Естественные монополии и методы регулирования их деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    653,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Естественные монополии и методы регулирования их деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.О. СУХОГО»

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»







Курсовая работа

по макроэкономике

Тема: Естественные монополии и методы регулирования их деятельности







Гомель 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий

.2 Проблемы регулирования естественных монополий в Беларуси

.3 Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий

. МЕСТО ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Особенности естественных монополий в Беларуси

.2 Анализ и последствия деятельности естественных монополий

.3 Основные показатели естественных монополий в РБ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Естественные монополии - важнейшая часть современной экономики. Они являются частью инфраструктуры, которая обслуживает производство. Каждому грамотному человеку необходимо знать хотя бы основные положения из теории естественных монополий.

Сферы естественных монополий подвижны. Они, то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым.

Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Предмет изучения - естественные монополии Республики Беларуси.

Объект исследования - функционирование естественных монополий в Республике Беларусь и регулирование их со стороны государства

Целью данной курсовой работы выступает изучение такой формы организации рынка как естественная монополия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

дать определение понятию «естественная монополия» и выявить причины ее возникновения;

рассмотреть опыт промышленно развитых стран в области регулирования естественных монополий;

изучить естественные монополии и их место в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы использованы материалы таких учёных как: Акулов В.Б., Борисов Е.Ф., Джуха В.М., Дадалко В.А., Лемешевский И.М., Райзберг Б.А., Савицкая Е.В. И др.

Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

В моей работе речь пойдет о естественных монополиях и способах их регулированиях, поэтому стоит поподробнее остановиться на том, что же такое естественная монополия?

Практически во всех странах есть группы отраслей, выведенных из-под действия антимонопольных законов. Это так называемые отрасли прямого регулирования, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положения производителей, независимо от формы собственности. Они известны также как "Естественные монополии".

Речь идет о тех видах деятельности, в которых по техническим причинам и иным условиям не может быть конкуренции. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки, а продукцией пользуются практически все и потребителей нужно защищать от дискриминации и монопольно высоких цен [7, с. 367-369].

Естественная монополия - тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, характеризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производства, таким как трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций. В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого рода монополии, создавая при этом систему мер (контроль за ценой и качеством блага, определение набора предоставляемых услуг), противодействующих реализации монополистом имеющейся рыночной власти [18, с. 197].

Естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности [14].

Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен.

Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями. Рассмотрим, например, городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. Следовательно, принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, так как оно привело бы к росту средних издержек (издержек на единицу продукции), а значит, и к росту цены единицы продукции. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Именно поэтому существование естественных монополий не запрещено антимонопольными законодательствами. В то же время правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Например, правительство может контролировать качество услуг и цены, устанавливаемые естественными монополиями [15, с. 188-189].

Естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.

В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования - трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь - не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам.

Естественно, что предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро -, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установлении государственного контроля деятельности таких экономических субъектов. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.

Естественные монополии для выбора оптимальной государственной политики подразделяются на временные и постоянные, что имеет существенное значение. Случай постоянной естественной монополии характеризуется наличием возрастающей отдачи от масштаба при любом объеме производства и показан на рис. 1.1. Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами.

Рис. 1.1 - Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия

Фирму, которая пользуется преимуществами отдачи от масштаба лишь при определенной величине спроса, принято называть временной естественной монополией. Временная естественная монополия имеет место, если до определенного объема производства (Q* на рис. 1.2) эффект отдачи от масштаба положительный, а затем отрицательный. Кривая средних затрат в этом случае имеет U`-образную форму и при возможном росте спроса монополия перестанет быть естественной, появятся возможности для входа новых фирм в отрасль и развития конкуренции [1, с.258].

Рис. 1.2 - Преимущество существования одной фирмы в отрасли

Примером может быть междугородная телефонная связь. В США, например, увеличение спроса на услуги междугородной связи привело к дерегулированию этой отрасли. Единый монополист, компания AT&T, был разукрупнен, и в настоящее время услуги дальней связи являются конкурентным сектором.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

Рассмотрим теперь баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).

“Плюсы”:

возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,

возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,

возможность использования достижений научно-технического прогресса,

возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,

возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью [1, с.356].

“Минусы”:

возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,

возможность блокировать технический прогресс,

возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,

возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает - “плюсы” или “минусы”. Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает [2].

Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом - регулированием естественной монополии.

В качестве вывода выделим: естественная монополия - тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, характеризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производства.

Естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска.

Одной из особенностей естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Рассмотрев баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии). Стало видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Разрешить существующие противоречия общество может регулированием естественной монополии.

2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий

Регулирование целесообразно осуществлять с целью защиты интересов потребителей товаров и услуг, и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей, относящихся к естественным монополиям, их регулирование следует направить на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке.

Основными задачами экономической политики в сфере регулирования являются:

совершенствование системы ценообразования на основе ее поэтапной либерализации, осуществляемой по мере формирования конкурентных рынков;

организация контроля за финансовыми потоками субъектов хозяйственной деятельности;

регулирование уровня и структуры цен (тарифов) на сохраняющихся неконкурентных рынках в данной сфере;

придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений между их участниками, публичности цен (тарифов) и правил их определения, введения единых правил "доступа к сети" на не дискриминационной основе;

создание нормативной базы регулирования на локальных рынках и системы эффективного регулирования деятельности субъектов естественных монополий регионального и местного уровней;

определение особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий [8, с. 147-148].

В Законе Республики Беларусь" О естественных монополиях" от  16 декабря 2002 г. №162-3 мы можем видеть следующее.

Статьи 7 и 8 гласят:

"Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе следующих принципов:

гласности и открытости методов государственного регулирования;

адресности государственного регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;

обеспечения защиты прав потребителей [10].

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:

регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, которое осуществляется посредством установления фиксированных, предельных цен и порядка их определения и применения;

определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) установлением минимального уровня их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах.

Определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и уполномоченными им республиканскими органами государственного управления, а также местными исполнительными и распорядительными органами".

Однако направления, государственного регулирования естественных монополий для каждой отрасли несколько отличаются. Рассмотрим каждую из отраслей.

Электроэнергетика.

Основным направлением деятельности правительства должно быть формирование конкурентной среды в сфере производства электрической и тепловой энергии наряду с совершенствованием государственного регулирования услуг естественных монополий в электроэнергетике (передача и распределение электрической и тепловой энергии).

В этих целях предусмотрены создание единой нормативной и правовой базы, разработка мер государственного воздействия для привлечения инвестиций в электроэнергетику, развитие системы ценообразования и договорных хозяйственных отношений в электроэнергетике и электроснабжении потребителей. Важно принять меры по совершенствованию противо-затратного механизма в энергетике с целью недопущения необоснованного роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Газовая промышленность и газоснабжение.

Государственное регулирование естественных монополий в отрасли целесообразно осуществлять с учетом сохранения в среднесрочном периоде организационно-производственного единства, способствуя созданию выгодных условий для привлечения отечественного иностранного капитала в строительство новых газовых трубопроводов.

Связь.

В целях развития конкуренции и стимулирования появления предпосылок для эффективного функционирования предприятии связи предполагается демонополизация объектов, обеспечивающих распространение программ телевидения и радиовещания.

Целесообразно осуществление поэтапного сближения тарифов на одноименные услуги по категориям потребителей.

Железнодорожный транспорт.

Необходимо принять комплекс мер по реформированию исторически сложившейся системы управления и эксплуатации железнодорожного транспорта и повышению его эффективности[8, с. 150-151].

2.2 Проблемы регулирования естественных монополий в Беларуси

Как же происходит регулирование естественных монополий в нашей стране? Чтобы узнать об этом, следует обратиться к официальным данным.

Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента (ИПМ) совместно с Немецкой экономической группой (GET) в Беларуси провели мониторинг инфраструктуры Беларуси (МИБ). По результатам этого мониторинга авторы пришли к выводу, что "Естественные монополии Беларуси нужно реформировать, иначе они не будут работать эффективно".

Мониторинг представляет собой анализ изменений в 4 секторах инфраструктуры - в железнодорожном транспорте, дорожном хозяйстве и автомобильном транспорте, электроэнергетике и газовом секторе (о последнем мы поговорим подробнее).

Авторы мониторинга, фокусируют внимание на трех основных областях реформ: коммерциализации и приватизации, реформе тарифной политики и регулирующих и институциональных изменениях. Пока существенного прогресса в реформировании данных секторов не достигнуто, констатируют они. Более того, традиционное отношение к предприятиям инфраструктуры как государственным привело к тому, что реформы данного сектора практически не коснулись.

Некоторые положительные тенденции по результатам прошлого года авторы мониторинга отметили в энергетическом и газовом секторах. Однако для того чтобы предприятия этих отраслей могли работать стабильно и эффективно, нужно идти дальше - реформировать естественные монополии.

Примером можно взять газовую отрасль в Беларуси. Газовый сектор Беларуси представлен газотранспортным предприятием ОАО "Белтрансгаз" (отвечает за транспортировку газа в Беларусь и транзит газа за ее пределы) и госконцерном "Белтопгаз" (занимается распределением и продажами газа конечным потребителям внутри страны). Транспортировка и распределение газа белорусским потребителям выглядит так. Сначала "Газпром" или независимые российские поставщики поставляют газ "Белтрансгазу", а затем "Белтрансгаз" отпускает его концерну "Белтопгаз". После чего областные сбытовые предприятия концерна (облгазы) осуществляют распределение и сбыт газа конечным потребителям и населению.

Цена газа на всех этапах формируется по методу "издержки плюс": к закупочной цене газа на территории страны "Белтрансгаз" добавляет 20-25%, а затраты, прибыль и налоги концерна "Белтопгаз" составляют еще 20-25%. В результате население покрывает затраты на 150%

Пытаясь снизить затраты национальных производителей за счет использования дешевого российского газа, Беларусь увеличила долю потребления газа в топливно-энергетическом балансе страны с 43% в 1990 г. до 79% в 2003 г. Сейчас газ для производства электроэнергии используют 95-97% электростанций концерна "Белэнерго".

Велика роль газа и в промышленном секторе. Самые крупные потребители газа, такие, как "ГродноАзот", могилевское "Химволокно", "Нафтан", являются крупнейшими экспортерами и налогоплательщиками. Нехватка газа для страны означает не только нежелательные экономические последствия, но несет и политические угрозы: 90 городов из 104 и 57 поселков городского типа из 110 отапливаются газом.

Газ играет одну из определяющих ролей в белорусской экономике и поэтому очень важно правильно осуществлять регулирование этой отрасли. Вот что постановили авторы исследования на этот счет.

В последние годы в Беларуси был достигнут значительный прогресс в области покрытия затрат газовых предприятий за счет тарифов для предприятий и населения. Однако для стабильной работы предприятий газового сектора этого явно недостаточно.

Нужны реформы в сфере функционирования отрасли. Ибо только более гибкая организация газового сектора будет способствовать привлечению инвестиций, стимулировать снижение издержек и поможет приспособиться в перспективе к новым, более высоким ценам на российский газ.

Первый шаг в этом направлении - совершенствование процедуры установления тарифов путем разделения тарифа на транспортировку и сбыт газа внутри системы концерна "Белтопгаз".

Вторым шагом должно стать создание независимого регулирующего органа с компетенцией определения цен на газ для потребителей. Это станет первым элементом системы контроля ("сдержек и противовесов") того уровня цен, при котором, по мнению газовых компаний, покрываются затраты.

Кроме того, для стимулирования мотивации и роста эффективности регулирующий орган должен изменить нынешний подход в формировании тарифов "издержки плюс" на метод "ценового потолка". Этот третий шаг означает, что регулирующий орган вместо нормативов затрат и прибыли для транспортных и сбытовых компаний установит для них максимальную цену, которая и явится стимулом для снижения затрат и увеличения прибыли.

Наконец, необходимо отделить функции сбыта и распределения газа путем разделения концерна "Белтопгаз" на предприятие, владеющее распределительной сетью, и предприятие, непосредственно продающее газ конечным потребителям. Это внесет элементы конкуренции в газовый сектор, в том числе и за счет предоставления доступа к распределительным сетям потенциальным конкурентам по транспортировке и продажам газа [4].

Говоря о проблемах регулирования естественных монополий в нашей стране, стоит сказать, что проблемой регулирования естественных монополий является повышение эффективности государственного регулирования цен в отраслях, которые принадлежат естественным монополиям.

Ещё одной, и самой острой проблемой для нашей страны является тесная связь государственного регулирования монополий и создания конкуренции на не монопольных рынках. Для решения этой проблемы нужно сделать упор на совершенствование системы регулирования, в том числе ценового в сферах естественных монополий, дерегулирование видов деятельности, не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции. Для нашей страны это актуально, и на данный момент большинство рынков находятся под влиянием государства, и это препятствует развитию на них конкуренции.

2.3 Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий

Рассмотрим опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий на примере России.

В России регулирование естественных монополий осуществляют, прежде всего, МАП России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О естественных монополиях", "О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", "О федеральном железнодорожном транспорте", указ Президента РФ "О некоторых мерах по регулированию естественных монополий" (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования [6, c.14].

Одним из направлений государственного регулирования естественных монополий в России является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает, в частности, разделение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой монополии имеются сопутствующие производства, которые по существу монополиями не являются. Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.

Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений [16].

Этот принцип регулирования очень схож с белорусским. Однако эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти. И в этом Беларусь не так сильно преуспела, как её восточная соседка. В России существует межведомственная комиссия по подготовке планов структурной реформы естественных монополий.

Вышеупомянутая комиссия изучает функционирование федерального и региональных рынков продукции (услуг) предприятий. Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие решений Правительства РФ, вносятся в установленном порядке [3, c. 358], [20, c. 342].

Регулирование естественных монополий целесообразно осуществлять с целью защиты интересов потребителей товаров и услуг и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Однако для различных сфер деятельности (газоснабжение, теплоэнергетика, водоснабжение) нужны разные подходы и разные методы регулирования.

Одной из главных проблем регулирования естественных монополий в Республике Беларусь является проблема тесной связи рынков, требующих государственного регулирования и рынков, требующих развития конкуренции. В нашей стране регулированию подвергнуты многие сферы деятельности, в которых предпочтительно государственное невмешательство.

Опыт зарубежных стран в области регулирования естсетвенных монополий, я рассмотрела на примере России. В России регулирование естественных монополий осуществляют, прежде всего, МАП России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России).

3. МЕСТО ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Особенности естественных монополий в Беларуси

монополия экономический политика беларусь

Во многих странах существуют предприятия-монополисты, существуют естественные монополии, однако если присмотреться то существуют некоторые особенности наших, "отечественных монополий".

Проанализировав Закон Республики Беларусь "О естественных монополиях" от 16 декабря 2002 г. №162-3, были найдены некоторые моменты, которые, на мой взгляд, тем или иным образом выделяют естественные монополии Беларуси среди других.

В статье 4 вышеупомянутого Закона написано:

"Субъекты естественных монополий вправе: вносить в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий предложения по вопросам, затрагивающим их деятельность и правовой статус" [10].

Это говорит о том, что законом нашей страны предусмотрена "обратная связь" между предприятием-монополистом и органом регулирования его действий. Т.е. не только государство решает как развивать предприятие, но и сам субъект естественной монополии вправе что-либо "подсказать", предложить что-либо, повлиять на дальнейшее развитие отрасли, самого предприятия.

предоставлять равные условия потребителям товаров, произведенных (реализуемых) в условиях естественных монополий, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

обеспечивать качественное обслуживание потребителей с учетом цен, установленных органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий" [10].

Отсюда мы можем сделать вывод о том, что в нашем государстве деятельность естественных монополий сильно акцентирована на потребителя. Для них предусмотрены и скидки, и обеспечено качественное обслуживание, а также органы регулирования внимательно следят за тем чтобы цены были сбалансированы и доступны.

Также об этом свидетельствует глава номер 6 настоящего Закона:

"Субъекты естественных монополий, кроме случаев, установленных законодательными актами, не вправе:

отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий при наличии у них возможности произвести (реализовать) такие товары;

взимать за произведенные (реализуемые) товары плату, превышающую размер, установленный органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий" [10].

Можно судить о том, что законодательная система нашего государства по отношению к естественным монополиям построена таким образом, что во всех отношениях работа монополистов направлена именно на конечного потребителя, то есть на нас, граждан республики Беларусь.

3.2 Анализ и последствия деятельности естественных монополий

Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике Беларуси. Их влияние на экономику страны велико в связи с тем, что естественные монополии - это "затратообразующие" отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции.

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии.

Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики.

Например, для России естественные монополии имеют очень большое значение. На долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России. Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.

Рассмотрим ситуацию в Беларуси. Возьмём, например, такие отрасли как транспорт и связь. По данным Национального статистического сборника видно, что 15% прибыли организаций Беларуси приходится на две отрасли (табл. 3.1). Это значит, что они играют очень важную роль в экономике республики Беларусь, приносят хороший доход государству.

Если посмотреть на строку "Номинальная начисленная заработная плата", она показывает отношение номинальной начисленной заработной платы работников к среднереспубликанской. Анализируя данные, можно видеть, что этот показатель в графе "Транспорт" составляет 107%, а в графе "Связь" - 117%. Это значит что люди, работающие в этих отраслях получают достойную заработную плату.

Таблица 3.1 - Удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в общереспубликансих социально-экономических показателях


Обратимся к другой статистике. В таблице 3.2 мы видим удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в производстве валового внутреннего продукта. В сумме эти две отрасли составляют около 10% ВВП Беларуси. Мы взяли на рассмотрение только лишь 2 отрасли, а их гораздо больше, и доля ВВП Беларуси, следовательно, для всех естественных монополий нашей страны будет намного больше. Это значит, что роль естественных монополий в экономике нашей страны если не велика, то довольно существенна [13, c.143],[19, c. 19].

Таблица 3.2 - Удельный вес отраслей "Транспорт" и "Связь" в производстве валового внутреннего продукта


Если говорить о последствиях деятельности естественных монополий, то важным фактором, определяющим высокую роль системы естественных монополий в социально-политической жизни страны, является чрезвычайно высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В условиях опережающего роста цен на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое положение и приводит к нежелательным социальным последствиям [13, c. 144],[19, c.20].

3.3 Основные показатели естественных монополий в РБ

Рассмотрим положение естественных монополий в Республике Беларусь на примере предприятий железнодорожного транспорта и связи.

Так, в 2013 году пассажирооборот составил 2,4 млрд пасс/км, что на 22,4% больше ,чем в 2012 году. Перевозки грузов в 2014 году составили 2587,0 млн. тонн, что на 18% меньше, чем перевозки последнего квартала 2012 года. Чистая прибыль от деятельности железнодорожного транспорта в 2013 году получена в размере 4 372 млрд. руб. Приведенные данные показывают незаменимость железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров и грузов. Данные по услугам связи представлены в таблице. Основные показатели доходности предприятий связи в РБ.


2011г

2012г

2013г

Доходы от услуг связи (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)




Всего

7247,9

12136,9

15285,9

Услуги почтовой связи

581,2

1074,8

1555,6

Услуги электросвязи

6 654,8

10 907,9

13 477,1

Чистая прибыль, млрд. руб.

2 564

5 596

4 372


Выделим в качестве вывода следующее:

Законом нашей страны предусмотрена "обратная связь" между предприятием-монополистом и органом регулирования его действий. В нашем государстве деятельность естественных монополий сильно акцентирована на потребителя. Таким образом, законодательная система нашего государства по отношению к естественным монополиям построена таким образом, что во всех отношениях работа монополистов направлена именно на конечного потребителя, то есть на нас, граждан республики Беларусь.

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики. Роль естественных монополий в экономике нашей страны если не велика, то довольно существенна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практически во всех странах есть группы отраслей, выведенных из-под действия антимонопольных законов. Это так называемые отрасли прямого регулирования, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положения производителей, независимо от формы собственности. Они известны также как "Естественные монополии. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен.

Естественная монополия - тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, характеризующихся устойчиво растущей экономией от масштаба производства.

Естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, так как конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, ибо поддержание конкуренции потребовало бы существования многих мелких фирм с небольшими рыночными долями.

Естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска.

Одной из особенностей естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Рассмотрев баланс “плюсов” и “минусов” в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии). Стало видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Разрешить существующие противоречия общество может регулированием естественной монополии.

Регулирование естественных монополий целесообразно осуществлять с целью защиты интересов потребителей товаров и услуг и повышения экономической эффективности деятельности субъектов естественной монополии. Однако для различных сфер деятельности (газоснабжение, теплоэнергетика, водоснабжение) нужны разные подходы и разные методы регулирования.

Одной из главных проблем регулирования естественных монополий в Республике Беларусь является проблема тесной связи рынков, требующих государственного регулирования и рынков, требующих развития конкуренции. В нашей стране регулированию подвергнуты многие сферы деятельности, в которых предпочтительно государственное невмешательство.

Нашей стране, на мой взгляд, стоит посмотреть на опыт наших соседей в этом вопросе и перенять важные и полезные вещи, чтобы не допускать таких же ошибок.

Опыт зарубежных стран в области регулирования естественных монополий, я рассмотрела на примере России. В России регулирование естественных монополий осуществляют, прежде всего, МАП России и Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (ФЭК России).

Законом нашей страны предусмотрена "обратная связь" между предприятием-монополистом и органом регулирования его действий. В нашем государстве деятельность естественных монополий сильно акцентирована на потребителя. Таким образом, законодательная система нашего государства по отношению к естественным монополиям построена таким образом, что во всех отношениях работа монополистов направлена именно на конечного потребителя, то есть на нас, граждан Республики Беларусь.

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики. Роль естественных монополий в экономике нашей страны если не велика, то довольно существенна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 50 лекций по микроэкономике (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=48&r=2&z=1.

. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m150/21.htm

. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. -- 480 с.: ил.

. Белорусский рынок // [Электронный ресурс]. - 2013. Режим доступа: http://www.br.minsk.by/print.php?article=22390.

. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учебное пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.

. Ворожейкина Н.Н. Естественные монополии и особенности их государственного регулирования в России / Ворожейкина Надежда Николаевна. - СПб., 2001. - 18 с.

. Джуха B. M., Панфилова Е. A. Д 42 Микроэкономика: учебное пособие для студентов вузов. - Москва: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004. - 256 c. (Серия "Учебный курс")

. Дадалко В.А. Реформирование экономики республики Беларусь в 5ч., ч.4. - Мн.: "Армита-Маркетинг, Менеджмент", 2007 - 450с.

. Закон Республики Беларусь "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий" от 28 декабря 2010 г. № 206-З.

. Лемешевский И. М. Микроэкономика: основы микроанализа и белорусская практика. Полный курс. Учебное пособие для студентов эконом. Специальностей вузов. - 4-е изд., доп. и перераб. - Минск: ФУАинформ, 2010. - 672 с.

. Микроэкономика: учебное пособие // И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Мн: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006. - 389 с.

. Палковская Е. М., И. С. Шестакова, С. Э. Ермалович, Н. М. Логинова. "Транспорт и связь в республике Беларусь". - Национальный статистический комитет республики Беларусь, 2011. - 152 c.

. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с. Режим доступа: http://enbv.narod.ru/text/Econom/ses/str/0138.html

. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. - М., 2002. - 302с.

. Система государственного управления. // [Электронный ресурс]. - 2013. Режим доступа: http://bibliotekar.ru/upravlenie-6/73.htm.

. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. - 304 с.

. Транспорт и связь. Статистический сборник. - Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2014. - 126 c.

. Экономический журнал ВШЭ, 1998, №3. - 439 c.

Похожие работы на - Естественные монополии и методы регулирования их деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!