Инновационная деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,97 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационная деятельность предприятия















Инновационная деятельность предприятия

Содержание

Введение

.Теоретические основы определения сущности инновационной деятельности предприятия

.1 Экономическая сущность и значение инноваций

.2 Виды инноваций

.3 Структура инновационного процесса

.4 Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия

. Анализ инновационной деятельности предприятия

.1 Показатели инновационной деятельности

.2 Этапы проведения анализа инновационной деятельности

.3 Индикаторы инновационной деятельности

. Инновационная деятельность предприятия

.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Российские железные дороги»

.2 Инновационной деятельность предприятия ОАО «Российские железные дороги»

Заключение

Библиографический список

Введение

В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющим перспективы социального и экономического развития организаций

В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста. Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.

Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные преобразования и нововведения рассматриваются в специальной отрасли знания - инноватике. Инноватика - это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации. Инновационная стратегия получила признание в качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Данная курсовая работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.[2, стр. 34-66]

Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.

Цель данной курсовой работы - исследование инновационной деятельности на предприятии.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

.Изучить экономическую сущность, значение инноваций и её виды.

.Рассмотреть структуру инновационного процесса и факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия.

.Выявить инновационную деятельность предприятия ОАО «Российские железные дороги».

1. Теоретические основы определения сущности инновационной деятельности предприятия

.1 Экономическая сущность и значение инноваций

Особенность современного периода - формирование многоукладной экономики - определяет актуальность проблемы создания эффективного механизма управления инновационной деятельностью на предприятиях. Выход из кризисного состояния предприятий может быть обеспечен благодаря освоению новой продукции, отвечающей требованиям рынка, на основе развития инновационной деятельности.

Термин «инновация» был введен в оборот в начале нашего столетия выдающимся экономистом Йозефом Шумпетером как «изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».

Одним из первых исследователей проблем инноваций в России был Н.Д.Кондратьев. Он известен тем, что впервые в работе "Большие циклы конъюнктуры" ввел понятие «длинной волны» применительно к инновациям, характеризующим влияние радикальных инноваций на мировое промышленное развитие. К таким инновациям он относил: изобретения паровых машин, идею строительства железной дороги, электроенергетику и автомобилестроение.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение иннований дал английский профессор В.Р.Спенсер. «Инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это» .

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:

инновация - это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;

инновация - осознанное нами новое явление;

инновация - такое новое явление, которое можно использовать.

Р.Федерманн (ФРГ) понимает под инновацией открытие новых возможностей решения проблемы. Инновация, по его мнению, находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным положением дел, с другой - она направлена на «иммитацию», на моделирование существующего положения с учетом стратегии изменений. [1, стр. 78-90].

Некоторые исследователи делают попытку найти отличия инноваций от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует считать инновациями. Так, Ю.А.Яковец, рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям :

. качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);

. значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта в результате инновации (критерий эффективности).

Такой подход может быть оправдан с позиций научно-технического прогресса и их воздействия на развитие производительных сил общества.

А.Кулагин и В.Логинов считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее новый спрос- это инновация. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации с точки зрения предприятий, то есть на микроуровне. Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного спроса либо на экономию затрат.

Таким образом, инновации - это усовершенствования :

обеспечивающие экономию затрат и создающие условия для увеличения прибыли и снижения цены;

создающие дополнительный потребительский спрос.

Надо признать, что, не имея возможности внедрять принципиально новые разработки, многие предприятия в условиях кризиса ориентируются на простые усовершенствования.[1, стр. 110-145].

1.2 Виды инноваций

Различают следующие виды инноваций:

.По степени радикальности (новизны):

базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на этапах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

.По типу новизны для рынка:

новые для отрасли в мире;

новые для отрасли в стране;

новые для данного предприятия.

.По характеру применения:

продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;

технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

.По стимулу появления (источнику):

инновации, вызванные развитием науки и техники;

инновации, вызванные потребностями производства;

инновации, вызванные потребностями рынка.

инновации потребительские;

инновации инвестиционные.

.По масштабу:

инновации сложные (синтетические);

инновации простые.[3, стр. 189-213].

1.3 Структура инновационного процесса

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:

) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);

) формулировка целей инновации;

) анализ существующего положения;

) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;

) разработка (проектирование) инновации;

) согласование и утверждение проекта инновации;

) подготовка объекта к инновации;

) внедрение инновации;

) оценка фактической эффективности инновации;

) устаревание.

Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация инноваций. Разделение всей совокупности инноваций по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры продукции и рост ее объемов .[5, стр. 12-45].

1.4 Факторы, влияющие на инновационную деятельность предприятия

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс.

.Экономические, технологические факторы:

а) Факторы, препятствующие инновационной деятельности:

недостаток средств для финансирования инновационных процессов;

слабость материальной и научно-технической базы;

отсутствие резервных мощностей;

доминирование интересов текущего производства;

б) Факторы, способствующие инновационной деятельности:

наличие резерва финансовых и материально-технических средств;

прогрессивных технологий;

необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры;

. Политические, правовые факторы:

а) Факторы, препятствующие инновационной деятельности: Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства.

б) Факторы, способствующие деятельности: Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций.

.Организационно-управленческие факторы:

а) Факторы, препятствующие инновационной деятельности:

Устоявшиеся организационные структуры,

излишняя централизация,

авторитарный стиль управления,

преобладание вертикальных потоков информации;

ведомственная замкнутость,

трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий;

жесткость в планировании; ориентация на сложившиеся рынки;

ориентация на краткосрочную окупаемость;

сложность согласования интересов участников инновационных процессов. б) Факторы, способствующие деятельности: Гибкость организационных структур, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп

.Социально-психологические и культурные факторы:

а) Факторы, препятствующие инновационной деятельности:

Сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне.

б) Факторы, способствующие инновационной деятельности:

моральное поощрение, общественное признание;

обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда.

нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

.Факторы инновационной деятельности взаимосвязанные с конкретными формами ее организации; административно-хозяйственными; программно-целевыми; кооперативно-целевыми; инициативными.

а) Факторы, препятствующие инновационной деятельности:

недостаток средств для финансирования инновационных процессов;

слабость материальной и научно-технической базы;

ограничения со стороны законодательства;

авторитарный стиль управления; сопротивление переменам и т.д.

б) Факторами, способствующими инновационной деятельности являются: государственная поддержка инноваций; демократический стиль управления; моральное поощрение и т.д.

Анализ инновационного процесса дает основание сделать вывод о трудности учета всех факторов, препятствующих и способствующих конкретной инновационной деятельности.

Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.[7, стр. 55-67].

2. Анализ инновационной деятельности предприятия

.1 Показатели инновационной деятельности

Для оценки инновационной активности организации и ее инновационной конкурентоспособности в отечественной и зарубежной практике широко применяются показатели инновационной деятельности организации

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность организации, ее инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; обновляемости; структурные.

. Затратные показатели:

а) удельные затраты на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

б) удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

г) наличие фондов на развитие инициативных разработок.

. Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса:

а ) показатель инновационности ТАТ( turn around time; интегральный показатель динамики инновационного процесса) ;

б ) длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

в )длительность подготовки производства нового продукта;

г ) длительность производственного цикла нового продукта.

. Показатели обновляемости:

а) количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;

б) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет); [11, стр.199-267].

Для того, чтобы рассчитать удельный вес продукции по объему продаж, а также по проданному количеству, нужно определить локомотивы продаж и товары, которые находятся в прайс-листах для ассортимента. Также на основе этой информации принимаются стратегические управленческие решения относительно ассортиментной политики и будущих объемов производства или реализации каждой группы товаров.

. Чтобы рассчитать удельный вес продукции по выручке, разделите весь ассортимент на несколько товарных групп. Определите, сколько выручки в абсолютном выражении приходится на каждую группу товаров. Затем выручку каждой группы разделите на общую выручку. Полученные цифры переведите в проценты.

.Чтобы рассчитать удельный вес продукции по количеству, произведите аналогичные действия. Разбейте ассортимент на группы однородных товаров, на товары по поставщикам или по любому другому признаку. Количество продукции в каждой группе разделите на общее число наименований продукции. Тем самым вы увидите наиболее многочисленные и малочисленные группы товаров.

.Обычно более результативным является расчет удельного веса продукции по доле в выручке. На этом основан ABC-анализ, который позволяет определить наиболее приоритетные товарные группы в общей структуре ассортимента. Также его результатом является группировка товаров по степени влияния на общий результат.[8, стра.70-99].

в) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

г) объем экспортируемой инновационной продукции;

д) объем предоставляемых новых услуг.

. Структурные показатели:

а) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);

б) состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

в) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

г) состав и число творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений.

Широко используется показатель инновационности ТАТ, который происходит от словосочетания «turn - around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах. [9, стр. 45-65].

2.2 Этапы проведения анализа инновационной деятельности

инновация анализ экономический показатель

На первом этапе должен осуществляется анализ инновационного потенциала предприятия. Одновременно с этим дается оценка роли собственного капитала в формировании и развитии инновационного потенциала. В дальнейшем проводится анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение структуры инновационного потенциала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом выявляются внутрихозяйственные резервы роста инновационного потенциала предприятия.

На втором этапе проводится анализ инновационной активности предприятия, прежде всего на основе динамики изменения величины затрат на инновационную деятельность и количества инновационных проектов, находящихся в разработке предприятия, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Выявляется влияние основных факторов на изменение этих показателей. Затем выявляются внутренние резервы повышения инновационной активности предприятия.

На третьем этапе оцениваются результаты инновационной деятельности. Здесь же производится оценка эффективности реализованных предприятием инноваций и их влияния на показатели эффективности функционирования предприятия. Затем выявляются возможные резервы улучшения этих показателей.

По результатам анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.

Следует отметить, что эта работа может проводиться с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных категорий его пользователей и их экономических интересов. Пользователями результатов анализа инновационной деятельности предприятия могут выступать:

. Инвесторы, предоставляющие средства для реализации инновационных проектов. Их интересует степень выгодности вложений в предприятие (проект), а также потенциальный риск потери инвестиций. При этом высокая инновац0ионная активность, достаточный инновационный потенциал, наличие положительных результатов по предыдущим инновационным проектам обеспечивает возможность дополнительного привлечения инвестиций, что способствует развитию инновационной деятельности предприятия.

Инвесторы при проведении анализа инновационной деятельности выясняют:

причины (факторы), обусловившие успешность инновационной деятельности предприятия в прошлом и ее перспективы,

тенденции изменения основных показателей инновационной деятельности предприятия,

текущее состояние инновационного потенциала предприятия и факторы, способные оказать на него влияние в будущем,

рейтинг предприятия по соответствующей отрасли,

прогнозы и перспективы по конкретным инновационным проектам во взаимосвязи с общими тенденциями на соответствующем рынке.

.Менеджеры и руководители предприятия, которым необходима информация об эффективности инновационной деятельности, ее основных результатах и тенденциях их изменения, состоянии инновационного потенциала предприятия. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия в целом. При проведении анализа инновационной деятельности администрация предприятия ставит следующие цели и решает соответствующие задачи для их достижения:

разработка стратегии инновационной деятельности предприятия,

рациональная организация этой деятельности,- повышение эффективности управления инновационным потенциалом.

.Покупатели и заказчики результатов инновационной деятельности, которые нуждаются в информации, свидетельствующей о надежности существующих деловых связей с предприятием и определяющей перспективы их дальнейшего развития.

.Работники предприятия, для которых важны сведения об основных результатах и перспективах инновационной деятельности предприятия, гарантии его прибыльности и стабильности, наличия рабочих мест и соответствующего уровня оплаты труда.

.Акционеры и собственники, которых интересует результативность инновационной деятельности предприятия, его стабильность в будущем, поскольку с этим связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций. Им, также важна информация о степени рискованности сделанных инвестиций.

. Органы государственной власти, заинтересованные в информации для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения статистического наблюдения. Эта группа пользователей занимается распределением ресурсов, регулированием инновационной деятельности предприятий.

.Общественность (пресса, различные общественные организации), которая интересуется информацией для оценки вклада предприятия в инновационную деятельность региона и страны в целом.

Принадлежность пользователя к той или иной группе определяет уровень его доступности к источникам информации об инновационной деятельности предприятия, что, безусловно, сказывается на возможностях и качественных характеристиках проводимого анализа. С некоторой долей условности всех вышеназванных пользователей результатов анализа инновационной деятельности можно разделить на внутренних и внешних. К внутренним пользователям относятся руководство предприятия, его персонал и собственники, к внешним - потребители, инвесторы, общественность и государственные органы.[12, стр. 67-199].

Таким образом, основное различие между внешним и внутренним анализом инновационной деятельности заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. При помощи различных средств и приемов анализа, на основе относительно небольшого круга показателей указанные субъекты получают необходимую информацию для принятия обоснованных решений, соответствующих поставленным целям.[10, стр. 122-156].

2.3 Индикаторы инновационной деятельности

Классы и виды индикаторов.

Наиболее важными и наиболее трудными и противоречивыми индикаторам являются те, которые характеризуют влияние инновационного процесса на деятельность компании. Другие индикаторы описывают диффузию инноваций, определяемую через научно-исследовательскую деятельность, патентную деятельность и внедрение технологий.

Индикаторы могут быть бинарными, например, является данный факт важным или нет. Они могут ранжировать какой-либо процесс, например от 0 до 5 или от 1 до 3 и т.д.

.Целевые индикаторы.

Экономические задачи инновационной деятельности:

замена устаревшей продукции,

увеличение области применимости продукции (внутри и вне основного назначения продукции),

создание экологической продукции,

сохранение или улучшение положения на рынке,

открытие новых рынков (за границей или внутри страны с созданием новых рыночных ниш),

совершенствование адаптационных свойств продукции,

снижение стоимости продукции (уменьшение фонда заработной платы, уменьшение расхода материалов, сокращение энергозатрат, сокращение бракованной продукции, сокращение стоимости конструкторских работ, сокращение управленческих затрат).

улучшение качества продукции,

улучшение условий труда,

уменьшение ущерба окружающей среде.

. Индикаторы, характеризующие степень новизны инновации.

Эти индикаторы делятся на две основные группы: технические параметры и рыночные параметры.

В качестве технических параметров можно использовать следующие данные:

а) Для продуктовых инноваций:

Использование новых материалов.

Использование новой промежуточной продукции.

Новые функциональные части.

Качественно новый продукт

Качественно новые функции

б) Для процессных инноваций:

Новые производственные методы.

Новая организация (внедрение новых технологий).

Новое профессиональное программное обеспечение.

в) В качестве рыночных параметров можно использовать следующие:

Инновация только на уровне компании.

Отраслевая новизна или новизна на операционном рынке компании.

Мировая новизна.

. Индикаторы, определяющие природу инноваций.

Инновации, определяющие научный прорыв.

Существенная техническая инновация.

Технические улучшения или изменения.

Возможность использования в другой отрасли промышленности.

Вывод существующего продукта на новый рынок.

.Индикаторы, помогающие инновационной деятельности или затрудняющие инновационную деятельность.

Эти индикаторы делятся на две группы:

Индикаторы, содействующие инновационной деятельности в результате доступности различных источников информации: внутренние источники (внутри компании), источники информации о состоянии рынка, образовательные и исследовательские источники информации, любые другие источники информации.

Индикаторы, затрудняющие инновационный процесс благодаря экономическим факторам как внутри, так и вне предприятия. В качестве индикаторов, характеризующих факторы, содействующие инновационной деятельности предлагается использовать следующие:

Индикаторы, основанные на информации внутри компании или группы компаний (внутренние научно-исследовательские работы, маркетинг, производство и т.д.).

Индикаторы, получаемы из внешних коммерческих источников о рынке (конкуренты, приобретенные и внедренные или не внедренные технологии, клиенты или покупатели, консалтинговые компании, поставщики материалов, оборудования, материалов и программного обеспечения).

Индикаторы, характеризующие образовательные и исследовательские организации (высшие учебные заведения, государственные и частные исследовательские организации).

Индикаторы, характеризующие патентную деятельность, конференции, журналы, выставки и т.д.

В качестве индикаторов, характеризующих факторы, препятствующие инновационной деятельности, предлагается использовать

следующие:

Экономические индикаторы (чрезмерно высокие риски, высокая стоимость, недостаточное финансирование, продолжительное время окупаемости инноваций).

Производственные индикаторы (недостаточный инновационный потенциал, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о технологии и о рынках, трудности контроля затрат на инновации, сопротивление изменениям в компании, недостаточная доступность внешних услуг, недостаточно благоприятные условия кооперации).

Другие индикаторы (слабые технологические перспективы, несовершенство инфраструктуры, отсутствие необходимости в инновационной деятельности вследствие ранее сделанных инноваций, несовершенство системы защиты прав собственности, несовершенство законодательства, нормативных актов, налогообложения, незаинтересованность покупателей в новой продукции).

.Индикаторы корреляции между инновационной и производственной деятельностью компании.

Доля продаж, обусловленная новой или усовершенствованной продукцией (количество новой или улучшенной продукции3, реализованной за последние три года, доля неизмененной продукции, произведенной по улучшенным технологиям).

Результаты инновационной деятельности (продажи на конец и начало трехлетнего периода, экспорт продукции на начало и конец трехлетнего периода, количество работников на начало и конец трехлетнего периода, операционные преимущества на начало и конец трехлетнего периода).

Влияние использованных инноваций на производственную деятельность (использование рабочей силы, расход материалов и энергии, использование основных фондов, уменьшение стоимости продукции в течение трех лет и т.д.).

Как отмечается важным фактором при оценке вышеперечисленных индикаторов является учет u1074 времени жизни продукции.

По-видимому, они тем выше, при прочих равных условиях, чем короче время жизни инноваций. Но такие инновации совершенно необязательно являются более значимыми или наиболее прогрессивные с технологической или технической точки зрения. Высокое значение доли продаж новой или усовершенствованной продукции не всегда свидетельствует о высокой интенсивности инновационной деятельности. Поэтому все перечисленные индикаторы, характеризующие влияние инновационной активности на производственную деятельность компании должны учитываться с весами, зависящими от времени жизни продукции. Если же оценить время жизни инноваций затруднительно, то можно этот же фактор учитывать через частоту внедрения инноваций.

Необходимо также учитывать следующие факторы при интерпретации индикаторов корреляции. Во-первых, компании, занятые штучным производством, чаще имеют более высокие доли реализованной инновационной продукции, чем предприятия обрабатывающей отрасли или занятые серийным производством. Во-вторых, у вновь образованных компаний доля инновационной продукции выше, чем у компаний, находящихся на рынке давно. И, наконец, показатели компаний, которые ставят своей целью замену устаревшей продукции, выше, чем у компаний, занимающихся расширением области применимости своей продукции.

. Индикаторы затрат.

Предлагается использовать две группы индикаторов затрат на инновации:

Общие затраты на инновационную деятельность компании в текущем году. Эти затраты определяются по направлениям инновационной деятельности (предметное приближение) или по величине инновационного бюджета (бюджетное приближение).

Общие затраты на внедрение инноваций за текущий год или отчетный период вне зависимости от того, когда произошли затраты на инновации (целевое приближение).

Затраты в бюджетном приближении учитывают затраты на инновационную деятельность, связанную с внедрением инноваций, с разработкой потенциальных инноваций и, наконец, затраты на неудавшиеся инновации.

Наиболее трудоемким процессом в этом случае является процесс оценки затрат на научно-исследовательские работы. Следует также учитывать, что большие компании обычно реализуют большее количество инновационных проектов, чем малые.

Достоинство бюджетного приближения заключается в его связи с обычным бюджетным учетом. Недостаток - недостаточная корреляция между инновационной деятельностью и продажами, а также недостаточной связью результатов с такими параметрами инноваций, как продолжительность жизни инноваций, со временем разработки инноваций и т.д. При целевом подходе учитываются только затраты, понесенные непосредственно при внедрении инноваций за выделенный период. При таком подходе исключаются затраты на неудавшиеся или прерванные инновационные проекты, на проекты, находящиеся в стадии разработки, а исследовательские работы не связаны непосредственно с конкретным продуктом или приложением. Основное преимущество такого подхода заключается в том, что в этом случае непосредственно можно анализировать результаты инновационной деятельности. Можно также найти корреляцию между инновационной деятельностью и экономическим развитием.

В данном разделе мы рассмотрели показатели инновационной деятельности предприятия, как оценки инновационной активности организации и ее инновационной конкурентоспособности в отечественной и зарубежной практике. Проследили этапы проведения анализа инновационной деятельности. Анализ инновационной деятельности выступает инструментом для разработки управленческих решений, направленных повышение эффективности функционирования предприятия, а также используется для оценки профессионального мастерства и деловых качеств руководителей предприятия, инновационных подразделений и специалистов.[10, стр. 34-54]

3. Инновационная деятельность предприятия (на примере ОАО «Российские железные дороги»)

.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Российские железные дороги»

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») - российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. По состоянию на 2012 год, входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») учреждено постановлением Правительства Российской Федерации № 585 от 18 сентября 2003 года. Образование Общества явилось результатом первой стадии реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №384 от 18 мая 2001 года.

Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени РФ полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Дата начала официальной деятельности ОАО «РЖД» - 01 октября 2003 года.

ОАО «Российские железные дороги» (JSC «Russian Railways») входит в мировую тройку лидеров компаний железнодорожной отрасли.

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на грузовые и пассажирские перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности ОАО «РЖД» - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

3.2 Инновационная деятельность предприятия ОАО «Российские железные дороги»

Необходимым условием успешного обеспечения стратегического развития российских железных дорог являются не только изменения в организационной структуре управления (ОСУ) отрасли, но и совершенствование управления инновациями, инновационным процессом.

На железных дорогах промышленно-развитых стран мира инновационный путь развития широко используется для экономического роста компании, поддержки конкурентоспособной продукции, например, Федеральная администрация железных дорог США (РИА) и центральный аппарат Министерства транспорта стимулируют внедрение прогрессивных технологий на транспорте и результатов НИОКР, эта функция носит общетранспортный характер.

Следует подчеркнуть, что управление инновациями является весьма сложным процессом, охватывающим широкую сферу деятельности от поиска идей до реализации готовой продукции. При этом на железных дорогах система инновационных преобразований должна обеспечивать не только эффективное функционирование преобразований, но и высокую конкурентоспособность железнодорожных услуг с учетом предстоящих изменений конъюнктуры данной продукции.

Анализ показывает, что у многих предприятий и подразделений нет достаточных средств для инновационной деятельности, а большинство новых собственников недооценивают роль инновационных преобразований.

Наиболее приоритетным направлением реализации стратегической программы развития ОАО "РЖД" является активизация инновационной деятельности, предусматривающей применение принципиально новых подходов к корпоративному управлению Компании.

Достижение указанной цели затруднено проблемами, характерными для состояния производственной базы компании, главной из которых выступает преобладание на железнодорожном (далее - ж.д.) транспорте не только физически, но и морально устаревших основных фондов с высоким уровнем износа и ресурсоемкости. В связи с этим, основной задачей инновационной политики ОАО "РЖД" является модернизация и техническое перевооружение отрасли, для чего необходимо создание здорового инновационного климата в Компании.

Это требует объективного теоретического анализа сущности и тенденций развития инновационной деятельности железных дорог, выяснения противоречий, негативно сказывающихся на экономических результатах и на скорости инновационных преобразований на железных дорогах, а также детальной оценки эффективности инновационного процесса как деятельности, направленной на достижение стратегических целей компании.

Особенностью деятельности ОАО «РЖД» является то, что, действуя в рыночной конкурентной среде, Компания лишена возможности самостоятельно устанавливать плату за свои услуги. За последние двадцать лет рост цен на продукцию машиностроения и энергоносители многократно превысил увеличение железнодорожных тарифов. Итогом стали высокий износ основных фондов и прогрессирующее моральное старение технических средств.

Для ОАО «РЖД» стало очевидным, что в новых условиях для повышения эффективности железнодорожного бизнеса, значимости и конкурентоспособности железных дорог требуются иные решения, а именно, создание и внедрение инновационных технологий.

Совет директоров ОАО «РЖД» одобрил создание Центра инновационного развития - филиала ОАО «РЖД».

Центр инновационного развития ОАО «РЖД» начал работать 1 августа 2007 года в Москве, в здании Рижского вокзала. Главные задачи филиала - прогнозирование основных направлений инновационной деятельности компании, формирование соответствующих проектов и программ, обеспечении их реализации, в том числе на основе частно-государственного партнерства. Инновационное развитие ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегией инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД») и Программой инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года (далее - Программа).

Организационно Центр будет состоять из трех блоков. Первый блок будет определять новые задачи инновационного развития ОАО «РЖД» и заниматься привлечением финансирования под проекты. В числе его функций - поиск, подготовка и технико-экономическая экспертиза предложений по использованию новейших технологий в инвестиционных проектах ОАО «РЖД», взаимодействие с венчурными и другими фондами технологического развития.

Второй блок аккумулирует часть функций центра научно-технической информации и центральной научно-технической библиотеки ОАО «РЖД», среди которых создание организационно-методической базы для ознакомления специалистов компании с техническими новшествами, анализ законодательства в области инновационной деятельности, организация подготовки и повышения качества менеджмента.

Третий блок будет обеспечивать финансово-экономическую работу Центра инновационного развития.

В настоящее время, сообщает пресс-служба ОАО «РЖД», в Центре создана выставка передовых железнодорожных технологий. Экспонаты выставки отражают передовые научно-технические решения, применяемые в современном отечественном локомотиво- и вагоностроении, энергетике, автоматике и телемеханике, связи, а также передовые технологии в перевозочном процессе и управлении перевозками. Кроме того, здесь представлены макеты железнодорожного транспорта в системе интермодальных перевозок в России, образцы новой техники и перспективные технологии, а также последние достижения в области использования спутниковых систем, новых конструкций и материалов на железнодорожном транспорте.

В последние годы введена в действие система нормативных документов и отраслевых стандартов, определяющих основное содержание инновационной деятельности и показатели ее эффективности, требования к инновационным проектам в области железнодорожного транспорта, а также порядок проведения их экспертизы.

В настоящее время ОАО «РЖД» реализует обширную программу научных исследований и разработок. Как и прежде, ОАО «РЖД» не утратило ведущих позиций по объемам вложений в НИОКР в своем секторе деятельности. Только в 2012 году на выполнение НИОКР было направлено более 7 млрд рублей.

Одним из путей организации научно-технического сотрудничества стала реализация предложенной ОАО «РЖД» технологической платформы «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт».

Реализация технологической платформы в среднесрочной перспективе позволит обеспечить скорость железнодорожного сообщения до 400 км/ч на основе внедрения передовых инновационных разработок в области управления движением и технического содержания железнодорожной инфраструктуры. В долгосрочной перспективе в рамках платформы предполагается создать новые виды транспорта с еще большими скоростями движения, основанные на принципе магнитной левитации.

ОАО «РЖД» уделяет большое внимание дальнейшему развитию скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения.

Так, сформирована межведомственная рабочая группа по подготовке долгосрочной государственной целевой программы развития скоростного и организации высокоскоростного железнодорожного движения на территории Российской Федерации. Создан Общественный совет при президенте ОАО «РЖД» как консультационно-совещательный орган по вопросам развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации, в состав которого вошли представители руководства федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов Российской Федерации, бизнеса, финансовых институтов, научных организаций, в том числе институтов РАН.

Поезда «Сапсан» и «Аллегро» пользуются большим успехом у пассажиров, что характеризуется ежегодным ростом объема перевозок. В целях обеспечения устойчивого роста пассажиропотока в этом сегменте перевозок с компанией Siemens заключен контракт на поставку еще 8 электропоездов «Сапсан».

В последние годы ОАО «РЖД» активно обновляет свой тяговый подвижной состав. Поставки осуществляются преимущественно от российских предприятий транспортного машиностроения. По договорам с зарубежными поставщиками предусматривается последовательная локализация производства комплектующих и запасных частей, что содействует развитию отечественной промышленности. Благодаря Компании, российские производители обеспечены заказами на несколько лет вперед.

ОАО «РЖД» совместно с ведущими мировыми и отечественными компаниями последовательно решает задачи освоения критически важных технологий. За последние годы решена одна из ключевых задач - создана линейка локомотивов с асинхронным тяговым приводом, которые будут полностью производиться в России. Большое внимание уделено обеспечению комфортных условий работы железнодорожников, эффективная звуко- и виброизоляция и системы климат-контроля обеспечивают комфортные условия работы в широком диапазоне температур.

Кроме того, в 2012 г. изготовлены два головных образца двухсекционного грузового электровоза переменного тока серии 2ЭС5, проведена их наладка и начаты предварительные (заводские) испытания. Микропроцессорная система управления нового электровоза обеспечивает совместную работу при управлении из головной секции двух, трех и четырех секций локомотива в голове, середине или хвосте состава. Конструкция локомотива позволяет управлять им одному машинисту. Кроме того, электровоз оборудован системой управления по радиоканалу для использования в качестве толкача и системой автоматизированного радиоуправления двумя и более локомотивами при вождении нескольких соединенных поездов распределенной тягой.

Электровоз 2ЭС10 «Гранит» с асинхронными тяговыми электродвигателями создан ООО «Уральские локомотивы», входящим в ЗАО «Группа Синара», совместно с концерном «Сименс». Локомотив предназначен для вождения грузовых поездов на сети железных дорог, электрифицированных на постоянном токе с напряжением 3 кВ.

Около 60% инженерных решений, используемых в его конструкции, применяются в российском машиностроении впервые и позволяют значительно улучшить технико-экономические показатели работы железных дорог: организовать сквозное движение тяжеловесных составов по участкам со сложным профилем без переформирования поездов или применения локомотивов-толкачей. По сравнению с используемыми трехсекционными локомотивами ВЛ11, производительность 2ЭС10 «Гранит» выше более чем в 3 раза, значительно лучше показатели энергоэффективности: удельный расход электроэнергии ниже до 30%, а удельная рекуперация выше в 2,2 раза. В 2012 г. поставлено 30 локомотивов.

В соответствии с решением ОАО «РЖД» о привлечении ведущих зарубежных компаний по производству дизелей для разработки и освоения производства в России дизелей нового поколения ЗАО «Трансмашхолдинг» осуществляется работа с компанией МТУ (Германия) по применению передовых технологий в дизелестроении на тепловозах российского производства.

В качестве первого шага было принято решение об изготовлении на ЗАО УК «БМЗ» опытного образца двухсекционного тепловоза 2ТЭ25АМ с дизелем компании МТУ серии 4000 мощностью 2700 кВт (в секции).

С момента своего образования ОАО «РЖД» уделяло большое внимание созданию локомотивов на альтернативных видах топлива, в первую очередь, на природном газе. Это вызвано тем, что рост цен на электроэнергию и моторное топливо значительно превысил увеличение железнодорожных тарифов.

Помимо этого, в 2013 г. ОАО «РЖД» заключило соглашения с ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть» по вопросам расширения применения природного газа в качестве моторного топлива на железных дорогах страны. Примером успешного внедрения природного газа является газотурбовоз ГТh, созданный по заказу ОАО «РЖД» отечественными производителями.

По комплексу характеристик локомотив не имеет аналогов в мире. Разработчиком локомотива является ОАО «ВНИКТИ», а силовой блок с газотурбинным двигателем изготовил Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д. Кузнецова (СНТК).

В 2012 г. была проведена модернизация узлов и систем газотурбовоза ГТ1h. В конструкции локомотива реализовано гибридное энергопитание для обеспечения собственных нужд. При неработающей турбине, а также малых скоростях движения (до 16 км/ч) электроэнергия для собственных нужд локомотива обеспечивается мощной аккумуляторной батареей, которая также обеспечивает одиночное движение газотурбовоза на расстояние до 80 км со скоростью до 50 км/ч без использования газовой турбины. Батарея заряжается от тягового генератора..

Новые технические решения в обеспечении безопасности движения и развитие системы сквозного планирования на полигонах закладывают основу для развития новых сегментов высокодоходного перевозочного бизнеса, к которому относятся контрейлерные перевозки.

Основным отличием российской платформы от аналогов является ее универсальность. Помимо автотехники, на платформе можно перевозить стандартные грузовые контейнеры, что значительно повышает гибкость ее эксплуатации. Конструкция платформы обеспечивает удобную и быструю разгрузку автоприцепов как своим ходом, так и с применением различных грузоподъемных механизмов. Одним из ключевых инновационных проектов, консолидирующим вопросы экономики, управления рисками, надежностью и безопасностью, является развитие системы УРРАН, которая вышла сейчас на качественно новый уровень. Определен состав ключевых показателей, разработаны методики и периодичность их расчета с учетом трех уровней управления. УРРАН стал составной частью системы поддержки принятия решений руководителями для оценки эксплуатационной деятельности инфраструктурных хозяйств, а также обоснования финансово-экономических и технологических эффектов при планировании и реализации инвестиционных проектов.

Важнейшим приоритетом деятельности Компании является повышение энергетической эффективности, поскольку рост стоимости энергоносителей значительно выше уровня индексации железнодорожных тарифов.

Выполнение соответствующих целевых программ и инвестиционных проектов позволило нам в этом году при росте приведенной работы на 2,5% увеличить объем потребления энергоресурсов только на 1,8% и тем самым снизить энергоемкость перевозочной деятельности с суммарным экономическим эффектом свыше 1,9 млрд руб.

Особое внимание уделено безопасности пассажиров. Центр оснащен системой интеллектуального видеонаблюдения. На широкоформатных экранах с высоким разрешением в режиме реального времени контролируется ситуация во всех помещениях и на прилегающей территории. Каждое нарушение разбирается с представителями правоохранительных органов. Кроме того, все остановочные платформы оборудованы кнопками экстренной связи. При чрезвычайной ситуации любой пассажир может вызвать сотрудников центра или по видеосвязи сообщить, что происходит на платформе.

ОАО «Российские железные дороги» является инициатором и создателем специального поезда - Передвижного выставочно-лекционного комплекса. В поезде в настоящее время девять выставочных вагонов, каждый из которых посвящен какому-либо инновационному проекту или компании, представляющей свои проекты.

Целью данного проекта является демонстрация научных и технических достижений в железнодорожной и смежных отраслях экономики страны. Актуальность проекта обусловлена отсутствием во многих регионах Российской Федерации научно-технических центров и политехнических музеев, технических учебных заведений и ограниченностью в возможностях получения экономически активным населением страны интересующей ее информации в области инновационного развития.

В выставочных вагонах представлены макеты современного подвижного состава ОАО «РЖД» и другой железнодорожной техники. Посетители могут ознакомиться с историей развития отечественного железнодорожного транспорта, а также с современной инфраструктурой железнодорожной сети страны.

Подводя итоги работы ПВЛК в 2011-2013 годах, можно с уверенностью сказать об успехе проекта. Интересная и познавательная экспозиция наряду с грамотным лекционным обеспечением дала возможность ознакомиться с тенденциями развития отечественной техники и технологий, а также железнодорожного транспорта.

Маршруты поезда были проложены по всей территории страны, где есть железные дороги. Поезд прошел по БАМу, побывал за Полярным кругом и в странах ближнего зарубежья - Беларуси и Казахстане. ПВЛК позволяет наглядно демонстрировать работу инновационной программы в действии, что способствует улучшению имиджа Компании.

Комплекс получил высокую оценку Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, президента Республики Бурятия В.В. Наговицына, вице-президента Европейской комиссии - Еврокомиссара по транспорту С. Калласа, делегации Национальной ассамблеи Республики Кения, премьер-министра Республики Беларусь М.В. Мясникова, участников саммита АТЭС в г. Владивостоке, XI Международного инвестиционного форума «Сочи-2012».

Заключение

Таким образом, можно сделать выводы, что инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Инновация- это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов, повышающих развитие и производство предприятия. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей.

Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.

Применительно к коммерческим организациям, инновация - это конечный результат инновационной деятельности по созданию и практическому освоению новшества в производственной или непроизводственной сфере, качественно отличного от предшествующего аналога, способствующего удовлетворению определенной общественной потребности и дающего ряд эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический эффект).

Для достижения своих целей по созданию и производству инноваций предприятие осуществляет инновационную деятельность.

Инновационную деятельность можно определить как целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию и производству инноваций.

Библиографический список

1.Курс экономической теории, А.В. Сидорович, учебное пособие - Москва: издательство «ДИС», 2010.

.Основы менеджмента, А.А.Радугин, учебное пособие - Москва: издательство «Центр», 2011.

.Инновационный менеджмент, С.Д. Ильенкова, учебно-практическое пособие, - Москва: МЭСИ, 2009.

.Управление инновациями, В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, - Москва: издательство «ИНФРА-М»,2010

.«Экономика и жизнь» №41, №43, 2008 г.

. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: ЭКЗАМЕН, 2010.

. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: Инфра-М, 2009.

. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельностью. - М.: КноРус, 2008.

.Городнов А.Г., Гаврилов А.И., Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2009.

. Янковский К., Мухарь И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб.: Питер, 2010.

.Официальный сайт ОАО «РЖД» http://www.rzd.ru/static/index.html?he_id=637

Похожие работы на - Инновационная деятельность предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!