Оценка персонала маркетинговой службы предприятия.
Результаты исследование, проведенное Андреем Михайловичей Годиным, показали, что наиболее эффективным методом управления кадровым потенциалом является его оценка по параметрам, характеризующим профессиональную успешность работника.
Оценку можно применить в:
отборе и расстановке маркетингового персонала,
планировании и сопровождении деятельности специалистов,
подготовке и повышении квалификации работников маркетинговой службы предприятия и т. д.
Программа управления кадровым потенциалом маркетинговой службы предприятия не столько способствует продвижению персонала, сколько его развитию, повышению результативности мероприятий по повышению квалификации. Что в свою очередь является первостепенной задачей службы управления персоналом предприятия.
Таким образом, кадровый потенциал маркетинговой службы это сложное понятие которое необходимо рассматривать в двух значениях (узком и широком), разработка программы управления является важным этапом для маркетинговой службы предприятия без которой не возможно дальнейшая деятельность маркетинговой службы, оценить управление кадровым потенциалом эффективнее всего по параметрам.
кадровый маркетинговый персонал промышленный
2.2 Цели, задачи и функции менеджмента персонала маркетинговых подразделений предприятия
На предприятиях цели, задачи и функции менеджмента персонала маркетинговых подразделений предприятия определяют структурные организации управления.
Служба маркетинга может быть организована в четырех основных вариантах структур - функциональная структура, структура ориентированная на товары, структура ориентированная на рынки и региональная структура. Выбор той или иной структуры зависит от особенностей производственной и сбытовой деятельности предприятия, ассортиментом выпускаемой продукции, расположением обслуживаемых клиентов предприятия и т.п. Следует отметить, что на практике наибольший интерес проявляют к взаимодействию службы маркетинга с другими службами предприятия и ее роль, и место в структуре управления предприятием.
Создание на предприятии службы маркетинга требует соответствующего изменения организационной структуры управленческих служб и установления новых функциональных связей между подразделениями предприятия.
Служба маркетинга должна быть подчинена непосредственно директору предприятия, что означает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей. Рассмотрим примеры взаимодействия с различными отделами предприятия.
Взаимодействие с отделом главного конструктора и главного технолога служба маркетинга должна предоставить следующие данные:
количественное и качественное требование потенциальных и существующих потребителей в новой продукции;
план мероприятий по коммерческой реализации и техническому обслуживанию продукции;
стоимостные ограничения на цену изделия, определяемые рынком и производителями аналогичной продукции.
Конструкторские и технологические отделы решают вопросы, связанные с оценкой продуктивности новых решений по разработке и производству перспективной продукции. Данные отделы предоставляют службе маркетинга следующие сведения:
реальное состояние и возможности предприятия в области конструирования новой техники и технологии;
уровень квалификации специалистов на производстве;
конструкторские, ресурсные и прочие ограничения;
другие факторы которые влияют на эффективность работы службы маркетинга.
Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического контроля происходит по вопросам повышения качества и надежности продукции.
С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга предприятия взаимодействует при:
разработке планов внедрения передовой техники;
организации производства;
определении экономической эффективности новой продукции и технологии;
анализе работы предприятия;
разработке перспективных и текущих планов социально-экономического развития предприятия.
Службы маркетинга взаимодействуют с отделом матерально- технического снабжения для подготовки договоров на приобретение необходимой для производства материально-технической продукции и управления ее запасами.
Взаимодействие с ОАСУП (отдел автоматизированных систем управления производством) осуществляется по вопросам организации и ведения автоматизированных коммерческих баз данных, проведения расчетов, обеспечивающих процесс конъюнктурно-экономических исследований.юридическим отделом служба маркетинга взаимодействует по вопросам правового обеспечения производственно-коммерческой деятельности предприятия.
В соответствии с основными направлениями деятельности служба маркетинга ряд функций своих подразделений может выполнять во взаимодействии с внешними предприятиями и организациями (специализированные организации по маркетинговым исследованиям и т.д.).
Услугами сторонних организаций пользуются, как правило, небольшие предприятия, относящиеся к III - IV категории по численности промышленно-производственного персонала.
В случае выделения маркетинга в отдельную целевую систему или подсистему распределение специальных функций управления по функциональным подсистемам:
Примерный перечень специальных функций управления в подсистеме "Маркетинг"
Функциональная подсистемаСпециальная функция управления1.Перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планированиеРазработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития рынка, его емкости, участия в разработке планов и программ НИОКР и производства, подготовка планов экспортной деятельности на различных рынках.2.Организация работ по стандартизацииСбор и анализ действующих стандартов, международных норм и правил, касающихся производимой продукции.3.Управление технической подготовкой производства4.Организация производства5.Управление технологическими процессамиРазработка эффективной системы взаимодействия и взаимосвязей планирующих и производящих подразделений, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке и изменений требований потребителей к качеству продукции.6.Оперативное управление производствомКорректировка планов с учетом реализации продукции имеющихся заказов.7.Управление метрологическим обеспечением производстваСовершение метрологического обеспечения на основе анализа информации о качестве продукции, поступающей от потребителя.8.Технический контроль и испытанияСовершение системы контроля и испытаний на основе информации о качестве продукции, поступающей от потребителя.9.Управление кадрами, творческой деятельностью трудового коллективаОбучение кадров принципам и методам маркетинга.10.Управление МТСОпределение поставщиков с учетом анализа качества их продукции, своевременности выполнения договоров на поставку.11.Управление сбытом продукцииОрганизация системы товародвижения (товарные запасы, складское хозяйство, транспортировка). организация рекламы, дополнительных услуг, товарных скидок, торговли в кредит, мероприятий в области поставок, льготных сделок, скидок и т.д.12.Управление гарантийным обслуживаниемАнализ претензий покупателей к качеству продукции и обслуживания.13.Управление капитальным строительствомРазработка предложений по расширению или сворачиванию производственных мощностей с учетом прогнозов спроса на продукцию.14.Управление финансовой деятельностьюобоснование необходимости капиталовложений в развитие производства с учетом изменения технической политики.15.Учет и отчетностьОперативный сбор сведений о каналах сбыта, оптовой и розничной торговле, специализированных магазинах.16.Экономический анализАнализ положения продукции на рынке, изменяющихся условий в инфраструктуре, соотношении цен, объема сбыта, заказов.
С переходом к рыночной экономике управление маркетингом приобретает такое же значение, как и управление производством, финансами и кадрами. Руководители маркетинга несут ответственность за координацию и взаимоувязку сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции предприятия. Они отвечают теперь за управление всей деятельностью предприятия в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за представление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия руководства на их проведение в жизнь.
Для обеспечения реализации возложенных на службу маркетинга задач, она должна иметь хорошее информационное обеспечение, в том числе определенную информацию и по стадиям жизненного цикла товара.
Для выработки стратегии товара и формирование плана НИОКР (первый и второй этапы) жизненного цикла продукта (ЖЦТ) службе маркетинга должна иметь следующую информацию:
описание на количественном или качественном уровне социально-экономических целей предприятия;
задания, содержащиеся в директивных документах, и основные задания целевых комплексных программ, народнохозяйственных планов;
сведения об объекте планирования (изделия, технологический комплекс и т.п.);
эталонное представление о проектируемом объекте, прогнозируемые показатели перспективного образца;
патентная документация, отчеты по НИР, технологические решения перспективного образца;
имеющиеся прогнозы конъюнктуры;
утвержденные типажи машин, описания и проекты международных стандартов и сертификационных требований;
каталоги, проспекты, почтовая реклама, промышленные классификации, статьи в периодических журналах, справочники по параметрам изделия для рассматриваемой группы однородной продукции;
промышленные образцы;
сведения об унифицированных узлах общепромышленного производства;
предложения лицензий и сведения о деловой репутации возможных партнеров;
сведения о научно-техническом потенциале предприятия применительно к объекту разработки;
На третьей стадии ЖЦТ - опытно-конструкторских и опытно-технологических работ - деятельность службы маркетинга состоит в уточнении и корректировке требований к объему разработки на основе текущей и прогнозной информации о характеристиках изделий, влияющих на активный спрос, динамику цен изделия-аналога и т.д. На этой стадии у службы маркетинга должна быть:
информация, используемая на предыдущих стадиях;
информация о технических, эргономических, экономических и прочих требований к изделию возможных потребителей, их критериях оценки экономического эффекта от использования изделия;
лимитные цены;
требования к показателям качества и надежности к изделиям-аналогам.
На стадии производства изделий служба маркетинга осуществляет свои основные функции в целях возможной коррекции технических решений в соответствии с изменениями конъюнктуры рынка, требований заказчиков, другими причинами, осуществляет оценку последствий изменений в характеристиках изделий, вызванных теми или иными изменениями в процессе производства.
На стадиях поставки, реализации и эксплуатации продукции служба маркетинга наряду с информацией, используемой на предыдущих стадиях, использует сведения:
об особенностях эксплуатационной Среды, структуре и особенностях технологических и прочих комплексов, в которых функционируют изделия-аналоги;
о деятельности фирм-конкурентов, действующих в соответствующих областях применения;
о формах и методах организации рекламы;
об эксплуатационных характеристиках изделий-аналогов;
о географическом распределении покупательной способности различных групп потенциальных потребителей;
об основных положениях таможенного законодательства, торговых льготах и предпочтениях;
о средних отечественных и зарубежных ценах, динамике цен на изделия-аналоги;
о способах и средствах организации сервисных служб, курсов подготовки персонала;
о стоимости, средствах, методах транспортирования, упаковки и т.д.
об условиях предоставления кредитов;
о правилах демонстрации на выставках и ярмарках.
Результаты работы службы маркетинга на рассматриваемых этапах ЖЦТ таковы:
данные о действительном и потенциальном спросе на изделие (по географическим зонам и областям применения, объемам закупок и т.д.);
данные об условиях эксплуатации изделий у потребителей;
предложения по организации сервисных служб, курсов подготовки персонала;
организация и проведение мероприятий по формированию активного спроса на изделие (реклама, выставки, презентации и т.д.);
стратегия цен, динамика объемов производства;
предложения по организации, средствам, срокам, формы реализации экспортных поставок;
сведения о специализированных организациях-посредниках, состоянии эксплуатации изделий и динамике продаж;
предложения по улучшению технических характеристик изделия по результатам эксплуатации;
предложения по организации, планированию и финансированию разработки, производства и эксплуатации новых изделий.
Для получения и обработки вышеуказанной информации предприятиям, особенно небольшим, в условиях рыночной экономики целесообразно обращаться к услугам специализированных центров и систем.
2.3 Проблемы организации управления персоналом маркетинговой службы в условиях современных российских промышленных предприятий
Проблемы, которые существуют в организации управления персоналом маркетинговой службы, в конечном счете, отражаются на эффективности взаимодействия всех участников процесса продвижения продукции (услуг) к конечным потребителям - от торговцев и посредников, до производителей и разработчиков.
В России сложилась ситуация что самое большое внимание организации службы маркетинга в настоящее время уделяют торговые фирмы. Самые развитые маркетинговые службы фирм, занимаются биржевой и крупнооптовой торговлей, строительные и производственные фирмы не считают нужным уделять внимание организацией службы маркетинга. Существуют проблемы в плане маркетинга у фирм, занимающихся внедрением и распространением инноваций, особенно ориентированных на адресного пользователя.
Традиционно повышенное внимание маркетингу уделяют фирмы, работающие на рынке кредитных и страховых услуг, ценных бумаг, недвижимости. Можно заметить, что рынок услуг заметно уступает рынку продукции. Это связано с особенностями услуг - их адресным характером, неосязаемостью, невозможностью создания запасов и т.п.
Трудности, с которыми сталкиваются предприятия при создании эффективных маркетинговых служб, носят объективный характер, если отсутствуют финансовые или материальные возможности для маркетинга, но если они имеются, то на первое место выходит субъективный фактор. В этом смысле важно иметь целостную, прагматичную и эволюционирующую концепцию маркетинговой службы фирмы.
Многих фирмы успешно реализуют частные информационные задачи и соответствующие маркетинговые мероприятия и исследования. Недостатком является периодическое отсутствие адекватного представления о маркетинговой службе как целостной подсистеме управления фирмы. Объективные причины этого связаны с тем, что служба маркетинга взаимодействует с самыми различными сторонами деятельности фирмы (обеспечивает их координацию), но в то же время не дублирует их.
В настоящее время почти на всех отечественных предприятиях создана или создается служба маркетинга, но принципы организации, ее роль и место в системе управления, набор основных функций, квалификационный состав сотрудников существенно различаются. Структура и функции службы маркетинга зависят от величины предприятия, номенклатуры продукции, опыта и традиций предприятия. В небольшой фирме с узким ассортиментом функции отдела маркетинга, как правило, ограничиваются рекламой и сбытовыми операциями, в крупных компаниях сфера ее деятельности гораздо шире.
Степень участия специалистов по маркетингу в производственной и сбытовой деятельности фирмы проявляется в организационной структуре предприятия.
Функционирование службы маркетинга осуществляется на основании разрабатываемого с учетом особенностей каждого промышленного предприятия положения о службе маркетинга, включающего определение конкретных задач службы, прав и обязанностей ее работников, взаимодействие с другими подразделениями промышленного предприятия.
Таким образом, основными проблемами организации управления персоналом маркетинговой службы в условиях современных российских промышленных предприятий являются:
.Не все отрасли используют службу маркетинга;
.Объективных характер проблем при создании на предприятии маркетинговой службы;
.Использование частных информационных задач, которые не всегда адекватно представляют информацию о маркетинговой службе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качественно новый уровень развития экономики не может быть достигнут без эффективного использования персонала предприятий и фирм всех форм собственности.
Центры управления персоналом необходимы на каждом более или менее крупном предприятии, а роль руководителя этой службы возрастает. Он становится одним из основных руководителей современного предприятия или фирмы.
Маркетинг персонала как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия. Развитие производства все в большей степени нуждается в планировании его кадрового обеспечения.
Эффективному использованию "человеческих ресурсов" предшествуют отбор и подбор персонала предприятия. Этому вопросу уделяется обычно наибольшее внимание в работе центров управления персоналом. Ошибка в подборе кадров влечет за собой цепь непредвиденных осложнений в работе фирмы, связанных с возможным перемещением, а иногда и увольнением сотрудника.
В условиях рыночной экономики все большую значимость приобретает проблема выхода из кризиса трудовой активности работников многих предприятий страны. Разработка и совершенствование стимулов и мотивов к труду выходят за рамки научных и познавательных проблем и все больше ставятся в практическую плоскость как средство в борьбе с конкурентами и выживания в условиях рынка.
Специалисты по управлению «человеческими ресурсами» должны иметь комплексную систему знаний в области социологии, психологии и права. Только в этих условиях менеджер из простого статиста может перейти в разряд управленца в подлинном смысле этого слова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акулич, И.Л. Маркетинг: учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Л. Акулич, И.З. Герчиков. - М.: Мисанта, 2003. - 397 с.
2.Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов [Текст] / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Ани. - М.: Экономика, 2001. - 718 с.
.Буров, А.С. Маркетинг: учебник для вузов [Текст] / А.С. Буров. - М.: Дашков и Ко, 2004. -284 с.
.Васильев, Г.А. Маркетинг: учеб. пособие для вузов [Текст] / Г.А. Васильев, Т. А. Гайдаенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 208 с.
.Войленко, В.В. Маркетинговый анализ [Текст] / В.В. Войленко. // Управление персоналом. - 2009. - № 7. - С. 15.
.Григорьев, М.Н. Маркетинг: учеб. пособие для вузов [Текст] / М.Н. Григорьев - М.: Гардарики, 2006. -366 с.
.Годин, А.М. Маркетинг: учебник для вузов [Текст] / А.М. Годин. - М.: Дашков и Ко, 2003. -604 с.
.Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 1999. -656 с.
.Гончарук, В.А. Маркетинговое консультирование [Текст] / В.А. Гончарук // Дело. - 2009. - № 7. - С. 48.
.Дятлов, В.А. Основы кадрового менеджмента [Текст] / В.А. Дятлов // Дело. - 2010. - № 9. - С. 57.
.Ефименко, А.З. Основы маркетингового управления: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.З. Ефименко - М.: АСВ, 2004. - 312 с.
.Кисилев, С.А. Раскрепощенный менеджер [Текст] / С.А. Киселев. // Дело. - 2009. - № 3. - С.78 - 86.
.Котерова, Н.П. Основы маркетинга учеб. пособие для вузов [Текст] / Н.П. Котерова. - М.: Академия, 2006. - 144 с.
.Котлер, Ф. Маркетинг: Учебник [Текст] / Ф. Котлер. - СПб: Питер, 2004. 800 с.
.Котлер, Ф. Управление маркетингом [Текст] / Ф. Котлер. // Управление персоналом. - 2005. - № 6. - С. 25-30.
.Крылова, Г.Д. Маркетинг: теория и практика [Текст] / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 655 с.
.Лыгина, Н.И. Маркетинг товаров и услуг: учебник [Текст] / Н.И. Лыгина. - М.: Форум, 2005. - 240 с.
.Лещинская, М.И. Маркетинг: Учеб. для вузов [Текст] / М.И. Лещинская; под ред. Н.П. Ващекина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК - Пресс, 2003. - 312 с.
19.Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Электронный ресурс] // HR -portal - 2008. - Режим доступа: <http://hr-portal.ru/>
.Минько, Э.В. Маркетинг: учеб. пособие для вузов [Текст] / Э.В. Минько. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 35 1с.
.Панкрухин, А.П. Маркетинг: Учеб. для вузов [Текст] / А.П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2002. - 656 с.
.Пименова, А. Введение в предпринимательство [Текст] / А. Пименова. // Политехника. - 2010. - №9 - 57 с.
.Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник для вузов [Текст] / Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 383 с.
.Титова, В.А. Маркетинг: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.А. Титова. - М.: Феникс, 2001. - 448 с.
.Уткин, Э. Управление фирмой [Электронный ресурс] // Деловой мир. biz: деловая сеть - 2013. - Режим доступа: <http://delovoymir.biz>
.Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам [Текст] / В.И. Шкатулла. - М.:издательский дом Норма, 2007. - 89 с.
.Щегорцов, В.А. Маркетинг: учебник для вузов [Текст] / В.А. Щегорцов, В.А. Таран. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 447 с.