Способы финансирования и управления бюджетным дефицитом

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,08 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Способы финансирования и управления бюджетным дефицитом

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ

.1 Понятие и сущность бюджета

.2 Способы управления бюджетным дефицитом

.3 Нормативно- правовая база формирования бюджета

. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

.1 Регулирование формирования бюджета

.2 Анализ основных показателей бюджета

.3 Выявление недостатков финансирования и управления бюджетным дефицитом

. НАПРАВЛЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ СПОСОБОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Основу системы государственного регулирования социально- экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.

По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономики и социального развития.

Государственный бюджет Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней и включает:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных, сельских бюджетов) [17, с.74].

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Вторая функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступили в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо - дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета - категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Целью данного исследования является изучение способов финансирования и управления бюджетным дефицитом.

Предмет исследования- механизм способов финансирования и управления бюджетным дефицитом.

Объект исследования- формы и методы финансирования и управления бюджетным дефицитом.

Исходя из цели, в работе были решены следующие задачи:

изучены сущность бюджета государства;

проведен анализ бюджета УР и МО «Город Ижевск» за 2010-2011гг.;

выработаны направления оптимизации финансирования и управления бюджетным дефицитом.

Методологическая база исследования представляет собой систему методов, включающую: эмпирико - теоретический, системного анализа, сравнения,.

Информационной базой исследования являются источники специальной литературы отечественных авторов по проблемам темы, в том числе журнальные статьи, интернет, нормативно - правовые акты.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ

.1 Понятие и сущность бюджета

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма.

Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.

Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений.

В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п.

Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Рассмотрим, как трактуют определение «бюджетная система» разные исследователи.

Таблица 1

Бюджетная система в трактовке различных авторов

Автор

Определение

Романовский М.В.

Бюджетная система- совокупность бюджетов государств, административно- территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

Ермасова Н.Б.

Бюджетная система- это совокупность всех бюджетов страны.

Зайнуллина Т.Г.

Бюджетная система- основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Нешитой А.С.

Бюджетная система- совокупность бюджетов страны всех уровней, основанная на нормах права и имеющая ряд принципов в своем построении.


БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Функции бюджета представлены на рис.1.

Рис.1. Основные функции бюджета

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации [1]:

. единства бюджетной системы Российской Федерации;

. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

. самостоятельности бюджетов;

. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

. сбалансированности бюджета;

. результативности и эффективности использования бюджетных средств;

. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

. прозрачности (открытости);

. достоверности бюджета;

. адресности и целевого характера бюджетных средств;

. единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [10, с.48].

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований [10, с.52].

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности бюджетов означает [10, с.53]:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом [10, с.55].

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов [10, с.55].

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся [10, c.57]:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) означает [10, с.62]:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся [10, с.67].

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации [10, с.69]

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней [18, с.19]:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты

позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований

Структурно любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств.

Федеральные бюджетные расходы подразделяются на расходы по государственному управлению, военные расходы, расходы на социально-экономические цели (выплата социальных пособий, здравоохранение, просвещение, наука), расходы на хозяйственную деятельность государства и расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности (выплаты по государственному долгу и его обслуживание).

Если расходы превышают доходы - то существует бюджетный дефицит или отрицательное сальдо бюджета. И наоборот, если доходы превышают расходы, то существует бюджетный профицит или положительное сальдо бюджета.

Сбалансированный бюджет - бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы.

При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами -должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ).

Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права).

Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).


Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит также можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг - Чистые налоги (1)

Величину чистых налогов можно определить так:

Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты (2)

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние: спад общественного производства, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, непроизводительные расходы, потери, хищения и т.п.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое [17, с.49].

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике, и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования.

Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.[17, с.53].

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом. В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

) внутренние источники:

кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

) внешние источники:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит подразделяется на структурный и циклический [15, с.41].

Структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

В теории различают также активный и пассивный дефициты [15, с.42].

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту.

Второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики «недоимки», которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает «бремя долга» в экономике.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

.3 Нормативно- правовая база формирования бюджета

Формирование основных характеристик федерального бюджета основывается на нормах Бюджетного кодекса РФ, а также изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации положениях бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу.

Региональные и местные бюджеты утверждаются в соответствие с вышеназванными документами и своими Уставами.

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

.1 Регулирование формирования бюджета

Рассмотрим, как происходит формирование и исполнение территориальных бюджетов на примере Удмуртской Республики.

Бюджет УР утверждается решением Государственного Совета УР.

Бюджетный процесс в УР осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Удмуртской Республики, Положением о бюджетном процессе, утверждаемым Государственным Советом УР.

Президент УР, Государственный Совет обеспечивают сбалансированность бюджета республики и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета республики, уровню и составу республиканского долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств УР.

Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации за счет собственных доходов и субвенций, полученных из федерального бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий.

Льготы по уплате налогов устанавливаются и отменяются налоговым законодательством Российской Федерации и решениями Государственного Совета о налогах.

Перечень местных налогов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации.

Местные налоги устанавливаются Государственным Советом в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Расходы бюджета осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решение о начале работы над составлением проекта бюджета республики принимает Президент УР.

В целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год разрабатываются следующие документы и материалы [19]:

прогноз социально-экономического развития республики на очередной финансовый год;

основные направления бюджетной и налоговой политики республики на очередной финансовый год;

прогноз сводного финансового баланса и план развития муниципального сектора экономики республики на очередной финансовый год;

другие документы и материалы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении дополнительных льгот по местным налогам принимаются до утверждения бюджета республики.

Сбалансированность бюджета республики является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, в решении о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета по основным видам привлеченных средств.

Размер дефицита бюджета республики утверждается Государственным Советом в соответствии с действующим законодательством.

.2 Анализ основных показателей бюджета

Государственный Совет утверждает бюджет УР на очередной финансовый год.

В проекте решения Государственного Совета о бюджете республики на очередной финансовый год должны быть установлены следующие показатели [19]:

общий объем доходов бюджета республики;

общий объем расходов бюджета республики;

дефицит бюджета республики, источники финансирования дефицита бюджета республики;

доходы и расходы целевых бюджетных фондов;

норматив отчислений в резервный фонд;

другие показатели, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим бюджет УР за 2008- 2009 годы.

Таблица 2

Бюджет Удмуртской Республики в 2008 -2009гг., тыс.руб

Статьи

2008г.

2009г.

Относительное отклонение 2009- 2008 гг., %

ДОХОДЫ

93631933

11419437

12

Налоги на совокупный доход

254315

358300

141

Налоги на имущество

1159487

1875615

162

Государственная пошлина

1780249

1804109

101

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

500

500

100

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

151000

295035

195

Платежи при использовании природных ресурсов

68700

77115

112

Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход

483196

516409

107

Безвозмездные поступления

1824596

2589599

142

ВСЕГО ДОХОДОВ

15939725

19404720

122

РАСХОДЫ

Общегосударственные вопросы

823689

1021645

124

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

723119

966986

134

Национальная экономика

3827045

5408979

141

Жилищно- коммунальное хозяйство

574712

653270

114

Охрана окружающей среды

50251

49400

98

Образование

1025676

1528571

149

Культура

296458

348098

117

Здравоохранение и спорт

1680897

128

Социальная политика

1915885

2234586

117

Межбюджетные трансферты

6835875

7533732

110

ВСЕГО РАСХОДОВ

18236805

21904520

120

ДЕФИЦИТ

2297080

2499800

109

ПРОФИЦИТ

-

-



Анализируя бюджет Удмуртской Республики, можно отметить, что рост доходов составил 22%, тогда как рост расходов составил 20%, что является положительной тенденцией.

Бюджет 2008-2009 годов характеризуется дефицитом.

Законом УР от 18 декабря 2009 г. N 67-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год» прогнозируемый общий объем доходов бюджета Удмуртской Республики утвержден в сумме 26 872 197 тыс. рублей, общий объем расходов составляет 30 946 682 тыс. рублей, дефицит бюджета - 4 074 485 тыс. рублей.

Рассмотрим бюджет МО «город Ижевск».

Муниципальное образование «Город Ижевск» имеет собственный местный бюджет - бюджет города Ижевска.

Бюджет города утверждается решением Городской думы.

Глава муниципального образования «Город Ижевск», Городская дума, Администрация города обеспечивают сбалансированность бюджета города и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета города, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального образования «Город Ижевск».

Рассмотрим бюджет МО «Город Ижевск» за 2008- 2009 годы.

Таблица 3

Бюджет МО «Город Ижевск» в 2008-2009гг., тыс.руб

Статьи

2008г.

2009г.

Динамка 2009- 2008гг., %

Налоги на прибыль

1217143

2059000

187

Налоги на совокупный доход

229028

280000

221

Налоги на имущество

578239

182800

33

Государственная пошлина

30372

56576

352

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

60000

25051

204

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

374494

638500

180

Платежи при использовании природных ресурсов

27900

28290

98

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

633000

778700

368

Административные платежи и сборы

1895

1843

107

46609

38938

117

Итого доходов

4820134

4087855

167

Безвозмездные поступления

1623349

1500692

91

ВСЕГО ДОХОДОВ

4820134

5588547

137

Общегосударственные вопросы

372012

466581

137

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

34685

40636

227

Национальная экономика

108001

129127

54

Жилищно- коммунальное хозяйство

634503

629832

112

Охрана окружающей среды

17364

18164

357

Образование

2193038

2617384

159

Культура

62620

74579

170

Здравоохранение и спорт

1239516

571303

60

Социальная политика

321892

418751

298

ВСЕГО РАСХОДОВ

4983631

5883769

149

ДЕФИЦИТ

163497

295222

-

ПРОФИЦИТ

-

-

-


Анализируя бюджет муниципального образования «Город Ижевск», можно отметить, что рост доходов составил 37%, тогда как рост расходов составил 49%, что является негативной тенденцией.

Бюджет МО «город Ижевск» 2008- 2009 годов характеризуется дефицитом.

.3 Выявление недостатков финансирования и управления бюджетным дефицитом

К недостаткам всей бюджетной системы РФ и УР, в частности, можно отнести:

Затянутые и громоздкие процедуры составления и рассмотрения проектов бюджетов, не позволяющие четко разделить политические и технологические» аспекты бюджетного процесса.

Финансовый контроль, который в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.

Невозможность обеспечить ритмичность исполнения федерального и региональных бюджетов. Значительная часть расходов концентрируется во второй половине года, что создает стимулы израсходовать средства любой ценой, в том числе за счет попыток обхода конкурсного порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.


Мы считаем, опираясь на данные Л.А. Васильевой [8], что для устранения выше названных недостатков и оптимизации способов финансирования и управления бюджетным дефицитом:

Необходимо, чтобы Главные распорядители бюджетных средств имели большую самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что должно снизить эффективность и результативность бюджетных расходов.

Необходимо усилить финансовый менеджмент и, как следствие, контроль за исполнением бюджета. Результаты контрольных исследований должны быть учтены при последующем бюджетном планировании.

Необходимо четкое распределение расходов в течение года и контроль за своевременным исполнением расходов.

Необходима долгосрочная сбалансированность бюджета и удлинение горизонта бюджетного планирования до 10-15 лет.

Кроме того, необходимо совершенствование всей бюджетной системы (рис.2).

Кроме того, целесообразно реализовать следующий комплекс мер в части повышения доходов бюджета [2]:

инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;

Рис.2. Направления совершенствования бюджетной системы РФ

скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;

увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;

повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;

оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

государственный бюджет дефицит

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы было изучение способов финансирования и управления бюджетным дефицитом.

На примере Удмуртской Республики и МО «Город Ижевск» нами было рассмотрено, как происходит формирование и исполнение территориальных бюджетов. В частности, размер дефицита бюджета республики утверждается Государственным Советом в соответствии с действующим законодательством.

Анализируя бюджет Удмуртской Республики за 2008- 2009гг., можно отметить, что рост доходов составил 22%, тогда как рост расходов составил 20%, что является положительной тенденцией.

Бюджет 2008-2009 годов характеризуется дефицитом.

Законом УР от 18 декабря 2009 г. N 67-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год» прогнозируемый общий объем доходов бюджета Удмуртской Республики утвержден в сумме 26 872 197 тыс. рублей, общий объем расходов составляет 30 946 682 тыс. рублей, дефицит бюджета - 4 074 485 тыс. рублей.

Анализируя бюджет муниципального образования «Город Ижевск» за 2008- 2009гг., можно отметить, что рост доходов составил 37%, тогда как рост расходов составил 49%, что является негативной тенденцией.

Бюджет МО «город Ижевск» 2008- 2009 годов характеризуется дефицитом.

К недостаткам всей бюджетной системы РФ и УР, в частности, можно отнести:

Затянутые и громоздкие процедуры составления и рассмотрения проектов бюджетов, не позволяющие четко разделить политические и технологические» аспекты бюджетного процесса.

Финансовый контроль, который в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.

Невозможность обеспечить ритмичность исполнения федерального и региональных бюджетов. Значительная часть расходов концентрируется во второй половине года, что создает стимулы израсходовать средства любой ценой, в том числе за счет попыток обхода конкурсного порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Мы считаем, что для устранения выше названных недостатков и оптимизации способов финансирования и управления бюджетным дефицитом:

Необходимо, чтобы Главные распорядители бюджетных средств имели большую самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что должно снизить эффективность и результативность бюджетных расходов.

Необходимо усилить финансовый менеджмент и, как следствие, контроль за исполнением бюджета. Результаты контрольных исследований должны быть учтены при последующем бюджетном планировании.

Необходимо четкое распределение расходов в течение года и контроль за своевременным исполнением расходов.

Необходима долгосрочная сбалансированность бюджета и удлинение горизонта бюджетного планирования до 10-15 лет.

Кроме того, целесообразно реализовать следующий комплекс мер в части повышения доходов бюджета:

инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;

скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;

увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;

повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;

оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.//СПС «КонсультантПлюс», 2010.

. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2010-2011 годы. //СПС «КонсультантПлюс», 2010.

. Закон УР от 18 декабря 2009 г. N 67-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год». //СПС «КонсультантПлюс», 2010.

. Агапова Т.А. Расходы федерального бюджета до 2012 г. и экономический рост в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2010. - N 3. - С.70-79.

. Анисимов С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы. - 2010. - N 12. - С.31-33.

. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 гг.» // Финансы. - 2010. - N 3. - С.3-12.

. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 гг.»// СПС «КонсультантПлюс», 2010.

. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2010-2012 годах // Финансы. - 2009. - N 9. - С.8-10.

. Виницина В.В. Особенности бюджетной системы России // ЭКО. - 2010. - N 1. - С.120-129.

. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ.- М.: Высшее образование, 2008.- 117с.

. Ефимова Л.А., Макарова С.Д. Теоретические, методологические и практические аспекты бюджетного федерализма.- Нижний Новгород, 2009.- 190с.

. Зайнуллина Т.Г. Бюджетная система РФ. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие.- М., 2006.- 175с.

. Завьялов Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. - 2010. - N 6. - С.15-19.

. Кудрин А.Л. Бюджет - основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. - 2009. - N 6. - С.3-8.

. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. Учебник.- М., 2008.- 307с.

. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 19, 2009.-С.48-49.

. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.- 312с.

. Романовский М.В. Бюджетная система РФ: Учебник/ Под ред. О.В.Врублевской.- М., 2009.- 142с.

. www.izh.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!