Анонимность
респондента
|
Полная,
поскольку не требуются анкетные данные
|
Условная,
поскольку существует телефонный контакт
|
Отсутствует,
поскольку происходит личный контакт
возможность опроса только тех, у кого есть
телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;
относительно высокая вероятность получения
отказа от ответов.
Достоинство опроса по почте, т.е.
производимого с помощью рассылаемых по почте анкет, состоит в устранении
всякого влияния интервьюера, в обеспечении наилучших предпосылок для ответов на
вопросы личного характера, а также в относительной дешевизне охвата
географически рассредоточенной аудитории.
К недостаткам этого способа относятся:
низкая оперативность:
возможность не возврата значительной доли
разосланных анкет (обычно исследователям не возвращается более половины
разосланных анкет) и обусловленная этим возможность самоотбора опрашиваемых.
Личное интервью по праву считается
универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследования,
поскольку позволяет избежать указанных выше недостатков, присущих опросам по
почте и телефону. К достоинствам этого способа относятся:
относительно небольшая доля отказов от
ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров;
относительно высокая точность
обследования, обеспечиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при
опросе по телефону или по почте), что обусловлено возможностью способностью
опытного интервьюера разъяснить все непонятные вопросы;
возможность совмещения личного опроса с
наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.
Основным недостатком личного опроса
является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на
его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или
невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных
пристрастий.
Итак, цель опросов состоит в том, чтобы
проверить и скорректировать первоначальные менеджерские гипотезы, опираясь на
«экспертизу потребителя», который видит проблему в ином ракурсе, чем
производитель.
Однако метод опросов имеет и ряд
недостатков. Главным препятствием на пути эффективных прогнозов с помощью
опросов является так называемый парадокс Ла-Пьера - люди не всегда поступают
так, как говорят. Это особенно наглядно проявляется в сфере маркетинговых
исследований и может иметь весьма серьезные последствия. Поэтому не существует
такой области, в которой тратится столь много средств на изучение понимания
человеческого поведения, как индустрия маркетинга и рекламы.
Еще одним препятствием в применении
массовых опросов в маркетинговых исследованиях - проблема статистической
достоверности результатов. Для получения полноценных, достоверных результатов
необходим опрос большого количества представителей интересующей исследователя
популяции, то есть, объем выборки достаточно велик, что сразу сказывается на
стоимости исследования. К тому же, выборка должна быть случайной
(вероятностной), что можно сделать лишь обладая доступом к базам данных,
которые у нас традиционно засекречены (базы данных паспортных столов,
например). Несоблюдение всех необходимых для количественного опроса условий
сводит на нет все усилия по его проведению, делает невозможным строить
достоверные прогнозы, опираясь на статистику [2].
2.2
Анкета, структура, последовательность составления. Виды вопросов и требования к
ним
При сборе первичных данных у исследователей
маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследований - эта анкеты и
механические устройства. Анкета - более распространенное орудие. В широком
смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен
дать ответ. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно
задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки,
опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого
использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд
ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает
вопросы, их формулирование и последовательность. Обычно для составления анкеты
требуется достаточно высокая квалификация. Самые распространенные ошибки -
постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят
ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые
следовало бы обязательно получить ответ. Очень важно правильно устанавливать
последовательность вопросов. Первый из вопросов должен пробудить интерес у
опрашиваемого. Трудные или личные вопросы следует ставить в конце анкеты.
Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов:
· Закрытые
· Открытые
Закрытый вопрос включает в себя все
возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый
вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые
вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше,
поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны
открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить,
что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным
определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы,
которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Формулирование вопроса требует
осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными
словами, которые не влияют на направление ответа [5].
Особого внимания требует и установление
последовательности вопроса. Первый из них должен по возможности пробудить у
спрашиваемого интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в начале
анкеты, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны
задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие
опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более
личный характер и менее интересны для отвечающих.
Разработка анкеты
Анкета должна быть составлена таким
образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет
опрошено. Хорошая анкета должна:
облегчить ответ опрашиваемого лица;
сформулировать вопрос с учетом его влияния
на ответ опрашиваемого;
позволить легко провести анализ.
Приведем пример анкеты, разработанной для
сбора необходимой информации по выявлению особенностей потребления обуви
различными группами населения (см. Приложения). В анкету были включены вопросы,
выявляющие принадлежность человека к определенному сегменту рынка
потребительского (пол, возраст, уровень дохода, социальное положение).
Проверка анкеты. Прежде чем начинать
опрос, нужно проверить анкету на небольшом числе лиц, чтобы окончательно
доработать ее методом постепенного приближения; таким путем можно избежать
многих ошибок.
Сбор ответов. Затем нужно обобщить
полученные ответы на вопросы. Эта операция может быть легко выполнена вручную
при опросе нескольких десятков и даже нескольких сотен человек. В случае опроса
значительно большего числа людей, особенно если вопросов более 20, нужно
использовать электронно-вычислительную технику.
Анализ ответов. Каждый ответ нужно
тщательно проанализировать и в случае надобности отбросить, если ясно, что он
заведомо неверный, из него невозможно что-либо понять или же если опрашиваемый
ответил просто «для галочки», не зная предмета.
Обработка результатов. После того, как ответы
проверены и случае необходимости исправлены, нужно обработать результаты и
представить их в форме настолько простой, насколько это возможно, обычно в
форме таблиц, графиков.
Анализ результатов. Целью опроса может быть
поиск весьма определенной величины или же проверка гипотезы. В первом случае
важно определить коэффициент доверия (вероятность ошибки и соответствующий
интервал доверия). Во втором случае важно составить то, что статистики называют
смысловым тестом.
Написание отчета. Окончательный отчет
имеет целью представить результаты опроса в наиболее ясной и наиболее
достоверной форме. В любом случае автор не должен поддаваться влиянию своих
собственных убеждений. Речь идет не о доказательствах, но об изложении фактов
со скрупулезной точностью[6].
2.3
Наблюдение и эксперимент: сущность, виды, этапы проведения, достоинства и
недостатки
Наблюдение и эксперимент - это методы, которые довольно часто
используют в маркетинговых исследованиях как самостоятельные либо в
совокупности с другими для решения маркетинговых проблем и подтверждения
выдвигаемых гипотез [3]. Так, например, наблюдение составляет основу
практически всех качественных исследований.
Наблюдение в маркетинговых исследованиях
представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом
объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями.
При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы,
касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.
Наблюдение можно классифицировать по самым различным
основаниям:
· в зависимости от элементов контроля (контролируемое или
неконтролируемое);
· в зависимости от положения наблюдателя относительно объекта
(включенное или невключенное);
· по степени формализованности наблюдения (структурированное
или неструктурированное);
· по условиям организации наблюдения (полевое или
лабораторное).
Технология проведения. Наблюдение в
маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей.
Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез,
служить для проверки данных, полученных другими методами, cего помощью можно
получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется
подходами к их осуществлению.
Неконтролируемое наблюдение проводится в условиях реальных
жизненных ситуаций, осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы, в
которой происходит наблюдаемое явление или событие.
Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной
информации для создания более точной картины или проверки тех или иных гипотез.
Контроль, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и
сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений -
проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.
Вести наблюдение можно:
· за определенной группой людей;
· за определенным процессом в разных группах людей;
· за определенным процессом в определенной группе людей.
Случайное наблюдение - это наблюдение за ранее не
запланированным явлением, деятельностью, ситуацией.
Полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации.
При лабораторном наблюдении условия окружающей среды определяются самим
исследователем. Чаще всего оно проводится в исследованиях экспериментального
плана и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в
результате действия экспериментальных факторов.
Невключенное наблюдение - вид наблюдения, при котором
исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, а при
включенном наблюдении он сам участвует в изучаемом процессе, находится в
контакте с наблюдаемыми людьми.
Неструктурированное наблюдение - вид наблюдения, при котором
исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса
(ситуации) он будет наблюдать. Задачей этого вида наблюдения является изучение
объекта в целом или основных его составляющих.
Структурированное наблюдение строится на основе заранее
разработанных элементов изучаемого процесса [3].
В зависимости от вида наблюдения планируются его элементы:
· наблюдаемые (кто они, сколько их, каковы их
взаимоотношения в данной ситуации, какова между ними связь и пр.);
· обстановка (где имеет место наблюдаемая ситуация,
какого рода социальное поведение данная ситуация поощряет, чему препятствует);
· цель (имеется ли какая-либо формальная цель, ради
которой собрались участники или они оказались здесь случайно, имеется ли
неформальная цель, совместимы или антагонистичны цели участников ситуации);
· социальное поведение (что и как делают участники
ситуации, каковы их мотивы, как действует наблюдаемый, каковы напряженность,
постоянство, эмоциональность, продолжительность данной формы поведения, каков
ее эффект);
· частота и продолжительность (когда возникла ситуация
и как долго она продолжалась, уникальность данной ситуации, как часто она
возникает, что ее вызывает, насколько она типична).
После определения цели наблюдения и основных его элементов
проводится само наблюдение. Фиксация результатов наблюдений может выполняться в
виде: а) кратковременной записи, проводимой «по горячему следу», насколько
позволяют место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации,
касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; в) протокола наблюдения,
представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в
который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения,
высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д)
фото-, видео-, звукозаписи [6].
При необходимости результаты наблюдения фиксируются в
документах и дублируются с помощью технических средств (аудио-,
видеоаппаратуры). Использование технических средств позволяет повысить качество
анализа наблюдения, так как в ходе наблюдения исследователь может не заметить,
упустить или неверно интерпретировать поведение наблюдаемых. Повторный просмотр
позволяет избежать ошибок и упущений.
При составлении документа наблюдения необходимо предусмотреть
следующие условия, существенно влияющие на достоверность и надежность
полученной информации:
· логичность расчленения объекта наблюдения на составляющие
элементы, соответствующие органической природе объекта и позволяющие воссоздать
из частей целое;
· адекватность терминов, используемых при группировке и
анализе полученной информации;
· однозначность интерпретации выделенных элементов объекта
наблюдения.
Недостатки наблюдения:
· наблюдения ограничены временем совершения событий;
· невозможно охватить все социальные факты непосредственным
наблюдением;
· эмоциональная окрашенность человеческих восприятий и
неизбежность влияния на результаты наблюдения социального опыта самого
наблюдателя;
· влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом
наблюдения;
· влияние самого факта проведения наблюдения на наблюдаемую
ситуацию.
Наблюдатель должен непрерывно контролировать свои действия,
чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, ее изменение были
минимальными.
Необходимо, чтобы каждый наблюдатель прошел соответствующую
подготовку. Обучение наблюдателя подразумевает одновременное развитие у него способности
увидеть значимые действия, а также способности к запоминанию и умению вести
точные записи.
Нельзя забывать, что в каждый определенный момент человек
способен одновременно воспринимать от пяти до десяти дискретных единиц. Если
речь идет о достаточно широкой сфере наблюдений, целесообразно поручить работу
нескольким наблюдателям, строго распределив при этом функции [7].
Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработка
инструкции. Хорошо подготовленная инструкция облегчает работу наблюдателей и
унифицирует собираемый ими материал.
В инструкции даются точные указания относительно того, по
каким критериям те или иные действия, события, явления будут подводиться под ту
или иную категорию. Здесь же подчеркивается необходимость вести запись строго в
соответствии с имеющимися категориями. Инструкция должна содержать также
требования к способу фиксации наблюдаемых событий; она может содержать
пояснения, как надо пользоваться применяемыми шкалами измерений.
Если при записи требуется интерпретация намерений изучаемых
лиц, то в инструкции следует либо указать принцип, либо перечислить показатели,
на основании которых наблюдатель будет выносить свои суждения. Все это
необходимо для того, чтобы все наблюдатели по возможности одинаково оценивали
наблюдения.
Эксперимент - состоит в том, что
исследователь изменяет значение одного элемента, зависимой или независимой
переменной, чтобы пронаблюдать влияние этого изменения на другой элемент или
зависимую переменную. Цель всякого эксперимента - проверка гипотез о причинной
связи между явлениями. Эксперимент в маркетинговых исследованиях проводится не
часто. Это довольно сложный и дорогостоящий метод [4].
Эксперименты различаются:
· по характеру объекта и предмета исследования;
· специфике поставленной задачи;
· характеру экспериментальной ситуации;
· логической структуре доказательства гипотезы.
В свою очередь, по характеру объекта исследования различаются
также реальные и мысленные эксперименты. В отличие от реальных
экспериментов в мысленных проверке подвергаются не реальные явления, а
информация о них.
По специфике поставленной задачи различают эксперименты научные,
прикладные, проективные, ретроспективные. Реальный эксперимент всегда
проективный; мысленный же - обычно ретроспективный, направленный в прошлое: исследователь
манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы
о причинах, вызывающих наличие следствия.
По характеру экспериментальной задачи различают эксперименты контролируемые
и неконтролируемые. На результаты неконтролируемых экспериментов
существенно влияют неэкспериментальные факторы, характер и степень влияния
которых неизвестны. Контролируемый эксперимент предполагает выравнивание всех
условий на экспериментальном и контрольном объекте, периодическое измерение
значений как экспериментальных, так и внеэкспериментальных переменных. Контроль
переменных означает повторяемость эксперимента.
По логической структуре доказательств гипотезы различают
эксперименты параллельные и последовательные. В параллельном
эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов
(групп людей) - экспериментального и контрольного в одно и то же время
(экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие
экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было). В
последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Доказательство
гипотезы при этом типе эксперимента опирается на сравнение состояний
исследуемого объекта до и после воздействия «фактора».
Применение эксперимента в маркетинговых исследованиях.
Область применения эксперимента может касаться любого из элементов маркетинга.
С помощью эксперимента можно изучать влияние на спрос таких факторов, как
упаковка, включение сервисных услуг, различных рекламных образов, ценовой
политики и пр. Например, если нужно выявить воздействие на потребителя рекламы,
эксперимент проводят следующим образом. Создаются две похожие группы (по полу,
возрасту, доходу и т.п.). Одной из групп показывается телевизионная реклама
какого-то нового вида продукции, а вторая группа этой рекламы не видит. Затем
проводится пробная продажа новой продукции и измеряется коэффициент покупки.
Недостатки экспериментального метода. Экспериментальные группы,
участвующие в исследовании, весьма ограничены. Из этого следует, что эксперимент
мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить
на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть
«срез» широкомасштабных социальных процессов.
В рамках эксперимента можно изучить влияние одного или
ограниченного количества факторов на изменения, но невозможно учесть все
факторы, которых в реальной жизни большое количество. Поэтому результаты
эксперимента обладают невысокой надежностью и больше подвержены всяческим
смещениям.
3.
Исследование рынка антивирусных программ
Данное маркетинговое исследование представляет собой анализ
антивирусного рынка по России, в котором приводятся данные по объему продаж и
долям рынка ведущих игроков за 2012 и 2013 годы, сравнение с 2011 годом, а
также прогноз развития ситуации на 2014 год.
Приведенные в этом исследовании данные за 2011-2013
календарные годы были получены из различных источников, среди которых:
официальные данные участников рынка, информация из открытых источников (СМИ), а
также экспертные оценки аналитиков Anti-Malware.ru.
Все данные объемов продаж указаны в ценах для конечных
пользователей, что дает суммы, несколько превышающие доходы
компаний-производителей или их дистрибьюторов на территории России (то есть
цифры объема продаж в ценах для конечного пользователя и данные реальных
доходов производителей различаются на величину наценки в каналах продаж).
В анализе не учитывались возможные доходы от технологических
продаж производителей. Например, когда те или иные антивирусные технологии
продаются в составе сторонних продуктов.
Исследование представляет собой независимый анализ рынка
антивирусного программного обеспечения в России по итогам 2012-2013 годов,
который регулярно проводится информационно-аналитическим центром
Anti-Malware.ru. В этот раз исследовании охватывает сразу два прошедших года,
так как в силу различных причин в прошлом году подобный отчет не выходил.
Исследование подготовлено без участия кого-либо из
производителей, их представителей на территории России (дистрибьюторов, реселлеров
и пр.) или иных лиц, заинтересованных в умышленном искажении информации о
ситуации на рынке. Приведенные здесь данные за 2011-2013 годы могут не
совпадать с официальными данными участников антивирусного рынка, так как
являются экспертной оценкой авторов.
Современная работа корпоративных и глобальных информационных
сетей невозможна без регулярной и квалифицированной антивирусной поддержки.
Современные антивирусные программы представляют собой многофункциональные
продукты, сочетающие в себе как превентивные, профилактические средства, так и
средства лечения вирусов и восстановления данных. Исходя из вышесказанного, целью
исследования является, выяснить какое антивирусное программное обеспечение
обладает наиболее высокой степенью защиты.
Объект исследования - современное
антивирусное программное обеспечение.
Предмет исследования - анализ рынка современного
антивирусного программного обеспечения в России.
Задачи:
Ø Изучить литературу по
теме исследования.
Ø Описать программные
продукты, используемые в России.
Ø Проанализировать причины
использования того или другого вида антивируса.
Методы исследования:
Ø Анализ и синтез.
Ø Индукция и дедукция.
Ø Систематизация.
Ø Сравнение и обобщение.
Данная тема актуальна, так как компьютерные
вирусы во всем мире наносят громадный ущерб, как большим компаниям, так и
отдельным пользователям, на меры профилактики и защиты затрачиваются огромные
денежные средства. Рядовые пользователи имеют возможность придерживаться мер
безопасности и использовать антивирусное программное обеспечение.
Анализ
объема продаж 2011-2013 г.
Суммарный объем рынка в 2012 году превысил отметку $270 млн.,
что на 24% больше показателя 2011 года. В 2013 году рынок продолжил расти
практически в том же темпе, его объем увеличился еще на 23% и превысил $334
млн.
Еще несколько лет назад многим экспертам цифра в $300 млн.
казалась астрономической. Считалось, что лучшие времена, с точки зрения роста,
далеко позади, и что рынок не будет расти темпами более 10-15% в год. Но, как
мы видим, послекризисное восстановление позволило вернуться к темпам роста
свыше 20%.
Рост объема продаж в 2012 и 2013 году был отмечен во всех
сегментах рынка, но наибольший рост был отмечен в ритейле (около 26%) и
государственном секторе (около 28%). В случае ритейла, как мы видим, продажи не
только не снижаются под давлением бесплатных антивирусных продуктов, но и
показывают высокие послекризисные темпы роста (в 2011 году по нашей оценке рост
в ритейле практически остановился).
Корпоративный сегмент рынка за два последних года вырос не столь
сильно (около 18%). Это обусловлено тем, что данный сегмент был наиболее
стабильным в кризисный 2011 год, и точек для бурного роста в последующие годы
не определилось.
Сегмент малого и среднего бизнеса, по-прежнему, не
демонстрирует должного роста, но содержит в себе большой потенциал на будущее.
По мнению большинства игроков в 2013 году стали заметны
доходы от направления SaaS (Software as a Service), вложения в которое годами
раньше начало приносить свои дивиденды. В данном сегменте наиболее активно проявили
себя такие компании как «Доктор Веб», как первый производитель, предложивший
услугу «антивирус по подписке» в России, Eset, «Лаборатория Касперского» и
Agnitum.
Ниже приведены данные по объемам продаж различных
производителей на антивирусном рынке в России в 2011-2013 годах (в ценах для
конечных пользователей) и их темпы роста.
Объем продаж основных участников рынка антивирусной защиты в
России за 2011-2013 годы
Производитель
|
Объем продаж
млн. долл., 2011
|
Объем продаж
млн. долл., 2012
|
Рост 2011-2012
|
Объем продаж
млн. долл., 2013
|
Рост 2012-2013
|
«Лаборатория
Касперского»
|
109,0
|
141,0
|
29,4%
|
176,3
|
25,0%
|
Eset
|
52,0
|
69,0
|
32,7%
|
90,5
|
31,2%
|
Symantec*
|
23,0
|
23,8
|
3,5%
|
25,4
|
6,7%
|
16,5
|
19,2
|
16,4%
|
22,5
|
17,2%
|
Trend Micro
|
9,8
|
10,3
|
5,1%
|
11,0
|
6,5%
|
McAfee
|
3,4
|
3,3
|
-2,9%
|
3,4
|
3,0%
|
Другие
производители
|
5,0
|
5,2
|
4,0%
|
5,6
|
7,7%
|
Весь рынок
|
218,7
|
271,8
|
24,3%
|
334,6
|
23,1%
|
Как видно из таблицы 1, очень удачным прошедшие два года
оказались для лидеров российского рынка - «Лаборатории Касперского» и Eset.
Объемы продаж этих компаний увеличился в 2012 году на 29% и 32%, а в 2013 году
еще на 25% и 31%. Это значительно лучше, чем у остальных конкурентов.
Как было отмечено выше, одним из ключевых драйверов бурного
послекризисного роста стал ритейл. Поэтому, не работающие в этом сегменте
компании не могли по определению похвастаться серьезными цифрами роста. Кроме
двух лидеров неплохо представлена в ритейле еще одна российская компания -
«Доктор Веб», которая с учетом успехов в сегменте SaaS смогла показать хорошие темпы
роста.
Рисунок 1. Объем продаж основных участников рынка антивирусной
защиты в России за 2011-2013 годы
Зарубежные производители, делающие ставки на корпоративные
продажи, - Symantec и Trend Micro - фактически остались на уровне 2011 года,
показывая небольшой рост. Для этой группы принципиальным моментом является тот
факт, что им удалось избежать падения продаж под давлением лидеров рынка.
Для игроков, имеющих небольшие доли рынка, 2012-2013 годы
оказались не лучше предыдущих. По нашей оценке эта группа производителей не
смогла нащупать значительные точки роста на российском рынке. Например, Panda
Security пришлось и вовсе исключить из отдельного рассмотрения, так как ее доля
рынка стала находиться в пределах погрешности измерений.
В категории «Другие производители» учитывались продажи таких
компаний, как Panda Security, «Код Безопасности», Microsoft, Aladdin, Agnitum,
Avast Software, BitDefender и других.
В качестве новшества в этом отчете мы решили впервые провести
сегментирование объемов продаж основных участников рынка и определить, в каком
из сегментов тот или иной производитель делает основные деньги.
К сожалению, в силу ограничений конфиденциальности мы не
можем привести точные цифры продаж по каждому сегменту рынка. Взамен этого
приведем «тепловую» карту рынка» (см. рисунок 2).
Объем продаж основных участников рынка в 2012 и 2013 годах по
сегментам рынка (тепловая карта рынка)
Производитель
|
Домашние
пользователи
|
Малый и средний
бизнес
|
Крупный бизнес
|
Госсектор
|
Лаборатория
Касперского
|
|
|
|
|
Eset
|
|
|
|
|
Symantec
|
|
|
|
|
Доктор Веб
|
|
|
|
|
Trend Micro
|
|
|
|
|
McAfee
|
|
|
|
|
Другие
производители
|
|
|
|
|
Общий объем
сегмента в 2012 году (в млн. долл.)
|
126
|
38
|
72
|
34
|
Общий объем
сегмента в 2013 году (в млн. долл.)
|
158
|
45
|
85
|
44
|
Рост сегмента в
2013 году
|
26%
|
20%
|
17%
|
29%
|
Рисунок 2. Распределение рынка по сегментам в 2013 году
Как мы видим, наиболее «горячие» в денежном выражении
сегменты домашних пользователей и крупного бизнеса. Сегмент малого и среднего
бизнеса, и госсектор заметно отстают от них по объему.
В то же время, по нашей оценке, наибольший рост на 29% в 2013
году показал госсектор, что заметно выше среднерыночного показателя в 23%.
Также быстрее рынка в целом вырос ритейл и связанный с ним сегмент домашних
пользователей.
Компания Eset, как видно по «тепловой карте», основные
продажи делает в сегменте домашних пользователе, малого и среднего бизнеса.
Чуть меньше, но также достаточно много компания продает в корпоративном
сегменте и госсекторе.
Продажи Symantec, Trend Micro и McAfee концентрируются в
основном в корпоративном сегменте. У компании «Доктор Веб» - в сегменте
персональных пользователей (включая SaaS), в госсекторе и в меньшей степени в
корпоративном сегменте.
Доли рынка в 2012-2013 годах
Для понимания расстановки сил на рынке удобнее оперировать не
цифрами объема продаж, а долями рынка, которые занимают производители, и,
соответственно, их изменениями по сравнению с предыдущим годом. Для этого
данные из таблицы 1 необходимо пересчитать в проценты от общего объема рынка.
Результаты вычислений представлены в таблице 3 и рисунке 3.
Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в
2012-2013 годах
Производитель
|
Доля рынка 2012
|
Доля рынка 2013
|
Изм. доли рынка
2012-2013
|
Лаборатория
Касперского
|
51,9%
|
52,7%
|
0,8%
|
Eset
|
25,4%
|
27,0%
|
1,7%
|
Symantec
|
8,8%
|
7,6%
|
-1,2%
|
Доктор Веб
|
7,1%
|
6,7%
|
-0,3%
|
Trend Micro
|
3,8%
|
3,3%
|
-0,5%
|
McAfee
|
1,2%
|
1,0%
|
-0,2%
|
Другие
производители
|
1,9%
|
1,7%
|
-0,2%
|
Рисунок 3: Доли основных участников рынка антивирусной защиты в
России в 2012 году
Рисунок 4: Доли основных участников рынка антивирусной защиты в
России в 2013 году
Рисунок 5: Изменение долей рынка основных участников в
2012-2013 годах
Как мы видим из таблицы 3 и рисунков 4-5, в 2012-2013 годах
на рынке значительных изменений не произошло.
Во-первых, наблюдаются разнонаправленые изменения долей рынка
(см. рисунок 5). «Лаборатория Касперского» и Eset стабильно увеличивают долю, в
то время как все остальные игроки долю рынка теряют.
Во-вторых, распалась тройка лидеров. До 2011 года
включительно тройка лидеров укрепляла свои позиции по отношению к остальным
игрокам. В 2011 году «Лаборатория Касперского», Eset и Symantec контролировали
84% рынка. Теперь же, за счет высокого роста, только «Лаборатория Касперского»
и Eset контролируют без малого 80%, причем их доли значительно больше, чем у
всех остальных игроков вместе взятых.
«Лаборатории Касперского» и Eset удалось увеличить свои доли
рынка в 2012 году на 2,0% и 1,6%, а в 2013 году еще на 0,8% и 1,7%
соответственно. При этом доля рынка «Лаборатории Касперского» в 2012
году впервые в истории преодолела барьер 50%, а в 2013 году достигла 52,7%.
Компания традиционно сильна в ритейле, выпустила обновление персональной
линейки продуктов, на базе новых технологий защиты, получивших название
«гибридных». Также компания серьезно обновила корпоративную линейку продуктов,
включая средства их администрирования. Традиционно на руку компании играл
сильный бренд, российское происхождение и активный маркетинг. Важной точкой
роста для компании стал корпоративный сегмент и госсектор, где довольно успешно
удалось потеснить конкурентов.
Положение Eset также заметно укрепилось. В 2012 году
доля компании выросла на 1,6%, а годом позже еще на 1,7%. В итоге доля Eset на
антивирусном рынке России выросла до рекордных 27%. Столь положительная
динамика, как и в случае «Лаборатории Касперского», базируется на развитой сети
розничных продаж, росте отдачи от совместных проектов с ISP, а также достаточно
неплохими продажами в корпоративном сегменте.
Для корпорации Symantec 2012 и 2013 годы на
антивирусном рынке России, скорее, можно признать неудачными. В 2012 году
компания пустила свои дела на антивирусном рынке на самотек, закрыла
направление розничных продаж, сосредоточилась на других сегментах рынка ИБ
(например, резервном копировании и восстановление данных, DLP). Таким образом,
были потеряны реальные шансы на укрепление рыночных позиций. Несмотря на то,
что продуктовая линейка компании является, пожалуй, лучшей в мире,
парадоксальным образом это не приносит успеха компании в России. Стабильным
спросом в России пользуются лишь корпоративные антивирусные продукты этого
производителя, но только одного этого недостаточно для удержания лидерских
позиций на рынке.
Компания «Доктор Веб», по нашей оценке, смогла
улучшить свое положение на рынке за последние 2 года. Несмотря на то, что ее
темпы роста, все же, были ниже, чем у лидеров - 16,4% и 17,2% соответственно,
ей удалось почти вплотную приблизиться к занимающей третье место корпорации
Symantec. Двигателями роста для этого производителя стал все тот же ритейл и
активная работа в сегменте SaaS. Кроме того, этот российский производитель,
несмотря на давление конкурентов, все еще, имеет неплохие позиции в госсекторе.
Компания Trend Micro показала небольшой, но устойчивый
рост за последние два года. Тем не менее, без значимого присутствия в ритейле,
ее доля рынка постепенно снижается и составила 3,8% и 3,3% в 2012 и 2013 годах
соответственно.
Для компании McAfee последние два года не принесли
значимых успехов. Фактически компания была почти незаметна на рынке.
Естественно, что в таком пассивном режиме рассчитывать на какую-либо
положительную динамику не приходится. Panda Security пришлось исключить
из отдельного рассмотрения. Компания глобально испытывает тяжелые времена,
вследствие чего пришлось прибегнуть даже к массовым сокращениям сотрудников.
Эти проблемы не могли не отразиться и на положении компании на российском
рынке.
Остальные игроки имеют доли рынка не превышающие барьер в 1%
и, поэтому, не попали в детальный анализ.
Важно отметить, что в 2013 году двое лидеров - «Лаборатория
Касперского», Eset - в сумме контролируют 80% рынка антивирусного ПО в России.
В 2011 году эти компании в сумме контролировали только 73%. Таким образом,
процесс консолидации российского рынка продолжается, а бесконечные попытки
выхода на него все новых и новых игроков никак не влияют на расстановку сил.
Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного? На наш
взгляд, пользователи стали умнее. Они уже меньше реагируют на красивые
коробочки и зазывную рекламу. С другой стороны, это вовсе не означает, что
лучшим антивирусом на рынке может стать тот, управление которым осуществляется
с помощью командной строки. Наоборот - современные технологии должны быть
заключены в красивую и простую в управлении оболочку. И, конечно, прежде чем
купить, необходимо дать пользователю возможность самостоятельно «пощупать» и
протестировать свой выбор. С продавцами также необходимо работать. К сожалению,
далеко не все из них в достаточной степени компетентны, для того, чтобы дать
квалифицированный совет по выбору программы. Тренинги и прочие обучающие
мероприятия для продавцов были бы просто необходимы. И последнее. Отрадно
осознавать тот факт, что практически все антивирусные вендоры понимают, что
нездоровая конкуренция на этом рынке никаких положительных последствий иметь не
будет.
Лет пять назад картина российского антивирусного рынка
представляла собой образец стабильности и предсказуемости. На рынке, главным
образом, присутствовали четыре игрока: два российских - «Лаборатория
Касперского» и «Доктор Веб» и два зарубежных - американская Symantec и японская
Trend Micro, усилия которой были направлены исключительно на рынок крупного
бизнеса. В целом же наблюдался достаточно вялотекущий рост рынка, который не
превышал общемировые показатели.
Однако ряд антивирусных компаний находили российский рынок
достаточно перспективным.
За последние два года ситуация на российском антивирусном
рынке кардинально изменилась. Рынок демонстрирует очень быстрые темпы роста: по
оценкам независимого информационно-аналитического портала Anti-Malware.ru,
антивирусный рынок России вырос.
Немалый вклад в рост антивирусного рынка также вносит
«обеление» программного обеспечения, установленного в организациях и на
компьютерах домашних пользователей. Напомним, что, согласно данным совместного
исследования BSA и IDC, Россия демонстрирует высокие темпы снижения уровня
использования нелицензионного ПО, за три года, уровень пиратства снизился до
80%, то есть исследователи прогнозируют дальнейшее снижение уровня пиратства в
России.
Итак, мы оценили ситуацию на российском антивирусном рынке в
различных разрезах, посмотрели, как меняется эта ситуация. Приходят новые
игроки, некоторые остаются и потихоньку завоевывают свое место под солнцем,
некоторые не выдерживают и отступают, так и не завоевав значительной доли
рынка. «Старики» также по-разному реагируют на приход новичков, кто-то
отступает в недоумении, кто-то собирает силы и противостоит попыткам покуситься
на их «законную» территорию. Наблюдать за происходящим очень интересно, как и
за любой быстро растущей и активно меняющейся отраслью.
Заключение
Одним из наиболее важных направлений в деятельности любой
общественной организации является изучение тех групп, как входящих в нее, так и
находящихся за ее пределами, которые могут существенно влиять на такие стороны
ее деятельности, как вид и предоставление услуг, сотрудничество с
добровольцами, доступ к финансовым средствам и освещение деятельности
организации в средствах массовой информации.
Маркетинговое исследование, подобно всем исследованиям, имеет
много форм и предназначено для достижения ряда целей. Важно подчеркнуть, что
маркетинговое исследование - самый широкий тип исследования в маркетинге,
потому что оно может включать любой аспект деятельности маркетинга. Другие типы
исследований, например исследование потребителя, исследование рекламы или
рыночное исследование, сосредотачиваются на определенной области маркетингового
интереса, в данном случае, потребителях, рекламировании, или рынках.
В настоящее время большинство компаний в той или иной форме
регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется
стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в
зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В
настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности
фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного
изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой
прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство
товаров в зависимость от запросов потребителей.
Список
использованной литературы
1. Аакер
Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание. / Пер. с англ. -
СПб.: Питер, 2011. - 848 с.
2. Андрей
Никишин. Эволюция вирусов и антивирусов. Эпохи DoS и интернет. Обзор «Средства
защиты информации и бизнеса 2012». CNews-аналитика (август 2012).
3. Арланцев
А.В. Попов Е.В. Матрица «эффективность - издержки» продвижения товаров.
Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2002. С. 14-24.
4. Арланцев
А.В., Попов Е.В. Синергизм коммуникационного инструментария // Маркетинг в
России и за рубежом. - 2001. - №1. - С. 3-17.
5. Багиев
Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер,
2010. - 576 с.
. Березин
И. Практика исследования рынков. - М.: Бератор - Пресс, 2003. - 367 с.
7. Бернет
Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход/ Перевод с
англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб: Питер, 2001. - 864 с.: ил. - (Серия
«Маркетинг для профессионалов»).
8. Божук
С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д., Розова Н.К., Тэор Т.Р. Маркетинг: Учебник для
вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: 2012. - 448 с.
. Брейс
А. Анкетирование. Разработка опросных листов, их роль и значение при проведении
рыночных исследований. / Пер. с англ. - М.: Balance Business Books, 2010. - 336
с.
. Голубкова
Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М.: Финпресс, 2006.
12. Журнал:
«Компьютер пресс» М: №9 2012 г.
13. Информационно-аналитический
центр Anti-Malware
14. Малхотра
Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 4-е издание.: Пер. с
англ. - М.: Вильямс, 2011. - 1200 с.
15. Мельникова
О.Т. Фокус-группы. Методы, методология, модерирование. - М.: Аспект Пресс,
2012. - 320 с.
16. Попов
Е.В. Продвижение товаров и услуг. - М.: Финансы и статистика, 2007.
17. Попов
Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика,
2002. - 320 с.
. Росситер
Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб: Питер, 2000.
19. Садмен
С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование
массовых исследований. / Пер. с англ. - М.: Институт Фонда «Общественное
мнение», 2011. - 382 с.
. Федько
В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Серия «Учебники Феникса». Ростов н/Д:
Феникс, 2002. - 480 с.
21. Хруцкий
В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию
рынка: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика,
2002. - 528 с.: ил.
22. Черчилль
Г.А., Браун Т.Д. Маркетинговые исследования. 5-е изд. / Пер. с англ. - СПб:
Питер, 2010. - 704 с.
23. http://www.esetnod32.ru
24. http://security-advisory.virusinfo.info
. http://www.kasperski.ru;
. http://www.symantec.com/sabu/nis;
. http://www.avast.com
. http://www.drweb.com
. http://www.
Avira.com
Похожие работы на - Маркетинговые исследования как основа принятия управленческих решений
|