Изучение спроса на услуги Интернет-магазинов
ВВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы изучения покупательского
спроса на услуги Интернет-магазинов. Под спросом на услуги понимается
потребность общества и отдельных его членов в какой-либо услуге, обеспеченная
необходимыми денежными ресурсами. Это - желание, способность и готовность
субъектов приобрести то или иное количество услуг. В литературе часто
употребляется понятие «платежеспособный спрос», отражающее то количество услуг,
которое может оплатить покупатель. На потребительском рынке услуг спрос
определяется платежеспособностью населения.
Рыночный спрос - спрос, выражаемый таким количеством услуг, которое будет
куплено определенной группой покупателей, в определенном регионе, в
определенный период, по определенной цене. Для его определения проводятся
маркетинговые исследования. Спрос является основным фактором, определяющим
развитие фирмы (магазина, производственного предприятия и т.д.).
Результаты маркетинговых исследований предназначены для принятия решений
в области сегментирования рынка, разработки комплекса маркетинга и его
отдельных инструментов, конкурентоспособности товара и фирмы. Сегментирование
рынка - это процесс деления потребителей данного рынка на отдельные группы,
каждая из которых представляет свой специфический спрос на рынке. Сегмент - это
группа потребителей, одинаково реагирующих на определённый набор стимулов
маркетинга, предъявляющих специфический спрос на товар или услугу, обладающих
отличительными характеристиками. Рыночная ниша - это сегмент потребителей,
которому продукт, производимый данным предприятием, подходит для удовлетворения
потребностей лучше всего. Комплекс маркетинга - набор инструментов
воздействующих на внешнюю среду: товар, цена, системы распределения и
продвижения.
Конкурентоспособность - это превосходство товара или услуги на целевом
рынке над конкурирующими аналогами.
Объектом исследования данной курсовой работы является покупательский
спрос. В разделе 1 описывается изучаемая услуга, проводится анализ тенденций
развития мирового и российского рынка данной услуги. В разделе 2 описано
понятие спроса применительно к изучаемой услуге и методика количественной
оценки спроса. В разделе 3 представлена разработанная форма анкеты, а также
анализ её содержания. В разделе 4 результаты обработки анкет и анализ
полученной информации. В разделе 5 количественная оценка спроса на услугу и
выводы по результатам исследования.
1. Описание продукта
Интерне́т (англ. Internet) - всемирная система объединённых
компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как
Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. В настоящее время
подключиться к Интернету можно через спутники связи, радио-каналы, кабельное
телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии или
электропровода. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и
развивающихся странах.
Всё большее число людей делает покупки, не выходя из дома и даже не
вставая от компьютера. Интернет-магазины приобрели популярность и за последние
несколько лет их стало очень много. Когда появился первый подобный сервис и как
развивалась эта сфера?
Появление Всемирной паутины открыло ряд новых возможностей, которые
прежде были либо недоступны многим, либо вообще не рассматривались как
потенциально успешные и прибыльные. Справедливости ради стоит отметить, что
торговля по каталогам, дистанционная продажа билетов на самолёты и поезда и
прочие подобные услуги появились всё же прежде, чем возникла идея торговать по
Интернету. Степень удобства этих сервисов, конечно, определяется относительно
того времени, в котором они существуют, но факт остаётся фактом: сегодня
услугами Интернет-магазинов пользуется огромное число людей.
Электронная коммерция - молодая отрасль экономики. По факту, ей не более
трёх десятков лет. Но за такой короткий срок эта отрасль прошла довольно
впечатляющий путь и интерес, проявляемый к ней сегодня, вполне закономерен.
До 1990 года в Соединённых Штатах действовал регламент, согласно которому
использование Интернета в коммерческих целях было запрещено. Авторство этого
документа принадлежит Национальному научному фонду США. Не исключено, что
подобное ограничение было наложено в связи со спецификой Сети, создававшейся
изначально как военная сеть, а позднее - как межуниверситетский ресурс. После
1990 года ситуация в корне изменилась: крупные частные компании получили
разрешение на использование Сети. Ещё через некоторое время Правительство
страны и вовсе передало контроль за Интернетом в частные руки.
Годом рождения Интернет-магазинов считается 1994 год: Джефф Безос, хозяин
книжного магазина под названием Amazon, задумался над расширением своего
бизнеса. Уже в июле 1995 года был запущен сайт магазина.
Первоначально на Amazon можно было приобрести только книги, но постепенно
ассортимент расширялся. Уже через четыре года оборотные средства магазина
оценивались в несколько сотен тысяч долларов. Сегодня этот сервис - один из
крупнейших Интернет-магазинов в мире с многомиллионным денежным оборотом. При
всей успешности нового сервиса, самой главной проблемой, с которой столкнулись
разработчики, стала оплата покупок, сделанных через сайт. Потребовалось
сотрудничество с банками: ведь к тому времени в банковской системе уже имели
хождение пластиковые карты, значительно облегчавшие многие финансовые операции.
Компания First Virtual в 1994 году начала предлагать свои услуги по оплате
товаров в Интернете, так появилась первая электронная платежная система. Два
года спустя, в 1996-ом, MasterCard и Visa объявили о создании открытого единого
стандарта защиты расчетов в Интернете с применением пластиковых карт, который
именовался SET. Эта платформа вполне успешно функционирует в Сети и сегодня, не
имея альтернатив. Со временем стали доступны и другие способы оплаты: наличный
расчёт, оплата через мультикассы, наложенным платежом, посредством электронных
денег. Несмотря на это, оплата покупок банковской картой является одним из
главных способов расчёта. Сегодня Интернет-магазин (англ. online shop или
e-shop) - это сайт, торгующий товарами или услугами посредством сети Интернет.
Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере, сформировать заказ на
покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ, например,
электронными деньгами.
Существует 3 типа Интернет-магазинов и отличаются они видом торговли:
· Интернет-магазины у которых сайт идет как дополнение к существующему
магазину. Например интернет-магазины «Белый Ветер», «Техносила», «Евросеть».
· Интернет-магазины торгующие только под заказ. Например
«Быстромебель» (мебель в размер).
· Интернет-магазины торгующие только через сайт, у которых есть
собственный склад. Например онлайн гипермаркет «OZON.RU»,
интернет магазин немецкой одежды «ОТТО».
Кроме этого, можно разделить Интернет-магазины по способу продажи:
· Фиксированная цена товара. Доставка либо изначально включена в стоимость,
либо рассчитывается отдельно в зависимости от способа и/или сроков доставки.
· Система аукциона.
Деятельность Интернет-магазинов регулируется, в первую очередь,
федеральным законом "О защите прав потребителей". Кроме этого,
подобные организации в обязательном порядке должны быть зарегистрированы во
всех надлежащих инстанциях (налоговая служба и пр.), а в качестве формы
организации может быть выбрано ОАО, ЗАО или ООО.
2. Обоснование цели и задач исследования
Спрос на
услуги Интернет-магазинов - это спрос, выражаемый таким количеством товаров,
которое будет куплено определенной группой покупателей через Интернет сайты, в
определенном регионе, в определенный период. Для его определения проводятся
маркетинговые исследования. Спрос является основным фактором, определяющим
развитие фирмы (магазина, производственного предприятия и т.д.).
Единицей измерения спроса на услуги Интернет-магазинов является
показатель, учитывающий количество покупок относительно общего числа
посещающего магазин.
Спрос на услуги Интернет-магазинов (С) можно рассчитать по формуле
Содного покупателя= A х B
Где А - среднее количество покупок электротехники в год во всех
магазинах,
В - количество покупателей из числа опрошенных, которые приобретают
технику в Интернет - магазинах.
Рассчитаем общий спрос (С) покупателей, которые приобретают технику в
Интернет - магазинах
= Содного покупателя x Nсемей
или
С = Содного покупателя х Nлюдей / Ксемейности
где: Содного покупателя - это спрос одного покупателя;семей - это
количество семей;людей - это количество людей, проживающих в исследуемом месте;
Ксемейности - это коэффициент семейности в исследуемом месте.
Исследование проводит независимая исследовательская организация «Sigma».
Цель исследования - оценка потенциального спроса на Интернет-магазины
электроники в г. Москве.
Вид опроса - личный опрос.
Задачи исследования:
· определение количества и категории покупателей, приобретающих электронику
в Интернет и розничных магазинах;
· выявление частоты посещений розничных и онлайн магазинов;
· выявление частоты покупок в розничных и онлайн магазинах;
· изучение факторов, влияющих на спрос;
· освоение методов изучения спроса.
3. Разработка инструментария исследования
Здравствуйте! Вас приветствует независимая исследовательская организация
«Sigma». Наша компания проводит исследование: «Изучение спроса на услуги
Интернет-магазинов электроники в г. Москве».
Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы данной анкеты.
Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые будут
использоваться только для изучения общественного мнения.
1. Как часто Вы покупаете электронику в год?
o 1 покупка в год
o от 2 до 4 покупок в год
o более 4 покупок в год
2. Вы пользуетесь услугами Интернет-магазинов электроники?
o Да
o Нет
Если Вы ответили «ДА»
|
Если Вы ответили «НЕТ»
|
3. Как часто вы совершаете покупки в Интернет-магазине
электроники? o Всегда, когда приобретаю электронику o Иногда
|
3. Как часто вы совершаете покупки в розничном магазине
электроники? o Всегда, когда приобретаю электронику o Иногда
|
4. Что влияет на Ваше решение о покупке в Интернет-магазине
электроники? o Возможность заказать и оплатить товары, не выходя из дома o Более низкие цены на товары o Большой выбор товаров
|
4. Что влияет на Ваше решение о покупке именно в розничных
магазинах? o Отсутствие
возможности опробовать товар в Интернет-магазинах o Отсутствие возможности
проконсультироваться с продавцом
|
5. Сколько раз до покупки вы заходите на сайт онлайн
магазина с целью изучить предложение? o Нисколько, захожу и сразу заказываю.
o
До 3 раз o Больше 3 раз
|
5. Сколько раз до покупки вы ходите в розничный магазин с
целью изучить предложение? o Нисколько, прихожу и сразу покупаю. o До 3 раз o Больше 3 раз
|
И в конце просим Вас ответить на несколько личных вопросов.
6. Укажите род Ваших занятий:
o Учащийся, студент;
o Рабочий;
o Работник сельского хозяйства;
o Служащий, специалист (инженер, врач и т.д.);
o Военнослужащий;
o Предприниматель;
o Пенсионер;
o Домохозяйка;
o В настоящее время не работаю;
o Др. вариант.
o Младше 18
o 18-25
o 26-55
o Старше 55
Анализ содержания опросного листа:
№ вопроса анкеты
|
Для решения какой задачи исследования будет использоваться
полученная информация
|
1, 3
|
Изучение объёма продаж электроники в год
|
2
|
Выявление группы покупателей, которые пользуются услугами
Интернет-магазинов
|
4
|
Изучение факторов, влияющих на спрос
|
5
|
Изучение количества посещений магазина до покупки товара
|
6, 7
|
Определение сегмента рынка
|
. Результаты первичной обработки анкет
В опросе приняли участие 10 человек.
Вопрос №1. Получены следующие результаты:
Частота покупок электроники в год:
Варианты ответов
|
Количество респондентов
|
Середина интервала (покупки в год)
|
|
Человек х
|
%
|
|
1 покупка в год
|
3
|
30
|
1
|
от 2 до 4 покупок в год
|
5
|
50
|
3
|
более 4 покупок в год
|
2
|
20
|
5
|
Итого
|
10
|
100
|
|
Дисперсия
Где D -
дисперсия,
x - анализируемый показатель, с черточкой сверху - среднее
значение показателя,
n - количество значений в анализируемой совокупности данных.,
x = (1х3 + 3х5 + 5х2) / 10 = 2,8
Среднее количество покупок в год равно 2,8.
D=((1-2,8)2 + (3-2,8)2 +
(5-2,8)2) / 3 =(3,24 + 0,04 + 4,84) / 3 = 2,7
Коэффициент вариации.
Где Q - среднее квадратическое отклонение,
равно квадратному корню из дисперсии
среднее значение показателя.
V =
1,6 /2,8 = 0,6
Вопрос
№2. Получены следующие результаты:
Выявление
количества пользователей Интернет-магазинов электроники:
Варианты ответов
|
Количество респондентов
|
Доля в %
|
Да
|
7
|
70%
|
Нет
|
3
|
30%
|
Итого
|
10
|
100%
|
Вопрос
№3. Получены следующие результаты:
Анализ как часто респонденты совершают покупки в онлайн и розничных
магазинах электроники:
В розничном магазине
|
Варианты ответов
|
Количество респондентов
|
Доля в %
|
Варианты ответов
|
Количество респондентов
|
Доля в %
|
Всегда, когда приобретаю электронику
|
5
|
50%
|
Всегда, когда приобретаю электронику
|
2
|
20%
|
Иногда
|
2
|
20%
|
Иногда
|
1
|
10%
|
Итого
|
7
|
70%
|
Итого
|
3
|
30%
|
Вопрос
№4. Получены следующие результаты:
Оценка
факторов, влияющих на спрос:
Интернет-магазин
|
розничный магазин
|
Варианты ответов
|
Количество голосов
|
Доля в %
|
Варианты ответов
|
Количество
|
Доля в %
|
Возможность заказать и оплатить товары, не выходя из дома
|
4
|
40%
|
Отсутствие возможности опробовать товар в
Интернет-магазинах
|
2
|
20%
|
Более низкие цены на товары
|
2
|
20%
|
Отсутствие возможности проконсультироваться с продавцом
|
1
|
10%
|
Большой выбор товаров
|
1
|
10%
|
Итого
|
3
|
30%
|
Итого
|
7
|
70%
|
|
|
|
Вопрос
№5. Получены следующие результаты:
Анализ
посещения магазина до момента покупки:
В Интернет-магазине
|
В розничном магазине
|
Варианты ответов
|
Количество респондентов
|
Доля в %
|
Варианты ответов
|
Количество респондентов
|
Доля в %
|
Нисколько, захожу и сразу заказываю.
|
2
|
Нисколько, захожу и сразу заказываю.
|
1
|
10%
|
До 3 раз
|
4
|
40%
|
До 3 раз
|
2
|
20%
|
Больше 3 раз
|
1
|
10%
|
Больше 3 раз
|
0
|
-
|
Итого
|
7
|
70%
|
Итого
|
3
|
30%
|
Вопрос №6.
Получены следующие результаты:
Род занятий
респондентов:
Варианты ответов
|
Количество респондентов
|
Структура респондентов (в % к итогу)
|
Учащийся, студент
|
3
|
30%
|
Рабочий
|
0
|
-
|
Работник сельского хозяйства
|
0
|
-
|
Служащий, специалист (инженер, врач и т.д.)
|
4
|
40%
|
Военнослужащий
|
0
|
-
|
Предприниматель
|
1
|
10%
|
Пенсионер
|
1
|
10%
|
Домохозяйка
|
1
|
10%
|
В настоящее время не работаю
|
0
|
-
|
Др. вариант
|
0
|
-
|
Итого
|
10
|
100%
|
Вопрос №7.
Получены следующие результаты:
Возрастная категория респондентов:
Варианты ответов
|
Количество респондентов
|
Структура респондентов (в % к итогу)
|
Младше 18 лет
|
1
|
10%
|
18-25 лет
|
2
|
20%
|
26-55 лет
|
6
|
Старше 55 лет
|
1
|
10%
|
Итого
|
10
|
100%
|
5. Количественная оценка спроса и выводы по итогам исследования
Новые технологии приносят с собой новые сервисы, услуги, магазины.
Интернет-магазины «наступают на пятки» рядовым розничным магазинам. Несмотря на
то, что онлайн-продажи через интернет-магазины в России занимают пока лишь 5%
от всей розничной торговли, эксперты отмечают о небывалых темпах роста в данном
сегменте рынка.
Раньше отечественные покупатели даже и представить не могли, что будут
отовариваться, не выходя за пределы квартиры или офиса. Теперь же
онлайн-магазины - отнюдь не диковинка. Здесь все по-настоящему: витрины,
консультанты, гарантийные талоны, чеки и даже товарные корзины. Есть, правда,
одно существенное и непоправимое отличие - в Сети продукцию нельзя понюхать и
потрогать. Зато через Интернет можно купить все: от карандаша до автомобиля.
Согласно прогнозу компании Euromonitor international, в России активность
Интернет-продаж растет не по дням, а по часам. Объем рынка в 2011 году
увеличился на 14%, перевалив за 150 млрд рублей.
Так в результате проведенного мной исследования интернет магазины
завоевали устойчивую аудиторию покупателей. Целый сегмент людей (большинство от
26 до 55 лет) предпочитает пользоваться именно этими сервисами в связи с тем,
что они в первую очередь предоставляют возможность заказать и оплатить товары,
не выходя из дома.
Я считаю, что это закономерно. За этим направлением, будущее торговли.
Но, без условно, для каждого продукта находится свой потребитель. И розничные
магазины будут всегда иметь свою аудиторию.
А пока мы можем говорить о том, что
спрос на Интернет-магазины велик, такими услугами пользуются 70% опрошенных
респондентов. Среднее количество покупок в год электротехники составило 2,8.
Тогда рассчитаем спрос одного покупателя (Содного покупателя) который
приобретает технику в Интернет - магазинах
Содного покупателя= A х B
Где А - среднее количество покупок электротехники в год во всех
магазинах,
В - количество покупателей из числа опрошенных, которые приобретают
технику в Интернет - магазинах.
Содного покупателя= 2,8 х 0.7 = 1,96
Рассчитаем общий спрос (С) покупателей, которые приобретают технику в
Интернет - магазинах
= Содного покупателя x Nсемей
или С = Содного покупателя х Nлюдей / Ксемейности
где: Содного покупателя - это спрос одного покупателя;семей - это
количество семей;людей - это количество людей, проживающих в исследуемом месте;
Ксемейности - это коэффициент семейности в исследуемом месте.
C =
1,96 x Nсемей или С = 1,96 х Nлюдей / Ксемейности
Рассчитаем общий спрос (С) покупателей, которые приобретают технику в
Интернет - магазинах г. Москвы:
С = 1,96 х Nлюдей / Ксемейности
С = 1,96 х 12 000 000 / 3 = 7 840 000
анкета
спрос розничный анализ
Список использованных источников
1. Лекции
по дисциплине Маркетинг Е.Г. Кухаренко
2. «Методические
указания к выполнению курсовой работы по дисциплине Маркетинг» Е.Г. Кухаренко
. «Учебное
пособие по дисциплине Маркетинг;» Е.Г. Кухаренко
. Учебное
пособие Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах; П.С. Завьялов