Сущность бюджетного финансирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность бюджетного финансирования

Содержание

Введение

1. Теоретические основы бюджетного финансирования

1.1 Понятие и сущность бюджетного финансирования

1.2 Характеристика основных форм бюджетного финансирования

1.3 Направления бюджетного финансирования

2. Анализ бюджетного финансирования здравоохранения

2.1 Состояние и динамика бюджетного финансирования здравоохранения

2.2 Проблемы бюджетного финансирования здравоохранения

2.3 Основные направления совершенствования бюджетного финансирования здравоохранения

Заключение

Библиографический список

Введение

Бюджетное финансирование - это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств. Охрана и укрепление здоровья населения представляет собой многогранную систему государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий, в основе которых лежат профилактическая направленность, единство медицинской науки и практики, широкое использование достижений научно-технического прогресса, разработка и внедрение научно обоснованной системы мероприятий, осуществляемых органами государственного и местного самоуправления, позволяющих наиболее полно и результативно сочетать потребности населения в медицинской помощи, лекарственным обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с экономическими возможностями ее удовлетворения.

Современное состояние здравоохранения в России характеризуется недостаточным ресурсным и финансовым обеспечением, низкой эффективностью деятельности лечебно-профилактических учреждений, неадекватным качеством медицинской помощи при наличии достаточной обеспеченности населения врачебными кадрами и больничными койками.

Переход общероссийского и региональных комплексов на принципы рыночной экономики в условиях либерализации цен, высокого уровня инфляции и дефицита государственного бюджета остро поставил проблему выживаемости здравоохранения, находящегося на бюджетном финансировании. Сегодня здравоохранение переживает серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике. В этих условиях возрастает значение поиска адекватных форм социальной поддержки здравоохранения, в том числе реформирования организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде.

В современных условиях рациональная стратегия не только развития, но и функционирования здравоохранения предполагает опережение качественных параметров изменений по сравнению с количественными. В другом направлении средства, вкладываемые в данную сферу, не дадут должного результата.

бюджетное финансирование здравоохранение динамика

1. Теоретические основы бюджетного финансирования

1.1 Понятие и сущность бюджетного финансирования

Сущность бюджетного финансирования заключается в выделении денежных средств бюджетополучателю и доведении этих средств до него. Надо сказать, доведение денежных средств до конечного бюджетополучателя производится, как правило, по довольно длинной цепочке: бюджет - главный распорядитель бюджетных средств - распорядитель бюджетных средств - получатель бюджетных средств (бюджетополучатель). Иначе говоря, бюджетное финансирование заключается в предоставлении денежных средств из бюджета лицу, деятельность которого в объеме бюджетных ассигнований финансируется за счет бюджета. Возникающие в процессе бюджетного финансирования отношения с экономической точки зрения представляют собой отношения по распределению государственного денежного фонда, то есть данные отношения, будучи разновидностью финансовых, являются распределительными денежными отношениями. С правовой точки зрения данные отношения являются финансово-правовыми, а конкретней - материальными бюджетными правоотношениями. Бюджетное финансирование выражает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств. Отношения по бюджетному финансированию опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме от бюджета до получателя бюджетных ассигнований.

Категория "расходование бюджетных средств" - это довольно емкая экономическая категория: применительно к бюджету она означает его распределение (что соответствует сущности понятия "расходы бюджета), но применительно к конечному получателю бюджетных средств (например, бюджетному учреждению) данная категория означает использование (потребление) бюджетных средств. Это использование осуществляется в таких формах, как, например, выплата бюджетным учреждением заработной платы своим служащим, оплата коммунальных, транспортных услуг и услуг связи, приобретение предметов снабжения и расходных материалов и т.п. Таким образом "использование" денежных средств, полученных из бюджета, в экономическом смысле осуществляется в рамках товарно-денежных отношений, а в правовом смысле - в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Данные отношения носят характер обмена и опосредуют они двухстороннее движение стоимости, где навстречу стоимости в денежной форме движется стоимость в товарной форме, в форме оказанных услуг или выполненной работы. При этом денежные средств, доведенные до бюджетного учреждения посредством бюджетных ассигнования, теряют свою принадлежность к бюджету (то есть принадлежность к казне) и трансформируются в денежные средства, принадлежащие юридическому лицу на праве оперативного управления.

1.2 Характеристика основных форм бюджетного финансирования

Расходы бюджетов представляют собой процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы в соответствии с законодательством о бюджетах на очередной финансовый год.

Главное звено в бюджетной системе - это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации. Наиболее важными признаками классификации расходов являются признаки уровня бюджетных расходов (федерального, регионального, местного) и экономического содержания бюджетных расходов. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на две группы: текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов представляют собой основную часть расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающих текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде:

-ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

-средств на оплату товаров (работ, услуг), по договорам между юридическими и/или физическими лицами;

-трансфертов населению (финансирование обязательных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и т.д.);

-кредитов, субвенций, субсидий юридическим лицам;

-ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы;

-грантов юридическим и физическим лицам на выполнение НИР;

-инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

-кредитов иностранным государствам;

-средств на обслуживание и погашение договорных обязательств (внешних и внутренних).

Трансферты для финансовой поддержки субъектов РФ выделяются из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, образуемого из средств федерального бюджета. Трансферты выделяются для покрытия текущих расходов и не влияют на территориальное перераспределение государственных инвестиций. Право на получение трансфертов представляется субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых достигают установленного минимального уровня.

Бюджетный кредит предоставляется на договорной основе юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями или бюджетными учреждениями, при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения обязательств по возврату бюджетного кредита служат:

-банковские гарантии;

-поручительства;

-залог имущества;

-залог акций, ценных бумаг и т.д.

Обязательными условиями предоставления банковского кредита являются:

-проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом;

-100% оплата гарантий, поручительства или залогового фонда;

-проверка целевого использования кредита. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями его получения с подтверждением соответствующих документов.

В законе о бюджете на очередной финансовый год указываются цели, условия, порядок предоставления и лимиты бюджетного кредита. К отчету об использовании бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Бюджетные кредиты могут быть процентные и беспроцентные. Они предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом.

Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам, не имеющим простроченной задолженности по ранее предоставленным кредитам на возвратной основе. Получатели бюджетного кредита на договорной основе берут на себя обязательства по его возврату и уплате процентов в установленные сроки.

Бюджетная ссуда представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетная ссуда расширяет возможности перераспределения денежных средств в рамках бюджетной системы. За счет ссуд покрываются временные потребности территориального образования в денежных средствах в моменты между поступлениями доходов в бюджет.

Субвенции - это бюджетные средства, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам в целях выравнивания бюджетной обеспеченности минимальных уровней территориальных образований.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы.

Субвенции и субсидии юридическим лицам, которые не являются государственными и муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями и предпринимателями, представляются из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местного бюджета в соответствии с федеральным и региональными целевыми программами на условиях и в порядке, определенном федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете или решениями представительных органов местного самоуправления соответственно. При нецелевом использовании или неиспользовании в установленные сроки субвенции и субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Капитальные расходы бюджетов - это та часть бюджетных средств, которая используется на расширение воспроизводства в виде расходов на капитальный ремонт объектов федерального значения, уровня субъекта РФ или местного образования на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности. В составе капитальных расходов формируется бюджет развития.

Бюджет развития является составной частью бюджета, обеспечивающего целевое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматривающего механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели. Бюджет развития используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Он формируется за счет внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели, а также за счет части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности.

Бюджетные инвестиции предусматриваются соответствующими бюджетами в интересах реализации федеральных и региональных целевых программ.

Финансирование федеральных целевых программ осуществляется по целевому принципу в соответствии с утвержденными объемами финансирования по перечню федеральных целевых программ. Перечисление средств федерального бюджета на счета распределителей производится органами Федерального казначейства на основании реестров по перечню расходов.

Финансирование капитальных вложений по федеральным целевым программам осуществляется в соответствии с инвестиционной программой для соответствующей территории, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Перечисление средств на бюджетные счета заказчиков осуществляется на основе решений, принятых исполнительными органами власти субъектов РФ.

Финансирование других расходов из федерального бюджета осуществляется в пределах выделенных министерствам и ведомствам средств на основании реестров.

Отчеты об использовании средств федерального бюджета на федеральные целевые программы представляются получателями средств органам Федерального казначейства в установленные законом сроки. Казначейство, в свою очередь, представляет отчет Минфину России.

Кроме того, бюджетные инвестиции предоставляются юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, на условиях эквивалентной части уставных капиталов и имущества участников (сторон),

Механизм финансирования государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета на возвратной основе может характеризоваться следующим: заемщик, победивший в конкурсе на предоставление государственных инвестиционных расходов за счет средств бюджета развития, проводит тендер среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации целевой программы. По результатам тендера составляется график платежей, который доводится до банка-агента. Минэкономразвития РФ по результатам тендера заключает договор с победителем на осуществление функции банка-агента по расчетно-кассовому обслуживанию специального счета с особым режимом. Спецсчет открывается Минэкономразвития РФ в банке-агенте для аккумулирования средств, необходимых для реализации программы, на победителя конкурса. На счет бюджетные средства поступают в соответствии с графиком и согласно графику расходуются по этапам реализации программы (проекта).

Планирование бюджетных расходов на реализацию программ социально-экономического развития осуществляется программно-целевым или нормативным методом.

-свод расходов (фонд заработной платы, фонд социального развития, фонд материального поощрения и т.д.);

-свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные доходы и т.д.);

-производственные показатели учреждения (доходы и расходы);

-обоснование доходов и расходов и др. данные.

1.3 Направления бюджетного финансирования

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

обеспечение деятельности Президента РФ, федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

федеральная инвестиционная программа;

обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

официальный статистический учет;

прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

содержание органов местного самоуправления;

формирование муниципальной собственности и управление ею;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации;

других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

обеспечение противопожарной безопасности;

охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

обслуживание и погашение муниципального долга;

целевое дотирование населения;

содержание муниципальных архивов;

проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Бюджетное законодательство предусматривает определенные функциональные виды расходов, которые совместно финансируются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. В соответствии со ст.85 БК РФ совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

2. Анализ бюджетного финансирования здравоохранения

2.1 Состояние и динамика бюджетного финансирования здравоохранения

Фактическое финансирование системы здравоохранения Российской Федерации за период 2006 - 2007 гг. представлено в таблице 1. В 2006 году расходы на финансирование системы здравоохранения из государственных источников составили 868,2 млрд. руб. и возросли по сравнению с 2003 годом в 2,2 раза.

Основным источником финансирования здравоохранения в России остаются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, но их доля в динамике постепенно снижается. Так, если в 2008 году показатель составлял 50,8% всех государственных средств, то в 2009 году - 40,1%. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение увеличились с 2008 года в 1,8 раза и составили в 2006 году 348,3 млрд. рублей, в том числе расходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 194,9 млрд. рублей, расходы бюджетов муниципальных образований - 153,4 млрд. руб.

Расходы системы обязательного медицинского страхования возросли за 2003-2006 гг. в 1,8 раза и составили в 2006 году 278,4 млрд. руб., их доля в структуре всех государственных расходов в 2006 году составила 32,1%.

Наиболее существенно за период 2003-2006 гг. увеличилось финансирование системы здравоохранения из федерального бюджета, в 2006 году показатель составил 241,5 млрд. руб. (27,8% всех государственных расходов).

Фактическое финансирование системы здравоохранения Российской Федерации за 2008-2009 гг.

В 2007 году из средств федерального бюджета на реализацию Национального проекта (НП)"Здоровье" израсходовано 59,7 млрд. рублей. Структура этих расходов представлена следующим образом:

осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики и медицинским сестрам, работающими с названными врачами - 14,6 млрд. рублей;

осуществление денежных выплат медицинскому персоналу (с 1 июля 2006 г.) фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - 4,1 млрд. рублей;

подготовка врачей по специальностям "Общая врачебная практика", "Терапия", "Педиатрия" - 0,2 млрд. рублей;

оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений - 14,3 млрд. рублей;

оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями с кувезами - 3,6 млрд. рублей;

обследование населения с целью выявления ВИЧ - инфицированных и инфицированных вирусом гепатитов В и С - 2,7 млрд. рублей;

проведение дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок - 4,5 млрд. рублей;

обследование новорожденных детей на галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром - 0,4 млрд. рублей;

строительство новых центов высоких медицинских технологий - 3,2 млрд. рублей;

оказание высокотехнологичной помощи на основе государственного задания - 9,9 млрд. рублей;

методическое обеспечение и информационная поддержка - 0,6 млрд. рублей;

проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан - 1,6 млрд. рублей.

Из средств системы ОМС, как источника финансирования, на НП "Здоровье" в 2008 году направлено в Фонд социального страхования России 12,8 млрд. рублей, включая 9,1 млрд. рублей на оплату медицинской помощи, оказанной во время беременности, родов и в послеродовом периоде женщинам и детям первого года жизни (родовый сертификат) и 3,7 млрд. рублей на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи работающим гражданам. Кроме того, из средств системы ОМС 1,9 млрд. рублей израсходовано на проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и 4,3 млрд. рублей - на дополнительную оплату медико-санитарной помощи неработающим пенсионерам.

Доля расходов на финансирование системы здравоохранения от валового внутреннего продукта составила в 2009 году 3,2% (в 2010 году - 2,9%).

Структура расходов бюджетов всех уровней на здравоохранение за период с 2003 по 2006 год представлена на рисунке 1. При анализе данных выявлена тенденция к увеличению доли расходов федерального бюджета с 18,2% в 2008 году до 34,4% в 2009 году. Впервые в отчетном году значительные средства федерального бюджета направлены на финансирование национального проекта "Здоровье". Удельный вес расходов бюджетов муниципальных образований существенно сократился с 39,5% в 2008 году до 21,8% в 2009 году. Доля расходов бюджетов субъектов Российской Федерации составила в отчетном году 43,8%.

Данные о финансировании системы здравоохранения России по распорядителям финансовых средств представлены в таблице 2.

Средства федерального бюджета, направляемые через систему ОМС на дополнительное лекарственное обеспечение, составили по кассовым расходам территориальных фондов ОМС 42,6 млрд. рублей, страхование неработающего населения - 11 млрд. рублей (в том числе 3,2 млрд. рублей - детей и 7,8 млрд. рублей - неработающих пенсионеров).

Фонд социального страхования, как распорядитель финансовых средств, в 2006 г. израсходовал 9,6 млрд. рублей на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, 9,1 млрд. рублей - на оплату родовых сертификатов и 3,7 млрд. рублей - на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи и диспансеризацию работающих граждан.

Фактическое финансирование системы здравоохранения Российской Федерации за 2008 - 2009 гг. (по распорядителям финансирования, млрд. рублей)

году расходы на финансирование системы здравоохранения из государственных источников запланированы в размере 1341,3 млрд. руб., что на 54% выше, чем в 2006г.

Финансирование системы здравоохранения Российской Федерации в 2007 г. (прогноз)

Основным источником финансирования здравоохранения в 2007 г. остаются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (49%).

2.2 Проблемы бюджетного финансирования здравоохранения

Состояние здоровья нации зависит от множества групп факторов - это условия жизни, условия труда, экологическая обстановка и др. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья, особое место принадлежит здравоохранению. Данная отрасль призвана обеспечить сохранение и улучшение общественного здоровья путем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. Возможность выполнения задач, возложенных на здравоохранение, в значительной степени определяется выбранной моделью функционирования отрасли, поскольку именно она оказывает влияние на величину средств, направляемых на охрану здоровья, на степень эффективности их использования, и, соответственно, на возможность удовлетворения потребностей населения в медицинском обслуживании.

Успех проводимых экономических преобразований в сфере здравоохранения, включая финансовое обеспечение отрасли, во многом зависит от решения ряда ключевых вопросов.

В России расходы на здравоохранение остаются по-прежнему не связанными с объективными потребностями воспроизводства населения. Подтверждением этого служит тот факт, что общая величина расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту (3,2%) находится ниже необходимого уровня для оказания медицинской помощи в современных условиях. По оценкам Всемирной организации здравоохранения для нормального обеспечения воспроизводства рабочей силы на цели здравоохранения в современных условиях необходимо выделять не менее 6% валового внутреннего продукта. В ведущих зарубежных странах расходы на здравоохранение, независимо от применяемой модели финансового обеспечения отрасли, достигают большего удельного веса в ВВП, чем в Российской Федерации. В среднем в странах ЕС расходы на здравоохранение составляют 8,7%.

2.3 Основные направления совершенствования бюджетного финансирования здравоохранения

В связи с переходом на многоканальную модель финансирования и возможностью привлечения дополнительных источников финансирования не снимается ответственность с государства за сохранение здоровья нации. Задача состоит не в том, чтобы заменить обязанности государства по финансированию мероприятий, связанных с охраной здоровья населения, на другие источники финансового обеспечения системы здравоохранения, а в том, чтобы найти реальные возможности для сочетания государственных и иных форм финансирования отрасли.

Заключение

Главное звено в бюджетной системе - это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на две группы: текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов представляют собой основную часть расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающих текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде:

-ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

-средств на оплату товаров (работ, услуг), по договорам между юридическими и/или физическими лицами;

-трансфертов населению (финансирование обязательных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и т.д.);

-кредитов, субвенций, субсидий юридическим лицам;

-ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы;

-грантов юридическим и физическим лицам на выполнение НИР;

-инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

-кредитов иностранным государствам;

-средств на обслуживание и погашение договорных обязательств (внешних и внутренних).

Капитальные расходы бюджетов - это та часть бюджетных средств, которая используется на расширение воспроизводства в виде расходов на капитальный ремонт объектов федерального значения, уровня субъекта РФ или местного образования на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности.

Особенности бюджетного финансирования были рассмотрены на примере системы здравоохранения.

Анализ бюджетного финансирования здравоохранения показал, что в 2006 году расходы на финансирование системы здравоохранения из государственных источников составили 868,2 млрд. руб. и возросли по сравнению с 2003 годом в 2,2 раза. Основным источником финансирования здравоохранения в России остаются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, но их доля в динамике постепенно снижается. Так, если в 2003 году показатель составлял 50,8% всех государственных средств, то в 2006 году - 40,1%. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение увеличились с 2003 года в 1,8 раза и составили в 2006 году 348,3 млрд. рублей, в том числе расходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 194,9 млрд. рублей, расходы бюджетов муниципальных образований - 153,4 млрд. руб. Расходы системы обязательного медицинского страхования возросли за 2003-2006 гг. в 1,8 раза и составили в 2006 году 278,4 млрд. руб., их доля в структуре всех государственных расходов в 2006 году составила 32,1%. Наиболее существенно за период 2003-2006 гг. увеличилось финансирование системы здравоохранения из федерального бюджета, в 2006 году показатель составил 241,5 млрд. руб. (27,8% всех государственных расходов).

Показатель подушевого финансирования системы здравоохранения в 2006 году возрос в 2,2 раза по сравнению с 2003 годом и составил 6081,8 рублей на душу населения.

В 2007 году расходы на финансирование системы здравоохранения из государственных источников запланированы в размере 1341,3 млрд. руб., что на 54% выше, чем в 2006 г. Основным источником финансирования здравоохранения в 2007 г. остаются консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (49%).

Были выявлены проблемы финансирования здравоохранения.

. Расходы на здравоохранение остаются по-прежнему не связанными с объективными потребностями воспроизводства населения. Подтверждением этого служит тот факт, что общая величина расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту (3,2%) находится ниже необходимого уровня для оказания медицинской помощи в современных условиях. В среднем в странах ЕС расходы на здравоохранение составляют 8,7%.

. Сохранение в Российской Федерации невысокого уровня финансирования здравоохранения не позволяет осуществить в полной мере переход отрасли на новый качественный уровень развития. Остается крайне неудовлетворительной материально-техническая база здравоохранения.

. Действующая в нынешних условиях система оплаты труда медицинских работников не только не способствует заинтересованности в результатах своего труда, но и не обеспечивает нормальных условий жизнедеятельности работникам здравоохранения.

В связи с переходом на многоканальную модель финансирования и возможностью привлечения дополнительных источников финансирования не снимается ответственность с государства за сохранение здоровья нации. Задача состоит не в том, чтобы заменить обязанности государства по финансированию мероприятий, связанных с охраной здоровья населения, на другие источники финансового обеспечения системы здравоохранения, а в том, чтобы найти реальные возможности для сочетания государственных и иных форм финансирования отрасли.

Библиографический список

1. Ананьева Е.А. Теоретические аспекты финансового обеспечения здравоохранения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. г.

. Величковский Б.Т. Реформы и здоровье населения страны. М. - Воронеж: Истоки, 2011.

. Врубленская О.В. Бюджетная система РФ: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2009.

. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2012.

. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетная система России. - М.: Эксмо, 2009.

. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. М.: МЦФЭР, 2010.

. Финансирование здравоохранения: новые принципы, старые методы Экономическая газета. - 2009.

. Шевченко Ю.Л. Здравоохранение Российской Федерации на рубеже веков. - М., 2010.

. Щепин О.П., Стародубов В.И., Линденбратен Л.Л., Галанова Г.И. Методологические основы и механизм обеспечения качества медицинской помощи. М.: Медицина, 2009. г

. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009.

. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. "Государственный бюджет: Конспект лекций", 2010.

. Сорокина Т.В. "Государственный бюджет". Издательство "Инфра-М", 2011г.

. Починок Л.П. Основные направления государственной социальной поддержки. Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика, №2, 2009. г.

. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2012.

. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под ред. И.Д. Маукуляка. - М.: Изд. РАГС, 2010.

. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2011.

. Концепция совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1998-2001 гг. и Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2009

. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010

. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности "Финансы и кредит"/ Под ред.Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

. Подушевое финансирование в здравоохранении по методу "Затраты-результаты" /Финансы. - 2008.

. Конституция Российской Федерации с комментариями конституционного суда РФ. Издательство "Инфра-М", 2003г.

. Постановление Правительство Российской Федерации от 15 августа 2008 г. № 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2010года".

. Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 2010 года № 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2010 N 115-ФЗ, от 08.08.2011 N 127-ФЗ, от 07.05.2012 N 51-ФЗ).

. Федеральный закон от 7.07.2003 № 121-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год"" и Федеральный закон от 11.11.2003 № 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год".

Похожие работы на - Сущность бюджетного финансирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!