
Показатель
|
2007
|
2008
|
Рождаемость
(на 1000 населения)
|
9,5
|
8,23
|
Смертность
(на 1000 населения)
|
20,11
|
20,34
|
В целях повышения доступности и качества
оказания медицинской помощи населению Лиозненского района, увеличению объёма
мероприятий по профилактике заболеваний, повышению эффективности использования
ресурсов здравоохранения, расширения организации первичной медико-санитарной
помощи по принципу врача общей практики и в соответствии с Государственной
программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Лиозненский районный
исполнительный комитет утвердил региональную Программу возрождения и развития
сельского здравоохранения нашего района.
Медицинская помощь населению Лиозненского района
Витебской области оказывается в центральной районной поликлинике УЗ
«Лиозненская ЦРБ» на 300 посещений в смену, в Бабиновичской СВА мощностью 100
посещений в смену, в Высочанской СВА на 60 посещений в смену, амбулаторией
Велешковичской СУБ на 100 посещений в смену, амбулаторией Добромыслинской СУБ
мощностью 30 посещений в смену, на 15 ФАПах. Стационарная медицинская помощь
оказывается на базе отделений УЗ «Лиозненская ЦРБ»(110 коек). Терапевтическое
отделение развёрнуто на 45 коек, из них 36 терапевтического профиля, 9 -
неврологического профиля. Функционирует хирургическое отделение на 35 коек, из
них 31 хирургического профиля, а 4 - гинекологического профиля. Педиатрическое
отделение развёрнуто на 14 коек, инфекционное отделение на 16 коек, РАО - 6
коек. В Добромыслинской и Велешковичской участковых больницах функционируют по
20 коек (15 - социальные койки, 5 - круглосуточные стационарные койки).
Медицинская помощь населению района оказывается также в условиях дневного
стационара: поликлиника - 30 коек, сельские ЛПУ - 20 коек. Обеспеченность
круглосуточными койками на 1000 жителей - 8,11.
Количество бригад скорой медицинской помощи -
1,75 или 1 бригада на 10570 жителей (норматив - 1 бригада на 12000 человек).
Медицинские округа УЗ «Лиозненская
ЦРБ»
1. Крынковский медицинский округ:
Головное учреждение - Высочанская СВА
(обслуживаемое население - 460);
ФАПЫ:
Крынковский ФАП (обслуживаемое население - 1048)
Новосельский ФАП (обслуживаемое население - 656)
Калиновичский ФАП (обслуживаемое население -
104)
Стасевский ФАП (обслуживаемое население - 828)
Итого обслуживаемое население - 3096.
Радиус обслуживания 25 км.
В 2005 году Высочанская СУБ реорганизована в
Высочанскую СВА с передачей коек круглосуточного стационара территориальному
центру по социальному обслуживанию населения.
Планируется в 2009 году закрыть Калиновичский
ФАП (расстояние до ближайшего ЛПУ - 10 км);
2. Добромыслинский медицинский
округ:
Головное учреждение - Добромыслинская СУБ
(обслуживаемое население - 1620)
СВА:
Бабиновичская СВА (обслуживаемое население -
523)
ФАПЫ:
Пушковский ФАП (обслуживаемое население - 478)
Заольшанский ФАП (обслуживаемое население - 313)
Костеевский ФАП (обслуживаемое население - 271)
Горбовский ФАП (обслуживаемое население - 460)
Зачернянский ФАП (обслуживаемое население - 232)
Итого обслуживаемого населения 3897 человек.
Радиус обслуживания 18 км.
Планируется реорганизовать:
закрыть Заольшанский ФАП - 2010год, расстояние
до ближайшего ЛПУ - 10 км.
закрыть Костеёвский ФАП - 2009 год, расстояние
до ближайшего ЛПУ 2 км.
закрыть Зачернянский ФАП - 2009 год, расстояние
до ближайшего ЛПУ - 8 км.
3. Велешковичский медицинский округ:
Головное учреждение - Велешковичская СУБ.
(обслуживаемое население - 500)
ФАПЫ:
Ковалёвский ФАП (обслуживаемое население - 387)
Замшинский ФАП (обслуживаемое население - 220)
Михалиновский ФАП (обслуживаемое население -
467)
Якубовщинский ФАП (обслуживаемое население -
633)
Надёжинский ФАП (обслуживаемое население - 341)
Емельяновский ФАП (обслуживаемое население -
296)
Итого обслуживаемого населения -2844.
Радиус обслуживание 24 км.
Планируется реорганизовать:
закрыть Замшинский ФАП - 2009 год, расстояние до
ближайшего ЛПУ - 4 км;
закрыть Надёжинский ФАП - 2010 год, расстояние
до ближайшего ЛПУ - 8 км;
закрыть Емельяновский ФАП - 2010 год, расстояние
до ближайшего ЛПУ - 4 км.
На базе Велешковичской СУБ планируется открыть
больницу сестринского ухода в 2010 году.
Обобщенная схема оказания медицинской помощи сельскому
населению Лиозненского района к 2010 году представлена на слайде № 1.
Кадры
В лечебно-профилактических организациях района
работают 39 врачей и 144 средних медицинских работника. Обеспеченность врачами
в УЗ «Лиозненская ЦРБ» на 10 тысяч населения составляет 17,45, процент
укомплектованности врачебными кадрами - 92,4.
Требуются врачи следующих специальностей:
хирург;
фтизиатр;
анестезиолог;
участковые терапевты - 2;
врач общей практики;
участковый педиатр.
С 11 августа 2008 года приступили к работе молодые
специалисты: врач-терапевт, врач-офтальмолог. В целях закрепления молодых
специалистов на местах проводятся мероприятия, направленные на обеспечение
нормальных условий труда и быта: 4-ём врачам предоставлено благоустроенное
общежитие, 1-ому - дом в сельской местности по месту работы. Все молодые
специалисты получают доплаты к должностному окладу, нескольким врачам
предоставлен льготный кредит на потребительские нужды. Наиболее приближена к
сельскому населению амбулаторная помощь, которая оказывается участковым звеном
поликлиники и врачами общей практики, работающими во В.А. Штатная и фактическая
численность этой службы представлена в следующей таблице:
|
Штатных
должностей
|
Занято
|
Физических
лиц
|
Коэффициент
совмести-тельства
|
Укоплектованность
кадрами %
|
Обеспеченность
на 10 тыс. нас.
|
Врачи
АПУ
|
49.5
|
45.75
|
32
|
1.43
|
92.4
|
17.45
|
Уч.
педиатры
|
3.0
|
2.5
|
2
|
1.5
|
83.3
|
|
Уч.
терапевты
|
5.75
|
5.25
|
4
|
1.38
|
91.3
|
|
Врачи
общей практики
|
6.0
|
5.5
|
5
|
1.1
|
91.6
|
|
Обеспеченность средним медицинским персоналом на
10 тысяч населения составляет - 76,34, укомплектованность - 98,6%, коэффициент
совместительства - 1,06.
Ежегодно медицинский персонал повышает свои
профессиональные знания на курсах повышения квалификации. В 2008 году обучено
75 человек. Категорийность среди врачей - 51%, у средних медицинских работников
- 78%.
Приобретение медицинского оборудования для
лечебно-профилактических учреждений района в рамках Государственной программы
«Возрождение села»:
2005 г:
компьютеры - 3 шт.;
стерилизатор паровой ГК - 10;
электрокардиограф «Кардиовит АТ-1»;
модернизация стоматологической установки -1шт.;
спирограф -1 шт.
2006 г:
компьютер -2шт.;
эхоэнцефалоскоп ручной портативный;
шкаф сухотепловой ГП-40-400 -2шт.;
стоматологическая установка -1шт.;
модернизация стоматологической установки -1шт.
2007 г.
- наркозно-дыхательные аппараты МК-1 -2шт.;
аппарат для искусственной вентиляции лёгких
«Виан-1-2» -2шт.;
столы операционные -2шт.;
бестеневые лампы -2шт.;
компрессоры подачи воздуха -2шт.;
консоли настенные -6шт.;
мониторы пациента -4шт.;
установка стоматологическая -2шт.;
модернизация стоматологической установки -2шт.;
шкаф сухотепловой -6шт.;
компьютер - 10шт.;
морозильник - 2шт.;
холодильник - 4шт.;
дефибриллятор - 4шт.;
устройство разогрева озокерита - 1шт.;
прибор низко частотной терапии «Радиус-01» - 1
шт.;
3-х канальный электрокардиограф -4шт.;
ультразвуковой сканер «Алока-3500» -1шт.;
электрокардиограф «Кардиовит АТ2+» -1шт.;
аквадистиллятор -1шт.;
отсасыватель медицинский -1шт.;
стерилизатор паровой -1шт.;
котел пищеварочный -1шт.;
облучатель бактерицидный -30шт.
2008 г:
- станция автоматическая баллонная подачи
медгазов -1 шт.;
компьютер -5шт.;
сухотепловой шкаф -6шт.;
4-х камерная эл. плита -1шт.;
электрокипятильник -2шт.;
локальная сеть -1шт.;
функциональные кровати -6шт.;
радиостанции -5шт.;
кардиологический комплекс «Кардиан» -2шт.
Обеспечение санитарным
автотранспортом
г:
Велешковичская сельская участковая больницы -
санитарный автомобиль УАЗ.
2006 г:
Центральная районная больница санитарный
автомобиль УАЗ, укомплектована санитарным автомобилем Бабиновичская сельская
врачебная амбулатория, где автомобиля не было 15 лет.
2007 г:
Центральная районная больница медицинская помощь
«Нива», заменён автомобиль в Высочанской сельской врачебной амбулатории.
2008 г:
Добромыслянская сельская участковая больница
приобрела санитарный автомобиль УАЗ.
Проведение ремонтов
лечебно-профилактических учреждений
г:
детское отделение центральной районной больницы;
Велешковичская сельская участковая больница;
очистные сооружения Велешковичской сельской
участковой больницы.
2006г:
- Ковалёвский, Новосельский, Зачернянский
фельдшерско-акушерские пункты;
кровля центральной районной больницы;
зубопротезная лаборатория.
2007 г:
- Крынковский, Надёжинский, Чкаловский
фельдшерско-акушерские пункты;
операционно-реанимационный блок центральной
районной больницы;
сети отопления и водоснабжения между
поликлиникой и стационаром центральной районной больницы.
2008г:
хирургическое, терапевтическое отделения
центральной районной больницы;
Стасевский, Пушковский фельдшерско-акушерские
пункты;
Добромыслинская сельская участковая больница.
Всего за период 2005-2008 годы на указанные
мероприятия использовано 2 миллиарда 200 миллионов рублей.
Обобщённая информация о медицинском обеспечении
агрогородков Лиозненского района представлена на слайде №2.
Выводы:
. Государственная программа возрождения и
развития села на 2005-2010 годы внесла значительный вклад в развитие первичной
медико-санитарной помощи - наиболее эффективного, экономичного и рационального
способа организации медицинской помощи.
. Реализация программы позволяет более
рационально распределять ресурсы здравоохранения на основе использования
социальных стандартов, реорганизации ПМСП и внедрения ресурсосберегающих
технологий.
. Повышение качества, эффективности и доступности
медицинской помощи позволит стабилизировать демографические показатели,
улучшить качество и увеличить продолжительность жизни граждан Республики
Беларусь.
. Текучесть кадров и неукомплектованость кадрами
сельских врачебных амбулаторий и сельских участковых больниц обусловлена
сложностью работы, низким престижем врача общей практики, недостаточной
профессиональной защищённостью, что диктует настоятельную необходимость
принятия мер по повышению статуса врача общей практики.
. В целях совершенствования подготовки врачей
общей практики необходимо организовать стажировку в аккредитованых
амбулаториях, работающих по принципу врача общей практики.
. Для закрепления медицинских кадров в сельской
местности (врачей, фельдшеров, среднего медицинского персонала) необходимо
выделение жилья специально для медицинских работников.
Заключение
Для дальнейшей реализации выполнения
Государственной программы «Возрождение и развитие села» на 2005-2010 годы
необходимо продолжить:
совершенствование методов программно-целевого
управления и полное освоение финансовых средств, предусмотренных
Государственной программой;
обеспечения занятости населения, развитие
производственной сферы в сельской местности;
первоочередное решение вопросов переоснащения
скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинических учреждений;
обеспечение роста объёмов социально значимых
видов высокотехнологичной медицинской помощи, а также экспорта медицинских
услуг;
внедрение стационаро-замещающих технологий и
отработка оптимальной методики планирования объёмов медицинской помощи;
укрепление материально-технической базы,
внедрение компьютерных информационных технологий;
реализации мероприятий по повышению качества
жизни населения района, внедрение и реализации медико-организационных
технологических и инновационных мероприятий, с совершенствования
информационно-образовательной системы населения и улучшения социального
обслуживания с пожилых людей;
оптимизации внутренних и внешних миграционных
потоков с учётом национальных демографических интересов.
В течение 2009-2010 года необходимо сделать всё
возможное, чтобы тенденции к укреплению здоровья нации приняли долговременный
характер, а здоровый образ жизни стал национальной идеей и основой поведения
каждого гражданина.
Литература
1.
Гаврилов Н.И., Фофанов В.П. «Организация медицинской помощи сельскому
населению». - М.: Медицина, 1982. - 128 с.
.
Голяченко А.М., Обухов А.Т. «Центральная районная больница» / 2-е издание,
переработанное и дополненное - К.: Здоровье, 1987. - 112 с.
.
Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 г.,
утвержденная Указом Президента Республики Беларусь №150 от 25.03.2005 года.
.
Конспект лекций курса переподготовки «Организация здравоохранения» 2009 г.
.
Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. «Общественное здоровье и здравоохранение»: Учебник.
- М.; Медицина. 2002. - 416 с.
.
Михалюк С.Ф. Актуальные задачи медицинского обеспечения сельского населения /
Медицина, 2008. - №2. - с. 9-11
.
Пилипцевич Н.Н. «Вопросы организации и информатизации здравоохранения» -
БЕЛЦМТ. - Минск, №1 2006. - 100 с.
.
Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 гг.,
утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2006
г. №1116.
.
Руденко В.П. «Здоровье населения - основа - благополучия страны» / Материалы V
съезда организаторов здравоохранения Республики Беларусь, Минск, 11-12 мая 2006
г. - Мн: Минсктиппроект, 2006. - 520 с.
.
Стекольщиков Л.В. «Организация здравоохранения и экономика»:
Чебоксары
- 2008. - 256 с.
.
Хулуп Г.Я., Воронко Е.А., Русович В.З. «Общая врачебная практика в Республике
Беларусь» // Медицина-2008-№3 стр. 15-19
Приложение
Слайд 1: Схема оказания медицинской
помощи сельскому населению Лиозненского района к 2010 г.
Слайд 2
Информация о медицинском обеспечении
агрогородков Лиозненского района
№ пп.
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
Наименование
агрогородка
|
д.
Н. Село
|
д.
Ковали
|
д.
Михалиново
|
д.
Пушки
|
д.
Велишковичи
|
д.
Адаменки
|
д.
Стасево
|
Население
|
708
|
449
|
495
|
803
|
2109
|
660
|
904
|
Хозяйство
|
КУСхП
«Выдрея»
|
СПК
«Данукалово»
|
СПК
«Н. Дубрава»
|
СПК
«Пушки»
|
СПК
«Рубежница
|
КУСхП
«Адаменки»
|
Крынковский
мед. округ.
|
Год
внедрения стандартов
|
2006
|
2006
|
2010
|
2008
|
2005
|
2009
|
2007
|
В
состав мед. окр.
|
Крынковский
|
Велешковичский
|
Велешковичский
|
Добромыслинский
|
Велешковичский
|
Велешковичский
|
крынковский
|
Главное
учреждение м.о.
|
Высочанская
СВА
|
Велешковичская
СУБ
|
Велешковичская
СУБ
|
Пушковский
ФАП
|
Велешковичская
СУБ
|
Велешковичская
СУБ
|
Высочанская
СВА
|
Название
медицинского учреждения
|
Новосельский
ФАП
|
Ковалёвский
ФАП
|
Михалиновский
ФАП
|
Пушковский
ФАП
|
Велешковичская
СУБ
|
Лиозненская
ЦРБ
|
Стасевский
ФАП
|
Год
постройки
|
1976
|
1974
|
1966
|
1962
|
2000
|
1962
|
1964
|
Несущие
конструкции
|
Кирпичные
|
Деревянные
|
Деревянные
|
Деревянные
|
Кирпичные
|
Кирпичные
|
Деревянные
|
Отопление
|
Центральное
|
Печное
|
Печное
|
Печное
|
Местное
|
Центральное
|
Бытовой
котёл
|
Канализация
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
Телефонная
связь
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Сметная
стоимость необх. ком. рем
|
12.5
млн. руб.
|
19.5
млн. руб.
|
12.5
млн. руб.
|
27
млн. руб.
|
29
млн. руб.
|
93
млн. руб.
|
10
млн. руб.
|
Наличие
проектно-сметной документации
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Нет
|
Год
разработки
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
2002
|
Нет
|
Средства
местного бюджета на кап. И тек. Рем. ЛПУ
|
12.5
млн. руб.
|
18
млн. руб.
|
10
млн. руб.
|
25
млн. руб.
|
29
млн. руб.
|
93
млн. руб.
|
10
млн. руб.
|
Другие
источники ремонта
|
-
|
1.5
млн. руб.
|
2.5
млн. руб.
|
2
млн. руб.
|
-
|
-
|
-
|
Наличие
мед. кадров
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Не
комплект
|
Есть
|
Нуждаемость
в мед. кадрах
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
Нуждаемость
мед. кадров в жилье
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Да
|
Нет
|
Обеспеченность
автотранспортом
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
1
|
13
|
Нет
|
Нуждаемость
в автотранспорте
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
1
|
4
|
Нет
|
№
пп.
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
Наименование
агрогородка
|
д.
Добромысли
|
д.
Зубки
|
д.
Якубовщина
|
д.
Надежино
|
д.
Крынки
|
д.
Бабиновичи
|
Население
|
2430
|
554
|
495
|
803
|
2109
|
660
|
Хозяйство
|
СПК
«Перемонт»
|
КФК
«Корнейчик»
|
СПК
«Мальково»
|
СПК
«Калышки»
|
КУСхП
«Крынки»
|
КУСхП
«Заслонова»
|
Год
внедрения стандартов
|
2010
|
2009
|
2007
|
2008
|
2010
|
2007
|
В
состав мед. окр.
|
Добромыслинский
|
Добромыслинский
|
Велешковичский
|
Велешковичский
|
Крынковский
|
Добромыслинский
|
Главное
учреждения м.о.
|
Добромыслинская
СУБ
|
Добромыслинская
СУБ
|
Велешковичская
СУБ
|
Велешковичская
СУБ
|
Высочанская
СВА
|
Добромыслинская
СУБ
|
Название
мед. учреждения
|
Добромыслинская
СУБ
|
Лиозненская
ЦРБ
|
Яськовщинский
ФАП
|
Надёжинский
ФАП
|
Крынковский
ФАП
|
Бабиновичская
СВА
|
Год
постройки
|
1989
|
1962
|
1962
|
1973
|
1964
|
1987
|
Несущие
конструкции
|
Кирпичные
|
Кирпичные
|
Кирпичные
|
Деревянные
|
Кирпичные
|
Кирпичные
|
Отопление
|
Центральное
|
Центральное
|
Печное
|
Печное
|
Местное
|
Центральное
|
Канализация
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Есть
|
Телефонная
связь
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Есть
|
Сметная
стоимость необх. ком. рем
|
50
млн. руб.
|
93
млн. руб.
|
10
млн. руб.
|
19.5
млн. руб.
|
10
млн. руб.
|
20
млн. руб.
|
Наличие
проектно-сметной документации
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Год
разработки
|
Нет
|
2002
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Средства
местного бюджета на кап. и тек. Рем. ЛПУ
|
45
млн. руб.
|
18
млн. руб.
|
10
млн. руб.
|
25
млн. руб.
|
29
млн. руб.
|
93
млн. руб.
|
Другие
источники ремонта
|
5
млн. руб.
|
1.5
млн. руб.
|
2.5
млн. руб.
|
2
млн. руб.
|
-
|
-
|
Наличие
мед. кадров
|
Не
комплект
|
Не
комплект
|
Есть
|
Нет
|
Нет
|
Не
комплект
|
Нуждаемость
в мед. кадрах
|
Есть
|
Есть
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Есть
|
Нуждаемость
мед. кадров в жилье
|
Да
(1)
|
Да
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Да
|
Обеспеченность
автотранспортом
|
1
|
13
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нуждаемость
в автотранспорте
|
1
|
4
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
1
|