Оценка рентабельности логистической системы ОАО 'Уфимское моторостроительное производственное объединение'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    149,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка рентабельности логистической системы ОАО 'Уфимское моторостроительное производственное объединение'

Содержание

Введение

. Экономическая сущность логистической системы и оценка её рентабельности

.1 Понятие и сущность логистической системы

.2 Эффективность функционирования логистической системы

.3 Критерии и методы оценки рентабельности функционирования логистической системы и её отдельных элементов

. Оценка рентабельности логистической системы на примере Открытого акционерного общества «Уфимское моторостроительное производственное объединение»

.1 Краткая характеристика предприятия

.2 Оценка рентабельности логистической системы

Заключение

Список литературы

Введение


Традиционное организационно-функциональное разделение бизнеса на предприятии (выделение структурных подразделений: производства, распределения, закупок, финансов и т.п.) неизбежно приводит к возникновению между структурными подразделениями конфликтных ситуаций по параметрам, относящимся к логистике. Такими параметрами в большинстве случаев являются: объемы закупок продукции, объемы запасов в складской сети, продолжительность составляющих цикла выполнения заказа, бюджет на выполнение логистических функций и операций, параметры систем управления запасами, ассортимент (номенклатура) закупаемой, хранимой и распределяемой продукции, показатели качества потребительского сервиса (надежность поставки, точность выполнения параметров заказа, доступность запасов) и т.п.

Межфункциональная логистическая координация представляет собой превентивный процесс согласования деятельности функциональных подразделений предприятия по параметрам конфликтов, относящихся к логистическим или перекрестным функциям, при планировании и управлении деятельностью логистической системы и предприятия в целом.

Значение логистических систем и технологий на предприятии возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков в ходе расширения деятельности предприятия (например, выхода на новые рынки) или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности. Качественная сторона эффективности производства и использования ресурсов характеризуется выбранным критерием. Критерий эффективности - характерный признак, на основании которого проводится оценка или определение эффективности.

Основной задачей курсовой работы является оценка рентабельности логистической системы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность логистической системы;

изучить эффективность функционирования логистической системы;

рассмотреть критерии и методы оценки рентабельности функционирования логистической системы и её отдельных элементов;

дать краткую характеристику анализируемого предприятия;

дать оценку рентабельности логистической системы.

Объект исследования - ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение».

При написании работы была изучена учебная литература, периодические издания, а также Интернет-ресурсы.

1.      Экономическая сущность логистической системы и оценка её рентабельности

 

.1 Понятие и сущность логистической системы


Одним из базовых в логистике является понятие логистическая система, которую по праву можно рассматривать как одну из самых ранних среди созданных человеком социально-экономических систем.

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система - это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Общепринятое определение логистической системы гласит: логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, которая выполняет те или иные логистические функции. Логистическая система включает несколько подсистем и имеет тесные связи с внешней средой. Логистическую систему можно представить и как промышленное предприятие, и как территориально-производственный комплекс в целом. Логистическая система используется для выработки стратегического планирования предприятия, взаимодействует с такими функциональными областями, как производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование. [4, с. 43]

При разработке логистической системы учитываются многие факторы, оказывающие на нее влияние. На предприятии логистическая система выполняет необходимые услуги с минимальными ассоциированными расходами, обусловленными выполнением логистических операций. Поэтому логистическая политика учитывает два фактора - необходимый уровень логистического сервиса и минимальную величину логистических расходов на его достижение, а целью логистического менеджмента является установление баланса между этими двумя составляющими, которые выгодны как потребителю, так и генератору материального потока.

Для изучения понятия «логистическая система» необходимо прежде всего исходить из анализа подсистем, формирующих систему, ее свойств и связей.

 <#"822613.files/image002.gif">

где R - рентабельность; Р - цена единицы продукции; С - себестоимость; Q - объем продукции; Kaв - авансированный капитал.

Другим понятием является рентабельность продукции, которая рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости:


где Rр - рентабельность продукции; Вр - прибыль от реализации продукции;

Ср - полная себестоимость продукции.

Себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Авансированный капитал - денежный капитал, предназначенный для приобретения средств производства, организации дела, осуществления бизнес проектов, обещающих принести в будущем прибыль.

Другими словами, рентабельностью предприятия называется превышение доходов над расходами на получение этих доходов.

Рентабельность может выражаться в абсолютных величинах, в этом случае она отражает положительный финансовый результат, т.е. прибыль. Рентабельность может измеряться и в относительных показателях, выражающих отношение полученного финансового результата к другим величинам, характеризующим объемы продаж (оборота), имущества, капиталов и т.п.

Независимо от применяемого измерителя рентабельности, ее уровень характеризуется тенденцией формирования двух основных потоков:

доходов от совокупной логистической деятельности;

расходов на логистическую деятельность предприятия.

Логистические процессы на предприятии всесторонне влияют на его экономику, поскольку они формируют потоки приходов и расходов.

Логистические процессы и их бесперебойность (особенно в сфере дистрибуции) могут быть непосредственным фактором повышения доходов от продажи изделий, товаров и услуг. Своевременная доставка соответствующего количества продуктов в указанное место считается основным параметром обслуживания клиента, обуславливающим удовлетворение его требований и противостояние конкуренции. [4, с. 159]

Логистические процессы влияют на формирование расходов на деятельность, продуктивность имущества, производительность труда, эффективность вложенных капиталов. Это определяется, в частности, следующими причинами:

в логистических процессах задействованы значительные основные средства в виде складских зданий и сооружений, транспортных средств, машин и оборудования для манипулирования и хранения продуктов. Это вызывает, с одной стороны, появление затрат, связанных с поддержанием и эксплуатацией перечисленного имущества, а с другой стороны - неизбежную упущенную прибыль от альтернативного размещения капиталов;

в процессах физического продвижения, а также в информационных

процессах задействовано большое количество работников, что вызывает значительные трудовые затраты;

материальные запасы как составляющая оборотных средств также существенно влияют на результаты логистической деятельности. Это влияние выражается в затратах на запасы и в капиталах, замороженных в запасах;

совокупность логистических процессов ведет к возникновению затрат, характеристика и структура которых обсуждалась на предыдущих занятиях.

С учетом этих причин можно утверждать, что влияние логистических процессов на финансовые результаты деятельности предприятия определяется, прежде всего, величиной затрат на них, а также объемами задействованных основных и оборотных средств.

Влияние логистики на финансовые результаты деятельности предприятия может исследоваться при помощи:

абсолютных показателей, которые позволяют определить влияние логистических затрат на образование прибыли, а также на изменения в задействованных ресурсах;

относительных показателей, характеризующих рентабельность предприятия.

Исследование того, как влияют логистические процессы на относительные показатели, характеризующие общую эффективность функционирования предприятия, ограничим показателями рентабельности, наиболее полно отражающими текущую (оперативную, эксплуатационную) деятельность предприятия. Рассмотрим два основных показателя рентабельности:

рентабельность оборота, которая рассчитывается по формуле:


где R0 - показатель рентабельности оборота; Z - прибыль от совокупной деятельности предприятия; P - доходы от совокупной деятельности предприятия.


где RМ - показатель рентабельности имущества; Мt - стоимость основных средств; М0 - стоимость оборотных средств.

Рентабельность имущества можно также представить в виде произведения оборота на скорость оборачиваемости средств, т.е.:


Влияние логистических процессов на формирование рентабельности можно определить путем выделения основных компонентов логистических процессов, влияющих на рентабельность, с последующим расчетом их влияния на изменение уровня рентабельности. К таким компонентам причисляют:

логистические затраты КL как часть совокупных расходов предприятия К;

стоимость задействованных в логистических процессах основных средств МtL как составную часть основных средств предприятия Мt;

стоимость материальных запасов Мz как составную часть оборотных средств М0 предприятия.

Таким образом, расходы на совокупную деятельность предприятия К можно представить в виде суммы логистических затрат КL и прочих затрат Кр.

Аналогично можно разделить на две части основные средства (Мtр + МtL) и оборотные средства (М0р + Мz).

С учетом выделенных слагаемых показатели рентабельности можно записать в виде


Для определения того, как на рентабельность влияет скорость оборачиваемости средств, оказывается более удобным представить показатель рентабельности в виде произведения рентабельности оборота на скорость оборачиваемости средств, т.е.


Для определения того, как изменяются показатели рентабельности в сопоставимые периоды (либо при другой базе сравнения), можно воспользоваться следующими формулами расчета прироста (снижения) рентабельности средств (базовый период обозначен индексом «1», анализируемый период - индексом «2»:



-

Для оценивания влияния конкретных факторов логистических процессов можно воспользоваться одним из методов экономического анализа (цепных подстановок). В этом случае можно исследовать, как влияют на показатели рентабельности конкретные логистические процессы при фиксации прочих факторов (оборот, затраты, средства) на базовом уровне. [3, с. 161]

2. Оценка рентабельности логистической системы на примере Открытого акционерного общества «Уфимское моторостроительное производственное объединение»

 

.1 Краткая характеристика предприятия


ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ. Предприятие основано в 1925 году, входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК «ОДК») - 100% специализированной дочерней компании ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами.

Дата создания предприятия - 17 июля 1925 года. В этот день Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве на базе мелких авторемонтных мастерских бывшего «Русского Рено» в Рыбинске завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26.

На 31.12.2013 г. уставный капитал Общества составлял 467 288 571 (четыреста шестьдесят семь миллионов двести восемьдесят восемь тысяч пятьсот семьдесят один) рубль и состоял из 467 288 571 (четырехсот шестидесяти семи миллионов двухсот восьмидесяти восьми тысяч пятисот семидесяти одной) обыкновенной именной бездокументарной акции номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая. Уставный капитал и размещенные акции оплачены полностью.

По состоянию на 31.12.2013 г. в системе ведения реестра владельцев акций ОАО «УМПО» зарегистрировано 6 710 физических и юридических лиц, в том числе 1 номинальный держатель. В отношении ОАО «УМПО» используется специальное право на участие государства в управлении Обществом («золотая акция»), которое от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Низкий по сравнению с другими предприятиями отрасли уровень производственных затрат ОАО «УМПО» обеспечивает работа по реструктуризации производственного процесса и оптимизации затрат, работа по принципам бережливого производства, удачное, с точки зрения логистики, географическое положение предприятия, развитая региональная система подготовки кадров и приемлемый размер средней заработной платы в регионе. [11]

Объем производства предприятия в 2013 году составил 25426 млн. рублей (без НДС), темп прироста товарного выпуска по отношению к 2012 году (в сопоставимых ценах) - 22,3%. Данная динамика является положительной тенденцией и свидетельствует об увеличение масштабов деятельности предприятия.

Рисунок 2.1 - Объем производства ОАО «УМПО» за 2009-2013 гг.

С динамикой основных финансовых показателей можно ознакомится в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика основных финансовых показателей

Наименование показателя

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

Выручка от реализации

19 517 901

20 562 456

25 425 446

Полная себестоимость

12 041 048

13 867 158

16 393 680

Чистая прибыль

900 047

844 394

2 125 856

 

Рисунок 2.2- Динамика основных финансовых показателей

Продукция анализируемого предприятия ОАО «УМПО» экспортируется в 8 стран мира, доля экспорта за 2012 год занимает 72,0% от общего объема производимой продукции (показатель включает объем продукции, произведенной для поставок внутри страны, предназначенной для изготовления продукции отгружаемой на экспорт, -самолетостроительные предприятия). Основные рынки сбыта продукции и услуг объединения в 2012 году представлены на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Доля рынка сбыта продукции ОАО «УМПО» за 2012г.

Рынок сбыта продукции предприятия в разрезе основных потребителей представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2. - Основные потребители продукции ОАО «УМПО»

Потребитель

Территориальное расположение

Доля рынка, %

ОАО «Корпорация «Иркут»

г. Москва

2,12

ОАО «Компания «Сухой»

г. Москва

1,70

ОАО «Комсомольское на Амуре Авиационное Производственное Объединение»

г. Комсомольск - на Амуре

1,91

ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова»

г. Новосибирск

2,54

Министерство Обороны РФ

г.Москва

7,00

ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие»

г. Кумертау

2,54

ОАО «Росвертол»

г. Ростов на Дону

0,74

Штаб ВВС Индии

Индия

8,20

Корпорация «Хиндустан Аэронаутикс Лимитед»

Индия

3,20

АОЗТ «Azaitechservice»

Азербайджан, г. Баку

Корпорация «LG»

Южная Корея, г. Сеул

4,10

Бюро закупок Главного управления международного сотрудничества Главного управления вооружения и военной техники НОАК

Китай, г. Пекин

17,30

Авторемонтные заводы

Россия

2,65


В 2011 году в составе ОАО «УК «ОДК» создан дивизион «Двигатели для боевой авиации», головным предприятием которого определено ОАО «УМПО». Дивизион возглавил управляющий директор ОАО «УМПО» А.В. Артюхов. В перечень основных продуктовых программ новой структуры включены перспективный двигатель для ПАК ФА, двигатели первого этапа для ПАК ФА (изделия 117/117С), семейства двигателей АЛ-31 и РД-33, двигатель АЛ-55И, а также ремонт двигателей для боевой авиации. [11]

ОАО «УМПО» участвует в Программе ОАО «УК«ОДК» по организации серийного производства вертолетных двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500, в том числе серийного производства деталей и сборочных единиц ремонтного группового комплекта (ДСЕ РГК) двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500, а также перспективных вертолетных двигателей.

2.2 Оценка рентабельности логистической системы


Для оценки рентабельности действующей логистической системы используем показатели, рассмотренные в теоретической части работы. Необходимые данные для расчетов отразим в таблице 2.1.

Таблица 2.2 - Показатели деятельности ОАО УМПО, тыс. руб.

Наименование показателя

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

Выручка от реализации

19 517 901

20 562 456

25 425 446

Полная себестоимость

12 041 048

13 867 158

16 393 680

Чистая прибыль

900 047

844 394

2 125 856

Объем производства

195 170

207 870

254 260

Собственный капитал

5 719 745

6 667 993

9 351 083

Прибыль от совокупной деятельности

10 093 901

12 892 839

1397827

Доходы от совокупной деятельности

 9890298

10938921

1298392

Стоимость основных средств

 2 444 856

2 557 648

3 191 464

Стоимость оборотных средств

16 207 824

23 506 830

27 898 724


Рассчитаем показатели рентабельности используя формулы из параграфа 1.3 данной работы. Все расчеты сведем в таблицу (таблица 2.3)

Таблица 2.3- Показатели рентабельности

Наименование показателя

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

Рентабельность производства

61,69

67,44

64,48

Рентабельность оборота

91,95

83,70

90,33

рентабельность имущества

48,75

38,34


Построим график (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Показатели рентабельности

экономический логистический рентабельность

Как уже было сказано, влияние логистических процессов на формирование рентабельности можно определить путем выделения основных компонентов логистических процессов, влияющих на рентабельность, с последующим расчетом их влияния на изменение уровня рентабельности. К таким компонентам причисляют: - логистические затраты КL как часть совокупных расходов предприятия К;

стоимость задействованных в логистических процессах основных средств МtL как составную часть основных средств предприятия Мt;

стоимость материальных запасов Мz как составную часть оборотных средств М0 предприятия.

Таким образом, расходы на совокупную деятельность предприятия К можно представить в виде суммы логистических затрат КL и прочих затрат Кр.

Аналогично можно разделить на две части основные средства (Мtр + МtL) и оборотные средства (М0р + Мz).

Исходя из вышеприведенных расчетов и вышесказанного становится понятно, что изменение затрат в логистической системе будет являться предпосылкой изменения рентабельности всего производственного процесса.

В качестве мероприятии по повышению эффективности работы логистической системы можно предложить:

сокращение времени выполнения цикла заказа на поставку материальных ресурсов;

повышение качества менеджмента заказов на поставку материальных ресурсов - своевременное и качественное обеспечение производства материальными ресурсами и требуемым сервисом с минимальными потерями при доставке заказов;

уменьшение запасов в цепи ≪снабжение-производство≫ и содействие снижению запасов во всей интегрированной цепи;

увеличение отдачи средств на вложенный капитал, в том числе возврат инвестиций, вложенных в складское хозяйство, грузопереработку, транспортировку и инфраструктуру;

повышение параметров надежности организации поставок материальных ресурсов и сокращение удельного веса отбракованных материалов и т.д.

Заключение


В зарубежной и отечественной практике существуют разнообразные подходы к оценке эффективности логистической системы. Некоторые непосредственно связаны с понятием цепочек ценностей, другие с комплексным рассмотрением локальных и глобальных критериев эффективности логистических систем.

Логистические процессы влияют на формирование расходов на деятельность, продуктивность имущества, производительность труда, эффективность вложенных капиталов. Это определяется, в частности, следующими причинами:

в логистических процессах задействованы значительные основные средства в виде складских зданий и сооружений, транспортных средств, машин и оборудования для манипулирования и хранения продуктов. Это вызывает, с одной стороны, появление затрат, связанных с поддержанием и эксплуатацией перечисленного имущества, а с другой стороны - неизбежную упущенную прибыль от альтернативного размещения капиталов;

в процессах физического продвижения, а также в информационных процессах задействовано большое количество работников, что вызывает значительные трудовые затраты;

материальные запасы как составляющая оборотных средств также существенно влияют на результаты логистической деятельности. Это влияние выражается в затратах на запасы и в капиталах, замороженных в запасах; - совокупность логистических процессов ведет к возникновению затрат, характеристика и структура которых обсуждалась на предыдущих занятиях. С учетом этих причин можно утверждать, что влияние логистических процессов на финансовые результаты деятельности предприятия определяется, прежде всего, величиной затрат на них, а также объемами задействованных основных и оборотных средств.

Список литературы


1.      А.Н. Воронков; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 168

2.      Аникин, Б.А. Логистика <http://oz.by/books/more.phtml?id=10313091&partner=oz6342958> / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.

.        Воронков, А.Н. Логистика: основы операционной деятельности: учебное пособие /

.        Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.Семененко А.И., В.И.Сергеев. Логистика. Основы теории: учебник для вузов. − СПб.: Союз, 2003. - 544 с. − (Высшее образование)

.        Логистика. Продвинутый курс: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - Москва: Юрайт, 2011. - 734 с.

.        Логистика: учебное пособие / [Б. А. Аникин и др.]. - Москва: Проспект, 2011. - 405, [1] с.

.        Основы логистики: [теория и практика] / [В. В. Щербаков и др.]. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2009. - 426 с.

.        Основы логистики: учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. - Москва: КноРус, 2010. - 575 с.

.        Степанов, В. И. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" и экономическим специальностям / В. И. Степанов. - Москва: Проспект, 2010. - 487 с.

.        Добронравин Е.Р <http://www.creativeconomy.ru/authors/13034/> «Идеальная» логистическая система и рентабельность материального потока. Российское предпринимательство» № 11 Вып. 2 (196) за 2011 год <http://www.creativeconomy.ru/mag_rp/archive/14288/>, cтр. 138-141.

.        <http://www.umpo.ru/>

Похожие работы на - Оценка рентабельности логистической системы ОАО 'Уфимское моторостроительное производственное объединение'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!