Государственное регулирование российского рынка труда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    822,55 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование российского рынка труда

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова"

Кафедра экономической теории








Курсовая работа по дисциплине "Макроэкономика"

на тему:

"Государственное регулирование российского рынка труда"

Выполнил студент 1 курса,

группы 190-15 факультета ВШ ГТСИ

Моспанов Е.С.

Научный руководитель:

Селезнёв Александр Захарович

доктор экономических наук, профессор


Москва 2014

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы российского рынка труда

1.1 Понятие и структура рынка труда

1.2 Характеристика и особенности российского рынка труда

Глава 2. Государственное регулирование российского рынка труда

2.1 Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда

2.2 Методы государственного регулирования рынка труда

2.3 Перспектива регулирования занятости населения и снижение безработицы в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест смягчения последствий безработицы.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью системного анализа с целью выработки теоретических и практических рекомендаций, направленных на осуществление эффективной политики государства на российском рынке труда.

Субъекты российского рынка труда еще только накапливают опыт работы в условиях рыночной экономики. Они нуждаются в концептуальном и научно-методическом обеспечении, что позволит улучшить эффективность государственного регулирования рынка труда. Тем самым исследование фундаментальных и прикладных проблем развития и регулирования рынка труда показывает потребности не только экономической науки, но и хозяйственной практики.

Целью данной работы является исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

В соответствии с целью, были выделены следующие задачи:

.        Изучить литературу о рынке труда

россия рынок труд регулирование

2.      На основании теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о том, что представляет собой российский рынок труда

. Изучить цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда 4. Рассмотреть методы государственного регулирования 5. Проанализировать перспективы регулирования занятости населения и снижение безработицы в России.

Курсовая работа основана на нормативно-правовых актах и федеральных законах Российской Федерации. Теоретические вопросы работы раскрыты при использовании различной правовой и периодической литературы, учебных пособий по экономике, электронных ресурсов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

Глава 1. Теоретические основы российского рынка труда

1.1 Понятие и структура рынка труда


Рынок труда, как система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.

Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.

Согласно определению Международной организации труда, которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, т.е. на заработную плату.

Рынок труда имеет ряд особенностей. К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда (рыночные механизмы управления персоналом на производстве).

Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами, каковыми являются: предприниматели, трудящиеся и государство.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы - с другой. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты программ развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.

Структура рынка труда:

) субъекты рынка труда;

) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов.

Субъекты рынка труда - наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Второй компонент - экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д.

Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости - разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции (рис 1).

 

Рисунок 1. Взаимосвязь основных элементов рынка труда. 

Безработица и социальные выплаты, связанные c ней, - необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом "O занятости населения в Российской Федерации" предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще в начале XIX в., a социальные выплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основным элементом инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду c ней развиваются негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, биржа труда для инвалидов и т.д.).

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения.

Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, a также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.  Таким образом, рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, а также состоящая из субъектов рынка труда, экономических программ, юридических норм, рыночной инфраструктуры, безработицы и социальных выплат.

1.2 Характеристика и особенности российского рынка труда


Рынок труда в России как органическая часть рыночной экономики формируется в беспрецедентной обстановке - после длительного исторического периода приостановки действия рыночного механизма регулирования экономики в результате перехода к плановой централизованно управляемой системе хозяйства, в которой факторы производства не являлись товаром.

Адекватная этой системе практика общественной организации труда и занятости не может быть одномоментно ликвидирована или приспособлена к требованиям рыночного механизма регулирования пропорций производства и занятости, заменена одной из привлекательных моделей западного мира, являющихся логическим следствием длительной эволюции системы рыночного хозяйства в условиях цикличности его развития.

Рынок труда в России в значительной степени разбалансирован: существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;

ощущается острая нехватка работников и специалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;

значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства;

высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин; страна обособлена от мирового рынка труда рабочей силы.

Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.

Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости от стажа работника. Работники многих предприятий получали в своем коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работы на одном месте. Это привязывало работников к предприятию. Наличие подобных льгот формирует российский внутренний рынок труда.

Россия по многим исходным параметрам рыночной экономики существенно отличается от индустриально развитых стран Запада и Востока, на опыт которых в области регулирования процессов занятости и рынка труда принято сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.  Российский рынок труда формируется в условиях, когда важнейшие элементы его самонастройки - цена рабочей силы, уровень душевого потребления населения - не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что уже изначально деформирует такие важные компоненты рынка труда как спрос и предложное. Активизация экономической реформы в России, сопровождающаяся изменением уровня и механизма финансирования затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, переход к свободному ценообразованию, рост инфляции привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости, что имеет своим следствием дальнейшее снижение роли механизма самонастройки, основанного на стоимостных отношениях в организации рыночной среды.

Реформирование в системе занятости России находится в процессе - формируется российская модель рынка труда, учитывая историко-социальные условия развития страны и ее регионов, а также все атрибуты смешанной экономики.

Значимой особенностью российского рынка труда является его региональная доминанта поскольку формирование рыночного механизма функционирования экономики, включая рынок труда, заметно сместилось на региональный уровень. Основная нагрузка работы с населением по поводу занятости выполняется региональными службами занятости. Идет процесс территориальной сегментации рынка труда со специфическими характеристиками. Децентрализация рынка труда усиливает значение региональной сферы занятости как основной составной части воспроизводства регионального хозяйственного комплекса, воспринимающего на себя функции регулирования.

Характеризуя в целом состояние рынка труда в России, важно знать, как проявляются на нем отдельные составляющие - спрос и предложение. Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния "стабильности", характерной для 80-х годов нашей экономики, в стадию "неопределенности", а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий).

Что касается второй стороны рынка труда - предложения рабочей силы, то оно растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах занятости.

Глава 2. Государственное регулирование российского рынка труда

 

.1 Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики в области регулирования рынка труда


Государственное регулирование рыночной экономики в современной экономической теории впервые обосновал Дж. Кейнс. Он, в частности, писал:". расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждению инвестировать. я. защищаю. как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и как условие для успешного функционирования личной инициативы".  Важными факторами, обусловливающими активное государственное вмешательство, выступают также количественный и качественный состав трудовых ресурсов и тенденции, на него влияющие. Сюда можно отнести расширение масштабов рынка труда, рост числа лиц, получающих только заработную плату, изменение характера и уровня потребностей работников и т.д.

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда (рис 2), а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационно-образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

 

Рисунок 2. Спрос и предложение на рынке труда

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться:

·        экстенсивно

·        интенсивно.

Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия:

·        прямое

·        косвенное.

Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное на спрос.

С целью регулирования занятости и безработицы, государство может применять целый комплекс методов, в частности экономических, административных, идеологических, законодательных, организационных и др.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опыт США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф. Рузвельта: "Расходы во имя собственного спасения", с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.

Целенаправленное воздействие на организационный аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров. Одним из важнейших направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб трудоустройства, первые из которых появились в последней трети XIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической конъюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

В России государство выступало и будет выступать крупнейшим работодателем. Хотя во многом отраслевая структура государственного сектора дублирует частный, она не заменяет, а дополняет деятельность частного капитала, выполняя те функции, которые общественно необходимы, но по тем или иным причинам не являются объектами приложения частного капитала. Занятость в государственном секторе не служит гарантией от безработицы.

2.2 Методы государственного регулирования рынка труда


Для ограничения уровня безработицы составляются среднесрочные и долгосрочные прогнозы занятости населения по отдельным территориям и разрабатываются по их результатам соответствующие программы для регулирования рынка рабочей силы.

Методы территориального регулирования подразделяются на методы регулирования спроса и методы регулирования предложения рабочей силы, которые в свою очередь делятся на методы увеличения спроса и методы сокращения спроса. Выбор метода для практического использования и решения практических задач обусловлен ситуацией, создаваемой в тот или иной период на рынке труда.

Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.

Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль над их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

В Совете Федерации и Госдуме созданы комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.

Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ.

Основными задачами Минтруда РФ являются:

·        выработка политики в социально-трудовой сфере;

·        разработка направлений социальной политики Правительства;

·        координация работы в социально-трудовой сфере;

·        подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

·        формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;

·        участие в заключении генеральной и отраслевых тарифных соглашений;

·        регулирование рынка труда, занятости населения.

Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы, учреждения, предприятия и органы по труду региональных субъектов РФ образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т.д.)

Россия является членом Международной организации труда (МОТ). Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.

2.3 Перспектива регулирования занятости населения и снижение безработицы в России


Правительство РФ намерено усиливать работу по решению стратегических задач развития рынка труда. Прежде всего это повышение квалификации работников. Граждане предъявляют большой спрос на услуги по переобучению, овладению новыми профессиями. А органы службы занятости должны активно предлагать соответствующие возможности, включая организацию стажировок на предприятиях для молодых специалистов и содействие в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями. Также будут востребованы такие шаги федерального правительства, как помощь в организации собственного дела и повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Правительством РФ в первом полугодии 2011 года была разработана госпрограмма содействия занятости населения. И все меры реализации мероприятий активной политики в области обеспечения занятости, повышения трудовой мобильности населения, совершенствования социальной поддержки безработных включены в эту госпрограмму.

Рационализация использования имеющихся трудовых ресурсов требует изменения подходов к подготовке кадров, что предполагает усиление взаимосвязи между рынком труда и профессиональным образованием, опережающее обучение и переподготовку как занятых, так и безработных под создаваемые рабочие места. Представляется целесообразным наряду с получением основной специальности в рамках высшего профессионального образования организовать освоение рабочих профессий, близких к полученным в вузе.

Процессы глобализации экономики обострят конкуренцию на рынке квалифицированной рабочей силы. Наблюдаемые в западноевропейских странах негативные демографические тенденции приведут к росту спроса в этих странах на рабочую силу из государств - участников СНГ, в том числе из Российской Федерации.

В этой связи важное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция на международном рынке труда стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.) работников к рабочим местам в Российской Федерации, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда.

В долгосрочной перспективе эта проблема будет усугубляться сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2007 - 2020 годы более чем на 10 процентов), что тем не менее в условиях адекватного роста производительности труда при переходе к инновационной экономике не должно стать ограничивающим фактором ее развития. Дополнительным источником компенсации сокращения предложения на рынке труда (на 6,7 процента в год в 2011 - 2015 годах и на 7,5 процента в 2016 - 2020 годах) будет повышение трудовой мобильности населения, а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Обоснованности выбора наиболее эффективных мер политики на рынке труда будет способствовать внедрение системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования.

В то же время инновационная экономика невозможна без понятных и прозрачных правил функционирования рынка труда и трудовых отношений, для соблюдения которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора, что, в свою очередь, будет способствовать легализации трудовых отношений и иных видов деятельности, приносящей доход.

Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Правительство РФ намерено создать условия для эффективного использования квалифицированного туда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда. Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:

·        повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости;

·        улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней;

·        развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;

·        создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.

Также для развития инфраструктуры рынка труда Правительство РФ разрабатывает комплекс мер, направленных на снижение уровня безработицы, но, к сожалению, эти меры не всегда воплощаются в жизнь. Если сравнивать уровень безработицы, сложившийся в России за 2013 год с уровнем безработицы, зафиксированным по итогам 2012 года, то можно сказать о ряде кардинальных изменений. С началом 2013 года ситуация изменилась в неблагоприятную сторону: численность безработных начала увеличиваться уже с первого месяца нового года.

Конечно же, опасения вызывает и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны. С одной стороны, это вполне объяснимо, ведь не на любой территории, к примеру, рентабельно строить заводы или добывать полезные ископаемые.

Для сравнения уровня занятости в разных регионах страны в курсовой работе проанализированы данные РосСтата по безработице за 2013 год по Федеральным округам. (см. Приложение 1) Долгосрочная политика занятости будет зависеть от роста производительности труда и применения новых технологий. Эти процессы, крайне необходимые для повышения конкурентоспособности национального хозяйства, должны будут поддерживаться экономическими мерами поддержки занятости - созданием дополнительных рабочих мест и минимизацией безработицы. Начиная с прогноза на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов будет разрабатываться достаточно полезный документ, который будет определять политику занятости на рынке труда, - это баланс трудовых ресурсов на трёхлетний период. Баланс трудовых ресурсов будет формироваться в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры профессионального образования. Прогноз баланса будет являться базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.

Заключение


В курсовой работе был рассмотрен ряд вопросов, касающихся государственного регулирования российского рынка труда, основных тенденций и направлений его развития, перспектив регулирования занятости населения и снижения безработицы в России.

Для ответа на поставленные вопросы были изучены теоретические материалы различных учебных пособий, нормативно-правовые акты, федеральные законы Российской Федерации, электронные ресурсы и журнальные статьи ученых специалистов, изучающих проблемы ранка труда.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) 2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. № 47. - Ст.5489.

. Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 N 1193-р "О Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы"

Учебные пособия и специальная литература

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма // 2007.

. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева. - М.: Экономистъ // 2005.

. Гашо И.А. Инфраструктура рынка труда и взаимодействие ее элементов / И.А. Гашо, И.И. Лагунова // 2007.

. Рощин С.Ю. - Теория рынка труда // Москва 1999.

. Кашенов А.Т. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы // // 2010.

. Экономическая теория: Учебник" // Под ред.А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство "Экзамен" // 2003.

. Экономическая теория: Учебник // Под ред.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина. - ИНФРА-М // 2007

. Фофанова Н.П. Совершенствование законодательства о занятости населения и защите российских граждан от безработицы с позиции социального государства // Современное право // 2009.

. Микульский М. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / М. Микульский. - М.: Наука // 1995.

. Некрестьянова С. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // Кадровик. Кадровый менеджмент. // 2008

. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст] / E.Ф. Борисов: - М.: Юрайт // 2009.

. Викторов, И.С. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ И.С. Викторов: - М.: Трудовое право // 2010.

. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики/ Е.Е. Гавриленков // Вопросы экономики // 2011

. Эсаулова И. Современные подходы к регулированию рынка труда в странах Европейского союза / И. Эсаулова // Кадровик. Кадровый менеджмент. // 2008.

. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.Н. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М // 2006  

Интернет - ресурсы

.         Общественно-политическое издание www.trud.ru

2.      Российский статистический ежегодник Госкомстат. / www.gks.ru.

.        Сайт Федеральной службы по труду и занятости. / #"820458.files/image003.gif">

Рис.3. Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ в 2013 году.

Похожие работы на - Государственное регулирование российского рынка труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!