Кодирование товаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    868,54 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кодирование товаров

Введение

На сегодняшний день во всем мире высоко развиты информационные технологии. Сегодня техника и ее средства обширно внедряются на различные сферы производства и управления, все чаще возникает потребность быстрее и надежнее добавить информацию о каком либо изделии в персональный компьютер, данная операция поспособствует разрешению многих задач, в связи с поступлением товара, получением, и других действий процесса товародвижения.

Осуществление ручного ввода кодов, позиций или строк документов, а так же заблаговременной подготовки различных данных на технические носители, занимают большое количество времени и затрат труда, что частенько приводит к ошибкам. Ввиду этих фактов, данная технология ввода информации стала мало эффективной.

Сегодня в России и за рубежом специалисты работают над созданием машин по созданию и обработки данных с применением машиночитаемых документов (МЧД). Документы со штрих кодами являются их разновидностью. К данным документам следует отнести такие как, товаросопроводительные документы, ярлыки и упаковки товаров, чековые книжки и пластиковые карточки для оплаты услуг, магнитные носители. Отсюда появились термины "электронные ведомости", "электронные деньги" и т. д.

Больше всего распространены графические шрифты, которые используют для кодирования и регистрации информации в оптическом диапазоне. Существует три вида:

отметки графические;

шрифты стилизованные;

шрифты кодирования (штриховые коды).

На сегодняшний день применение штриховых кодов имеет высокое развитие и большие перспективы.

Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, которые несут шифрованную информацию. Их считывают читающими устройствами различных типов, в том числе и лазерные. Лазерные устройства принимают, считывают штрихи и выдают информацию на дисплей вычислительной техники

На сегодняшний день штриховые коды достаточно часто используют как на производстве так и в торговле, а так же в качестве идентификации заготовок, изделий, упаковок, обозначения мест хранения, в почтовых ведомствах, транспорте и пр.

Целью данной курсовой работы является изучение штрихового кодирования товаров.

Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:

дать характеристику понятия и целей кодирования товаров;

охарактеризовать методы кодирования товаров;

перечислить правила и виды кодирования товаров;

описать классификацию штрихового кодирования;

охарактеризовать штриховое кодирование товаров;

На основании решений поставленных задач подготовить заключение.

Глава 1. Теоретическое исследование основ кодирования товаров

.1 Понятие и цель кодирования товаров

Под понятием кодирования подразумевается создание и присвоение кода какой либо группе или объекту классификации.

Код это знак или комплекс знаков, которые применяют для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их классификации, идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Ранжирование - установление определенного порядка перечисления объектов по степени их значимости.

Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования возросла в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ.

Кодирование товаров используют для учета реализации товаров, для обеспечения быстрого обслуживания потребителей и т.д. С помощью кодирования товаров можно вести отчеты о сроках годности, информации о весе, цене и другой информации, требующей оперативных действий. При складском учете так же используют кодирование товара, например, учет прихода и ухода товаров, инвентаризация склада применяя для этого терминалы сбора данных, со встроенным сканером, а также обычный сканер штрих-кода. Бонус терминала сбора информации составляет то, что при захвате штрих кода, данные можно обработать прямо на этом устройстве, а не отправлять сырую, необработанную информацию на хост.

При учёте гарантийных документов при реализации сложной (электронной) техники так же используют штриховое кодирование.

Штрих-код предоставляет фирмам большие возможности при продаже товаров через POS-терминалы. Такие устройства способны сочетать в себе несколько функций: сканировать и обрабатывать штрих-код с товара с помощью встроенного сканера штрих-кода, высвечивать на дисплее устройства стоимость товара, автоматически распечатывать чек со всей необходимой информацией и фиксировать сам факт отпуска товара. После зачисления денег, информация о проданном определенном товаре, по желанию конкретного заказчика, может сразу отсылаться в центральную кассу. Имея все необходимые сведения о том или ином товаре в ПК, пользователь может обрабатывать и принимать данные о реализованных и оставшихся товарах, составлять бухгалтерскую или любую другую необходимую отчетность, отслеживать выполнение договорных обязательств партнеров.

Итак, всего один штрих-код способен предоставить информацию, которая будет использована на всех этапах товародвижения. Использование штрихового кодирования позволяет автоматизировать большинство действий товародвижения и минимизировать количество ошибок и бумажного документооборота.

Штрих-код формируется на базе графических изображений, которые обеспечивают формы, понятные людям, но и форматы, предназначенные для считывания специальными устройствами - сканерами штрих - кодов. На сегодняшний день насчитывается несколько десятков форматов штрих -кодов (включая модификации), различающихся областями применения. Имеются даже типы штрих кода, которые вычисляют одну свою часть на основе другой части, таким образом, осуществляя минимальный механизм контроля корректности. В нашей стране в основном используются форматы EAN-13 (EAN-8) для нанесения на товары и ITF для использования при транспортировке почты. На товарах, импортируемых из США можно также увидеть штрих -коды формата UPC.

Стоит подчеркнуть, что по мере изменения габаритов или формы упаковки или товара, меняются также и методы маркировки упаковки штрих - кодом. Самый распространенный способ, это нанесение этикетки с информацией о товаре и со штрих - кодом. В основном, этикетки печатаются на специальных принтерах этикеток, предназначенных именно для маркировки товаров. Штрих-код можно также печатать непосредственно на упаковке, а в случаях, когда этой упаковкой является картон, то существуют специальные каплеструйные принтеры-аппликаторы, которые печатают штрих-код и, по необходимости, любые другие данные на картонные коробки, при этом делают это с большой скоростью непосредственно на конвейере при его движении.

.2 Методы кодирования

Процесс кодирования различной продукции происходит благодаря следующим методам:

.        порядковый;

.        серийно - порядковый;

.        последовательный;

.        параллельный.

Последовательный и параллельный методы кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации. Эти связи показаны на рисунке 1.

Порядковый метод кодирования представляет собой получение и присвоение кода из натурального ряда чисел. К примеру, порядковым методом кодирования является номер в журнале группы, номер темы в газете. Данный метод достаточно прост в применении и имеет широкое распространение. Он осуществляет кодирование товаров, по одному или нескольким признакам.

Рис 1. Взаимосвязь разновидностей методов кодирования и классификации

Серийно-порядковый метод кодирования - образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Например, присвоение порядкового номера конкретной группе товаров. Так, рыбные консервы индексируются знаком Р (рыбная промышленность), а далее уже конкретный порядковый номер, например, 85 - лосось дальневосточный натуральный.

Последовательный метод кодирования характеризуется созданием и закреплением определенного кода классификационной группировки или объекта классификации с применением кодов находящихся в последовательности, созданных при иерархическом методе классификации. Для данного метода присуще все плюсы и минусы иерархического метода классификации. А основным достоинством считаются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков.

Пример последовательного метода приведен в табице1 на основе «Материалы лакокрасочные», в свою очередь подразделяющиеся на виды.

Таблица 1. Примеры последовательных кодов на примере лакокрасочных материалов

Код

Расшифровка

0

Материалы лакокрасочные

4

Лаки на конденсационных смолах

9 4 8 5 0

Лаки на природных смолах канифольные янтарные битумные масляные

3 9 4 1 5

Лаки на алкидных смолах Глифталевые Пентафталевые этринольные алкидностирольные


Параллельный метод кодирования - образование и присвоение кода классификационной группы и/или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации. При достаточно высокой степени упорядочения независимость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различия признаков. Но для данного метода кодирования может быть любая, заблаговременно обозначенная емкость классифицируемых объектов и позиций. Пример параллельного метода кодирования, а именно процесс деления товаров на подвиды в ассортиментной части ОКП приведен в таблице 2.

Таблица 2. Пример параллельного метода кодирования

ОКП

23 1000

23 1100

23 1110

23 1111

23 1112

23 1113

23 1114

23 1120

23 1121

23 1122

23 1123


У каждого метода имеются как плюсы так и минусы. Сопоставление всех методов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Достоинства и недостатки разных методов кодирования

Метод

Достоинства

Недостатки

Порядковый

Используя этот метод просто присвоить код. Он экономит при использовании 9999 кодов, принятых в классификаторах.

Отсутствует дополнительная информация об объектах. Невозможность выделения общности и разницы между объектами

Серийно- порядковый.

Объекты упорядочены по сериям, благодаря чему происходит дополнительная информация.

Необходимо дополнительное распределение множества по объектам по конкретным признакам .

Последовательный

Имея не большое значение, данный код обладает большим объемом информации.

Жесткость кода, потому как строгого фиксирует последовательность кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков.

Параллельный

Хорошо приспособлен к машинной обработке, а гибкость кода упрощает ввод некоторых коррекций в фасету.

Имеет недостаточную связь с некоторыми группировками.


Комплекс правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.

штрих код маркировка товарный

1.3 Правила и виды кодирования товаров

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил.

Правила кодирования заключаются в следующем:

.        Наличие конкретного структурного построения у кода должно обязательно быть;

.        Код должен выражаться при помощи различных заранее установленных знаков;

.        Код должен способствовать упорядочению объектов. Структура кода - установленный состав и последовательность расположения знаков в нем. Сюда входит алфавит, основание, разряд и длина.

Алфавит кода - система знаков, принятых для образования кода.

За алфавит для кодов берут цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Следовательно алфавит кода может быть как цифровой, буквенный или буквенно-цифровой так и штриховой алфавит.

Цифровой алфавит кода - знаками данного алфавита являются цифры. К примеру, сгущенное молоко в консервах имеет код 67.

Буквенный алфавит кода - знаками данного алфавита являются буквы алфавита языков. К примеру, сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой промышленности - Н.

Буквенно-цифровой алфавит кода - знаками этого алфавита являются и буквы естественных языков и цифры. К примеру, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи - С4.

Штриховой алфавит кода - знаками данного алфавита являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в виде цифр. Например, штриховые коды EAN и UPA, которые имеют обширное применение в международной практике.

Под понятием основание кода понимается общее количество знаков в его алфавите.

Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода - позиция знака в коде. Так как каждый знак подразумевает какой - либо заблаговременно определенный признак товара, разряд кода характеризует определенный смысл. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, рулонная, массой 1 м260 г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначен цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Пробел - это расстояние между знаками, выполняющее разделительную функцию, оно выражается в мм и означает число. В приведенном выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и кодирование объектов, классифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, студенты в группе кодируются по алфавиту первых букв; остальные признаки (возраст, пол, уровень подготовки и т. п.) случайны.

Правила нанесения штрих кода на упаковку:

. Штрих код на упаковке должен быть в единичном количестве

. Его размещают в правом нижнем углу на оборотной стороне упаковки на расстоянии не менее 20мм от краев. Если данное размещение невозможно по какой либо причине осуществить, то штрих код наносят справа на лицевую сторону.

. На изогнутых поверхностях штриховых кодов располагают вертикально. На пластмассовых упаковках и пакетах наносят на более ровную поверхность.

. Печать осуществляют только черными, синими, темно-зелёными или темно-коричневым цветом. Светло-коричневые и желтые цвета считывающее устройство не распознает.

. Печать осуществляют на светлом фоне, без каких либо рисунков и перфораций, текста, белого, желтого, оранжевого или светло-коричневого цвета. Цветовые сочетания, считываемые сканером указаны в рисунке 1.

Рис.2. Цветовые сочетания считывания или не считывания штрихового кода сканером

Основные требования использования штрихового кодирования:

. Первые два или три разряда штрих кода обозначают код национального ведомства. Их называют префиксами или флагами и обозначают f1, f2, f3;

. Информация требует цифровой формат и должна соответствовать формату EAN-8, EAN-13;

. Каждый товар имеет свой код, в случаях перемены внешнего вида товара, например , упаковки или цвета, штрих код товара должен изменяться.

. Не должно быть одинаковых кодов;

. Старые товарные коды присваивать не ранее чем через три года после снятия товара с продаж;

. Одним сканером должны считываться коды EAN-8 и EAN-13.

Глава 2. Штриховое кодирования

.1 Понятие штрихового кодирования товаров

Штриховое кодирование имеет важнейшее значение в конкурентоспособности товара. Штриховое кодирование можно охарактеризовать как технологический процесс автоматической идентификации и сбора данных, берущий основу на представлении информации по конкретным правилам. Штриховое кодирование имеет вид напечатанных комбинаций различной формы, цвета и размера, ориентированный на считывание для ввода в базу данных компьютерной техники.

В процессе использования штрихового кодирования возможно автоматически ввести и обработать информацию о товаре в компьютере, для того что бы в дальнейшем оперативно решить задачи, по факту поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы товара.

Штриховое кодирование имеет влияние на конкурентоспособность товара в следующих направлениях:

) присутствующий штриховой код у товара рассматривается как одно из условий конкурентоспособности. Например, наличие штрих кода это обязательное условие ЕС на поставку товаров.

) имеющиеся штриховые коды на упаковках, способствует осуществлению эффективного контроля за прохождением товаров, от линии упаковки изготовителей до склада магазина; данный процесс сокращает логистические издержки;

) благодаря штриховым кодам осуществляется контроль качества продукции. При проверки качества товаров, считывается и подтверждается прием или отказ от продукции. Не соответствующие товары отправляют на переработку, а качественные - на реализацию;

) штриховые коды предоставляют точный учет процесса товародвижения. Их наносят как на упаковку товаров, так и на контейнеры, для облегчения складирования. В процессе поступления заказов осуществляется считывание кодов и сопоставление с заказами, а так же дальнейшее оформление накладных;

)использование штриховых кодов значительно повышает скорость и качество обслуживания покупателей, как показано на рисунке 2.;

) использование штрихового кодирования способствует организации эффективного проведения маркетинговых исследований товаров, так как позволяет вести автоматизированный учет их производства и продажи.

Рис.3.Схема работы автоматизированной торговой системы.

На сегодняшний день штриховой код присутствует на 99% товаров, выпущенных за рубежом. Комплекс штрихового кодирования имеет в составе штрих код, устройство для считывания штрих кода и компьютер.

Штриховой код (штрих-код, или бар-код) - это графическое изображение в виде полосок и штрихов разнообразных размеров, имеющие цифровую или буквенную последовательность, созданные с помощью компьютера.

Штрих код - это символы штрихов и пробелов, имеющие прямоугольное расположение по установленным правилам, обеспечивающие считывание компьютерной техникой, имеющий буквенный или цифровой вид.

Бар-код обычно наносят на упаковку, этикетку или ярлык, прикрепленный к товару.

Для создания изображения штрих кода используют спец программы, которые осуществляют свои действия на основе заданных знаков, эти программы называют генераторами штрихового кода. При помощи сканирующего устройства компьютерная программа распознает и преобразует графическую информацию в цифровую. Программное обеспечение позволяет быстро вести учет количества товаров, учитывать товар при купле-продаже, подводить итоги процесса товародвижения и продаж.

Штрих код содержит информацию о наименовании товара, его происхождении и стоимости.

Процесс штрихового кодирования включает следующие действия:

.        выводит код в виде штрихов используя определенные символы;

.        наносит штрих - код на товар, тару, упаковку, этикетки, документы;

.        считывает штрих коды;

.        декодирование штрих кодов и передача их в компьютер.

Все перечисленные действия выполняются в соответствии с определенными правилами и установленными нормами. Данные стандарты разрабатываются Международной ассоциаций производителей технологий автоматической идентификации (AIM), Международной ассоциацией товарной нумерации продукции (ЕАN/UPC) (рис 3.), отраслевыми ассоциациями производителей и потребителей продукции (услуг). А уже на основании этих стандартов разрабатываются международные, региональные и национальные стандарты, регламентирующие штриховое кодирование.

Рис. 4. Организационная структура Международной ассоциации товарной нумерации(EAN)

.2 Классификация штрихового кодирования

Штриховые коды классифицирую на:

. Товарные штриховые коды;

. Технологические штриховые коды.

Товарные штрих коды применяются для распознания производителей товаров.

Технологические штриховые коды используют при нанесении на различные объекты с целью автоматизированного сбора информации, касающейся перемещения объекта и его дальнейшем непосредственном потреблении. Данные штрих коды применяются как отдельно, так и вместе с товарными кодами.

Товарные штриховые коды в свою очередь классифицируются на:

. Одномерные (линейные);

. Двухмерные.

Одномерные штриховые коды подразделяются на виды:

. Европейский - EAN, который в свою очередь подразделяется на

EAN-8;

EAN-13;

ITF-14(для товарной тары);

. Американский - UPC, который так же подразделяется на:

UPCA;

UPC D;

UPC E.

Двухмерные штриховые коды делятся на виды:

PDF 417;

Aztec Code;

Data Matrix и др.

На сегодняшний день в мире существуют различные системы штрихового кодирования, однако наиболее распространенными считаются Европейская система кодирования (EAN) и Универсальный товарный код США (UPC).

Код UPC - универсальный товарный код, в качестве промышленного стандарта, действует с 1973г. Изначально этот код был 12-разрядный. Данный код был назначен для продовольственных магазинов самообслуживания, в дальнейшем его применение было распространено на товары, продаваемые в других магазинах. В последствии утверждались версии кода UPC иной разрядности, версии А предназначенная для маркировки книжной продукции в 1976 году, версия В непродовольственных товаров в 1978г.

Интерес к коду UPC рос за пределами США и Канады, что в дальнейшем привело к разработке и утверждению Европейской Системы Кодирования, в 1976 году в Брюсселе. Это был 13-или 8-разрядный цифровой код, имевший вид чередования штрихов и пробелов разной ширины. Каждая цифра кода EAN представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробстов.

На рисунке 4 изображен пример кода EAN-VS. В цифровой 13-разрядный код товара входит код страны, предприятие производитель товара, код предприятия - изготовителя товара, код самого товара и контрольное число.

Рис.5. Штриховой код EAN-13

Код страны предоставляется каждой стране Международной ассоциацией ЕАN , и числится за ней. В таблице 4 приведены примеры кодов и диапазонов кодов некоторых стран. У некоторых стран имеется возможность детализировать двухразрядный код страны на третьем разряде (например, код России - 46 может быть детализирован в третьем разряде в диапазоне 460-469). Ряду стран выделены трехразрядные коды: Греция (520), Кипр (529), Португалия (560)и др.

Таблица 4. Штриховые коды EAN.

Страна

Штриховой код

Страна

Штриховой код

США. Канала

00.01.03.04.06

Россия

46(0) 46(9)

Франция

30 37

Норвегия

70

ФРГ

403

Израиль

72(9)

Япония

49

Швеция

73

Великобритания

50

Швейцария

76

Греция

52(0)

Италия

80-83

Кипр

52(9)

Испания

84

Бельгия, Люксембург

Чехословакия

85(9)

Португалия

56(0)

Югославия

86(0)

Исландия

56(9)

Турция

86(9)

Дания

57

Нидерланды

87

ЮАР

60(0)-60(1)

Австрия

90-91

Финляндия

64

Австралия

93


Следующие пять цифр штрих кода означают код изготовителя товара, который присваивает централизованно национальный орган страны, решающий вопросы штрихового кодирования, конкретного предприятия-изготовителя. Еще пять следующих цифр означают код товара, присваиваемый предприятием-изготовителем. Завершающая, 13-я цифра это контрольное число используемое для проверки правильности считывания.

Для проверки штрих-кода необходимо произвести вычисления:

. Сложим цифры, стоящие на четных позициях;

. полученную сумму умножим на 3;

. Сложим цифры, стоящие на нечетных позициях;

. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3;

. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10.

Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.

В начале и конце штрих кода видны удлиненные краевые штрихи, которые указывающие границы считывания кода сканером; центральные удлиненные штрихи, в свою очередь, введены для облегчения визуальной проверки полноты записи кода.

В результате модификации кода ЕAN-13 появился короткий код ЕАN-8, изображенный на рисунке 5, он назначался для продукции небольших размеров с ограниченной площадью печати. В состав комбинации цифр данного кода входят код страны, код изготовителя и контрольное число. А в отдельных странах - код страны, код товара и контрольное число, например, в Финляндии.

Рис.6. Штриховой код EAN - 8

Штрих-код ITF-14 используется для маркировки групповых транспортных упаковок. Имеет более низкие требования к качеству печати по сравнению с кодами семейства EAN/UPC. Длина кода фиксированная и составляет 14 цифр. Первая цифра обозначает логический вариант групповой упаковки. Следующие 12 цифр содержат код EAN-13 (без контрольной цифры) продукции помещенной в групповую упаковку. Последняя цифра является контрольной.

Номинальные размеры кода ITF-14 изображены на рисунке 6:

ширина символа - 152,40 мм;

высота символа - 41,40 мм;

Рис.7. Штриховой код - ITF-14

Штриховой код UPC A, изображенный на рисунке 9, включает 11 информационных знаков и 1 контрольный, его применяют в основном для кодирования продовольственных и непродовольственных товаров реализуемых в супермаркетах.

Штриховой код UPC D используется при кодировании непродовольственных товаров.

Штриховой код UPC E является производным UPC A, и состоит из 6 знаков. Данным кодом кодируют малогабаритные товары имеющие геометрические размеры.

.3 Товарные штриховые коды

В настоящее время наиболее распространенны два типа штрих кодов:

одномерные (линейные)

двухмерные.

. Линейные штрих коды.

Данные коды используют при нанесении на товар или его внутреннюю упаковку, применяют европейские тринадцатизначные (EAN-13) или восьмизначные (EAN-8) символы, а так же американские универсальные товарные коды - UPC. Короткие коды используют для малогабаритных товаров, например сигаретной продукции, лекарств, и др, размеры которых не позволяют наносить полные (тринадцатизначные) номера.

По структуре различают штриховые коды:

дискретные - знаки которых разделяются межзначными интервалами;

непрерывные - в данных кодах знаки-разделители отсутствуют;

двунаправленные - данные коды можно считывать в двух направлениях, как слева направо, так и наоборот [4].

Более широкое распространение среди линейных кодов получили символики указанные на рисунках 7,8,9,10.

Рис.8.EAN

Рис.9. Interleaved 2 of 5 (ITF)

Рис.10. GS1-128

Рис.11.Код 39, UPC А, Data Matrix.

Рис.12.Codabar

Штриховой код EAN-13 изображенный на рисунке 12. имеет следующую структуру:

Рис. 13 Штриховой код EAN-13: 1. первые 3 цифры - префикс или код страны; 2. Еще 6 цифр - это регистрационный номер предприятия внутри страны; 3. Следующие цифры обозначают порядковый номер продукции внутри предприятия; 4. 13-я цифра - это контрольное число, значимость которой указывалась в предыдущей главе

По префиксу определяется в какой стране зарегистрировано предприятие, оно имеет право выбора страны, а так же может выбрать несколько стран одновременно и зарегистрироваться там.

Символика EAN считывается в розничной торговле различными сканерами. Это говорит о том, что EAN находится в фиксированном соотношении высоты и ширины символа. В случаях перемены одного показателя, другой так же меняется в соответствуя пропорциям. Исходя из такого четкого соотношения, символы EAN имеют номинальные размеры высоты и ширины, указанные в таблице 5. Допускаются изменения размеров в диапазоне от 80% до 200% от номинального размера символа. Величину изменения размеров символа называют «коэффициентом увеличения».

Таблица 5. Таблица размеров EAN-13

Ширина модуля, 1Х, мм

ШИРИНА, мм

ВЫСОТА, мм

0,8  МИНИМУМ

0,264

29,83

20,73

0,85

0,281

31,70

22,02

0,90

0,297

33,56

23,32

0,95

0,313

35,43

24,61

1,00  СТАНДАРТ

0,33

37,29

25,91

1,05

0,346

39,15

27,21

1,10

0,363

41,02

28,50

1,15

0,379

42,88

29,80

1,20

0,396

44,75

31,09

1,25

0,412

46,61

32,39

1,30

0,429

48,48

33,68

1,35

0,445

50,34

34,98

1,40

0,462

52,21

36,27

1,45

0,478

54,07

37,57

1,50

0,495

55,94

38,87

1,55

0,511

57,80

40,16

1,60

0,528

59,66

1,65

0,544

61,53

42,75

1,70

0,561

63,39

44,05

1,75

0,577

65,26

45,34

1,80

0,594

67,12

46,64

1,85

0,61

68,99

47,93

1,90

0,627

70,85

49,23

1,95

0,643

72,72

50,52

2,00  МАКСИМУМ

0,66

74,58

51,82

Роль цифр, расположенных под штриховым кодом и называемых «представлением для визуального чтения», важна, так как если сам штриховой код поврежден или имеет низкое качество и не может быть считан сканером, то именно эти цифры используются для считывания.

Штриховой код наносится не только изготовителем продукции. Право нанесения штрих кода на товар принадлежит обладателю бренда, не имея значения где и кем он произведён. В случае, если обладатель торговой марки штрих код не нанёс, данное действие может осуществить изготовитель. В случаях, если и он этого не сделал, это делает поставщик.

На сегодняшний день по европейским стандартам «Штриховое кодирование» распознается в 18 различных символик, в этот состав входят такие коды, как: «Код 2 из 5 », «Код 2 из 5 чередующихся», «Код 39», «Код 128», «Код 11», «Codabar», «Код 93», «Код 49», «Код 16К», «Код PDF 417» и др. Однако эти коды менее распространены, нежели UPC и EAN.

Штрих код UPC, был принят в 1973 г. в США, применяется как в промышленности, так и в торговле. В ответ на американскою разработку в области штрихового кодирования Европа создает свою, Европейскую систему кодирования (EAN) в 1977г.

В 1996-1997 гг. на основе международных стандартов Россия устанавливает свои стандарты к наиболее распространенным символикам штриховых вводов: «Код 2 из 5 чередующихся», «Код 39», «Код 128», «Код PDF 417». Символика «2 из 5 чередующихся» была основана в 1972 г. по типу предыдущей «2 из 5». Данная система имеет назначение только цифровых данных, обладает плотностью на 40% больше чем «2 из 5». Структура кода состоит из пяти символов, либо штрихов либо пробелов. Два из них имеют широкий вид. Цифры кодируются парно, сначала старший разряд - штрихами, затем младший - пробелами.

Символика ITF-14 и ITF-20 стала использоваться на контейнеры и групповую тару, в международных авиаперевозках при кодировании авиабилетов и багажа, в торговой деятельности и т. д. Данную систему рекомендуют и для нанесения на шероховатые или гофрированные поверхности транспортных контейнеров.

Символика «Код 39» была создана в 1975г. ввиду надобности расширения штрихового кодирования с десяти цифр до полного латинского алфавита. Название говорит о структуре кода: один знак содержит девять элементов, три из них широкие. «Код 39» это дискретный штрих код, обладающий двунаправленностью считывания и самоконтролируемостью, производя процесс кодирования знаков данных, 26 латинских букв, десяти цифр и семи специальных знаков, а также знаков «Старт» и «Стоп». Это символика относится к самым надежным и имеет применение даже без контрольного числа, имеет широкое распространение за рубежом.

«Код 128» начал использоваться с 1981 года, он имеет непрерывную структуру и имеет свойство двунаправоленности декодирования и самоконтролируемости. Каждый знак включает три штриха и три пробела, которые расположены в 11 модулях, соответствующих ширине наиболее узкого элемента. 128 распределен в трех наборах знаков (А, В, С): в первом кодируются цифры, прописные латинские буквы, специальные графические символы и управляющие символы, во втором вместо управляющих символов включены строчные латинские буквы, а в третьем представлены только пары чисел от 00 до 99. Набор «Кода 128» имеет три знака «Старт» и один знак «Стоп».

2. Двухмерные коды (2D)

Рис.13 Двухмерные штриховые коды

PDF 417, код состоящий из семнадцати модулей, каждый модуль содержит четыре штриха и пробела. Структура этого кода дает возможность кодировать от 1000 до 2000 символов в одном коде. Разновидностью этого кода является Micro PDF 417.

Aztec Code, применяется с 1995 года имеет вид квадратной матрицы с концентрическими квадратами в центе. Aztec Code имеет в разновидности два основных формата символа Aztec Code: «Compact» символ имеющий мишень из двух квадратов и «Full-Range», мишень которого состоит из трех квадратов. Потому как принтеры имеют функцию авто выбора, то сканирующие устройства могут автоматически считывать оба формата, в тандеме эти форматы создают последовательность состоящую из 33 символов разнообразных размеров, что способствует успешному кодированию как малых, так и больших сообщений.

Aztec Code достаточно прост в процессе кодирования и декодирования. Структура данного кода указана на рисунке 13, здесь можно увидеть три составляющие

. в центре «мишень»,

. элементы ориентации, расположенные по углам указателя,

. и решетка привязки, пронизывающая область данных.

Data Matrix изображен на рисунке 13, этот код был создан компанией "Ci-Matrix" для размещения большого объема информации на ограниченной площади. Данный код имеет в наличии до 500 символов и применяется для маркировки электронной техники.

В России единственной национальной организацией товарной нумерации считается Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она включает около 6500 предприятий-членов, которым присвоены идентификационные номера.

Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1993 г. № 92 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355 «Автоматическая идентификация». Одной составляющей деятельности которого - разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации в области штрихового кодирования.

Информацию кодируют используя разнообразную символику, как уже было отмечено ранее - это линейные и двухмерные символы.

Номера наносят на упаковочный материал товара в соответствии с европейскими и российскими стандартами. Такими как ГОСТ Р 51201-98 «Автоматическая идентификация и EN 79.

Заключение

В рамках современной экономики, просто необходимы постоянно развивающиеся информационные технологии, способствующие комфортному проживанию населения страны.

В России достаточно развито и широко используется и технология штрихового кодирования. Однако, это новое направление науки, и его можно отнести к технологиям двадцать первого века.

В России штриховое кодирование применяют для управления деятельности хозяйственных предприятий. А само штриховое кодирование является средством информации одновременно технологической основой систем управления организаций.

Автоматизированная Система Управления Предприятием с использованием технологии штрихового кодирования, нашла широкое применение в торговых организациях и на предприятиях общепита, а так же в аптечной продукции и оптовых базах.

В торговых организациях применение штрихового кодирования поспособствовало увеличению товарооборота до 20%, и расширению ассортимент до 10%.

Делая оценку социальной эффективности применения систем штрихового кодирования опираются на следующие факторы

. Технология штрихового кодирования является наивысшей категорией. Данный фактор объединяет в общие интересы производителей штрихового кодирования и пользователей данной системы, способствуя повышению инноваций и стабилизации рынка производства и потребления.

. Растет уровень межрегиональной хозяйственной деятельности при использовании новых информационных методов.

. Растет уровень инвестиций на рынке новых технологий и развитие конкурентоспособных производств и продукции, связанные с использованием технологий штрихового кодирования.

В рамках высокой конкуренции на современном рынке экономики, необходима оперативная информация, а так же очень важен факт секретности по использованию нерегламентированными пользователями. Следовательно, большая часть информации имеет свое существование в закодированном виде.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что штриховое кодирование, это важная и неотъемлемая составляющая торгового - технологического процесса. По тому как информация должна сопровождать товар от производителя, непосредственно до потребителя продукта, а достоверность данной информации отвечает за качество обслуживания населения. Так например, при посещении любого супермаркета благодаря штриховому кодирования, каждый покупатель может получить информацию о производителе или цене товара при помощи считывающего устройства, без какой либо помощи персонала. В расчетном блоке, при помощи штрихового кодирования происходит оперативные операции по расчету с покупателями. Используя штрих код, можно даже получить информацию о фальсификации продукта, используя определенные расчеты, при помощи контрольного числа. Использование штрих кода значительно экономит время при проведении инвентаризации и составлении различных отчетов и других действий связанных с документацией. Так например, гораздо быстрее при помощи кодов создать заявки на поставку, отгрузку и т.п. операции.

Еще одно значимое преимущество использования штрих кодов - это сокращение ошибок, которые частенько возникали при вводе информации в ручную, потому как средства понесенные за данные ошибки, заключались в не верной цене, что приводило к недовольству покупателей и потерей трудового времени на устранение проблем. А так же к потере потенциальных клиентов и значительной части прибыли.

Штриховое кодирование товаров вселяет в простых потребителей чувство защищенности от подделки, работникам торговли упрощает рабочие будни, а производителям позволяет искать и расширять рынки сбыта, благодаря соответствующим стандартам находится в одной точке земли, а продавать на другом конце света. Сегодня штрихи и пробелы различной формы и длины окружают нас повсюду начиная от штрих кода на пачке сливочного масла и заканчивая штрихами на платежных документах и картах оплаты.

Штриховые коды сокращают время пребывания покупателей в торговом зале магазинов самообслуживания, так покупатель может сам определить "сколько вешать в граммах" товары имеющиеся в магазине в не расфасованном виде и упаковать самому на весовом терминале.

Таким образом, штриховое кодирование достаточно обширно применяется в мировой экономической системе с целью автоматического распознавания каких либо объектов, а так же для контроля и учета товародвижения, происхождения товаров и оформления документов.

Использование штрихового кодирования обеспечивает рост уровня информационной обеспеченности любого специалиста, который имеет отношение к процессу товародвижения продукции от производителя до потребителя.

Каждый сотрудник начиная руководствующего штата до исполнителей в режиме реального времени, могут иметь доступ к такой информации, как объем товара на складе, в торговом зале, а так же информации о проданном товаре.

Так же, данный процесс позволяет осуществлять сбор информации и ее анализ без задействия ручного труда, что позволяет рационально распределять время работы персонала. Следовательно, и сокращать время потраченное на обслуживание клиентов, а так же экономить время на составление различных заявок на поставку.

Все эти факты являются неотъемлемой составляющей в улучшении качества обслуживания населения, высокого уровня работы с заказчиками, а так же хорошего имиджа компании.

Благодаря процессу штрихового кодирования возможно полностью исключить влияние человеческого фактора на правильную идентификацию объектов, проведение инвентаризаций, проведение торговых или иных операций с товаром.

Список используемой литературы

1. Теоретические основы товароведения : учеб. для вузов / М. А. Николаева. М. : Норма, 2007. - 448 с.

. Куракин, М.С. Теоретические основы товароведения : конспект лекций / М.С. Куракин; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2009. - 132 с.

. Васильева, Н.О. Товароведение бытовых электротехнических товаров: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.О. Васильева. - М.: ИЦ Академия, 2004. - 336 c.

. Голубенко, О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / О.А. Голубенко, В.П. Новопавловская, Т.С. Носова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

. Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / С.Л. Калачев. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013 - 463 c.

. Муравина, И.В. Основы товароведения: Учебное пособие для начального профессионального образования / И.В. Муравина. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 224 c.

. Райкова, Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е.Ю. Райкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 412 c.

. Сероштан, М.В. Коммерческое товароведение: Учебник / В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.А. Панасенко, В.Е. Боряев. - М.: Дашков и К, 2013. - 696 c.

. Коммерческая деятельность - Половцева Ф.П. - Учебник / Ф.П. Половцева «ИНФРА-М»,2009. - 248 с.

. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов по спец. "Коммерция" / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. - 5-е изд., перераб. и доп. Маркетинг, 2002. - 579 с.

. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: учебник: в 4 т. Т. 4: Продовольственные товары / С. Н. Гамидуллаев, Т. А. Захаренко. СПб. : Троицкий мост, 2010. - 368 с.

.Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов: Учеб./ М.С. Касторных, В.А. Кузьмина, Ю.С. Пучкова и др.]; Под ред. М.С. Касторных. - М.: Асаdemia, 2003. - 286 с.

. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: учебник/А. Н. Неверов и др.; под ред. А. Н. Неверова]. - М.: МЦФЭР, 2006. - 847 с.

. Вилкова, С. А. Экспертиза потребительских товаров : учеб. для вузов по спец. "Товароведение и экспертиза товаров (по обл. применения)" / С. А. Вилкова. - М. : Дашков и К, 2009.

. Демакова, Е. А. Товароведение и экспертиза мебельных товаров: учеб. пособие для вузов по спец. "Товаровед. и экспертиза товаров" / Е. А. Демакова. - М. : КноРус, 2008.

. Петрище, Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: учеб. для вузов по спец. "Товаровед. и экспертиза товаров" / Ф. А. Петрище. - М. : Дашков и К, 2009.

. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: учеб. пособие для вузов по спец. "Товароведение и экспертиза товаров" / С. И. Балаева, И. Ш. Дзахмишева, М. В. Блиева [и др.] : [под общ. ред. С. И. Балаевой]. - М. : Дашков и К, 2009.

Похожие работы на - Кодирование товаров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!