Совет Министров Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,54 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совет Министров Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного права









Курсовая работа

Совет Министров Республики Беларусь

Подготовила: Киналь Вероника Владимировна

Научный руководитель: Чудаков Михаил Филиппович




Минск 2013

Оглавление

Введение

. Понятие Правительства - Совета Министров Республики Беларусь

. Состав, структура, порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь

. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь

Заключение

Введение

Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач, функций и действующие в установленном государством порядке.

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Исполнительная власть - это системное общественное явление, состоящее из ряда частей, признаков.

Во-первых, исполнительная власть, как и в целом государственная власть, -это право и возможность повелевать, принуждать, подчинять своей чужую власть.

Во-вторых, исполнительная власть имеет исполнительскую направленность, предназначение.

В-третьих, исполнительная власть осуществляется особой системой многочисленных государственных органов, органов государственного управления.

Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

Основной задачей данной работы является определить состав и порядок формирования, компетенцию и организацию деятельности Правительства Республики Беларусь.

Цель данной работы: рассмотреть и проанализировать понятие «Правительства - Совета Министров Республики Беларусь», его состав и компетенцию. При написании данной работы был использован ни отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В их числе методы анализа и синтеза, формально-логический методы, метод сравнения, описательный метод и другие.

1. Понятие Правительства - Совета Министров Республики Беларусь

Согласно ст. 1 Закону «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008 г. №424-З, Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Проанализировав определение Совета Министров Республики Беларусь, следует отметить признаки данного органа государственного управления, отражающие его специфику. Во-первых, это состав Совета Министров Республики Беларусь. Он состоит из: Премьер-министра Республики Беларусь; Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь; Главы Администрации Президента; Председателя Комитета государственного контроля; Председателя Правления Национального банка; Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси; министров; Председателя государственных комитетов; Председателя Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ [3]. Правительства существуют во всех государствах, однако их количественный состав не одинаков.

Во-вторых, Совет Министров Республики Беларусь - это коллегиальный центральный орган государственного управления. Данный признак подчеркивает, что он занимает главенствующее положение в системе органов государственного управления. Совет Министров Республики Беларусь находится на самой высшей ступени в иерархии органов государственного управления, однако не на высшей ступени, так как высшую ступень занимает Президент Республики Беларусь. Однако стоит отметить, что термин «центральный» не совсем точно характеризует Правительство, несколько снижает его роль, не указывает на настоящее место в системе органов государственного управления и не раскрывает его сущность, а в большей мере отражает территориальный масштаб деятельности данного органа. Вероятно, по этой причине в юридической литературе при классификации органов государственного управления продолжают выделять в отдельный вид центральные органы, к которым не относят Совет Министров.

По Конституции 1994 г.(до внесения изменений и дополнений 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) Центральным органом был Кабинет Министров, такое название он носил по причине того, что главой исполнительной власти был Президент, а Правительство являлось лишь отдельным звеном в его аппарате, находившемся при Президенте. По Конституции 1996 г. также подобные функции сохранились за Президентом и даже несколько расширились. Согласно Конституции БССР 1978 г. Совет Министров выступал как высшей исполнительно-распорядительный орган государственного управления. Его полномочия включали решения всех вопросов государственного управления, отнесенные к компетенции Белорусской ССР, так как они не входили, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета БССР и его Президиума, и только Совет Министров возглавлял всю систему органов государственного управления[9].

В-третьих, Совет Министров является органом исполнительной власти. Согласно с ч.1 ст. 106 Конституции и ст. 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» исполнительную власть в Республике Беларусь призвано осуществлять Правительство. Данный признак дает четкое обособление Совета Министров от Национального Собрания, судебных органов, органов прокуратуры.

И наконец, в-четвертых, отличительный его признак состоит в том, что Совет Министров - это орган общей компетенции. Такая компетенция четко обозначена в гл. 3 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь », «Компетенция Совета Министров Республики Беларусь». Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственной власти (ст. 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). Оно обеспечивает исполнение положений законов, декретов, указов и распоряжений Президента. Следовательно, Совет Министров является, кроме того, исполнительным органом.

В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров. За рубежом оно иногда может иметь такое же название, например во Франции, Индии, а также Правительство может носить название Федеральное Правительство (Германия), Федеральный совет (Швейцария), Государственный Совет (Китай) и т.п. Несмотря на то, что в конституционном праве зарубежных стран используются различные понятия, обобщающим является термин "Правительство" [16].

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами. Ни одно государство не возможно представить без правительства.

В отличие от Конституций других государств (например, США), Конституция Республики Беларусь прямо предусматривает образование и деятельность правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе «О Совете Министров и подчиненных ему государственных органах».

Чаще всего порядок образования и деятельности правительства, а также юридическая природа правовых актов, издаваемых Правительством, предопределяет форма правления в государстве. В государствах формы президентских республик Правительство обладает меньшей самостоятельностью, а также, чаще всего, не является коллегиальным органом с властными полномочиями. В парламентских республиках Правительство представляет собой коллегиальный орган, представляющий исполнительную власть в государстве. В таком случае Правительство ответственно перед парламентом, которое формирует Правительство, за состояние дел в государстве и обществе. Поэтому в данной ситуации ему очень важно заручиться поддержкой большинства членов парламента.

Отношения между Правительством, Парламентом и судами в Республике Беларусь более определенные. В отношении влияния Президента на Правительство, его деятельность, то оно вполне типично для президентских республик. Президент, хотя формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, однако обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что как и в других президентских республиках он является реальным главой этой ветви власти.[9]

По своему политическому или партийному составу Правительство может быть партийным (однопартийным или коалиционным) и беспартийным.

В новейшей истории Республики Беларусь не было объединенных правительств. С начала 90-х годов в его составе чаще всего находились коммунисты, а позже - лица, вышедшие из состава КПСС. Следует отметить, что в 1994-1995 гг. в его составе находились представители и других партий, однако Правительство в данном случае формировалось не по партийному, а по профессиональному признаку, решающее значение имели не партии, делегирующие своих членов в состав правительства, а Президент, его желание назначить на соответствующий пост в Правительстве то или иное лицо.

Различают правительства партийного большинства и правительства партийного меньшинства.

Создание правительства меньшинства вполне возможно даже в парламентарных республиках. Например, впервые в посткоммунистической истории Восточной Европы правые силы в Чехии, получившие по итогам парламентских выборов в 1998 г. большинство в парламенте и в связи с этим право сформировать Правительство, не воспользовались им, а отдали это право социал-демократам. Так, в чешском парламенте из 200 депутатов 102 места имеют представители правых партий, однако в результате переговоров между лидерами партий право сформировать новое Правительство получил лидер социал-демократов, имеющий всего 74 мандата. Интересно отметить, что в результате прошедших переговоров достигнуто соглашение не добиваться вотума недоверия правительству в течение четырех лет (Известия, 1998, 11 июля)[9].

В истории известны периоды, когда в условия преодоления кризиса, (политического, экономического, военного и др.) партии, отбросив существующие между ними разногласия, создавали правительства национального единства.

Как уже отмечалось, наряду с партийными могут формироваться и беспартийные правительства, часто именуемые как служебные, чиновничьи правительства.

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В части четвертой ст. 106 Основного Закона лишь указано, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. В соответствии с п. 7 ст. 84 Конституции структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

В соответствии с действующей Конституцией Республики Беларусь в своей деятельности Совет Министров Республики Беларусь подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответственен перед Национальным Собранием Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь обязан не реже одного раза в квартал предоставлять отчет Президенту Республики Беларусь о совей деятельности, если для этого есть необходимость.

Как отмечалось ранее Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Совет Министров стоит в одном ряду с другими общегосударственными органами, а также имеет некоторые схожие черты с другими органами государственной власти.

Президент Республики Беларусь является Главой государства и избирается всем населением республики. Он обладает определенными полномочиями по отношению ко всем ветвям власти, но наиболее широкими - в отношении исполнительной власти.

Президент занимается наиболее важными вопросами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического характера, решение которых относится и к компетенции Правительства. Он не всегда принимает декреты, указы по указанным вопросам, а направляет деятельность Правительства в нужное русло и иными способами оказывает ему помощь в устранении недостатков работы.

Президент ответственен за успешную работу Правительства, прежде всего, потому что именно Президент формирует Правительство. Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства. Правительство обязано руководствоваться такими идеологическими установками и следовать им. В соответствии с частью 1 ст. 2 Закона «О Совете Министров и подчиненных ему органах», Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту. Подотчетность выражается в том, что по мере необходимости Правительство обязано предоставлять Президенту отчет о своей деятельности(ч.2 ст. 2 указанного Закона).

Отчет - это форма контроля за деятельностью Правительства, важная управленческая функция. Отчет может быть как о всей деятельности за определенный период, так и по отдельным вопросам.[14]

Правительство находится в прямой зависимости от Президента и занимает вторую ступень в общегосударственном масштабе в иерархии исполнительной власти.

Отношения Совета Министров с Национальным собранием можно охарактеризовать следующими направлениями:

¾Утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

¾Заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;

¾Рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;

¾Дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра.

¾Осуществление Советом Министров законодательной инициативы;

¾Внесение предложений Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

¾Участие Премьер-министра и других членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и их органов;

¾Совет Министров может требовать принятие Палатой представителей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта.

Законодательство регулирует также и взаимоотношения Совета Министров с местными исполнительными и распорядительными органами (гл. 4 Закона «О Совете Министров и подчиненных ему органах») и с местными Советами (ст. 17 указанного Закона).

Местные исполнительные комитеты не подотчетны Совету Министров. Областные и Минский городской исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Совету Министров лишь по вопросам, входящих в компетенцию Правительства (ч.6 ст. 9 Закона «О государственном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Совет Министров не имеет право отменять акты местных исполнительных комитетов, приостанавливать акты местных Советов, как это было раньше. Вместе с тем интересы Совета Министров рассматриваемых местных органов не только не противоречат друг другу, а являются общегосударственными.

2. Состав, структура, порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь

правительство государственный власть парламент

Состав - это совокупность людей, из которых состоит какой-либо коллектив, организация.

Состав Совета Министров Республики Беларусь указан в ст. 4 Закона «О Совете министров Республики Беларусь». В состав Совета Министров Республики Беларусь входят:

·Премьер-министр Республики Беларусь;

·Глава Администрации Президента;

·Председатель Комитета государственного контроля;

·Председатель Правления Национального банка;

·Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

·министры;

·Председатели государственных комитетов;

·Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Особенность состава Совета Министров заключается в том, что в него входят руководители государственных органов управления, которые не являются министерствами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, указами Президента Республики Беларусь руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь осуществляет Премьер-министр Республики Беларусь. Согласно Закону «О Совете Министров Республики Беларусь» компетенцию входит непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь, организация работы Совета Министров Республики Беларусь, руководство его заседаниями, подписание постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также издание распоряжений. Премьер-министр Республики Беларусь представляет Правительство в международных отношениях без дополнительных полномочий, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры, распределяет обязанности между своими заместителями и координирует их деятельность. Как и у любого должностного лица, Премьер-министр помимо полномочий имеет обязанности, такими обязанностями являются обязанность информировать Президента об основных направлениях деятельности Правительства и всех важнейших его решениях, а также осуществлять полномочия Президента в случае вакансии такой должности или невозможности исполнения им своих обязанностей по предусмотренным основаниям.

Невозможно представить существования Совета Министров как коллегиального органа исполнительной власти без должности Премьер-министра, его заместителей, министров, непосредственно связанных с Советом Министров. Совет Министров Республики Беларусь в организационном плане представляется в следующем виде:

¾Собственно Совет Министров;

¾Президиум Совета Министров;

¾Аппарат Совета Министров.

Президиум Совета Министров является органом Совета Министров. В соответствии со статьей 27 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» в состав Президиума входят Премьер-министр и заместители Премьер-министра. Таким образом, Президиум образовывался автоматически после формирования Правительства и не зависел от воли Президента или Премьер-министра. В его составе могли быть иные члены Правительства, по усмотрению Президента, однако это не влияло на полноценность и качество работы рассматриваемого органа.

Основным предназначение Президиума Совета Министров является оперативное решение вопросов. Оперативность заключается в созыве его заседаний и их проведении.

Президиум является постоянно действующим органом, т.е. он функционирует, выполняет свои задачи в период деятельности Совета Министров.

Основное предназначение Аппарата Совета Министров состоит в организационно-техническом обеспечении деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также в оказании консультативной и методологической помощи подчиненным Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным организациям.

Аппарат состоит из:

¾руководителя Аппарата;

¾заместителей руководителя Аппарата;

¾структурных подразделений Аппарата.

Назначение на должность и освобождение от нее руководителя Аппарата осуществляет Президент. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должности и освобождаются от должности постановлением Совета Министров.

Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также в организации контроля за исполнением декретов, указов, директив, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Прекращение деятельности Правительства может принимать две формы: сложение полномочий и отставка.

Сложение полномочий происходит перед вновь избранным Президентом, если Президентом не принято решение об отставке Правительства.

Вопросы об отставке освещены в ст.106 Конституции Республики Беларусь и в ст. 24 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему органах». Отставка возможна в следующих случаях:

¾по собственной инициативе;

¾по инициативе Президента;

¾в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия Правительству.

По собственной инициативе Правительство может заявить о своей отставке, если посчитает невозможным дальнейшее исполнение возложенных на него обязанностей. Таким же образом имеют право заявить о своей отставке Премьер-министр и каждый член Правительства. Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложение полномочий всего Правительства. Президент вправе по собственной инициативе принять решение о б отставке Правительства и освободить от должности любого его члена. Причины, по которым Президент может принять такое решение, в законодательстве не устанавливаются.

В случае выражения Палатой представителей национального собрания вотума недоверия Правительству оно заявляет Президенту о своей отставке. Президент может принять отставку, а может и не согласиться с решением Палаты представителей.

Процедура отставки Правительства не регламентирована.

Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. В Конституции и в Законе "О Совете Министров Республики Беларусь" не предусмотрена процедура выдвижения кандидатуры на должность Премьер-министра. Правом выдвигать кандидатуру на должность Премьер-министра обладает исключительно Президент. При этом возможно участие Администрации Президента, которая занимается вопросами кадровой политики. Не установлен также срок, в течение которого Президент, заняв свою должность, обязан представить кандидатуру в Палату Представителей для дачи согласия на назначения Премьер-министра.

3. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь

Компетенция Совета Министров представляет собой важный составной элемент его правового статуса. Компетенция Совета Министров обусловлена его природой и правовым положением. Он подчеркивает особенности Совета Министров и выделяет среди других органов государственного управления республиканского уровня.

Деятельность Совета Министров распространяется на наиболее важные сферы государственной жизни и предназначена для решения вопросов в рамках той или иной отрасли или сферы. В целом компетенция Совета Министров сформулирована в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Правительство - Совет Министров:

·Руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

·Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации.

·Разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении для внесения в парламент.

·Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

·Принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

·Выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью.

·Обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.

·Отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

·Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [11, с.243-244].

Составной частью компетенции являются полномочия. Полномочия Совета Министров в зависимости от направлений его деятельности следует разделить на четыре вида:

) полномочия по областям и сферам деятельности Совета Министров (общие полномочия);

) полномочия в отношении подчиненных Совету Министров органов государственного управления;

) полномочия Совета Министров в отношении подчиненных ему государственных организаций;

) полномочия в отношении местных исполнительных и распорядительных органов.

Совет Министров имеет значительные полномочия в государственном управлении.

Полномочия Совета Министров распространяется на следующие сферы:

¾экономическая;

¾финансовая;

¾наука, образование;

¾культура;

¾здравоохранение;

¾социальное обеспечение, охрана и оплата труда;

¾охрана окружающей среды;

¾гидрометеорологическая деятельность;

¾обеспечение законности и правопорядка;

¾обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства;

¾внутренняя и внешняя политика;

¾кадровая политика.

В каждой сфере существуют конкретные вопросы, с учетом особенностей, которые могу и должны решаться Советом Министров, используя различные способы, установленные Законом. К данным способам относятся:

¾обеспечение;

¾регулирование;

¾принятие мер;

¾определение мер, путей, политики;

¾координирование;

¾утверждение;

¾создание условий;

¾принятие решений;

¾руководство;

¾установление;

¾осуществление контроля.

В статья 11. Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» определяются следующие полномочия Совета Министров Республики Беларусь в экономической сфере. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере:

обеспечивает проведение единой экономической политики;

регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию; осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь; обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов; принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами; устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ; совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий; выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица; содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь; осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции; проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;

обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в экономической сфере кроме полномочий, определенных настоящей статьей, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

В статье 12 Закона определены полномочия Совета Министров Республики Беларусь в финансовой сфере. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в финансовой сфере:

обеспечивает проведение единой финансовой политики; ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и отчет о его исполнении; осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь; обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь; выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь; определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

В социально-культурной сфере Совет Министров уполномочен обеспечивать проведение единой государственной политики в области науки, здравоохранения, социальной защиты, создавать условия для поддержания установленного законодательством республики уровня социального обеспечения, принимать меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствовать систему социальной защиты, принимать меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, содействовать развитию физической культуры и спорта, осуществлять меры по развитию и улучшению работы учреждений культуры, архивных учреждений, обеспечивать охрану историко-культурного наследия и другое. В рассматриваемой области Совет Министров наделен широкими полномочиями (более 21 вида).

Совет Министров наделен значительными правами и обязанностями в области охраны окружающей среды (устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования; устанавливает лимиты на природопользование; устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды и другие), обеспечения законности и правопорядка (принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами; вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь и другие), национальной безопасности и обороноспособности государства (принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь; организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь и другие) и в иных областях, оговоренных в Законе [2].

Совет Министров Республики Беларусь руководит деятельностью министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положение о министерствах и других центральных органах управления; утверждает состав коллегий этих органов управления. Совет Министров вправе отменять акты министерств и других центральных органах управления Республики Беларусь в случае их противоречия законам, актам Президента, Правительства и в случаях, если они не отвечают общегосударственным интересам и не имеют достаточного финансового и юридического обоснования. Имеет право налагать дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения) на министров и руководителей других центральных органах управления, их заместителей.

Совет Министров обладает всеми общими функциями. Так, Совет Министров разрабатывает государственные прогнозы, государственные программы социально-экономического развития, другие государственные программы и концепции. В этом случае следует говорить о функции прогнозирования.

Функции планирования Совета Министров состоит в том, что он разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности, разрабатывает и осуществляет единую государственную политику в области ценообразования, разрабатывает и реализует основные направления жилищной политики; определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения дохода семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат.

Организационная функция реализуется по отношению к подчиненным организациям. Так, Совет Министров утверждает состав коллегий республиканских органов государственного управления, назначает заместителей министров, руководителей государственных организаций, подчиненных Совету Министров, и их заместителей.

Функция регулирования осуществляется в разных областях и сферах. Совет Министров регулирует деятельность всех отраслей экономики республики, внешнеторговую деятельность, в том числе определяет меры тарифного и нетарифного регулирования ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на территорию (с территории) республики, регулирует вопросы внутреннего и внешнего государственного долга, разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, укреплению и поддержке семьи, утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды.

В деятельности совета Министров применяется и функция координации. Совет Министров осуществляет в установленном порядке инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития государства, устанавливает минимальные потребительские бюджеты для разных социально-демографических групп населения, осуществляет меры по развитию научных организаций, по подготовке научных кадров, осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями, координирует деятельность подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по осуществлению кадровой политики, созданию системы непрерывного обучения кадров.

Функция контроля и учета заключается в контроле Советом Министров работу всех подчиненных органов государственного республиканского масштаба, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Совет Министров вынужден осуществлять контроль также в целях реализации таких функций, как регулирование, руководство и координация.

Правительство наделено и специальными функциями. Они дополняют и развивают общие функции. Особенно распространены в разных областях и сферах деятельности совета Министров такие функции, как обеспечение, принятие мер, оказание содействия, создание условий и другие.

Заключение

Итак, Совет Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Мы описали взаимодействия Совета Министров с Президентом и Парламентом. Формирование в целом Правительства осуществляется Главой государства, который в принципе самостоятелен в своём выборе. Ознакомившись с нормативной литературой можем сказать, что в Конституции и другом законодательстве Республики Беларусь не устанавливается каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра

Рассматривая существующую систему органов исполнительной власти, до настоящего времени устанавливаемую Президентом Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что она в ней существуют недостатки и обоснованно вызывает замечания со стороны не только ученых, но и самих управленцев-практиков. С этой целью перспективными задачами будут следующие: усиление активной роли исполнительной власти в системе государственного управления; совершенствование самой системы органов исполнительной власти, особенно взаимоотношений с президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь и иными органами государства; определение иерархической структуры органов исполнительной власти, характера взаимоотношений с местными органами управления и самоуправления; повышение уровня деятельности управленческих структур органов исполнительной власти и их ответственности; упорядочение организации и процедур деятельности управленческого персонала; усиление демократических основ в организации и деятельности системы органов исполнительной власти; обеспечение подконтрольности исполнительной власти общественности и самое главное - укрепление законодательной основы исполнительной власти.

Похожие работы на - Совет Министров Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!