Оптимизация системы распределения компании 'Пеликан'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    609,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оптимизация системы распределения компании 'Пеликан'

Содержание

Введение

Глава 1. Технико-экономическая характеристика Компании "Пеликан"

.1 История предприятия

.2 Основные технико-экономические показатели работы предприятия

.3 Структура производства и управления Компании "Пеликан"

Глава 2. Теория распределительной логистики        

.1 Понятие распределительной логистики

.2 Задачи распределительной логистики

.3 Логистические каналы и логистические цепи

Глава 3. Анализ системы распределения компании "Пеликан"

.1 Сбытовая политика Компании "Пеликан"

.1.1 Ассортимент выпускаемой продукции, ее характеристики  

.1.2 Система сбыта продукции Компании "Пеликан"         

.1.3 Описание посредников по сбыту продукции. Динамика структуры сбыта продукции Компании "Пеликан"

.2 Анализ системы распределения продукции предприятия

.3 Выводы и предложения по оптимизации системы распределения

.3.1 Определение необходимого количества складов на обслуживаемой территории     

.3.2 Оптимизация расположения распределительных центров на обслуживаемой территории

Заключение        

Список использованной литературы

Введение

распределение продукция склад

Ни для кого не секрет, что в настоящее время российская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности.

В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике России лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих российских предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно эту продукцию затем еще и реализовать. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то-предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов.

Цена продукции зависит не только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку, складирование, реализацию и т.д. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль. Именно этими вопросами (и не только ими) занимается распределительная логистика, внедрению принципов которой на практике и посвящена данная курсовая работа.

Основными целями курсовой работы являются:

Анализ существующей системы распределения продукции рассматриваемого предприятия - описание основных посредников по сбыту его продукции, описание сбытовой политики, которой придерживается предприятие при реализации своей продукции, описание ассортимента выпускаемой продукции, ее основных характеристик. В ходе анализа должны быть отдельно рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны используемой на предприятии сбытовой системы

На основе проведенного анализа сделать определенные выводы о соответствии данной структуры распределения требованиям логистики, т.е. ответить на вопрос, является ли данная система оптимальной с точки зрения минимизации издержек (максимизации прибыли).

Опираясь на результаты проведенного анализа выработать предложения и рекомендации по оптимизации существующей сбытовой системы, руководствуясь принципами оптимальности с целью приблизить данную систему к оптимальной, при которой предприятие сможет получить максимально возможную прибыль, минимизировав свои издержки.

Глава 1.Технико-экономическая характеристика Компания "Пеликан"

1.1 История предприятия

Рыбоперерабатывающее предприятие «Пеликан» индивидуального предпринимателя Домашних В. В. является одним из крупнейших предприятий по переработке рыбы в Пермском крае. Дата рождения предприятия 1992 год.

С 1999 года предприятие выпускает рыбную продукцию под торговой маркой «Пеликан». В ассортименте предприятия более 350 наименований готовой продукции (рыба соленая, холодного копчения, горячего копчения, вяленая, пресервы, полуфабрикаты для производства, деликатесная, фасованная свежемороженая в вакуумной упаковке).

Продукция предприятия представлена во всех крупных торговых сетях: «Семья», «Виват», «Виват-Буфет», «Спутник», «Дельта-Трейд», «Домино-Деликат», «Хит-Бургер», «Аппетит», «Седьмой Континент», «Перекресток», «Магнит», «МираТорг», «Хит-Дог», «Лион-Трейд», «Ангор», «Салют-Трейд», «Смак», «ОблПрод», «Захоти», «Вектор», «Азбука Вкуса», «Ритейл», «Добрыня», «Вкусно», «Семья-Логистика», «Апельсин-Трейд», «Вкусный адрес», «Аппетория», «Александрия», «Престиж», «Рудан», «Купец», сеть блинных «Сковородка», «Блинсити», сеть ресторанов и кафе и т.д.

Продукция доставляется до покупателей собственным спецтранспортом по Перми и Пермскому краю. Имеется торговый филиал в городе Березники.

Продукция предприятия является лауреатом 2010, 2011 и 2012 года конкурса «100 лучших товаров России». С 2012 года участники проекта «Покупай Пермское».

Компания "Пеликан" является коммерческой организацией, целью деятельности которой является получение прибыли путем осуществления производственно-коммерческой деятельности.

.2 Основные технико-экономические показатели работы предприятия

Таблица 1.1 Основные показатели работы предприятия:

Показатели

№ стр

2012 г.

2013 г.

Изменение +/-

ТЕМП РОСТА %

Физический выпуск  продукции, кг.

01

1959,32

1985,584

26,264

101,34%

Реализация продукции  в отчетном периоде, кг.

02

1959,32

1985,584

26,264

101,34%

Выручка от реализации, тыс.руб.

03

10384,4

10920,71

536,31

105,16%

Затраты на производство реализованной продукции, тыс.руб.

04

8603,478

8722,24

118,762

101,38%

05

1780,92

2198,47

417,55

123,45%

Балансовая прибыль, тыс.руб.

06

1893,35

2291,73

398,38

121,04%

Затраты на 1 руб. реализованной продукции (п.04/п.03), коп./руб.

07

0,83

0,8

-0,03

96,40%

Среднесписочная  численность работников, чел.

08

61

65

4

106,56%

Среднегодовая стоимость ОФ, тыс.руб.

09

13789,24

12289,83

-1499,41

89,13%

Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств, тыс.руб.

10

980,46

1029,36

48,9

104,99%

Фондоотдача на 1 руб. ОФ (п.03/п.09), коп./руб.

11

0,75

0,89

0,14

118,00%

Фондовооруженность (п.09/п.08), руб./чел

12

226,05

189,07

-36,98

83,64%

Рентабельность производственной деятельности {п.05/п.04)*100}, %

13

20,70%

25,20%

4,50%

121,74%

Рентабельность продаж {(п.05/п.03)*100}, %

14

17,15%

20,13%

2,98%

117,38%

Рентабельность  производственного капитала, {п.06/(п.09+п.10)*100}, %

15

12,82%

17,21%

4,39%

134,22%


1.3 Структура производства и управления Компании «Пеликан»

Глава 2. Теория распределительной логистики

.1 Понятие распределительной логистики

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

распределяются материальные запасы между различными участками производства;

распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

Для того чтобы очертить границы распределительной логистики, необходимо рассмотреть схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики.

Как видно из рис. 3.1., материальные потоки становятся объектом распределительной логистики на стадии распределения и реализации готовой продукции.

Понятие распределительной логистики легко сформировать на основе общего определения понятия логистики. Вспомним, что логистика определяется как наука (деятельность) о сквозном управлении материальными потоками, включающими в себя:

Доведение материального потока до производства:

Управление процессом прохождения потока внутри производства;

Управление процессом доведения готовой продукции до потребителя.

Специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках».

Распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и не материальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя, в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключается в следующем:

подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

2.2 Задачи распределительной логистики

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

Состав задач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен.

На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

планирование процесса реализации;

организация получения и обработки заказа;

выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

организация отгрузки продукции;

организация доставки и контроль над транспортированием;

организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

выбор схемы распределения материального потока;

определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории;

ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

.3 Логистические каналы и логистические цепи

Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю (рис. 3.2.).

Рис. 3.2. Варианты поступления материального потока в систему потребления.

Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным.

Потребление производственное - это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств и предметов труда.

К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляются такие логистические операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.

Потребление непроизводственное - это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе - каналом распределения.

Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис. 3.3.).

Рис. 3.3. Преобразование логистического канала в логистическую цепь:

а) логистический канал,

б) логистическая цепь

Условные обозначения: ... Tn - множество транспортно-экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров;

Д1 ... Дm - множество дистрибьюторов.

Принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее - это выбор логистической цепи.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

На уровне макрологистики логистические каналы и логистические цепи являются связями между подсистемами макрологистических систем. В зависимости от вида макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не содержат каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения - транзитной или складской. При выборе логистической цепи - выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т. д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и другие.

Некоторые варианты каналов распределения товаров народного потребления приведены на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Различные варианты каналов распределения изделий народного потребления.

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.

Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление (рис. 3.5.).

Рис. 3.5. Структурная схема каналов распределения товаров народного потребления (ТНП).

На данной схеме изображены два производства (А и В), выпускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределения. Например, из производства «А» товар может попасть к конечному потребителю по одному из следующих четырех маршрутов: 8; 1-6; 1-7-5; 2-5.

Очевидно, что если производство «А» выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конечным потребителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара возрастет, лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет покупать у одного поставщика большое количество одинакового товара, что, скорее всего для него неприемлемо.

Второй маршрут (1-6) неудобен по тем же причинам. Распределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает большие партии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик (распределительный центр № 2), расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю.

Таким образом, канал 1-7-5 обеспечивает наибольший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, то есть стоимость товара будет наиболее высокой.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне, является наличие на рынке большого количества посредников. В частности, оптимизация канала распределения, а затем и логистической цепи, возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию опта.

Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна.

Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать формирование и реализацию хозяйственных связей, информационные сети - делать возможным быстрый обмен информацией, финансовая система - обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств.

Решение перечисленных задач является и функцией государства, которое должно создать условия, способствующие развитию и оптимизации систем распределения материальных потоков.

Глава 3. Анализ системы распределения компании «Пеликан»

.1 Сбытовая политика Компании "Пеликан"

В настоящее время под торговой маркой "Пеликан" выпускается следующая группа товаров:

рыба слабосоленая и пряного посола;

рыба холодного и горячего копчения;

пресервы из сельди;

рыбное ассорти;

салаты из морской капусты;

деликатесная рыба;

При изготовлении используются только натуральные ингредиенты и свежее сырье от проверенных поставщиков. Современное импортное оборудование, квалифицированный персонал и максимально отлаженный процесс позволяют выпускать большие объемы продукции по низким ценам и в кратчайшие сроки.

Производство пресервов отличается от консервов тем, что используемая рыба не проходит термическую обработку. Благодаря этому она сохраняет свой вкус и полезные свойства. Однако они обладают более низким сроком годности и требует специальных условия хранения.

Производство рыбных пресервов осуществляется большого количества различных пород с жирностью не менее 5%. Они упаковываются в пластиковые контейнеры или вакуумную упаковку. Пресервы из разделанной рыбы изготавливаются из филе кусочков и ломтиков замороженной или охлажденной сельди. Такая продукция обладает разнообразными вкусовыми свойствами и широким выбором различных заливок и маринадов.

Разделка рыб осуществляется квалифицированными специалистами, используя первосортное сырье. Замораживание продукции производится в камерах интенсивного охлаждения и шоковой заморозки, что позволяет сохранить консистенцию и натуральный вкус продукта.

Доставка продукции осуществляется собственным транспортом, который предназначен для перевозки скоропортящихся продуктов. Машины оснащены установкой для поддержания температурного режима, что позволяет контролировать температуру продуктов в пути.

.1.2 Система сбыта продукции Компании «Пеликан»

Система сбыта продукции Компании «Пеликан» крайне упрощена. Предприятие реализует продукцию оптовым покупателям (как правило, это юридические лица, хотя покупателем может быть и физическое лицо). В существующей системе сбыта у предприятия имеется только один распределительный центр - это непосредственно сам склад готовой продукции.

Оптовые покупатели самостоятельно осуществляют транспортировку продукции с этого склада до своих распределительных центров, находящихся, как правило, в месте потребления товара (это могут быть оптовые склады, склады розничной торговли, магазины и т.д.)

Таким образом, схема распределения продукции для данного предприятия выглядит следующим образом:








Рис. 4.1. Схема системы распределения продукции Компании «Пеликан»

Как мы видим, из множества способов доведения своей продукции до конечного потребителя предприятие выбрало только один, самый простой и не требующий от самого предприятия каких-либо особых усилий и затрат на реализацию своей продукции.

Анализ данной системы сбыта на предмет ее оптимальности будет проведен в пункте 4.2.

.1.3 Описание посредников по сбыту продукции

Динамика структуры сбыта продукции Компании «Пеликан»

Как уже было указано выше, предприятие реализует свою продукцию нескольким оптовым покупателям, которые затем уже самостоятельно распространяют ее по своим каналам.

Опишем этих посредников.

У рассматриваемого предприятия за два года его работы на рынке сложились определенные устойчивые связи с несколькими предприятиями, занимающимися оптовыми закупками рыбных консервов. Все эти предприятия зарегистрированы и работают в Пермском крае.

Вот эти организации:

ООО «Аквамарин»,

ООО «Вариант»,

ООО «Дельта-М»,

ООО «Мариуль»,

МП Мужарова А. А.

В таблице 4.1. показан удельный вес каждого посредника в общей сумме реализуемой продукции за 2012 и 2013 гг.:

Таблица 4.1.

Покупатель

2012

2013

Изменение


тыс. кг

%

тыс. кг

%

тыс. кг

%

1. ООО «Аквамарин»

359,560

18,35%

480,234

24,19%

120,674

5,83%

2. ООО «Вариант»

486,030

24,81%

301,774

15,20%

-184,256

-9,61%

3. ООО «Дельта-М»

243,196

12,41%

247,342

12,46%

4,146

0,04%

4. ООО «Мариуль»

770,210

39,31%

915,340

46,10%

145,130

6,79%

100,324

5,12%

40,894

2,06%

-59,430

-3,06%

Итого:

1959,320

100,00%

1985,584

100,00%

26,264

-


Как видно из приведенных в таблице данных, в 2013 году по сравнению с 2012 годом количество предприятий, с которыми сотрудничает Компания «Пеликан" осталось без изменений, а вот в структуре сбыта произошли достаточно серьезные изменения. Наглядно эти изменения показаны на рис. 4.2 и 4.3.:

Рис. 4.2. Структура реализации продукции за 2012 г.

Рис. 4.3. Структура реализации продукции за 2013 г.

Как видно из графиков, в 2013 г. произошло увеличение доли ООО «Мариуль» (с 39,3% до 46,1%) и ООО «Аквамарин» (с 18,4% до 24,2%). Таким образом, в 2013 г. два этих предприятия покупали у Компании «Пеликан» 70,3% его продукции.

Снизился удельный вес закупок ООО «Вариант» (с 24,8% до 15,2%), а доля Малого предприятия Мужарова А.А. стала совсем незначительной, снизившись с 5,1% до 2,1%.

Доля ООО «Дельта-М» практически не изменилась (12,4% - 12,5%)

Таким образом, в результате изменения структуры сбыта продукции сложилась ситуация, когда значительную долю своей продукции (70,3%) предприятие реализует лишь двум организациям, а остальная ее часть приходится на долю 3-х предприятий, причем МП Мужарова А.А. уже практически не влияет на структуру сбыта, т.к. покупает у предприятия всего 2,1% его продукции, и по всей видимости, в 2014 г. не будет осуществлять оптовых закупок у Компании «Пеликан».

.2 Анализ системы распределения продукции предприятия

Как уже описывалось выше, используемая предприятием система сбыта имеет всего один распределительный центр - склад готовой продукции. Схематически данная система уже была изображена на рис. 4.1. Более подробное ее изображение, учитывающее реальное количество посредников, дано на рис. 4.4.:

Рис. 4.4. Схема системы распределения продукции Компании «Пеликан»

Следует отметить, что складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта. Поэтому для каждого предприятия так важно грамотно построить свою складскую сеть.

Данная распределительная система не отвечает многим логистическим принципам, на которых должны строиться системы распределения с точки зрения оптимизации потоковых процессов, т.е. в конечном итоге эта система не способствует максимизации прибыли, получаемой предприятием от реализации своей продукции.

Система с одним распределительным центром в данном случае имеет для предприятия как свои положительные, так и отрицательные свойства:

Плюсы:

Предприятию не нужно создавать обширную сеть складов, обсуживающих какую-либо территорию, у него нет потребности в создании разветвленной складской инфраструктуры, поэтому оно не несет дополнительных расходов на содержание дополнительных складов;

Предприятие не несет больших транспортных издержек, (при существующей системе распределения предприятие не содержит значительного парка транспортных средств) в связи с тем, что само не осуществляет самостоятельных перевозок своей продукции;

Предприятие имеет возможность продавать свою продукцию оптовым покупателям по более низкой цене, так как в эту цену не включаются транспортные расходы. Эта низкая цена может привлечь тех оптовых покупателей, у кого создана широкая сеть распределительных центров, налажено транспортное хозяйство, и они, соответственно, имеют возможность доставлять товары до своих оптовых баз с минимальными издержками.

Минусы:

В условиях существующей распределительной системы предприятие достаточно сильно зависит от своих оптовых покупателей. Исходя из результатов анализа структуры сбыта, проведенного в П. 4.1.3., можно заметить, что подавляющее большинство своей продукции (98%) предприятие реализует всего четырем посредникам. Т.е. можно сделать вывод, что структура сбыта Компании «Пеликан» является недостаточно диверсифицированной, в результате чего данное предприятие сильно подвержено колебаниям спроса со стороны вышеперечисленных оптовых покупателей, а это, в свою очередь, может негативно сказаться в будущем на успешности реализации продукции предприятия. В данном случае эти оптовые покупатели могут в определенной ситуации диктовать предприятию свои условия, добиваясь для себя определенных выгод и пользуясь тем, что предприятие достаточно сильно от них зависит;

Данная распределительная система, когда оптовый покупатель вынужден самостоятельно вывозить продукцию предприятия с его склада, приводит к ограничению числа покупателей, готовых сотрудничать с Компанией «Пеликан». Ведь далеко не у каждого посредника есть желание самостоятельно осуществлять доставку купленной им продукции до своего распределительного центра, возлагая тем самым на себя все издержки, связанные с транспортировкой товара до оптового склада, его дальнейшим складированием и доставкой его в различные торговые точки. Вот именно поэтому у Компании «Пеликан» такое незначительное число торговых посредников;

На рис. 4.4. не случайно бόльшая часть материальных потоков направлена в одну сторону. То есть нельзя сказать, что склад готовой продукции предприятия находится на равном удалении от центров ее распределения. Таким образом, при данном расположении склада транспортные расходы посредников достигают достаточно высокого значения, что, естественно, увеличивает цену, по которой посредники будут реализовывать продукцию предприятия - это, в свою очередь, уменьшит спрос на эту продукцию. А так как на территории нашей области аналогичный продукт производят и другие предприятия, то часть потребителей может переключиться на их продукцию, если она будет дешевле. Можно сделать вывод, что существующая система распределения не оптимизирована с точки зрения величины суммарных транспортных издержек, которые несут все участники процесса распределения, а это в конечном итоге приводит к неэффективному использованию ресурсов, и, как следствие, к завышенной конечной цене продукции предприятия;

Существующая система распределения приводит к тому, что предприятие в перспективе теряет часть своей прибыли. Покажем это наглядно. В 2013 году себестоимость единицы продукции составила 43,9 руб., реализационная цена - 55,0 руб. Т.е. прибыль на единицу продукции = 55,0 - 43,9 = 11,1 руб. Розничная цена в 2013 г. на эти консервы колебалась от 65,0 до 70,0 руб./ед. Нехитрые расчеты показывают, что даже при перевозке партий консервов небольшими грузовыми автомобилями (например, «Газель») суммарные транспортные и складские издержки на одну банку не превышают 5 руб. Таким образом, предприятие при самостоятельной доставке своей продукции до конечного потребителя будет иметь возможность реализовывать консервы по цене 65,0-70,0 руб., тогда как суммарные затраты на единицу составят: 43,9 + 5 = 48,9 руб. Даже при цене 65,0 руб./бан. прибыль на единицу составит: 65,0 - 48,9 = 16,1 руб., увеличившись на 5 руб., по сравнению с существующим уровнем. Суммарная годовая прибыль от реализации возрастет на: 1985,584 тыс. бан.* 5 руб./бан. = 9927,92 тыс. руб. Эта дополнительная сумма прибыли способна покрыть дополнительные расходы на приобретение грузового транспорта и покупку (или аренду) дополнительных складов.

.3 Выводы и предложения по оптимизации системы распределения

Исходя из результатов анализа системы распределения, проведенного в предыдущих пунктах, можно сделать общий вывод о том, что существующая система - распределения продукции Компании «Пеликан» не отвечает многим требованиям логистики, не обеспечивает максимизации прибыли предприятия, приводит к увеличению транспортных расходов при доставке готовой продукции со склада предприятия до конечного потребителя и т.д.

Тем не менее, данная структура применяется предприятием вот уже более двух лет, и пока руководство предприятия не намерено вносить в нее сколь либо значимые изменения. Это обусловлено тем, что для изменения сложившейся системы требуются значительные капиталовложения (создание парка транспортных средств, аренда или покупка складских помещений в черте города), а кроме того, требуется качественно иной подход к организации управления материальными и информационными потоками. Предприятию необходимо также установить прямые связи с непосредственными потребителями его продукции.

Конечно, со временем все эти расходы окупятся, причем, как показал расчет, проведенный в П. 4.2., срок окупаемости не превысит 1-1,5 года.

Принципы, которыми руководствуется руководство предприятия, ясны. Ведь данная структура сбыта является наиболее «безболезненной» для предприятия в краткосрочном периоде, т.к. все транспортные и складские расходы в этом случае минимальны, а предприятие избавлено от необходимости самостоятельно заниматься розничной продажей своей продукции.

Но если рассмотреть долгосрочную перспективу, учитывая влияние положительных и отрицательных факторов внешней среды, то очевидным становится то, что существующую систему необходимо изменять, оптимизировать в соответствии с основными логистическими принципами.

Оптимизация существующей распределительной системы может быть проведена по нескольким направлениям:

Необходимо увеличить количество распределительных центров (оптовых складов);

Оптимально разместить эти склады на обслуживаемой территории;

Создать достаточный парк транспортных средств требуемой грузоподъемности и, рационально организовать его работу по доставке продукции предприятия от места производства до места потребления;

Необходимо наладить прямые связи с потребителями продукции предприятия (как с физическими, так и с юридическими лицами), заключить договоры с торговыми точками (магазинами) по реализации продукции предприятия. Т.е. максимально диверсифицировать структуру сбыта, что обеспечит предприятию устойчивый и равномерный спрос на его продукцию и снизит торговый риск до минимума;

В то же время, никоим образом нельзя терять уже наработанных связей с оптовыми покупателями, а предложить им и в дальнейшем работать на взаимовыгодных условиях, причем в новых условиях у них будет возможность выбора наиболее удобного для них центра распределения, что снизит их транспортные издержки. Конечно, покупая товар непосредственно вблизи своих центров распределения, посредники уже будут рассчитывать на более высокую цену, в которую предприятие заложит свои издержки по доставке продукции к месту потребления. Следует отметить, что после оптимизации системы распределения эти издержки будут сведены к минимуму, что при существующем уровне розничной цены на продукцию предприятия увеличит его прибыль.

Рассмотрим некоторые пути оптимизации более подробно, коснувшись методов, с помощью которых она непосредственно и происходит.

.3.1 Определение необходимого количества складов на обслуживаемой территории

Одним из основных моментов оптимизации распределительной системы является определение необходимого количества складов. В первую очередь тут нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором здесь, как впрочем, при любом процессе оптимизации, является минимизация суммарных издержек.

Если сделать число складов небольшим (1-2), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут наибольшими. Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие 5-6 распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения такого количества дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.

Поэтому, в нашем случае предпочтительным является вариант, согласно которому район обслуживается тремя дополнительными складами. Всего в системе распределения будет функционировать четыре склада (т.к. склад готовой продукции по-прежнему может выполнять распределительную функцию).

Покажем, как появилась такая цифра.

Отметим, что при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а. часть снижается. В качестве переменных выступают следующие издержки:

транспортные расходы;

расходы на содержание запасов;

расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;

расходы, связанные с управлением складской системой.

. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения.

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);

расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).

При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количество ездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.

Другая часть транспортных расходов - стоимость доставки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.

Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму зависимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на склады (при увеличении количества складов).

Рис. 4.5. Зависимость суммарных затрат, связанных с транспортировкой товаров, от количества складов в системе распределения

Общий график зависимости транспортных расходов от количества используемых складов приведен на рис. 4.5.:

При увеличении числа складов сокращается зона обслуживания каждого из них. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например, необходимость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запаса, то есть создавая несколько складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех складах возрастет (по сравнению с запасом в распределительной системе с одним центральным складом).

Рис. 4.6. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения

. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения.

При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства, возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр увеличиваются.

В общем виде графически зависимость между количеством складов в системе распределения и размером эксплуатационных затрат представлена на рис. 4.7.:

Рис. 4.7. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства, от количества складов в системе распределения

. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов.

Характер данной зависимости представлен на рис. 4.8. Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов на системы управления делается более пологой.

Рис. 4.8. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой, от количества входящих в нее складов

Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления.

Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех графиков, указанных в этом пункте, приведена на рис. 4.9. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст нам оптимальное значение количества складов в системе распределения (в нашем случае - 4 склада).

Рис. 4.9. Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов.

.3.2 Оптимизация расположения распределительных центров на обслуживаемой территории

Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории.

Распределительный центр (склад готовой продукции) Компании «Пеликан» расположен в неудобном месте, на окраине города, поэтому транспортные издержки посредников в этом случае достаточно высоки.

Даже если в системе распределения находится один склад, то его рациональнее разместить в центре обслуживаемой территории, а не на ее окраине:

 

а) б)

Рис. 44. Варианты размещения распределительного центра на обслуживаемой территории:

а) нерациональный;

б) рациональный

Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же, как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения.

В данном случае при расширении распределительной сети предприятию наиболее целесообразно не строить новые склады, так как для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими складами с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и так далее. То есть, рациональнее будет либо приобрести склады желательно в центре города, либо снять их в аренду.

При выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, также влияют следующие факторы:

. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники.

. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра, как для собственного персонала, так и для клиентов.

. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный центр необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

Заключение

В данной курсовой работе был проведен анализ распределительной системы Компании «Пеликан».

По результатам анализа были сделаны соответствующие выводы:

Существующая система распределения неэффективна, так как не способствует минимизации суммарных расходов на реализацию продукции предприятия, то есть не ведет к получению максимальной прибыли.

В условиях данной системы распределения предприятие не осуществляет самостоятельной доставки своей продукции от места производства до места потребления, передавая эту функцию нескольким крупным оптовым покупателям. В то же время расчеты показали, что если бы предприятие самостоятельно выполняло эту функцию, то оно смогло бы получить дополнительную прибыль.

Используемая предприятием распределительная система подходит только для краткосрочного периода. Если же рассмотреть долгосрочную перспективу, то в силу указанных в данной курсовой работе факторов становится очевидной необходимость отказа от данной системы.

Используя информацию, полученную в ходе анализа, разработаны следующие предложения по оптимизации структуры распределения Компании «Пеликан»:

Предприятию необходимо увеличить количество распределительных центров (складов), оптимально разместив их на обслуживаемой территории исходя из того, чтобы все расходы на реализацию продукции с помощью созданной распределительной системы были минимальными.

Соответственно предприятие должно создать необходимый парк транспортных средств, для доставки продукции от места производства до этих центров распределения.

Предприятие должно максимально диверсифицировать структуру сбыта своей продукции путем поиска как можно большего числа торговых партнеров с целью снизить торговый риск, т.е. уменьшить вероятность того, что часть продукции останется нереализованной. Но, несмотря на диверсификацию, предприятие должно добиваться того, чтобы установленные торговые отношения с покупателями были как можно более стабильными.

Список использованной литературы

Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.

Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992.

Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учебное пособие / СГУ. - Саратов, 1993.

Логистика: Учебное пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1997.

Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие / ЛФЭИ. - Л., 1991.

Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1995.

Рейфе М.Е. Организация развития логистической деятельности на оптовом рынке - СПб., 1996.

Похожие работы на - Оптимизация системы распределения компании 'Пеликан'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!