Государственный долг Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,7 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг Республики Беларусь

Содержание

Введение

. Понятие государственного долга и его финансирование

.1 Понятие и сущность государственного долга. Роль государственного долга в финансировании бюджетного дефицита

.2 Виды и источники финансирования государственного долга

. Проблема эффективного управления и финансирования государственного долга

.1 Сокращение бюджетного дефицита за счет государственного долга

.2 Способы и методы управление государственным долгом

. Государственный долг Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

В любой экономически развитой стране государственный бюджет и государственный долг - это ведущее звено финансовой системы, не исключением является и Республика Беларусь. Республиканский бюджет объединяет главные доходы и расходы государства, которые формируются и расходуются согласно основным направлениям деятельности государства. Бюджетное устройство представляет собой организованную систему, которая функционирует на республиканском и местном уровне. В свою очередь, государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. В связи с этим, актуальным становится вопрос о государственном долге и эффективном управлении государственным долгом как одной из систем экономической жизни государства и объекте макроэкономического анализа.

Известно, что государственное устройство функционирует посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства на республиканском и местном уровне. Государственный долг возникает тогда, когда государству необходимо финансировать дефицит государственного бюджета, а выпуск новых денег может оказать негативное влияние на инфляционные процессы. В данном случае государственный долг выступает наиболее эффективным и рациональным средством управления дефицитом бюджета.

В данной работе рассматривается категория государственного долга, а также отмечаются проблемы финансирования государственного долга в Республике Беларусь, и действующие нормативные акты. Содержание государственного долга анализируется исходя из повышения роли социальных процессов в государстве, и потребности государства в поддержании функционирования отдельных институтов, в частности института государственной власти, а также обеспечения его безопасности, экономической стабильности и поддержания баланса экономической жизни страны.

В процессе рассмотрения категории государственного долга, следует отметить важное значение государственного долга, как одного из средств финансирования государственного бюджета. Законодательством предусмотрены отдельные способы его финансирования, а также порядок действий при кризисных ситуациях в экономике.

В связи с вышеизложенным, перед работой поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть понятие и сущность государственного долга, как объекта макроэкономического анализа.

. Проанализировать понятие и проблемы финансирования и управления государственным долгом и основные направления и средства по финансированию государственного долга.

. Раскрыть сущность и особенности государственного долга в Республике Беларусь на современном этапе.

Общей целью работы является проведение анализа категории государственного долга и управления им, раскрытие особенностей в Республике Беларусь на современном этапе. Объектом исследования в работе выступает государственный долг, как важнейший элемент и объект макроэкономического анализа. В процессе изучения вопроса детально изучены теоретические разработки в сфере государственного долга, а также проанализированы нормы действующего законодательства, Законов "О внешнем государственном долге Республики Беларусь, "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь", регламентирующие понятие и содержание государственного долга в Республике Беларусь в условиях современной макроэкономической ситуации.

1. Понятие государственного долга и его финансирование

.1 Понятие и сущность государственного долга. Роль государственного долга в финансировании бюджетного дефицита

Важнейшим объектом макроэкономического анализа в современной экономике является государственный долг. Государственный долг - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Правовую основу государственного долга в Республике Беларусь определяют Закон Республики Беларусь от 21.05.1998 г. с изм. и доп. "О внешнем государственном долге Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь".

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии.

Необходимость государственного долга объясняется тем, что основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам - это и есть приблизительное определение внутреннего долга. Если пользоваться более "сухими" терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета. Внешний долг - это задолженность государства гражданам или организациям или правительствам других стран в национальной и иностранной валюте. [10; 42]

На сегодняшний день в мировой практике существуют два различных способа, которыми правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг), или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно. Важно место имеют заимствования. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает там свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост равновесной процентной ставки, а инвестиционные расхода обратно пропорциональны ставке процента. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента, и, таким образом, будет выталкивать некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные в величине процента потребительские расходы.

В крайних случаях прибегают к созданию денег. Если государственные расходы дефицитного бюджет финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Государственные расходы могут увеличиваться, не оказывая влияния на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

При определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВВП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВВП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Динамику государственного долга Республики Беларусь можно определить на основании данных Министерства статистики и анализа (таблица 1.1):

Таблица 1.1 - Средства платежа по внешнему долгу и их источники

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Внешний долг на конец года, млн.USD

950,0

976,4

1010,7

886,3

7891,4

9687,2

Рост, %

62,8

102,8

103,5

87,7

890,3

122,7


Примечание - Источник: Данные Министерства Статистики и анализа. Ежегодный статистический сборник. 2010 г.

Как показывают данные, наибольший удельный вес государственного долга наблюдается в 2010 г. Динамику внешнего долга проанализируем по графику:

Рисунок 1.1 - Динамика государственного долга Республики Беларусь

Таким образом, мы видим, что внешний долг республики - явление весьма динамичное. Его размеры изменяются из года в год в зависимости от конкретного социально-экономического положения в стране в тот или иной период, однако можно все же говорить о тенденции роста данного показателя и его не соответствии установленному лимиту.

За декабрь 2011г. внешний госдолг Беларуси вырос сразу на 1,4 млрд. долларов, и на 1 января его сумма достигла 13,4 млрд. Основные источники прироста - поступившие 440 млн. долларов второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и полученный под гарантии правительства "калийный" миллиард долларов. Впрочем, на фоне других мировых должников долги Беларуси выглядят не очень впечатляюще. Но и возможности Беларуси рефинансировать свои долги похуже, чем у большинства стран.

Основной негативной тенденцией государственного долга является необходимость ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. Для Беларуси в настоящее время очень остро стоит вопрос о наращивании государственного долга, для рассмотрения этого вопроса необходимо выяснить общее экономическое положение страны.

.2 Виды и источники финансирования государственного долга

В настоящее время можно выделить внешний и внутренний государственный долг. Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь "О внешнем государственном долге Республики Беларусь" внешние государственные займы привлекаются и используются для: покрытия дефицита республиканского бюджета; пополнения валютных резервов Республики Беларусь; реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики; решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий; импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики; поддержки экономических реформ.

Внешний долг может образовываться, когда государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Вердикт именно этой организации может стать своего рода зеленым светом для государства, желающего стать кредитором какой-нибудь страны, или красным - когда государство, желающее получить кредит, не является кредитоспособным, по мнению специалистов из МВФ.

Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором.

Однако от бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны. В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как частный, так и государственный, играет в целом положительную роль.

Важно отметить существенные недостатки в классификации внутреннего и внешнего долга. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признакам, в то время как внешний долг - по истории возникновения и типу кредиторов.

Внешний долг содержит:

Займы международных организаций;

Реструктуризированный долг бывшего СССР;

Кредиты и займы банков;

Валютные облигации внутреннего займа;

Еврооблигации и внешние займы и кредиты.

Одной из самых влиятельных организаций в сфере внешнего кредитования является Лондонский клуб. Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков - сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Первое заседание Лондонского клуба было созвано в 1976 году в связи с проблемами Заира. Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов. В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона). В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира. В составе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом ((БКК) список банков-членов БКК приводится ниже), который является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности ВЭБ перед коммерческим банками - кредиторами СССР.

Внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Согласно ст. 4 Закона "О внутреннем государственном долге Республики Беларусь" внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Правительства, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь. Кроме того, государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными.

2. Проблема эффективного управления и финансирования государственного долга

.1 Сокращение бюджетного дефицита за счет государственного долга

Государство в своей финансовой деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода". Однако зачастую возникает такая ситуация, когда расходная часть бюджета превышает доходную. Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

Бюджетный дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад производства; завышенные расходы на реализации принятых социальных программ; возросшие затраты на оборону; рост "теневого" сектора экономики; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск денег не обеспеченных товаром.

В процессе формировании бюджета предусматриваются источники покрытия дефицита. Правовой основой, определяющей источники сокращения и направления по сокращению бюджетного дефицита является Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах".

Важнейшим источником сокращения бюджетного дефицита является государственный долг. Государственные займы осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20.

Таким образом, в качестве источников финансирования дефицита бюджета называются внутренние и внешние заимствования. Источниками финансирования дефицита бюджета могут быть внутренние заимствования в форме средств от продажи ценных бумаг; кредитов, полученных органами исполнительной власти; ссуд, полученных от вышестоящего бюджета.

Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета могут иметь форму облигаций, размещаемых на зарубежных рынках и номинированных в иностранной валюте; кредитов правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций.

Формы государственного долга - в соответствии с законодательством в состав государственного долга включаются: кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Правительства Республики Беларусь, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь; договоры и соглашения о получении Республикой Беларусь бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; договоры о предоставлении Республикой Беларусь государственных гарантий; соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Правительства республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Средства платежа по внешнему долгу и их источники

Варианты

Средства платежа

Источники

1

Наличные денежные средства

Бюджетные доходы налоговые неналоговые. Финансирование реализация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние

2

Государственные ценные бумаги

Эмиссия нового государственного долга

3

Корпоративные ценные бумаги

Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях

4

Товарные поставки

Государственные закупки

5

Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран)

Платежи российских заемщиков

6

Иные государственные активы

Иные государственные права (государственный земельный фонд и др.)


Примечание - Источник: собственная разработка

Похожие работы на - Государственный долг Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!