- промежуточный контроль, предъявляет требования к общей программе деятельности в контексте психомотивационного механизма профессиональной деятельности носителя рабочей силы.
Под механизмом управления маркетингом рабочей силы следует понимать построенную в соответствии с требованиями законов рыночной экономики и закрепленную нормативно-методическими актами систему методов, органов и функций деятельности на рынке труда по формированию рациональной структуры занятости для удовлетворения рыночной потребности в высококачественных товарах.
1.3 Методы управления маркетинга рабочей силы.
Способы осуществления маркетинговой деятельности или методы управления можно классифицировать по признакам их содержания и механизмам воздействия на объект управления:
а) экономические;
б) социально-психологические;
в) организационно-административные.
В системе методов управления маркетингом рабочей силы основное место занимают экономические, основанные на учете действия социально-экономических законов рыночного производства и обращения. Усиление экономических методов диктуется расширением самостоятельности субъектов управления, рыночными интересами в улучшении хозяйственных результатов.
К социально-экономическим методам относятся средства воздействия на социально-психологические отношения между объектом и субъектом управления маркетингом: формирование эффективной мотивации к труду, приведение в действие мотивационного механизма оплаты труда, использование социально-экономического принуждения к высокопроизводительному труду, формирование трудовых коллективов по принципу "команд" с учетом психомотивационного механизма профессиональной деятельности каждого члена, развитие традиций, способствующих сплочению коллектива и т.п.
Наряду с экономическими, социально-психологическими методами в управлении маркетингом используются методы организационно-административного характера. Они предполагают прямое воздействие на управляемый объект, выступают в качестве государственной директивы и имеют обязательную силу для исполнения. Основным содержанием этих методов является координация усилий субъектов управления в достижении цели.
Важное место в механизме управления маркетингом рабочей силы занимают функциональные подсистемы. Их можно разделить на основные и обеспечивающие.
.4 Функции управления маркетингом рабочей силы.
Основные подсистемы, направленные на реализацию конкретных задач маркетинговой деятельности на рынке труда, включают общие и специфические функции управления.
Общие функции управления характерны для любого вида управленческой деятельности и включают:
а) планирование - установление цели, подцелей управленческого воздействия, определение этапов их реализации, исполнителей, ресурсов;
б) организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и взаимодействий;
в) координация - регулирование, корректирование, активизация воздействия органов управления;
г) контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности;
д) обработка и осмысление информации для понимания диалектического развития объекта управления;
е) прогноз - возможная оценка явлений и процессов, характерных для объекта управления.
Специфические функции управления представляют виды маркетинговой деятельности на рынке труда, каждый из которых является объектом общих функций.
. Функции конъюнктурных исследований рынка труда:
разработка стратегии управления человеческими ресурсами с учетом перспективы удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах;
разработка прогноза развития малого и среднего бизнеса в регионе;
прогнозирование, перспективное и текущее планирование потребности в рабочей силе определенного качества;
анализ и прогноз развития структуры, емкости рынка труда;
анализ предложения рабочей силы в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационных разрезах;
анализ конкурентов по формированию определенного качества рабочей силы;
анализ и конструирование мотивационной части хозяйственного механизма регионов, предприятий, участие в разработке систем социального обеспечения, социальной защиты трудоспособных граждан общества с низкой конкурентоспособностью;
комплектование штатов предприятий, организаций желаемой рабочей силой с учетом интересов региона, перераспределение трудовых ресурсов;
выявление возможностей трудоустройства подростков, пенсионеров, инвалидов, женщин, воспитывающих детей;
выявление возможностей повышения конкурентоспособности носителей рабочей силы с учетом интересов ее потребителей;
стимулирования создания рабочих мест и участков с режимом неполного рабочего дня (недели), развитие надомного труда;
организация и консультативная помощь предприятиям, организациям во внедрении маркетинговых подходов в управление.
. Функции исследования потенциала сегментов рынка труда:
анализ возможностей формирования рабочей силы определенного качества;
определение уровней формирования потребительной стоимости рабочей силы с учетом потребительского спроса на нее;
трансформация системы подготовки с учетом требований рынка к потребительной стоимости рабочей силы;
. Функция профессиональной ориентации:
профессиональное просвещение трудоспособных граждан общества как условие непосредственного подведения их к выбору и овладению профессией, по которой существует рыночная потребность;
осуществление переориентации высвобождаемых работников и безработных граждан на виды трудовой деятельности с учетом рыночной потребности в них и интересов этих групп;
проведение социологических исследований в области профориентации.
. Функция обеспечения мобильности рабочей силы:
методическое руководство по расстановке кадров в регионе с учетом рыночной потребности в рабочей силе;
учет причин движения трудовых ресурсов в регионе;
внедрение нетрадиционных форм организации распределения, перераспределения и использования трудовых ресурсов;
изучение текущих проблем кадров, внурифирменных перемещений;
оценка и планирование качества трудовой жизни в регионе, на предприятии;
формирование кадрового резерва в целях рационального перераспределения и использования работников.
В качестве обеспечивающих функций системы управления маркетингом рабочей силы выступают следующие функции:
кадровое обеспечение, представленное совокупностью действий по подготовке, переподготовке, повышению квалификации, подбору и расстановке кадров в рассматриваемой системе;
научно-методическое обеспечение, включающее повышение уровня обоснования различных форм и направлений маркетинговой деятельности на рынке труда, проведение исследований по проблемам маркетинга;
правовое обеспечение, связанное с организационно-правовым оформлением системы;
финансовое обеспечение.
На уровне региона маркетинговой деятельностью должны заниматься подразделения, занятые постоянным сбором информации о рынке труда, конкурентах на нем, ее обработкой, выработкой стратегии, принятием решения и контролем за их исполнением. Следует выделить ряд звеньев организационной структуры рассматриваемой системы:
подразделение по обработке и анализу информации о спросе и предложении рабочей силы, выработка стратегических альтернатив удовлетворения потребительского спроса на рабочую силу - частные службы содействия занятости отдельным категориям трудоспособных граждан;
подразделения по планированию и проведению маркетинговых исследований на рынке труда - управление трудовыми ресурсами при мэрии региона;
органы, принимающие стратегии по формированию потребительской стоимости товара рабочая сила, удовлетворяющей спрос потребителей - комитет по образованию, центр по профориентации молодежи;
подразделения осуществляющие реализацию маркетинговой стратегии на рынке труда - учреждения профессиональной подготовки, предприятия и организации различных форм собственности;
подразделения по сбору информации о ситуации на рынке и тенденциях ее развития, о желаниях и предпочтениях потребителей рабочей силы по поводу уровней формирования потребительной ее стоимости - Государственная служба занятости.
В настоящее время в регионах отсутствует орган, способный эффективно управлять системой маркетинга рабочей силы. В принципе таким звеном могла бы стать Государственная служба занятости. Но пока еще не переключено ее внимание на потребителя, к спросу на товар "рабочая сила", в соответствии с которым должно и происходить уравновешивание спроса и предложения на рынке труда. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удавалось плохо и в условиях экстенсивной экономики, а сейчас когда прибыль является критерием эффективности соединения рабочей силы с капиталом, становится невозможным.
Причиной подобной ситуации - не столько тяжелый груз старых стереотипов накопления живого труда в производстве, сколько отсутствие знаний о содержании, необходимости и возможности маркетинговой деятельности на рынке труда, формах и перспективах.
Для преодоления барьеров в реализации важнейшего принципа рынка - исходить в решении социально-экономических задач от потребителя рабочей силы, необходимо создание такой организационной структуры региональной системы управления маркетингом рабочей силы, которая позволила бы реализовать следующие требования:
а) максимальная привязка организационной структуры управления к функциям маркетинга;
б) максимальное регламентирование функций управления, их последовательностей в цепи между звеньями, уровнями управления;
в) информационное сопровождение процессов управления, заинтересованность субъектов управления в информационном обмене;
г) подчинение функционирования всей системы достижению такой структуры совокупной рабочей силы, соединение которой с капиталом позволило бы удовлетворить потребности каждого участника деятельности.
Реализация указанных требований возможна в условиях матричной организационной структуры управления. Существующая линейно-функциональная структура - это наследие административно-командной системы. Для нее характерно ярко выраженное преобладание отношений административного подчинения, которые пронизывают по вертикали все ступени иерархии управления - сверху донизу. Эта система управления оставляет мало места для развития самостоятельных горизонтальных связей между субъектами управления. Узкая ведомственность противодействует развитию кооперации, прямых связей в системе; порождает перегородки между звеньями, а вместе с ними и незаинтересованность развития единой информационной сети. Формально каждая управленческая операция нуждается в одобрении сверху, чтобы не нарушить единство от намеченных центром целей. В этом проявляется доминирование вертикали над горизонталью.
Матричная организационная структура формируется путем слияния линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой строится управление по отдельным сегментам рынка труда. В соответствии с программно-целевой организуется управление маркетинговыми стратегиями. В этом случае организационная структура опирается на сеть горизонтальных договорных отношений - отношений равного партнерства, обоюдной выгоды и взаимной ответственности.
маркетинг управление рынок труд
2. Анкетирование
При проведении маркетинговых исследований рабочей силы проводится сбор, обработка и анализ информации. Одним из инструментов маркетинговых исследований является анкетирование. Она дает возможность узнать о претенденте на должность, информацию дающую возможность составить о нем определенное мнение без личного знакомства. Эти данные можно получить из ответов на вопросы правовом и социальном статусе потенциального работника.
Анкета должна содержать вопросы позволяющие оценить профессиональные компетенции будущего работника, его стремления к карьерному росту, образование и опыт работы . Имея данные об опыте работы делаются выводы о том как часто претендент меняет работу и по какой причине. Рассмотрим образец анкеты и предложим ее соискателям на должность «Специалиста по управлению персоналом» дирекции социальной сферы.
АНКЕТА
ФамилияИмяОтчествоДата рожденияГражданствоМесто рождения (село, город, край, область, республика):Адрес (место жительства): индекс, область, город, улица, дом, квартираАдрес (место прописки): индекс, область, город, улица, дом, квартираДомашний телефонСотовый телефонРабочий телефонПаспортные данныеСемейное положениеСведения о близких родственниках (муж, жена, отец, мать, братья, сестры, дети):Степень родстваФ.И.О.Дата рожденияМесто работы, должностьТелефонАдрес ( место жительства)Отношение к воинской обязанности и воинское звание:Образование:Дата поступленияДата окончанияНазвание учебного заведенияСпециальностьДополнительное образование:Навыки владения компьютером, с какими программными продуктами приходилось работать:Знание иностранных языков, степень владения:Рекомендатели (должность, Ф.И.О. и контактный телефон)Трудовая деятельность (укажите в обратном хронологическом порядке 5 последних мест Вашей работы)ДатаНаименование организацииДолжностьАдрес организацииПричина увольнения (фактическая)началоокончаниеЖелаемый уровень заработной платы:на испытательный срок после испытательного срокаПреимущества Вашей кандидатуры:Ваши хоббиКакую информацию Вы хотели бы добавить о себеПротив проверки предоставленной мною информации не возражаю.Дата заполнения Подпись
Анкета была предложена 7 претендентам на должность «Специалиста по управлению персоналом». Проведя анализ количественного и качественного состава кандидатов, можно сделать определенные выводы.
Возраст соискателей на вакантную должность от 23-45 лет, из них претендентов среднего возраста от 35-45 лет было 4 человека. Образование у 100% претендентов - высшее, из них у 60 % специальное. Из соискателей на должность был только один мужчина, выпускник ВУЗа без опыта работы в данной области, у остальных претендентов опыт в работе имеется, у 2 на железной дороге. Анализируя причину трудоустройства делаем вывод, что людей привлекает более высокая заработная плата и возможность получить работу в компании ОАО «РЖД».
По результатам анкетирования и личного собеседования с кандидатами на вакантную должность предпочтение было отдано женщине в возрасте 37 лет имеющей опыт работы и ребенка в возрасте 13 лет.
Заключение
Маркетинг нужен не от хорошей жизни. Его единственное предназначение (как, кстати, и многих других «функций» компании) - создавать прибыль, увеличивая продажи и сокращая расходы. Если этого не происходит, то маркетинг бесполезен. И даже вреден, поскольку он не окупает расходов на него.
Рынок труда тоже нуждается в маркетинге. Исследование рынка труда осложняется тем, что труд как товар неотчуждаем от носителя необходимых знаний, умений, навыков - специалиста, отсюда появляется необходимость в изучении представлений работника о престижности той или иной профессии, ожиданий от работодателя, в принятии во внимание человеческой индивидуальности, делающей предложение еще более неоднородным. В данном случае необходимы профессиональные маркетинговые исследования рынка труда.
Маркетинговые исследования позволяют получить необходимую информацию:
- прогнозы развития рынка труда в определенном регионе
оценку конъюнктурных тенденций
мотивацию потребительского поведения на рынке труда
уровень зарплат определенных специалистов
уровень затрат для привлечения и удержания необходимых трудовых ресурсов
Реализовывается исследование рынка труда посредством поступательного прохождения его этапов: постановки целей, определения задач, планирования и организации сбора данных, анализа данных, разработки итогового отчета. На основе полученной информации, которую предоставляет анализ рынка труда, о соотношении спроса и предложения на рынке, колебаниях уровня зарплат, организация получает возможность для разработки наиболее адекватной стратегии поиска необходимых специалистов, формирования наиболее приемлемого и соискателю, и работодателю предложения по заработной плате, соотношению окладной и бонусной части, то есть проводится анализ рынка труда. Корректировка соотношения окладной и бонусной части ведет к изменениям в системе мотивации персонала, при этом необходимо понимание того, что увеличение премиальной части, выплачивающейся в случае повышения объема выполняемой работы, достижения запланированных показателей, не является универсальным средством повышения эффективности организации, т.к. при исследовании рынка труда может обнаружиться склонность представителей изучаемой специальности к стабильному постоянному заработку. Методы исследования рынка труда включают различные приемы, которые позволят сделать поиск и подбор персонала более простым и результативным. Помочь тут может и предварительный грамотный мониторинг рынка труда.
Список литературы
1. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг Marketing: An Introduction. - 8-е изд. - М.: «Вильямс <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>», 2007. - С. 832.
. Бронникова Т. С., Чернявский А. Г. Маркетинг: Учебное пособие <http://www.aup.ru/books/m49/>. - Таганрог: Изд-во ТРТУ <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82>, 1999. 11.Буланов А. Завтра-маркетинг <http://marsexxx.com/lit/bulanov-zavtra-marketing.htm>. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с: ил. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
. Григорьев М.Н. Маркетинг : учебник для бакалавров / - 4-е изд., доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. . - С. 464
. Джек Траут <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BA_%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%82>. 22 Непреложные закона маркетинга
. Елена Родина. Идём на запах… Как нас заставляют покупать // «Огонёк <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%91%D0%BA_(%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB)>», № 20, 2005, с. 22-23.
. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с.
. Котлер Ф., Вероника Вонг, Джон Сондерс, Гари Армстронг. Основы маркетинга, 4-е европейское издание = Principles of Marketing: European Edition 4th. - М.: «Вильямс <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_(%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)&action=edit&redlink=1>», 2007. - С. 1200.
9. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева.-М.: ОАО «Изд-во „Экономика», 2001. - 703 с.
. Сэндидж Ч.И. Реклама: теория и практика. - М.: Прогресс, 1989. - 620 с.
. Эл Райс, Джек Траут. Маркетинговые войны
.Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1990. - 350 с.