Проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    136,46 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг

Введение


Фондовый рынок является сравнительно новой для России системой перераспределения денежных накоплений в экономике, поэтому государственное регулирование фондового рынка особенно важно на этой начальной стадии его развития, так как только установленная государством продуманная законодательная база и жесткий контроль за ее исполнением могут "запустить" этот рынок в его цивилизованной форме.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно стать гарантом надежности и доходности рынка для отечественных и иностранных инвесторов, а также ограничить спекулятивные тенденции в его развитии и направить в русло поддержки народного хозяйства страны.

Для достижения поставленных целей государственные регулятивные органы используют как правовые, так и экономические методы воздействия на рынок ценных бумаг, включая делегирование части контролирующих полномочий саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Целью данной работы является рассмотрение проблем регулирования российского рынка ценных бумаг. Поставленной целью обусловлено решение следующих задач:

характеристика регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг;

анализ роли Федеральной службы по финансовым рынкам, как основного регулятора рынка ценных бумаг;

исследование основных проблем регулирования рынка ценных бумаг;

определение мер регулирования, направленных на защиту законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке;

определение мер регулирования, направленных на содействие развитию рынка ценных бумаг.

 


1. Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг


Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включает:

регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые организации);

регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);

законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг);

этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);

традиции и обычаи [2, c.125].

Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.

Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.

. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие подходы:

а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству. Пример-Франция;

б) регулирование разделено между государством и саморегулируемыми органами (добровольными объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания.

. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить следующие модели регулятивной инфраструктуры:

а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);

б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомендаций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания).

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер регулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или смешанным.

Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется:

смешанной моделью инфраструктуры;

гипертрофированной ролью государства в регулировании;

значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;

жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;

отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка;

отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе рынка) [3, c.204].

В России к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная служба по финансовым рынка (ФСФР); Министерство Финансов; Центробанк; Антимонопольный комитет; Государственная налоговая инспекция и др.

Объекты регулирования: эмитенты ценных бумаг, профессиональные посредники, инвесторы, саморегулируемые организации профессиональных участников.

рынок ценная бумага регулирование

 


2. Федеральная служба по финансовым рынкам как основной регулятор рынка ценных бумаг


Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) образована согласно Указу Президента России В.В. Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" №314 от 9 марта 2004 года. ФСФР России переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации [11].

Основные функции, полномочия, порядок и организация деятельности ФСФР России определены в Постановлении Правительства Российской Федерации "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам" № 206 от 9 апреля 2004 года и Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам от 30 июня 2004 года, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации №317 от 30 июня 2004 года.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.

Ключевыми задачами работы Федеральной службы по финансовым рынкам являются обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков.

Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участников финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.

Основные направления деятельности:

·              Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

·              Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

·              Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

·              Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·              Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

До внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР России возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации, которое назначает руководителя и заместителей руководителя службы.

Глава ФСФР России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 мая 2007 года № 574-р руководителем службы назначен Миловидов Владимир Дмитриевич.

В составе ФСФР России 9 управлений по основным направлениям деятельности:

·              Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями

·              Управление регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке

·              Управление эмиссионных ценных бумаг

·              Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг

·              Управление общественных связей, взаимодействия и координации

·              Юридическое управление

·              Управление делами

·              Управление финансово-экономического обеспечения, учета и отчетности

·              Управление административно-технического обеспечения

Работу управлений координирует и контролирует руководитель службы Миловидов Владимир Дмитриевич и четыре заместителя руководителя Стрельцов Владислав Юрьевич, Харламов Сергей Константинович, Хулхачиев Бембя Викторович и Гусаков Владимир Анатольевич [11].

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФСФР России переданы 14 региональных отделений упраздняемой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов, Владивосток, Красноярск, Орел, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск.

Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения защиты прав собственности на приобретенные ценные бумаги и прав на получение достоверной информации, как об объектах инвестирования, так и о посредниках финансового рынка. Стимулирование инвестиций через обеспечение действенных механизмов предоставления инвесторам надежной системы учета их прав на ценные бумаги, системы раскрытия достоверной информации на фондовом рынке, а также эффективно функционирующей системы обеспечения исполнения обязательств является одной из основных задач ФСФР России.

Из этого вытекает первая стратегическая цель ФСФР России - защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.

Широкий и эффективный доступ инвесторов и эмитентов - заемщиков к инвестиционным возможностям финансового рынка может быть обеспечен только при наличии развитой инфраструктуры и инструментов финансового рынка. Необходимым условием являются приемлемые затраты на совершение операций с ценными бумагами и получение капитала заемщиками, надежность учета прав собственности на купленные ценные бумаги. В условиях глобализации мирового рынка капитала и перспектив вступления России в ВТО особую важность приобретает фактор конкурентоспособности внутренних финансовых рынков, повышение которой может быть достигнуто за счет повышения эффективности инфраструктуры рынка, обеспечения устойчивости рынка через снижение системного риска. Участники рынка должны иметь широкие возможности диверсифицировать и хеджировать свои риски на рынке ценных бумаг.

Отсюда вытекает вторая стратегическая цель ФСФР России - содействие развитию финансового рынка, его институтов и инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка.

В настоящее время накопительные механизмы инвестирования закладываются в основу формирования рынка ипотечных кредитов, рынка доступного жилья, а также в основу государственного размещения средств Федерального бюджета для жилищного обеспечения военнослужащих.

Динамично развивается рынок коллективных инвестиций. Последние четыре года характеризуются значительным ростом количественных и качественных показателей инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. С конца 2001 года по конец 2006 года количество паевых инвестиционных фондов возросло более чем в 10 раз и достигло 395, а совокупная стоимость чистых активов увеличилась более чем в 25 раз и достигла 235 млрд. руб.

За этот же период совокупный объем пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов вырос в 13 раз до 199 миллиардов рублей, численность участников фондов по сравнению с концом 2000 г. выросла в 1.8 раза и составила более 6 миллионов человек - в настоящее время услугами фондов охвачено приблизительно 8,3% экономически активного населения России.

Таким образом, рынок коллективных инвестиций постепенно приобретает качественно новые формы, разнообразные по своему целевому назначению и правовому содержанию, становится важным инструментом инвестирования. Вместе с тем, необходимы дальнейшие усилия регулятора по отношению к данному рынку для обеспечения условий его дальнейшего развития, повышения эффективности, стимулирования населения к использованию доступных и простых механизмов работы на фондовом рынке через рынок коллективных инвестиций.

Из этого вытекает третья стратегическая цель ФСФР России - обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая негосударственные пенсионные фонды и пенсионные накопления граждан.

Принципиальным является то, что в задаче регулирования рынка ценных бумаг интересы участников рынка и государства совпадают. Регулирование нужно для того, чтобы предупреждать и разрешать конфликты участников, улучшать управление рисками, уменьшать вероятность мошенничества, стимулировать увеличение ликвидности, внедрять лучшие бизнес-практики и стандарты деятельности. Все эти цели регулирования общие как у участников рынка, так и у государства [3, c.75].

При отсутствии регулирования или, наоборот, чрезмерном регулировании рынка его ликвидность становится крайне мала, капитализация падает, в результате немногие сделки заключаются за пределами страны или на нелегальном сегменте рынка. Главная задача рынка - сбор и перераспределение частного капитала - при этом перестает решаться.

Нужно различать несколько типов ошибок регуляторов.

Самой распространенной ошибкой даже на развитом рынке ценных бумаг является введение норм, чрезмерно увеличивающих цену регулирования - затраты времени и денег участников рынка на выполнение требований регуляторов, чаще всего заполнение излишних форм отчетности, или обеспечение каких-либо избыточных процедур. Хотя часто это делается для защиты инвесторов, стоимость такого регулирования ложится в конечном счете на их же плечи. Также при этом уменьшается ликвидность рынка, поскольку растет цена каждой сделки, и часть сделок становится совершать невыгодно - число сделок на рынке становится меньше, меньше желающих продать и купить бумаги. С этими ошибками борются введением специальных государственных органов, которые относительно независимы от регуляторов и осуществляют мониторинг стоимости издаваемых норм как для государственных регуляторов, так и саморегулируемых организаций.

Для существования рынка ценных бумаг в переходной экономике необходимо упомянуть опасность мер, не просто уменьшающих ликвидность рынка, а ведущих к национальным катастрофам - падению рынка, маргинализации рынка и т.д. Наиболее опасны в этом отношении идеи регулирования, находящиеся в оппозиции к самой природе рынка ценных бумаг:

·              различные ограничения на обращение конкретных ценных бумаг, не предусмотренные эмитентом;

·              регулирование уровня цен размещений и сделок;

·              регулирование уровня комиссий посредников;

·              работа государственных операторов на корпоративном рынке ценных бумаг (эти операторы могут приводить к появлению неравновесных цен);

·              отмена результатов приобретений ценных бумаг;

·              регулирование конкурентных отношений (т.е. определение "оптимального" числа профессионалов рынка, инвесторов, эмитентов);

·              государственные гарантии для рисков рынка ценных бумаг и т.д.

К сожалению, привести все возможные ошибки этого сорта просто невозможно. Такие ошибки предотвращаются только гласным обсуждением соответствующих проектов среди специалистов и экспертов [11, c. 269].

При установлении оптимального уровня регулирования нужно обязательно учитывать, что чувствительность рынка ценных бумаг к изменениям условий его функционирования чрезвычайно велика, а время реагирования - крайне мало. Любые негативные процессы на рынке ценных бумаг - резкие скачки цен, падение ликвидности, падение капитализации - могут происходить в течение буквально нескольких минут после появления влияющих на рынок событий (так называемый "биржевой ветер").

Эти особенности рынка ценных бумаг не позволяют регулировать его традиционными методами, как, например, банковскую систему. Многовековая международная практика рынка ценных бумаг выработала некоторые типовые решения, предотвращающее излишнее регулирование, и делающие регулирование более точным и приближенным к истинным потребностям рынка - т.е. потенциально увеличивающим его ликвидность.

Прежде всего, это применение практики саморегулирования - особой формы государственного регулирования, в которой часть функций по регулированию конкретных участков рынка выполняют аппараты, находящиеся под двойным контролем - государства и участников рынка.

Другая практика - это такой стиль регулирования, при котором для решения различных проблем формируются рабочие группы и проектные команды из представителей различных государственных органов, саморегулируемых организаций, участников рынка, других лиц, которые способны внести адекватный вклад и личную экспертизу. Одной из постоянных рабочих групп, реализующих эту практику является Экспертный совет при ФСФР.

Обязательно нужно отметить гласность обсуждения проектов нормативной базы, которые готовят для принятия регуляторы рынка. Эта практика не только позволяет уменьшить число возможных ошибок регулирования, отрицательно влияющих на ликвидность рынка, но и позволяет уменьшить издержки на внедрение норм, ибо участники рынка готовятся к переходу на новые нормы заблаговременно, и переход на эти новые нормы не так сильно влияет на рынок.

Вложения граждан в виде ценных бумаг дают возможность сочетания функций сбережения и приумножения средств, при одновременном снабжении экономики необходимыми инвестициями. Для того чтобы реализовать эти функции, ценную бумагу нужно продать или купить.

Ликвидность ценных бумаг, находящихся в руках инвесторов, зависит от множества причин, среди которых не последнее место занимают издержки системы обращения ценных бумаг, цена регулирования, способ организации рынка и другие причины, находящиеся вне влияния или выбора инвестора. Например, инвестор, как субъект рынка ценных бумаг, не может повлиять на регулятора, который принимает нормы, уменьшающие ликвидность рынка. Эмитенты тоже не могут влиять на эти решения. Инвесторы при этом теряют свои сбережения, эмитенты также будут иметь большие трудности при получении капитала на менее ликвидном рынке. Конечно, политику такого регулятора, уменьшающего своими действиями ликвидность рынка, нельзя назвать соответствующей интересам финансовой безопасности инвесторов, способствующей увеличению капитализации рынка, и, следовательно, такая политика будет противоречить государственным интересам [2, c.95].

 

4. Меры регулирования, направленные на защиту законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке


Создание фондового рынка, который являлся бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции, немыслимо без повышения доверия к фондовому рынку со стороны инвесторов. Существуют естественные «рыночные» риски вложений в рынок ценных бумаг, связанные с макроэкономическими условиями и специфическим риском компаний - эмитентов. Задача ФСФР России заключается в минимизации так называемых «нерыночных» рисков, которые в значительной мере определяются эффективностью проведения мероприятий по защите законных прав и интересов инвесторов на финансовом рынке.

Основной показатель, характеризующий достижение цели «Защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке» - прирост количества физических лиц, инвестирующих накопления на фондовом рынке.

Ниже приводятся задачи, решение которых обеспечивает достижение цели «Защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке».

Совершенствование системы раскрытия информации означает создание достаточных правовых условий получения инвесторами необходимой им информации для принятия стратегических и тактических инвестиционных решений. Система раскрытия информации должна гарантировать своевременное предоставление инвесторам достоверной информации о публично обращающихся ценных бумагах, эмитентах этих ценных бумаг и их хозяйственной деятельности.

В целом, выполнение этой задачи будет характеризоваться увеличением количества эмитентов, входящих в котировальные листы фондовых бирж высшего уровня, правила которых требуют повышенного уровня раскрытия информации и повышением индекса транспарентности российских компаний.

Рис.1. Фактичеcкие индексы транспарентности российских компаний [6]

Разработка правоустанавливающих норм, направленных на защиту прав владельцев ценных бумаг, в области корпоративного законодательства, способствует повышению инвестиционной активности участников этого рынка, обеспечивает привлечение капиталов в реальный сектор экономики. Одновременно оперативное реагирование ФСФР России на нестандартные, потенциально конфликтные, дестабилизирующие ситуации на фондовом рынке также необходимо и для самих эмитентов, и, безусловно, для инвесторов. Для оценки решения этой задачи ФСФР России будет применяться показатель соответствия существующих правоустанавливающих норм на рынке ценных бумаг принципам Международной организации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) и принципам корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

Обеспечение эффективного надзора, в том числе развитие системы пруденциального надзора, за деятельностью финансовых посредников и инфраструктурных институтов на фондовом рынке, обеспечение раскрытия информации, необходимой для принятия обоснованного решения при выборе инвесторами профессионального посредника для работы на финансовых рынках, а также способствование принятию наилучших стандартов корпоративного управления эмитентами, является одним из важнейших условий для повышения защищенности прав инвесторов на фондовом рынке и, как следствие, уровня доверия инвесторов.

Решение данной задачи приведет к снижению, а в идеале - отсутствию, случаев нарушения законодательства профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в результате которых был причинен крупный массовый ущерб инвесторам.

5. Меры регулирования, направленные на содействие развитию рынка ценных бумаг

 

Полноценное осуществление функций по предоставлению инвестиционных услуг, обеспечивающих доступ эмитентов к инвестиционным ресурсам, а инвесторов к надежным инструментам инвестирования, может только рынок, обладающей развитой современной инфраструктурой. Конкурентоспособные институты финансовой инфраструктуры обеспечивают приемлемый уровень транзакционных издержек, обеспечивают надежность и своевременность проведения сделок, надежность системы учета прав собственности на купленные ценные бумаги. Формирование современной конкурентной инфраструктуры финансового рынка в России не завершено. Это связано, в первую очередь, с отсутствием центрального депозитария и клиринга. Также на российском финансовом рынке ограничены возможности участников по использованию в своей деятельности широкой гаммы современных финансовых инструментов, необходимых для диверсификации рисков, хеджирования рисков и.т.д.

Основной показатель, характеризующий достижение цели «Содействие развитию финансового рынка и его инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка» - рост объема сделок с эмиссионными ценными бумагами, фьючерсами и опционами, базисным активом по которым являются эмиссионные ценные бумаги, а также индексы, портфель для расчета которых составлен из эмиссионных ценных бумаг, и паями паевых инвестиционных фондов на биржевом рынке ценных бумаг.

Финансовая инфраструктура в условиях рыночной экономики является важнейшим инструментом перераспределения инвестиционных ресурсов, поэтому играет большую роль в обеспечении нормальных условий осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время расчетная инфраструктура раздроблена, фактически каждая торговая площадка имеет свою собственную инфраструктуру. Между тем, опыт развитых зарубежных рынков показывает, что создание единой клиринговой и расчетной инфраструктуры позволяет значительно сократить издержки инвесторов, снизить нерыночные риски. Кроме того, такая система в большей степени позволяет обеспечить права собственности владельцев ценных бумаг в силу отсутствия у центрального депозитария частных корпоративных интересов. В дополнение к снижению затрат инвесторов на услуги расчетной инфраструктуры и снижение риска учета прав собственности требуется реализовать комплекс мер по повышению конкурентоспособности российских организаторов торговли. В совокупности все эти меры будут означать повышение привлекательности российских институтов инфраструктуры фондового рынка. Результирующим показателем в данном случае станет повышение доли российских фондовых бирж в совокупном объеме биржевых сделок с российскими финансовыми активами.

В рамках решения этой задачи планируется проведение работы по созданию единой для российского организованного фондового рынка клиринговой и расчетной организации. Составной частью данной задачи является повышение привлекательности российского биржевого рынка для участников рынка. Выполнение этой задачи приведет к снижению доли внебиржевых сделок, совершаемых профессиональными участниками, по отношению к суммарному объему биржевых и внебиржевых сделок, совершенных профессиональными участниками, что будет свидетельствовать о создании эффективной и приемлемой для финансовых посредников системы расчетов.

Рис. 2. Фактическая доля российских бирж [6]

 

Для эффективной организации рынка коллективных инвестиций необходимо дальнейшее развитие отрасли коллективных инвестиций, в том числе развитие новых форм коллективного инвестирования, таких как государственное размещение средств федерального бюджета, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, инвестирование в обеспеченные ипотекой права требования по кредитным договорам и права требования по договорам участия в долевом строительстве. По-прежнему актуальной является проблема доступности инструментов коллективного инвестирования в регионах, а также вопросы организации и развития вторичного обращения паев ПИФ. Одним из важнейших путей стимулирования населения к использованию инструментов коллективного инвестирования, безусловно, является обеспечение информационной прозрачности рынка коллективных инвестиций, а также информирование граждан об использовании возможностей фондового рынка и схем коллективного инвестирования для осуществления сбережений.

Приоритетными направлениями законодательной и нормотворческой инициативы ФСФР России являются защита прав участников рынка коллективных инвестиций, обеспечение условий для роста эффективности управления имуществом, находящимся в долевой собственности или в собственности одного лица, но имеющего долгосрочные накопительные обязательства перед третьими лицами в размере этого имущества в рамках законодательно установленной накопительно-распределительной системы.

Рис. 3. Фактическая латентность нарушений законодательства об инвестиционных фондах [6]

Эффективность контроля рынка коллективных инвестиций является одним из необходимых условий для повышения доверия населения к данному рынку и, как следствие, к увеличению объемов инвестирования в национальную экономику через инструменты коллективного инвестирования и повышению доходности сбережений населения.

Заключение


В ходе выполнения данной работы проанализированы проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг. В заключение сделаем основные выводы.

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включает:

регулятивные органы (государственные органы и саморегулируемые организации);

регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрационные, лицензионные и надзорные);

законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятивные нормы, действующие на рынке ценных бумаг);

этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);

традиции и обычаи.

Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих систем рынка ценных бумаг.

В России к органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся: Федеральная служба по финансовым рынка (ФСФР); Министерство Финансов; Центробанк; Антимонопольный комитет; Государственная налоговая инспекция и др.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.

Принципиальным является то, что в задаче регулирования рынка ценных бумаг интересы участников рынка и государства совпадают. Регулирование нужно для того, чтобы предупреждать и разрешать конфликты участников, улучшать управление рисками, уменьшать вероятность мошенничества, стимулировать увеличение ликвидности, внедрять лучшие бизнес-практики и стандарты деятельности. Все эти цели регулирования общие как у участников рынка, так и у государства.

Создание фондового рынка, который являлся бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции, немыслимо без повышения доверия к фондовому рынку со стороны инвесторов. Существуют естественные «рыночные» риски вложений в рынок ценных бумаг, связанные с макроэкономическими условиями и специфическим риском компаний - эмитентов. Задача ФСФР России заключается в минимизации так называемых «нерыночных» рисков, которые в значительной мере определяются эффективностью проведения мероприятий по защите законных прав и интересов инвесторов на финансовом рынке.

Полноценное осуществление функций по предоставлению инвестиционных услуг, обеспечивающих доступ эмитентов к инвестиционным ресурсам, а инвесторов к надежным инструментам инвестирования, может только рынок, обладающей развитой современной инфраструктурой. Конкурентоспособные институты финансовой инфраструктуры обеспечивают приемлемый уровень транзакционных издержек, обеспечивают надежность и своевременность проведения сделок, надежность системы учета прав собственности на купленные ценные бумаги. Формирование современной конкурентной инфраструктуры финансового рынка в России не завершено. Это связано, в первую очередь, с отсутствием центрального депозитария и клиринга. Также на российском финансовом рынке ограничены возможности участников по использованию в своей деятельности широкой гаммы современных финансовых инструментов, необходимых для диверсификации рисков, хеджирования рисков и.т.д.

Таким образом, определенную во введении цель исследования можно считать достигнутой в полном объеме.

Список литературы


1.       Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года №39-федеральный закон.

2.       Алёхин Б.И. Рынок ценных бумаг. - М.: Экономика и право, 2009.

.        Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Экономика и жизнь, 2005.

.        Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

.        Гончаренко А.Н. Ценные бумаги. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

.        Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФСФР на 2007-2009 годы - М. 2006.

.        Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. - М.: Экономика и жизнь, 2005.

.        Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовые биржи. - СПб.: Юристъ, 2007.

.        Козлов А.А. Российский фондовый рынок. - М.: Экономика и жизнь, 2003.

.        Каратуев А.Г. Ценные бумаги. - СПб.: «Юристъ»,2005.

11.     www.fsfr.ru <http://www.fsfr.ru> - сайт Федеральной службы по финансовым рынкам.

Похожие работы на - Проблемы регулирования российского рынка ценных бумаг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!