Прогнозирование бюджетного сектора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прогнозирование бюджетного сектора

Содержание

Введение

Глава 1. Структура бюджетного сектора

1.1 Бюджетные системы

1.2    Состав правительственного сектора

.3      Дисциплина труда и ее роль в совершенствовании производственных факторов условий труда

Глава 2. Представление агрегатов

.1 Типы бюджетных операций

.2 Композиция бюджета

.3 Государственный долг

Глава 3. Прогнозирование бюджета

.1 Статьи доходов и грантов

.2 Статьи расходов

.3 Финансирующие статьи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Нельзя не согласиться с великим русским драматургом: «деньги текут как вода, если ими не распоряжаться трезво, и для любой экономической единицы, включая правительство, основной проблемой являются поддержание сбалансированного бюджета и поиск средств для финансирования дефицита».

Бюджетный сектор, называемый также правительственным государственным или фискальным сектором, суженно представленный государственным бюджетом, служит прежде всего для перераспределения доходов. Расходы государственного бюджета являются составной частью афегированного спроса.

Бюджетный сектор в целом представляет собой важнейший, а во многих странах и просто крупнейший сектор экономики и практически всегда является тем сектором, над которым правительство имеет наиболее полный контроль. Структура и механизм функционирования бюджетного сектора в критической степени зависят от того, какая бюджетная система применяется в той или иной стране.

Именно поэтому тема прогнозирования бюджетного сектора очень актуальна, по нашему мнению. прогнозирование бюджетное доход расход

В силу больших различий в композиции бюджетов да и в подходе к самому бюджетному процессу в большинстве стран, в целях его программирования и обеспечения межстрановой сопоставимости, прежде всего осуществляется его пересчет в стандартную форму,

Бюджет составляется и утверждается на год и прогнозируется на несколько лет вперед. Бюджетный год может совпадать с календарным, но может и отличаться от него. Данные в бюджете могут представляться либо на наличной основе учета, признающей поступления при получении наличных денег и расходы при выплате наличных, либо на основе принципа наращивания, в соответствии с которым доходы и расходы признаются в момент возникновения обязательства, хотя наличными они еще не получены или не выплачены.

Бюджет находится в распоряжении правительственного сектора экономики, охватывающего все правительственные единицы, образованные в результате политического процесса, осуществляющие монопольную власть в стране в интересах экономического, социального и политического развития, направленную преимущественно на предоставление общественно-необходимых услуг.

В некоторых странах правительство частично выполняет функцию банковского сектора, принимая депозиты. В этом случае такие депозиты могут использоваться для финансирования дефицита бюджета, однако статистически они показываются как займы правительства у банковской системы.

Финансирование происходит из источников внутри страны и из-за рубежа. В целях внутреннего финансирования займы могут получаться центральным правительством от других частей центрального правительства (перераспределение средств между министерствами) и от правительств более низкого уровня (областных и городских правительств). Поскольку правительство по закону ряда стран нередко имеет контроль над центральным банком, который может быть даже подчинен министерству финансов, бюджет может заимствовать средства у денежных властей (центрального банка), делая это за счет получения прямых займов или сокращения своих депозитов в ЦБ, сокращения запасов наличности, находящейся в распоряжении правительства. Переводы в государственный бюджет нереализованной прибыли ЦБ, возникшей в связи с изменением цены золота или валютного курса валют, из которых состоят государственные резервы, также считаются займами у банковской системы, даже несмотря на то, что у правительства не возникает обязательства оплатить эти займы. Однако переводы в бюджет реализованной прибыли ЦБ, возникшей в результате его купли-продажи иностранной валюты или золота, классифицируются как доход бюджета, а не как его финансирующая статья. Чаще всего правительство занимает деньги у банковской системы путем выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются среди банков под привлекательный процент, либо путем сокращения правительственных депозитов в коммерческих банках, которые держатся там в целях регулирования ликвидности. Внутреннее финансирование дефицита бюджета может осуществляться и из других источников, представляющих собой все те организации внутри страны, которые покупают и держат государственные долговые обязательства, - страховые компании, пенсионные фонды, промышленные предприятия, частные лица и пр.

С макроэкономической точки зрения, государственные расходы представляют собой государственный спрос, который является важнейшей составной частью совокупного спроса. Факт существования дефицита бюджета может означать чрезмерный объем государственного спроса, который поглощает крупную долю внутреннего кредита, вытесняя тем самым частный сектор. Аналогичным образом избыток бюджета может означать, что правительство оказывает сдерживающее влияние на экономику, ограничивая бюджетный спрос.

Целью данной курсовой работы является изучение прогнозирования бюджетного сектора.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

а) рассмотрение структуры бюджетного сектора;

б) представление агрегатов;

в) раскрытие понятия государственного долга;

г) изучение процесса прогнозирования бюджета.

Глава 1. Структура бюджетного сектора

1.1 Бюджетные системы

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах [1, с. 88].

Практически во всех странах бюджет составляется и утверждается на год, во многих прогнозируется на несколько лет вперед. В редких случаях бюджет страны совпадает со сроком, на который избирается президент, но пересматривается и обновляется ежегодно. Бюджетный год может совпадать с календарным (январь-декабрь), но может и отличаться от него (июнь-июль, март-апрель). Со временем четкие различия между бюджетными системами стираются по мере того, как каждая страна развивает административную практику управления государственными финансами.

Наиболее четкие различия можно провести между британской, французской, американской и испано-латиноамериканской бюджетными системами.

Британская бюджетная система. Расходы фиксируются на основе реальных платежей. Различия между текущими и капитальными расходами отсутствуют: большая часть текущих платежей показывается "над чертой", а капитальные расходы - "под чертой" и считаются финансирующими статьями. Некоторые бывшие британские колонии (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, страны Карибского бассейна) делят расходы на текущие и капитальные. Бюджет представлен единым счетом, на который поступают доходы и с которого осуществляются расходы. Расходы, финансируемые за счет грантов, внешних и внутренних займов, включаются в бюджет. Бюджетные средства распределяются по министерствам по указанию министра финансов. Расходы фиксируются в момент выписки чека. Доходы фиксируются в момент депонирования чека на счет правительства в банке. Казначейство является частью правительства, но технические расчеты по его счетам ведутся центральным банком. Кредиты по овердрафту фиксируются как кредиты центрального банка правительству.

Французская бюджетная система. Расход бюджетных средств может означать не только реальную выплату денег, но и выписку чека, деньги по которому будут выплачены позже. Различия между текущими и капитальными расходами отсутствуют: капитальные расходы включаются в самостоятельный бюджет развития. Этой практики придерживаются многие страны Африки, в которых он финансируется в основном за счет внешней помощи и грантов. Во многих странах определенные доходы бюджета непосредственно привязаны к определенной статье расходов. Расходы некоторых государственных предприятий могут быть включены в приложение к бюджету. Все операции бюджета осуществляются с единого счета казначейства. Бюджетные средства распределяются среди агентств, которым разрешено их использовать, на основании указов, определяющих в каждом конкретном случае сумму и главу бюджета, по которой они проходят. Расходы фиксируются как агентствами, расходующими средства, так и казначейством. Доходы фиксируются, когда чек получается правительством, до его депонирования в банк.

Американская бюджетная система. Под расходом бюджетных средств обычно понимается подтвержденное законодательно обязательство совершить определенные платежи. Различия между текущими и капитальными расходами отсутствуют. Операции осуществляются с единого счета. Несколько специальных бюджетных счетов ведутся для оплаты крупных государственных проектов. Бюджетные средства выделяются министерствам поквартально. Расходы фиксируются в момент выписки чека. Доходы фиксируются в момент получения чека правительством. Счета ведутся на основе бюджетного года.

Испано-латиноамериканская бюджетная система. Расход бюджетных средств может означать как реальный перевод денег из казначейства на счета министерств, так и выписку платежного поручения, деньги по которому могут быть выплачены позже. Некоторые доходы бюджетов могут быть непосредственно привязаны к определенным статьям расходов. Расходы, финансируемые за счет внешних грантов и займов, включаются в бюджет. Бюджетные операции могут осуществляться как с единого счета, так и с нескольких счетов. В некоторых латиноамериканских странах консолидированного государственного бюджета нет - каждое министерство имеет свой бюджет. Бюджетные средства чаще всего выделяются на основе указа президента непосредственно после утверждения бюджета парламентом. Расходы фиксируются всеми участвующими сторонами: на этапе выделения средств, выдачи платежного поручения, перевода средств из казначейства в министерства, поставки товаров, оплаты чека. Доходы фиксируются в момент депонирования чека на счет правительства в банке. Техническое управление бюджетными средствами осуществляется либо центральным банком, либо уполномоченным на то коммерческим банком [6, с. 379].

Таким образом, бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Структура и механизм функционирования бюджетного сектора в критической степени зависят от того, какая - британская, французская, американская или испано-латиноамериканская - бюджетная система существует в той или иной стране.

1.2 Состав правительственного сектора

Бюджет находится в распоряжении правительства, точнее говоря - правительственного сектора экономики.

Правительственный сектор - все правительственные единицы, образованные в результате политического процесса, осуществляющие монопольную власть в стране в интересах экономического, социального и политического развития, направленную преимущественно на предоставление общественно-необходимых услуг [9, с. 159].

Организационно правительственный сектор состоит из:

• центрального правительства, имеющего центральный государственный бюджет и осуществляющего юрисдикцию над всеми частями страны;

• региональных (областных, краевых и пр.) правительств, имеющих независимый от центрального правительства бюджет, пополняемый из иного источника, чем центральный бюджет;

• местных правительств (городских, районных), располагающих своим бюджетом, пополняемым из источников, иных чем центральный или региональные бюджеты;

• других наднациональных органов, осуществляющих функции сбора налогов и расходования государственных средств.

В состав правительственного сектора входят фонды социального страхования, финансируемые правительством, пенсионные фонды сотрудников правительственных учреждений, небольшие правительственные предприятия (правительственные издательства, столовые в правительственных учреждениях и т.п.). Государственные предприятия не входят в правительственный сектор, они считаются частью реального нефинансового сектора экономики. Примером может служить нефтедобывающая промышленность, которая в большинстве стран находится в государственной собственности, государственные средства коммуникаций (железные и шоссейные дороги, почта, связь и пр.). Государственные финансовые предприятия (банки, включая центральный банк), принимающие депозиты, относятся к денежному сектору экономики [5, с. 120].

Следуя вышесказанному, правительственный сектор экономики - это все правительственные единицы, образованные в результате политического процесса, осуществляющие монопольную власть в стране в интересах экономического, социального и политического развития, направленную преимущественно на предоставление общественно-необходимых услуг. Организационно правительственный сектор состоит из центрального правительства, региональных (областных, краевых и пр.) правительств, местных (городских, районных) правительств и других наднациональных органов, осуществляющих функции сбора налогов и расходования государственных средств.

1.3 Дисциплина труда и ее роль в совершенствовании производственных факторов условий труда

Дисциплина труда является объективно необходимой формой связи между работниками, участвующими в процессе труда. Ее основное требование заключается в том, чтобы люди, участвующие в едином или разных, но связанных между собой процессах труда, подчинялись определенному порядку поведения. Характер этого подчинения, с одной стороны, определяется особенностями применяемой техники и технологии производства, с другой - является производным от социально-экономических отношений, установившихся в обществе и в трудовом коллективе.

Состояние дисциплины труда в конкретной организации зависит от многих факторов и условий. Под факторами следует понимать причины, которые порождают нарушения трудовой дисциплины или сокращают их численность. Условия сами непосредственно не влияют на рост либо уменьшение количества нарушений трудовой дисциплины, но способствуют этому через определенные факторы или группы факторов. К условиям можно отнести, например, совершенствование материального и морального стимулирования, прочие социально-экономические, а также организационные предпосылки [8, с. 159].

Для укрепления дисциплины труда нужно уметь правильно использовать стимулы к труду и реализовать экономические интересы работников. Нельзя укреплять дисциплину труда, повышать активность людей, не проявляя внимания к их жизненным условиям, к личным интересам. Материальный интерес тесно связан с общественно-производственной деятельностью людей. Он является стимулом трудовой деятельности. Характерная особенность современной системы стимулирования состоит в том, что оплата труда работников непосредственно зависит не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы всего персонала предприятия. Сознательная дисциплина возникает на базе понимания персоналом предприятия единства целей, которое основано на чувстве взаимной ответственности работников за выполнение порученной им работы.

Тем не менее, в нашем обществе нередки случаи нарушения трудовой, производственной и технологической дисциплины. В экономике все еще велики потери рабочего времени, связанные с опозданиями, прогулами, пьянством и другими нарушениями дисциплины.

Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развития страны, улучшения жизни людей.

Проанализировав литературу, мы считаем, что такое дробление дисциплины имеет значение для организации труда в каждом конкретном случае. С экономико-правовой точки зрения подобное деление дисциплины на трудовую и производственную нецелесообразно и не логично. Во-первых, все виды производственной дисциплины находят свое закрепление в локальных нормативных актах, которые определяют трудовой распорядок работников, то есть выполнение производственной дисциплины входит в подчинение установленному трудовому распорядку. И, во-вторых, ни в Трудовом Кодексе, ни в других нормативных актах не существует отдельного вида ответственности за нарушение производственной дисциплины. То есть производственная дисциплина входит в содержание понятия дисциплины труда.

Анализируя сложившуюся в целом ситуацию по ухудшению трудовой дисциплины, мы считаем, что основной причиной такой ситуации надо признать безответственность, халатность, пьянство, корысть, индивидуализм, максимизацию потребления материальных благ.

Министерства информации, печатные и электронные средства массовой информации должны систематически освещать организаторскую и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, наведению общественного порядка, по профилактике пьянства и алкоголизма, в том числе среди участников дорожного движения; исключить пропаганду жестокости, насилия и других аморальных проявлений [13, с. 61].

Также считаем необходимым выделить следующие факторы, способствующие низкой дисциплине на предприятии:

) Несправедливость в оплате труда и оценке заслуг сотрудников;

) Сложная производственная и организационная структура;

) Низкое качество должностных инструкций;

) Необоснованная система отбора персонала.

Воздействуя на каждый из этих факторов можно в значительной степени повлиять на трудовую дисциплину на предприятии.

Низкой трудовой дисциплине в значительной мере способствует атмосфера отчуждения, а также зачастую неоправданный разрыв в доходах высшего слоя управляющих и основной части персонала. Все перечисленные выше факторы, влияющие на уровень трудовой дисциплины, в своей совокупности отражают сложившуюся ситуацию с трудовой дисциплиной.

Социально-экономическое развитие страны, повышение темпов экономического роста за счет интенсификации производственного процесса, ускорение научно-технического прогресса требует решительного повышения организованности и порядка на производстве, принятия действенных мер по укреплению трудовой дисциплины, добросовестного отношения к труду, сокращения потерь рабочего времени [8, с. 165].



Глава 2. Представление агрегатов

2.1    Типы бюджетных операции

Перечень операционных бюджетов можно представить в виде упрощенной схемы (Рис. 2.1).

Рис. 2.1. Схема формирования основного бюджета

Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж.

Бюджет продаж - операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида товара. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля товаров и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу организации [2, 101 с.].

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления основного бюджета он находится ближе к отчету о прибылях и убытках. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.

Бюджет производства - это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:

ТМС  готовых  товаров на начало  периода         +             Планируемый объем  производства  товаров      =             Планируемый объем  продаж  +             ТМС  готовых  товаров  на конец периода          ,(2.1)


где ТМС готовых товаров на начало периода и на конец периода - запас на складе готовых товаров на начало и конец периода соответственно.

Необходимый объем выпуска товаров определяется, таким образом, как планируемый объем продаж плюс желаемый запас товаров на конец периода минус запасы готового товара на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса товаров на конец периода. С одной стороны, большой запас товаров поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

Как правило, запас готовых товаров на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовых товаров. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев организации относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Бюджет прямых затрат на материалы - это количественное выражение плановых показателей прямых затрат организации на использование и приобретение основных видов сырья и материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда - это количественное выражение плановых показателей затрат организации на оплату труда основного производственного персонала.

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают, что он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставках оплаты труда основного производственного персонала. Кроме того, в данном бюджете выделяют фиксированную и сдельную части оплаты труда.

Бюджет производственных накладных затрат - это количественное выражение планов относительно всех затрат организации, связанных с производством товара за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Бюджет управленческих расходов - это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом товара. К управленческим расходам относят затраты на содержание аппарата управления организацией (отдела кадров, бухгалтерии, отдела труда и заработной платы и др.), отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров в натуральном или стоимостном выражении [2, с. 105].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что процесс бюджетирования начинается с составления бюджета продаж. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля товаров и т.д. Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов. Бюджет производства опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовых товаров. Бюджет производственных накладных затрат - количественное выражение планов относительно всех затрат организации, связанных с производством товара за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Бюджет управленческих расходов - это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом товара.

.2 Композиция бюджета

В широком смысле слова бюджет - баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, в другой - расходы. Представление бюджета в каждой стране различно, однако статьи любого бюджета можно переклассифицировать таким образом, чтобы все их можно было отнести к одной из следующих групп - доходы, гранты, расходы, кредиты минус субсидии, финансирование (Табл. 2.1).

Таблица 2.1

Операции правительства

1. Всего доходы и гранты

2. Всего расходы и кредиты минус платежи

Всего доходы Текущие доходы Доходы от налогов Налог на доход, прибыль и прирост капитала Взносы на социальное страхование Налог на фонд зарплаты и рабочую силу Налоги на собственность Внутренние налоги на товары и услуги Налоги на внешнюю торговлю и сделки  Прочие налоги  Неналоговые доходы  Доход от предпринимательства и собственности  Административные сборы и взносы  Пени и штрафы  Взносы в правительственные пенсионные фонды  Прочие неналоговые доходы  Капитальные доходы  Продажи основных фондов  Продажи запасов  Продажи земли и неосязаемых активов

Всего расходы  Текущие расходы  Расходы на товары и услуги  Зарплата и жалованье  Взносы работодателя  Платежи процентов  Внутри страны  За рубеж  Субсидии и другие текущие переводы  Капитальные расходы  Приобретение основных фондов  Покупка запасов  Покупка земли и нематериальных активов  Капитальные трансферты  Внутри страны  За рубеж

Гранты/Дары Из-за границы  От других уровней национального правительства

Всего кредиты минус платежи  Внутри страны  За рубеж

3 = 1 - 2. Общий дефицит/избыток

4 = 3. Всего финансирование  Внутреннее финансирование  От других уровней правительства  От денежных властей  От банков, принимающих депозиты  Прочее внутреннее финансирование  Внешнее финансирование  Международными институтами развития  Зарубежными правительствами  Прочие займы из-за рубежа  Изменение в запасах наличных, депозитов и ценных бумаг


• Доходы бюджета. Все невозмещаемые поступления в бюджет, будь то обеспеченные или необеспеченные, за исключением поступлений, получаемых от других правительств и международных организаций. Показываются в валовом выражении.

Доходы могут быть текущими и капитальными. Текущие доходы включают доходы от сбора налогов, а неналоговые поступления - доходы от собственности, штрафы, сборы, частные дары, доходы от правительственных предприятий, таких как издательства, министерские столовые, парковка в правительственных зданиях и т.п.

Налоги представляют собой принудительные неоплачиваемые и необеспеченные взносы, собираемые правительством для удовлетворения общественных нужд, и включают не только прямые и косвенные налоги, собираемые в государстве, но и штрафы за неуплату налогов, переводимую в бюджет прибыль от государственных финансовых и иных монополий (на торговлю алкоголем, табаком и пр.), от купли-продажи иностранной валюты ЦБ [10, с. 229].

• Гранты. Все невозмещаемые необеспеченные поступления в бюджет, не носящие принудительного характера, от иностранных правительств или международных организаций.

Подобные поступления от неправительственных организаций относятся к доходам. Гранты могут предоставляться либо для финансирования реализации определенного проекта, либо просто для поддержания бюджета дружественных государств, испытывающих трудности. Гранты не считаются статьей финансирования бюджета и показываются в его доходной части, а не "под чертой".

Если грант предназначен для приобретения средств производства, он считается капитальным. Все остальные гранты относятся к текущим. Гранты отличаются от займов тем, что по грантам не наступает контрактного обязательства выплачивать полученные суммы. Однако прощенная задолженность грантом не считается, поскольку списание долга не позволяет увеличить текущие расходы правительства, так же как и гранты, полученные в натуре.

• Расходы бюджета. Все невозмещаемые необеспеченные платежи правительства из бюджета для финансирования текущих или капитальных расходов. Показываются в валовом выражении по секторам экономической деятельности правительства - государственное управление, оборона, правопорядок, образование, здравоохранение и т.д.

Расходы на каждый сектор разбиваются на текущие и капитальные. К числу текущих расходов относятся расходы на выплату зарплат государственным служащим, взносы в социальные и пенсионные фонды, платежи процентов по внутреннему или внешнему долгу, субсидии и прочие трансферты.

Текущие расходы состоят из расходов на товары и услуги в форме выплаты зарплаты государственным служащим, которые показываются в бюджете до уплаты ими налогов с этих доходов. В понятие зарплаты включаются базовая зарплата, сверхурочные, доплата за жилье, бонусы, тринадцатая зарплата, оплата транспорта на работу и с работы и другие выплаты наличными. В текущие расходы бюджета также входят взносы, осуществляемые правительством за своих работников, в фонды социального страхования и пенсионные фонды, находящиеся как внутри правительства, так и вне его, а также закупки всех товаров правительственными органами, за исключением средств производства [10, с. 304].

• Кредиты минус платежи. Состоит из валовых кредитов, предоставляемых правительственными органами, которые получают средства только из бюджета для достижения це­лей государственной политики, а не для управления ликвидностью, за вычетом платежей по подобным кредитам, предоставленным ранее.

• Общий дефицит. В любой системе учета доходы должны равняться расходам. Поэтому размер общего дефицита или избытка государственного бюджета в критической степени зависит от того, какие именно статьи включены в доходы и расходы, а точнее говоря, какие расходы считаются расходами, создающими дефицит, и какие статьи доходов считаются доходами, его финансирующими. В целом, аналогично платежному балансу, проблема заключается в том, где именно провести "черту", оставив над ней все то, что приводит к созданию дефицита, а под ней - все источники его финансирования. Очень редко, лишь в отдельные годы, в немногих странах фиксируется положительное сальдо бюджета. В подавляющем большинстве стран существует его дефицит.

Дефицит бюджета - часть расходов и предоставленных кредитов, которая превосходит поступления в бюджет от налогов, грантов и погашения прошлых кредитов и которая покрывается правительством за счет получения займов или сокращения резервов.

Операционный дефицит- дефицит, рассчитанный путем переноса платежей процента по правительственному долгу из расходов в раздел финансирования. Считается, что платежи процента должны быть в разделе финансирования, поскольку только сам факт их выплаты позволяет финансировать государственный бюджет за счет заемных средств. Иначе никто просто не стал бы покупать государственные ценные бумаги.

Первичный дефицит- дефицит, рассчитанный вообще, за исключением платежей процента по правительственному долгу, с целью исключить влияние на бюджет проблем, возникших в предыдущие годы, и оценить фискальную позицию только текущего года.

Внутренний/внешний дефицит- дефицит, рассчитанный отдельно по операциям правительства внутри страны и в его отношениях с зарубежными странами. Если правительство осуществляет крупные операции с зарубежными странами, получая или предоставляя кредиты, гранты или получая инвестиционный доход, то нередко в аналитических целях составляются отдельные бюджеты внутренних и международных операций правительства. Тогда только бюджет внутренних операций правительства используется для анализа спроса на внутренний кредит и воздействия на рост денежной массы.

• Финансирование дефицита бюджета. Мобилизация правительством ресурсов для покрытия дефицита бюджета или распределение ресурсов, возникших в результате его положительного сальдо. В отличие от всех находящихся "над чертой" статей бюджета финансирование включает изменение в государственных пассивах и активах, которые осуществляются в целях управления ликвидностью, а не в целях реализации государственных программ [6, 389 с.].

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что бюджет - баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, в другой - расходы. Статьи любого бюджета можно переклассифицировать таким образом, чтобы все их можно было отнести к одной из следующих групп - доходы, гранты, расходы, кредиты минус субсидии, финансирование. Доходы представляют собой все невозмещаемые поступления в бюджет, будь то обеспеченные или необеспеченные, за исключением поступлений, получаемых от других правительств и международных организаций. Гранты состоят из невозмещаемых и необеспеченных поступлений в бюджет, не носящих принудительного характера, от иностранных правительств или международных организаций. Расходы покрывают все невозмещаемые и необеспеченные платежи правительства из бюджета для финансирования текущих или капитальных расходов. Кредиты минус платежи состоят из валовых кредитов, предоставляемых правительственными органами для реализации государственных программ за вычетом платежей по подобным кредитам, предоставленным ранее. Дефицит бюджета - часть расходов и предоставленных кредитов, которая превосходит поступления в бюджет от налогов, грантов и которая финансируется правительством за счет мобилизации ресурсов внутри страны и за рубежом.

2.3 Государственный долг

По Плотницкому М.И., государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за минусом бюджетных излишков [14, с. 376].

Как считает Сажина М.А., государственный долг - неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д. [17, с. 573].

Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства [11, с. 225].

С точки зрения материально-вещественного содержания, государственный долг выступает как сумма долговых обязательств государства государства по выпушенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое представление о государственном долге.

Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц.

На наш взгляд, следует различать совокупный долг и государственный долг. Совокупный долг - это более широкое понятие, которое включает не только государственный долг, но и долг финансовых и нефинансовых организаций. Государственный, или общественный, долг - это задолженность только органов государственной власти разных уровней перед другими секторами хозяйства (Рис. 2.2).

Рис. 2.2 Схема структуры совокупного долга

Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по выплате доходов кредиторов по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок по которым наступил, образует текущий государственный долг [11, с. 235].

Государственный долг может классифицироваться либо в зависимости от того, кто предоставляет займы правительству (Табл. 2.2), либо по типу долгового инструмента, издаваемого правительством (Табл. 2.3).

Таблица 2.2

Государственный долг: классификация по типу держателя долга

Внутренний долг 

Внешний долг

Другим частям правительства  Денежным властям  Банкам, принимающим депозиты  Прочий внутренний долг  Другим финансовым институтам  Нефинансовым государственным предприятиям  Нефинансовому частному сектору  Корректировка стоимостной оценки

Международным организациям развития  Иностранным правительствам  Прочий внешний долг  Банковские займы и авансы  Кредиты поставщиков  Прочий внешний долг  Корректировка стоимостной оценки

 

Таблица 2.3

Внутренний долг

Внешний долг

Изменение внутреннего долга в течение  периода

Изменение внешнего долга в течение  периода

Долгосрочные облигации  Краткосрочные облигации  Долгосрочные займы Краткосрочные займы и авансы  Другие внутренние обязательства

Долгосрочные облигации  Краткосрочные облигации  Долгосрочные займы,  Краткосрочные займы и авансы  Другие внешние обязательства

Чистые внутренние займы  Чистые дисконты и премии на новые выпуски и погашения  Любые чистые добавления накопленного  процента к долгу

Чистые внешние займы  Чистые дисконты и премии на новые выпуски и погашения  Любые чистые добавления накопленного  процента к долгу


Государственный долг может быть внутренним, если его держателями являются резиденты, и внешним, если его держателями являются нерезиденты. Внутри страны центральное правительство может занимать деньги у других частей правительства. Эти займы входят в состав долга только в том случае, если они должны в последующем погашаться. Правительство может занимать деньги у центрального банка, местных коммерческих банков, так же как и у других финансовых и нефинансовых институтов, в форме получения прямых кредитов или продажи им государственных долговых обязательств. Например, помимо банков в зависимости от правил, установленных в каждой конкретной стране, государственные ценные бумаги могут приобретать страховые компании, пенсионные фонды, частные лица, предприятия, общественные организации.

Внешний правительственный долг может возникать в результате займов в иностранной валюте, получаемых от международных банков развития, таких как Мировой банк. Европейский банк реконструкции и развития. Межамериканский банк развития и пр. Долг МВФ не включается в эту категорию, поскольку его кредиты зачисляются на счета ЦБ для пополнения валютных резервов страны, а их использование правительством для платежного баланса показывается как задолженность правительства денежным властям. Внешний долг также возникает в результате займов, получаемых от иностранных правительств и банков, и как результат покупки правительством в кредит товаров и услуг за рубежом. И внутренний, и внешний долг может возникать в результате займов как в национальной, так и в иностранной валюте. Поскольку валютный курс на момент приобретения долга может отличаться от текущего, в общую сумму как внутреннего, так и внешнего долга вносят поправку на изменение валютного курса.

Государственный долг - внутренний и внешний - может быть представлен несколькими типами долговых инструментов (Табл. 2.3). Долгосрочные облигации включают все ценные бумаги со сроком платежа более одного года, имеющие фиксированную процентную ставку и погашаемые после истечения срока, указанного при их размещении. Краткосрочные облигации и обязательства включают все обращающиеся на рынке ценные бумаги со сроком погашения менее одного года, процентной ставкой, фиксированной при размещении, и погашаемые по их номинальной стоимости в срок, установленный при их размещении. Если правительственная ценная бумага не предназначена для обращения на рынке, займы, осуществленные с ее помощью, относят к прочим долгосрочным или краткосрочным займам, в зависимости от срока платежа по ней. В другие обязательства включаются такие нетрадиционные виды займов, как, например, овердрафт правительства по своим счетам в банках. Долг считается внутренним, если держателем долгового инструмента является резидент, и внешним, если его покзшает нерезидент. Поскольку статистически накопленный долг представляет собой запасы денежных средств, их изменение в течение года показывают связанные с ростом долга потоки [6, с. 392].

Государственный долг тесно взаимосвязан с бюджетным дефицитом. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита; в зависимости от величины и причин государственного долга определяются мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Когда бюджет находится в состоянии дефицита, государственный долг увеличивается, так как правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, погасить свой долг. Но в любом случае долг правительства - это долг, покрываемый налогоплательщиками [14, 378 с.].

Таким образом, мы раскрыли понятие государственного долга: государственный долг - совокупность прямых обязательств правительства перед остальной экономикой и внешним миром, аккумуированных в результате бюджетных операций в прошлом, которые должны быть покрыты за счет бюджета в будущем. Государственный долг может классифицироваться либо в зависимости от того, кто предоставляет займы правительству, либо по типу долгового инструмента, издаваемого правительством. Государственный долг может быть внутренним, если его держателями являются резиденты, и внешним, если его держателями являются нерезиденты. Государственный долг тесно взаимосвязан с бюджетным дефицитом. Это объясняется тем, что государственные займы являются важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита; в зависимости от величины и причин государственного долга определяются мероприятия по сокращению бюджетного дефицита.

Глава 3. Прогнозирование бюджета

3.1 Статьи доходов и грантов

Для прогнозирования изменения доходов от налогов необходимо прежде всего составить представление о развитии в будущем главных показателей налоговой системы, которыми являются:

• Налоговая база - стоимость или объем, на который накладывается налог. Наиболее часто налоговой базой является стоимостный объем продаж, прибыли, импорта или дохода. Важно провести различие между законодательно определенной налоговой базой и реально существующей налоговой базой. Даже если законодательно определено, что налоги должны взиматься со всех доходов, отдельными решениями могут быть предоставлены налоговые льготы и изъятия для отдельных предприятий, отраслей, регионов и т.п. Тогда реальная налоговая база окажется уже установленной законодательно.

• Налоговая ставка - определенный законом процент налоговой базы, изымаемый государством в бюджет в качестве налога. Если налог взимается с цены товара или услуги, то он считается адвалорным; если с объема - специфическим. Важно учитывать, что бюджетные поступления от специфических налогов не изменяются с ростом инфляции, тогда как от адвалорных растут параллельно ей. Поэтому бюджетные доходы от адвалорных налогов обычно растут значительно быстрее, чем от специфических [18, 192 с.].

Изменение доходов бюджета в течение определенного периода может стать результатом разнообразных эффектов, в числе которых наиболее существенны следующие:

• автоматические эффекты - не зависящие напрямую от правительства изменения в доходе вследствие изменения в налогооблагаемой базе, например, рост стоимости импорта ведет к росту доходов от импортных пошлин;

• дискреционные эффекты - напрямую зависящие от решений правительства изменения в доходе вследствие изменений в самой налоговой системе - изменение ставки налога, введение новых налогов, изменение широты охвата налога, улучшение собираемости налогов.

Исходя из того, какие именно эффекты - автоматические или дискреционные или какая-либо их комбинация - преобладают в конкретной стране, прогноз доходов бюджета может основываться на концепции энергетичности или эластичности доходов.

Энергетичность доходов - отношение процентного роста налоговых поступлений (T) к процентному росту ВВП (Y)²:

 (3.2)

Этот показатель определяет степень воздействия обоих - автоматических и дискреционных - эффектов на доходы бюджета. Если он больше единицы, то рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений более чем на единицу, и, наоборот, если он меньше единицы, то рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет менее чем на единицу. Рассчитывается на основе данных о реально собранных налогах и номинальном ВВП.

Эластичность доходов - отношение процентного роста налоговых поступлений (T) к процентному росту ВВП (Y) при условии отсутствия дискреционных эффектов:

 (3.3)

Показатель эластичности измеряет воздействие только автоматических эффектов на доходы бюджета. Он рассчитывается исходя из предположения о том, что правительство не принимало каких-либо решений об изменении ставок налогов, введении новых налогов, включении новых субъектов налогообложения в существующую налоговую структуру. Рассчитывается на основе данных о налогах, которые можно будет собрать, если правительство не предпринимает никаких шагов в налоговой сфере. Если эластичность принимается равной единице, то это означает, что бюджетные доходы должны расти тем же темпом, что и ВВП.

Чтобы определить, в какой степени доходы бюджета растут в результате роста налоговой базы (fi), а в какой - из-за роста ставки налога, формула эластичности доходов должна быть представлена следующим образом:

 (3.4)

Данная формула оценивает изменение темпа роста собираемости налогов в зависимости от изменения налоговой базы и, с другой стороны, изменение самой налоговой базы в зависимости от изменения ВВП.

Концепция эластичности доходов бюджета близка известной из общей макроэкономической теории концепции эластичности цен на товары. Связь заключается в том, что чем менее эластичен спрос на конкретный товар, подлежащий налогообложению, тем больше можно собрать налогов при повышении ставки налога на этот товар, ибо потребители все равно будут покупать его, даже несмотря на возросшую цену. Например, одним из теоретических обоснований увеличения налогов на алкоголь и табак является очень низкая эластичность спроса на них по цене: сколько ни увеличивай цены, люди продолжают пить и курить. Если дискреционные меры повышают доходы бюджета, то энергетичность будет выше эластичности, и напротив, когда действия правительства сокращают доходы, энергетичность ниже эластичности. Соответственно, концепция эластичности должна в основном использоваться для прогнозирования базового сценария бюджетного баланса, а энергетичности - для прогноза воздействия на него дискреционных мер, которые могло бы принять правительство.

Прогнозирование доходов от налогов заключается либо в эконометрической оценке функции зависимости налоговых поступлений от роста номинального ВВП, либо в максимальном дизагрегировании налогов на отдельные их типы и прогнозировании дохода от каждого типа налога отдельно. Например, доходы от импортных пошлин напрямую связаны с размерами импорта, и можно считать, что они будут расти в той же степени, в какой вырастет импорт. Если количество лет, во время которых происходят дискреционные изменения в налоговой системе, относительно невелико, наиболее рациональна оценка на базе имеющихся данных следующей функции:

 (3.5)

где Ɵ = 0 в годы, когда дискреционных изменений не было, и Ɵ = 1 в те годы, когда дискреционные изменения происходили. Если Ɵ = 0, то коэффициент  покажет степень эластичности налоговых поступлений по доходу, исключая любые изменения в налоговой системе, предпринимавшиеся правительством. Если Ɵ = 1, то  - степень энергетичности налогов по доходу, включая все изменения в налоговой системе, предпринятые правительством.

Если количество лет, во время которых происходят дискреционные изменения в налоговой системе, весьма велико, наиболее рациональной является оценка на базе имеющихся данных следующей функции:

 (3.6)

В данном случае Т представляет собой оценку налоговых поступлений, которые могли бы быть, если бы правительство не принимало никаких мер в налоговой сфере. Но поскольку дискреционные эффекты имели место, полученную на основе регрессии Т необходимо скорректировать на стоимостную оценку этих эффектов.

Прогнозирование неналоговых поступлений обычно весьма трудно в связи с большой неизвестностью масштабов будущих поступлений от продаж основных фондов, штрафов и предпринимательской деятельности правительства. Обычно оно основывается на здравом смысле, информации о намерениях правительства по реализации своего имущества и его приблизительной рыночной оценке, оценке роста поступлений от штрафов в зависимости от общей правовой ситуации в стране. Другие простые способы прогнозирования заключаются в продлении прошлых трендов или предположении, что неналоговые поступления будут расти пропорционально росту номинального ВВП.

Прогнозирование получения и предоставления грантов может основываться только на информации правительства о его намерении предоставить бюджетные гранты некоторым государствам или получить их от других стран. Конечно, в расчет должна приниматься как бюджетная ситуация стран-доноров, которые традиционно предоставляют гранты, так и страны, их получающей. Если в стране-доноре экономическая ситуация ухудшается, вполне вероятно, что в ближайшем будущем получаемые от нее гранты будут меньше или их предоставление будет вообще приостановлено.

С другой стороны, если получающая страна укрепляет свой бюджет, возможно, что иностранные гранты вовсе не потребуются [6, с. 395].

Сделаем вывод по вышесказанному: для прогнозирования изменения доходов от налогов необходимо прежде всего составить представление о развитии налоговой базы - стоимости или объема, на который накладывается налог, и налоговой ставки - процента налоговой базы, изымаемого государством в бюджет в качестве налога. Изменение доходов бюджета в течение определенного периода может стать результатом либо автоматических эффектов - не зависящих напрямую от правительства изменений в доходе вследствие изменения в налогооблагаемой базе, либо дискреционных эффектов - напрямую зависящих от решений правительства изменений в доходе вследствие изменений в самой налоговой системе.

.2 Статьи расходов

При прогнозировании статей расходов, которое осуществляется по отдельным статьям, чаще всего используется не изощренная эконометрическая техника, а весьма простые и очевидные взаимосвязи. Так, расходы на зарплату обычно зависят от изменения количества государственных служащих, уровня оплаты труда каждой из их категорий и изменения (индексации) этого уровня по мере развития инфляции на основе существующего законодательства. Расходы на товары и услуги в целом зависят от темпа инфляции в стране, бюджетных механизмов ограничения роста расходов. Платежи процентов по долгам определяются размером внешнего и, соответственно, внутреннего долга и процентной ставкой. Субсидии и текущие переводы зависят от общей экономической ситуации в стране, уровня прибыльности предприятий и тенденций развития безработицы, поскольку одной из разновидностей текущих переводов является пособие по безработице. Необходимо учитывать и демографические факторы, ибо от них зависят размеры расходов на выплаты стипендий и пенсий. В большинстве случаев постатейный прогноз расходов необходимо скорректировать на те меры, которые собирается принять правительство для сдерживания расходов, например для подавления инфляции или, наоборот, их роста, чтобы, к примеру, стимулировать экономический рост [4, с. 93].

Рост расходов должен быть соизмерим с ростом доходов. В противном случае правительство вынуждено принимать меры по их ограничению.

Секвестирование расходов - ограничение бюджетных расходов размерами поступлений в бюджет от текущих доходов, внутреннего и внешнего финансирования.

Своеобразный способ секвестирования расходов заключается в наращивании задолженности бюджета перед получателями бюджетных средств, в аккумулировании бюджетных неплатежей, что было характерно для России в 1990-е гг.

В условиях высокой инфляции все статьи бюджета в целях обеспечения межвременной сопоставимости можно выражать как процент ВВП в текущих ценах (Табл. 3.4) [20].

Таблица 3.4

Консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-апрель 2011-2012 гг.


январь-апрель 2012 г.

январь-апрель 2011 г.

отклонение


млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

Или ВВП

Доходы, в том числе:

2 434,4

13,7

2 511,7

16,1

- 2,4

- налог на прибыль организации

606,7

3,4

749,7

4,8

- 1,4

637,0

3,6

558,7

3,6

0,0

- акцизы внутренние

132,2

0,8

108.2

0,7

- 0,1

- доход на совокупный доход

119,5

0,7

89,1

0,6

0,1

- налог на имущество

254,8

1,5

244,4

1,6

- 0,1

- безвозмездные поступления от других бюджетов системы РФ

532,1

3,0

578,2

3,7

- 0,7

Расходы, в том числе:

2 148,3

12,1

1 807,9

11,6

 0,5

профицит (дефицит)

286,0

1,6

703,7

4,5

- 2,9

оценка ВВП

17 800,0


15 682,0



 

По данным консолидированного бюджета РФ за январь-апрель 2012 г. составили 13,7% ВВП, что на 2,4 п.п. ВВП ниже значения за аналогичный период 2011 г.

Очевидна тенденция сокращения доходов консолидированного бюджета в 2012 г. относительно 2011 г.: если по итогам января доходы бюджетов субъектов РФ в текущем году были выше доходов января 2011 г. на 1,3 п.п. ВВП, то уже по итогам двух месяцев 2012 г. отклонение составило 0,8 п.п. ВВП относительно января-февраля 2011 года. А по итогам четырех месяцев 2012 г. разрыв между доходами консолидированного бюджета субъектов РФ в 2012 г. и 2011 г. увеличился до минус 2,4 п.п. ВВП.

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-апреле текущего года выросли относительно этого же периода прошлого года на 0,5 п.п. ВВП и составили 12,1% ВВП, или 2148,3 млрд рублей.

Сокращение доходов и увеличение расходов консолидированного бюджета за январь-апрель 2012 г. в долях ВВП привело к уменьшению профицита бюджета субъектов РФ до 1,6% ВВП (286 млрд руб.), что на 2,9 п.п. ВВП ниже уровня января-апреля 2011 г. и на 0,7 п.п. ВВП ниже уровня января-марта 2012 г.

Основное сокращение объема поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ за четыре первых месяца 2012 г. относительно этого же периода прошлого года произошло по налогу на прибыль (на 1,4 п.п. ВВП) и межбюджетным трансфертам (на 0,7 п.п. ВВП).

Таблица 3.5

Расходы консолидированного бюджета РФ за январь-апрель 2011-2012 гг.


январь-апрель 2012 г.

январь-апрель 2011 г.

отклонение


млрд руб.

% ВВП

млрд руб.

% ВВП

Или ВВП

Расходы, всего в том числе:

2148,3

12,1

1807,9

11,6

0,5

Общегосударственные вопросы

136,3

0,8

131,5

- 0,1

Национальная оборона

0,9

0,0

0,7

0,0

0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

21,9

0,2

72,5

0,5

- 0,3

Национальная экономика

337,5

1,9

239,7

1,6

 0,3

Охрана окружающей среды

4,8

0,1

3,0

0,1

0,0

Образование 

582,2

3,3

440,3

2,8

0,5

Культура и кинематография

73,0

0,5

57,0

0,4

0,1

Здравоохранение

360,1

2,1

292,5

1,9

0,2

Обслуживание государственного долга

16,8

0,1

16,8

0,1

 0,0

Межбюджетные трансферты

5,8

0,1

5,5

0,1

 0,0

Динамика расходов консолидированного бюджета РФ на протяжении че

тырех месяцев 2012 г. остается неизменной. Основной прирост расходов наблюдается по разделам: «Образование» - на 0,5 п.п. ВВП, «Национальная экономика» - на 0,3 п.п. ВВП и «Здравоохранение» - на 0.2 п.п. ВВП.

Сокращение расходов произошло по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - на 0,3 п.п. ВВП. По остальным разделам по итогам января-апреля текущего года относительно аналогичного периода прошлого года в долях ВВП изменений не произошло либо изменения находились в пределах 0,1 п.п. ВВП.

Объем государственного долга субъектов РФ на 01.05.2012 г. составил 1161,9 млрд руб., что почти на 2 млрд руб. меньше, чем на начало апреля.

Следуя вышесказанному, прогнозирование получения и предоставления грантов может основываться на информации о намерении правительства предоставить бюджетные гранты другим государствам или получить их от других стран. Прогноз расходов осуществляется по отдельным статьям, и его результаты корректируются с учетом тех мер, которые собирается принять правительство для сдерживания расходов и подавления инфляции.

3.3 Финансирующие статьи

Источниками прогноза внешнего финансирования бюджета являются правительственные планы получения иностранных кредитов и предполагаемые выплаты по обслуживанию долга, которые обычно содержатся в кредитных соглашениях. Поступления и выплаты по кредитным соглашениям, отражаемые в национальной валюте в бюджете на основе бюджетного года, должны согласовываться со статьей поступлений и выплат по кредитам в платежном балансе, где они показываются в долларах на основе календарного года. Та часть внешних займов, которая используется для финансирования бюджетных расходов на приобретение иностранных товаров, удовлетворяет часть внутреннего спроса и не приводит к росту денежной массы [7, с. 216].

Финансирование дефицита за счет внутренних займов зависит от способности правительства размещать свои долговые ценные бумаги на внутреннем банковском и внебанковском рынке и обслуживать платежи по внутреннему долгу. Если спрос на долговые инструменты правительства в силу их высокой надежности велик и процентная ставка по ним, следовательно, ниже, чем по внешним кредитам, приоритет будет отдан внутреннему финансированию бюджета. Если же процент внутри страны, скорректированный на трансакционные издержки и рыночную оценку потенциальных рисков, выше, чем за рубежом, то скорее всего открьггая экономика будет искать финансирование для бюджета на мировом рынке. Особое внимание при прогнозировании источников и масштабов финансирования бюджета необходимо обратить на реальность правительственных планов по обслуживанию внешнего и внутреннего долга. Возможна ситуация, что он вырастет настолько, что новые займы будут полностью поглощаться платежами по прошлым займам и чистое финансирование для бюджета окажется нулевым или даже отрицательным.

Очевидно, что спрос бюджета на деньги для его финансирования неизбежно раздувает денежную массу и ведет к всплеску инфляции. Если этот спрос удовлетворяется за счет прямых кредитов центрального банка, который для этого просто создает резервные деньги, то с макроэкономической точки зрения это наихудший способ финансирования дефицита, имеющий неизбежные инфляционные последствия. Заимствование государством у банковской системы имеет несколько меньшее влияние на рост денежной массы, поскольку, отдавая деньги государству, банки тем самым ограничивают средства, за счет которых они смогли бы предоставлять кредиты. Займы государства могут бьггь настолько велики, что они вытеснят частный сектор с кредитного рынка, который не сможет конкурировать с бюджетом за ограниченную ликвидность, и подорвут тем самым потенциал экономического

роста. Наименее болезненным способом финансирования дефицита является заимствование средств у небанковской системы, что просто перераспределяет совокупный спрос от частного сектора к правительственному, но, по крайней мере, не увеличивает его. Поэтому приоритетным направлением политики в области финансирования дефицита бюджета является его финансирование за счет государственных займов из небанковских источников - пенсионных фондов, страховых компаний, промышленных предприятий, общественных организаций, частных лиц и пр. [12, с. 104].

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что финансирование дефицита бюджета происходит из внутренних и внешних источников. Из внутреннего финансирования наиболее инфляционным способом является заимствование у центрального банка, менее инфляционным - заимствование у коммерческих банков, практически совсем неинфляционным - заимствование за пределами банковской сферы.

Заключение

В первой главе данной работы мы рассмотрели структуру бюджетного сектора. Из этой главы мы узнали что:

) бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Структура и механизм функционирования бюджетного сектора в критической степени зависят от того, какая - британская, французская, американская или испано-латиноамериканская - бюджетная система существует в той или иной стране.

) правительственный сектор экономики - это все правительственные единицы, образованные в результате политического процесса, осуществляющие монопольную власть в стране в интересах экономического, социального и политического развития, направленную преимущественно на предоставление общественно-необходимых услуг. Организационно правительственный сектор состоит из центрального правительства, региональных (областных, краевых и пр.) правительств, местных (городских, районных) правительств и других наднациональных органов, осуществляющих функции сбора налогов и расходования государственных средств.

Мы также рассмотрели типы бюджетных операций. В процесс бюджетирования входят: бюджет продаж, бюджет коммерческих расходов, бюджет производства, бюджет производственных запасов, бюджет производственных накладных затрат, бюджет управленческих расходов.

Бюджет - баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, в другой - расходы. Статьи любого бюджета можно переклассифицировать таким образом, чтобы все их можно было отнести к одной из следующих групп - доходы, гранты, расходы, кредиты минус субсидии, финансирование.

Доходы представляют собой все невозмещаемые поступления в бюджет, будь то обеспеченные или необеспеченные, за исключением поступлений, получаемых от других правительств и международных организаций. Гранты состоят из невозмещаемых и необеспеченных поступлений в бюджет, не носящих принудительного характера, от иностранных правительств или международных организаций. Расходы покрывают все невозмещаемые и необеспеченные платежи правительства из бюджета для финансирования текущих или капитальных расходов. Кредиты минус платежи состоят из валовых кредитов, предоставляемых правительственными органами для реализации государственных программ за вычетом платежей по подобным кредитам, предоставленным ранее. Дефицит бюджета - часть расходов и предоставленных кредитов, которая превосходит поступления в бюджет от налогов, грантов и которая финансируется правительством за счет мобилизации ресурсов внутри страны и за рубежом.

Раскрыв понятие государственного долга, мы узнали, что он представляет собой совокупность прямых обязательств правительства перед остальной экономикой и внешним миром, аккумуированных в результате бюджетных операций в прошлом, которые должны быть покрыты за счет бюджета в будущем. Государственный долг может классифицироваться либо в зависимости от того, кто предоставляет займы правительству, либо по типу долгового инструмента, издаваемого правительством. Государственный долг может быть внутренним, если его держателями являются резиденты, и внешним, если его держателями являются нерезиденты. Государственный долг тесно взаимосвязан с бюджетным дефицитом.

Для прогнозирования изменения доходов от налогов необходимо прежде всего составить представление о развитии налоговой базы - стоимости или объема, на который накладывается налог, и налоговой ставки - процента налоговой базы, изымаемого государством в бюджет в качестве налога. Изменение доходов бюджета в течение определенного периода может стать результатом либо автоматических эффектов - не зависящих напрямую от правительства изменений в доходе вследствие изменения в налогооблагаемой базе, либо дискреционных эффектов - напрямую зависящих от решений правительства изменений в доходе вследствие изменений в самой налоговой системе.

Прогнозирование получения и предоставления грантов может основываться на информации о намерении правительства предоставить бюджетные гранты другим государствам или получить их от других стран. Прогноз расходов осуществляется по отдельным статьям, и его результаты корректируются с учетом тех мер, которые собирается принять правительство для сдерживания расходов и подавления инфляции.

Финансирование дефицита бюджета происходит из внутренних и внешних источников. Из внутреннего финансирования наиболее инфляционным способом является заимствование у центрального банка, менее инфляционным - заимствование у коммерческих банков, практически совсем неинфляционным - заимствование за пределами банковской сферы.

Список использованной литературы

1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. - 486 с.

2. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 672с.

3. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 536 с.

4. Басовский Л.Е., Лунёва А.М., Басовский А.Л., Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учеб. Пособие / Под ред. Л.Е. Басовского. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 222 с.

5. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2011. - 368 с.

. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 416 с.

7. Ковалева А.М. Финансы: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ковалевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010.- 384 с.

. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 512 с.

9. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 640 с.

. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРААМ, 2011. - 543 с.

. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2011. - 360 с.

. Николаева Т.П. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ. Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 234 с.

. Новицкий Ю.Н. Трудовое право Российской Федерации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 347с.

14. Плотницкий М.И. Курс экономической теории: Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др; Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2009. - 496 с.

15. Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.

. Ронова Г.Н., Ронова Л.А. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 170 с.

. Сажина М.А. Экономическая теория: учеб. для вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 672 с.

. Сатарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. - СПб.: Деловой двор, под ред. Н.А. Сатаровой, 2009. - 296 с.

. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 408 с.

Похожие работы на - Прогнозирование бюджетного сектора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!