Распределение финансов организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    234,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Распределение финансов организации

Оглавление


Введение

Глава 1. Сущность финансов организаций

.1 Понятие финансов организации

.2 Значение и функции финансов организации

.3 Финансы организаций как объект финансового-правового регулирования

Глава 2. Распределение финансов организации

.1 Принципы организации финансов организаций

.2 Особенности финансов организации различных организационно-правовых форм

Глава 3. Правовое регулирование финансов организации

.1 Государственное регулирование финансов организации

.2 Финансово-правовое регулирование организации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.

В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.

Деньги принимают форму финансов, т.е. финансовые инструменты и механизмы приводят деньги в движение, превращают их в финансовые ресурсы, обеспечивая непрерывность процесса формирования и использования доходов государства, предприятий и домашних хозяйств. Как отмечает, Барулин С.В. и Ковалева Т.М., финансовые ресурсы - это вся совокупность денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (денежных) операций субъектами хозяйствования и органами государственной (муниципальной) власти и управления.

Таким образом, видно, что среди экономистов нет единого мнения по поводу функций финансов коммерческой организации. Наблюдается единство лишь по двум функциям: распределительной и контрольной.

Цель данной работы проанализировать финансы организаций как объекта финансового - правового регулирования, для этого необходимо решить следующие задачи:

.        Дать определение финансам организации;

.        Проанализировать финансы организаций как объекта финансового - правового регулирования;

.        Определить особенности финансов организации, значение и функции;

.        Показать распределение финансов организации и правовое регулирование финансов организации.

Объектом исследования являются финансовые отношения и финансы предприятий в процессе их трансформации.

Методологическую основу при написании курсовой работы составили: Гражданский Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, иные нормативные и законодательные акты, труды отечественных специалистов В.В. Ковалева и Вит.В. Ковалева, Н.В. Колчиной, Л.П. Павлова, П.И. Вахрина и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.

 


Глава 1. Сущность финансов организаций

 

1.1 Понятие финансов организации


Информационное обеспечение управления финансами коммерческой организации является значимым процессом использования систематизированной информации, который направлен на повышение эффективности деятельности любого экономического субъекта, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Тенденции развития рыночной ситуации, такие как непредсказуемые скачки спроса, усугубления конкуренции цен на рынках сбыта, диверсификация и завоевание новых сегментов рынка, увеличение рисковых операций, имеют важную роль при учете специфики формирования единого информационного поля для решения вопросов финансового управления. Вследствие чего, появляется необходимость в введении и рассмотрении сущности понятия финансово-информационная сфера, что невозможно без уточнения понятия "финансы коммерческой организации".

Финансы (фр. Finance от ср. - лат. Financia) в переводе означают наличность, доход, в широком смысле - денежные средства, денежные обороты. Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями.

Финансы всегда имеют денежную форму. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Но финансы существенно отличаются от денег и по содержанию, и по выполняемым функциям, однако это два взаимосвязанных понятия.

Деньги - это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Первичность денег по отношению к финансам не вызывает сомнений ни в историческом, ни в экономическом планах. Рассматривая деньги и финансы, их основное различие заключается в функциях. Деньги имеют функцию как меру стоимости, как средства обращения, как средства платежа, как средства накопления и сбережения, как функция мировых денег, т.е. деньги, являются антиподом товара - всеобщим эквивалентом и функционируют в виде символа ценности. Денежная сфера представляет собой систему денежных потоков, т.е. систему денежного обеспечения и обслуживания экономики, где все денежные потоки - финансовые, кредитные, потоки денежного обращения являются основой движения денег.

Процесс формирования, распределения и использования денежных средств и финансовых ресурсов необходимо регулировать, планировать, контролировать и т.д., что невозможно без применения определенных методов и инструментов, которые находят свое отражение в финансовом менеджменте, предполагающий принятие и реализацию инвестиционных и финансовых решений, в конечном итоге сводится к управлению ее финансовыми потоками.

Финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами.

Проведем исследование содержание понятия "финансы коммерческой организации".

Н.В. Колчина дает следующее определение финансам коммерческой организации: "Как экономическая категория финансы организации - это система финансовых или денежных отношений, возникающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации и их использования. Они носят распределительный и контрольный характер и оказывают непосредственное воздействие на воспроизводственный процесс".

В издании "Финансы и кредит" под редакцией П.И. Вахрина и А.С. Нешитого финансы коммерческой организации представляют собой "систему экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов и накоплений на общегосударственные цели и финансирование затрат самих предприятий. В общественном производстве они выражают распределительные экономические отношения. Функциями финансов являются контрольная и распределительная".

Ковалев В.В. определяет финансы коммерческой организации как общеэкономическую категорию, которые выполняют множество функций, т.е. динамических проявлений своих свойств и предназначений. В этих функциях и проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса функционирования социально-экономической системы того или иного уровня (инвестиционно-распределительная, фондообразующая, доходораспределительная, обеспечивающая и контрольная функции).

В учебном пособии "Денежное обращение и кредит" А.М.Литовских и И.К. Шевченко определяют "финансы коммерческой организации как экономическую категорию, которая определяет экономические отношения, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительная и контрольная".

Шеремет А.Д. в процессе финансового управления выделяет следующие основные функции финансов коммерческой организации, которые находят свое отражение в финансовом механизме организации: распределительную, перераспределительная, воспроизводственная, контрольная, стимулирующая, регулирующая.

Сенчагов В.К. и Архипов А.И. считают, что "финансы коммерческой организации отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций".

 

1.2 Значение и функции финансов организации

финансы регулирование планирование денежный

Профессор Родионова В. М. считает, что обусловленность части финансовых отношений фактором существования государства не дает основание для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. По ее мнению обязательным условием функционирования финансов, является наличие денег, а причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Однако есть еще один фактор, без которого финансы не могут функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и их важную роль в выполнении государством своих функций.

Однако до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и границы их распространения.

Как экономические категории, финансы и деньги различаются способами своего существования и соотносятся между собой как форма и содержание, но с практической точки зрения финансовые и денежные отношения находят свое материальное воплощение в единой форме движения финансовых ресурсов". Финансовые ресурсы государства - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий и населения, предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей или денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйственными) субъектами.

Деньги - это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Первичность денег по отношению к финансам не вызывает сомнений ни в историческом, ни в экономическом планах. Рассматривая деньги и финансы, их основное различие заключается в функциях. Деньги имеют функцию как меру стоимости, как средства обращения, как средства платежа, как средства накопления и сбережения, как функция мировых денег, т.е. деньги, являются антиподом товара - всеобщим эквивалентом и функционируют в виде символа ценности. Денежная сфера представляет собой систему денежных потоков, т.е. систему денежного обеспечения и обслуживания экономики, где все денежные потоки - финансовые, кредитные, потоки денежного обращения являются основой движения денег.

Под финансовыми объектами понимаются финансовые активы и обязательства, а управление ими означает систему организации эффективного их функционирования. Структурно она выражается в создании в стране определенной финансовой системы государственных финансовых органов и учреждений, финансовых институтов и рынков, а ее функционирование осуществляется путем применения к финансовым объектам различных финансовых методов и инструментов.

Данное разграничение важно, так как финансовой деятельностью частно-хозяйственных финансов является любая деятельность, связанная с привлечением источников финансовых ресурсов и извлечением доходов, осуществлением текущих и инвестиционных расходов, выполнением налоговых и других долговых обязательств, любые другие денежные операции данных субъектов, направленные на достижение экономического эффекта. Таким образом, финансы коммерческих организаций составляют основу финансов страны, где генерируется часть финансовых ресурсов и от состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое состояние страны.

Таким образом, деньги принимают форму финансов, т.е. финансовые инструменты и механизмы приводят деньги в движение, превращают их в финансовые ресурсы, обеспечивая непрерывность процесса формирования и использования доходов государства, предприятий и домашних хозяйств. Как отмечает, Барулин С.В. и Ковалева Т.М., финансовые ресурсы - это вся совокупность денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (денежных) операций субъектами хозяйствования и органами государственной (муниципальной) власти и управления.

Таким образом, видно, что среди экономистов нет единого мнения по поводу функций финансов коммерческой организации. Наблюдается единство лишь по двум функциям: распределительной и контрольной.

Распределительная функция финансов коммерческой организации, с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса.

Суть контрольной функции состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) индикаторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наиболее действенный контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала коммерческой организации.

Важна функция финансов организации, реализующаяся в оптимизации правой, пассивной стороны баланса, которую можно назвать источниковой.

Очевидно, перечисленные функции по своему содержанию имеют одну природу и роль - обеспечение необходимыми источниками финансирования деятельности организации. Реализовать функции финансов коммерческой организации можно лишь с помощью определенных методов и инструментов.

Одним из признаков финансов коммерческой организации является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений (имеющее документальное подтверждение) посредством реального движения денежных средств, а также их правовое регулирование государством.

В системе финансов коммерческой организации значимое место занимают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это актив баланса (включает в себя не только денежные средства). Источники финансовых ресурсов - это пассив баланса.

Таким образом, финансовые ресурсы необходимо дополнить, что это статичное понятие, характеризующее наличие денежных фондов у субъекта хозяйствования, а их движение есть финансовые отношения.

Процесс формирования, распределения и использования денежных средств и финансовых ресурсов необходимо регулировать, планировать, контролировать и т.д., что невозможно без применения определенных методов и инструментов, которые находят свое отражение в финансовом менеджменте, предполагающий принятие и реализацию инвестиционных и финансовых решений, в конечном итоге сводится к управлению ее финансовыми потоками.

Автор считает, что денежный поток - целевое движение денежных ресурсов во времени, отражающее финансовый поток в стоимостном эквиваленте, являющееся средством обращения и т.д.

Отсюда следует, что совмещение понятий финансовых и денежных отношений не правильно (как в понятии Колчиной Н.В.), т.к. денежные отношения - это форма направленного движения фондов денежных средств между субъектами хозяйствования.

Финансовые отношения - это отношения между субъектами, которые влекут изменение в составе активов и обязательств с учетом изменения финансового положения организации.

Основные функции деятельности коммерческой организации, определяемые рынком: на уровне реального процесса - это закупка снабжение, производство и сбыт, на уровне денежного процесса - их финансирование. Таким образом, два рынка - финансовый, купли и продажи (сбыта) - составляют главные экономические уровни деятельности организации и которые подразумевают под собой экономические отношения, которые используют в своих понятиях "финансов коммерческих организаций", такие авторы как Вахрин П.И. и Нешитой А.С.

Для реализации функций финансов коммерческой организации необходимо иметь финансовую информацию, которая должна базироваться на следующих свойствах: систематизированность, своевременность, удобность.

С точки зрения информационного подхода, автор уточняет понятие финансы коммерческой организации, следующим, что это финансовые отношения, отражающие движение финансовых ресурсов и денежных средств, основанное на едином движении финансового и информационного потоков в процессе их формирования, распределения и использования.

Таким образом, очевидно, что любое финансовое управленческое решение может реализоваться в процессе деятельности, когда обеспечено соответствующими средствами.

Именно поэтому информационный аспект играет решающую роль, где финансы коммерческой организации являются объектом процесса управления организацией. На практике финансовый менеджмент сводится к управлению финансами коммерческой организации на основе методов и инструментов в информационном пространстве организации с целью максимизации материального благосостояния собственников организации. Следовательно, налаживание информационного обеспечения процесса управления финансами предприятия является одной из первоочередных задач руководства организации. Определение информации как экономического информационного ресурса предполагает наличие экономических объектов, в которых этот ресурс используется.

Информация является видом причинной связи, которая возникает в процессе управления. Благодаря ей в системе управления осуществляется воздействие управляющей системы на управляемую (прямая связь) и обратное воздействие управляемой системы на управляющую (обратная связь).

По признаку отражаемых отношений экономическая информация представляет собой информацию об отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта, информацию о производственных (экономических) отношениях. Поэтому финансовая информация - все сведения в сфере финансов коммерческой организации, которые необходимо формировать, передавать, хранить и обрабатывать для использования в управлении.

Коммерческие организации в процессе своей хозяйственной деятельности вступают в различные финансовые отношения с контрагентами производственной и финансово-кредитной сфер, в том числе с финансовыми институтами государства. Следствием таких взаимоотношений являются изменения в составе активов и пассивов коммерческой организации, влияющие на ее финансовое состояние. Данная взаимосвязь предполагает, что в процессе финансовых отношений, в которые вступает коммерческая организация с различными субъектами, происходит движение финансовых потоков, отражаемое в изменении финансового состояния на определенные моменты времени, информация о котором генерируется из внешних и внутренних источников в финансово-информационной сфере коммерческой организации.

В толковом словаре Т.Ф. Ефремова интерпретирует слово сфера как пределы распространения чего-либо. В. Даль приводит следующее толкование данного слова: "...атмосфера, расстоянье околицы какого-либо тела, простор, на который сягают силы, влиянье, или связь этого тела, круг действия". Применив вышеуказанное к тематике нашего исследования, можно утверждать, что финансы (в глобальном масштабе) - это вся область финансовых процессов, которая делится на финансы различных субъектов (государственные и частнохозяйственные финансы), т. е. можно установить существование определенных пределов их распространения. Значит, в организации область распространения, использования информации финансового характера ограничивается финансово-информационной сферой, которая взаимодействует с другими сферами финансов.

В структуре использованного ВВП доля валового накопления увеличилась и составила 25,7 % (в 2011 году - 25,1 %). При этом доля валового накопления основного капитала по сравнению с 2011 годом увеличилась до 21,8 %, или на 0,4 процентного пункта, а удельный вес показателя "изменение запасов материальных оборотных средств" вырос до 3,9 % по сравнению с 3,7 % в 2011 году.

Планирование - это процесс разработки информации и принятия целевых установок. Анализ представляет собой разложение информации, полученной на стадии учета, на компоненты, изучение, исследование и оценку этих компонентов для принятия последующих управленческих решений. На стадии принятия решения осуществляется выбор альтернативной информации. В процессе контроля на основе финансовой информации проводится анализ выполнения принятых решений.

 


1.3 Финансы организаций как объект финансового - правового регулирования


Используя логику рассуждения представителей англо-американской школы, финансы можно определить как совокупность финансовых объектов и способов управления ими.

Под финансовыми объектами понимаются финансовые активы и обязательства, а управление ими означает систему организации эффективного их функционирования. Структурно она выражается в создании в стране определенной финансовой системы государственных финансовых органов и учреждений, финансовых институтов и рынков, а ее функционирование осуществляется путем применения к финансовым объектам различных финансовых методов и инструментов.

Финансовые отношения охватывают две сферы, первая сфера, это та в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Сфера децентрализованных финансов, где экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Под финансовыми объектами понимаются финансовые активы и обязательства, а управление ими означает систему организации эффективного их функционирования. Структурно она выражается в создании в стране определенной финансовой системы государственных финансовых органов и учреждений, финансовых институтов и рынков, а ее функционирование осуществляется путем применения к финансовым объектам различных финансовых методов и инструментов. Данное разграничение важно, так как финансовой деятельностью частнохозяйственных финансов является любая деятельность, связанная с привлечением источников финансовых ресурсов и извлечением доходов, осуществлением текущих и инвестиционных расходов, выполнением налоговых и других долговых обязательств, любые другие денежные операции данных субъектов, направленные на достижение экономического эффекта. Таким образом, финансы коммерческих организаций составляют основу финансов страны, где генерируется часть финансовых ресурсов и от состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое состояние страны.

С.М. Барулин и Т.М. Ковалева разделяют сферы финансовой системы на централизованные и децентрализованные обусловлено особенностями функционирования каждого из них, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

Финансовая система характеризуется движением финансовых ресурсов, потоками денежных средств, связывающих субъекты финансовых отношений и реализующими денежные расчеты между ними. Финансовая система страны обладает развитыми внешними и внутренними связями в виде прямых и обратных финансовых потоков, устанавливающими отношения между страной, банками, организациями стран, фондами и т.д.

Рис. 1. Состав системы финансов России.

Финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами.

По нашему мнению, данное разграничение важно, так как финансовой деятельностью частнохозяйственных финансов является любая деятельность, связанная с привлечением источников финансовых ресурсов и извлечением доходов, осуществлением текущих и инвестиционных расходов, выполнением налоговых и других долговых обязательств, любые другие денежные операции данных субъектов, направленные на достижение экономического эффекта.

Нормы финансового права в Российской Федерации многочисленны, они содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источников финансового права. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления разных масштабов и уровней. Источниками финансового права являются: Конституция РФ, Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс), законы, указы Президента, постановления Правительства, акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции и др.

Необходимость финансового контроля обусловлена самой жизнью. В своей работе "Конституционные основы формирования государственного

финансового контроля в Российской Федерации (федеральной системы ГФК)" кандидат юридических наук Е.П. Кириков делает интересный вывод о том, что в эпоху господства товарно-денежных отношений использование материалов, сырья, энергии и иных видов общественных ресурсов опосредовано денежными отношениями.

По смыслу приведенных положений Конституции РФ и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в их взаимосвязи законом субъекта РФ может быть установлен порядок управления и распоряжения собственностью данного субъекта РФ, в том числе предусмотрено участие в этом процессе законодательного органа субъекта РФ.

Проблема определения правовой сути государственной собственности не разрешена в постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Пункт 3 постановления предусматривает, что субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты РФ, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-I.

Таким образом, арбитражные суды получили официальные рекомендации ВАС РФ при решении вопросов об уровне собственности применять напрямую постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-I. Указанные рекомендации являются обязательными для применения арбитражными судами всех инстанций.

Исполнение Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ) происходило в условиях замедляющегося экономического роста на фоне сохранения на относительно высоком уровне мировых цен на ряд основных товаров российского экспорта (энергоресурсы), низкого уровня безработицы, повышения потребительских цен в середине года, а также продолжения оттока капитала из страны и высокой волатильности курсовой динамики рубля по отношению к доллару США при нестабильном состоянии мировой экономики.

Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти или внешний финансовый контроль состоит из контрольно-счетных органов независимо от их названия и структуры, но подотчетных законодательным и представительным органам власти (Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);

В основе аудиторской деятельности как форме финансового контроля лежит ФЗ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации". При этом, как справедливо отмечает Ю.В. Тюрина, "бюджетный контроль можно разделить на виды в зависимости от органов, его осуществляющих:

) президентский бюджетный контроль;

) парламентский бюджетный контроль - это бюджетный контроль, осуществляемый органами законодательной (представительной) власти (п. 3 ст. 265 БК РФ). Этот вид контроля называется внешним финансовым (бюджетным) контролем (ст. ст. 264.4, 264.9 БК РФ);

) бюджетный контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местными администрациями муниципальных образований. Этот вид контроля называется внутренним финансовым (бюджетным) контролем или аудитом (ст. 270.1 БК РФ)".

 


Глава 2. Распределение финансов организации

 

2.1 Принципы организации финансов организаций


Финансово-информационная сфера обеспечивает связь показателей финансового состояния в системе управления финансами коммерческой организации. Она представляет собой учетную, планируемую и отчетную информацию о реакциях финансового состояния на управляющие воздействия органа управления.

Процесс формирования, распределения и использования денежных средств и финансовых ресурсов необходимо регулировать, планировать, контролировать и т.д., что невозможно без применения определенных методов и инструментов, которые находят свое отражение в финансовом менеджменте, предполагающий принятие и реализацию инвестиционных и финансовых решений, в конечном итоге сводится к управлению ее финансовыми потоками.

Финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами.

Эффект влияния финансово-информационной сферы на финансовое состояние основывается на реализации следующих принципов:

интегрированность с общей системой управления организацией. В любой сфере деятельности при принятии управленческого решения оно должно действовать на поток денежных средств и на результаты хозяйственной деятельности.

Значит, в организации взаимосвязаны производственный, инвестиционный, кадровый, снабженческий и иные виды менеджмента;

оценка комплекса разрабатываемых решений в области финансов организации. Любое управленческое решение по формированию, распределению и использованию финансов организации имеет влияние на финансовое состояние и следовательно, на комплекс внутрифирменных показателей;

быстрота управления. Коммерческая организация работает в условиях быстрых изменений внешних и внутренних условий функционирования. Управленческое решение принимается с учетом существования реальных факторов. Финансовый информационный поток, на котором основывается оценка финансового состояния, должен быть своевременным для принятия решений;

вариантный подход в процессе разработки решений;

ориентация на оперативные цели развития организации.

Деньги - это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Первичность денег по отношению к финансам не вызывает сомнений ни в историческом, ни в экономическом планах. Рассматривая деньги и финансы, их основное различие заключается в функциях. Деньги имеют функцию как меру стоимости, как средства обращения, как средства платежа, как средства накопления и сбережения, как функция мировых денег, т.е. деньги, являются антиподом товара - всеобщим эквивалентом и функционируют в виде символа ценности. Денежная сфера представляет собой систему денежных потоков, т.е. систему денежного обеспечения и обслуживания экономики, где все денежные потоки - финансовые, кредитные, потоки денежного обращения являются основой движения денег.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2011 - 2012 годы (темпы прироста, снижения (-) физических объемов, в % к предыдущему году) 2011, 2012-15 годах, когда расширение внутреннего спроса удовлетворялось в большей мере за счет импорта товаров и услуг. Если в 2011 году прирост внутреннего спроса более чем наполовину (на 51,9 %) покрывался за счет импорта товаров и услуг и на 48,1 % - за счет прироста внутреннего производства, то в 2012 году прирост внутреннего спроса покрывался за счет импорта товаров и услуг на 44,6 %, а за счет прироста внутреннего производства - на 55,4 %. При этом зависимость национальной экономики от импорта продолжает оставаться значительной.

В структуре использованного ВВП доля валового накопления увеличилась и составила 25,7 % (в 2011 году - 25,1 %). При этом доля валового накопления основного капитала по сравнению с 2011 годом увеличилась до 21,8 %, или на 0,4 процентного пункта, а удельный вес показателя "изменение запасов материальных оборотных средств" вырос до 3,9 % по сравнению с 3,7 % в 2011 году.

Под финансовыми объектами понимаются финансовые активы и обязательства, а управление ими означает систему организации эффективного их функционирования. Структурно она выражается в создании в стране определенной финансовой системы государственных финансовых органов и учреждений, финансовых институтов и рынков, а ее функционирование осуществляется путем применения к финансовым объектам различных финансовых методов и инструментов.

Таким образом, финансы коммерческих организаций составляют основу финансов страны, где генерируется часть финансовых ресурсов и от состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое состояние страны.

Очевидно, перечисленные функции по своему содержанию имеют одну природу и роль - обеспечение необходимыми источниками финансирования деятельности организации. Реализовать функции финансов коммерческой организации можно лишь с помощью определенных методов и инструментов.

Одним из признаков финансов коммерческой организации является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений (имеющее документальное подтверждение) посредством реального движения денежных средств, а также их правовое регулирование государством.

В системе финансов коммерческой организации значимое место занимают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это актив баланса (включает в себя не только денежные средства). Источники финансовых ресурсов - это пассив баланса.

Таким образом, финансовые ресурсы необходимо дополнить, что это статичное понятие, характеризующее наличие денежных фондов у субъекта хозяйствования, а их движение есть финансовые отношения.

Таким образом, в условиях развития и функционирования предприятия большое значение приобретает информационное обеспечение регулирования финансового состояния, которое должно становиться более качественным и комплексным, т. к. отсутствие необходимой информации, использование недостоверных или неактуальных данных являются причиной серьезных просчетов в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации, а финансово-информационная сфера позволит снизить неопределенность во время принятия управленческих решений.

 

2.2 Особенности финансов организации различных организационно-правовых форм


Отличительной чертой финансов предприятий является зависимость от правовой формы их организации. Организационно-правовые формы хозяйствования предопределяют различные особенности организации финансов предприятий: источники и порядок формирования уставного фонда, систему распределения прибыли (дохода), взаимоотношения с бюджетом и др.

Классификация организаций по формам собственности:

.        Хозяйственные товарищества:

-       Полные;

-       На вере.

.        Хозяйственные общества:

-       Общество с ограниченной ответственностью (ООО);

-       Открытое акционерное общество (ОАО)/Закрытое акционерное общество (ЗАО);

-       Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

.        Производственные кооперативы;

.        Унитарные предприятия:

-       Государственные;

-       Муниципальные.

В зависимости от выбранной организационно-правовой формы предприятия могут создаваться различными способами, использовать различную величину уставного капитала, неодинаковые способы мобилизации дополнительных ресурсов и гарантии интересов кредиторов.

Полное товарищество - добровольное объединение физических или юридических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью в соответствии с заключенным между ними учредительным договором и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Уставный капитал создается за счет вкладом участников и является складочным капиталом. Участники полного товарищества несут полную ответственность по обязательствам товарищества.

Коммандитное (товарищество на вере) - товарищество, в котором предполагается участие помимо полных участников товарищества, участников-вкладчиков (коммандитистов). Порядок формирования аналогичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельности товарищества осуществляется только полными товарищами, вкладчики в управлении участия не принимают, а являются своего рода инвесторами.

ООО - юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли. Участники ООО в отличие от других форм не отвечают по его обязательствам, и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, исключительно в пределах стоимости внесенной ими доли.

АО - представляет собой добровольное объединение средств физических и юридических лиц или акционеров, каждый из которых несет материальную ответственность за результаты деятельности АО в пределах номинальной стоимости принадлежащих ему акций.

Особенность ОАО заключатся в том, что формирование уставного капитала осуществляется за счет продажи акций в форме открытой подписки и свободное обращение акций на рынке. ЗАО распространяет свои акции только среди его учредителей, т.е. по закрытой подписке.

ОДО - это хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его дополнительная ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам.

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Прибыль распределяется между членами ПК в соответствии с их трудовым участием. Участником производственного кооператива может быть и юридическое лицо.

Унитарные предприятия - это организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (метро). ГКРФ принята классификация унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. Предприятие на праве оперативного управления - унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается уполномоченными органами государственного или муниципального правления, что предполагает государственную или муниципальную собственность на имущество унитарного предприятия. Оно обязано отвечать по обязательствам, вытекающим из его производственно-коммерческой деятельности всем принадлежащим ему имуществом, но в то же время не несет ответственности по обязательствам собственника имущества. Решение принимается правительством РФ. Имущество предприятия находится в государственной собственности.

 


Глава 3. Правовое регулирование финансов организации

 

3.1 Государственное регулирование финансов организации


Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий. В данном аспекте система внешнего воздействия на финансы предприятий означает основные направления государственного регулирования и соответствующий инструментарий их реализации.

Основными направлениями государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий являются:

) установление основ функционирования налоговой системы;

) регулирование ценообразования;

) организация денежного обращения и форм расчетов;

) организация обращения ценных бумаг;

) бюджетное финансирование, предоставление государственных гарантий;

) состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов и т.д.;

По мнению И.В. Ершовой, для правильного понимания сущности финансовых взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством необходимо детально проанализировать юридико-экономический механизм формирования этих отношений. В этих целях представляется оправданным выяснить в первую очередь причины, побуждающие государство в лице его законодательных и исполнительных органов императивно регулировать порядок формирования финансовых результатов, перечня обязательных платежей, осуществляемых предприятием за счет себестоимости и прибыли, очередности этих платежей, реализации ответственности предприятий перед государством и контрагентами, порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Публичный интерес государства в регулировании финансов организаций лежит в стоящей перед государством необходимости сформировать доходную часть своего бюджета. Ее основная часть формируется за счет налоговых платежей, в том числе отчисляемых предприятиями (порядка 80-90 % доходов бюджета государства, 50 % - доходов бюджетов муниципальных образований), т.е. в необходимости государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий лежат, в первую очередь, фискальные интересы самого государства. Действительно, лишь опираясь на то, что предприятие правильно, в точном соответствии с нормативными актами, определит полученную прибыль и затраты на производство продукции, произведет соответствующие отчисления, государство в лице компетентных органов будет иметь возможность сформировать доходную часть своего бюджета.

Публичный интерес государства к правильности формирования финансовых отношений с предприятием предопределяется также тем, что в функции государства входит регулирование и контролирование цен на отдельные виды товаров и для отдельных предприятий (например, субъектов естественных монополий), а также установление соответствующих соотношений между надбавками и оптовыми или розничными ценами в случае самостоятельного формирования предприятиями свободных цен на свою продукцию. В процессе ценообразования необходимо определить денежное выражение стоимости товара. Цена товара складывается на основании цены производства и колеблется в зависимости от спроса и предложения.

В правильности формирования финансов предприятия заинтересованы также и государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц в целях их дальнейшего использования в интересах общества в целом. В этом заключается публичный интерес к формированию финансов предприятия. В конечном счете, законодатель устанавливает единый механизм формирования финансовых результатов деятельности предприятия и с его помощью определяет величину налогов, уплачиваемых за счет прибыли. Выражая публичные интересы общества в правильности формирования финансовых отношений предприятия с государством, внебюджетные специализированные государственные фонды выступают адресатами получения причитающихся им платежей, имеют право получать их от предприятий.

В правильности формирования своих финансов имеется частный интерес и самих предприятий. Предприятия заинтересованы в том, чтобы правильно определить величину требуемых отчислений в государственный бюджет и внебюджетные фонды, в целом также заинтересованы в существовании единых правил поведения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. В случае нарушения установленных законом правил определения размера и порядка произведения отчислений на государственные и общественные нужды для предприятия могут наступить негативные последствия, выражающиеся в наложении взысканий на его финансы со стороны уполномоченных на то органов. Кроме того, несоразмерные затраты непосредственно отражаются на финансовом состоянии предприятия. Например, при завышении затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, увеличиваются и производимые предприятием отчисления на социальные нужды, что в совокупности ведет к общему увеличению себестоимости продукции. В условиях жесткой конкуренции производителей товаров увеличение издержек производства и цены товара не может не повлиять на их конкурентоспособность, сбыт и получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг). С другой стороны, необходимость формирования себестоимости в соответствии с установленными правилами становится очевидной в процессе ценообразования и применения предприятиями цен и тарифов.

Под финансовыми объектами понимаются финансовые активы и обязательства, а управление ими означает систему организации эффективного их функционирования. Структурно она выражается в создании в стране определенной финансовой системы государственных финансовых органов и учреждений, финансовых институтов и рынков, а ее функционирование осуществляется путем применения к финансовым объектам различных финансовых методов и инструментов.

Данное разграничение важно, так как финансовой деятельностью частнохозяйственных финансов является любая деятельность, связанная с привлечением источников финансовых ресурсов и извлечением доходов, осуществлением текущих и инвестиционных расходов, выполнением налоговых и других долговых обязательств, любые другие денежные операции данных субъектов, направленные на достижение экономического эффекта. Таким образом, финансы коммерческих организаций составляют основу финансов страны, где генерируется часть финансовых ресурсов и от состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое состояние страны.

Таким образом, совокупность частных и публичных интересов обусловливает необходимость тщательной и детальной регламентации финансовых отношений предприятия с государством.

3.2 Финансово - правовое регулирование организации

Финансово-правовое регулирование направлено, прежде всего, на упорядочение отношений возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. деятельности направленной на формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов публичного назначения.

Процесс формирования, распределения и использования денежных средств и финансовых ресурсов необходимо регулировать, планировать, контролировать и т.д., что невозможно без применения определенных методов и инструментов, которые находят свое отражение в финансовом менеджменте, предполагающий принятие и реализацию инвестиционных и финансовых решений, в конечном итоге сводится к управлению ее финансовыми потоками.

Финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами.

Развитие российской экономики в 2012 году происходило под влиянием следующих внешних и внутренних факторов:

-       существенное замедление темпов роста мировых цен на ряд основных товаров российского экспорта (энергоресурсы) при сохранении цен на относительно высоком уровне;

-       относительно высокий уровень консолидированного внешнего долга Российской Федерации;

-       снижение в течение года внутреннего инвестиционного спроса;

-       снижение притока иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики России;

-       замедление темпов роста внутреннего потребительского спроса;

-       усиление волатильности курса национальной валюты в течение года;

-       существенный объем вывоза капитала из страны, наблюдающийся на

протяжении последних пяти лет.

Очевидно, перечисленные функции по своему содержанию имеют одну природу и роль - обеспечение необходимыми источниками финансирования деятельности организации. Реализовать функции финансов коммерческой организации можно лишь с помощью определенных методов и инструментов.

Одним из признаков финансов коммерческой организации является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений (имеющее документальное подтверждение) посредством реального движения денежных средств, а также их правовое регулирование государством.

В системе финансов коммерческой организации значимое место занимают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это актив баланса (включает в себя не только денежные средства). Источники финансовых ресурсов - это пассив баланса.

Таким образом, финансовые ресурсы необходимо дополнить, что это статичное понятие, характеризующее наличие денежных фондов у субъекта хозяйствования, а их движение есть финансовые отношения.

Профессор Н.И. Химичева под субъектом финансового права понимает лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Всех субъектов финансового права можно объединить в три группы субъектов:

) государство и его территориальные подразделения;

) коллективные субъекты;

) индивидуальные субъекты.

Предприятия, организации и учреждения относятся в группу коллективных субъектов финансового права наряду с органами государственной власти и местного самоуправления.

По мнению М.В. Карасевой российские организации как субъекты финансового права реализуют себя в следующих финансовых правоотношениях: а) по поводу составления проекта бюджета (сметный процесс); б) по поводу получения бюджетных кредитов; в) по поводу получения средств из государственных внебюджетных фондов; г) по поводу уплаты налогов и неналоговых платежей; д) по поводу формирования внутрихозяйственных фондов казенных предприятий и перечисления в бюджет свободного остатка прибыли; е) по поводу перечисления в бюджет унитарным (на праве хозяйственного ведения) предприятием части прибыли в доход бюджета; ж) по поводу выполнения обязанностей налоговых агентов и т. д.

Так, субъектами финансового права в отношениях по поводу составления проекта бюджета (сметного процесса) и получения бюджетных ассигнований являются, главным образом, организации, выступающие в качестве бюджетных учреждений. Такой вывод следует из анализа ежегодно принимаемых бюджетных законов на предстоящий финансовый год, где конечными получателями бюджетных ассигнований выступают лечебные, образовательные, социально-культурные и другие государственные учреждения. На наш взгляд, их финансовая правосубъектность в отношениях сметного процесса и получения бюджетных ассигнований определяется и качеством юридического лица, и самим статусом бюджетного учреждения.

Субъектами финансового права относительно налоговых правоотношений, исходя из смысла ст. 19 и 11 НК РФ являются организации, под которыми понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Помимо вышеотмеченного, предприятия вступают в налоговые правоотношения в качестве налоговых агентов, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. В данном качестве предприятия имеют те же права, что и налогоплательщики.

Участниками бюджетных правоотношений предприятия становятся в случае получения из бюджетов бюджетной системы РФ различного рода бюджетные ассигнования, которые являются одним из источников их финансовых ресурсов. Более того, финансово-хозяйственная деятельность некоторых организаций, в частности бюджетных учреждений полностью финансируется государством или муниципальным образованием. Правоотношения, возникающие в последнем случае, регулируются институтом "государственных и муниципалах расходов".

Предприятия также являются субъектами финансового права, в случае вступления в банковские правоотношения, отношения в сфере организации основ денежного обращения и расчетов.

Финансово-правовое регулирование как способы воздействия на финансовые правоотношения с участием предприятий означает совокупность правил поведения, установленных в различных финансово-правовых актах, которые в совокупности образуют систему источников финансового права.

Финансовый контроль, с одной стороны, являясь составной частью государственного управления, выступает как средство, инструмент реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Более того, сложно провести аналогию между общегосударственным финансовым контролем и региональным в части форм его осуществления.

Данное обстоятельство не позволяет унифицировать законодательство в области регулирования деятельности регионал Контроль (в том числе финансовый) - это разновидность правовой формы деятельности как важного звена юридического процесса, имеющей свое содержание и цели. Соответственно, финансовый контроль выступает разновидностью контрольной формы деятельности государства.

В механизме финансово-правового регулирования основная роль отводится различным источникам права, содержащим определенные правила поведения в финансовых правоотношениях.

Источники финансового права РФ - это нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и основные законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований.

Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Если коснуться вопроса о непосредственном регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий, то в Конституции РФ содержится общая норма, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Отдельного кодифицированного акта, содержащего массив финансово-правовых норм, регулирующих все финансовые правоотношения, не существует. Тем не менее, к числу кодифицированных актов в системе источников финансового права относятся НК РФ, БК РФ и ТК РФ.

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: например, Закон о валютном регулировании и контроле, регулирующий отношения также с участием предприятий, которые относятся в разряд таких субъектов валютных правоотношений как резиденты и нерезиденты.

Рис.2. Система источников финансового права

Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства. Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

Немаловажную роль в регулировании финансово-хозяйственной деятельности предприятий играют и такие ведомственные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, акты ФНС, ФТС и ЦБ РФ.

В целом систему источников финансового права можно представить в следующем виде (рис.2).

Заключение


Деньги - это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей. Первичность денег по отношению к финансам не вызывает сомнений ни в историческом, ни в экономическом планах. Рассматривая деньги и финансы, их основное различие заключается в функциях. Деньги имеют функцию как меру стоимости, как средства обращения, как средства платежа, как средства накопления и сбережения, как функция мировых денег, т.е. деньги, являются антиподом товара - всеобщим эквивалентом и функционируют в виде символа ценности. Денежная сфера представляет собой систему денежных потоков, т.е. систему денежного обеспечения и обслуживания экономики, где все денежные потоки - финансовые, кредитные, потоки денежного обращения являются основой движения денег.

Процесс формирования, распределения и использования денежных средств и финансовых ресурсов необходимо регулировать, планировать, контролировать и т.д., что невозможно без применения определенных методов и инструментов, которые находят свое отражение в финансовом менеджменте, предполагающий принятие и реализацию инвестиционных и финансовых решений, в конечном итоге сводится к управлению ее финансовыми потоками.

Развитие российской экономики в 2012 году происходило под влиянием следующих внешних и внутренних факторов:

-       существенное замедление темпов роста мировых цен на ряд основных товаров российского экспорта (энергоресурсы) при сохранении цен на относительно высоком уровне;

-       относительно высокий уровень консолидированного внешнего долга Российской Федерации;

-       снижение в течение года внутреннего инвестиционного спроса;

-       снижение притока иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики России;

-       замедление темпов роста внутреннего потребительского спроса;

-       усиление волатильности курса национальной валюты в течение года;

-       существенный объем вывоза капитала из страны, наблюдающийся на протяжении последних пяти лет.

Финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными хозяйствующими субъектами.

Данное разграничение важно, так как финансовой деятельностью частнохозяйственных финансов является любая деятельность, связанная с привлечением источников финансовых ресурсов и извлечением доходов, осуществлением текущих и инвестиционных расходов, выполнением налоговых и других долговых обязательств, любые другие денежные операции данных субъектов, направленные на достижение экономического эффекта. Таким образом, финансы коммерческих организаций составляют основу финансов страны, где генерируется часть финансовых ресурсов и от состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое состояние страны.

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации за 2011 - 2012 годы (темпы прироста, снижения (-) физических объемов, в % к предыдущему году) 2011, 2012-15 годах, когда расширение внутреннего спроса удовлетворялось в большей мере за счет импорта товаров и услуг. Если в 2011 году прирост внутреннего спроса более чем наполовину (на 51,9 %) покрывался за счет импорта товаров и услуг и на 48,1 % - за счет прироста внутреннего производства, то в 2012 году прирост внутреннего спроса покрывался за счет импорта товаров и услуг на 44,6 %, а за счет прироста внутреннего производства - на 55,4 %. При этом зависимость национальной экономики от импорта продолжает оставаться значительной.

В структуре использованного ВВП доля валового накопления увеличилась и составила 25,7 % (в 2011 году - 25,1 %). При этом доля валового накопления основного капитала по сравнению с 2011 годом увеличилась до 21,8 %, или на 0,4 процентного пункта, а удельный вес показателя "изменение запасов материальных оборотных средств" вырос до 3,9 % по сравнению с 3,7 % в 2011 году.

Рыночные отношения существенным образом повлияли на организацию финансовых отношений предприятий. Публичный интерес государства в регулировании финансов организаций лежит в стоящей перед государством необходимости сформировать доходную часть своего бюджета. Ее основная часть формируется за счет налоговых платежей, в том числе отчисляемых предприятиями (порядка 80-90 % доходов бюджета государства, 50 % - доходов бюджетов муниципальных образований), т.е. в необходимости государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий лежат, в первую очередь, фискальные интересы самого государства. Действительно, лишь опираясь на то, что предприятие правильно, в точном соответствии с нормативными актами, определит полученную прибыль и затраты на производство продукции, произведет соответствующие отчисления, государство в лице компетентных органов будет иметь возможность сформировать доходную часть своего бюджета.

. Бурлак Г. Н. Техника валютных операций: Учебное пособие для вузов / ВЗФЭИ.- М.: Вузовский учебник, 2009.

. Варламова Т.П., Варламов М.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие.- Москва: Дашков и К, 2012.-302 с.

. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К0", 2009.-586с.

. Витун С.Е., Чигрин А.И. Финансы предприятий: пособие.- Гродно: ГрГУ, 2010.-305 с.

. Дадашева А. З. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2008.

. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия.- М.: ЭКСМО, 2008-736с.

. Жукова Е. Ф. Банковское законодательство: Учебник. 3-е изд. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.

. Изместьева О.А. Вектор науки ТГУ. № 4(18), 2011//Сущность понятия финансово-информационной сферы коммерческой организации.

. Карчевский В. В. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.

. Карчевский В. В. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2008.

. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-1024с

. Колпин Л.Г. Финансы организаций (предприятий): учебник.-Минск: Высшая школа, 2010.-395 с.

. Колчина Н.В..Финансы организаций (предприятий): учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2008.-368с.

15. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. учебное пособие. Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2009.- 135с.

16. Лихачева О. Н. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учебное пособие/ О. Н. Лихачева, С. А. Щуров; ВЗФЭИ; Под ред. И. Я. Лукасевича.- М.: Вузовский учебник, 2007.- 288с.- (Вузовский учебник).

. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: Учебник/ ВЗФЭИ.- М.: Эксмо, 2008, 2009, 2010.

. Поляк Г. Б. Финансы: Учебник. 4-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.

. Поляк Г. Б. Финансы бюджетных организаций: Учебник. 2-е изд.- М.: ЮНИТИ, 2011.

. Родионова В. М.; Финансы; Финансы и статистика 2008.

. Рудакова О. С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие/ ВЗФЭИ.- М.: Вузовский учебник, 2009.

. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.-2-е изд., перераб. и доп./ В.К.Сенчагов, А.И.Сенчагов [и др.]; ответств. ред. В.К.Сенчагов, А.И.Архипов.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 348 с.

. Титоренко. Г. А. Информационные системы и технологии управления. Учебник. 3-е изд.- М.: ЮНИТИ, 2010, 2011.

. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Учебник. - М. Экономика,2011.-478 с.

. Тютюкина Е.Б. Финансы организаций (предприятий). Учебник.- М. Дашков и К, 2011.-539 с.

. Уолш, К. Ключевые показатели менеджмента [Текст] / К. Уолш. - Киев: Companion Group, 2008. - 400с

. Уродовских В. Н. Управление рисками предприятия: Учебное пособие/ ВЗФЭИ.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010, 2011.

. Химичева. Н.И. Финансовое право: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - С.80.

. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник/ А.Д.Шеремет.- Москва: ИНФРА-М, 2008.-415 с.

. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ/ А.Д.Шеремет, А.Ф.Ионова.- М.: ИНФРА-М, 2009.-538с.

. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: учебник/ П.Н. Шуляк.- Москва: Дашков и К, 2009.-619 с.

. Юджин Ф. Бригхэм, Майкл С. Эрхардт. Финансовый менеджмент: (перевод с английского). Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009.- 959 с.

Приложение

Вопрос 1.

Деньги - специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Функция денег как средства обращения. Наиболее привычная для нас функция денег - оплата приобретаемых нами товаров и услуг. Можно сказать, что деньги являются средством обращения, товаром особого рода, обладающим всеобщей покупатель ной способностью, за который можно приобрести любой товар.

Денежное обращение устраняет недостатки бартерного обмена, и это важнейшая функция денег.

) Можно продать свой товар, получить за него деньги, а потом купить любой другой товар в удобное время.

) Благодаря деньгам появляется возможность несравнимо большего выбора товаров и коллег по торговым сделкам.

) Самое главная функция денег - это то, что они являются всеобщим эквивалентом стоимости.

Функция денег как всеобщая мера стоимости возникла в течение многовековой истории развития земной цивилизации.

Первыми деньгами были металлические деньги, об этом свидетельствуют и названия некоторых денежных единиц (фунт стерлингов ранее обозначал вес одного фунта сере бра, русская гривна в начале XII в. тоже равнялась одному фунту серебра).

Функция денег как средства накопления. Деньги являются средством накопления, ибо после продажи товаров и услуг они дают их владельцу возможность покупать товары в будущем.

В отличие от других активов, деньги имеют наивысшую ликвидность, потому что выполняют функцию меры стоимости и в результате этого сохраняют свою номинальную стоимость.

Вопрос 2.

Этапы становления денежной системы:

1. Первобытные деньги. Чаще деньгами был домашний скот: быки, лошади, бараны. В древней Руси княжеская казна называлась скотницей, а казначей скотником. Временами одни виды первобытных денег вытесняли другие. Устаревшие виды денег уступали место более удобным и практичным, и в княжеской скотнице уже хранились не свиньи и коровы, а меха и слитки серебра, соль и другие товары на обмен.

. Античные деньги. Монеты впервые появились в Древней Греции в VIII-VII в. до н.э. Появляясь в развитых государствах, монеты быстро распространялись на соседние варварские племена, потом все далее и далее. В Древней Руси имели хождение римские и греческие золотые монеты. Первые римские монеты (большие литые кружочки из меди и бронзы) были изготовлены около 338 г. до н.э. на основе принятой в Риме и средней Италии торговой системы веса. Она весила полный римский фунт (272,88 г) и носила название асс.

. Деньги в средние века. С развитием товарно-денежных отношений преобладающее значение приобретает денежная рента, землевладельцы раздавали землю крестьянам на держания, что способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства на умеющих и любящих работать и голытьбу. Развитие промышленности к XV веку позволило увеличить добычу полезных ископаемых, в первую очередь, серебра и золота.

. Деньги на Руси. В Древней Руси деньгами служили серебряные слитки. К ХII веку появились серебряные платежные слитки - гривны. Затем денежную терминологию пополнил рубль. Он появился как следствие деления серебряных платежных слитков.

Качества денежных форм - стоимость, носитель и информация.

Вопрос 3.

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. На самом деле денежная система на совершенном этапе должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.

Денежная система Российской Федерации основана на неразменных на золото деньгах, т.е. имеет бумажно-кредитный характер. Правовая основа денежной системы России - Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". Официальная денежная единица - рубль, разделенный на 100 копеек. Монопольное право эмиссии и изъятия наличных денег из обращения принадлежит Банку России.

Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты, представительских и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также международные договоры и соглашения.

Финансовая деятельность государства регулируется специальными законами, касающимися той или иной области деятельности:

-       Конституция Российской Федерации.

-       Бюджетный кодекс Российской Федерации.

-       Налоговый кодекс Российской Федерации.

-       Гражданский кодекс Российской Федерации.

-       Федеральный закон от 11 января 1995г. № 4-ФЗ "О Счетной палате РФ"//СЗ РФ.- 1995. №3.- Ст. 167(с изм. от 24 февр. 2007 г.)

-       Указ Президента РФ от 8 декабря 1992г. "О федеральном казначействе"//Российская газета. - 1992.- 25 янв.

-       Федеральный закон от 15 августа 1996г. №115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изм. и доп.).

-       Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений".

-       Федеральный закон от 9 июля 1999г. №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

-       Федеральный закон от 29 ноября 2001г. №156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

-       Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. от 30 декабря 2006 г. №282-ФЗ).

-       Федеральный закон РФ от 29 октября 1998г.№ 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изм. от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ).

-       Федеральный закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" (с изм. и доп.).

-       Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.).

-       Закон РФ от 28 июня 1991г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.).

-       Федеральный закон от 7августа 2001г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

-       Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп.).

-       Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 57-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Вопрос 4.

Первым основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации денежной системы:

.        Принцип централизованного управления денежной системой.

.        Принцип прогнозного планирования денежного оборота.

.        Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.

.        Принцип кредитного характера денежной системы.

.        Принцип обеспеченности, выпускаемых в оборот денежных знаков.

.        Принцип неподчиненности Центрального банка правительству и подотчетности его Парламенту страны.

.        Принцип предоставления Правительству денежных средств только в порядке кредитования.

.        Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.

.        Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

.        Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны

.        Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы, во всей их совокупности и влияю на них.

Вопрос 5.

Основные правовые акты, регулирующие конкретные элементы денежной системы:

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации.

.        Налоговый кодекс Российской Федерации.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации.

.        Федеральный закон от 11 января 1995г. № 4-ФЗ "О Счетной палате РФ"//СЗ РФ.- 1995. №3.- Ст. 167(с изм. от 24 февр. 2007 г.)

.        Указ Президента РФ от 8 декабря 1992г. "О федеральном казначействе"//Российская газета. - 1992.- 25 янв.

.        Федеральный закон от 15 августа 1996г. №115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изм. и доп.).

.        Федеральный закон от 25 февраля 1999г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений".

.        Федеральный закон от 9 июля 1999г. №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

.        Федеральный закон от 29 ноября 2001г. №156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

.        Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. от 30 декабря 2006 г. №282-ФЗ).

.        Федеральный закон РФ от 29 октября 1998г.№ 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изм. от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ).

.        Федеральный закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" (с изм. и доп.).

.        Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.).

.        Закон РФ от 28 июня 1991г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.).

.        Федеральный закон от 7августа 2001г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации".

.        Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп.).

.        Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 57-ФЗ"О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Вопрос 6.

Наличные деньги - валюта <#"818438.files/image003.gif">

 

Вопрос 7.

Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также Центральным банком Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. На территории России банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Закон устанавливает определенные гарантии действия выпущенных денежных знаков. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. В течение 1992 года совокупный объем денежной массы (МЗ) возрос в 7,6 раза, но темп денежной эмиссии был значительно ниже динамики роста цен. Так, в течении года среднемесячный рост составлял:

по потребительским ценам - 31%;

по оптовым ценам - 34%;

по совокупной денежной массе - 18,5%.

Наблюдалось изменение структуры денежной массы: повысилась доля наличных денег. За год банкнотная эмиссия по сравнению с 1993 годом увеличилась в 17,2 раза. Характерной тенденцией стало возрастание удельного веса наиболее ликвидной части денежной массы (М1), что свидетельствует о наличии четко выраженных инфляционных тенденций.

В 1993 год денежная масса в обращении (М2) возросла в 5,1 раза. При этом потребительские цены в 1993 году возросли в 9,4 раза. Таким образом, темпы предложения денег в 1993 году были значительно замедлены, что стало результатом проведения умеренно жесткого курса денежно-кредитной политики.

Денежная база возросла в 5,2 раза, против 13,3 раз в 1992 году, что происходило в основном за счет кредитов ЦБ Правительству РФ, коммерческим банкам, странам СНГ и в результате накоплений международных резервов.

Наибольший удельный вес в денежной базе составили наличные деньги в обращении, их доля увеличилась до 59,9% с одновременным сокращением удельного веса на корреспондентских счетах банков до 25,1%.

Мультипликатор денежной массы (отношение денежной массы к денежной базе) в 1993 году оставался без изменения на уровне 1,7. Наибольший удельный вес в денежной массе составляли наличные деньги в обращении (36,2%), доля средств предприятий и организаций сократилась до 23,1%, удельный вес вкладов и депозитов возрос до 22%.

Вопрос 8.

Карточные расчеты - это обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств. Платеж считается оконченным, когда на счет получателя поступили денежные средства от плательщика и плательщик тогда получает свой товар, или считается, что услуги оплачены или плательщик погасил долг, например по кредиту.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. К преимуществам банковской карты можно отнести безналичную оплату товаров и услуг в любой валюте. В миллионах торговых точек по всему миру больше не придется думать, хватит ли вам наличных денег в местной валюте, чтобы оплатить покупки. Просто расплатитесь картой.

Хотя в США пластиковые карты появились в 50х гг., в России же эта система была "открыта" относительно недавно (всего несколько десятков лет). На сегодняшний день сотни банков, выпускают собственные карточки, причем многие из них выпускают карточки с логотипом крупнейших международных карточных ассоциаций ("Виза", "Мастер Кард" и др.).

В настоящее время в мире к денежной массе (общем запасе денег) относят разменную монету и мелкие денежные купюры, выпускаемые государственной казной.

Оставшиеся средства расчетов - безналичные, среди которых главную роль играют депозиты, то есть остатки денежных средств на банковских счетах.

Платеж, то есть окончательное урегулирование долговых обязательств между экономическими агентами, производится посредством денежного трансферта - передачи денег плательщиком получателю.

Наличные деньги и средства на счетах в центральном банке являются общеизвестным средством платежа и погашения долговых обязательств, в отношении денежных средств существует законодательное регулирование, точнее говоря отношения, возникающие вокруг оборота денег. Государство регулирует такие отношения в соответствии с законодательством, но для этого ему необходима финансовая поддержка и государство создало себе в помощь фискальную функцию (то есть государство взимает налоги с физических и юридических лиц).

Инструкции о платеже, передаваемые одним банком другому через коммуникационную систему СВИФТ называются переводами в системе СВИФТ. Эта система в основном предназначена для совершения платежей за границу. Специфика этой системы расчетов состоит в том, что сам акт отправки поручения не создает безотзывного обязательства со стороны банка-отправителя; выполнением платежных инструкций занимается банк-корреспондент - участник СВИФТа. Стандартный трансферт по СВИФТу занимает 3 дня, срочный - один рабочий день.

В системах жиро перевод денег осуществляется безналичным путем на основе поручения плательщика (должника) своему банку или почтовому учреждению, в зависимости от того, где открыт счет жиро. Взаимное урегулирование расчетов между банками - участниками системы производится специальными клиринговыми центрами в конце дня по итогам операций за день.

Вопрос 9.

Отрасли права, регулирующие денежную систему: конституционное право; административное право; финансовое право; уголовное право; экологическое (природоохранное) право; гражданское право; семейное право; трудовое право; земельное право; исправительно-трудовое право; уголовное процессуальное право; гражданское процессуальное право; арбитражное процессуальное право; международное публичное право; международное частное право.

Задача № 1

Работник покупает то, на что брал деньги и составляет авансовый отчет, где указывает, как потратил деньги. Эти траты он подтверждает документами. Если деньги остались, он возвращает их в кассу. Если денег не хватило, перерасход ему выплачивают из кассы.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр.

Согласно разъяснениям финансового ведомства, кассовые чеки признаются для целей налогового учета первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22, от 03.04.2007 N 03-03-06/1/209).

Задача № 2.

Сильно поврежденную настоящую купюру могут и не обменять. Например, если потери ее площади превосходят 45 процентов. Или из двух разных банкнот "склепали" одну. Это видно хотя бы по разным серийным номерам. Такой денежный знак признается неплатежеспособным, он не обменивается и не возвращается клиенту. На нем ставится штамп "В обмене отказано", наименование банка, его идентификационный код, дата, именной штамп и подпись лица, которое отказало в обмене купюры. Банкноты с проставленными штампами "В обмене отказано" и "обменено" подлежат уничтожению. Банкнота может подлежать обмену в двух случаях. Во-первых, когда она физически очень изношена. В особенности это касается мелких купюр. Но этот процесс естественный, и с ним ничего сделать нельзя. Каждая вещь стареет, и деньги - не исключение. Второй же критерий - если к купюре случайно "приложили руку". К таким повреждениям относятся надрывы, в том числе склеенные прозрачным скотчем, незначительные отверстия, проколы. Кроме того, в эту категорию попадают и незначительные загрязнения денежных знаков, с которыми сталкивался каждый: небольшие пятна, посторонние надписи, оттиски печатей.

Похожие работы на - Распределение финансов организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!