Государственный долг Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг Республики Беларусь

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 28 с., 1 табл., 2 рис., 19 источников.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕН-НИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.

Объект исследования - государственный долг Республики Беларусь.

Предмет исследования - внешний и внутренний государственный долг Республики Беларусь.

Цель работы: анализ внешнего и внутреннего государственного долга как важнейшего элемента финансовой системы государства.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, статистический метод, метод сравнительного анализа.

Исследования и разработки: проведен анализ государственного долга Республики Беларусь.

Элементы научной новизны: определены направления совершенствования управления государственным долгом.

Социально-экономическая значимость: изучение государственного долга является весьма актуальным в современных условиях, так как величина государственного долга в значительной степени влияет на экономическую безопасность страны.

Автором работы подтверждается, что приведенный в ней аналитическо-статистический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ABSTRACT

work: 28 sec., 1 tab., 2 fig., 19 sources.DEBT, BUDGET DEFICIT, DOMESTIC PUBLIC DEBT, FOREIGN DEBT, PUBLIC DEBT MANAGEMENT.object of research - the public debt of the Republic of Belarus.subject of research - the external and internal public debt of the Republic of Belarus.Objective: To analyze the external and domestic public debt as a key element of the financial system of the state.Methods: describe, organize, classify, analytical method, statistical method, the comparative analysis.and development: an analysis of the public debt of the Republic of Belarus.of scientific innovation: the directions of improving the management of public debt.economic importance: the study of the public debt is very relevant in today, because the value of public debt has a significant impact on the economic security of the country.author of the study confirms that the analytical and statistical material depicted in the study reflects the condition of investigated process correctly and objectively. All theoretical, methodological, and methodical terms and concepts, used from literature and other sources, are referenced.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Понятие государственного долга

.1 Государственный долг и его виды

.2 Управление государственным долгом

Анализ государственного долга Республики Беларусь

.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование

.2 Динамика внешнего долга Республики Беларусь

. Направления совершенствования управления государственным долгом Республики Беларусь и его перспективы

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Республика Беларусь, на современном этапе своего развития находится в процессе экономического развития. В связи с этим необходимо уделять особое внимание бюджетной системе государства, а также вопросам внешнего и внутреннего государственного долга, что в свою очередь позволит обеспечить эффективное функционирование экономики государства.

Необходимо отметить, что бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы государства превосходят доходы за отчетный год, государство сталкивается с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственный долг, который может быть как внутренним, так и внешним.

Система государственного долга позволяет государству получать денежные средства на покрытие бюджетных дефицитов. Она является важным инструментом макроэкономического регулирования. Управляя своей задолженностью, государство влияет на состояние денежно-кредитной сферы, а через нее - на экономику в целом.

В то же время необоснованное использование государственных займов, выбор неподходящих форм и инструментов финансирования бюджетных дефицитов в совокупности с безответственной денежно-кредитной политикой центральных банков имеют серьезные дестабилизирующие последствия для экономического развития стран. Таким образом, растущий государственный долг, с одной стороны, может быть связан с осуществлением государственного регулирования экономики, направленного на обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, а с другой - во многих случаях является отражением кризисных процессов, протекающих в экономике, и требует принятия со стороны правительства незамедлительных стабилизационных мер.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, углубления экономического, политического, культурного сотрудничества государств, существования внутренних противоречий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования перемещается в центр экономических проблем современности.

Целью данной курсовой работы является определение понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику и особенностей его регулирования, а также характеристика государственного долга Республики Беларусь, анализ динамики и тенденций его развития.

1. Понятие государственного долга

.1 Государственный долг и его виды

В случае, когда расходы правительства превышают налоговые поступления, возникает бюджетный дефицит. К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

¾рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;

¾чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

¾экономический кризис.

Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.

Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита:

.Финансирование за счет налогов.

Величина бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличиваются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление политики сбалансированного бюджета наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера. Кроме того, существую объективные границы увеличения налоговых доходов.

.Денежное финансирование.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ очевидно влечет за собой ускорение инфляционных процессов. В законодательстве многих стран запрещено или ограничено заимствование у центрального банка страны в целях покрытия дефицита бюджета.

.Продажа активов.

Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (в процессе их приватизации), золота и т.п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае в конце концов будут распроданы все имеющиеся активы. В результате в будущем доходы государства уменьшатся.

.Долговое финансирование.

Правительство, обычно посредством центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам. Долговое финансирование осуществляется также с помощью внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Такое финансирование приводит к возрастанию величины государственного долга. [16, с. 83-84]

Государственный долг - это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. [15, с. 286]

Большинство экономистов считает бюджетный дефицит и сопровождающий его государственный долг серьезнейшей экономической проблемой. Существует и альтернативная точка зрения: некоторые экономисты полагают, что бюджетный дефицит и государственный долг не имеют большого значения.

В соответствии с традиционным взглядом накопление государственного долга - это политика ухудшения благосостояния текущего поколения за счет будущего. Положительный эффект политики долгового финансирования состоит в краткосрочном стимулировании экономики, сопровождающимся частичным вытеснением инвестиций и чистого экспорта. Отрицательный эффект - долгосрочное вытеснение инвестиций и чистого экспорта, уменьшенный запас капитала, достающийся будущим поколениям.

Часть экономистов не разделяет традиционный взгляд на государственный долг. Они полагают, что бюджетный дефицит, финансируемый за счет долга, не оказывает существенного влияния на экономику. Аргументы в поддержку подобной точки зрения впервые были отмечены Д. Рикардо. В настоящее время его идеи развил представитель новой классической школы Р. Барро. Согласно гипотезе Барро - Рикардо финансирование государственных расходов за счет долга и за счет налогов приведет к одинаковым последствиям для экономики. Гипотеза опирается на взгляды Ф.Модильяни и М.Фридмана, которые полагали, что потребители в своих решениях относительно объема текущего потребления:

а) руководствуются не только текущими доходами, но и доходами, ожидаемыми в будущем;

б) стараются обеспечить одинаковый уровень потребления в течение всей жизни;

в) сберегают случайные приросты дохода, чтобы сгладить потребление при временном его снижении.

Идея Р. Барро состоит в следующем. Если государство сегодня продает облигации для финансирования бюджетного дефицита, возникшего, например, из-за снижения налогов, то в будущем оно увеличит налоги, чтобы выплатить образовавшийся долг. Рациональный потребитель понимает, что снижение налогов сегодня означает их увеличение в будущем, т.е. рассматривает возникшее увеличение дохода как временное и поэтому не увеличивает потребление, а сберегает образовавшийся излишек для выплаты в будущем возросшего налога. Таким образом, снижение государственных сбережений будет в точности компенсировано увеличением частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов не окажет. [16, с. 87-88]

Сторонники традиционной точки зрения опровергают утверждение о нейтральности долга для экономики. Критика рикардианского подхода с их стороны основана на доказательствах невыполнимости в действительности его ключевых предпосылок относительно поведения потребителей. Так, наиболее часто подвергаются сомнению предпосылки о рациональности потребителей, совершенном предвидении, неискажающих налогах и совершенстве финансовой системы.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются:

¾нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.);

¾нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчетов с другими государствами.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

По сроку заимствования выделяют:

¾краткосрочный (до 1 года);

¾среднесрочный (от 1 до 5 лет);

¾долгосрочный (от 5 до 30 лет) государственный долг.

По источнику заимствования различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний долг - задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. При наличии внешнего долга нация вынуждена отдавать в погашение и оплату процентов по долгу ценные бумаги и услуги. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны. Страна-кредитор, предоставляя заем, может потребовать выполнения ряда условий, невыгодных заемщику. В связи с негативными последствиями внешнего долга в развитых странах обычно устанавливается его лимит. Абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому внешний долг оценивают по доле внешнего долга в ВНП, отношению годового объема выплат к объему валютных поступлений за год. Последний показатель не должен превышать 25%.

Внутренний долг - это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны. Он может иметь форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством. В качестве положительного момента отмечают, что при внутреннем долге не происходит утечки товаров и услуг за границу. Однако при этом возникает ряд других проблем:

·выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку покупка государственных ценных бумаг доступна только наиболее обеспеченным слоям населения, а налоги, за счет которых финансируются проценты, платят все;

·чтобы погашать долг и выплачивать проценты, правительство вынуждено поднимать ставки налогов, что уменьшает стимулы к инвестициям и замедляет развитие экономики;

·большой внутренний долг препятствует привлечению иностранных инвесторов и способствует появлению у населения страны неуверенности в будущем.

Страны со свободно конвертируемой валютой не разделяют государственный долг на внешний и внутренний.

Таким образом, государственный долг можно классифицировать по различным признакам, и каждый вид имеет свои особенности.

1.2 Управление государственным долгом

Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг. [17, с. 71]

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов:

¾безусловное выполнение государством обязательств перед кредиторами;

¾единство учета всех видов эмитированных обязательств;

¾снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;

¾оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;

¾сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами - резидентами и нерезидентами;

¾открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств. [15, с. 290]

В процессе управления государственным долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся:

·аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Аннулирование государственного долга может объявляться в основном по двум причинам: во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, то есть его банкротства, и, во-вторых, в результате прихода к власти в стране новых политических сил, не желающих по экономическим соображениям признать финансовые обязательства предыдущих властей;

·рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Оно применяется обычно в условиях роста государственной задолженности и не снижающегося дефицита государственного бюджета страны. Рефинансирование широко используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга. При этом важным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность;

·новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;

·конверсия - изменение стоимости займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;

·консолидация - увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов. Возможна также и обратная операция;

·унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и экономит расходы государства;

·отсрочка погашения займа: проводится правительством в случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход. [8, с. 72-73]

Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств в части основного долга.

Под обслуживанием государственного долга понимается уплата процентов или иного вознаграждения кредитору, штрафов и прочих платежей по государственным займам.

Для оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике используются различные методы. Например, Всемирный банк определяет уровень кредитоспособности страны через систему показателей, а именно отношение:

)приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП;

)приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг;

)внешнего долга к ВВП;

)внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

)годовых платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.

Под приведенной стоимостью платежей по внешнему долгу понимается сумма всех платежей по погашению и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования, который определяется с учетом альтернативных способов использования предоставляемых кредитов.

Важным при управлении государственным долгом является вопрос платежеспособности государства. Платежеспособность в наиболее общем смысле означает способность расплачиваться по долгам, не прибегая бесконечно к новым заимствованиям. С этой точки зрения можно говорить о платежеспособности государства по внешнему или внутреннему долгу, если оно обладает ликвидными ресурсами, достаточными для обслуживания накопленного на данный момент долга. Актуальность проблемы государственного долга зависит от величины накопленного долга. Начиная с некоторого уровня долгового бремени поддержание платежеспособности становится специальной задачей макроэкономической политики. Накопленный долг в соответствии с традиционным взглядом рассматривается как бремя для национальной экономики, которое приводит к сдерживанию экономического роста и снижению благосостояния.

В этих условиях страна заинтересована в максимальном снижении долга, что может привести к дефолту перед внешними или внутренними кредиторами.

Однако по ряду причин, из которых главной является поддержание репутации в мире и доверия своих граждан, государство, как правило, выплачивает долги, а не отказывается от них.

Теория платежеспособности, занимающаяся одним из главных направлений исследований по управлению государственным долгом, изучает ресурсные возможности страны по выплате долга. Анализируется бюджетное ограничение государства при заданной динамике долга. Теория платежеспособности отвечает на вопрос, какой должна быть государственная политика, чтобы избежать кризиса, связанного с неограниченным возрастанием государственного долга и невозможностью государства расплатиться по нему.

Управление государственным долгом имеет огромное значение, так как именно от его эффективности зависит финансовое положение государства.

2. Анализ государственного долга Республики Беларусь

государственный долг беларусь бюджетный

2.1 Состав государственного долга Республики Беларусь и его законодательное регулирование

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения. Бюджетная классификация видов государственного долга Республики Беларусь представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация видов государственного долга Республики Беларусь

КодНаименование100Внутренний государственный долг Республики Беларусь110Обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг120Государственные ценные бумаги, ценные бумаги, выпускаемые органами местного управления и самоуправления (до погашения)121государственные краткосрочные облигации122государственные долгосрочные облигации123векселя, выданные от имени Республики Беларусь124прочие государственные ценные бумаги125ценные бумаги, выпускаемые органами местного управления и самоуправления130Обязательства по заемным средствам, привлеченным Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления131обязательства по заемным средствам, привлеченным Правительством Республики Беларусь132Обязательства по заемным средствам, привлеченным органами местного управления140Гарантии Правительства Республики Беларусь, органов местного управления141гарантии Правительства Республики Беларусь142гарантии органов местного управления и самоуправления150Прочие обязательства Правительства Республики Беларусь, органов местного управления и самоуправления151прочие обязательства Правительства Республики Беларусь151прочие обязательства органов местного управления и самоуправления200Внешний государственный долг Республики Беларусь210Внешний государственный долг Республики Беларусь по займам, полученным от:211международных финансовых организаций212иностранных государств и иных иностранных кредиторов220Внешний государственный долг Республики Беларусь по обязательства:221Правительства Республики Беларусь222резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики БеларусьПримечание - Источник: [1, с.90-91]

Кроме этого, государственно-кредитные экономические отношения регулируются такими законодательно-правовыми документами, как законы «О государственном внутреннем долге Республики Беларусь», «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», о бюджете на очередной финансовый год.

Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде: займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведется реестр внутреннего государственного долг, а также реестр долгов местных органов власти.

Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определенный лимит внутреннего государственного долга.

Внешний государственный долг Республики Беларусь - это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определенный период времени. Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.

Размер внешнего государственного долга постоянно изменяется в результате ежегодных операций по получению новых кредитов, изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода по долговым обязательствам. С целью ограничения государственного долга ежегодно в законе о государственном бюджете на очередной год устанавливается лимит внешнего долга.

Важнейшими источниками погашения внешнего государственного долга Республики Беларусь являются, во-первых, увеличение экспорта продукции в зарубежные страны и получение валютной выручки в свободно конвертируемой валюте, и, во-вторых, возврат государственного долга Беларуси другими странами.

В Беларуси платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга отвечают требованиям защищенности и первоочередности по отношению к другим статьям расходов при исполнении республиканского бюджета. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. По условиям расчетов к ним приравниваются кредиты, которые предоставлялись Республике Беларусь, но были переуступлены внутренним заемщикам, и те должны самостоятельно рассчитываться по кредитам за счет собственных средств.

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.

В 2010 году Республика Беларусь дебютировала на рынке ценных бумаг, разместив так называемые евробонды. Евробонды (еврооблигации) - инвестиционный финансовый инструмент, который представляет собой среднесрочные и долгосрочные облигации крупных эмитентов (государств, компаний и банков), номинированные в валюте, являющейся, как правило, иностранной для эмитента, размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также, как правило, является иностранной. Работа по выпуску еврооблигаций проводилась в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 13.05.2010 № 245 «О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2010 № 758 «О выпуске государственных долгосрочных облигаций в 2010 году».

Похожие работы на - Государственный долг Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!