Современный налог на добавленную стоимость: значение, эффективность, аудит

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,94 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современный налог на добавленную стоимость: значение, эффективность, аудит

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет"

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита








Курсовой проект

Современный налог на добавленную стоимость: значение, эффективность, аудит


Выполнила

студентка гр. 3-080100 ФК (2)

Н.Г. Сорокина

Руководитель

А.Г. Дмитриева


Чебоксары

Задание на выполнение курсового проекта

студентке группы 3-080100 ФК(2) Сорокиной Надежде Геннадьевне

Тема проекта: Современный налог на добавленную стоимость: значение, эффективность, аудит

. Срок сдачи студентом законченного проекта

. Исходные данные к проекту: материалы научной и учебной литературы, публикации специальных изданий.

. Перечень вопросов, подлежащих в разработке в проекте:

Введение

. Теоретические основы исчисления современного НДС: его значение, эффективность, аудит.

.1 Значение НДС в экономике РФ

.2 Эффективность применения и порядок проведения аудита по НДС

.3 Совершенствование платежей по НДС в РФ

. Характеристика и анализ исчислений и уплаты НДС на ОАО "АВТОВАЗ"

.1 Характеристика деятельности ОАО "АВТОВАЗ"

.2 Анализ исчислений НДС на ОАО "АВТОВАЗ"

. Влияние мероприятий по совершенствованию на отчисления по НДС на ОАО "АВТОВАЗ"

Заключение

Список использованных источников

. Перечень графического материала: данные финансовой отчетности ОАО "АВТОВАЗ"

. Дата получения задания

Руководитель Дмитриева А.Г.

Задание принял к исполнению Сорокина Н.Г.

налог добавленный стоимость аудит

Содержание

Введение

. Теоретические основы исчисления современного налога на добавленную стоимость: его значение, эффективность, аудит

.1 Значение налога на добавленную стоимость в экономике Российской Федерации

.2 Эффективность применения и порядок проведения аудита по налоге на добавленную стоимость

.3 Совершенствование платежей по налоге на добавленную стоимость в Российской Федерации

. Характеристика и анализ исчислений и уплаты налога на добавленную стоимость на ОАО "АВТОВАЗ"

.1 Характеристика деятельности ОАО "АВТОВАЗ"

.2 Анализ исчислений налога на добавленную стоимость на ОАО "АВТОВАЗ"

. Влияние мероприятий по совершенствованию на отчисления по налоге на добавленную стоимость на ОАО "АВТОВАЗ"

Заключение

Список использованных источников

Введение

Налог на добавленную стоимость является самым молодым из всех существующих налогов, формирующих налоговые системы развитых стран. НДС стал неотъемлемой частью не только налоговой системы, но и современных экономик, получив распространение во всем мире. Доля поступлений в федеральный бюджет по НДС в России за прошлый год в среднем составил 30% из всех налоговых доходов. Причем ожидается, что данный показатель будет расти с каждым годом.

Актуальность данной темы обусловлено тем, что поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно увеличиваются, в связи с чем выступает необходимость изучения платежей по НДС.

Цель проекта является изучение современной системы налогообложения НДС, его значения, эффективности и аудита.

Исходя из цели проекта, были сформулированы следующие задачи:

1)выяснить значение НДС в экономике стран;

2)рассмотреть эффективность применения порядка аудита по НДС;

)дать рекомендации по совершенствованию платежей по НДС;

)изучить деятельность ОАО

)сделать анализ исчислений НДС на ОАО

)изучить влияние мероприятий по совершенствованию на отчисления по НДС на ОАО.

Предметом исследования выступает налог на добавленную стоимость.

Объектом курсового проекта выступает ОАО "АВТОВАЗ".

При написании курсового проекта была изучена монографическая и учебная литература отечественных и зарубежных авторов: Т.В. Бодровой, С. Аксенова, Л.В. Поповой, И.А Майбурова и т.д.

1. Теоретические основы исчисления современного налога на добавленную стоимость: его значение, эффективность, аудит

.1 Значение налога на добавленную стоимость в экономике Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее значимых в Российской Федерации косвенных налогов. Вместе с тем это один из налогов, наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны контрольных органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее количество исключений из общих налоговых правил, множество льгот и понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает огромное количество ошибок и неточностей. Однако он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой [2, c. 188].

Интерес государств к данной системе налогообложения является чисто практическим. По факту страны за счет налога на добавленную стоимость пополняют свой бюджет. При этом НДС является одним из видов косвенных налогов, выполняющих фискальную и регулирующую функцию в отношении экономики страны. НДС это наиболее новая и совершенная форма универсальных акцизов. Как отмечают специалисты, его быстрое распространение является самым впечатляющим достижением XX века в сфере налогообложения.

НДС относится к разряду косвенных налогов, в связи с тем, что уплата переносится на конечных потребителей, вместе с тем он не обязателен для уплаты всеми людьми. Основа НДС - это добавленная стоимость, то есть разница между фактической стоимостью продукции и ценой затраченных на нее материальных и ресурсных средств. Также важно, что НДС - это многоступенчатый налог. Это значит, что на каждом этапе производства он должен уплачиваться в бюджет страны. Именно поэтому НДС в отличие от других косвенных налогов позволяет государству получать на каждой стадии производственного цикла часть дохода. Но при этом конечный доход государства от этого налога не будет зависеть от количества промежуточных производителей [4].

Косвенные налоги в теории налогообложения обычно подразделяются на две группы налогов: налоги на потребление и налоги, относимые на затраты. В свою очередь НДС относится к группе налогов на потребление.

Посредством обложения доходов, идущих на потребление, НДС позволяет увеличить доходы государства, за счет того что он имеет более широкую базу обложения. При этом данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства экспортируемых товаров, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка в размере 0%.

Пожалуй, НДС является самым молодым налогом налоговых систем развитых стран мира. Впервые идею налога на добавленную стоимость предложил немецкий предприниматель фон Сименс в начале XX века. Форма современного НДС была разработана французским экономистом Морисом Лоре, которого по праву принято считать "отцом" НДС. На данный момент нет точной информации, в какой стране впервые был введен налог на потребление, которым и приходится современный НДС. По некоторым данным налог на добавленную стоимость впервые начал взиматься во Франции в 1954 г., по другим данным первой страной, которая ввела НДС была Дания (1967 г.). Но уже до конца 1970-х годов НДС был введен в большинстве стран Западной Европы. На сегодняшний день налог на добавленную стоимость функционирует в 137 странах мира, за исключением таких развитых стран как США и Япония, где вместо НДС действует налог с продаж [3, с. 78].

Распространение НДС в мире на протяжении 1980-1990-х годов было связано с расширением Европейского Союза, переходом к рыночной экономике новых независимых государств - бывших республик СССР. В частности, в России НДС был введен в 1992 году. НДС заменил налог с оборота и налог с продаж, превзойдя их по значимости в формировании доходов бюджета. Первоначально порядок исчисления и уплаты налога определялся законом "О налоге на добавленную стоимость", а с 2001 г. регулируется Налоговым Кодексом РФ (главой 21) [11, c.466].

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации с момента его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 г. она составляет 18%.

Важнейшим свойством налога на добавленную стоимость является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В существующих экономических условиях уплата данного налога производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат отдельные категории налогоплательщиков и виды операций. В НК РФ прописаны более 100 изъятий и льгот по НДС. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от налогового бремени, если сумма выручки за три предшествующих месяца, не превысила определённой суммы (на 2014 г. - 2 млн. руб.).

1.2 Эффективность применения и порядок проведения аудита по налоге на добавленную стоимость

Целью налогового аудита в отличие от "общего" аудита является проверка достоверности налоговой отчетности. Причем методика формирования налоговой отчетности существенно отличается от методики формирования показателей финансовой отчетности. В связи с чем возникает необходимость в особом подходе к проверке достоверности данных налоговой отчетности.

Аудит налога на добавленную стоимость (НДС) включает проверку правильности формирования налоговой базы НДС, применения льгот, состояния расчетов с бюджетом, способов ведения учета и составления налоговой отчетности.

Цель аудита НДС - установить соответствие порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.

К задачам аудита НДС относятся :

оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

проверка за формированием налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;

контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;

проверка соблюдения предприятиями налогового законодательства по формированию налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

При проведении проверки расчетов по НДС необходимо обратиться к таким источникам информации как:

положение об учетной политике организации;

счета-фактуры, полученные от продавцов, исполнителей;

счета-фактуры, составленные организацией и выставленные покупателем, заказчикам;

журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

книга продаж и книга покупок;

первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей;

налоговые декларации по НДС;

бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

Деятельность по проведению аудита НДС делят на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный.

На ознакомительном этапе проводится:

оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

оценка аудиторских рисков;

расчет уровня существенности;

определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели по НДС;

анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Организации на запрос аудитора должны представить следующие основные документы: налоговые декларации по НДС (в том числе все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.

Предварительная оценка при проведении аудита расчетов по НДС начинается с определения факторов, влияющих на налоговые показатели и общего анализа элементов налогообложения.

Основной этап налогового аудита предполагает проведение тщательной проверки участков учета НДС, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. Данный этап предполагает выполнение:

оценки правильности определения налоговой базы по НДС;

проверки налоговой отчетности, представленной организацией по установленным формам;

расчета налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодательства [4, с. 291].

При проверке книги регистрации выставленных счетов-фактур и книги продаж по реализованной продукции, работам, услугам проверяется полнота внесения счетов-фактур. При наличии посреднических операций журналы регистрации полученных и выставленных счетов-фактур не будут совпадать с книгами покупок и книгами продаж.

Книги покупок проверяют по внесенным в них счетам-фактурам. При этом необходимо оценить все основания для налогового вычета: правильное оформление счетов фактур, факт получения товарно-материальных ценностей или услуг (наличие накладных, актов выполненных работ, услуг) и включение затрат в расходы, принимаемые для исчисления налога на прибыль.

После того как аудитор выделит из общего количества поставщиков тех, кто оказывает услуги, им определяются постоянные исполнители и проводится с ними выборочная проверка. А по операциям с остальными подрядчиками контролируется следующая цепочка: акт выполненных работ (оказанных услуг) - счет-фактура - журнал учета полученных счетов-фактур - книга покупок. Если отсутствует первый документ цепочки, то данный факт является грубым нарушением требований законодательства и вызывает сомнения в производственном характере работ.

Для наглядности при проведении сверки данных аналитического, синтетического учета, бухгалтерской и налоговой отчетности целесообразно пользоваться следующей системой взаимосвязей регистров бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Общая сумма по учтенным счетам-фактурам за налоговый период в журнале учета полученных счетов-фактур должна соответствовать общей сумме кредитовых оборотов за тот же период по счетам учета расчетов с поставщиками (счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").

На заключительном этапе аудитор оформляет результаты проверки по НДС, которые обобщаются и по ним формулируются выводы. Также проводится анализ выполнения программы аудита и классификация выявленных ошибок и нарушений [12].

При проведении аудита НДС могут быть совершены следующие ошибки:

не начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на безвозмездной основе;

при передаче товаров из одного структурного подразделения организации в другое ошибочно начисляется НДС;

не начисляется НДС по продукции, работам (услугам), которые выполнены для собственных нужд в части затрат, не принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

не начисляется НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом;

ошибочно не начисляется НДС или наоборот начисляется по операциям, которые входят либо не входят в перечень операций не входящих в объект налогообложения НДС. К которым следует отнести: передачу имущества организации-правопреемнику при реорганизации; передачу имущества в уставный капитал по договору простого товарищества; передачу объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти или органам местного самоуправления;

отсутствие раздельного учета на производство и реализацию продукции (работ, услуг) облагаемых и необлагаемых НДС;

не указаны в расчетных документах суммы НДС;

не полное отражение налогооблагаемой выручки для целей налогообложения;

отсутствие, либо неправильное оформление первичных документов по учету НДС;

необоснованное отнесение к зачету сумм по НДС;

ошибки в корректировке налогооблагаемой базы по НДС;

неправильное определение налоговой базы;

списание НДС в уменьшение платежа в бюджет, в сумме, не относящейся к данному периоду;

несоответствие данных первичных документов, учетных регистров главной книге и отчетности.

Такой порядок проведения налогового аудита предполагает разработать комплексное информационно-методическое обеспечение аудита расчетов по НДС для каждого конкретного предприятия.

.3 Совершенствование платежей по налоге на добавленную стоимость в Российской Федерации

На данный момент проблемы по исчислению НДС остаются ключевыми как для бизнеса, так и для правительства. В связи с этим существует множество предложений по совершенствованию данного налога, однако не все предлагаемые пути совершенствования НДС являются целесообразными.

Для некоторых специалистов главными аргументами для обоснования необходимости снижения базовой ставки НДС до уровня 12-13% с одновременной ликвидацией пониженной ставки НДС стали проблема администрирования НДС и резкое снижение доходов от его уплаты в условиях благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков, относительно быстрого экономического роста и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

По мнению ряда других экспертов необходимо заменить НДС налогом с продаж либо перейти к взиманию НДС на основе балансового метода. Предложенные меры могут позволить существенным образом повысить инвестиционную активность предприятий обрабатывающего сектора экономики и будут способствовать инновационному развитию производств с высокой добавленной стоимостью на территории страны.

В современной российской налоговой системе НДС относится к одним из самых сложных и проблемных налогов. По самым оптимистичным оценкам бюджет России не дополучает более 25% причитающегося ему НДС, что негативно сказывается на финансовом обеспечении решения социально-экономических задач, стоящих перед государством. В последние годы особенно отмечается обострение проблемы потерь бюджетных средств из-за больших объемов возмещения НДС по внутренним операциям и при поставках на экспорт. Учеными, практическими работниками Минфина России, ФНС России выдвигались различные варианты решения данной проблемы, каждый из которых при наличии определенных достоинств имел и значительные недостатки.

Так, некоторые авторы предлагают снизить ставку налога, ссылаясь на

сверхвысокие конъюнктурные доходы экономики, однако популярностью пользуется и другая идея - полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж.

Сторонники отмены НДС ссылаются на ряд недостатков налога и сложности с его администрированием, которые делают данный налог неэффективным не только в России, но и в других странах. Выходу российских предприятий на внешний рынок зачастую препятствуют трудности с возмещением НДС и обоснование налоговых вычетов в некоторых случаях, а применяемые налоговые вычеты используется для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонения от налогообложения и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета. Кроме того, аргументом против НДС является то, что этот налог является сдерживающим фактором развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, а напротив его отмена позволит существенно улучшить инвестиционную привлекательность таких отраслей, расширив их финансовые возможности [14, с. 35].

Как отмечают критики НДС отрицательной стороной также является то, что относительно высокие издержки по его администрированию в России ложатся преимущественно на плечи добросовестного налогоплательщика (когда в мировой практике именно относительно низкие административные издержки для налогоплательщика отличают НДС в выгодную сторону от налогов на доходы). Кроме того, многочисленные способы уклонения от уплаты НДС при импорте создают неравные условия конкуренции для законопослушных импортеров, заставляя весь этот сектор уходить "в тень".

Другими словами, проблемы с администрированием НДС (впрочем, как и многих других налогов) налицо. И вместе с тем на сегодня НДС является одним из важнейших факторов стабильности как российской налоговой системы, так и российского бюджета [1]. Поэтому любые способы реформирования налога должны быть тщательно просчитаны с точки зрения потенциальных выгод и издержек.

В доработанной концепции развития России до 2020 года, представленной Министерством экономического развития и торговли, рассматриваются два варианта реформы НДС. Во-первых, введение единой ставки НДС в 12 процентов. Во-вторых, снижение налога до 14 процентов с сохранением льготной ставки 10 процентов по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция).

Целью снижения НДС отмечается "облегчение жизни" отечественным производителям, выпускающим продукцию с высокой долей добавленной стоимости, что должно послужить стимулом к ускорению экономического роста.

Оба варианта приведут к прямым потерям доходов федерального бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12 процентов в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2 процента ВВП. При сокращении ставки до 14 процентов с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 процента ВВП.

Такое снижение налога окажет положительное влияние на обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, оптовую и розничную торговлю, строительство, транспорт и связь. В этих отраслях положительный эффект, по мнению Минэкономразвития России, будет максимальным. В то же время будут менее подвержены влиянию снижения ставки отрасли сельского хозяйства, образования и здравоохранения [8].

Минфин также рассмотрел три возможных сценария потерь бюджета в связи со снижением НДС. По первому сценарию, со снижением налога до 12 процентов цены уменьшатся на величину снижения, а всю выгоду получат потребители. Второй, который представляется Минфину наиболее вероятным, предполагает, что цены снизятся на половину величины снижения ставки (на 3 процента). В результате выгоды от уменьшения ставки потребители и производители разделят между собой поровну. Согласно третьему сценарию, весь выигрыш от снижения ставки НДС получат производители, а цены останутся без изменений.

Также для устранения недостатков НДС, предлагается заменить его налогом с продаж, который выдвигается в качестве альтернативы НДС, являясь простым в администрировании, как для государства, так и для налогоплательщиков. Однако с практической и теоретической точек зрения все выглядит не совсем так. Нельзя не признать, что, хотя налоговые органы при администрировании НДС вынуждены контролировать значительный круг налогоплательщиков, основной объем доходов все-таки обеспечивает сравнительно небольшое количество организаций (в российских условиях крупнейшие налогоплательщики обеспечивают до 80% доходов бюджета от НДС). В отличие от НДС, налог с продаж взимается только на стадии конечного потребления, следовательно, требуется перестроение работы налоговых органов для того, чтобы контролировать уплату налога сотнями тысяч розничных торговых точек. В результате возрастут потенциальные возможности уклонения от налогообложения, а также риски для бюджета.

При этом выгоды от уклонения при сравнительно высокой налоговой ставке (па уровне 15-20%) значительно превысят издержки от возможных санкций за нарушение законодательства. Одновременно появиться необходимость в реформе режимов налогообложения для малого предпринимательства, в разграничении продаж товаров и услуг для целей конечного потребления и производственных целей и т. д. [14, с. 38]. Таким образом, замена НДС налогом с продаж - крайне сомнительная мера в условиях глобализации мировой экономики и роста вовлеченности России в мировые экономические отношения. Одно можно сказать наверняка, в отмене НДС заинтересованы крупные российские корпорации, деятельность которых не связана с производством потребительских товаров или товаров для внутреннего рынка.

2. Характеристика и анализ исчислений и уплаты налога на добавленную стоимость на ОАО "АВТОВАЗ"

.1 Характеристика деятельности ОАО "АВТОВАЗ"

ОАО "АВТОВАЗ" (далее Общество) зарегистрировано 05.01.1993 администрацией Автозаводского района г. Тольятти на основании решения Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом. Общество было преобразовано из государственного предприятия - Волжское объединение по производству легковых автомобилей (ПО "АвтоВАЗ") в акционерное общество открытого типа "АВТОВАЗ" и является его правопреемником по всем правам и обязанностям.

В связи с приведением в соответствие с нормами Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ "Об акционерных обществах Общество было перерегистрировано 08.07.1996 администрацией Автозаводского района г. Тольятти в открытое акционерное общество "АВТОВАЗ".

Полное фирменное наименование общества - открытое акционерное общество "АВТОВАЗ".

Юридический адрес - 445024, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, южное шоссе, 36.

Организационно-правовая форма - открытое акционерное общество.

Основной деятельностью ОАО "АВТОВАЗ" и его дочерних обществ является производство и реализация легковых автомобилей, разобранных серий, запасных частей, которые обеспечивают 89% (в 2012 году - 93%) выручки Общества.

Общество осуществляет свою производственную деятельность на территории Российской Федерации, имеет представительство в г. Москве и 5 обособленных подразделений, представляющих собой обслуживающие хозяйства, расположенные на территории Российской Федерации.

Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности ОАО "АВТОВАЗ" за 2011-2013 гг.

ПоказателиГодыТемп изменения, %2011201220132012 г. к 2011 г.2013 г. к 2012 гВыручка, млн руб174 846183 217175 152104,895,6Себестоимость, млн руб(154 654)(165 517)(163 012)107,098,5Прибыль (убыток) от продаж, млн руб4 6591 846(3 497)39,6-Прибыль до налогообложения, млн руб3 476518(7 975)15 раз-Среднесписочная численность работников, чел.69 49071 60569 175103,096,6Чистая прибыль, млн руб3 106211(6 899)6,8 раз-Расходы на оплату труда, млн руб.19 25919 78621 114102,7106,7Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.23,0923,0325, 4399,7114,4

Как свидетельствуют данные табл. 2.1 объем выручки за 2013 г. составил 175 152 млн. руб., что по сравнению с 2012 г. ниже на 4,4%. Данный показатель за 2012 г. по сравнению с 2011 г. вырос на 8371 млн. руб. (на 4,8%). Основной причиной роста выручки при снижении продаж за 2012 г. является изменение структуры спроса в сторону более современных и дорогих моделей LADA:

были полностью сняты с производства автомобили LADA 2107;

в апреле 2012 г. утверждён график увеличения производства автомобилей LADA Granta;

с мая 2012 г. началось производство автомобилей LADA Largus.

По итогам 2013 г. убыток ОАО "АВТОВАЗ" составил 6,9 млрд. руб., Данные финансовые результаты непосредственно связаны резким падением продаж на российском рынке. Для сравнения по результатам деятельности концерна за 2012 г. получена чистая прибыль в объеме 211 млн. руб., что ниже показателя 2011 г. Ухудшение финансового результата ОАО "АВТОВАЗ" в 2012 г. по сравнению с результатами 2011 г. было связано:

уменьшением выпуска автомобилей в связи с модернизацией линий главного конвейера для выпуска машин на платформе Альянса;

изменением структуры модельного ряда и видов произведенной продукции;

внедрением программ, направленных на стимулирование сбыта, в т.ч. проведение маркетинговых акций по реализации автомобилей LADA со скидкой.

За 2013 г. ОАО "АВТОВАЗ" реализовал 480 тыс. автомобилей, снизив данный показатель на 19% по сравнению с 2012 г. Объем продаж автомобилей в 2012 г. также был меньше, чем в 2011 г. (на 20 784 шт.). Это во многом связано с окончанием программы утилизации, которая серьёзно поддержала продажи автомобилей LADA в 2011 г., в основном - за счёт реализации моделей "классического" семейства.

В условиях замедления роста рынка легковых автомобилей и жесткой конкуренции со стороны иностранных производителей менеджмент ОАО "АВТОВАЗ" разработал и реализует комплексную программу повышения спроса и роста конкурентоспособности автомобилей LADA:

снижение себестоимости производимых автомобилей за счёт оптимизации производственно-хозяйственной деятельности и роста производительности труда;

улучшение качества производимых автомобилей;

расширение потребительских свойств автомобилей за счёт внедрения новых опций.

По заявлениям главы "АВТОВАЗ" Бу Андерссона, для обеспечения устойчивой финансовой прибыли были разработаны комплекс мер, направленных на оптимизацию модельного ряда и контроль запасов готовой продукции.

2.2 Анализ исчислений налога на добавленную стоимость на ОАО "АВТОВАЗ"

Налог на добавленную стоимость обладает нейтральностью по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности, выражающееся в том, что в отличие от налога на прибыль или налога на имущество по налогу на добавленную стоимость предусмотрено право налогового вычета. Именно поэтому данный налог нейтрален для налогоплательщика.

На ОАО "АВТОВАЗ" применяется общая система налогообложения. НДС исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 21 второй части НК РФ. По данным учетной политики для целей налогообложения налоговая база определена по мере отгрузки товаров и готовой продукции. Вариант "по отгрузке" более простой позволяющий исключить различные ошибки, связанные с необходимостью правильного определения даты оплаты.

Реализация товаров и готовой продукции облагается налогом на добавленную стоимость в размере 18%. Учитывая, что объем выручки не превысил 2000000 руб. исключается право на освобождение от налога на добавленную стоимость. ОАО "АВТОВАЗ" уплачивает НДС ежеквартально, соответственно налоговая декларация предоставляется в налоговые органы не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом. Сумма налога - это разница между начисленной суммой и суммой подлежащей возмещению из бюджета, умноженная на процентную ставку.

За 2013 г. у предприятия возникла задолженность по налогам и сборам в размере 12031 млн. руб., что на 11,2% выше аналогичного показателя за 2012 г. (в 2012 г. сумма налогов и сборов составила 10823 млн. руб.).

Для расчета НДС необходимо определить сумму выручки от реализации, которая в отчете о финансовых результатах отражается за вычетом НДС.

Таблица 2.2

Показатели расчета НДС на ОАО "АВТОВАЗ" за 2012-2013 гг.

Период20122013ОтклонениеПоказательРеализацияСумма НДСРеализацияСумма НДС1 кварталВыручка от реализации39821429413120НДС начисленный71687729561НДС к возмещению1280868-412НДС к уплате588868619732 кварталВыручка от реализации 4485238475-6377НДС начисленный8073,46925,5-1147,9НДС к возмещению 1280883-397НДС к уплате6793,46042,5-750,93 кварталВыручка от реализации 4900249730728НДС начисленный8820,48951,4131НДС к возмещению 1280985-295НДС к уплате7540,47966,44264 кварталВыручка от реализации 4954244006-5536НДС начисленный8917,67921,1-996,5НДС к возмещению 12801544264НДС к уплате7637,66377,1-1260,5Итого выручка 183217175152-8065ИТОГО НДС К УПЛАТЕ 27859,427247-612,4

Как свидетельствуют данные табл. 2.2 за анализируемый период величина налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет снизилась на 612,4 млн. руб., что непосредственно связано с сокращением выручки в 2013 г. на 8065 млн. руб. Также следует отметить величина задолженности перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость в 2013 г. составила 145 млн. руб., что на 103 млн. руб. больше аналогичного показателя за 2012 г.

3. Влияние мероприятий по совершенствованию на отчисления по налоге на добавленную стоимость на ОАО "АВТОВАЗ"

Для создания благоприятных налоговых условий для производителей, для стимулирования вложений средств в инвестиции важное значение имеет реформирование действующей налоговой системы. А именно реформа в области налога на добавленную стоимость, который определяет налоговое бремя на предприятии и способен либо снизить производство, либо простимулировать рост объемов деятельности предприятия.

ОАО "АВТОВАЗ" один из крупнейших российских производителей автомобилей, который при больших оборотах платит в бюджет большие суммы налогов. Не удивительно, что на предприятии существует такая структура, которая отвечает за правильный расчет, уплату налогов и за налоговое планирование. При прогнозировании налогового бремени на будущее компания применяет показатели, отражающие развитие хозяйственной деятельности, так как налоговая нагрузка непосредственно зависит от результатов деятельности предприятия.

На планирование налоговой нагрузки большое влияние оказывает анализ налоговых рисков. Для максимально полного использования всех возможных налоговых преференций предприятие отслеживает все изменения налогового законодательства.

Что касается снижения ставки НДС, ОАО "АВТОВАЗ" разрабатывал предложения по внесению изменений в налоговое законодательство и непосредственно выступал с требованиями снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость до 13%, что позволило бы увеличить инвестиции в основной капитал. Снижение ставки НДС до 13% позволило бы ОАО "АВТОВАЗ" сэкономить на налоге на добавленную стоимость более 7 млрд. руб. ежегодно. Однако следует отметить, что от снижения ставки НДС до уровня 13% значительно пострадает бюджет страны

Заключение

На основании изученной темы курсового проекта можно сделать следующие основные выводы:

1)Налог на добавленную стоимость - это наиболее значимый в экономике России косвенный налог, позволяющий значительно пополнить бюджет страны;

2)Проведение аудита налога на добавленную стоимость подразумевает проверку достоверности налоговой отчетности, которая состоит из проверки правильного формирования налоговой базы НДС, применения налоговых льгот и способа ведения учета по НДС;

)Для устранения проблем по исчислению НДС можно выделить два способа реформировании данного налога - во-первых, это снижение базовой ставки НДС, во-вторых, замена НДС налогом с продаж;

)Финансовая деятельность ОАО "АВТОВАЗ" в 2013 г. значительно ухудшилась по сравнению с предыдущим годом - убыток составил 6,9 млрд. руб., что непосредственно связано с изменением модельного ряда выпускаемых автомобилей и модернизацией линий главного конвейера для выпуска автомобилей;

)На ОАО "АВТОВАЗ" в анализируемом периоде сумма уплаты НДС в бюджет находились на одном уровне (27859,4 и 27247 млн. руб. в 2012 и 2013 г.г. соответственно);

)Снижение ставки НДС до 13% позволило бы компании значительно сэкономить на выплатах по НДС в бюджет, тем самым позволив увеличить инвестиции в основной капитал.

Список использованных источников

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №146-ФЗ (в редакция от 01.01.2014)

. Аксенов С. Налоги и налогообложение / Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А, Ласкина И КУРСК 2010 -356с

. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров. - 10-е изд., перераб. и доп.. - М.: Дашков и К, 2010. - 228 с.

. Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность: учебное пособие / Т.В. Бодрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 471 с.

. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.

. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.

. Касьянова Г.Ю. НДС: практика исчисления / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2009. - 368 с.

. Киреева Е.Ф. Налоги и налогообложение / Е.Ф. Киреева. - БГЭУ, 2012. - 447 с.

. Колодина, И. Чья ставка сыграет / И. Колодина // Российская Бизнес-газета. - 2008.-№666.

. Кришталета Т.И. Аудит налогообложения / Т.И. Кришталета. - М.: "Дашков и К", 2009. - 272 с.

. Куликов Н.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.И. Куликов, О.А. Соломина. - Тамбов: ТГТУ, 2011. - 100 с.

. Майбуров И.А. Теория налогообложения / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 591 с.

. Попова Л.В. Аудит налогообложения, - М.: Дело и Сервис, 2009. - 192 с.

. Романова И.Б. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебное пособие / И.Б. Романова, Д.Г. Айнуллова. - Ульяновск: УлГУ, 2010. - 91 с.

. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова. - М.: КноРус, 2009. - 480 с.

. Трунин И. Нужна ли отмена НДС России? / И. Трунин // Вопросы экономики. -2009. - №9. - С. 34-49.

. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение / Д.Г. Черник. - Юнити-Дана, 2010. - 367 с.

Похожие работы на - Современный налог на добавленную стоимость: значение, эффективность, аудит

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!