Анализ эффективности затрат закупочной деятельности компании ООО 'Любитель'
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты
оптимизации затрат логистической деятельности на предприятии
1.1 Основные понятия
закупок и их влияние на объем затрат в логистической системе
1.2 Оптимизация затрат
логистических процессов на предприятии
2. Анализ эффективности
затрат закупочной деятельности компании ООО «Любитель»
2.1
Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ поставщиков
товаров в компанию ООО «Любитель»
3. Предложения,
направленные на оптимизацию затрат коммерческой деятельности
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе
обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок,
организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление
материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет
необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой
дисциплины.
Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения
предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения: что
закупить; сколько закупить; у кого закупить; на каких условиях закупить.
К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы: как системно
увязать закупки с производством и сбытом; как системно увязать деятельность
предприятия с поставщиками.
Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав
решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.
Целью написания курсовой работы является изучение теоретических аспектов
формирования системы управления закупочной деятельностью предприятия в рыночных
условиях хозяйствования.
Для достижения поставленной цели автором разработаны следующие задачи:
определить сущность, значение, принципы оптимизации и эффективного
управления затратами закупочной деятельностью в условиях рыночной экономики;
проанализировать эффективность управления закупочной деятельностью на
предприятии ООО «Любитель»;
на основании проведенного анализа предложить мероприятия, направленные на
оптимизацию затрат логистической деятельности ООО «Любитель».
Предметом написания курсовой работы является процесс формирования и
управления затрат логистической деятельности в торговой компании.
Объектом исследования является уровень эффективности закупочной
деятельности и оптимизация затрат ООО «Любитель».
Методологией исследования являются труды зарубежных и
российских ученых. Вопрос относительно организации системы управления закупочной
деятельностью в странах с рыночными отношениями освещен в работах зарубежных
авторов Ф. Котлера, Г. Армстронга, Дж. Сондерса, В. Вонг.
Особенности развития закупочной деятельностью на
предприятии рассматривали в последнее время А.П. Дурович, Е.П. Голубков, И.Л.
Акулич, М.С. Абрютина.
В работе использованы следующие методы исследования:
анализа; синтеза; сравнения; табличный; графический.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Первая глава - теоретическая, в которой рассмотрены теоретические аспекты
оптимизации затрат логистических процессов, изучены особенности оценки
эффективности данного аспекта менеджмента на отечественных предприятиях.
Вторая глава - аналитическая, дана характеристика деятельности
предприятия, изучены финансовая и хозяйственная стороны деятельности, а также
проведено исследование предпосылок формирования системы управления
логистическими процессами торговой компании ООО «Любитель».
Третья глава - рекомендательная, здесь на основании проведенного анализа
предложены меры, направленные на оптимизацию затрат логистических процессов в
торговой компании «Любитель».
1. Теоретические аспекты оптимизации затрат логистической
деятельности на предприятии
1.1 Основные понятия закупок и их влияние на объем затрат в
логистической системе
Процессы закупок относятся к широкому диапазону сырья и материалов и
охватывают большое количество мероприятий.
С логистическими процессами закупок связаны важнейшие вопросы, такие как:
своевременность и качество поставок, комплектность. Они обусловливают
бесперебойность обслуживания производственных процессов;
вещественные
и информационные процессы на стадии закупки объединяют много функций и узких
задач. Связанные с основной деятельностью любого предприятия (в основном
промышленного <#"818007.files/image001.gif">
Рисунок 2.1. - Организационная структура управления компанией ООО «Любитель»
Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку
производства; подготавливают варианты решения вопросов, связанных с
руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от
планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения
производства и других вопросов.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что организационная
структура ООО «Любитель» полностью соответствует статьям 88-94 ГК РФ и Закону
об обществах с ограниченной ответственностью.
Проанализируем организационную структуру управления в
таблице 2.1.
Таблица 2.1. - Распределение руководителей предприятия (организации) по
уровням менеджмента
Уровень менеджмента
|
Численность, чел.
|
Удельный вес, %
|
Высший
|
2
|
14.3
|
Средний
|
5
|
38.2
|
Низовой
|
6
|
47.5
|
Всего:
|
13
|
100
|
Таблица 2.1 нам показывает, что на предприятии
фактически средний ярус управления представлен 5 должностями, но номинально
выполняют функции среднего менеджмента 4 штатных единицы. Низшим этажом
управления являются старшие продавцы, старший экономист.
Таблица 2.2. - Выполняемые функции и делегирование полномочий
Наименование должности
|
Выполняемые функции
|
Делегирование полномочий
|
|
|
Кому
|
В какой части
|
Старший продавец 1
категории
|
Прием особо важных заказов.
Контроль за отчетностью. Контроль за экономическим отделом и бухгалтерией
|
Старший продавец 2
категории
|
В неполном объеме
|
Директор
|
Ведение учета. Составление
калькуляций и меню
|
кассир
|
В неполном объеме
|
Директор
|
Договорная политика с
поставщиками, составление плана поставок. Экономические вопросы
|
-
|
Осуществляет самостоятельно
все функции
|
Большая часть управленческого персонала имеет
профильное высшее образование, что является положительным моментом (около 57%),
что говорит о профессиональном подходе к ведению бизнеса. 28.6% административного
персонала имеют достаточно высокий опыт работы и специальное образование. 14.3%
дирекции имеет непрофильное образование, что является негативным моментом и
требует пристального внимания дирекции.
Таблица 2.3. - Характеристика степени использования различных методов
управления на предприятии
Группа методов
|
Виды используемых методов
|
На каком уровне менеджмента
используются
|
% использования
|
Организационно-распорядительные
|
1.1. Регламентирование
|
Все
|
100
|
|
1.2. Нормирование
|
Средний
|
75
|
|
1.3. Инструктаж
|
Низший
|
100
|
Экономические
|
2.1. Субсидирование
|
Все
|
100
|
|
2.2. Товары со скидкой
|
Низший
|
100
|
|
2.3. Страхование
|
Низший
|
20
|
Социально-психологические
|
3.1. Не применяются
|
Отсутствуют
|
-
|
|
3.2. Не применяются
|
Отсутствуют
|
-
|
Анализ методов управления на предприятии показывает,
что в основном на предприятии применяются в основном субсидирование (в виде
питания для работников) и регламентирование деятельности (на каждую должность
разработана инструкция).
С целью дальнейшего развития бизнеса рекомендуется
предложить руководству компании внедрение в штат логиста, что позволит
оценивать рынок, его изменения и разрабатывать мероприятия, направленные на
формирование маркетингового подхода в ведении бизнеса.
2.2 Анализ поставщиков товаров в компанию ООО «Любитель»
Для проведения анализа приведем характеристики некоторых поставщиков
спорттоваров области:
компания ООО Intersport
компания ООО «Спортландия»
компания ООО «Спорт Мастер»
компания ООО «Высшая лига».
Таблица 2.4. - Сравнительная характеристика показателей деятельности
поставщиков спорттоваров
Название
|
Уровень рентабельности, %
|
Широта ассортимента (по 5 -
бальной системе)
|
Уровень цен (по 5 - бальной
системе)
|
Качество обслуживания (по 5
- бальной системе)
|
InterSport
|
25
|
4,5
|
5
|
3
|
Спортландия
|
27
|
4,1
|
4,5
|
2
|
Спорт Мастер
|
30
|
4,6
|
4,3
|
4
|
Высшая Лига
|
29
|
3,8
|
4
|
5
|
Для определения уровня развития предприятий по параметрам используем
формулу:
Кц = Уэт / Уф (2.1)
где Кц - уровень конкурентоспособности по параметру
Уэт - эталонное значение показателя (выбираем минимальное значение)
Уф - фактическое значение параметра
Полученные значения занесены в таблицу 2.5.
Таблица 2.5. - Определение показателей конкурентоспособности поставщиков
Показатель
|
InterSport
|
Спортландия
|
Спорт Мастер
|
Высшая Лига
|
Уровень рентабельности, %
|
0,83
|
0,9
|
1
|
0,97
|
Широта ассортимента
|
0,98
|
0,89
|
1
|
0,83
|
Уровень цен
|
1
|
0,9
|
0,86
|
0,8
|
Качество обслуживания
|
0,6
|
0,4
|
0,8
|
1
|
ИТОГО
|
3,41
|
3,09
|
3,66
|
3,6
|
Определим общий рейтинг по каждому предприятию, при этом «1» присвоим
наиболее сильному по критерию предприятию (максимальное значение), которое
принадлежит поставщику ООО «Спорт Мастер» (3.66 балла):
предприятию «Inter Sport» = 3.41 / 3.66 = 0.93
ООО «Спортландия» = 3.09 / 3.66 = 0.84
ООО «Спорт Мастер» = 3.66 / 3.66 = 1
компании «Высшая Лига» = 3.6 / 3.66 = 0.98
Таким образом, проанализировав условия развития поставок спортивных
товаров в городе на основании четырех предприятий этой отрасли, сделаем
следующий вывод: по основным показателям эффективности компания «InterSport» значительно уступает предприятиям
«Спорт Мастер» и «Высшая Лига». Менее всего развита компания «Спортландия».
Однако необходимо отметить, что каждое из проанализированных торговых
предприятий имеет определенные ведущие позиции в системе показателей. Так,
например, компания «InterSport» имеет
оптимальный уровень цен, а ООО «Спорт Мастер» имеет высокий уровень
рентабельности и широкий ассортимент продукции. Компания ООО «Высшая Лига»
отличается высоким качеством обслуживания.
3. Предложения, направленные на оптимизацию затрат
коммерческой деятельности
С целью повышения эффективности логистического подхода руководству
предприятия ООО «Любитель» можно предложить использование следующей методики.
Выберем поставщика на основе экспертных оценок по следующим критериям:
релейные - наличие сертификата о качестве предоставляемых услуг, как
свидетельство о легальном ведении деятельности;
количественные - надежность, тариф, общее время (возможное отклонение от
плановой продолжительности перевозки, %), финансовая стабильность, - группа данных
критериев характеризует поставщиков с точки зрения технико-экономических
показателей;
качественные - частота сервиса, сохраняемость, квалификация персонала,
готовность к переговорам.
При выбор перевозчика в первую очередь проверяются релейные показатели.
Среди перевозчиков из дальнейшего рассмотрения исключаются те, которые имеют
значение релейного показателя «нет».
В нашем случае таковым является перевозчик 2.
Следующим этапом проводятся расчеты весовых коэффициентов для
количественных и качественных критериев по следующей формуле:
* (N - j + 1) / N (N + 1) (3.1)
где j - значение ранга критерия
N -
общее количество критериев
Проведем расчет в таблице 3.1.
Таблица 3.1. - Расчет весовых коэффициентов
Ранг
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
W
|
0.222
|
0.194
|
0.167
|
0.132
|
0.111
|
0.083
|
0.056
|
0.028
|
Параметр
|
Финансовая стабильность
|
Частота сервиса
|
Квалификация персонала
|
Тариф
|
Сохранность
|
Общее время, %
|
Готовность к переговорам
|
Надежность
|
В качестве примера рассчитаем весовой коэффициент для критерия надежности:
2 (8 - 1 + 1) / 8 (8 + 1) = 0.222
Аналогично рассчитаем весовые коэффициенты для других критериев.
Результаты расчетов сводим в таблицы 3.2 и 3.3.
Таблица 3.2. - Расчет количественных оценок
Критерий
|
Весовой коэффициент
|
Экстремум
|
Эталонное значение
|
Поставщик
|
|
|
|
|
Восток Опт
|
Спорт Хаус
|
|
|
|
|
Значение без W
|
Значение с W
|
Значение без W
|
Значение с W
|
Надежность
|
0.028
|
max
|
0.92
|
1
|
0.028
|
0.837
|
0.023
|
Тариф
|
0.132
|
min
|
5.85
|
0.75
|
0.099
|
1
|
0.132
|
Общее время, %
|
0.083
|
min
|
16
|
1
|
0.083
|
1
|
0.083
|
Финансовая стабильность
|
0.222
|
max
|
15
|
0.93
|
0.206
|
1
|
0.222
|
Общая количественная оценка
с учетом весового коэффициента
|
0.416
|
0.46
|
Таблица 3.3. - Расчет качественных и интегральных показателей
Критерий
|
Весовой коэффициент
|
Поставщик
|
|
|
Восток Опт
|
Спорт Хаус
|
|
|
Значение без W
|
Значение с W
|
Значение без W
|
Значение с W
|
Частота сервиса
|
0.194
|
0.53
|
0.1028
|
0.285
|
0.055
|
Сохранность
|
0.111
|
0.913
|
0.1013
|
0.913
|
0.101
|
Квалификация персонала
|
0.167
|
0.913
|
0.1525
|
0.782
|
0.13
|
Готовность к переговорам
|
0.056
|
0.782
|
0.044
|
0.913
|
0.051
|
Суммарная качественная
оценка с учетом весового коэффициента
|
0.4
|
0.337
|
Интегральная оценка
|
0.416 + 0.4 = 0.816
|
0.46 + 0.337 = 0.797
|
Как показывают расчеты, проведенные в таблицах 3.2 и 3.3, наиболее
предпочтителен вариант с выбором поставщика ООО «Восток Опт».
Оценим финансовую надежность функционирования потенциальных посредников:
компаний «Восток Опт» и «Спорт Хаус», для чего составим таблицу 3.4.
Таблица 3.4. - Показатели, характеризующие финансовое состояние компаний
- посредников
Показатель
|
Восток Опт
|
Спорт Хаус
|
Денежные средства и ценные
бумаги к итогу баланса, %
|
1381405/6014158*100 =22.97%
|
5 408 871 / 28 903 682 *
100 = 18.7%
|
Денежные средства и ценные
бумаги к мобильным активам, %
|
1381405/5471555*100=25.25
|
5 408 871 / 22 636 062 *
100 = 23.9%
|
Коэффициент покрытия, %
|
5 471 555 / 5 693 278 *
100=96
|
22 636 062 / 41 736 128 *
100 = 54
|
Коэффициент быстрой
ликвидности, %
|
2653562+855700+1381405/5693278*100=86
|
7882931+0+5408871/41736128*100=32
|
Коэффициент абсолютной
ликвидности, %
|
1 381 405 + 855 700 / 5 693
278 * 100 = 39
|
5 408 871 + 0 /
41736128*100 =13
|
Коэффициент концентрации
собственного капитала, %
|
318 306 / 6 014 158 * 100 =
5.3
|
-12 841 873 /
28903682*100=-44.4
|
Коэффициент структуры
привлеченного капитала, %
|
2 574 / 5 693 278 * 100 =
0.05
|
9 427 / 41 736 128 * 100 =
0.02
|
Коэффициент устойчивости
экономического роста, %
|
Убыток, примем за 0
|
Убыток, примем за 0
|
Прибыль на инвестированный
капитал, %
|
Убыток, примем за 0
|
Убыток, примем за 0
|
Оборачиваемость
инвестированного капитала, раз
|
19 118 346 / 0 + 855 700 =
22.34
|
30 773 124 / 1 000 + 0 = 30
773.1
|
Оборачиваемость оборотного
капитала, раз
|
30 773 124 / 22 636 062 =
1.36
|
Рентабельность продукции, %
|
Убыток, примем за 0
|
Убыток, примем за 0
|
Рентабельность акции, %
|
Убыток, примем за 0
|
Убыток, примем за 0
|
Дивидендный выход, %
|
Убыток, примем за 0
|
Убыток, примем за 0
|
Расчеты показывают неустойчивое финансовое состояние обоих компаний -
посредников, обусловленное следующими негативными явлениями: за анализируемый
период получены убытки, при этом имеет место постоянная тенденция к их росту.
В компании ООО «Восток Опт» убыток составил 4 165 285 тыс руб., а у
посредника ООО «Спорт Хаус» убыток равен 11 860 190 тыс руб., это отражается на
структуре капитала контрагентов, приводит к уменьшению удельного веса
собственных источников финансирования, обе фирмы функционируют полностью за
счет заемных средств, что также приводит к сокращению ликвидности.
На основании полученных данных заполним таблицу 3.5, при этом допустим
следующие значения:
класс - 2 балла
класс - 1 балл
класс - 0 баллов
Таблица 3.5. - Комплексная оценка финансового состояния предприятий -
посредников
Наименование показателя
|
Физическое значение
|
Восток Опт
|
Спорт Хаус
|
|
Восток Опт
|
Спорт Хаус
|
Класс надежности
|
Кол-во баллов
|
Класс надежности
|
Кол-во баллов
|
Денежные средства и ценные
бумаги к итогу баланса, %
|
22.97
|
18.7
|
2
|
1
|
3
|
0
|
Денежные средства и ценные
бумаги к мобильным активам, %
|
25.25
|
23.9
|
1
|
2
|
1
|
2
|
Коэффициент покрытия, %
|
96
|
54
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Коэффициент быстрой ликвидности,
%
|
86
|
32
|
1
|
2
|
3
|
0
|
Коэффициент абсолютной
ликвидности, %
|
39
|
13
|
1
|
2
|
3
|
0
|
Коэффициент концентрации
собственного капитала, %
|
5.3
|
-44.4, примем за 0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Коэффициент структуры
привлеченного капитала, %
|
0.05
|
0.02
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Коэффициент устойчивости экономического
роста, %
|
0
|
0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Прибыль на инвестированный
капитал, %
|
0
|
0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Оборачиваемость
инвестированного капитала, раз
|
22.34
|
30 773.1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
Оборачиваемость оборотного
капитала, раз
|
3.5
|
1.36
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Рентабельность продукции, %
|
0
|
0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Рентабельность акции, %
|
0
|
0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
Дивидендный выход, %
|
0
|
0
|
3
|
0
|
3
|
0
|
ИТОГО
|
Х
|
Х
|
Х
|
9
|
Х
|
4
|
Расчеты показывают непрочное финансовое состояние компаний, так как
значения их рейтинга низки и варьируются от 9 баллов до 4 баллов, при этом
можно отметить незначительные показатели ликвидности, предприятия полностью
функционируют на заемном капитале. Кроме того, за анализируемый период они
являются убыточными, тенденция получения непокрытых убытков имеет тенденцию к
росту.
Все это позволяет оценить финансовое состояние компаний как критическое,
они является финансово ненадежным.
Для проведения расчета введем следующие прогнозные допущения:
в результате внедрения сравнительного подхода к оценке поставщиков
товарооборот вырастет на 10%;
увеличение объема продаж приведет к приросту себестоимости на 10%.
Вычислим влияние мероприятий на финансовые результаты деятельности
компании ООО «Любитель» в таблице 3.6.
Таблица 3.6. - Оценка экономической эффективности от реализации
мероприятий, тыс. руб
Показатели
|
2013 год
|
Прогноз
|
Изменения
|
Чистая выручка от продаж
|
4 070
|
4 477
|
+407
|
Себестоимость реализации
|
2 770
|
3 047
|
+277
|
Валовая прибыль
|
1 300
|
1 430
|
+130
|
Рентабельность продаж, %
|
31.94
|
31.94
|
-
|
Влияние на изменение
валовой прибыли:
|
|
|
|
- изменения выручки от
продаж
|
Х
|
Х
|
+130
|
- изменение уровня
рентабельности продаж
|
Х
|
Х
|
-
|
Расчет показывает, что за счет предлагаемых мероприятий на предприятии
ООО «Любитель» будет увеличена прибыль от продаж на 130 тыс руб, а уровень
рентабельности составит 31.94%.
При этом на прирост прибыли повлияет фактор увеличения выручки на 407 тыс
руб., ожидается, что данная тенденция приведет также к росту себестоимости
реализации на 277 тыс руб.
закупка затраты коммерческий логистический
Заключение
Предприятия независимо от вида деятельности закупают сырье, материалы,
сопутствующие товары, услуги.
Все это необходимо для формирования хозяйственной деятельности, в первую
очередь производственной и сервисной. Торговые предприятия осуществляют закупку
товара для последующей перепродажи.
Учреждения и организации для выполнения возложенных на них функций также
участвуют в процессе закупок товаров и услуг.
Особая роль функции закупок с целью их дальнейшей переработки или
перепродажи обусловливает распространенность этих процессов для любого
предприятия, что делает их влияние на экономику производства существенным, а по
каким, то параметрам и решающим.
В аналитической части рассмотрено предприятие, сфера функционирования
которого - реализация инвентаря для охоты, рыбалки, дайвинга в Москве и
области. Численность персонала составляет 13 человек, на предприятии
сформировался положительный психологический климат;
Анализ эффективности использования логистической системы в компании
позволяет сделать следующие выводы:
- на данный момент наблюдается снижение эффективности
маркетинговой деятельности, что вызвано проявлением мирового экономического
кризиса. Это явление характеризует мало эффективную политику сбыта, выраженную
в слабой ценовой политике и использовании общедоступных инструментов
продвижения продукции;
- в 2013 году темп роста затрат на использование экономических методов
стимулирования продаж увеличился на 7.1% или на 5 тыс руб. Данная ситуация
вызвана тем, что организация ведет политику, направленную на привлечение
оптовых клиентов, для которых предоставляются скидки;
реклама используется эффективно, так как на 1 рубль, вложенный в рекламу,
компания получила в 2012 году 28.43 рубля, а в 2013 году - 27.13 рубля, то есть
имеется положительная тенденция. Однако в 2013 году наблюдается снижение уровня
отдачи затрат на рекламу на 1.3 рубля, то есть необходимо оптимизировать
использование средств рекламы.
С целью повышения эффективности хозяйственных связей с поставщику
руководству предлагается внедрение логистического подхода, а именно проведение
сравнительного анализа по рядку критериев с целью выявления оптимального
поставщика.
Расчеты показывают, что за счет предлагаемых мероприятий на предприятии
ООО «Любитель» будет увеличена прибыль от продаж на 130 тыс руб, а уровень
рентабельности составит 31.94%.
При этом на прирост прибыли повлияет фактор увеличения выручки на 407 тыс
руб., ожидается, что данная тенденция приведет также к росту себестоимости
реализации на 277 тыс руб.
Список используемой литературы
1. Альбеков А.У. Экономика коммерческого предприятия. - М.:
Феникс, 2012. - 448 с.
. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. - 19 е изд., перераб. и
доп. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2010
. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Логистика
государственных закупок: учебно-методическое пособие / под общ. ред. В.А.
Галанова. - М.: ИНФРА-М, 2010
. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учебное
пособие для студентов вузов. - 2 е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2011
. Долгов А.П., Козлов В.К. Логистический менеджмент фирмы:
концепция, методы и модели: учебное пособие - СПб.: Бизнес-пресс, 2010. - 541
с.
. Логистика: учебное пособие / под ред. Б.А. Аникина. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012
. Логистика: учебное пособие / М.А. Чернышев и [др.]; под
общ. ред. М.А. Чернышева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011
. Миротин Л.Б., Ташбаев Ф.Э. Логистика для предпринимателя:
основные понятия, положения и процедуры. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 372 с.
. Модели и методы теории логистики Учебное пособие. 2-е изд./
под ред. В.С. Лукинского - СПб.:, 2011. - 357 с.
. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи,
ЮНИ-ТИ, 2011. - 271 с.
. Практикум по логистике: учебное пособие. - 2 е изд.,
перераб. и доп. / под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2010
. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / пер. с англ.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011
. Щербанин Ю.А. Основы логистики: учебное пособие для
студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.