Формирование коммерческих связей на оптовом предприятии
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»
Факультет
технологии и товароведения
Кафедра
товароведения и экспертизы товаров
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Организация
и управление коммерческой деятельностью»
на тему:
«Формирование
коммерческих связей на оптовом предприятии»
Исполнитель: студент очного обучения направление 100800.62 4 курса 4 а
группы
Россихина Виктория Валерьевна
Руководитель:
Доцент, кандидат экономических наук Чудакова Е.А.
Воронеж- 2015 г.
Содержание
Введение
Глава 1.Организация коммерческой деятельности в оптовой
торговле
.1 Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
.2 Виды и типы предприятий оптовой торговли, их задачи и
функции
.3 Организация оптовой продажи товаров
Глава 2. Особенности формирования коммерческих связей на
оптовом предприятии ООО «Норд Фиш»
.1 Организационно-управленческая характеристика оптового
предприятия ООО «Норд Фиш»
.2 Структура процесса формирования коммерческих связей на
оптовом предприятии ООО «Норд Фиш»
.3 Направления оптимизации работы оптового предприятия по
закупкам и продаже товаров ООО «Норд Фиш»
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства,
поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства
в сферу потребления. В зависимости от цели, с которой приобретаются товары,
торговлю делят на два вида: оптовую - торговля товарами с последующей их
перепродажей или профессиональным использованием; розничную - торговля товарами
и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования,
не связанного с предпринимательской деятельностью [22].
Оптовая
торговля - форма торговой деятельности, когда каждый покупатель
идентифицируется. В противоположность оптовой торговле существует
"розничная торговля", когда покупатель не идентифицируется. Это не
торговля <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F>
партиями товара
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80>, как
многие думают. Торговля партиями товара - частный случай оптовой торговли,
когда имеет место продажа партии. Но это неправильно.
Более
общее определение говорит, что оптовая торговля это торговля товарами и
услугами для целей ведения бизнеса (для производства, для потребления или для
перепродажи). Чаще всего, товар, покупаемый у оптового продавца, предназначен
для последующей перепродажи, но не нужно забывать и о двух других вариантах.
Оптовая торговля не является посредником между производителем и розничной
торговлей.
Понятие
оптовой торговли существует только благодаря существованию розничной торговли,
как ее противоположности. Исходя из этого - в законодательстве введены разные
правила налогообложения этих форм торговли: оптовой и розничной. В России -
розничная торговля в настоящее время облагается налогами по Единому Налогу на
Вмененный Доход (ЕНВД), который рассчитывается по площади торгового зала
(используемого для обслуживания покупателей). Оптовая торговля - в России может
облагаться по Общей Системе Налогообложения (ОСН) или Упрощенной Системе
Налогообложения (УСН).
Другими
словами: оптовая торговля (опт) - это торговля между организациями,
организациями и предпринимателями, предпринимателями и предпринимателями. То
есть это торговля, когда товар продается не для конечного пользования, а для
нужд бизнеса (для перепродажи или для использования в производстве), т.е. когда
покупатель идентифицируется (ведь цели ведения бизнеса проверить продавцу
невозможно).
Исходя
из вышесказанного, следует сделать следующее утверждение: понятия "оптовая
торговля" и "оптовая цена" никак не связаны между собой.
Оптовая цена - цена за партию товара, цена с учетом
скидки при приобретении партии товара.
Оптовая торговля - форма торговой деятельности, когда
покупатель идентифицируется [23].
Цель курсовой работы - изучить формирование коммерческих связей на
оптовом предприятии. Для достижения поставленной цели в работе были решены
следующие задачи:
1) Изучены формы и этапы процесса особенностей коммерческой деятельности
в оптовой торговле.
) Рассмотрены виды и типы предприятий оптовой торговли, их задачи и
функции.
) Проанализирована организация оптовой продажи товаров.
) Дана организационно-управленческая характеристика оптового предприятия.
) Изучена структура процесса формирования коммерческих связей на оптовом
предприятии.
Объектом исследования в работе выступило оптовое предприятие ООО «Норд
Фиш». Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложений. Во введении обоснована актуальность
выбранной темы, сформулированы цели и задачи работы. В первой главе изложены
теоретические аспекты организации и технологии формирования коммерческих связей
на оптовом предприятии. Во второй главе изучены особенности формирования
коммерческих связей на оптовом предприятии ООО «Норд Фиш». Здесь же изучена
организационно-управленческая характеристика оптового предприятия.
Теоретической базой курсовой работы явились нормативные акты,
Интернет-ресурсы, научные труды отечественных и зарубежных ученых в области
коммерции, экономики и маркетинга таких как Половцева Ф.П., Дашков Л.П.,
Памбухчиянц О.В.. Информационной базой для написания работы послужили данные
внутренней отчетности предприятия ООО «Норд Фиш». В основе исследовательской
работы лежат современные методы системного исследования сравнительного,
математического и экономического анализа.
Курсовая работа изложена на 45 страницах машинописного текста. По ходу изложения
материала представлено 6 таблиц, 8 рисунков. К работе также прилагается
справочная документация оптового предприятия.
Глава 1. Организация
коммерческой деятельности в оптовой торговле
.1 Особенности коммерческой
деятельности в оптовой торговле
коммерческий оптовый торговля закупка
Оптовая торговля охватывает широкое рыночное
пространство и является проводником в реализации больших партий и объемов
товаров. Оптовые торговые предприятия устанавливают хозяйственные связи как с
производителями, так и с потребителями. Цель оптовой торговой деятельности -
удовлетворение спроса на товары в удобное для потребителя время и необходимом
количестве. От того, как будет развиваться оптовая торговля, в значительной
мере зависит целевое производство товаров, их обновление и качество [19].
Концепция развития оптовой торговли, принятая
Межведомственной комиссией по проблеме потребительского рынка в 1995 г.,
предусматривает образование разнообразных оптово-посреднических структур
рыночного типа на районном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях
страны. Эта концепция является составной частью общей государственной торговой
политики. База оптово-посреднической торговли создается в целях устойчивого
продвижения потребительских товаров и заполнения ими рынка на основе интеграции
производства и сбыта продукции с учетом все более полного вовлечения в торговую
деятельность отечественных товаропроизводителей и зарубежных фирм, поставляющих
марочные товары.
Мировой опыт показывает, что функционирование системы
межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия
оптовой торговли, выступающей в качестве активного коммерческого посредника.
Количественные показатели оптового звена в ведущих странах с рыночной
экономикой подтверждают ее масштабность и значимость. Так, в США оптовых
структур в расчете на один штат приходится более 8 тысяч; во Франции - около 10
тысяч на один департамент, в Германии - около 10 тысяч на одну землю. В
современных условиях задачами оптовой торговли являются:
анализ состояния целевых рынков и оценка потребностей
покупателей;
укрепление материально-технической базы и развитие
технической политики;
поддержание товарных потоков и каналов распределения с
учетом потребительского спроса и предложения товаров;
формирование товарных запасов и маневрирование ими с
ориентацией на рыночную ситуацию;
маркетинговое обеспечение и обслуживание;
проявление компетенции и оперативности в
коммерческо-предпринимательской деятельности.
Оптовые предприятия, преобразуя производственный ассортимент
продукции в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков и
выступая в качестве посредника между производителями и розничным торговым
звеном, способствуют гармонизации потребительского рынка. Товарные потоки и
каналы распределения зависят не только от назначения продукции и категории
потребителей, но и от требований времени. По мере изменения рыночной
конъюнктуры и экономических факторов рынка каналы распределения оптовой
торговли также претерпевают соответствующие изменения. В связи с этим уместно
привести формулировку, приведенную в работе В. Даненбурга, США: «Оптовая
торговля - это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении
в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка»*.
Следовательно, исходными в деятельности предприятий
оптовой торговли должны стать изменяющиеся рыночное пространство и спрос.
Рыночный спрос образует, с одной стороны, поток информации от потребителя через
торговлю к производителю, с другой - товарный поток от производителя через
торговлю к потребителю (рисунок 1).
Рисунок 1 - Оптовая торговля во взаимодействии с
производством и потреблением товара
В этом процессе должна быть достигнута согласованность
обоих потоков, и решающая роль принадлежит оптовой торговле. Она призвана выполнять
функцию регулятора рыночного спроса и адаптироваться к требованиям потребителя,
что обеспечивает устойчивость наполнения рынка товарами и доведение их до
потребителя.
Для оптовых предприятий характерными формами торговли
являются транзитная и складская. В общем объеме оптового товарооборота
значительный удельный вес приходится на долю складского товарооборота.
Для продажи товаров сложного ассортимента, а также
новых товаров оптовые базы (склады) организуют их реализацию через залы
образцов. Зал товарных образцов именуется еще коммерческим центром современной
базы. Здесь покупателям предоставляется возможность ознакомиться с реализуемыми
товарами, оформляется соответствующая документация на продажу. В зале выделены
рабочие места для товароведов-реализаторов с необходимой технологической
оснасткой.
Среди форм оптовой торговли следует выделить и
биржевую торговлю. Она позволяет вести торги, продажу и совершать сделки по
купле-продаже конкретных товаров. Вместе с тем биржа выступает и как регулятор
цен на биржевые товары [10].
Все большее распространение получает мелкооптовая
торговля типа «кэш-энд-кэрри», что в переводе означает «плати и увози». Эта
форма оптовой торговли ориентирована на владельцев небольших магазинов,
павильонов, палаток, ларьков, закупающих товары небольшими партиями.
В новых условиях хозяйствования оптовая торговля
должна превратиться в координирующий центр, обеспечивающий сочетание интересов
товаропроизводителей, розничной торговли и конечных потребителей. С переходом к
рыночным отношениям открываются широкие возможности для коммерческого
предпринимательства, использования внутренних резервов и развития коммерческой
деятельности в оптовых предприятиях. Правильно организованная коммерческая
работа в оптовой торговле способствует удовлетворению запросов потребителей,
росту товарооборота и прибыли. Для этого осуществляется комплекс
взаимосвязанных коммерческих функций:
анализ текущего состояния оптовых рынков и их
запросов;
оценка конкурентной ситуации в сфере оптовой торговли;
предоставление статистической информации по всем
аспектам сбыта продукции;
установление надежных и долгосрочных партнерских
отношений с товаропроизводителями;
создание резервных источников финансового обеспечения
процесса товароснабжения;
широкое использование коммерческих методов во
взаимодействии оптового предприятия с товаропроизводителями и посредниками.
.2 Виды и типы предприятий
оптовой торговли, их задачи и функции
Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятий, до перехода к
рыночным отношениям подразделявшихся на государственные и кооперативные. В
настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями
различных форм собственности и ведомственной принадлежности [7].
Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли
долговременной целью ставит обеспечение рыночного разнообразия структур,
осуществляющих оптовую торговую деятельность, что позволит наполнить
потребительский рынок товарами, создаст условия для беспрепятственного их
продвижения по каналам распределения, активизации отечественных
товаропроизводителей.
Существенно расширяются права оптовых предприятий. Они самостоятельно
определяют свою специализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности
функционирования и функциональную ориентацию.
Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной
оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть
обеспечено на основе последовательного развития типового и видового
разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.
В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их
деятельности, с учетом чего следует выделять оптовые предприятия
общенационального (федерального) и регионального (внутри регионального)
уровней.
Оптовые предприятия общенационального (федерального) уровня призваны
стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны
гарантировать ее устойчивость и стратегическую стабильность. Важнейшей их
задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения,
предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а
также зарубежных производителей и поставщиков товаров.
Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей
территории страны. Сюда включаются предприятия, обеспечивающие федеральные
нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие
районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и местности досрочного завоза, а также
оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства
текстильных товаров, хрусталя, керамики, мебели и других товаров.
Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий
общенационального уровня являются акционерные общества открытого типа, с
заметной долей участил государства в их уставных капиталах. Это могут быть и
государственные концерны.
Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны
составить основу формирования торгово-финансово-промышленных,
торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.
Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия
регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у
товаропроизводителей и у оптовых предприятий федерального уровня, доводят их до
любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности [15].
Главной задачей их функционирования является обеспечение товарами
региональных товарных рынков.
В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые
структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые
структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют
преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.
На региональном уровне должны получить распространение различного рода
объединения. Они могут формироваться как в виде цепных оптовых торговых
компаний, так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.
Каждый тип оптовых предприятий может существовать в различных видах. При
этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:
специализирующиеся на оптовой торговой деятельности предприятия, осуществляющие
полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на
товар к оптовому звену. Это так называемые независимые оптовые торговцы;
посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности
перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы);
организаторы оптового оборота.
Специализирующиеся на оптовой торговле предприятия (независимые оптовые
торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском
рынке. Их основной задачей является создание в среднем звене товародвижения
необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных
товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как
специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы.
Они могут иметь различный набор оказываемых услуг.
Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве
предприятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по
поручению клиента и в основном за его счет. В качестве основного предмета их
деятельности выступает информационное обеспечение.
Организаторы оптового оборота - товарные биржи, оптовые ярмарки,
аукционы, оптовые продовольственные рынки. Они - важный элемент оптовой
инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для организации
оптовой торговли. Но они не выступают в качестве субъектов оптовой торговой
деятельности.
Оптовые
торговые предприятии представляют собой сеть структурных образований всех форм
собственности, осуществляющих коммерческое посредничество между производством
товаров <#"819676.files/image001.gif">
Рисунок 5 - Динамика выручки для предприятия ООО «Норд фиш» в 2012-2013
гг., тыс. руб.
Информационной базой для расчета экономических
показателей торгового предприятия ООО «Норд фиш» является отчет о финансовых
результатах отраженных в таблице 10.
Таблица 4- Финансовые результаты деятельности ООО «Норд фиш» за 2012-2013
гг.
В тысячах рублей
Показатели
|
Период
|
Отклонение (+, -)
|
Темп роста, %
|
Прирост, %
|
|
|
2012 г.
|
2013 г.
|
|
|
|
1.Выручка
|
2836067
|
3428135
|
592068
|
120,9 %
|
20,9
|
2.Себестоимость продаж
|
2247175
|
2767371
|
520196
|
123,1 %
|
23,1
|
3.Торговая надбавка, %
|
26,2
|
23,9
|
-2,3
|
-
|
-
|
4.Валовая прибыль
|
588892
|
660764
|
71872
|
112,2
|
12,2
|
5.Уровень валовой прибыли, %
|
20,8
|
19,3
|
-1,5
|
-
|
-
|
6. Коммерческие расходы
|
591553
|
656441
|
64888
|
111
|
11,0
|
7.Уровень коммерческих расходов %
|
20,9
|
19,1
|
-1,8
|
-
|
-
|
8.Прибыль от продаж
|
-26661
|
4323
|
6984
|
-162,5
|
-
|
9.Уровень прибыли от продажи, %
|
-0,09
|
0,126
|
0,216
|
-
|
-
|
10.Процент к получению
|
4623
|
4724
|
101
|
102,2
|
2,2
|
11.Процент к уплате
|
40652
|
36405
|
-4247
|
89,6
|
-10,4
|
12.Прочие доходы
|
124602
|
309609
|
185007
|
248,5
|
148,5
|
13.Прочие расходы
|
36970
|
205160
|
168190
|
554,9
|
454,9
|
14.Прибыль до налогообложения.
|
48942
|
77091
|
28149
|
157,5
|
57,5
|
15.Уровень прибыли до налогообложения, %
|
1,7
|
2,2
|
0,5
|
-
|
-
|
16.Текущий налог на прибыль
|
11983
|
16869
|
4886
|
140,5
|
40,5
|
17.Изменение отложенных налоговых обязательств
|
235
|
810
|
575
|
344.7
|
244,7
|
18.Изменение отложенных налоговых активов
|
40
|
30
|
-10
|
75
|
-25
|
19.Чистая прибыль (убыток)
|
36073
|
59442
|
23369
|
164,8
|
64,8
|
20.Рентабельность чистой прибыли, %.
|
1,3
|
1,7
|
0,4
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из данной таблицы можно сделать вывод, что предприятие
ООО «Норд Фиш» является рентабельным, так как показатель рентабельности вырос
на 0,4 % и составил в 2013 году 1,7 %.
2.2 Структура процесса
формирования коммерческих связей на оптовом предприятии ООО «Норд Фиш»
Переходим к анализу и оценке динамики и объема закупок
по поставщикам ООО «Норд Фиш». Для этого составим таблицу 5.
Таблица 5 - Информация о динамике и структуре закупок ООО «Норд Фиш» по
поставщикам
№
|
Наименования товарных групп
|
2012 г. Предыдущий год
|
2013г. Отчетный год
|
Темп роста, %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. руб.
|
уд. вес, %
|
тыс. руб.
|
уд. вес, %
|
|
Отклонение тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
«Балтийская Рыбная Компания»
|
409244,5
|
14,43
|
486795,2
|
14,2
|
118,9
|
77550,7
|
2
|
1-я Балтийская Продовольственная Компания
|
251842,7
|
8,88
|
344527,6
|
10,05
|
136,8
|
92684,8
|
3
|
AKBELITA. JSC
|
34600,0
|
1,22
|
56221,41
|
1,64
|
162,5
|
21621,4
|
4
|
Хун Е
|
116562,4
|
4,11
|
149809,5
|
4,37
|
128,5
|
33247,1
|
5
|
AquaTrade LTD
|
106919,7
|
3,77
|
134725,7
|
3,93
|
126,0
|
27806,0
|
6
|
Association VIP-GROUP
|
188882,1
|
6,66
|
262252,3
|
7,65
|
138,8
|
73370,3
|
7
|
AstrFish
|
220362,4
|
7,77
|
269451,4
|
7,86
|
122,3
|
49089,0
|
8
|
Balticus Ltd
|
75439,4
|
2,66
|
93588,09
|
2,73
|
124,1
|
18148,7
|
9
|
Bao international
|
157401,7
|
5,55
|
194718,1
|
5,68
|
123,7
|
37316,3
|
10
|
Belfast International Ltd
|
403005,1
|
14,21
|
537531,6
|
15,68
|
133,4
|
134526,4
|
11
|
Bester
|
245603,4
|
8,66
|
119641,9
|
3,49
|
48,7
|
-125961,5
|
12
|
BITC GmbH
|
251842,7
|
8,88
|
299619
|
8,74
|
119,0
|
47776,2
|
13
|
СА-ПРИМ
|
125921,4
|
4,44
|
179634,3
|
5,24
|
142,7
|
53712,9
|
14
|
Карась
|
176403,4
|
6,22
|
209801,9
|
6,12
|
118,9
|
33398,5
|
2764030,9
|
97,46
|
3338318
|
97,38
|
1744,3
|
574286,8
|
По данным таблицы 5 можно сделать следующие выводы. Наибольший удельный
вес в структуре закупок 2012 году имеют следующие поставщики:
«Балтийская Рыбная Компания» - 14,43%.
Belfast International Ltd - 14,21%.
1-я Балтийская Продовольственная Компания - 8,88%.
В 2013 году тройка лидеров остается прежней, но несколько меняются
удельные веса:
«Балтийская Рыбная Компания» - 14,20%.
Belfast International Ltd - 15,68%.
1-я Балтийская Продовольственная Компания - 10,05%.
Наименьший удельный вес в структуре закупок 2012 года имеют следующие
товарные группы:
- AKBELITA. JSC - 1,22%.
Balticus Ltd - 2,66%.
AquaTrade LTD - 3,77%.
Наименьший удельный вес в структуре закупок 2013 года имеют следующие
товарные группы:
- AKBELITA. JSC - 1,64%.
Balticus Ltd - 2,73%.
Bester - 3,49%.
За анализируемый период особых структурных изменений не произошло, кроме
снижения удельного веса поставщика «Bester» на 5,16%, а также снижения
удельного веса и другого поставщика - «1-я Балтийская Продовольственная
Компания» на 1,62%.
Исходя из вышеприведённых выводов составим динамику изменений удельного
веса поставщиков за 2012 год и 2013год.
Динамика удельного веса поставщиков за 2012 год представлена на рисунке
6.
Рисунок 6 - Динамика удельного веса поставщиков за 2012 год
Динамика удельного веса поставщиков за 2013 год представлена на рисунке
Рисунок
7 - Динамика удельного веса поставщиков за 2013 год
На
предприятии ООО «Норд Фиш» действует система критериев для выбора поставщиков.
Это - качество продукции, цена, надежность поставщика, качество обслуживания,
условия платежа и другие.
К
основным методам выбора поставщиков на ООО «Норд Фиш» относятся:
- метод рейтинговых оценок;
метод оценки затрат.
Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод
рейтинговых оценок. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее
работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их
значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо
закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место
при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный
вес этого критерия будет самым большим.
Метод оценки затрат иногда называют затратно-коэффициентным методом или
«методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения
делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно
рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения
и выбора.
По существу это - разновидность метода ранжирования (критериев) по
стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет
определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что
он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по
каждому поставщику.
Динамика общего объема закупок представлена на рисунке
8.
Рисунок
8 - Динамика общего объема закупок
Как
показывают данные рисунка 8 объем закупок ООО «Норд фиш» в 2013 году - на
574286,8 тыс. руб. больше, чем в 2012 году.
2.3 Направления оптимизации работы оптового
предприятия по закупкам и продаже товаров ООО «Норд Фиш»
Процесс управления закупками на ООО «Норд фиш» представлен на рисунке 9.
Рисунок 9 - Процесс управления закупками на оптовом предприятии ООО «Норд
Фиш»
. Определение потребностей.
Процесс снабжения предприятия начинается с обоснованного определения его
потребности в рыбопродукции и прочих товарах (что, сколько и когда необходимо).
Общепризнанно, что именно оптимизация потребностей предприятия таит в себе
огромные резервы роста его прибыли.
. Формирование заказов (заключение контрактов) на закупку.
Портфель заказов формируется отделом снабжения исходя из обоснованных потребностей
предприятия. Сначала определяют допустимые условия поставок (цены, сроки,
размеры партий), а затем ведут поиск возможных поставщиков. Их выбирают по
базам данных, каталогам, прайс-листам, нередко путем проведения конкурсных
торгов, расчетов предположительных транспортных и складских затрат. После этого
осуществляются размещение заказов и заключение контрактов на поставку товаров
по установленным ценам, в заданные сроки, в определенных объемах.
. Контроль хода исполнения заказов.
Если с поставщиком заключен контракт, отдел снабжения должен
контролировать ход его исполнения. Процесс контроля - это стандартная
процедура, устанавливающая способность поставщика выполнять условия контракта.
При возникновении проблем с поставками отдел снабжения должен узнать об этом
как можно скорее для того, чтобы предпринять соответствующие меры. В ряде
случаев может потребоваться корректировка заказа: ускорение или, наоборот,
замедление; изменение объемов; уточнение спецификации и др.
. Получение и проверка товара.
Получаемая от поставщиков продукция проходит процедуру входного контроля.
Если она соответствует спецификации поставки и удовлетворяют сертификатам
качества, то ее передают на склад. Процесс получения и проверки поставляемых
товаров является обязательным в системе управления закупками.
В процессе планирования закупок, необходимо определить: какие товары
требуются; количество товаров, которые понадобятся для организации оптовой
торговли; время, когда они понадобятся; возможности поставщиков, у которых
могут быть куплены товары; требуемые площади складских помещений; издержки на
закупки.
Если спрос потребителей колеблется, следует пользоваться методом
сглаживания колебаний. Применение этого метода целесообразно в случаях
регулярно повторяющихся (например, сезонных) колебаний спроса на конечный
продукт. Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в
предшествующем периоде и прогнозными значениями, рассчитанными для этого же
периода.
На ООО «Норд фиш» применяются следующие методы определения потребности в
продукции:
Детерминированный метод определения потребности в товарах используется,
когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в товарах по
количеству и срокам.
Эвристический метод. С помощью эвристического метода потребность определяется
на основе опыта работников.
Одним из способов привлечения покупателей в ООО «Норд Фиш» и продвижение
товара на рынок служит реклама - самый мощный стимулятор спроса. ООО «Норд Фиш»
в своей деятельности использует следующие каналы распространения рекламы:
реклама в средствах массовой информации;
- реклама на транспортных средствах.
Цель рекламной деятельности ООО «Норд Фиш» увеличение объема продаж,
создание и поддержание позитивного имиджа.
В качестве задач рекламной деятельности ООО «Фаворит ОПТ» можно
обозначить:
Обеспечение известности ООО «Норд Фиш» как предприятия, занимающегося
оптовой продажей рыбных продуктов.
Формирование у потенциальных покупателей устойчивого стереотипа о том,
что ООО «Норд Фиш» занимается оптовой продажей рыбных продуктов высокого
качества в широком ассортименте.
Укрепление доверия потенциальных потребителей к ООО «Норд Фиш».
Для решения проблемы необходимо построить программу продвижения ООО «Норд
Фиш», основанную на:
стимулирование покупателей;
активной рекламной политике;
выявления новых каналов продвижения канцелярских товаров.
Объектом рекламы ООО «Норд Фиш» будет оптовая продажа рыбных продуктов
оптовым и розничным предприятия. Среди конкурентов данное предприятие
выделяется более высоким качеством товара и уровнем квалификации персонала.
Для ООО «Норд Фиш» целевой аудиторией, во-первых, являются в основном
оптовые предприятия, и, во-вторых, руководители розничных магазинов.
Рассматриваемая целевая аудитория находится в состоянии покупательской
готовности:
Оптовые предприятия по торговле рыбными продуктами питают убежденность,
что приобретение товаров у ООО «Норд Фиш» выгоднее, но, как правило, для этого
не хватает времени и средств. Здесь рекламная политика предполагает
формирование устойчивого спроса среди предприятий. Поэтому необходимо делать
акцент на систему долгосрочных договоров с регулярным продажами и формирование
скидок для постоянных покупателей. И также актуально высокое качество, и низкие
цены.
Руководители розничных магазинов не знают о ООО «Норд Фиш», как об
оптовом предприятии рыбных продуктов. Разработка рекламной деятельности для
этого сегмента рынка стоит направить в русло осведомленности и доступности.
Заключение
) Коммерческая деятельность в оптовой и розничной торговле имеет свою
специфику, которая заключается в конечном потребителе товаров и услуг: для
оптовых организаций это организации розничной торговли, для розничных -
население. Специфика коммерческой деятельности оптовых организаций обусловлена
тем, что они являются посредниками между производителями и организациями
розничной торговли. Коммерческая деятельность оптовых предприятий - это
деятельность по купле-продаже товаров и оказанию услуг контрагентам, нацеленная
на обеспечение конкурентоспособности и получение прибыли путем удовлетворения
потребностей розничных торговых предприятий в товарах и услугах высокого
качества.
) Оптовые предприятия могут быть: специализирующиеся на оптовой торговой
деятельности предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых
операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;
посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода
к ним права собственности на товар (дистрибьюторы); организаторы оптового
оборота.
) Оптовые предприятия - основные рыночные структуры оптовой торговли.
Экономическим содержанием процесса оптовой продажи товаров является
товарооборот. Под оптовым товарооборотом понимается суммарный объем продажи
товаров за определенный период оптовым предприятием различным оптовым
покупателям, организующим процесс их последующей реализации конечным
потребителям. Товарооборот характеризует уровень удовлетворения спроса
населения на товары, широту и глубину проникновения предприятия на рынок
оптовой торговли.
4) Непосредственное управление предприятием
осуществляет директор ООО «Норд фиш». В непосредственном подчинении директору
находятся директор по персоналу, коммерческий директор, директор по логистике и
финансовый директор.
5) Выручка от продажи товаров в 2013 году оптового предприятия ООО «Норд
Фиш» составила 3428135 тыс. руб, что на 592068 тыс. руб. больше, что в 2012
году. Себестоимость проданных товаров в отчетном периоде также возросла и
составила 2767371 тыс. руб., что на 520196 тыс. руб. больше, чем в прошлом
году. Валовая прибыль увеличилась в 2013 год по сравнению с 2012 годом на 71872
тыс. руб. Чистая прибыль в 2012-2013 гг. имеет положительное значение, в 2012
году она составила 36073 тыс. руб., что позволило сформировать показатель
рентабельности, равный 1,3%; в 2013 году чистая прибыль составила 59442 тыс.
руб, что позволило сформировать показатель рентабельности, равный 1,7%.
6) Как показывает динамика общего объема закупок объем
закупок ООО «Норд фиш» в 2013 году - на 574286,8 тыс. руб. больше, чем в 2012
году. Лучшими поставщиками в 2012 и 2013 годах были: «Балтийская Рыбная
Компания», «Belfast International Ltd», «1-я Балтийская Продовольственная Компания»
На основании проведенных исследований, в области формирования
коммерческих связей на оптовом предприятии ООО «Норд Фиш», сформулировали
следующие направления совершенствования в названной области:
) Внедрять на всех участках технологической цепи новинок техники и
оборудования.
) Организовывать работы по совершенствованию знаний персонала в области
формирования коммерческих связей.
) Оптимизировать потребности предприятия для роста его прибыли.
) Улучшить контроль хода исполнения заказов.
) Усовершенствовать процедуру входного контроля.
Список литературы
Нормативные
правовые акты
. Гражданский
кодекс Российской Федерации [Закон Российской Федерации: принят Гос. Думой
07.02.1992г. № 2300-1 ФЗ].
2. О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
[Закон Российской Федерации: принят Гос. Думой 08.08.2001 г. № 129-ФЗ; по
состоянию на 5.05.2014 г.].
. ГОСТ Р
51303-2013 Торговля. Термины и определения комплектации.
. ГОСТ Р
51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли.
. ГОСТ Р
51304-2009 Услуги торговли. Общие требования.
. ГОСТ Р
51305-2009 Услуги торговли. Требования к персоналу.
Научная литература
. Баженов
Ю.К. Оптовая торговля в России: монография/ Ю.К. Баженов. - М.: ИНФРА-М, 2011.
- 237с.
. Баженов,
Ю.К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: Учебное пособие / Ю.К.
Баженов, Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 96 с.
9. Дашков, Л. П. Организация,
технология и проектирование торговых предприятий: Учебник / Л. П. Дашков
<http://absopac.rea.ru/opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/32003/source:default>,
В. К. Памбухчиянц <http://absopac.rea.ru/opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/32005/source:default>.
- 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2012. - 508 с.
. Дашков Л.П., Памбухчиянц
В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных
заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2011.- 696с
. Дашков, Л.П. Организация и
управление коммерческой деятельностью: Учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц.
- М.: Дашков и К0, 2012. - 688 с.
. Медведев П. Управление
отделом продаж: битва за эффективность/ П. Медведев. - Санкт-Петербург: Питер,
2012. - 184 с.
. Денисова, Н.И. Коммерческая
деятельность предприятий торговли: Учебное пособие / Н.И. Денисова. - М.:
Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.
. Памбухчиянц В. И.
Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для
студентов высших и средних специальных учебных заведений -2-е изд. / В.И.
Памбухчиянц. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2012. - 515 с.
. Памбухчиянц О.В.
Организация и технология коммерческой деятельности. Учебник. 5-е изд., перераб.
и доп. / О.В. Памбухчиянц. - М.: Издательство «Дашков и К°», 2010. - 640 с.
. Памбухчиянц О.В. Технология
оптовой торговли. Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. / О.В. Памбухчиянц. - М.:
Издательство «Дашков и К°», 2012. - 287 с.
. Иванов, Г.Г. Коммерческая
деятельность: Учебник / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.
- 384 с.
. Кент, Т. Оптовая торговля:
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 «Маркетинг»,
080301 «Коммерция» («Торговое дело») / Т. Кент, О. Омар; пер. с англ. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 719 с.
. Коммерческая деятельность:
Учебник / Ф.П. Половцева. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
. Экономика и организация
деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. Ред. А.Н. Соломатина. -
М.: ИНФРА-М, 2009. - 295 с.
Ресурсы Интернет
. Предприятия оптовой
торговли
<http://www.grandars.ru/college/biznes/predpriyatiya-optovoy-torgovli.html>.
. Основы оптовой торговли
<http://www.bibliotekar.ru/biznes-31/index.htm>.
. Коммерческие связи в оптовой
торговле <http://www.irbis.vegu.ru/repos/10256/Html/29.htm>.
. Оптовая торговля
<http://www.grandars.ru/college/biznes/optovaya-torgovlya.html>.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
|
Коды
|
Форма № 1 по ОКУД
|
0710001
|
на 1 января 2013 г.
|
Дата (год, месяц, число)
|
20
|
01
|
13
|
Организация: Общество с ограниченной ответственностью
"Нордфиш"
|
по ОКПО
|
17713230
|
Идентификационный номер налогоплательщика
|
ИНН
|
7716123398
|
Вид деятельности: торговля
|
по ОКВЭД
|
71100
|
Организационно-правовая форма / форма собственности:
частная
|
по ОКОПФ/ОКФС
|
34/67
|
Единица измерения: тыс. руб.
|
по ОКЕИ
|
|
|
|
|
АКТИВ
|
Код стр.
|
На начало отчетного периода
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Нематериальные активы
|
110
|
0
|
0
|
Основные средства
|
120
|
13950
|
14096
|
Незавершенное строительство
|
130
|
60
|
120
|
Доходные вложения в материальные ценности
|
135
|
0
|
0
|
Долгосрочные финансовые вложения
|
140
|
0
|
0
|
Отложенные налоговые активы
|
145
|
0
|
0
|
Прочие внеоборотные активы
|
150
|
0
|
0
|
ИТОГО по разделу I
|
190
|
14010
|
14216
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Запасы
|
210
|
21855
|
24872
|
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
|
211
|
18100
|
20500
|
животные на выращивании и откорме
|
212
|
0
|
0
|
затраты в незавершенном производстве
|
213
|
0
|
0
|
готовая продукция и товары для перепродажи
|
214
|
3554
|
4122
|
товары отгруженные
|
215
|
201
|
250
|
расходы будущих периодов
|
216
|
0
|
0
|
прочие запасы и затраты
|
217
|
0
|
0
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
1860
|
2185
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются
более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
|
230
|
75
|
81
|
покупатели и заказчики
|
231
|
75
|
81
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в
течение 12 месяцев после отчетной даты)
|
240
|
1250
|
1231
|
покупатели и заказчики
|
241
|
1250
|
1231
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
250
|
0
|
25
|
Денежные средства
|
260
|
215
|
246
|
Прочие оборотные активы
|
270
|
0
|
0
|
ИТОГО по разделу II
|
290
|
25255
|
28640
|
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)
|
300
|
39265
|
42856
|
ПАССИВ
|
Код стр.
|
На начало отчетного периода
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
|
|
|
|
Уставный капитал
|
410
|
10000
|
10000
|
Добавочный капитал
|
420
|
4554
|
5307
|
Резервный капитал
|
430
|
4231
|
6593
|
том числе: резервы, образованные в соответствии с
законодательством
|
|
0
|
0
|
Резервы, образованные в соответствии с учредительными
документами
|
|
4231
|
6593
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
|
470
|
500
|
922
|
ИТОГО по разделу III
|
490
|
19285
|
22822
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Займы и кредиты
|
510
|
5000
|
5000
|
Отложенные налоговые обязательства
|
515
|
0
|
0
|
Прочие долгосрочные обязательства
|
520
|
0
|
0
|
ИТОГО по разделу IV
|
590
|
5000
|
5000
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Займы и кредиты
|
610
|
10000
|
10000
|
Кредиторская задолженность
|
620
|
3520
|
3359
|
поставщики и подрядчики
|
621
|
3490
|
3339
|
задолженность перед персоналом организации
|
622
|
0
|
0
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
|
623
|
0
|
0
|
задолженность по налогам и сборам
|
624
|
0
|
0
|
прочие кредиторы
|
625
|
30
|
20
|
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
|
630
|
0
|
0
|
Доходы будущих периодов
|
640
|
706
|
850
|
Резервы предстоящих расходов
|
650
|
754
|
825
|
Прочие краткосрочные обязательства
|
660
|
0
|
ИТОГО по разделу V
|
690
|
14980
|
15034
|
БАЛАНС
|
700
|
39265
|
42856
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
|
Коды
|
Форма № 1 по ОКУД
|
0710001
|
на 1 января 2014г.
|
Дата (год, месяц, число)
|
20
|
01
|
14
|
Организация: Общество с ограниченной ответственностью
"Нордфиш"
|
по ОКПО
|
17713230
|
Идентификационный номер налогоплательщика
|
ИНН
|
7716123398
|
Вид деятельности: торговля
|
по ОКВЭД
|
71100
|
Организационно-правовая форма / форма собственности:
частная
|
по ОКОПФ/ОКФС
|
34/67
|
Единица измерения: тыс. руб.
|
по ОКЕИ
|
|
|
|
|
АКТИВ
|
Код стр.
|
На начало отчетного периода
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Нематериальные активы
|
110
|
0
|
0
|
Основные средства
|
120
|
14096
|
15065
|
Незавершенное строительство
|
130
|
120
|
120
|
Доходные вложения в материальные ценности
|
135
|
0
|
0
|
Долгосрочные финансовые вложения
|
140
|
0
|
0
|
Отложенные налоговые активы
|
145
|
0
|
0
|
Прочие внеоборотные активы
|
150
|
0
|
0
|
ИТОГО по разделу I
|
190
|
14216
|
15185
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
Запасы
|
210
|
24872
|
26937
|
сырье, материалы и другие аналогичные ценности
|
211
|
20500
|
22455
|
животные на выращивании и откорме
|
212
|
0
|
0
|
затраты в незавершенном производстве
|
213
|
0
|
0
|
готовая продукция и товары для перепродажи
|
214
|
4122
|
4150
|
товары отгруженные
|
215
|
250
|
332
|
расходы будущих периодов
|
216
|
0
|
0
|
прочие запасы и затраты
|
217
|
0
|
0
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
2185
|
2800
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются
более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
|
230
|
81
|
200
|
покупатели и заказчики
|
231
|
81
|
200
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в
течение 12 месяцев после отчетной даты)
|
240
|
1231
|
252
|
покупатели и заказчики
|
241
|
1231
|
252
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
250
|
25
|
35
|
Денежные средства
|
260
|
246
|
532
|
Прочие оборотные активы
|
270
|
0
|
0
|
ИТОГО по разделу II
|
290
|
28640
|
30756
|
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)
|
300
|
42856
|
45941
|
ПАССИВ
|
Код стр.
|
На начало отчетного периода
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
|
|
|
|
Уставный капитал
|
410
|
10000
|
10000
|
Добавочный капитал
|
420
|
5307
|
6774
|
Резервный капитал
|
430
|
6593
|
6628
|
том числе: резервы, образованные в соответствии с
законодательством
|
|
0
|
0
|
Резервы, образованные в соответствии с учредительными
документами
|
|
6593
|
6628
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
|
470
|
922
|
1930
|
ИТОГО по разделу III
|
490
|
22822
|
25332
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Займы и кредиты
|
510
|
5000
|
5000
|
Отложенные налоговые обязательства
|
515
|
0
|
0
|
Прочие долгосрочные обязательства
|
520
|
0
|
0
|
ИТОГО по разделу IV
|
590
|
5000
|
5000
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
Займы и кредиты
|
610
|
10000
|
10000
|
Кредиторская задолженность
|
620
|
3359
|
3580
|
поставщики и подрядчики
|
621
|
3339
|
3550
|
задолженность перед персоналом организации
|
622
|
0
|
0
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
|
623
|
0
|
0
|
задолженность по налогам и сборам
|
624
|
0
|
0
|
прочие кредиторы
|
625
|
20
|
30
|
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
|
630
|
0
|
0
|
Доходы будущих периодов
|
640
|
850
|
1256
|
Резервы предстоящих расходов
|
650
|
825
|
773
|
Прочие краткосрочные обязательства
|
660
|
0
|
0
|
ИТОГО по разделу V
|
690
|
15034
|
15609
|
БАЛАНС
|
700
|
42856
|
45941
|
|
|
|
|
|
|
|