Состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь

Введение

малый бизнес нормативный правовой

Современный бизнес развивается с каждым днем, задавая предпринимателям все больше и больше сложных вопросов, на которые им предстоит найти оптимальные ответы. Мировой финансовый кризис заставил предпринимателей пересмотреть свои взгляды на организацию эффективного бизнеса. Глобальное снижение прибыли ставит владельцев компаний на единственно верный путь сохранить свои предприятия от банкротства - оптимизировать затраты на производство.

Мировой финансовый кризис уже показал, что бизнес менеджмент далеко не во всех сферах эффективен. Компании, представляющие сферу услуг, первыми ощутили, что такое неэффективный и много затратный менеджмент.

Еще одной особенностью современного менеджмента можно назвать высокую степень саморазвития персонала, необходимую для успешной работы в компании. Постоянное развитие экономики мира толкает владельцев компаний на выделение средств на повышение квалификации персонала. Грамотный менеджмент - это всегда плюс и дополнительная прибыль в будущем.

В настоящее время предпринимательство является предметом глубоких и разносторонних исследований - оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами. Редкий обществоведческий журнал проходит мимо данной тематики, а некоторые периодические издания специализируются на ней целиком. Ученые и публицисты обсуждают проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развития предпринимательства, его современным статусом и общественными функциями, перспективами дальнейшего развития.

Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.

Объектом исследования является совокупность малых предприятий Республики Беларусь как единого целого.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между малыми предприятиями и государством в силу необходимости их совместного поиска рациональных решений для развития малого бизнеса.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ деятельности малых предприятий в нашей стране, выявление причин вмешательства государства в сферу малого бизнеса и необходимость оказания поддержки предпринимательству.

Для достижения цели работы в исследовании последовательно решаются следующие задачи:

-рассмотреть понятие малого бизнеса и его место в национальной экономике;

-проанализировать современное состояние малого предпринимательства в РБ;

-рассмотреть пути государственной поддержки малого бизнеса.

Следует отметить, что в научных публикациях освещаются, как правило, только отдельные аспекты данной проблемы. Наиболее содержательными для раскрытия данной темы оказались работы А. Гламбоцкой, И.А. Костевича, Д.В. Мелешкина, В.Н. Синкевича. В.А. Швандара, И.С. Шумских и др. исследователей.

В ходе исследования были использованы законодательные и нормативно-правовые акты Республики Беларусь по вопросам регулирования и поддержки предпринимательской деятельности, публикации различных авторов, отражающие отдельные проблемы и аспекты развития предпринимательства в Республике, а также данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

В процессе исследования были использованы такие методы общенаучного познания, как экономико-статистические методы, методы сравнения, агрегирования и математического моделирования, аналитической группировки и др.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при дальнейшей разработке вопросов, касающихся оказания поддержки малому бизнесу в условиях его затруднительного развития.

1. Теоретические основы малого бизнеса

.1 Понятие и терминология малого бизнеса

В современном обществе бизнес, особенно наиболее динамичная его часть - малый бизнес, рассматривается как эффективный инструмент развития рыночного хозяйства и форма экономической активности населения. Чем больше способных и умелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются все ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие.

В принятой в республике нормативной терминологии нет понятия бизнес. Однако в литературе, периодической печати, оно получило широкое распространение. По определению отечественных и зарубежных исследователей процессов рыночной экономики, бизнес как вид экономической деятельности - это свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода.

Малое предпринимательство является особым типом предпринимательства, которое отличается от других размером предприятий, численностью работающих, отраслевой принадлежностью.

Малое предприятие - это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции [20, c.64]. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно совершаемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.

Основными признаками предпринимательства, отличающие его от других форм экономической деятельности, является самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений.

Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности), и юридические лица со среднесписочной численностью работников [12, c.59]:

-в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

-в сельском хозяйстве, включая фермерские хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;

-в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

-в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек;

-в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек [ст.3 закона РБ]

Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут также выступать в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.

Наряду с частным и индивидуальным допускается также коллективное предпринимательство. На сегодняшний день наиболее распространёнными организационно-правовыми формами являются: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере. Полным является товарищество, участники которого заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества служат вклады его участников. Во втором случае, наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладом и они не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности.

Следующая группа коммерческих предприятий малого бизнеса: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) учреждается одним или несколькими лицами. Уставный фонд разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники общества с дополнительной ответственностью солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, которые определяются учредительными документами общества.

Широко распространенной формой малого бизнеса являются акционерные общества. Его участники, т.е. акционеры, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут быть двух видов: открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу, но при всём этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков [5, c.50].

В закрытом же акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами.

Своеобразной организационно-правовой формой предприятий малого бизнеса являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии.

В особом ряду среди организационно-правовых форм предприятий малого бизнеса стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество государственных и муниципальных предприятий находится соответственно в государственной и муниципальной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

1.2 Место малого предпринимательства в экономике

Роль и значение малого бизнеса с методической точки зрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей [3, c.43]:

-доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

-доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

-доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

-доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

-доли малого бизнеса в экспорте продукции;

-доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

-доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

-доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55% [21].

Малый бизнес в России стал развиваться с 1988 г., но особенно интенсивно - начиная с 1990 г. На начало 2005 г. уже насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые предприятия в России уже создают 10-11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей - более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5-6 раз, а следовательно, в России далеко не использован имеющийся огромный потенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы благоприятные условия, в том числе оказана государственная поддержка развитию малого бизнеса [10, c.4].

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям [24]:

-в снижении уровня безработицы;

-в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

-в улучшении качества обслуживания;

-в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

-в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

-в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

-в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Таким образом, роль малого бизнеса в экономике: во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку - в отличие от крупных - они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой перекрываются достоинствами малого бизнеса.

2. Оценка деятельности малого бизнеса в экономике Республики Беларусь

2.1 Нормативно-правовое регулирование малого бизнеса в стране

Поддержка развития малого бизнеса в Беларуси - один из государственных приоритетов. И за последнее время в этом направлении сделано немало - власти разных уровней постоянно держат руку на пульсе развития предпринимательства. На текущий момент правовое поле в этом направлении признано одним из самых развитых в СНГ. Только за последний год появилось около десятка актов, не только облегчивших налоговое бремя отечественного бизнеса, но и упростивших бумажные вопросы. А некоторые указы и постановления и вовсе придали предпринимательству новый вектор развития.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь была утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 год, направленная на стимулирование развития предпринимательского сектора экономики. Отныне его совершенствование будет осуществляться через упрощение нормативной правовой базы, оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов, а также развитие механизмов производственной кооперации субъектов малого предпринимательства с крупными промышленными предприятиями, направленных на повышение конкурентоспособности малых предприятий, их производственного и инновационного потенциала.

Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 1 «Об упрощенной системе налогообложения», в соответствии с которым право на применение упрощенной системы предоставляется коммерческим организациям со средней численностью работников до 100 человек (ранее предельная численность работников составляла не более 15 человек). Документ определил, что коммерческие организации со средней численностью работников до 15 человек освобождаются от ведения бухгалтерского учета, для них упрощается статистическая отчетность. Хотя стоит отметить, что в соответствии с указом пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения предусмотрены только для организаций и ИП, работающих в сельских населенных пунктах, преобразованных в агрогородки, а также в отдельных поселках городского типа и городах с численностью населения до 50 тыс. человек.

Согласно еще одному Указу главы государства «Об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения», некоторые позиции предыдущего документа были пересмотрены. Указ постановил, что организации со средней численностью работников, не превышающей 5 человек, и ИП, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход при применении упрощенной системы налогообложения.

В Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2010-2012 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь, предусмотрены меры по развитию малого и среднего инновационного предпринимательства в регионах, малых и средних городских поселениях, созданию субъектов инновационной инфраструктуры, привлечению организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых научно-технических программах и инновационных проектах. Кроме того, в рамках Государственной комплексной программы развития малых и средних городских поселений на 2010-2012 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь, предусмотрены меры, направленные на поддержку субъектов предпринимательской деятельности в малых и средних городах и сельских населенных пунктах, которые включают несколько пунктов. Это не только освобождение организаций и ИП, проживающих на селе, от уплаты отдельных видов налогов и таможенных пошлин на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, но и возможность прямой продажи имущественных комплексов госорганизаций в размере 20 % от их оценочной стоимости конкретным юридическим лицам под инвестиционные проекты.

Также с целью создания привлекательных условий для развития предпринимательства в сельской местности 20 декабря 2007 года главой государства был подписан Декрет № 9 «Об отдельных вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов», предусматривающий в числе прочих стимулирующих мер освобождение действующих и вновь создаваемых организаций и ИП в сельских населенных пунктах от уплаты ряда налогов и сборов, в том числе и снижение платы за получение специальных разрешений (лицензий) в течение 2008-2012 годов, а также возможность получения банковского кредита для реализации инвестпроектов не более 20 тыс. в эквиваленте без обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.

Однако наиболее значимым результатом законодательной деятельности прошлого года стало упрощение порядка совершения госорганами и организациями административных процедур в отношении юрлиц и ИП. В августе 2007 года было принято постановление правительства № 1102 «О мерах по упрощению административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», определившее общие понятия и основные принципы государственной политики в сфере совершения административных процедур, основные критерии упрощения административных процедур, а также постановления правительства, утвердившие исчерпывающие перечни административных процедур, совершаемых республиканскими органами государственного управления и иными госорганизациями, подчиненными правительству, в конкретных сферах правоотношений. В результате проведенной работы из 901 административной процедуры были отменены 58, упрощены путем объединения - 20, а по 158 процедурам был сокращен перечень документов, представляемых для их совершения, и сокращены сроки по 125.

А в конце декабря 2007 года был подписан Декрет главы государства № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11», предусматривающий упрощение процедуры госрегистрации и ликвидации юрлиц и ИП, в том числе переход на заявительный принцип госрегистрации субъектов хозяйствования, сокращение сроков государственной регистрации, перечня предоставляемых документов. В целях совершенствования и упрощения процедуры получения специальных разрешений на осуществление отдельных видов деятельности с учетом практики реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно этому документу были упрощены отдельные лицензионные процедуры и значительно сокращен перечень предоставляемых документов для их совершения.

Самым главным законодательным направлением года стала координация работы, связанной с переходом индивидуальных предпринимателей в ЧУП. И основная задача нормативно-правовой работы была тесно увязана с минимизацией финансовых и временных затрат в этом процессе. Однако нормами Указа Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 года № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем ЧУП и его деятельности» было предусмотрено, что применение заявительного принципа госрегистрации будет происходить по принципу одного окна. Кроме того, документ освободил ИП от уплаты сборов, пошлин за нотариальное удостоверение копии устава и иных платежей, а ЧУП - от уплаты ряда платежей за осуществление регистрационных и иных процедур на этапе создания предприятия. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 496 «О совершенствовании порядка создания индивидуальными предпринимателями частных унитарных предприятий и их деятельности» был дополнительно разрешен ряд вопросов, связанных с созданием ЧУП. В их число попали не только упрощение ведения ЧУП кассовых операций, передача товаров ИП в уставный фонд и погашение задолженности по платежам в Фонд социальной защиты, но и ряд других.

Перерегистрироваться в ЧУП решили 17 % «индивидуалов» из числа использующих труд наемных работников. Этими предпринимателями были поданы заявления на регистрацию 11 тыс. ЧУП. Кроме того, сегодня отмечается и рост числа создаваемых иных организационных правовых форм.

Для создания дополнительных условий осуществления предпринимательской деятельности Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 29 декабря 2007 года № 685, предусматривающий продление срока перехода индивидуальных предпринимателей к деятельности в форме ЧУП в упрощенном порядке до 1 марта 2008 года (без продления срока вступления в силу ограничения по найму индивидуальным предпринимателем только близких родственников) и снижение до 31 декабря 2009 года в два раза размера штрафов за административные правонарушения, которые могут быть совершены унитарными предприятиями.

2.2 Современное состояние и вклад малого бизнеса в экономику Республики Беларусь

Развитие белорусского законодательства в области предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательская способность в нашей стране пока не рассматривается как фактор производства белорусской экономики, присутствующий как в государственном так и в негосударственном секторе; как в малых, так и в средних и крупных предприятиях.

Становление предпринимательской деятельности проявляется в развитии новых форм хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Негосударственный сектор экономики республики по состоянию на 01.01.2008г. составил около 400 тыс. субъектов хозяйствования, в том числе 278 тыс. юридических лиц и 126 тыс. индивидуальных предпринимателей [19, c.8].

Негосударственный сектор экономики республики крайне неоднороден по своему составу и по степени общественного признания. Первую группу, насчитывающую чуть больше 3 тыс. субъектов хозяйствования и объединяющую 25% трудоспособного населения страны составляют средние и крупные акционерные общества, арендные и коллективные предприятия, возникшие на старте разгосударствления и приватизации республиканской и коммунальной собственности. По сути это полугосударственные структуры. Их представители с предпринимателями себя не идентифицируют, как правило, имеют высокий статус в обществе, участвуют в экономической и общественно-политической жизни страны. В основном это предприятия так называемого реального сектора промышленности, строительства, транспорта, сельхозпереработки.

Ко второй группе можно отнести вновь созданные частные предприятия. Это как правило, малые и средние предприятия, занятые в реальном секторе экономики, специализированной оптовой и розничной торговле, сфере услуг, науке и научном обслуживании. Отказываясь от сиюминутной выгоды, данные предприятия, как правило, вкладывают средства в основной капитал. Они не входят в состав государственных министерств и концернов, не имеют своих людей и связей, чтобы обеспечить защиту своих интересов и прав. Кровно заинтересованы в формировании правового общества и готовы активно участвовать в общественно-политической жизни региона и страны. Но государственные структуры препятствуют продвижению представителей этой группы в органы представительной и исполнительной власти, общественному признанию их заслуг или достижений. Их признают лишь как источник средств для решения местных проблем - ремонта школ, помощи сельскохозяйственным предприятиям во время уборочной кампании, финансирования праздников и т.д.

Третью группу составляет самая многочисленная и динамичная часть негосударственного сектора. В основном это малые предприятия и индивидуальные предприниматели с основным видом деятельности - неспециализированная оптово-розничная торговля, финансовые и посреднические услуги, бытовые услуги и т.п.. Такие предприятия имеют довольно нестабильный бизнес и работают под постоянной угрозой закрытия, а поэтому не производят вложений в основной капитал, действуют по схемам, обеспечивающим быстрый оборот средств. В нормальной экономической и правовой ситуации они могли бы пополнять вторую группу - золотую середину негосударственного сектора. [5, c.91] Но в сложившихся условиях происходит, скорее обратный процес - переход от легального законопослушного бизнеса к полулегальному и нелегальному бизнесу.

Большинство предприятий предпринимательского сектора - малые предприятия. Малые предприятия независимо от формы собственности ориентированы на предпринимательские принципы хозяйствования - получение прибыли. Поэтому их относят к предпринимательскому сектору.

К началу 2011г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8%. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2011г. - 42,9%, среди предприятий промышленности 22% малых, среди строительных предприятий - 11,8%, среди транспортных предприятий -5,3%. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2010г. составила 308 тыс. человек. 37,9% от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7% - на предприятиях торговли и общественного питания [14, c.21].

При оценке динамики показателей развития малого предпринимательства необходимо учитывать, что статистические показатели в различные периоды времени рассчитывались по разным методологиям сбора и обработки информации, а также по разным критериям определения объекта статистического наблюдения. Сопоставимой такая информация стала только с 2005 г. (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Количество малых предприятий (МП) и численность работающих в них по отраслям экономики РБ в 2005-2011 гг.

ПоказательГод20052006200720082009201020111.ВСЕГО МП, тыс. ед:24,126,828,327,829,028,531,0Численность работников тыс чел280,5326,9385,8380,6384,7288,6308,42. В промышл-сти тыс. ед.4,45,05,95,96,06,26,8Численность работников тыс чел77,2105,2137,6141,4139,5107,5116,93. На транспорте, тыс. ед.1,11,31,61,61,61,51,7Численность работников тыс чел10,616,729,930,229,618,719,34. В строительстве тыс. ед. 2,63,03,33,23,43,23,7Численность работников тыс чел58,159,758,056,357,342,247,95. В торговле и общественном питании тыс ед 11,612,912,111,912,912,713,3Численность работников тыс чел94,1100,295,793,0100,5102,5108,06. В других отраслях, тыс ед. 4,04,55,55,215,14,85,6Численность работников тыс чел40,445,264,759,757,917,616,2

Примечание - Источник: [23].

Вместе с тем и к этой статистике следует относиться с осторожностью, так как она отражает фактически зарегистрированные малые предприятия, многие из которых реально не ведут хозяйственную деятельность и находятся в стадии ликвидации, которая в условиях Республики Беларусь продолжается не менее трех лет.

Известны случаи, когда предприятия не могут закрыться пять-семь и более лет только потому, что налоговые службы перегружены текущими проверками и не могут уделить внимания хозяйственным структурам, уже давно прекратившим деятельность, но которые продолжают учитываться статистикой.

В сельском хозяйстве республики имеется всего 2,3 тыс. фермерских хозяйств, за 9 лет их количество сократилось почти на четверть. При этом выживают преимущественно крупные хозяйства (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Развитие фермерских хозяйств в Республике Беларусь

2006г2007г2008г2009г2010г2011гЧисло хозяйств302925252397239924932318Площадь предоставленных им земельных участков, тыс га62,482,893,2130,1179,7171,2В том числе сельскохозяйственные земли53,172,181,7113,8155,9148,9Средний размер земельного участка га20,632,838,954,272,173,9Примечание - Источник: [24].

Малое предпринимательство в республике развито слабо: на тысячу жителей приходится 3 малых предприятия, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Европейского союза в среднем - 30, в США- 74 [18, c.50].

Происходит вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса. В высокотехнологичных отраслях частных предприятий очень мало. В отрасли «наука и научное обслуживание» количество малых предприятий сократилось с 537 в 2005 г. до 266 в 2010 г. Их удельный вес составляет всего 0,9% от общего количества малых предприятий в республике. При этом численность работающих на малых предприятиях отрасли «наука и научное обслуживание» уменьшилась в 3,3 раза - с 6,6 тыс. чел. в 2005 г. до 2,0 тыс. чел. в 2010 г. В предпринимательском секторе наметилась тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации работников. Поэтому они создают относительно мало добавленной стоимости и не обеспечивают высокий уровень заработной платы [8, с. 52].

Если на протяжении большей части 90-х годов предпринимательская деятельность расширялась достаточно высокими темпами, то с конца 90-х годов развитие этого сектора стало замедляться в связи с введением различных ограничений предпринимательства.

Наиболее широко использовались следующие способы сдерживания развития предпринимательской деятельности [11, c.129]:

а) введение дополнительных требований при получении разнообразных разрешений, лицензий, согласований на различных уровнях. Из опасения быть обвиненными в получении взяток чиновники государственных органов управления предпочитают отказывать в выдаче разрешений под любым благовидным предлогом. Вместе с тем у чиновников есть доверенные фирмы, которые обеспечивают предпринимателям решение всех проблем с выдачей лицензий и т.п., но за значительную дополнительную плату;

б) искусственное завышение платы за аренду помещений. Введено правило, согласно которому при отсутствии договора аренды предприятие не регистрируется или закрывается (если оно уже начало функционировать);

в) максимально жесткий подход налоговых органов к предпринимательским хозяйственным структурам при одновременном предоставлении послаблений государственным предприятиям. Сдерживающим фактором в развитии предпринимательства в Беларуси является также выраженный фискальный характер действующей системы налогообложения предпринимателей. Такая ситуация объясняется неравноправным положением государственных и частных предприятий. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросла на 24%.

Недовольство предпринимателей вызывает не только количество уплачиваемых сборов и размеры их ставок, но и частые изменения в налоговом законодательстве, сложность изложения в инструктивных материалах, острая нехватка методических пособий и рекомендаций, чрезмерная частота проверок. Результатом этого являются налоговые нарушения, чаще всего имеющие непреднамеренный характер. Согласно сделанным специалистами Института экономики НАН Беларуси расчетам, общие потери одного субъекта хозяйствования, связанные с проведением разного рода контрольных проверок (прежде всего со стороны налоговых органов), составляют в среднем в год 1,7 тыс. долл. В расчете на общее число субъектов малого предпринимательства эти потери в целом по стране за год составляют примерно 50 млн. долл. Жесткий подход налоговых инспекций приводит к банкротству предпринимательских структур, поскольку многие из них оказываются не в состоянии платить начисляемые налоги;

г) ограничение возможностей реализации производимой предпринимательскими структурами продукции контролируемым государством предприятиям. В Беларуси лишь около 17% малых и средних предприятий реализуют большинство своей продукции крупным предприятиям, в отличие от 35% в Украине, 27% - в Латвии и 38% - в России. Одновременно введены ограничения на приобретение предпринимателями товаров, производимых на государственных предприятиях. Ряд товаров вообще запрещается отпускать предпринимателям, а по другим видам продукции обычно требуют предоплату, в то время как отгрузка государственным предприятиям производится без предварительных условий.

Таким образом, предпринимательские структуры в настоящее время находятся в более сложных по сравнению с предшествующими годами условиях. Рентабельность их деятельности снижается, а возможности развития ограничиваются. Однако не следует думать, что органы государственного управления допускают стратегический просчет из-за недооценки значимости негосударственного сектора экономики. Политика в отношении этого сектора объясняется принятой в Республике Беларусь институциональной экономической моделью.

2.3 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства, именно по этой причине я включил этот вопрос в свою курсовую работу. К тому же существенную роль в финансировании предпринимательской деятельности играет именно государство.

Государственная политика финансовой поддержки предпринимательства должна быть основана на максимальном привлечении местных средств и ресурсов, строиться таким образом, чтобы координировать ресурсы банков, государственных органов и крупных компаний в деле оказания помощи предпринимателям.

Как показывает мировой опыт, для развития предпринимательства необходимы следующие условия [9, c.129]:

-правовые гарантии беспрепятственной экономической деятельности, основанные на гражданском, хозяйственном праве и антимонопольном законодательстве;

-стимулирование развития мелкого предпринимательства с помощью льготных условий (кредита, налоговой политики и т.п.);

-система государственных органов и механизмов финансовой и управленческой поддержки;

-развитие приоритетных отраслей и производств.

В соответствии с Законом РБ от 16 октября 2006 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» [1] и Указом Президента РБ от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [2] государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

-формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

-создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

-введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой продукции;

-поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

-организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

-реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

-организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства [17, c.53]:

-разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представляют их в установленном порядке правительству республики;

-организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;

-обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;

-создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;

-готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местного бюджетов для поддержки предпринимательства.

Целью программ государственных органов является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на государственном уровне необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей [22]:

-открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

-постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

-значительное расширение прав и возможностей субъектов Республики Беларусь и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;

-формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;

-организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;

-обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур.

3. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

.1 Проблемы развития малого бизнеса в Беларуси

Ни для кого не секрет, что в кризис наиболее незащищены именно частные предприниматели. Впрочем, и в спокойное время малому бизнесу в Беларуси не было легко. Можно выделись все же основные причины, тормозящие развитие частного бизнеса в нашей стране.

) Высокие налоги. С 1 января 2012 года Беларусь вошла в единое экономическое пространство с Россией и Казахстаном. При этом у нас гораздо выше отчисления в Фонд социальной защиты населения (34% против 26% в России и 11% в Казахстане), выше налог на добавочную стоимость, на прибыль и еще несколько. В таких условиях, если власти законодательно не уравняют цифры налогов с российскими и казахскими, предпринимателю невыгодно будет заниматься бизнесом в Беларуси.

) Семейный бизнес. Согласно законодательству, индивидуальные предприниматели могут нанимать на работу лишь родственников. Естественно, такие кадровые ограничения очень мешают. Причем, в России и Казахстане они отсутствуют.

) Слабая поддержка государства. Опять же по сравнению с Россией и Казахстаном финансовая помощь государства в развитии малого бизнеса очень низкая. До недавнего времени в бюджеты как общереспубликанский, так и местные, не была заложена статья расходов на поддержку предпринимательства. Лишь 4 октября 2011 года М. Мясникович заявил, что теперь такая финансовая помощь оказываться будет. Правда, эти деньги достанутся далеко не всем, а лишь тем предприятиям, которые докажут свою полезность. При этом форма собственности значения не имеет.

) Неравные условия для государственного и частного бизнеса. То есть, в Конституции РБ записано одно, на деле же госсектор всегда имеет преимущество. Сейчас, к примеру, предприятия не отдают на реализацию частным предпринимателям мясные и молочные продукты, предпочитая работать с государственными торговыми организациями.

) Отсутствие своей собственности у предпринимателей. Абсолютное большинство предпринимателей малого и среднего бизнеса - арендаторы. Не имея своей собственности, такой бизнес не имеет также шансов на инвестиции. В правительстве обещают, что ситуация будет меняться, но как и когда - еще неизвестно.

) Госзаказы достаются только госсектору. В России обязательно минимум 10% госзаказов достается частному сектору, в нашей стране пока квота не установлена, а следовательно и большие деньги, выплачиваемые за госзаказы, проходят мимо малого бизнеса.

) Государство забирает валюту. Как известно, 30% валютной выручки предпринимателей выкупает государство по курсу Нацбанка. Для многих эта цифра критична. Открывать валютные счета за рубежом предпринимателям сегодня запрещено.

) Высокие штрафы. Многие эксперты отмечают, что несмотря на многочисленные попытки навести порядок в контроле за малым бизнесом, там по-прежнему много неясностей, а штрафы по суммам могут быть настолько высокими, что приводят к разорению.

Малый бизнес нелегко начать и трудно ликвидировать из-за бюрократических и юридических проволочек. После прочтения этих фактов удивление вызывает то, что есть все же смельчаки, начинающие свое делов этой стране. Пожелаем им удачи и скорых перемен к лучшему.

3.2 Факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства. Перспективы развития малого предпринимательства

Решающую роль в становлении и развитии малого бизнеса в республике играют как внешние, так и внутренние факторы и условия, а именно:

-высокий уровень экономической интеграции с зарубежными странами;

-привлечение иностранных кредитов, займов;

-прямые иностранные инвестиции;

-степень развития рыночных отношений, состояние инфраструктуры, уровень использования созданного производственно-экономического потенциала, трудовые и природные ресурсы.

Осуществить резкую переориентацию импорта и экспорта в ближайшее время не представляется возможным. Для приобретения сырья и материалов на новых рынках необходима валюта, которой сейчас явно недостаточно. Поэтому республика должна сохранять рынки сбыта своей продукции в странах СНГ и особенно в России. В будущем в связи с проводимой структурной перестройкой экономики будут созданы объективные предпосылки для постепенной интеграции со странами Центральной и Западной Европы.

Важное значение для расширения экспортного потенциала, модернизации производства при создании малых форм бизнеса имеет привлечение иностранных кредитов, займов, прежде всего на валютно-окупаемой основе, а также прямых иностранных инвестиций. Республика оказалась в положении, когда она не может серьезно повлиять на экономическую ситуацию, не привлекая нетрадиционные источники финансирования. Сотрудничество республики с международными фондами поддержки предпринимательства, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком и его филиалом международной финансовой корпорацией, Международным агентством по гарантиям и инвестициям создает возможность для получения кредитов на особо льготных условиях для реализации социально-экономических программ.

Для создания эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы [18, c.49]:

-самостоятельная законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства в их отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы; минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

-специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные организации поддержки предпринимательства (фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие структуры);

-финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения предпринимательства производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу предпринимательства ;

-учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

-создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации МСП.

-государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению сектора малого предпринимательства к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение проблем занятости, миграция населения).

Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

-создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;

-содействие решению основных проблем малых предприятий;

-ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

-применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;

-сокращение числа лицензированных видов деятельности;

-гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

-гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;

-расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

-активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

-создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям.

В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.

Заключение

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

В ходе написания курсовой работы было рассмотрено понятие малого бизнеса и его место в национальной экономике, проанализировано современное состояние малого предпринимательства в РБ, рассмотрены пути государственной поддержки малого бизнеса.

Малый бизнес играет важную роль в экономике нашей страны. За последние три года число унитарных предприятий возросло, в отличии от других организационно-правовых форм, где наблюдается обратный процесс. Наиболее распространенными стали предприятия, занимающиеся торговлей и общественным питанием, промышленностью и строительством. Благодаря высоким темпам экономического роста , предпринимательской активности и мобильности субъектов малого бизнеса, в стране значительно увеличился выпуск промышленных и потребительских товаров и услуг, а также образовались новые рабочие места, что поспособствовало снижению количества безработных лиц. А это еще раз подтверждает тот факт, что малый бизнес является важнейшим источником экономического роста в Республике Беларусь.

Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство, что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, а это в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивированного разработками, проводимыми фирмами малого предпринимательства.

К началу 2011г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8%. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2011г. - 42,9%, среди предприятий промышленности 22% малых, среди строительных предприятий - 11,8%, среди транспортных предприятий -5,3%. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2010г. составила 308 тыс. человек. 37,9% от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7% - на предприятиях торговли и общественного питания.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь развито слабо: на тысячу жителей приходится 3 малых предприятия, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Европейского союза в среднем - 30, в США- 74.

Сопоставительный анализ современных тенденций в развитии предпринимательства, исследование первопричин активизации малых форм бизнеса свидетельствуют об идентификации протекающих процессов в различных экономических системах, сходности прогнозов и перспектив, что дает основания считать неправомерной ранее распространенную теоретическую постановку вопроса о преходящей роли мелкого производства, которое не прекращает своего существования по мере развития производительных сил, а приобретает качественно новое содержание на каждом эволюционном витке всей системы отношений и культуры общества в целом.

В ряду важнейших условий развития предпринимательства находится формирование нормативно-правовой базы, ориентирующей не на приоритет исполнительных действий, а на инициативную форму поведения хозяйствующих субъектов с установлением мер ответственности и гарантий. При этом следует:

во-первых, совместить интересы экономического роста с разнонаправленными устремлениями предпринимателей;

во-вторых, предельно ограничить вмешательство государства в предпринимательскую деятельность, допуская подобные действия только на основе законодательства;

в-третьих, посредством налоговой и структурной политики исключить факторы, сдерживающие естественное формирование структур малой экономики, разнообразия хозяйственных взаимопроникновений, обеспечить свободный процесс увеличения или уменьшения размеров субъектов предпринимательства;

Предпринимательский сектор должен основываться как на создании новых форм, так и на разгосударствлении экономики, приватизации собственности, преобразовании государственных предприятий в негосударственные. В качестве частичной, промежуточной приватизации может использоваться метод контрактации государства с субъектами малого бизнеса, предполагающего подряд на выполнение определенного объема работ заданного качества и установленного уровня издержек. В мировой практике известен и может быть использован у нас способ передачи на определенных условиях производства каких-либо товаров с правом пользоваться государственной собственностью.

Список использованных источников

бизнес предпринимательство правовой

1О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397.

2О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 25 мая 2009 г. N 1/10713.

Атапина Н., Как помочь малому бизнесу в Беларуси /Атапина Н./ Финансы, учёт, аудит -2010. - №4.- С.43.

Аферовский Д.А., Предприниматели нуждаются в инвестициях / Аферовский Д.А. / Предпринимательство в Беларуси - 2009. - №10. - С.51.

Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 253с.

Гламбоцкая А., Козаржевский П., Белорусский бизнес 2011: состояние, тенденции, перспективы Беларуси: Развитие предпринимательств. / Гламбоцкая А., Козаржевский П./ Предпринимательство в Беларуси. - 2111. - №2. - С.8-9.

Гриб В.С., Предпринимательство - болезнь, которую не надо лечить / Гриб В.С./ Предпринимательство в Беларуси .- 2009. - №10. - С.22-26.

Гулинский Я., Лицкевич О., Инфраструктура инновационного предпринимательства и трансфера технологий. Польский опыт. / Гулинский Я., Лицкевич О./Белорусский экономический журнал. - 2009 - №3 - с.50-59

Дадалко С.В. Развитие предпринимательства в Беларуси. - Мн., 2002. - 260 с.

Крум Э.В., Сенько А.Н., Развитие предпринимательства в России и Беларуси: опыт и проблемы. / Крум Э.В., Сенько А.Н./ Предпринимательство в Беларуси. - 2010. - №36. - С.4-6.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь, 2011: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь / И.А. Костевич, Д.В. Мелешкин, В.Н. Синкевич. - Минск, 2011. - 153с.

Настольная книга предпринимателя.//Под ред. А.Н. Ботян, И.И. Верховодко и др. - Мн.: Бизнесконсалт, 2008. - с.239.

Никитенко П., Лученок А., Предпринимательство в белорусской институциональной модели. - Мн.: Общество и экономика, 2010. - № 9. - С.21

Певзнер А.Г. Новое о малых предприятиях. - М.: АО Факт", 2009. - с.173.

Проблема развития малого предпринимательства в РБ / И.С. Шумских // Менеджмент и маркетинг. Сборник научных трудов / Белорусский государственный экономический университет. - Минск, 2009. - С. 422-424.

Пушкарев А.В. Состояние и перспективы развития малых предприятий в Беларуси. // Квартальный бюллетень клуба экономистов. Вып.2. Мн. «Пропилеи», 2011. - С.54-82

Состояние и перспективы развития малых предприятий в Беларуси // Квартальный бюллетень клуба экономистов / А.В. Пушкарев. - Вып.2. - Минск: «Пропилеи», 2007. - С. 49-73.

Телевич Н.М. Развитие деловой активности населения и возможности ее реализации в Республике Беларуси: Развитие предпринимательств. // Предпринимательство в Беларуси. - 2010. - №2. - С.8-9.

Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. В. С. Автономова и др.; Под общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

Ведение бизнеса в Беларуси: проблемы, барьеры и способы их преодолении // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://www.3dway.org/node/8009).

Государственная поддержка малого предпринимательства в 2009 году / Белорусский Бизнес Портал [Электронный ресурс]. - Минск,2007. - Режим доступа: http://www.belbusinessportal.by/. - Дата доступа: 21.10.2009.

Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларуси // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://minstat.gov.by).

Платформа национального бизнеса Беларуси// [Электронный ресурс]. - Режим доступа:(http://allminsk.biz/content/view/65/).

Похожие работы на - Состояние малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!