Роль оптовых предприятий в организации хозяйственный связей и поставок товаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    74,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль оптовых предприятий в организации хозяйственный связей и поставок товаров

Содержание

Введение

Глава 1. Оптовая торговля: сущность и значение в системе товародвижения

.1      Понятие и функции оптовой торговли

.2      Особенности деятельности оптовых предприятий и их классификация

.3 Технология организации хозяйственных связей оптовых предприятий с поставщиками

Глава 2. Анализ развития оптовых предприятий в России

.1 Тенденции развития организационных форм оптовой торговли

.2 Динамика основных экономических показателей деятельности оптовых предприятий в России

Глава 3. Перспективы развития оптовых предприятий в России

.1 Факторы, воздействующие на развитие оптовых предприятий в России

.2 Прогнозы развития оптовых предприятий в России

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время в сфере торговли главную экономическую нишу занимают розничный и оптовый секторы. Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие, и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка, поэтому так важно обеспечить нормальное функционирование оптовых организаций посредством установления устойчивых хозяйственных связей.

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время благополучие и коммерческий успех оптового торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.

Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности оптового торгового предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.

Объект исследования курсовой работы являются оптовые предприятия в организации хозяйственных связей и поставок товаров.

Предметом исследования - роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставок товаров.

Целью курсовой работы является рассмотрение организационных форм оптовых предприятий, функционирование хозяйственных связей в данных формах и их особенности в современных условиях, а так же определение социально-экономической сущности и организационных форм оптовой торговли.

Основными задачами курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов, связанных с оптовыми предприятиями, организацией хозяйственных связей и поставок товаров, а так же определение роли оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров в современных рыночных условиях.

Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом оптовом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.

Так же, оптовые предприятия должны заботиться о совершенствовании организации хозяйственных связей с поставщиками, поскольку спрос на продовольственные товары обладают устойчивостью, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а так же обеспечивать магазинам бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом.

В процессе выполнения курсовой работы проанализируем тенденции развития различных форм оптовой торговли, проанализируем динамику основных экономических показателей деятельности оптовых предприятий, рассмотрим перспективы развития оптовых организаций на будущий период, что впоследствии поможет нам определить главенствующую роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей поставок товаров.

Глава 1. Оптовая торговля: сущность и значение в системе товародвижения

1.1    Понятие и функции оптовой торговли

Оптовая торговля - это коммерческая деятельность по купле-продаже крупных партий товаров и услуг для профессионального использования или конечного потребления через сеть предприятий по перепродаже конечным потребителям. [6] Так же, существует более точное определение оптовой торговли.

Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи или в иных целях, не связанным с личным, семейным, домашним и иным подобным пользованием. (Федеральный закон от 28.12.2009 № 381 - ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», статья 2) [1]

В настоящее время оптовый сектор занимает значительную часть в системе товародвижения. В силу быстро меняющейся социально-экономической среды, оптовая торговля представляет собой сложную динамичную систему. Розничные торговцы, а так же отдельные производители прибегают к услугам оптовиков. Чем это обусловлено? Это обусловлено тем, что оптовики обеспечивают эффективность торговых процессов, осуществляя следующие функции:

а) предоставляют информацию о текущем состоянии рынка (предоставление информации о деятельности конкурентов, ценах, их динамики и т.д.)

б) стимулируют сбыт (наличие торгового персонала, который производителям найти множество мелких клиентов при малых затратах)

в) принятие части риска в связи порчей, повреждением или хищением товара.

г) финансируют клиентов (предоставление кредитов) и поставщиков (своевременная оплата счетов и заблаговременная выдача заказов)

д) обеспечение быстрой поставки товаров клиентам

е) складирование товарных запасов, что способствует снижению издержек производителей и потребителей

ж) способствуют экономии затрат клиентов, путем разбиения крупных партий товаров на более мелкие

з) формируют необходимый товарный ассортимент

и) оказывают помощь в совершенствовании деятельности розничных торговцев, принимают участие в организационных процессах в сфере розничной торговли.

к) осуществляет некоторые виды деятельности по продвижению товаров (реклама, стимулирование сбыта и т.д.) [3]

С экономической точки зрения оптовая торговля влияет на систему экономических связей между регионами и отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране и за ее пределами, при этом совершенствуется территориальное разделение труда и достигается пропорциональность в развитии как регионов, так и отраслей промышленности.

Так же, этот вид торговли выполняет роль активного проводника товаров отечественного производства и достаточно большой массы импортных товаров на внутренний рынок, заставляет отечественных производителей поднимать качество своих товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта.

Оптовая торговля охватывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Закупки крупных партий товаров осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи другим оптовым организациям и предприятиям розничной торговли.

.2     
Особенности деятельности оптовых предприятий и их классификация

оптовый торговля поставщик хозяйственный

Обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность - главная цель структурной политики развития оптовой торговли. В настоящее время, развитие оптового звена предусматривает ориентированность на двухуровневую схему организации оптовой торговли: крупные оптовые структуры федерального масштаба и оптовые предприятия регионального масштаба.

а) федеральные (общенациональные) оптовые организации.

Организации такого типа формируют каналы товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а так же создают благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Данные торговые организации должны обеспечить оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. В качестве потребителей могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а так же предприятия перерабатывающих отраслей промышленности. Главной функцией оптовых организаций данного типа с одной стороны является защита и поддержка отечественных товаропроизводителей и с другой обеспечение гарантированности стабильности потребительского рынка в целом, поскольку существует возможность поставки на российский рынок товаров через третьи страны, что, в свою очередь приводит к завышению общего уровня цен.

В рамках общенациональных торговых организаций выделяют отдельные независимые оптовые структуры:

.        Оптовики

Такая структура, в которой предприятия (независимые оптовые продавцы) осуществляют полный комплекс закупочно-сбытовых операций и создают необходимые условия для выхода на рынок крупных производителей и розничных продавцов потребительских товаров.

В свою очередь, оптовые организации могут быть специализированные на отдельных группах товаров, так и универсальные. К данной группе оптовых структур так же относятся и мелкооптовые магазины. Доля данной структуры в обеспечении оптового оборота товаров на западных рынках варьирует в пределах 60-65%.

.        Посредники

Это предприятия -агенты и предприятия-брокеры.

§  Брокеры - фирмы, занимающиеся поиском заинтересованных продавцов и покупателей, сводя их, но не участвую в сделке ни от своего имени, и своим капиталом. Основная функция брокера - свести покупателя с продавцом и помочь им договориться. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, ограничен в принятии на себя риска.

§  Агенты (маклер, брокер, комиссионер, коммивояжер и т.д.) -физическое или юридическое лицо, совершающее операции или выполняющее деловые поручения другого лица за его счет и от его имени, представляющее интересы покупателя или продавца на относительно постоянной основе, не принимающее на себя право собственности на товар. Агент ведет поиск потенциальных покупателей и продавцов, организует между ними переговоры, готовит проекты договоров, помогает в оформлении передачи права собственности на товары, рекламирует товар. [9]

Главная задача предприятий - информационное обеспечение. Они действуют по поручению заказчика и за его счет. Доля структур на западном рынке 15-20%.

.        Организаторы оптового товарооборота. [4]

К организаторам оптового товарооборота относятся:оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки, склады гарантийного хранения, склады-отели, транспортно экспедиционные предприятия.

а) оптовые ярмарки, выставки - ярмарки

Занимают немалую долю в рыночном сегменте. Они обеспечивают мобильность рынка, способствуют установлению региональных и межгосударственных хозяйственных связей.

б) товарные биржи

Обслуживают крупный оптовый товарооборот биржевых товаров (товары ограниченного ассортимента: сахар, нефть, зерно).

в) аукционы

Главная функция - стимулирование производителей конкурентно-способных товаров.

г) оптовые продовольственные рынки

Обеспечивает поставщикам и продавцам сельскохозяйственной продукции и продовольствия свободный выход на рынок.

д) склады гарантийного хранения, склады - отели, транспортно экспедиционные предприятия.

Доля участия в обеспечении оптовой торговли потребительскими товарами может достигать 25%.

б) региональные оптовые структуры.

а) автономные оптовые структуры

б) сбытовые подразделения промышленных предприятий (опт производителя)

в) оптовые структуры крупных розничных предприятий (опт розничного торговца)

Так же региональные оптовые торговые системы формируются:

а) сбытовыми подразделениями местных промышленных предприятий

б) оптовыми структурами местных крупных розничных организаций (распределительных центров)

Обычно, региональные оптовые структуры создаются преимущественно в виде акционерных обществ и хозяйственных товариществ.

Мы рассмотрели общую структуру оптовых предприятий функционирующих на рынке. Теперь перейдём к более подробной классификации предприятий оптовой торговли, которые делятся по ряду признаков.

.        По широте ассортимента

§  оптовые предприятия с широким ассортиментом (1 - 100 тыс. наименований)

§  оптовые предприятия с ограниченным ассортиментом (меньше 1000 наименований)

§  оптовые предприятия с узким ассортиментом (меньше 200 наименований)

§  оптовые предприятия со специализированным ассортиментом

.        По способу доставки товаров

§  предприятия, имеющие собственный транспорт

§  предприятия, осуществляющие продажу со склада

.        По отношению к системе сбыта

§  оптовые предприятия с эксклюзивной системой сбыта - производитель предоставляет лицензию на торговлю (условия франчайзинга)

§  с селективной системой сбыта - дистрибьюторские и дилерские соглашения между производителем и выбранными им оптовыми компаниями.

§  с интенсивной системой сбыта - работа одновременно со всеми посредниками

.        По размеру оборота

§  крупные оптовые предприятия

§  средние оптовые предприятия

§  мелкие оптовые предприятия

.        По выполняемым функциям

§  универсальные посредники (дистрибьюторы, оптовики-купцы)

§  осуществляют весь комплекс функций организационно-коммерческой деятельности: покупки товаров за свой счет, их транспортировку и хранение, кредитование, авансирование и т.д.

§  специализированные посредники

концентрируют свою деятельность на отдельных функциях. Они в свою очередь подразделяются на: информационно-контактные, информационные, поисковые (агенты промышленных фирм), поверенные, осуществляющие сбыт по почте, занимающиеся развозной торговлей, лизингом.

.        По подчиненности

§  независимыми являются посредники, которые по отношению к производителю выступают как покупатели, приобретающие товары на основе договора купли-продажи. Они становятся собственниками товара и могут реализовать его по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Данные предприятия - это оптовики с полным набором торгово-посреднических услуг.

Дистрибьютор -оптовый посредник, обслуживающий разные отрасли промышленности, имеющий склады и транспортные средства и осуществляющий коммерческую деятельность от своего имени и за свой счет.

Маклер - посредник, при заключении сделок на биржах недвижимости, фондовых и универсальных биржах, совершающий операции за счет клиентов и, получающий вознаграждения в виде комиссионных.

§  формально независимые - фирмы, действующие на основе договора- поручения, когда продавцы или покупатели привлекают посредников к совершению сделок от имени и за счет доверителя.

§  зависимые посредники являются полномочными агентами по сбыту и оказывают значительное влияние на политику цен, сроки и условия продажи товаров. Их деятельность обычно не ограничивается территориальными рамками. Они работают на основе срочных и бессрочных трудовых соглашений.

.3 Технология организации хозяйственных связей оптовых предприятий с поставщиками

Хозяйственные связи - неотъемлемая часть коммерческой деятельности, включающая экономические, организационно - правовые, финансовые отношения между поставщиками и покупателями. Это особый элемент рынка, с помощью которого исходя из потребностей хозяйствующих субъектов, оказываются услуги, содействующие повышению эффективности их деятельности и финансового благополучия. Хозяйственные связи предприятий по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Они влияют на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров невозможно без участия оптовых звеньев, поскольку они выступают в роли активного коммерческого посредника. [2]

В хозяйственных связях по поставкам товаров существуют три этапа взаимодействия участников:[8]

.        Формирование хозяйственных связей

Состоит из подготовительных планово-организационных мероприятий органов управления торговлей и промышленностью и непосредственных участников. Включают: планирование производства товаров, составление заказов и заявок торговли на производство и т.д.

.        Оформление хозяйственных связей

Принятие взаимных обязательств, определяющих права и обязанности по поставкам товаров в форме соглашений договоров поставки. Заключение договора поставки означает осуществление оптовой закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии после их поступления в адреса получателя.

.        Функционирование хозяйственных связей.

Процесс выполнения участниками этих связей взятых на себя в соответствии с заключенными договорами взаимных обязательств по поставкам товаров: организацию отгрузки поставщиками товаров в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренных договором, приемку отгруженных товаров получателями, расчеты за поставленные товары.

Оптовая торговля активно воздействует на производство и реализацию населению товаров. Основными формами воздействия оптовой торговли на промышленность являются:

а) предварительные заказы

Предварительные заказы оптовых баз служат основой для разработки промышленными предприятиями планов выпуска товаров по объему и ассортименту.

б) пятилетние соглашения

Пятилетние соглашения между оптовыми и промышленными объединениями являются формой долговременной экономической связи между промышленностью и торговлей. В данных соглашениях предусматривается обновление ассортимента, улучшение внешнего вида изделий, упаковки товаров и другие обязательства, обеспечивающие полное удовлетворение потребностей населения.

в) оптовые ярмарки

Проводятся после получения промышленными предприятиями заданий по производству товара. На ярмарках оптовики согласовывают с поставщиками закупки ассортимент товаров, модели, фасоны и т.д.

г)договоры поставки

Договоры поставок оптовых баз с промышленными предприятиями устанавливают хозяйственные связи между ними. Договор поставки в системе хозяйственных связей выполняет следующие функции:

закрепляет юридические отношения между партнерами

устанавливает порядок и способы выполнения обязательств

предусматривает способы защиты обеспечения обязательств

Заключаются на год, на пять лет.

д)средства массовой информации

Используют для воздействия на промышленность и потребителя.

Система хозяйственных связей включает участие оптовых торговых организаций в установлении оптимальных финансовых взаимоотношений, а так же применении экономических санкций и административно - правовых норм в случае нарушения обязательств. [5]

Глава 2. Анализ развития оптовых предприятий в России

.1 Тенденции развития организационных форм оптовой торговли

Повышенное внимание к оптовой торговле зародилось еще в советское время. 1965 год характеризуется как период экономических реформ: происходит перестройка управления промышленностью и осуществляется переход к новым методам планирования и экономического стимулирования. Основными формами оптовой торговли были: торговля через оптовые предприятия и транзитом продукцией, распределяемой территориальными органами Госснаба СССР; реализация продукции через оптовые магазины; реализация продукции в порядке мобилизации внутренних ресурсов. Однако, объективно, данные формы оптовой торговли не могли нормально функционировать в новых условиях, поскольку плановое распределение товаров оказалось несовместимым с их свободной реализацией.

год знаменуется созданием организационных форм новых институтов оптовой торговли. Наиболее яркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки. [10]. Современные организационные формы оптовой торговли представляют собой сложную структуру: происходит усложнение структурных связей в экономике, происходит расширение масштабов деятельности и рост каналов товарных и информационных потоков. На сегодняшний день, в условиях развитой рыночной экономики, оптовые предприятия надежно функционируют благодаря своей роли посредника в реализации товаров, производимых предприятиями промышленности, сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. В секторе оптовой торговли наблюдается медленное увеличение сегмента крупных и средних предприятий. (Таблица 2.1) Укрупнение сектора связанно с традиционными для капиталоемких и ресурсоемких отраслей факторами: эффектом масштаба, экономией затрат на реализацию товаров и общими тенденциями укрупнения. [12]

Таблица 2.1

Структура оборота оптовой торговли организаций по масштабу деятельности

Предприятие

2011 г.

2012 г.

Крупные и средние организации оптовой торговли

39,7

Крупные и средние организации других видов деятельности

20,9

17,7

Малые предприятия оптовой торговли

38,2

41,8

Малые предприятия других видов деятельности

7,1

6,8


В приведенной выше таблице % к общему объему оборота в 2011 году составил 27 768,9 млрд. руб., а в 2012 - 35 347,8 млрд.руб.

Среди крупных и средних организаций оптовой торговли оптовые предприятия осуществляли:

Таблица 2.2.

Процентная доля специализации оптовых предприятий (2011 год)

Специализация

Доля (%)

Пищевые продукты (включая напитки и табачные изделия)

16,6 %

Несельскохозяйственные промежуточные продукты, отходы и лом (включая топливо и сырую нефть)

 16,3%

Реализация непродовольственных потребительских товаров

14,3%


Таблица 2.3.

Показатели организаций оптовой торговли в количественном выражении

Показатели

2011

2012

2012 г. % к 2011


 Всего

из них крупные и средние

 Всего

из них крупные и средние

 Всего

из них крупные и средние

Организации,осуществляющие оптовую торговлю, всего тыс.ед.

 460,0

 18,1

 417,4

 22,9

 90,7

 126,5

В том числе, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов:

 71,6

 2,6

 54,3

 3,1

 75,8

 119,2

сельскохозяйственным сырьем

9,2

0,5

10,0

0,6

108,7

120,0

пищевыми продуктами

59,5

3,0

47,5

3,7

79,8

123,3

непродовольственными потребительскими товарами

69,9

2,6

70,9

4,3

101,4

165,4

несельскохозяйственными промежуточными продуктами

2,9

83,8

4,3

114,8

148,3

из них топливом

13,2

1,0

12,6

1,1

95,5

110,0

машинами и оборудованием

36,3

1,6

41,7

2,2

114,9

137,5

прочее

135,7

4,8

107,6

4,7

79,3

97,9


Число организаций оптовой торговли на период 2011 - 2012 г. Представлены в таблице 2.3. Из таблицы 2.3. можно сделать вывод, что в 2012 году также наблюдалась положительная динамика развития в ряде предприятий крупного и среднего оптового звена. Улучшилось их финансовое состояние, появилась возможность больше вкладывать инвестиций в основной капитал.

Анализируя данные таблиц 2.1,2.2,2.3 в качестве заключения можно сказать, что в современных условиях развития оптовой торговли наблюдаются процессы укрупнения независимых оптовых предприятий, развитие внутрифирменного опта в промышленности и розничной торговле, расширение сети крупных торговых посредников, укрупнение оптовых структур - организаторов оптового товарооборота. В свою очередь не ослабляются позиции мелких оптовых структур, функционирование которых определяется наличием сети малых и средних независимых розничных предприятий. Однако, в настоящее время наблюдается исчезновение мелких оптовых предприятий, особенно в сфере торговли продовольственными товарами, в которой раньше они были довольно многочисленны. Это объясняется тем, что деятельность в области оптовой торговли требует значительных капиталовложений, поскольку необходимо осуществлять крупные закупки, брать на себя расходы по складированию товаров, строительству складов, приобретению транспортного оборудования и вычислительной техники, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ. Только достаточно крупные предприятия могут осуществлять такие капиталовложения и при этом достигать высокого уровня рентабельности.

.2 Динамика основных экономических показателей деятельности оптовых предприятий в России

Как уже было изложено выше, в России на данный момент сосредоточено большое количество оптовых организаций, однако их распределение по территории крайне неравномерно. [11]

Рис.2.4.Оборот организаций оптовой торговли в округах РФ за 2011 г.

Основная проблема - это «столичная прописка» многих оптовых организаций, при более скромном развитии их в регионах. (Рис. 2.4)

Из рисунка 2.4. видно, что оборот оптовой торговли в Москве растет более высокими темпами, чем в большинстве регионов. В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27 %в год (в реальном выражении), тогда как в округах всего на 5-10%.

В секторе оптовой торговли один из самых высоких уровень концентрации: число крупных предприятий в секторе - чуть более 5%, однако на них приходится почти 46% всего оборота оптовой торговли. В среднем по отрасли оборот одного крупного предприятия в 8,6 раза выше оборота среднестатистического предприятия. По данному показателю сектор оптовой торговли является абсолютным лидером.

По прибыльности оптовики также одни из первых, правда, существенно уступая сектору общественного питания, идущему по прибылям с большим отрывом от прочих торговых секторов. Валовая прибыль в оптовой торговле составляет около 14% от оборота, тогда как в рознице этот показатель - 8,4%, в торговле автотранспортом - чуть более 6%. С сектором общественного питания, однако, эти результаты оказываются несоизмеримыми - для ресторанов доля валовой прибыли в обороте переходит за 30%.

По уровню нераспределенной прибыли оптовики сохраняют свои позиции - доля чистой прибыли в обороте около 5%, что более чем в 2,5 раза больше чем у автодилеров и почти в 5 раз больше, чем рознице.

Уровень коммерческих и управленческих расходов (по доле в обороте) у оптовых предприятий близок к розничным, хотя и чуть завышен (8,6% и 6,9%, соответственно). В структуре расходов на производство и реализацию продукции оптовые предприятия явно экономят на оплате труда и энергии (6,9% и 1%, тогда как в рознице соответствующие расходы - 30,7% и 5%).

Не менее выгодными оказываются позиции оптовых предприятий по отношению к затратам на аренду - арендовать складские помещения на окраинах города гораздо дешевле, чем помещения для магазинов и ресторанов, которые должны быть более высокого качества и располагаться, к тому же, в черте или в центре городов (последнее критично, например, для ресторанов). Поэтому затраты на аренду для оптовых предприятий составляют менее 2% в структуре расходов.[13]

Глава 3. Перспективы развития оптовых предприятий в России

.1 Факторы, воздействующие на развитие оптовых предприятий в РФ

Несмотря на то, что в настоящий момент оптовая торговля в значительной мере занимает немаловажную роль в системе товародвижения, данная отрасль так же сталкивается с рядом проблем, которые сдерживают развитие оптового звена. Характерной и, пожалуй, главной проблемой развития оптовых предприятий в России является формирование элементов рыночной инфраструктуры. То есть в настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений.

Второстепенные факторы, воздействующие на развитие оптовых предприятий в РФ, можно условно разделить на 3 группы: производственные, транспортные и торговые факторы. [7]

.        Производственные факторы

Чтобы эффективно обеспечить товарообмен на межрегиональном уровне необходимо наличие в определенном регионе равномерно разветвлённой сети оптовых предприятий. Однако, в силу неравномерного распределения оптовых организаций по регионам на территории России мы сталкиваемся с такими проблемами как: сезонным характером многих производств, концентрация и специализация лишь в отдельных регионах, наличие различных производственных циклов и их организационно-технологические особенности. Последствия производственных факторов сказываются на функционировании региональных рынков: их развитие протекает довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю приходятся прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит и к наличию менее широкого ассортимента продукции в магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.

.Транспортные факторы.

Транспортные факторы непосредственно оказывают влияние на развитие оптовых предприятий, причем как на предприятия межрегионального так и регионального уровня. К транспортным факторам относят: состояние и пропускная способность путей сообщения, уровень технического оснащения подвижного состава и транспортных средств, отработанных схем и маршрутов доставки. Главной проблемой оптового звена РФ в транспортной системе является нехватка денежных средств на улучшение функционирования всех вышеперечисленных факторов в современных рыночных условиях, а так же как моральное, так и физическое устаревание транспортной инфраструктуры.

.Торговые факторы

Как уже говорилось выше, оптовые предприятия существуют в качестве связующего звена в процессе товародвижения между производителем конечной продукции и розничным продавцом, поэтому к торговым факторам, влияющих на развитие оптовых предприятий можно отнести уровень развития, концентрации и размещения розничной торговой сети, специализация и мощность розничных торговых предприятий. Эти факторы, как правило, играют заметную роль на региональном уровне оптовой торговли. В настоящее время наблюдается такая тенденция: чем выше будет на оптовом рынке концентрация и монополизация спроса-предложения продовольствия в регионе (т.е. чем больше производителей и розничных предприятий будут работать в данной отрасли), тем большее количество оптовиков будет работать на данном рынке. Вместе с тем наблюдается и противоположная тенденция: оптовые торговцы вынуждены противостоять наступлению розничных торговцев, которые, в свою очередь стремятся обойтись без них. Розничные торговцы со своей стороны стремятся сделать систему распределения более экономной и сократить расходы на закупку товаров, минуя промежуточное звено в виде предприятия оптовой торговли. Крупные предприятия розничной торговли могут устанавливать прямые связи с производителями в силу большого объема своих заказов или обращаться в закупочные центры. В то же время мелкие торговцы заинтересованы в создании закупочных объединений, часть которых берет на себя функции оптовиков.

На функционирование оптовых предприятий так же оказывают влияние среда и условия современной рыночной экономики России. Например, финансово-экономический кризис 2008-2010 г. оказал существенное влияние на работу оптовых предприятий. Основными проблемами, с которыми столкнулись предприятия, являлись:

§  спад спроса на продукцию - 84%

§  дефицит финансовых ресурсов - 80%

§  ужесточение условий и не платежи со стороны покупателей - 68%

§  ослабление рубля и инфляция - 64% [14]

.2 Перспективы развития оптовых предприятий в Российской Федерации

Приход на российский рынок крупных торговых сетей, в том числе и супермаркетов обусловил бурный рост числа оптовых продавцов. На основе сплошной компьютеризации отрасли оптовая торговля стала обладателем ценностной информации об объемах и структуре реализации товаров на рынке в детальной характеристике региональных особенностей спроса, поставщиках и покупателях и т.д.

В последующие годы на российском рынке закономерно будет расти реализация товаров через дилерскую и дистрибуторскую сеть. В результате будет расти и спрос на услуги складских операторов. С большим опозданием начинает развиваться институт логических посредников - компаний организаторов грузооборота и товародвижения. В связи с этим идет и развитие рынка транспортно-логического сервиса. Между тем транспортные расходы занимают большой удельный вес в структуре издержек оптовых организаций - от 18 до 20% и их снижение имеет большое значение для повышения уровня рентабельности работы. Компании, занимающиеся оказанием логистических услуг, добиваются уменьшения общих транспортных расходов за счет рационализации перевозок грузов и более эффективного использования транспортных средств.

Работа федеральных ярмарок по оптовой продажи товаров стала менее эффективной, поскольку оптовые организации со временем утратили роль основного регулятора рынка, однако, региональные ярмарки в ближайшем будущем сохранят своё значение, т.к. большую роль в их проведении играет администрации регионов и основными участниками являются товаропроизводители, региональные оптовые посредники и розничная торговля. Например, сейчас в Москве успешно проводятся оптовые ярмарки по товарам легкой промышленности, а также выставки по ряду других товаров, которые стали основным методом установления хозяйственных связей между производителями и потребителями товаров, формирования ассортимента выпускаемых товаров. Что касаемо федеральных ярмарок, то в дальнейшем они утратят роль межрегионального обмена товарами в части накопления ассортиментного ряда. Это обусловлено отсутствием оптовых операторов национального уровня (организаций, имеющих разветвленную сеть региональных филиалов). Крупные оптовики выступают на федеральных ярмарках в двойной роли, с одной стороны, как продавцы товаров от товаропроизводителей своих регионов, а с другой, как покупатели недостающий ассортиментных позиций у товаропроизводителей или оптовых организаций других регионов. С отсутствием подобных структур такая «смычка» между регионами сейчас разрушена.

Основу системы оптовой торговли в будущем составят крупные специализированные оптовые структуры. По типам оптовых организаций будут развиваться следующие структуры: двухуровневые межрегиональные оптовые базы с центральными офисами и складами в Москве и филиалами в регионах (это базы - комплектаторы, обеспечивающие поставку товаров в магазины со сложным ассортиментом в комплексом виде); центры оптовой торговли ( в данном типе совмещена оптовая торговля с проведением ярмарок),представляющие собой комплекс со складской, офисной и выставочной площадью; современные открытые распределительные центры по оптовой торговли однородными товарами; а так же наряду с сетевыми, в перспективе большое значение получат крупные открытые распределительные центры с региональными филиалами, торгующие однородной продукцией (такие фирмы, формируя товарную массу и подбор ассортимента в головном центре, затем распределяет их в региональные филиалы - в зону обслуживания розницы).

Создание крупных розничных торговых сетей приводит к необходимости рационализации товароснабжения магазинов. Поэтому, в настоящее время и последующие годы будут создаваться сетевые распределительные центры. Поскольку прямые поставки магазина требуют дополнительно складских помещений, более эффективным является поставка крупных партий товара на дистрибьюторский (распределительный) центр компании и дальнейшая ритмическая доставка их с центра в магазин.

В дальнейшем усилится тенденция развития процессов интеграции и создания оптово-розничных объединений. Из отечественной практики типичным примером такой интеграции является работа оптово-розничного объединения «Нижегородоптхозторг» (г. Нижний Новгород). Развиваясь, как оптовая база, она расширила свою деятельность в сфере розничной торговли. В настоящее время компания осуществляет оптовую торговлю 10 тысячами наименований электробытовых товаров, посуды, изделий их пластмасс, метизов, сантехники и других товаров на территории всего Волго-Вятского

региона, а также розничную торговлю этой номенклатурой товаров в 16 собственных магазинах общей площадью 14 тыс. кв. м на территории Нижегородской области.

В настоящее время своё развитие получили сети мелкооптовых магазинов-складов «Cash & Carry». Ярким примером функционирования предприятий такого типа на российском рынке является компания «METRO Cash & Carry », которая в течение нескольких лет выросла в крупнейшего участника российского рынка торговли и заняла лидирующее положение. На сегодняшний день российское подразделение компании открыло 68 торговых центров в 45 регионах страны. [24]

Заключение

В настоящей курсовой работе были изучены теоретические и практические аспекты, связанные с оптовой торговлей и оптовыми организациями в системе товародвижения.

В первой главе были рассмотрены понятия и функции оптовой торговли её роль в экономике в целом. Далее изучили структуру оптового сектора - оптовые организации. Оптовые торговые предприятия характеризуются большим разнообразием типовых и видовых структур на потребительском рынке вследствие разных масштабов своей деятельности, товарной специализации, места и роли в общей системе товародвижения и способов продвижения на рынок производимых товаров. Так же, были рассмотрены различия оптовых торговых предприятий. По масштабам и характеру деятельности различают федеральные (общенациональные) оптовые организации, которые работают непосредственно с крупными партиями товаров и распределяют их в регионы, и региональные оптовые структуры, функцией которых является доведения товара до конечного потребителя.

Затем, рассмотрели технологию организации хозяйственных связей данных оптовых предприятий с поставщиками. Система хозяйственных связей основывается на важном документе, подтверждающий данные связи - договоре поставки. В настоящее время хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, регулируются в России Гражданским кодексом Российской Федерации (частью 1 и 2), являющимися основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров.

Во второй главе была рассмотрена динамика основных экономических показателей организаций оптовой торговли в современных условиях рынка. Поскольку динамика положительна и мы наблюдаем постепенный рост оптовых предприятий, в частности крупных, можно с полной уверенностью сказать, что данные организации занимают главенствующую роль в организации хозяйственных связей поставок товаров, поскольку с ростом организаций растёт число посредников, с которыми необходимо поддерживать данные связи. Однако, изучая факторы, воздействующие на развитие предприятий оптовой торговли, такие как тяжелое формирование элементов рыночной инфраструктуры, а так же производственные, торговые и транспортные , можно сказать, что оптовые российские организации еще не совсем готовы к установлению нормальных хозяйственных связей, поскольку хорошие условия еще не совсем сформировались. К тому же, в ближайшее время намечается тенденция розничных организаций обходить оптовые структуры, с целью экономии на системе распределения и расходах на закупку товаров.

В третьей главе рассмотрели перспективы развития оптового сектора, в частности предприятий, и сделали выводы, касающиеся функционирования оптовых организаций в ближайшем будущем.

Анализируя оптовый сектор в российской экономике можно с уверенностью сказать, что несмотря на препятствия, организация хозяйственных связей в данном секторе - важная часть коммерческой работы, поскольку рациональные, долгосрочные хозяйственные связи способствуют развитию торговли, своевременной поставке товаров, сбалансированности спроса и предложения.


Нормативно- правовые акты

. ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения».

Книги, изданные под фамилией автора (авторов)

. Абросимова Е.А. Организаторы торгового оборота: учебное пособие/Абросимова Е.А.- Волтерс Клувер, 2012. - 372 с.

. Афанасьев М.П. Оптовая торговля: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинфо, 2011.- 250 с.

. Дашков Л.П., Пахбумчиянц В.К., Коммерция и технология торговли [Текст]: учебник/ Дашков Л.П - 2011.- 394 с.

. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля): учебник/ Г.Г. Иванов. - М.: ИД « ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012.- 351 с.

. Лобан, Т. Н. Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей в торговле [Текст] : лекция / Т. Н. Лобан. - Чита. : ЗИП СибУПК, 2010.- 165 с.

. Орленко, Л. В. История торговли [Текст] : учебное пособие / Л. В. Орленко. - М : ИНФРА - М., - 2011. - 352 с.

. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность [Текст] : учебник для вузов / Ф. Г. Панкратов. - М. : Дашков и Ко, 2013.- 302 с.

. Подшивалова, Н. А. Торговый сервис [Текст] : лекция / Н. А. Подшивалова. - Чита. : ЗИП СибУПК, 2012. - 305с.

. Шоленинова, Г. В. Современная ассортиментная политика предприятий торговли [Текст] : лекция для студентов / Г. В. Шоленинова. - Чита : ЗИП СибУПК, 2012. - 406 с.

Периодические издания

. Экономический журнал ПЭО: журнал/изд-во «Профессиональное издание» - 2014.

Электронный ресурс

12. Ахмадова П.И. « Исследование феномена сферы оптовой торговли» : статья в журнале - научная статья, 2011. - 216-218 с. : <http://elibrary.ru/query_results.asp>

. Немченко О.А. « О роли предприятий оптовой торговли в системе распределения товаров »: статья в журнале - научная статья, 2011. - 147-150 с. <http://elibrary.ru/item.asp?id=19756975>

. Панферова Н.В. « Оптовая торговля в системе отношений формирующегося рыночного хозяйства »: автореферат диссертации, 2010. - 23 с. <http://elibrary.ru/item.asp?id=15982984>

. Пшихопов М., Кузьмичева М. « Приоритетное направление совершенствования организация оптовой торговли»: научная статья, 2012 - 101 - 115 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=15903864

Похожие работы на - Роль оптовых предприятий в организации хозяйственный связей и поставок товаров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!