Методика проведения проверки по налогу на добавленную стоимость

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,93 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика проведения проверки по налогу на добавленную стоимость






 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Организация и методика проведения налоговых проверок»

На тему: «Методика проведения проверки по налогу на добавленную стоимость»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

.1 Понятие и сущность налога на добавленную стоимость

.2 Сущность и виды налоговых проверок

.3 Методы проведения проверки по налогу на добавленную стоимость в организации

. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЗЖБИ - 3»

.1 Общая характеристика ЗАО «ЗЖБИ - 3»

.2 Методика исчисления налога на добавленную стоимость на предприятии

.3 Методика проверки по налогу на добавленную стоимость на предприятии

. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НДС В РОССИИ

.1 Налог на добавленную стоимость, его формирование в развитых странах

.2 Изменения и нововведения по исчислению НДС в 2010 году

.3 Политика совершенствования системы исчисления НДС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Система финансовых коэффициентов и показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Бухгалтерская отчетность организации

ВВЕДЕНИЕ

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме

Свести свои налоговые обязательства к минимуму - понятное и вполне разумное желание всех налогоплательщиков. Но нередко кое-кто из них пытается минимизировать налоги с помощью различных и иногда незаконных схем.

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются причинами правового характера. Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги.

Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности налоговых органов по проведению проверок по налогу на добавленную стоимость.

Предметом исследования является совокупность правовых норм и методов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность по проведению проверок по налогу на добавленную стоимость.

Целью курсовой работы является изучение методов проведения проверок по налогу на добавленную стоимость, как теоретическое, так и практическое. Задачи курсовой работы в рамках цели:

§  Изучить понятие и сущность методов проведения проверок по налогу на добавленную стоимость, рассмотреть понятие налога и его формирование;

§  Рассмотреть формирование налога на добавленную стоимость на примере организации и проанализировать деятельность данной организации;

§  Выявить проблемы и перспективы деятельности налоговых органов, разработать рекомендации по усовершенствованию их деятельности.

В современный период ряд теоретических выводов по вопросам налогообложения получил свое отражение в литературе таких авторов, как А.В. Боброва, В.В. Ковалев, Д.Н. Тихонов и другие.

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Впервые НДС был введен во Франции в 1958, сейчас его взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

1.1    Понятие и сущность налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из видов налога на потребление, широко применяемый в мировой практике налогообложения. Помимо НДС к налогам на потребление или, к так называемым косвенным налогам, относятся налог с оборота, налог с продаж, акцизы и некоторые другие налоги и сборы. Косвенные налоги включаются в цены товаров, работ, услуг и, в отличие от прямых налогов на доходы, уплачиваются в бюджет за счет средств покупателей, заказчиков и клиентов, оплачивающих приобретаемые ими материальные блага (ресурсы) для своей производственной и непроизводственной деятельности, а также для личного потребления. [14, с.127 ]

НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой уже более 30 лет. Так, в странах Западной Европы этот налог введен в конце 60-х годов (Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция) и начале 70-х годов (Бельгия, Великобритания, Италия, Люксембург, Норвегия). НДС, как основной налог на потребление, взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки.

В Российской Федерации НДС действует с 1 января 1992 года. Введение НДС в нашей стране обусловлено началом проведения масштабной экономической реформы, внедрении в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. НДС, введенный вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил ранее действующий налог с оборота (и применявшийся в 1991 году налог с продаж). При этом НДС несравнимо превзошел налог с оборота по своей роли и значении в финансировании доходов бюджетов всех уровней, в воздействии на экономику и финансы предприятий, в определении ценовых пропорций (по численности налогоплательщиков, определению облагаемого оборота, по сложности исчисления платежей в бюджет).

В настоящее время НДС - один из основных источников налоговых поступлений российского бюджета. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года составили 889 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%. Возможно это связано с инфляцией, увеличением цен на товары.

Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен гл. 21 Налогового кодекса. Налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и услуги на территории РФ. К ним также причисляются декларанты, перемещающие импортируемые товары через таможенную границу РФ. Существует ряд особенностей налогообложения по железнодорожным, авиационным, морским и речным перевозкам, когда в качестве плательщиков выступают управления дорог, производственные объединения по совокупности за все свои структурные подразделения.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанности налогоплательщика, если в течение трех предшествующих месяцев их налоговая база не превысила 2 млн. руб. [15, с. 123] Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика производится на 12 последовательных месяцев. По истечении этого срока организации и индивидуальные предприниматели должны вновь подавать заявление. В случае если в течение периода выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го числа месяца, в котором было это превышение, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Объектами налогообложения признаются следующие операции: реализация на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Необходимо учитывать, что не все операции и товары относятся к объектам налогообложения по НДС. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;

изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;

иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В отличие от других видов налогов, в НДС существует несколько видов ставок. Первая ставка в 0%, в частности, применяется:

по экспортируемым товарам;

по товарам, помещенным под режим свободной таможенной зоны;

при реализации услуг по сопровождению, транспортировке и погрузке экспортируемых товаров;

при реализации работ (услуг), связанных с перевозкой через Россию товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита;

при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, если пункты отправления и назначения находятся не в России;

при реализации товаров (работ, услуг) для официального и личного использования иностранными дипломатическими представительствами и их персонала. Нулевая ставка налога означает, что перечисленные товары (работы, услуги) освобождены от налога условно. Чтобы воспользоваться нулевой ставкой, нужно представить в налоговую инспекцию ряд документов.

По ставке 10% облагаются:

) продовольственные товары:

) товары для детей:

) продукция средств массовой информации и книжная продукция:

Все остальные товары, работы и услуги, которые не облагаются НДС по ставкам 0% и 10%, облагаются по ставке 18%.

В случае применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. В общем случае представляет собой стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж.

Кроме того, в налоговую базу включаются такие суммы [14, с.48]:

. Полученные авансы. Однако если аванс получен за товары (работы, услуги), которые облагаются по ставке 0%, то налог с него не платится. Также не платят НДС с полученной предоплаты фирмы, которые выпускают продукцию с длительным производственным циклом - больше шести месяцев.

. Деньги в виде финансовой помощи, полученные за проданные товары, работы, услуги.

. Проценты по облигациям, векселям и товарному кредиту.

Нужно обратить внимание на тот факт, что НДС берется не со всей суммы процентов, а только с части, которая превышает ставку рефинансирования Банка России.

. Полученные выплаты по договорам страхования риска неисполнения обязательств.

То есть, в налогооблагаемую базу НДС включаются все доходы организации. Предприятие уплачивает налог на прибыль (24%), ЕСН, который сейчас разделен на несколько отдельных налогов (в совокупности с 2010 года - 34%) и НДС (18 в среднем %). Это основные налоги предприятия, которые оно уплачивает из собственных средств. Налоговые органы проводят проверки начисления данных налогов в целях выявления правонарушений. Рассмотрим методы проведения проверок по НДС.

1.2 Сущность и виды налоговых проверок

Налоговая проверка - процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). [14, с. 67] Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы. Закон от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" подчеркивает, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов, а также частично - валютный контроль. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки: камеральные, выездные. По способу организации проверки бывают: плановые, внезапные. Внезапная налоговая проверка, есть разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки. [16, с. 38]

По объему проверяемых документов проверки делятся на: сплошные, выборочные. При сплошных проверках, проверяются все документы за ревизуемый период. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или при уничтожении первичных документов). Выборочная проверка - когда проверяется часть документов. Она также может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, присущих всему массиву документации организации.

По характеру проверяемого материала проверки бывают: документальные, фактические. При документальных проверках проверяются документы. Фактические проверки предполагают проверку не только документов, но и изучение фактического состояния изучаемого лица. Также можно разделить проверки по объему проверяемых вопросов, это тематические и комплексные. Тематические проверки предполагают проверку документов по определенному кругу вопросов. Комплексные - охватывают все направления деятельности подконтрольного лица в налоговой сфере.

Особое внимание обратим на камеральную и выездную проверку, так как данное деление является основой классификации и предполагает различные методики проверки. В Налоговом Кодексе РФ под камеральной налоговой проверкой понимается проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Основными этапами камеральной проверки являются [14, с. 89]:

. проверка полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

. проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;

. визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);

. проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;

. проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.

В деятельности налоговых органов важнейшее место занимают выездные налоговые проверки (до вступления в действие ч. 1 Налогового кодекса, т.е. до 1999 г., они назывались документальными). Выездные проверки в свою очередь делятся на комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при тематической - по одному или нескольким налогам, отдельным вопросам, например по возмещению налога на добавленную стоимость.

1.3    Методы проведения проверки по налогу на добавленную стоимость в организации

При проведении проверки НДС налоговые органы контролируют:

полноту определения налогоплательщиком налоговой базы по НДС;

правильность применения налоговых вычетов.

И полноту определения организацией - плательщиком НДС налоговой базы по данному налогу, и правильность применения налоговых вычетов налоговые органы проверяют путем сопоставления сведений бухгалтерского и налогового учета. Здесь хотелось бы отметить, что, безусловно, у каждого проверяющего есть своя методика проверки правильности исчисления и уплаты данного налога, тем не менее имеются общие аспекты проведения проверки НДС.

Следует заметить, что в настоящее время основным документом, регламентирующим порядок осуществления налоговых проверок, является НК РФ. Несмотря на то что документ неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, он по-прежнему не лишен спорных моментов, осложняющих проведение мероприятий по налоговому контролю.

Предварительная оценка начинается с общего анализа элементов налогообложения и определения факторов, влияющих на налоговые показатели. Так, особому изучению подлежат операции, освобождаемые от налогообложения, а также документы, подтверждающие право организации на освобождение от уплаты налога или применение налоговых вычетов.

Действующее налоговое законодательство определяет условия, выполнение которых необходимо для предъявления НДС к вычету:

наличие счета-фактуры поставщика на приобретенный товар;

принятие к учету приобретенного товара;

осуществление в соответствующем налоговом периоде налогооблагаемых операций. [17, с. 158]

Далее контролирующие органы устанавливают, какие формы расчетов с поставщиками применяются в организации: безналичные - кредит счета 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов", наличные - кредит счета 201 04 610 "Выбытия из кассы". Затем составляется список постоянных поставщиков. Одновременно проверяются проводки по счетам расчетов с поставщиками (208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 302 хх 000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"), поскольку налогоплательщики, уклоняясь от уплаты НДС, могут оформлять различные счета-фактуры для покупателя и продавца, а также осуществлять фиктивные сделки по закупке товаров с целью незаконного возмещения из бюджета НДС. При проведении проверки проверяющие отслеживают данные по цепочке: накладная - приходный документ организации - счет-фактура - журнал учета полученных счетов-фактур.

Проверка налоговой базы осуществляется по следующим этапам.

Проверка ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж, своевременности выставления и правильности оформления счетов-фактур. Счет-фактура - это форма бухгалтерской отчетности за проданный товар, которую заполняет продавец товара для отчета перед налоговыми органами. [17, с. 163] Может также использоваться покупателем в налоговых органах для уменьшения налога. Здесь налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиками Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Постановление N 914). В соответствии с данным постановлением журнал учета выставленных счетов-фактур должен быть прошнурован, его листы пронумерованы. В нем должны быть зарегистрированы все счета-фактуры, выставленные налогоплательщиком покупателям товаров (работ, услуг). К журналу должны быть приложены вторые экземпляры счетов-фактур. Помимо журнала регистрации счетов-фактур налогоплательщики ведут книги продаж в соответствии с Постановлением N 914. В книге продаж регистрируются все выписанные счета-фактуры.

При проверке книги продаж внимание обращается также на то:

производится ли регистрация счетов-фактур, кассовых чеков, бланков строгой отчетности в хронологическом порядке по мере возникновения налогового обязательства;

составлены ли счета-фактуры при получении денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом).

Для проверки сопоставимость данных бухгалтерского учета, налоговой отчетности и книги продаж используются: - учетная политика; - налоговые декларации за проверяемый период; - бухгалтерские регистры по счетам 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", 205 00 000 "Расчеты с дебиторами по доходам"; - главная книга; - книга продаж.

Для проверки формирования налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) используются сведения из налоговых деклараций, которые сопоставляются с показателями, отраженными в регистрах бухгалтерского учета по счетам 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг", 205 09 560 "Расчеты с дебиторами по доходам от реализации активов", 303 04 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость". При проверке формирования налоговой базы проверяющие, как правило, используют сведения, указанные налогоплательщиком в разделе 3 декларации "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 НК РФ", в нем отражаются все сведения о налоговой базе по реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, при проверке используются договоры, заключенные с покупателями, акты выполненных работ.

Проверка определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в случае, если производился авансовый платеж. В соответствии со ст. 154 НК РФ при получении налогоплательщиком частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы оплаты с учетом налога. Исключения составляют суммы частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг): - длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев - при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров; - которые облагаются по налоговой ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ; - которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). [18, с. 278]

Кроме того, при проверке правильности определения налоговой базы по НДС в случае, если организация не использует ставку 10%, проверяется правомерность применения налогоплательщиком данной ставки. Для этого используется лицензия на разрешение осуществления вида деятельности.

Необходимо также учитывать механизм возврата НДС. Налог на добавленную стоимость относится к категории косвенных налогов. Суть косвенного налогообложения заключается в установлении надбавки к цене реализуемого товара, и в результате этот налог не связан непосредственно с доходами или имуществом налогоплательщика. Фактически бремя уплаты налога вложено на потребителя, который приобретает товары (работы, услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Налоговый кодекс возлагает юридическую обязанность внесения полученного от потребителя суммы налога в бюджет на хозяйствующий субъект, производящий или реализующий товары (работы, услуги).

При этом уплате в бюджет подлежит не вся сумма налога на добавленную стоимость. Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога полученную от реализации, на налоговые вычеты установленные главой 21 НК РФ. Иными словами применительно к статье 173 НК РФ, внесению в бюджет подлежит только разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации (в просторечии относимых на издержки обращения).

Кроме того статьей 173 НК РФ предусмотрено если суммы налоговых вычетов т.е. суммы налога уплаченные поставщикам в каком - либо налоговом периоде превысит над суммами НДС полученных от реализации товаров, то такая разница подлежит возмещению налогоплательщику.

К примеру: Предприятие для производства книжной продукции, связанной с образованием приобретает бумагу, несет транспортные, типографические, полиграфические, коммунальные и другие расходы, которые облагаются по ставке 18 процентов. Конечная, книжная продукция, связанная с образованием при реализации облагается по ставке 10 процентов (ст.164 НК РФ). В этом случае в зависимость от того какая сложилась цена реализации, теоретически возможно превышение налога на уплаченного поставщикам над суммой налога полученного от реализации т.е. разница подлежит возмещению. Рассмотрим анализ налогообложения по НДС на конкретном примере, а именно на ЗАО ЖБИ города Железногорска.

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ЗЖБИ - 3»

.1 Общая характеристика ЗАО «ЗЖБИ - 3»

ЗАО «ЗЖБИ - 3»расшифровывается как ЗАО «Завод Железобетонных изделий - 3» в городе Железногорске, Курской области. Адрес: 307170, Россия, Курская область, Железногорск, Промплощадка 2, ЗАО «ЗЖБИ-3». ЗАО «ЗЖБИ-3» является крупным производителем сборных железобетонных изделий. Мощности предприятия позволяют обеспечивать собственные строительные объекты и поставлять продукцию в различные регионы страны для других застройщиков. ЗАО «ЗЖБИ-3» уже давно закрепило свои позиции в ряду ведущих предприятий города. Его дома стали визитной карточкой Железногорска. Благодаря стабильной и качественной работе предприятия тысячи семей смогли приобрести собственное комфортное и недорогое жилье. Закрытое Акционерное Общество Завод «ЖБИ-3» продолжает активное строительство в Железногорске. В этом году предприятие приступило к застройке нового микрорайона, который должен стать украшением города.

Для характеристики предприятия необходимо рассмотреть его основные показатели. Основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия за 2006 - 2008 годы представлены в таблице 2.

Таблица 1. Основные технико - экономические показатели ЗАО «ЗЖБИ - 3».


Наименование показателя

2006

2007

2008

1

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. р.

171445,5

233237

357395

2

Объем строительно-монтажных работ (тыс. руб.)

159019,1

130643,3

253853

3

Среднесписочная численность (чел.)

692

705

685


- служащие

107

115

105


- рабочие

585

590

580

4

Выработка на 1 работника (руб.)

229796

185309

370585

5

Выработка на 1 рабочего (руб.)

271827

221429

437677

6

Фонд оплаты труда (тыс. руб.)

87110,4

88296

86472

7

Среднегодовая стоимость основных фондов (тыс. руб.)

70503

22333

20817


- основные

328

2192

2059


- оборотные

70175

20141

18741

8

Фондоотдача (тыс. руб.)

2,00

2,39

5,73

9

Рентабельность продукции, %

-0,90

9,85

4,28

10

Оборачиваемость оборотных средств (дни)

177

165

94,5

11

Себестоимость (тыс. руб.)

227612,4

220948

254936

12

Чистая прибыль (тыс. руб.)

-19

3216

2214


Анализируя деятельность ЗАО «ЗЖБИ - 3», следует отметить следующее. Объем выполненных строительно-монтажных работ увеличивается. В целом, за пять лет работы организации он возрос более чем в 3 раза, что происходило по причине увеличения заказов на строительство.

Выручка от реализации продукции предприятия возросла в 3 раза, соответственно и общая себестоимость реализации продукции предприятия имеет тенденцию роста. Основную долю в затратах на реализацию продукции составляют расходы на материалы, энергию, топливо.

Среднесписочная численность работников за весь период анализа уменьшается на 27 чел. или на 3,79%. Однако, выработка на одного работника увеличивается, также как и на одного рабочего. Это происходит из - за увеличения объема строительно-монтажных работ и увеличилась производственная мощность завода, то есть больше работы легло на плечи работников, в связи с сокращением их численности. Оборачиваемость оборотных средств уменьшается, что свидетельствует об уменьшении эффективности их использования. Также уменьшается рентабельность продукции, Финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, только в 2006 году был отмечен убыток.

Себестоимость проданных товаров и услуг увеличилась на 18,2 %, потому, как увеличился объем выполненных СМР.

Годовой фонд оплаты труда - это сумма всех месячных окладов и надбавок по всей численности работников организации, умноженная на количество отработанного времени в год. То есть, это то, сколько предприятие израсходовало средств на оплату труда всех работников в год.

Таблица 2. Заработная плата за декабрь каждого года.

Показатель/год

2004

2005

2006

2007

2008

Численность персонала

712

677

692

705

685

Годовой фонд оплаты труда

88934,4

85742,4

87110,4

88296

86472


Из таблицы видно, что численность работников в 2008 году резко снизилась, вероятно, из - за сокращений, так же было снижение и с 2004 на 2005 год, а после 2005 было заметное увеличение численности, вплоть до 2008 года. Что касается фонда оплаты труда, то здесь идет прямо пропорциональное изменение численности работников. Видно, что в 2005 году он уменьшается, с 2005 по 2008 год увеличивается, а затем незначительно, но все же снижается. Итак, годовой фонд оплаты труда в 2008 году составляет 97,23 % от годового фонда оплаты труда в 2004 году, 97,93 % от годового фонда оплаты труда в 2007 году. То есть в среднем, на одного человека в 2008 году приходится 10519 рублей заработной платы.

2.2 Методика исчисления налога на добавленную стоимость на предприятии

Согласно п.1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в установленном порядке исходя из налоговой базы.

Налог в бюджет= Налог (ст. 166 НК РФ) - Вычет ( ст. 171 НК РФ).

Где: Налог в бюджет - сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

Налог (ст. 166 НК РФ)- сумма налога, исчисленная с оборотов по реализации (налоговой базы) по правилам, установленным ст. 166.

Вычет (ст. 171 НК РФ) - сумма НДС, уплаченная поставщикам за приобретенные ТМЦ (работы, услуги) в соответствии со ст. 171 НК РФ.

Итак, определим сначала налог на материалах ЗАО «ЗЖБИ - 3». Основной сферой деятельности завода является производство, реализация стройматериалов и выполнение строительно - монтажных работ. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 <#"521989.files/image001.gif">14,95,51, не менее



 

4. Оценка эффективности использования оборотного капитала (деловой активности)

 

1. Выручка от реализации

2

233237

357395

 

2. Чистая прибыль

2

2214

3216

 

3. Производительность труда             2

5330,8521,7





4. Ресурсоотдача    2

13,85,6





5. Фондоотдача       2

15,89,5





6. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала        2

115,218,1





7. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала     2

14,66,7





 

5. Оценка рентабельности

1. Рентабельность капитала 1.1 Рентабельность собственного капитала          2

10,040,06





1.2. Рентабельность акционерного капитала                2

14,46,4





1.3. Рентабельность инвестиционного капитала         2

10,030,05





2. Рентабельность активов 2.1. Рентабельность оборотных активов    2

10,10,6





2.2. Рентабельность чистых активов                2

1





 

3. Рентабельность продаж

20,070,03







ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бухгалтерская отчетность организации

Отчет о прибылях и убытках.

 

 

 

 

 

Форма №1 по ОКУД

 

Дата (год, месяц, число)

 

 

ЗАО «Завод Железобетонных изделий 3»

 

Организация


 

Идентификационный номер налогоплательщика

 

Вид деятельности

Строительство и производство стройматериалов

 

Организационно-правовая форма

 

Государственное унитарное п0 0К0Пф, 0КфС

 

предприятие

 

Единица измерения

тыс. руб.

 

Адрес

307170, Курская обл. г. Железногорск, промзона

 

 


Показатель

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

наименование

код



1

2

3

4

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

10

357395

233237

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)




Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

20

254936

220948

Валовая прибыль

29

30041

19168

Коммерческие расходы

30

-17757

-968

Прибыль (убыток) от продаж

50

12284

18200

Прочие доходы и расходы

60

2

2

Проценты к получению




Прочие операционные доходы

90

323

50

Прочие операционные расходы

100

-1195

-1039

Внереализационные доходы

120

240

139

Внереализационные расходы

130

-5252

-319

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

6402

17033

Отложенные налоговые активы

141

63

-

Отложенные налоговые обязательства

142

-9

-

Текущий налог на прибыль

150

-3240

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

3216

2214

СПРАВОЧНО:

200

1687

-

Постоянные налоговые обязательства (активы)





Бухгалтерский баланс. Актив.

Форма №1 по ОКУД

Дата (год, месяц, число)

 

ЗАО «Завод Железобетонных изделий 3»

Организация


 

Вид деятельности

Строительство и производство стройматериалов

Организационно-правовая форма

Государственное унитарное предприятие

предприятие

Единица измерения

тыс. руб.

Местонахождение (адрес) 307170, Курская область, город Железногорск, промзона.


АКТИВ

Код показателя

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. Внеоборотные активы

 

 

 

Основные средства

120

39874

37526

Долгосрочные финансовые вложения

140

10

10

Отложенные налоговые активы

145

5701

5765

Итого по разделу I

190

45585

43301

II.Оборотные активы

 

 

 

Запасы

210

6141

9823

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

3959

6031

готовая продукция и товары для перепродажи

214

454

1294

расходы будущих периодов

216

1728

2498

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

481

492

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

3424

1422

в том числе:

241

535

767

покупатели и заказчики




Денежные средства

260

5305

5046

Прочие оборотные активы

270

 

3002

Итого по разделу II

290

15351

19785

БАЛАНС

300

60936

63086


ПАССИВ

Код строки

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. Капитал и резервы

 

 

 

Уставный капитал

410

500

500

Добавочный капитал

420

50013

50476

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

185

2420

Итого по разделу III

490

50698

53396

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

515

5742

5751

Итого по разделу IV

590

5742

5751

V. Краткосрочные обязательства

 

 

 

Кредиторская задолженность

620

4496

3939

в том числе: поставщики и подрядчики

621

2061

2183

задолженность перед персоналом организации

622

1059

 -

задолженность по налогам и сборам

624

609

662

прочие кредиторы

625

767

1094

Итого по разделу V

690

4496

3939

БАЛАНС

700

60936

63086



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!