данные, собранные специально для решения проблемы данного маркетингового исследования. Прежде всего заметим, что эта информация может быть получена: а) самой организацией-инициатором исследования, б) посторонним - как правило, специализированной исследовательской - для соответствующего заказчика организацией. Таким образом, каждая организация, которая инициирует проведение исследования, должна решить этот организационный вопрос.
Так, например, университет может самостоятельно провести исследования намерений учащихся выпускных классов общеобразовательных учебных заведений относительно поступления в вузы, выбора специальности, способности семьи платить за обучение, критериев, по которым ученики оценивают вуз подобное. Понятно, что качественное выполнение такого исследования требует наличия в штате университета соответствующих специалистов, организации процесса сбора и обработки информации, выделение необходимых финансовых средств. Университет может выбрать другой путь - заключить соглашение со специализированной маркетинговой фирмой на проведение исследования, то есть выступить его заказчиком в сторонней организации. Какой вариант будет лучшим? Ответ зависит от многих конкретных обстоятельств, основные из которых указанные выше.
Зачастую процесс получения первичной маркетинговой информации фокусируется на потребителе. Это понятно, потому что именно его поведение, его отношение к товарам компании определяют успех или неудачу его деятельности. Потребитель должен быть объектом постоянного мониторинга. Кроме текущего наблюдения за потребителем фирмы периодически прибегают к проведению специальных углубленных оценок его поведения на рынке.
Так, текущими вопросами могут быть: потребительское поведение в определенные сезоны - какая продукция, в каких объемах, когда именно покупается, это может быть например, магазин обуви <#"justify">маркетинговый информация источник
Источник информации - это концентрированный и специализированный проводник, канал информации, откуда ее черпают заинтересованные пользователи. Источники информации, предоставляющие сведения о маркетинговой среде, делятся на две основные группы: источники первичной информации и источники вторичной информации. Каждая из этих групп, в свою очередь, разделяется на внутренние (находящиеся внутри фирмы) и внешние (находящиеся вне сферы влияния фирмы).
Источники первичной информации - это непосредственно сам объект (или субъект), который создает информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора.
Группа источников внутренней первичной информации включает внутренние процессы, осуществляемые предприятием и наблюдаемые в реальном режиме времени, специалистов и менеджеров разных уровней предприятия.
Группа источников внешней первичной информации включает процессы и события, происходящие во внешней среде, наблюдаемые в реальном режиме времени, потребителей и покупателей, поставщиков, посредников, принимающих участие в работе канала товародвижения.
. Внутренние источники маркетинговой информации:
Источники первичной маркетинговой информации: внутренние процессы, осуществляемые предприятием и наблюдаемые в реальном режиме времени; специалисты и менеджеры разных уровней.
Источники вторичной маркетинговой информации: внутренние документы предприятия; специалисты и менеджеры разных уровней.
. Внешние источники маркетинговой информации:
Источники первичной маркетинговой информации: процессы и события, происходящие во внешней среде, наблюдаемые в реальном режиме времени; участники канала товародвижения.
Источники вторичной маркетинговой информации: официальные издания и документы; неофициальные источники; специфические источники; синдикативные источники.
Источники вторичной информации - это или субъекты маркетинговой среды, предоставляющие информацию об объекте исследования в обработанном виде, предназначенном для других целей исследования объекта.
Группа источников внутренней вторичной информации включает в себя внутренние общепринятые документы предприятия и отчеты о предыдущих маркетинговых исследованиях.
Группа источников внешней вторичной информации включает в себя официальные издания и документы, неофициальные, специфические и синдикативные источники. Из таких источников можно получить сведения различного характера:
численность населения, структурированного по географическим и демографическим группам, по уровню доходов, динамику численности населения;
общие объемы продаж, импорта и экспорта товаров;
происхождение и предназначение имеющихся в наличии товаров, их характеристики;
объемы выпуска новых товаров;
уровень цен;
описание новых участников рынка;
финансовые показатели партнеров и конкурентов;
структуру и мощь различных каналов распределения;
уровень рекламных расходов по товарам, отраслям и конкретным участникам рынка;
новые заключенные контракты и перспективность покупателей для крупных контрактов;
движение рабочей силы на рынке труда; изменения в законодательстве, в расстановке политических сил и общественных движений;
международные факторы внешней среды фирмы;
характер научно-технических достижений и их влияние на изменение рыночной ситуации;
возникшие экологические проблемы, новые источники сырьевых ресурсов и энергии. К преимуществам внутренних источников информации относятся: высокая степень достоверности; доступность и высокая экономичность; эксклюзивный характер информации, так как недоступна для других производителей; релевантность, так как учитывает внутренние потребности в информации.
К недостаткам внутренних источников вторичной информации относятся: перегруженность информацией и ее дублирование; формы сбора могут не учитывать информационные потребности отдела маркетинга; изолированность отделов и служб, наличие коммуникационных барьеров часто создает препятствия для обмена информацией.
Особое место среди внешних вторичных источников информации занимают статистические ежегодники, данные переписи населения, семейные бюджеты, данные о сбережениях населения, каталоги и проспекты различных фирм, годовые финансовые отчеты фирм, результаты конкурсов, информация отраслей, бирж, банков, таблицы курсов акций, судебные решения.
Основными преимуществами внешних источников вторичной информации является то, что данная информация имеет высокое качество и регулярно обновляется. Стоимость такой информации во много раз ниже, чем стоимость индивидуального маркетингового исследования, так как результаты инициативного исследования покупаются несколькими подписчиками, в том числе и конкурирующими организациями.
Недостатки внешних источников вторичной информации обусловлены прежде всего тем, что информация получается исходя не из целей данного маркетингового исследования, а исходя из каких-то других целей.
2. Особенности сбора маркетинговой информации на предприятии ООО Агрофирма «Челны Овощи»
.1 Общая характеристика предприятия ООО Агрофирма «Челны Овощи»
Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «Челны-Овощи», участник общества:
Закрытое акционерное общество «Татплодовощпром», зарегистрированное Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 14 по РТ 09 октября 2002 года за Основным Государственным регистрационным номером 1021602830567, адрес места нахождения: 420107, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Свердлова, д.7.
Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Общество является коммерческой организацией. ООО Агрофирма «Челны-Овощи» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Участники ООО Агрофирма «Челны-Овощи» не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах внесенных ими вкладов.
ООО Агрофирма «Челны-Овощи» находиться по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, с.Бетьки, ул.Гагарина, д.1
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 10000 (десять тысяч) рублей, что составляет 100%. Действительная стоимость доли участника Общества соответствует части стоимости чистых активов Общества пропорционально размеру его доли.
Направление деятельности, специализация.
До 2000г. хозяйство специализировалось на выращивании овощей открытого грунта и племенных нетелей, так же производства зерна и кормов. В 1986-2000г. совхоз шагнул по пути более глубокой специализации отрасли овощеводства, т.е. были сконцентрированы и объединены вопросы производства, реализации, хранения и переработки овощной продукции. В настоящее время хозяйство специализируется на производстве овощей, молока, мяса и зерна с семеноводческим направлением.
Характеристика основных видов деятельности организации
. Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.
. Предметом деятельности Общества является:
Выращивание овощей, фруктов, саженцев и рассады (цветов, грибов);
Оптово-розничная торговля;
Переработка овощей;
Реализация продукции населению;
Производство товаров народного потребления;
Животноводство;
Птицеводство;
Пчеловодство;
Выполнение мероприятий по техническому перевооружению, модернизации и автоматизации производственных процессов эффективному использованию средств автоматизации, электронно-вычислительной и организационной техники;
Разработка и осуществление по экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов по рациональному использованию резервов производственного процесса;
Рекультивация земель;
Оказание транспортных услуг населению и юридическим лицам;
Изготовление строительных материалов;
Строительство и капительный ремонт;
Отсыпка дорог;
Осуществление торгово-коммерческой деятельности;
Осуществление коммерческий - посреднической деятельности;
Разработка и осуществление мероприятий по охране природы и окружающей среды;
Осуществление мероприятий по предупреждению ликвидации аварий, а так же по обеспечению пожарной безопасности, разработка и выполнение организационно-технических мероприятию по устранению причин и условий, порождающих производственный травматизм и профзаболевания, обучение персонала безопасным условиям труда, обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты;
Осуществление охранной деятельности;
Торгово-закупочная деятельность
Оптовая и розничная реализация алкогольных напитков;
Оптовая торговля непродовольственными товарами;
Закупка сельскохозяйственной продукции у населения;
Производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
Организация кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания;
Организация общественного питания;
Сдача в аренду собственного движимого и недвижимого имущества;
Организация транспортных и экспедиторских услуг, организация транспортных перевозок;
Организация, эксплуатация, сдача в аренду автомобильных стоянок, парковок;
Организация складских услуг, погрузочно-разгрузочные услуги;
Маркетинговая деятельность;
Агентская деятельность;
Посредническая деятельность;
Проектирование, строительство, ремонт, реставрация и эксплуатация зданий и сооружений;
Осуществление функций Заказчика и Подрядчика, а также деятельность в указанных направлениях по заказам населения, предприятий и организации, производство строительно-монтажных, отделочных, специальных, проектно-изыскательных работ по своим силам, так и с привлечением субподрядчиков;
Производство промышленных и продовольственных товаров; Производство товаров народного потребления;
Производство и торговля изделиями производственно - технического назначения;
Сбор, переработка вторичного сырья и отходов производства;
Покупка, продажа и переработка черных, цветных и драгоценных металлов;
Операции с недвижимостью;
Телексное и факсимильное обслуживание клиентов;
Оказание бытовых услуг;
Научно-исследовательские работы;
Организация игорного дела, установка и эксплуатация игровых автоматов и т.д.;
Другая, не противоречащая действующему законодательству, деятельность;
. Общество может осуществлять внешнеэкономическую деятельность по вышеперечисленным видам деятельности.
2.2 Анализ источников маркетинговой информации предприятия ООО Агрофирма «Челны-Овощи»
Предприятие ООО Агрофирма «Челны-Овощи» в большей степени использует внутренние источники маркетинговой информации, такие как:
бухгалтерия,
планово-экономический отдел,
технологическая служба,
отдел качества,
отдел транспорта,
коммерческий директор, инженер материально-технического снабжения,
отделом сбыта,
отдел кадров,
юридический отдел.
Так же предприятие ООО Агрофирма «Челны-Овощи» проводит собственные исследования рынка, исследуя внешние источники маркетинговой информации, получая такие данные, как:
сведений о ценах на материально-технические ресурсы у поставщиков,
сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики,
информацию о состоянии рынка товаров,
сведения о конкурентной продукции,
сведений о маршрутах и сроках поставки продукции покупателям предприятиями-конкурентами.
Так же предприятие ООО Агрофирма «Челны-Овощи» получает внешнюю маркетинговую информацию от внешних источников таких как: потребители, конкуренты, поставщики, дистрибьюторы.
2.3 Особенности сбора маркетинговой информации на предприятии ООО Агрофирма «Челны-Овощи»
Отдел маркетинга состоит из функциональных подразделений, занимающихся рекламой, исследованием рынка, подготовкой к различным конкурсам, выставкам и т.д. Но все они хорошо взаимодействуют между собой и тем самым выстраивают одну общую сильную систему. Именно благодаря этому удается достичь всех основных поставленных маркетинговых целей и задач.
Маркетинговая служба предприятия эффективно взаимодействует со службами предприятия:
С бухгалтерией по вопросам:
Получения: бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продукции; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; нормативов на представительские, командировочные и рекламные расходы; согласованных смет расходов на формирование спроса и стимулирования сбыта с приложением финансовых обоснований; анализа затрат, произведенных за месяц (квартал, год); сведений о кредиторской и дебиторской задолженности.
Предоставления: отчетов о затратах, произведенных на маркетинговые исследования; расчетов затрат на послепродажное обслуживание продукции; сведений о ценах на материально-технические ресурсы у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий; обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию; маркетинг-планов; смет расходов на формирование спроса и стимулирования сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, в выставках-продажах сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции.
С планово-экономическим отделом по вопросам:
Получения: планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год; изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований; проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа.
Предоставления: обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры; сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции; информации о состоянии рынка товаров; данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия.
С технологической службой по вопросам:
Получения: заявок на поиск информации о конкурентном товаре; сведений о научно-технических возможностях предприятия; заключений на образцы конкурентной продукции; заключений о возможности внедрения технологии производства, предложенной отделом маркетинга продукции; производственных планов и графиков производства; сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении; сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших.
Предоставления: данных о покупательском спросе на выпускаемую продукцию; сведений о конкурентной продукции; предложений по разработке технологии новой продукции; предложений о дизайнерском оформлении продукции; документов и материалов для участия в выставках, ярмарках; производственных планов и графиков производства; сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении; сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших.
С отделом качества по вопросам:
Получения: сведений о дефектах изготовленной продукции; обобщенных результатов рекламационной работы; сведений о технологических изменениях продукции; сведений о мероприятиях по повышению качества продукции: отчетов о проверке образцов продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами.
Предоставления: сведений по рекламациям; информации о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков; сведений службы послепродажного и гарантийного обслуживания о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации.
С отделом транспорта по вопросам:
Получения: оперативных, месячных, квартальных, и годовых планов-графиков транспортных перевозок продукции, изготовленной предприятием и передачи ее покупателям, а также доставки материально-технических ресурсов от поставщиков; транспортных маршрутов; расчетов транспортных затрат на доставку; сведений о маршрутах и сроках поставки продукции покупателям предприятиями-конкурентами.
Предоставления: предложений по изменению маршрутов доставок; предложений по изменению графиков погрузки и выгрузки; заявок на выделение транспортных средств для перевозки продукции, рекламных материалов, оборудования для участия в выставках, ярмарках.
С коммерческим директором, инженером материально-технического снабжения по вопросам:
Получения: сведений о заключенных договорах поставки материально-технических ресурсов; заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отчетов отдела качества, главного технолога, производственных подразделений о качестве материально-технических ресурсов; документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках.
Предоставления: обобщенной информации о поставщиках материалов и сырья, требуемых предприятию; сведений о ценах на требуемые материально-технические ресурсы различных поставщиков; информации о состоянии товарного рынка; сведений о появлении новых видов материалов, сырья, комплектующих с приложением технических характеристик; информации о спросе на материально-технические ресурсы, его возможных колебаниях и их причинах; сведений о крупных поставщиках (предполагаемых и действительных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке); сведений о планируемых выставках, ярмарках.
С отделом сбыта по вопросам:
Получения: сведений о заключенных договорах поставки; планов реализации продукции на месяц, квартал, год; отчетов о выполнении планов реализации продукции; заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию; отзывов контрагентов на поставляемую продукцию; документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках.
Предоставления: обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры и о факторах, определяющих его; сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота конкурентоспособности, скорости реализации продукции; сведений о крупных покупателях продукции; сведений о планируемых выставках, ярмарках.
С отделом кадров по вопросам:
Получения: штатных расписаний и положений о структурных подразделениях предприятия для увязки с маркетинговыми планами; положений о персонале; положений о премировании; графиков работы предприятия.
Предоставления: предложений по изменению организационно-управленческой структуры предприятия для закрепления в штатных расписаниях и положениях о структурных подразделениях предприятия; заявок на подбор персонала для отдела; перечня мероприятий, проведение которых необходимо для повышения квалификации работников предприятия по отдельным направлениям.
С юридическим отделом по вопросам:
Получения: согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств; разъяснения действующего законодательства и порядка его применения; анализа изменений и дополнений законодательства.
Предоставления: материалов для предъявления претензий и исков к контрагентам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств; претензий, предъявленных предприятию контрагентами; заявок на поиск необходимых нормативных правовых документов и на разъяснение действующего законодательства.
Служба маркетинга предприятию ООО Агрофирма «Челны-Овощи» собирает внешнюю маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы. Служба маркетинга принимает дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить количество собираемой внешней маркетинговой информации.
Во-первых, она обучает и поощряет своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Ведь торговые агенты -это «глаза и уши» фирмы. Они находятся в исключительно выгодном положении для сбора сведений, которых не получишь никакими другими методами.
Во-вторых, фирма поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать ей важные сведения. На предприятии ООО Агрофирма «Челны-Овощи» специально назначен специалист, ответственный за сбор внешней маркетинговой-информации. В частности, служба маркетинга высылает на места так называемых мнимых покупателей, которые следят за персоналом розницы.
О конкурентах можно многое узнать:
) приобретая их товары;
) посещая «дни открытых дверей» и специализированные выставки;
) беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, дистрибьюторами, поставщиками и агентами по фрахтовым операциям;
) собирая их рекламу.
3. Рекомендации по выбору источников маркетинговой информации предприятию ООО Агрофирма «Челны-Овощи»
При выборе источников информации целесообразно ориентироваться на следующие свойства информационного обеспечения:
·достоверность;
·полнота;
·время публикации;
·релевантность;
·низкая себестоимость.
Все перечисленные свойства должны соблюдаться как при выборе источников, так и в процессе обработки, передачи и представления данных. Выбор источников - начальная стадия длительного процесса, однако эта стадия во многом определяющая. Поэтому на них следует обратить особое внимание.
Достоверность и полнота маркетинговой информации играют, как уже написано выше, ключевую роль. В огромных информационных потоках часто может встречаться заведомо ложная или противоречивая информация, которую очень трудно обнаружить. Когда такая информация уже обработана и на основе ее сделаны аналитические выводы, то отделить ее от достоверной информации становится практически невозможно. Самый надежный способ - заранее пресекать возможность прохождения такой информации - опять же приводит к вопросу выбора информационных источников. Что же касается полноты, то здесь конечный результат также часто зависит от того, «как начнешь».
Любопытно, но такое свойство информации как время публикации играет меньшую роль. При рассмотрении данного свойства речь идет не о том, когда публикуется та или иная информация, а о временном промежутке от момента публикации информации до ее представления руководству компании.
Ограничивающим фактором при выборе источников информации является стоимость информации. Информация - это ресурс, характеристики которого имеют свою цену. Естественно, что чем выше достоверность, полнота информации, чем меньше время ее публикации, тем выше стоимость такой информации. Часто информационное обеспечение в виде исследований, проведенных сторонними организациями или же самостоятельно, хотя и отражает всю картину происходящего, очень дорогое. С другой стороны, собранные наспех новости, хотя и являются достаточно дешевым ресурсом, вряд ли несут в себе все те качества, которые необходимы для принятия правильных маркетинговых решений.
При оценке источников информации целесообразно выделить еще одно свойство - доступность. Доступность определяет количество усилий, которые необходимо затратить исследователю для получения информации из какого-либо источника. Нередко доступность связывают со стоимостью источника информации, однако это не совсем так. Дело в том, что совершенно бесплатная казалось бы информация оказывается трудно доступной в силу различных обстоятельств. Например, информация, размещенная на сайте в Интернете гораздо более доступна, чем та же информация, но опубликованная в журнале, выпущенного малым тиражом для ограниченного числа заказчиков. Т.е. под доступностью будем понимать количество тех или иных действий, которые необходимо совершить или же моральные ресурсы которые необходимо потратить исследователю для получения информации из какого-либо источника. Как правило, такие действия и моральные затраты практически невозможно выразить в денежном эквиваленте.
Наиболее близким к реальному «полевому» маркетингу будет такой источник информации, как клиенты, ведь именно их поведение в конечном итоге станет критерием оценки эффективности проведённых маркетинговых мероприятий.
Кроме того, можно использовать маркетинговую информацию, полученную от собственных конкурентов (при общении с ними или изучении их рекламных и других доступных материалов). Иногда такой подход оказывается весьма результативным. Возможно, конкуренты уже всё сделали за нас, а нам нужно только скопировать их тактику или стратегию поведения.
Заключение
Использование маркетинговой информации становится необходимым условием повышения гибкости и эффективности системы управления предприятием. Любое исследование связано с большой работой по поиску источников данных высокой достоверности и полноты отражения реальных рыночных процессов. Ошибочный выбор источника информации приводит к неверной оценке экономической ситуации, неправильной интерпретации данных и, как следствие, к принятию ошибочных управленческих решений.
Изучение видов и источников маркетинговой информации поможет предпринимателям ориентироваться в мире информационных услуг, решать вопросы комплектования информационной базы предприятия и повысить эффективность использования информационных ресурсов в маркетинговой деятельности.
Каким бы опытным ни был бы руководитель, как бы хорошо он ни знал свою сферу деятельности, тем не менее, во вкусах покупателей и положении конкурентов постоянно происходят изменения, а это требует систематического обновления и изучения информации. Нередко весьма полезное исследование можно провести и при очень ограниченных средствах. Специфика исследований рынка может меняться в зависимости от того, к какой отрасли относится предприятие: для одних будет проще собрать необходимую информацию, для других сложнее. Те предприятия, которым удается собрать наиболее полезную информацию, имеют больше шансов на успех.
Библиографический список
1. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - СПб.: Питер, 2007.
. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. - М. : КНОРУС, 2009.
. Бендина, Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н. В. Бендина. - М.: «Приор-издат», 2008.
. Егорова, М. М. Маркетинг: конспект лекций/ М.М. Егорова. - М.: Инфра - М, 2008.
. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер - М.: Издательство АСТ, 2009.
. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. - 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2010.
. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 360 с.
. Минько, Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
. Михалева, Е. П. Маркетинг. Конспект лекций/ Е. П. Михалева. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 224 с.
. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 345 с.
. Океанова, З.К. Маркетинг: учеб./З. К. Океанова. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - 424 с.
. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2007. - 518 с.
. Рысев, Н.Ю. Активные продажи/Н.Ю. Рысев. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с.
. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учеб. / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 383 с.
. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2008.- 533 с. - (Основы наук).
. Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учеб./ И.М. Синяева, СВ. Земляк, В. В. Синяев; под ред. проф. Л. П. Дашкова. - М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К», 2008.
. Маркетинг: Учебник / Под редакцией проф. Парамоновой Т.Н. - М.: Кнорус, 2011.
. Тарасевич В.М., Багиев Г.Л., Маркетинг: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012.