Сущность налоговой системы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность налоговой системы

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование государства предполагает большую необходимость существования налогов. С их помощью формируется основная часть государственного бюджета. Налоги - платеж обязательный. Обязательность уплаты является одним из основных свойств налога. Налог присущ всем государствам. Совокупностью налогов, законодательно установленных в государстве, способов и методов их взимания, норм и правил, которым должны следовать участвующие лица в налоговых правоотношениях, является налоговая система.

Объектом исследования данной работы является налоговая система. Предметом исследования - её основные элементы, принципы построения налоговых систем, классификация налогов, т.к. существование налоговой системы невозможно без существования самих налогов.

Целью данной работы является теоретическое исследование налоговой системы. Достижение этой цели возможно после решения таких задач, как раскрытие сущности понятия «налоговая система», рассмотрение принципов построения налоговых систем и основных принципов налогообложения в Республике Беларусь, способов и методов взимания налогов, описание элементов налоговой системы, без которых налогообложение, как таковое, существовать не может. Также следует определить функции налогов, в которых раскрывается их сущность, рассмотреть их классификацию, которая показывает разнообразие налоговых форм. Внимание уделено и рассмотрению общей и упрощенных систем налогообложения в Беларуси.

Для этого используются учебные материалы по дисциплине «Налоги и налогообложение» и некоторые статьи Налогового кодекса Республики Беларусь.

Изучать основы налогообложения необходимо всем тем, кто желает грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

.1 Сущность налоговой системы

Для того, чтобы раскрыть сущность налоговой системы, целесообразно исследовать взгляды нескольких авторов учебных пособий, каждый из которых дает свое определение понятия «налоговая система». Затем на их основе дать общее определение этого понятия. Это поможет сделать таблица, представленная ниже.

Таблица 1.1 - Взгляды разных авторов на определение понятия «налоговая система»

Автор, источникОпределение понятия «налоговая система»В.А. Скрипниченко [1, с. 8]Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.Н.А. Мельникова [2, с. 73]Налоговая система - это взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических и финансовых процессов.Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко [3, с. 263]Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.Т.Ф. Юткина [4, с. 59]Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.А.М. Ковалёва [5, с. 167]Налоговая система - совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина [6, с. 28]Налоговая система - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.Е.Б. Шувалова, А.Е. Шувалов [7, с. 33]Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев [8, с. 17]Налоговая система включает в себя принципы, способы и методы взимания налогов.А.В. Толкушкин [9, с. 439]Налоговая система - совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.Е.Н. Петроченко [10, с. 43]Налоговая система - совокупность установленных и взимаемых в той или иной стране налогов форм и методов налогообложения, взимания и использования налогов, а также налоговых органов.Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных из источников, представленных в первом столбце таблицы

Таким образом, исследовав мнения вышеперечисленных авторов учебных пособий по поводу раскрытия понятия «налоговая система», можно сделать вывод о том, что налоговая система представляет собой:

) взаимно связанную совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных законодательной властью (в соответствии с Налоговым кодексом) и взимаемых в установленном порядке исполнительными органами в той или иной стране с целью формирования государственного бюджета;

) совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания, налоговых органов;

) норм и правил, которым должны следовать лица, участвующие в налоговых правоотношениях;

) целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой.

На становление, развитие и функционирование налоговой системы оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.

.2 Принципы построения налоговых систем. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.

Принципы построения конкретной налоговой системы служат основой для принятия налогового закона в стране. Они включают три группы принципов, а именно:

) организационные: единство налоговой политики, единство системы налогов, разграничение полномочий;

) юридические: законность, ясность налогового законодательства и толкование его в пользу налогоплательщика, приоритет норм налогового законодательства, приоритет международных норм;

) экономические: всеобщность налогообложения, экономическая обоснованность налогообложения, недопущение дискриминации налогоплательщиков, равное налоговое бремя исходя из фактической способности к уплате налогов. [11, с. 20]

Налоговая система любого государства основывается на группе принципов. Принципы налогообложения, сформулированные в XVIII-XIX вв., не утратили своего значения и в XX-XХI вв., которые определяются следующим образом:

) Принцип справедливости налогообложения раскрывается в вертикальном аспекте (налоги взимаются в соответствии с финансовыми возможностями плательщиков, т. е. с увеличением доходов повышается и ставка налогообложения) и горизонтальном (устанавливается единая ставка налога для лиц с одинаковым уровнем дохода).

) Принцип эффективности налоговой системы характеризуется наличием инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность экономических субъектов рынка.

) Принцип нейтральности определяется как равновеликость налоговых изъятий независимо от сферы приложения капитала и видов деятельности.

) Принцип простоты налоговой системы заключается в легкости и доступности техники подсчета налогов и закрепляется соответствующими нормативными актами.

Основными принципами современной налоговой системы являются:

1) обязательность уплаты налогов, сборов и пошлин;

2) равенство и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам;

3) определенность и однозначность налогового законодательства;

4) однократность налогообложения доходов;

5) соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщи

6) простота начисления налогов и удобство их уплаты;

7) стабильность налогов;

8) гибкость налоговой системы, адаптируемость к меняющейся экономической ситуации;

9) сочетание фискальных целей регулирования развития отраслей национальной экономики. [2, с. 75]

На основе вышеперечисленных принципов налоговая система может стать мощным стимулом экономики. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, согласно Налоговому кодексу РБ:

) Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3) Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

) Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

) Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством. [12]

Таким образом, принципы налогообложения в Беларуси говорят об обязательности уплаты налогов, сборов и пошлин, о невозможности возложения обязанности на плательщика уплачивать налоги, которые не установлены законодательно либо не определены Конституцией Республики Беларусь, о всеобщности и равенстве между всеми налогоплательщиками, о недопущении установления таких налогов, которые нарушают соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщиком доходов, о допущении установления особых таможенных пошлин.

.3 Способы взимания налогов

фискальный налогообложение экономика

Наряду с принципами налоговая система включает в себя также способы и методы взимания налогов.

В налогообложении действуют три способа взимания налогов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный у источника образования объекта.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержания перечень типичных сведений (оценка, средняя доходность) об объекте обложения (земли, дома), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный кадастр, на основании которого в зарубежных странах определяется поземельный налог, содержит описания типичных участков земли, группируемых в зависимости от качества, местоположения и использования. Для каждой группы установлена средняя доходность на единицу площади за ряд лет. Остальные земельные участки (нетипичные) приравниваются к той или иной категории, которой соответствует ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры утверждаются государственными органами.

В дореволюционной России кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.

Административный способ основан на исчислении и изъятии налога у источника образования объекта обложения. Обычно это задача бухгалтерии предприятия или другого органа, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. Бухгалтерия удерживает его до выплаты дохода, исключая возможность уклонения от уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием непосредственно в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы оплаты налога:

) наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

) безналичным платежом, когда перечисление производится через банк со счета клиента на счет бюджета;

) гербовыми марками, когда плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего этот документ приобретает законную силу. [13, с. 265]

Таким образом, налоги взимаются тремя способами, такими как кадастровый, декларационный и административный, а оплата налога производится наличным платежом, безналичным платежом и гербовыми марками.

2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

.1 Элементы налогообложения

Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и однозначное определение. К основным элементам закона о налогах относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др.

Налогоплательщик (субъект) налога - это физическое или юриди-ческое лицо, на которое законодательством возложено обязательство заплатить налог. Плательщик налога - основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в отношении конкретного плательщика. В налоговых законодательствах различных стран в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо - это предприятия, организации, учреждения, имеющие обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке. Физическое лицо - это граждане данного государства, иностранного государства и лица без гражданства. По белорусскому законодательству плательщиками налогов и сборов названы объединения, организации, их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные пдразделения, осуществляющие хозяйтвенную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности, а также физичесие лица, извлекающие доходы от предпринимательскойдеятельности, работы по найму и других источников.

Объекты налогообложения представляют собой доход или имущество, на которое начисляется налог. Налоговая база - это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения. Развитие налоговых систем определило следующие группы объектов налогообложения:

доход;

имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу налоговой базы. В зависимости от особенностей налоговой базы ставки налогов могут устанавливаться в твердых суммах платежа или в относительных величинах (процентах). В абсолютных суммах устанавливаются, например, ставки земельного налога (с 1 га земли), экологического (с 1 куб. м добытых природных ресурсов) и др. Твердые ставки применяются при равномерном методе налогообложения, когда не учитывается платежеспособность налогоплательщика, а принимается во внимание только потребление им каких-либо услуг. Данный вид налоговых ставок является наиболее обременительным для налогоплательщиков с низким уровнем доходов. Процентные ставки ассоциируются с пропорциональным методом налогообложения. Они могут быть:

1) едиными при любом изменении налоговой базы и обеспечивать пропорциональный рост налога и собственных доходов налогоплательщика (налог на прибыль);

3) регрессивными, когда ставка налога сокращается при росте налоговой базы.

Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Белорусское законодательство предусматривает предоставление налоговых льгот по различным видам налогов. [2, с. 74]

Санкции - это меры ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах. [9, с. 434]

.2 Функции и классификация налогов

Налоговый кодекс Республики Беларусь утверждает, что налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. [12]

Налоги - это один из источников формирования доходов государственного бюджета. Без налогов не обходится ни одно государство.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. [14, с. 41]

Первая функция налогов - это, несомненно, фискальная (фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы). Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами бюджета государства.

Вторая функция налогов - распределительная, или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

Третья функция налогов - регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении.

Четвертая функция налогов - контрольная. С их помощью благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.[15, с. 19]

Итак, среди налоговых функций выделяют фискальную (состоит в наполнении деньгами государственного бюджета), распределительную (перераспределение финансовых ресурсов), регулирующую (влияние на развитие регионов и отраслей) и контрольную (получение информации об истинном финансовом положении страны и источниках доходов физических и юридических лиц). В них проявляется экономическое содержание налогов, они показывают способ реализации общественного назначения налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Разнообразие налоговых форм показывает классификация налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер. [2, с. 69]

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. [1, с. 8]

Различие между косвенными и прямыми налогами проходит через все учение о налогах. Исторически прямые налоги возникли раньше косвенных. Прямое налогообложение как простейшая форма налогообложения первоначальная и самая древняя. [2, с. 69]

Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

) прямые налоги;

) косвенные налоги;

) пошлины и сборы.[16, с.56]

При использовании традиционной классификации налогов иногда в особую группу выделяют поитины и сборы, т.е. эти виды обязательных платежей налогового характера не относят ни к прямым, ни к косвенным налогам.

Ниже приведены варианты традиционных классификаций налогов и платежей обязательного характера.

Таблица 2.1 - Традиционная классификация налогов и платежей обязательного характера (вариант 1)

. Прямые налоги

Реальные налогиЛичные налоги- поземельный - подомовой - промысловый - на доходы от денежных капиталов- подоходный - поимущественный - с наследства и дарения - подушный2. Косвенные налоги

АкцизыФискальные монополииТаможенные налоги (пошлины)- на предметы массового потребления - на оборот (универсальные акции) - прочие- на производство - на торговлю - на производство и торговлю- экспортные - импортные - транзитные - фискальные - преференциальные - протекционистские3. Пошлины и сборы

- на обращение имущества - на акты гражданского состояния - судебные - нотариальные - гербовые - прочиеПримечание. Источник: [16, с.60, табл. 1]

В данном варианте традиционной классификации налогов и платежей обязательного характера не учтены взносы на социальное страхование, классификация таможенных налогов осуществляется по происхождению и по

целям, а пошлины на обращение имущества отнесены в группу «Пошлины и сборы» исходя из особенностей взимания.

Таблица 2.2 - Традиционная классификация налогов и платежей обязательного характера (вариант 2)

. Прямые налоги

Реальные налогиЛичные налоги- поземельный - подомовой - промысловый - на ценные бумаги - на сверхприбыль- подоходные с физических лиц - на доходы от денежных капиталов - на прирост капитала - на прибыль акционерных обществ - поимущественные налоги - с наследства и дарения - подушный2. Косвенные налоги

АкцизыФискальные монополииТаможенные налоги (пошлины)Индивидуальные: - на сахар - на соль - на бензин - на табак и т.д. Универсальные с оборота: - многократный - однократный- на сахар - на спирт - на табак и т.д.По происхождению: - импортные - экспортные - транзитные По целям: - фискальные - защитные (протекционистские) - преференциальные - антидемпинговые По ставкам: - специфические - адвалорные - комбинированные3. Взносы на социальное страхование

- взносы работающих по найму - взносы, уплачиваемые нанимателям - взносы лиц, получающих гонорары (лица свободных профессий) - взносы незанятыхПримечание. Источник: [16, с.61, табл. 1]

Во втором варианте классификации налогов и платежей обязательного характера не включены ни в одну группу пошлины и сборы, не относящиеся к таможенным (регистрационные, судебные, нотариальные, патентные).

Как видно из сравнения двух вариантов традиционной классификации, налоги на доходы от денежных капиталов включаются то в разряд личных, то в разряд реальных прямых налогов.

Пошлины и сборы составляют самую сложную проблему при использовании традиционной классификации. Они включаются то в группу косвенных, то в группу прямых налогов, либо в самостоятельную группу. К прямым налогам иногда относятся и пошлины на обращение имущества, которые только наименованием «пошлина» отличаются от налогов на переход имущества (на перевод прав на имущество). [16, с.61]

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов в Республике Беларусь по основным классификационным признакам можно представить следующим образом:

Таблица 2.3 - Классификация налогов в Республике Беларусь

По объекту обложения- имущество - земля - капитал - доход - добавленная стоимостьПо принадлежности к уровню власти- республиканские - местныеПо полноте права пользования налоговых сумм- закрепленные - регулирующиеОт источника уплаты- выручка - зарплата - доход или прибыль - себестоимостьОт субъектов уплаты- физические лица - организацииПо способу изъятия- прямые - косвенныеПо методу обложения (от ставки)- прогрессивные - регрессивные - пропорциональные - ступенчатые - твердые (в абсолютных суммах)По способу обложения- кадастровые - декларационные - налично-денежные - безналичныеОт назначения- общие (без привязки к конкретному или обезличенные) - целевыеПримечание. Источник: [10, с. 48]

Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. [10, с. 48]

.3 Налоговое законодательство Республики Беларусь. Налоговые органы

Согласно Статье 3 Налогового кодекса Республики Беларусь, «налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

1) настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2) декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3) постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

4) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь». [12]

Налоговое законодательство регулирует налоговые отношения как налогоплательщика, так и государства.

Согласно Статье 80 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Налоговые органы, а также таможенные органы и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов, выполняют свои функции и взаимодействуют посредством реализации прав и выполнения обязанностей, установленных законодательством.

Налоговые органы в обязательном порядке действуют в строгом соответствии с законодательством, корректно и внимательно относятся к плательщикам, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, проводят проверки, требуют от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролируют исполнение этих требований, соблюдают налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках. [12]

.4 Общая и упрощенные системы налогообложения в Беларуси

В 2011 году произошли некоторые изменения в системе уплаты налогов предприятиями РБ. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов.

Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы:

) упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

) налогообложение в рамках свободных экономических зон;

) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Доходы физических лиц облагаются по ставкам подоходного налога. Принципы исчисления подоходного налога в 2012 году остались такими же, как и в 2011. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 12%, а для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов - 15% (для резидентов Парка высоких технологий - 9%). Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидентов 12%.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

) налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;

) налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;

) страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;

) обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда;

кроме того, если это требует законодательство РБ:

) налог на недвижимость;

) земельный налог;

) акцизы;

) экологический налог;

) оффшорный сбор;

) гербовый сбор;

) другие налоги.

Две упрощенные системы налогообложения применимы для малого бизнеса. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения:

% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость;

% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход.

По упрощенной системе также уплачивают:

) таможенные и государственные пошлины;

) оффшорный сбор;

) гербовый сбор;

) налог на приобретение автомобильных транспортных средств;

) обязательные страховые взносы и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

) налог на добавленную стоимость.

Уплата Налога при упрощенной системе налогообложения заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты.

Организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1090 млн. рублей, вправе не уплачивать НДС. Для таких организаций ставка налога составляет 8%.

Если организация и индивидуальный предприниматель находятся в сельских населенных пунктах и населенных пунктах, перечисленных в приложении к настоящему Положению, при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), ставка налога при упрощенной системе устанавливается:

) 5 процентов - для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

) 3 процента - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС.

Не вправе применять упрощенную систему организации:

) производящие подакцизные товары;

) реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь);

) осуществляющие:

·лотерейную деятельность;

·профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

·деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга;

·деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» или Парка высоких технологий;

·деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;

·риэлтерскую деятельность;

·страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);

·банковскую деятельность (банки);

·деятельность в сфере игорного бизнеса;

организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

В таблице приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения.

Таблица 2.4 - Сравнительная таблица систем налогообложения

Системы налого-обложенияДанные для расчета, например, в долларахУпрощенная система налого-обложения "без НДС" (7 % с выручки)Упрощенная система налого-обложения "с НДС" (5 % с выручки + НДС 20%)Общая система налогообложения (НДС 20% + налог на прибыль 18%)1. Выручка от реализации12001200120012002. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5)869,2869,2786, т.к. без НДС к расчету786, т.к. без НДС к расчету2.1 Сырье и материалы400400333, т.к. без НДС к расчету333, т.к. без НДС к расчету2.2 Аренда и коммунальные10010083, т.к. без НДС к расчету83, т.к. без НДС к расчету2.3 Зарплата2002002002002.4 Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6%69,269,269,269,22.5 Прочие затраты1001001001003. Прибыль2471642144. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ)841671554.1 НДС2002004.2 Зачет НДС83834.3 НДС к уплате1171174.4 Налоги при "упрощенке"84504.5 Налог на прибыль395. Прибыль после налогов2471641766. Удельный вес всех налогов в выручке7%13,89%12,93%Примечание. Источник: [17]

Для определения уплачиваемых предприятиями в Беларуси налогов, определения размеров налогов на бизнес в республике, существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Выбор системы налогообложения будет возможен только после определения сферы деятельности фирмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определив сущность налоговой системы и её элементы, рассмотрев системы налогообложения в Беларуси, можно сделать следующие выводы:

) налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами с целью формирования государственного бюджета; совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания, налоговых органов; норм и правил, которым должны следовать лица, участвующие в налоговых правоотношениях; а также целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой;

) принципы налогообложения в Беларуси говорят об обязательности уплаты налогов, сборов и пошлин, о невозможности возложения обязанности на плательщика уплачивать налоги, которые не установлены законодательно либо не определены Конституцией Республики Беларусь, о всеобщности и равенстве между всеми налогоплательщиками;

3) налоги взимаются тремя способами, такими как кадастровый, декларационный и административный, а оплата налога производится наличным платежом, безналичным платежом и гербовыми марками;

4) к основным элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налога, сроки уплаты, льготы, налоговые санкции и др.;

) среди налоговых функций выделяют фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную. В них проявляется экономическое содержание налогов;

) налоговое законодательство регулирует налоговые отношения как налогоплательщика, так и государства;

) существует общий порядок исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения НДС и с выделением НДС). Выбор системы налогообложения будет возможен только после определения сферы деятельности фирмы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Скрипниченко, В.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Скрипниченко. - М.: Издательский дом «БИНФА», 2007. - 496 с.

2. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: Учеб. Пособие / Н.А. Мельникова; под ред. Н.А. Мельниковой. - Мн.: БГУ, 2005. - 262 с.

. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 351 с.

. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / Т.Ф. Юткина - М.: ИНФРА-М, 2000. - 429 с.

. Финансы: учеб. пособие / А.М. Ковалёва; под ред. А.М. Ковалёвой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 384 с.

. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина; под ред. Е.Е. Матвеевой. - М.: КНОРУС, 2007. - 320 с.

. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е.Б. Шувалова, А.Е. Шувалов - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 149 стр.

. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. пособие / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев; под ред. В.М. Воронина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512 с.

. Толкушкин, А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения: энциклопедия / А.В. Толкушкин - М.: Юристъ, 2003. - 910 с.

. Теория налогов: учеб. пособие / Петроченко Е.Н., Редько И.В.; под ред. Петроченко Е.Н. - Новополоцк, 2008. - 275 с.

. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О.И. Мамрукова. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2010. - 310 с.

12. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общ. часть. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2003г. - 69 с.

13. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 351 с.

14. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Н.В. Миляков. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 509 с.

. Налоги и налогообложение: учебник / Д.Г. Черник [и др.]. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 328 с.

. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 720 с.

. Юридическая компания "Фемида" / Налоги и системы налогообложения в Беларуси [Электронный ресурс]. - Минск, 2008. - Режим доступа: #"justify">АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / Т.Ф. Юткина - М.: ИНФРА-М, 2000. - 429 с.

В учебнике раскрываются природа налога и налогообложения, функции налоговой системы, ее роль в укреплении рыночных основ хозяйствования и доходов государственного бюджета. Рассматриваются исторические закономерности налогообложения, система налогообложения в современных условиях как в России, так и в промышленно развитых странах.

. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. пособие / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев; под ред. В.М. Воронина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512 с.

В учебнике раскрывается сущность налогов, налоговой системы и организации налогообложения. Дана подробная характеристика основных элементов налога: объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка исчисления и уплаты.

. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / О.И. Мамрукова. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2010. - 310 с.

В учебном пособии рассмотрены классификация налогов, их функции, охарактеризованы элементы налогов, приведен порядок исчисления и уплаты.

. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Н.В. Миляков. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 509 с.

. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 720 с.

В учебном пособии Даны характеристики всех видов налогов, показаны особенности налоговых систем ведущих развитых стран. Особое внимание уделено правам, обязанностям, ответственности налогоплательщиков, налоговому контролю.

Похожие работы на - Сущность налоговой системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!